


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

Подготовка и передача личных дел учащихся в архив учебного заведения
Завершенные дела, а также личные дела отчисленных учащихся в течение 2 лет остаются в учебной части или в структурном подразделении, а затем правильно оформленные передаются в архив учебного заведения. Как это сделать, рассмотрено в материале.
Данную тему автор разъяснил в разделах:
Оформите личные дела учащихся при передаче их в архив
Передача документов на хранение в архив должна быть не разовым мероприятием, а постоянной системной работой.
При подготовке и оформлении дел к передаче в архив следует руководствоваться:
• гл.11, 13 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утв. постановлением Минюста от 19.01.2009 № 4.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2024 г. следует руководствоваться Инструкцией № 4 с учетом изменений, внесенных постановлениями Минюста от 10.01.2024 № 2 и от 30.04.2024 № 25. Комментарий см. здесь; |
• гл.12 Правил работы архивов государственных органов и иных организаций, утв. постановлением Минюста от 24.05.2012 № 143.
Работа начинается с подготовки приказа руководителя по основной деятельности «О передаче документов выпускных групп на хранение в архив». В приказе конкретно указывают, какие документы и в какие сроки сдаются на хранение.
Дела должны быть переданы в архив учебного заведения по истечении года выпуска, но не позднее 2 лет после их завершения делопроизводством.
Два способа подготовки личных дел при их подготовке для передачи на хранение:
1) личное дело каждого учащегося формируется в одно дело и учитывается как одна единица хранения. В этом случае крайние даты определяются по дате приказа о зачислении учащегося и о его отчислении;
2) личные дела всех отчисленных (выпущенных) учащихся можно сброшюровать, располагая их по алфавиту фамилий учащихся, соблюдая основное требование: в деле должно быть не более 300 листов хранения. В этом случае крайние даты дел не учитываются.
Оформление личных дел включает комплекс работ по технической обработке. Их проводит секретарь учебной части при методической помощи и под контролем работника архива. При его отсутствии эту работу проводит секретарь директора учебного заведения. Большую помощь в этой работе могут оказать мастера производственного обучения и кураторы выпускных групп. Для этого в учебном заведении должна быть проведена подготовительная работа, оформлены образцы документов, составлен график приема-передачи дел выпускных групп, поскольку при большом объеме документооборота одному секретарю учебной части с этой работой невозможно справиться.
В зависимости от сроков хранения проводится полное или частичное оформление дел.
Дела, подлежащие передаче в архив организации, должны быть соответствующим образом подготовлены. Подготовка дел к передаче в архив предполагает их полное оформление:
• подшивку или переплет дела;
• нумерацию листов в деле;
• составление внутренней описи документов дела;
• составление листа-заверителя дела;
• оформление и уточнение реквизитов обложки дела;
• систематизацию документов дела (п.183 Инструкции № 4).
Подшейте и переплетите дела
Дела, подлежащие полному оформлению, подшиваются не менее чем в четыре прокола в твердую обложку или переплетаются с учетом возможности свободного чтения текста всех документов, дат, виз и резолюций на них. Документы, оформленные на листах бумаги формата А4 альбомной ориентации, подшиваются (переплетаются) за левое поле и складываются.
При подготовке дел к подшивке (переплету) металлические предметы (булавки, скобы, скрепки и др.) из документов должны удаляться (ч.1 п.184 Инструкции № 4).
![]() |
Дополнительно по теме • Как сдавать в архив личные дела, если они в пластиковых скоросшивателях? Следует достать и прошить листы или переложить в картонную папку-обложку? |
Пронумеруйте листы в деле
Листы в деле нумеруются арабскими цифрами валовой нумерацией в правом верхнем углу лицевой стороны, не задевая текста, черным графитным карандашом. Использование чернил и цветных карандашей для нумерации листов не допускается.
Листы внутренней описи документов дела (тома, части) нумеруются отдельно, к их нумерации предъявляются те же требования, что и к нумерации листов дела. Лист-заверитель дела не нумеруется.
При нумерации листов личного дела обязательно должны соблюдаться правила, регламентированные в п.185 Инструкции № 4.
![]() |
Дополнительно по теме • Как пронумеровать листы в личном деле работника, если имеются документы на двух и более страницах? Как проставить нумерацию листов личного дела? |
Составьте описи личных дел учащихся
Секретарь учебной части принимает личные дела от кураторов и мастеров групп по акту, проверяет правильность и полноту документов личного дела, при необходимости оказывает методическую помощь в оформлении дел.
Далее на все личные дела секретарь учебной части составляет акт приема-передачи личных дел учащихся в архив по нормам ст.111-116 Инструкции № 4.
![]() |
Формы документов • Акт приема-передачи личных дел учащихся в архив (пример). |
Сформированные и правильно оформленные личные дела учащихся должны быть включены в опись дел по личному составу учащихся. Эта опись является важнейшим справочным и учетным документом, обеспечивающим оперативный поиск информации.
![]() |
Справочно Форма описи дел по личному составу - приложение 16 к Инструкции № 4. |
В указанную опись личные дела учащихся включаются в алфавитном порядке. Опись составляется в двух экземплярах: один экземпляр передается в архив, второй остается у секретаря учебной части.
![]() |
Формы документов • Опись дел по личному составу учащихся (пример). |
![]() |
Дополнительно по теме • Какой срок хранения личных дел студентов: окончивших колледж; отчисленных с 1-го курса, отчисленных с 2-го и последующих курсов? В каком документе это прописано? |