Пособие от 11.02.2016
Автор: Навойчик Ю.

Пример нарушения, выявленного органами ведомственного контроля и влекущего административную ответственность по статье 21.12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ПРИМЕР НАРУШЕНИЯ, ВЫЯВЛЕННОГО ОРГАНАМИ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И ВЛЕКУЩЕГО АДМИНИСТРАТИВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО СТАТЬЕ 21.12 КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Самовольное строительство жилых домов, производственных, хозяйственных, культурно-бытовых или иных строений и сооружений влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от 20 до 100 базовых величин, а на юридическое лицо - до 500 базовых величин (ст.21.12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. действует Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 91-З. Следует руководствоваться ст.22.8 нового Кодекса.

 

Пример

Государственные органы, организации, физические лица, осуществляющие архитектурную, градостроительную и строительную деятельность, обязаны соблюдать требования законодательства, в том числе обязательные для соблюдения требования технических нормативных правовых актов, заключенных договоров, а также внедоговорные обязательства (п.2 ст.2 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Закон № 300-З)).

Строительная деятельность на территории Республики Беларусь должна осуществляться с соблюдением требований Закона № 300-З, иных актов законодательства, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, градостроительной и проектной документации (п.2 ст.53 Закона № 300-З).

Производство строительно-монтажных работ на объектах строительства может быть начато только после получения заказчиком, застройщиком разрешения в органах государственного строительного надзора, за исключением объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ (п.4 Инструкции о порядке выдачи органами государственного строительного надзора разрешений на производство строительно-монтажных работ, утвержденной постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.02.2008 № 11 (далее - Инструкция № 11)).

Функцией заказчика, застройщика в области организации строительства является в том числе получение разрешения органов государственного строительного надзора на производство строительно-монтажных работ в установленном порядке (подп.1.4.3 п.1 перечня функций заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта по возведению, реконструкции, капитальному ремонту, реставрации и благоустройству объекта строительства, утвержденного постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 04.02.2014 № 4 (далее - Перечень № 4)).

Самовольное строительство - деятельность лица по созданию или изменению недвижимого имущества путем строительства, реконструкции (пристройки, надстройки, перестройки) капитального строения (здания, сооружения), если она осуществлена без получения необходимых разрешений на строительство, реконструкцию либо без проектной документации в случаях, когда необходимость ее подготовки предусмотрена законодательством, либо с существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь (подп.3 части первой п.1 ст.223 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК)).

До начала строительства объекта заказчик должен оформить и передать подрядной строительной организации копию разрешения, выданного органом контроля и надзора за строительством, на производство строительно-монтажных работ. Подрядчик имеет право приступить к производству строительно-монтажных работ только при наличии у него разрешения.

К основным работам по строительству объекта или его части разрешается приступать после получения разрешения органов контроля и надзора за строительством (часть первая п.3.2 и часть первая п.3.3 ТКП 45-1.03-161-2009 (02250) «Организация строительного производства», утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 07.12.2009 № 396 (http://www.tnpa.by/KartochkaDoc.php?UrlRN=242245&UrlIDGLOBAL=339866)).

Как следовало из журнала производства работ и справок стоимости выполненных работ и затрат, на объекте выполнялись вертикальная планировка, устройство основания и укладка асфальтобетонных смесей. Также к оплате были предъявлены работы по устройству подстилающих и выравнивающих слоев оснований из песка в объеме 800 м3, а также по устройству верхнего слоя двухслойного основания из песчано-гравийной смеси (далее - ПГС) площадью 3 000 м2 с использованием природного ПГС в количестве 670 м3.

Таким образом, в нарушение п.2 ст.2, п.2 ст.53 Закона № 300-З, п.4 Инструкции № 11, подп.1.4.3 п.1 Перечня № 4, пп.3.2 и 3.3 ТКП 45-1.03-161-2009, п.1 ст.223 ГК организацией было допущено выполнение строительно-монтажных работ подрядной организацией на объекте без наличия разрешения на производство строительно-монтажных работ, что является самовольным строительством.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 13 мая 2018 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.05.2018 № 343 утверждено Положение о порядке направления уведомлений о производстве строительно-монтажных работ. Положение определяет порядок направления в органы государственного строительного надзора уведомлений о производстве строительно-монтажных работ на объектах строительства, за исключением объектов, на которых в соответствии с законодательством не осуществляется государственный строительный надзор, и порядок действий органов государственного строительного надзора при получении уведомлений.

С 27 июня 2018 г. подп.1.4.3 п.1 Перечня № 4 на основании постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 17.05.2018 № 24 изложен в новой редакции: направление уведомления органам государственного строительного надзора о начале производства строительно-монтажных работ, за исключением объектов, на которых в соответствии с законодательством не осуществляется государственный строительный надзор.

С 29 марта 2021 г. ТКП 45-1.03-161-2009 отменен постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 09.03.2021 № 18.

С 29 марта 2021 г. действуют СН 1.03.04-2020 «Организация строительного производства», утвержденные постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 12.11.2020 № 73.

 

Справочно

Дополнительно см.:

• «Выполнение работ по модернизации без проектно-сметной документации - это самовольное строительство».

 

11.02.2016

 

Юрий Навойчик, юрист

 

По этой теме также см.:

1. Примеры нарушений, выявленных органами ведомственного контроля и влекущих административную ответственность по статье 21.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

2. Примеры нарушений, выявленных органами ведомственного контроля и влекущих административную ответственность по статье 21.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

3. Примеры нарушений, выявленных органами ведомственного контроля и влекущих административную ответственность по статье 21.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

4. Примеры нарушений, выявленных органами ведомственного контроля и влекущих административную ответственность по статье 21.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

5. Примеры нарушений, выявленных органами ведомственного контроля и влекущих административную ответственность по статье 21.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.