Корреспонденция счетов от 25.08.2017
Автор: Агапова Г.

Приобретение комитентом товара через комиссионера-лжепредпринимателя: налоговые последствия признания первичного учетного документа не имеющим юридической силы


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ПРИОБРЕТЕНИЕ КОМИТЕНТОМ ТОВАРА ЧЕРЕЗ КОМИССИОНЕРА-ЛЖЕПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ: НАЛОГОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИЗНАНИЯ ПЕРВИЧНОГО УЧЕТНОГО ДОКУМЕНТА НЕ ИМЕЮЩИМ ЮРИДИЧЕСКОЙ СИЛЫ

пример ситуация

Ситуация

31 мая 2017 г. организация получила предписание из отдела управления Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь о совершении ею сделок (операций) с субъектом, включенным в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. В предписании указано, что товарно-транспортная накладная КА 956321 от 16.09.2016, по которой организация получила товар от организации-комиссионера на сумму 15 978,60 руб. (в том числе НДС - 2 663,10 руб.), не имеет юридической силы.

Также предписание содержит требования:

• исчислить и уплатить в полном объеме налоги (сборы, пошлины) по совершенной сделке;

• представить в налоговый орган по месту постановки на учет уточненные налоговые декларации;

• в течение 20 рабочих дней со дня получения предписания информировать орган финансовых расследований о принятых мерах и приложить подтверждающие документы.

В 2016 году организация применяла УСН без уплаты НДС и вела бухгалтерский учет в установленном порядке.

Как в бухгалтерском и налоговом учете организации-комитента отразить исполнение предписания?

Внесение изменений в налоговом учете комитента

Налогообложение хозяйственных операций, оформленных не имеющими юридической силы первичными учетными документами при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав комитентом через комиссионера-лжепредпринимателя, осуществляется у комитента в порядке, установленном подп.1.11.4 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 апреля 2019 г. Указ № 488 утратил силу Указом Президента Республики Беларусь от 18.04.2019 № 151. Законодательные нормы, направленные на обеспечение полноты уплаты налогов, закреплены в Налоговом кодексе Республики Беларусь.

 

У комитента стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав, оформленных как полученные комитентом от комиссионера, признается внереализационным доходом, а сумма расходов на возмещение комиссионеру стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав не учитывается при налогообложении (подп.1.11.4 п.1 названного Указа).

В рассматриваемой ситуации в налоговом учете комитента налоговая база при УСН увеличится на сумму 15 978,60 руб. за счет включения стоимости приобретенных товаров во внереализационные доходы.

За 2016 год декларация при УСН с внесенными изменениями и (или) дополнениями представляется по форме, действовавшей в 2016 году.

В уточненной декларации по налогу при УСН за 2016 год:

1) на титульном листе проставляется знак «X» в строках (абзац 2 подп.8.3 п.8 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42:

- «В деноминированных денежных единицах Республики Беларусь»;

- «Внесение изменений и (или) дополнений в часть I налоговой декларации (расчета)»;

- «Внесение изменений и (или) дополнений в налоговую декларацию (расчет): в соответствии с подпунктом 1.11 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 г. № 488...».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 февраля 2019 г. следует руководствоваться новой формой налоговой декларации по налогу при УСН согласно приложению 16 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.01.2019 № 2 и новой Инструкцией о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной данным постановлением. Комментарий см. здесь.

 

2) в разделе I показатели:

- по строкам 1 «Налоговая база - всего…» и 1.1 «Налога по ставке 5 % без уплаты НДС» увеличиваются на сумму 15 978,60 руб.;

- по строкам 2 «Сумма налога, исчисленная по расчету, - всего» и 2.1 «По ставке 5 % без уплаты НДС» увеличиваются на сумму 798,93 руб.;

3) в разделе II «Сведения о занижении (завышении) суммы налога, подлежащей уплате (возврату) по налоговой декларации (расчету), в которой обнаружены неполнота сведений или ошибки» по строкам «Сентябрь» и «Исчислено в соответствии с подпунктом 1.11 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 г. № 488» указывается сумма налога к уплате в размере 798,93 руб.

За несвоевременное и неполное перечисление: налога при УСН за период с 25 октября 2017 г. по дату уплаты (срок уплаты налога при УСН за III квартал 2016 г. - 24 октября 2016 г.) организации нужно уплатить пени (ст.52 Налогового кодекса Республики Беларусь).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. следует руководствоваться ст.55 вышеназванного Кодекса, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З.

 

справочно

Справочно

Для расчета пени предлагаем воспользоваться калькуляторами:

• «Калькулятор пеней по текущим платежам во исполнение налоговых обязательств»;

• «Калькулятор "Цена манипуляций с налогами"».

Порядок отражения пени в учете см. в материалах:

• «Пени по платежам в бюджет: налоговый и бухгалтерский учет»;

• «На какой счет бухгалтерского учета следует относить штрафы, пени по хозяйственным договорам в бюджет, начисляемые в отчетном году, по операциям, совершенным за прошлые годы: на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» или 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности»)?».

 

Не позднее 28 июня 2017 г. (истекает 20 рабочих дней с момента получения предписания) организация обязана проинформировать управление Департамента финансовых расследований о выполнении предписания с приложением подтверждающих перечисление налогов в бюджет документов (копий уточненных деклараций, платежных инструкций.

Внесение изменений в бухгалтерском учете комитента

Изменения в бухгалтерский учет вносятся на основании:

Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (далее - Инструкция № 50);

• Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.12.2013 № 80 (далее - Национальный стандарт № 80).

В рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете комитента следует внести изменения:

 

Содержание операции Дата Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный учетный документ
После получения предписания
Доначислен налог при УСН за III квартал 2016 г.
(15 978,60 × 5 %).

Обоснование: п.12 Национального стандарта № 80
Июнь 2017 г.
798,93
Бухгалтерская справка-расчет
Доплачен налог при УСН за III квартал 2016 г.
(не позднее 28 июня 2017 г.).

Обоснование: часть десятая п.53 Инструкции № 50
Июнь 2017 г.
68-3
798,93
Платежное поручение, банковская выписка по расчетному счету

 

При исправлении в июне 2017 г. ошибок, допущенных в 2016 году, при составлении бухгалтерской отчетности за 2017 год следует откорректировать вступительные сальдо каждой связанной с этой ошибкой статьи активов и обязательств, собственного капитала на начало 2017 года (п.12 Национального стандарта № 80).

Кроме того, данная информация подлежит раскрытию в примечаниях к бухгалтерской отчетности (подп.52.3 п.52 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2016 № 104).

 

25.08.2017

 

Галина Агапова, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»

 

По этой теме также см.:

1. Сделки с лжепредпринимательскими структурами: алгоритм избежания административной ответственности.

2. Признание у покупателя первичного учетного документа не имеющим юридической силы: бухгалтерский и налоговый учет.

3. Реализация товара лжепредпринимателю: последствия признания первичного учетного документа не имеющим юридической силы.

4. Приобретение товара комиссионером у лжепредпринимателя для передачи комитенту: налоговый и бухгалтерский учет у комиссионера при исполнении полученного предписания.

5. Реализация комиссионером товара, полученного от комитента-лжепредпринимателя: добровольное исполнение налоговых обязательств.