


Материал помещен в архив
РЕФОРМА СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
С 1 января 2014 г. вступили в силу подписанные Президентом Республики Беларусь 29 ноября 2013 г. законодательные акты, направленные на реформирование судебной системы и службы судебных исполнителей:
• Декрет № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь»;
• Указ № 529 «О некоторых вопросах деятельности судов Республики Беларусь»;
• Указ № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» В соответствии с п.15 Указа № 530 пп.11-13, части вторая - четвертая п.14 Указа № 530 действовали до 16 мая 2017 г. - вступления в силу Закона РБ от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве». |
В результате принятия указанных нормативных актов с 1 января 2014 г. создана единая система судов общей юрисдикции, которая объединила общие и хозяйственные суды; Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь (далее - Высший Хозяйственный Суд) преобразован в судебную коллегию по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь (далее - Верховный Суд).
С этой же даты создана единая служба судебных исполнителей, подчиненная Министерству юстиции Республики Беларусь, которое занимается общей координацией данной деятельности.
На расширенном заседании 12 февраля 2014 г. Президиума Верховного Суда Председатель Верховного Суда Валентин Олегович Сукало отметил очевидную знаковость происходящих судебных преобразований: «Прошедший год, без сомнения, войдет в историю развития белорусской государственности и белорусского правосудия».
В результате грамотной и слаженной работы Верховного Суда по оперативному разрешению всех переходных организационных вопросов к моменту вступления в силу комплекта нормативных актов, касающихся судебного реформирования, в очень сжатые сроки было подготовлено большое количество внутренних нормативных документов, межведомственных соглашений.
В Верховном Суде образована новая судебная коллегия по экономическим делам и назначен ее руководитель - Василий Николаевич Демидович. На базе двух судов - бывшего Высшего Хозяйственного и Верховного - создан единый аппарат со своими структурными подразделениями, призванными выполнять новые функции в объединенной судебной системе.
Сформирован новый состав Президиума Верховного Суда и Высшей квалификационной коллегии судей. Созданы все рабочие органы и структуры Верховного Суда (примечание).
Настоящее пособие поможет юристам разобраться в происходящих изменениях в судебной системе, работе судов и судебных исполнителей.
СИСТЕМА СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
* Декрет Президента РБ от 29.11.2013 № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» (далее - Декрет № 6).
С 1 января 2014 г. Верховный Суд и Высший Хозяйственный Суд объединены, в результате чего образован единый высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам - Верховный Суд (п.1).
Имущество, права и обязанности Высшего Хозяйственного Суда перешли к Верховному Суду в порядке правопреемства.
Единая система судов общей юрисдикции состоит (п.2):
- из Верховного Суда;
- областных (Минского городского) судов, экономических судов областей (г.Минска);
- районных (городских) судов.
Верховный Суд действует в составе (подп.2.3 п.2):
- Пленума Верховного Суда;
- Президиума Верховного Суда;
- судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда;
- судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда;
- судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда;
- судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда.
Функции по пересмотру судебных постановлений экономических судов в кассационном порядке, которые возлагались на Кассационную коллегию Высшего Хозяйственного Суда, в соответствии со ст.283 Хозяйственного процессуального кодекса РБ (далее - ХПК) перешли к коллегии по экономическим делам Верховного Суда.
Хозяйственные суды областей (г.Минска) переименованы в экономические суды областей (г.Минска) и входят в систему судов общей юрисдикции.
Предусмотрено, что до приведения актов законодательства в соответствие с Декретом № 6 они применяются в той части, в которой не противоречат Декрету № 6 (п.17).
![]() |
Обратите внимание! Таким образом, компетенция экономических (хозяйственных) судов не изменилась, за исключением предусмотренной в главе 33 ХПК, регламентирующей производство по пересмотру судебных постановлений в порядке надзора, а также в главе 35 ХПК об исполнительном производстве. |
С 1 июля 2014 г. подлежат упразднению Военная коллегия Верховного Суда и военные суды. Все полномочия Белорусского военного суда и межгарнизонных военных судов с этой даты перейдут к областным (Минскому городскому) и районным (городским) судам общей юрисдикции (подп.10.1-10.3 п.10).
* Указ Президента РБ от 29.11.2013 № 529 «О некоторых вопросах деятельности судов Республики Беларусь» (далее - Указ № 529).
В связи с объединением Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда и переименованием хозяйственных судов областей (г.Минска) в экономические суды областей (г.Минска) судьи Высшего Хозяйственного Суда считаются судьями Верховного Суда, председатели, заместители председателей и судей хозяйственных судов областей (г.Минска) считаются председателями, заместителями председателей и судьями экономических судов областей (г.Минска) (п.1).
![]() |
Справочно Данные о руководстве Верховного Суда можно найти на сайте Верховного Суда по адресу: http://court.by/sup_court/chmn/. Судьи Военной коллегии Верховного Суда и военных судов, работники Верховного Суда и военных судов, являющиеся военнослужащими, до 1 июля 2014 г. подлежат с их согласия назначению в установленном порядке на иные должности соответственно судей и работников аппаратов судов общей юрисдикции (п.4 Указа № 529). В связи с упразднением Высшего Хозяйственного Суда и переименованием хозяйственных судов в экономические, появлением термина «суды общей юрисдикции» п.7 Указа № 529 внесены изменения и дополнения в ряд указов Президента РБ. |
Ю.Прокопенко, юрист Revera Consulting Group
Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь», указам Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 № 529 «О некоторых вопросах деятельности судов Республики Беларусь», от 29.11.2013 № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов». Вместо хозяйственных судов - экономические суды.
О.Бобкова, старший прокурор отдела по надзору за соответствием закону судебных постановлений по гражданским делам прокуратуры Минской области
Алгоритм юридических действий в гражданском процессе.
Интернет-ресурс
Сохранится ли разграничение подведомственности и (или) подсудности между экономическими судами и судами общей юрисдикции?
Необходимо ли субъекту хозяйствования в действующие договоры вносить изменения в части определения наименования суда, который будет рассматривать спор, то есть не хозяйственный суд, а экономический суд?
Будут ли действовать с 1 января 2014 года нормативно-правовые и иные акты, принятые Пленумом Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Президиумом Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, включая официальные письма и разъяснения?
По каким вопросам судебной практики между общими и хозяйственными судами были различные подходы (в частности, по пункту 2 статьи 366 Гражданского кодекса Республики Беларусь (по вопросу индексации долга - письмо Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.12.2011 № 02-38/2369 «О взыскании инфляции». Решение Конституционного суда Республики Беларусь от 31.10.2012 № Р-777/2012 «О правовом регулировании ответственности за неисполнение денежного обязательства»))?
В.Филипповский, судья Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в отставке, заместитель Председателя постоянно действующего Третейского суда при Ассоциации белорусских банков
В связи с принятием Декрета Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» изменился ли порядок обжалования решений экономических судов?
СИСТЕМА ОРГАНОВ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ
* Указ Президента РБ от 29.11.2013 № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов» (далее - Указ № 530).
С 1 января 2014 г. создана единая система органов принудительного исполнения судебных постановлений, в состав которой вошли исполнители общих и хозяйственных судов (п.1).
В систему органов принудительного исполнения входят:
- главное управление принудительного исполнения Министерства юстиции РБ, возглавляющее систему органов принудительного исполнения (структура и контактные лица размещены на сайте http://minjust.by/ru/site_menu/about/struktura/gupi);
- территориальные органы принудительного исполнения (структура, банковские реквизиты по всем органам принудительного исполнения размещены на сайте http://minjust.by/ru/site_menu/prinudisp).
Территориальными органами принудительного исполнения являются:
- управления принудительного исполнения главных управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов;
- районные (межрайонные), городские, районные в городах отделы принудительного исполнения управлений принудительного исполнения.
Совету Министров РБ поручено до 1 октября 2014 г. разработать проекты законов Республики Беларусь, определяющих порядок ведения исполнительного производства и статус судебных исполнителей (подп.17.3 п.17).
![]() |
Обратите внимание! До принятия вышеназванных законов исполнение судебных постановлений и иных исполнительных документов, принятых в сфере экономической деятельности, осуществляется в порядке, предусмотренном хозяйственным процессуальным законодательством. Исполнение судебных постановлений и иных исполнительных документов, принятых в сфере иных правоотношений, - в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством (п.12). |
Порядок обжалования постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя установлен в части четвертой п.14 Указа № 530.
Права и обязанности общих и хозяйственных судов в части исполнительного производства переходят к органам принудительного исполнения в порядке правопреемства с 1 января 2014 г. (п.14).
Полномочия суда (судьи) по рассмотрению вопросов, возникающих при исполнении судебных постановлений и иных исполнительных документов, предусмотренные в разделе IX Гражданского процессуального кодекса РБ (далее - ГПК) (за исключением предусмотренных в ст.463-465, 471-474 и пп.71 и 72 части четвертой ст.482) и разделе IV ХПК (за исключением предусмотренных в ст.330-332, 334-336, 340, абзаце 8 части четвертой ст.348 и части первой ст.368), до внесения изменений в указанные законодательные акты реализуются органами принудительного исполнения.
Кроме того, п.11 Указа № 530 существенно расширены полномочия судебного исполнителя.
При принудительном совершении действий по имущественным взысканиям в соответствии с постановлением судебного исполнителя с должника подлежит удержанию 10 % от взысканных сумм (стоимости имущества), а при требованиях неимущественного характера - 5 базовых величин по каждому исполнительному документу (если должник - физическое лицо) и 10 базовых величин по каждому исполнительному документу (если должник - юридическое лицо) (п.13).
* Постановление Совета Министров РБ от 31.12.2013 № 1190 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 530».
Постановлением утверждены:
- Положение об органах принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов, которым определены задачи и функции данных органов принудительного исполнения разных уровней, установлены полномочия как органов принудительного исполнения (пп.16, 22, 29), так и их руководителей (пп.10, 19, 25);
- Положение о порядке использования средств, дополнительно полученных при принудительном исполнении судебных постановлений и иных исполнительных документов.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 мая 2017 г. постановлением Совета Министров РБ от 12.05.2017 № 345 внесены изменения и дополнения в постановление № 1190, в частности, название Положения о порядке использования средств, дополнительно полученных при принудительном исполнении судебных постановлений и иных исполнительных документов изложено в новой редакции: «Положение о порядке использования принудительного сбора». |
А.Павлюченко, адвокат адвокатского бюро «Ревера Консалтинг Групп Лтд»
Комментарий к Закону Республики Беларусь от 01.07.2014 № 174-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам совершенствования судопроизводства в судах, рассматривающих экономические дела». Изменения в сфере исполнительного производства.
Л.Макаренко, главный специалист - старший судебный исполнитель управления организации исполнительного производства Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Т.Староверова, главный специалист - старший судебный исполнитель управления организации исполнительного производства Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь
Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов». С 1 января 2014 года будет действовать единая система органов принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов.
Д.Акуленко, судья суда Ленинского района г.Могилева
Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2013 № 1190 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 530». Формирование системы органов принудительного исполнения.
Ю.Прокопенко, юрист Revera Consulting Group
Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь», указам Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 № 529 «О некоторых вопросах деятельности судов Республики Беларусь», от 29.11.2013 № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов». Вместо хозяйственных судов - экономические суды.
А.Смольский, кандидат экономических наук, доцент кафедры организации и управления Белорусского государственного экономического университета, судебный эксперт (судебно-экономическая экспертиза)
Защита интересов кредиторов в процессе хозяйственной деятельности.
С.Кулаковский, заместитель председателя экономического суда г.Минска
Административная ответственность за нарушение третьим лицом календарной очередности перечисления денежных средств, причитающихся должнику по предписаниям различных отделов принудительного исполнения.
Л.Макаренко, юрист, с 2008 по 2013 гг. - главный специалист - старший судебный исполнитель управления организации исполнительного производства Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь
Куда с 1 января 2014 года следует обращаться после получения приказа экономического суда с заявлением о возбуждении исполнительного производства?
Д.Акуленко, судья суда Ленинского района г.Могилева
Жалоба на бездействие судебного исполнителя (с 1 января 2014 года) (пример).
ПОРЯДОК УПЛАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ ПРИ ОБРАЩЕНИИ В СУД
* Закон РБ от 31.12.2013 № 96-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения» (далее - Закон).
В связи с проведением судебной реформы существенно расширился круг объектов обложения государственной пошлиной, указанных в подп.1.1 п.1 ст.249 Налогового кодекса РБ (далее - НК). Так, государственная пошлина подлежит уплате за рассмотрение исковых и иных заявлений, жалоб, ходатайств, подаваемых в суды, кассационных, апелляционных и надзорных жалоб на судебные постановления, выдача копий документов, предоставление экономическими судами областей (г.Минска), судебной коллегией по экономическим делам Верховного Суда сведений об исполнительных производствах, возбужденных в отношении должников, если иное не установлено п.2 ст.249 НК. Подпункт 1.3 п.1 ст.249 НК исключен.
Пунктами 199-201 Закона внесены изменения в приложения 14, 16 и 17 к НК. В приложении 16 к НК, которым установлены ставки государственной пошлины при обращении в судебную коллегию по экономическим делам Верховного Суда, экономические суды областей (г.Минска), изменения главным образом носят редакционный характер.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. НК изложен в новой редакции Законом РБ от 30.12.2018 № 159-З. Комментарий и сравнение норм см. здесь. |
![]() |
Обратите внимание! Соответствующие изменения внесены в Калькулятор госпошлины при обращении в суд, рассматривающий экономические дела, который размещен в рубрике «Калькуляторы». |
* Письмо Минфина РБ от 07.02.2014 № 04-1-21/682 «Об уплате госпошлины при обращении в экономические суды».
Реквизиты счетов для уплаты государственной пошлины при обращении в экономические суды областей и г.Минска приведены в приложении 1.
Реквизиты счетов для уплаты государственной пошлины в иностранной валюте при обращении в вышеуказанные суды приведены в приложении 2.
Установлено, что уплату государственной пошлины при обращении в коллегию по экономическим делам Верховного Суда следует производить на счет по учету средств бюджета г.Минска, открытый Главному управлению Министерства финансов РБ по г.Минску.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 января 2015 г. письмо № 04-1-21/682 фактически утратило силу в связи с внесением изменений Законом РБ от 30.12.2014 № 224-З в п.1 ст.249 НК и утратой силы постановления Минфина РБ от 10.01.2014 № 1. |
![]() |
Справочно Реквизиты счетов для уплаты государственной пошлины в экономические суды см. также на сайте Верховного Суда по адресу: http://court.by/online-help/duty/. |
Примечание. Главной задачей всех последних преобразований и реформ в судебной системе является ее переход на новый уровень качества и оперативности (http://court.by/justice/press_office/aee6f23ad56762d/docs/3l.Lfnf. Дата доступа 26.02.2014).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 мая 2017 г. в ГПК и ХПК были внесены значительные изменения и дополнения Законом РБ от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве». Порядок исполнения всех видов исполнительных документов, относящихся к компетенции судебного исполнителя, регулируется названным Законом. |
26.02.2014
Елена Ильницкая, юрист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»
Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»