


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ С ОДНИМ УЧАСТНИКОМ И УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
С 26 января 2016 г. в связи со вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 308-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам хозяйственных обществ» у бизнеса появилась возможность создавать хозяйственные общества с одним участником (ХО). При этом существует большое количество унитарных предприятий (УП), собственником которых выступает также один субъект права. Проведем сравнительный анализ двух указанных форм ведения бизнеса с целью выявления их общих признаков, а также положительных и отрицательных сторон.
![]() |
Справочно На эту же тему см.: • пособие «Создание и деятельность хозяйственных обществ с одним участником»; • форму Устава общества с ограниченной ответственностью с одним участником (с комментариями) (до 28 апреля 2021 года); • форму Устава закрытого акционерного общества с одним участником (с комментариями). |
Организационно-правовая форма ведения бизнеса
Критерий сравнения |
Унитарное предприятие | Хозяйственное общество с одним участником |
Основные нормативные правовые акты (нормы), посредством которых осуществляется правовое регулирование |
1. Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (вместе с Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования (далее - Положение о регистрации), Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования). 2. Параграфы 1, 4 главы 4 «Юридические лица» Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) |
1. Положение о регистрации. 2. Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон № 2020-XII). 3. Параграфы 1, 2 главы 4 «Юридические лица» ГК |
Комментарий. УП: Правовое регулирование создания и деятельности имеет весьма ограниченный характер. Многие практические аспекты вообще не имеют правового регулирования, что при решении возникающих вопросов вызывает затруднения. Для наглядности отметим, что специальному регулированию унитарного предприятия в ГК посвящены только три статьи - ст.113-115. ХО: Специальному регулированию, помимо ГК, посвящен целый закон - Закон № 2020-XII | ||
Порядок создания |
Порядок создания одинаковый: путем учреждения или реорганизации юридических лиц (часть вторая п.1 ст.113 ГК, часть первая ст.10 Закона № 2020-XII) | |
Содержание решения об учреждении |
Законодательством требования к сведениям, которые в обязательном порядке должны указываться в решении об учреждении унитарного предприятия, не установлены | Решение об учреждении в обязательном порядке должно содержать сведения: - о (об) размере уставного фонда; - порядке формирования уставного фонда; - юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, которые будут осуществлять оценку стоимости неденежного вклада в уставный фонд или проводить экспертизу достоверности оценки стоимости неденежного вклада в случае, если уставный фонд должен быть сформирован до его государственной регистрации; - утверждении устава; - образовании органов хозяйственного общества и назначении их членов; - утверждении решения о выпуске акций (при создании акционерного общества) (часть третья ст.11, часть первая ст.12, часть первая ст.68 Закона № 2020-XII) |
Комментарий. УП: ГК указывает лишь на то, что собственник имущества унитарного предприятия принимает решение о создании унитарного предприятия (абзац 2 п.6 ст.113 ГК), не конкретизируя, что обязательно должно содержаться в таком решении. При этом не указывается, в какой форме должно приниматься данное решение. ХО: В отношении же хозяйственного общества с одним участником указано, что решение о его создании принимается единственным учредителем в письменной форме (часть третья ст.11 Закона № 2020-XII) и детально конкретизировано, какие сведения в обязательном порядке должно содержать такое решение | ||
Ответственность по обязательствам, возникшим до государственной регистрации |
Законодательство не указывает, кто должен нести ответственность по обязательствам, связанным с учреждением унитарного предприятия и возникшим до его государственной регистрации, не содержит возможности возложить такую ответственность на унитарное предприятие после его государственной регистрации | Ответственность по обязательствам, возникшим до государственной регистрации хозяйственного общества с одним участником и связанным с его учреждением, несет единственный учредитель. При этом хозяйственное общество может принять на себя ответственность по обязательствам учредителя, связанным с учреждением этого общества (часть четвертая ст.11 Закона № 2020-XII) |
Комментарий. УП: Несмотря на то что ГК не указывает на то, кто должен нести ответственность по обязательствам, связанным с учреждением унитарного предприятия и возникшим до его государственной регистрации, такая ответственность должна возлагаться на собственника имущества унитарного предприятия, так как именно его действиями вызвано возникновение таких обязательств. Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества, за исключением случаев, предусмотренных ГК (часть вторая п.8 ст.113 ГК). Однако ГК не предусматривает, что унитарное предприятие должно или может нести ответственность по обязательствам собственника его имущества, связанным с учреждением унитарного предприятия и возникшим до момента его государственной регистрации. Соответственно, унитарное предприятие не может принять на себя ответственность по обязательствам собственника его имущества, связанным с учреждением унитарного предприятия и возникшим до его государственной регистрации. ХО: По общему правилу единственный учредитель хозяйственного общества несет ответственность по обязательствам, возникшим до государственной регистрации хозяйственного общества и связанным с его учреждением. В дальнейшем хозяйственное общество может, но не обязано, принять на себя ответственность по обязательствам учредителя, связанным с учреждением этого общества. Вместе с тем Закон № 2020-XII не указывает, в чьей компетенции находится вопрос принятия хозяйственным обществом такой ответственности. В целях избежания проблем полагаем, что такой вопрос после государственной регистрации должен решаться единственным участником самостоятельно | ||
Согласование наименования |
Порядок согласования наименования одинаковый и установлен Положением о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.02.2009 № 154, и постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 05.03.2009 № 20 «О согласовании наименований юридических лиц» | |
Место нахождения |
Местонахождением может быть как нежилое помещение, так и жилое помещение (квартира, жилой дом) физического лица - собственника имущества частного унитарного предприятия при соблюдении определенных условий (п.5 Положения о регистрации) | Местонахождением может быть только нежилое помещение |
Комментарий. УП: Местонахождением может быть как нежилое, так и жилое помещение. Однако жилое помещение может быть местонахождением унитарного предприятия (а именно, только частного унитарного предприятия), если: - оно принадлежит собственнику имущества унитарного предприятия - физическому лицу на праве собственности (находится в долевой или совместной собственности) - с согласия иного собственника (всех собственников), а также всех совершеннолетних членов его семьи (членов семьи всех собственников), проживающих в этом помещении; ИЛИ - собственник имущества - физическое лицо постоянно проживает в жилом помещении (за исключением жилого помещения государственного жилищного фонда), о чем свидетельствуют отметка в документе, удостоверяющем личность, либо сведения в карточке регистрации, - с согласия собственника (всех собственников) жилого помещения частного жилищного фонда, а также проживающих в данном помещении всех совершеннолетних членов семьи собственника (всех собственников) (абзацы 2 и 3 части первой п.5 Положения о регистрации). ХО: Местонахождением может быть только нежилое помещение, так как использование жилого помещения в качестве места нахождения хозяйственного общества противоречит правовому режиму его использования, что вытекает из определения понятия «жилое помещение», приведенному в п.14 ст.1 Жилищного кодекса Республики Беларусь. От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2020 г. согласно п.14 ст.1 вышеназванного Кодекса, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 04.05.2019 № 185-З, жилое помещение - предназначенное для проживания граждан помещение, отапливаемое, имеющее естественное освещение и соответствующее обязательным для соблюдения санитарным нормам и правилам, гигиеническим нормативам и иным обязательным для соблюдения техническим нормативным правовым актам, содержащим требования, предъявляемые к жилым помещениям | ||
Учредительный документ и его содержание |
Учредительный документ - устав, утвержденный собственником имущества унитарного предприятия и единственным учредителем хозяйственного общества соответственно. Содержание устава унитарного предприятия определено в п.2 ст.48, части второй п.2 ст.113 ГК, а хозяйственного общества с одним участником - в п.2 ст.48 ГК, ст.14 Закона № 2020-XII, п.21 Положения о регистрации | |
Порядок государственной регистрации |
Различий в порядке государственной регистрации не установлено. Единый порядок предусмотрен Положением о регистрации | |
Размер уставного фонда |
Ограничений по размеру уставного фонда не установлено (за исключением страховых организаций) | Установлены минимальные размеры уставного фонда для некоторых видов хозяйственных обществ |
Комментарий. УП: Законодательство не содержит каких-либо ограничений по размеру уставного фонда (п.1 ст.471 ГК), за исключением страховых организаций (п.15 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 «О страховой деятельности», далее - Положение о страховой деятельности). ХО: Для открытых акционерных обществ минимальный размер уставного фонда - 400 базовых величин, а для закрытых акционерных обществ - 100 базовых величин (п.8 Положения о регистрации). Для обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью ограничений по размеру уставного фонда не установлено. Как указывалось выше, для страховых организаций минимальный размер установлен в п.15 Положения о страховой деятельности. От редакции «Бизнес-Инфо» С 18 мая 2019 г. согласно п.15 Положения о страховой деятельности (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 11.05.2019 № 175) минимальный размер уставного фонда страховщика устанавливается в сумме 11 млн. белорусских рублей, страхового брокера - в сумме 55 тыс. белорусских рублей | ||
Структура органов управления |
Высший орган управления - собственник имущества унитарного предприятия. Орган управления (исполнительный орган) - руководитель |
Высший орган управления - единственный участник хозяйственного общества. Совет директоров (наблюдательный совет). Исполнительный орган - коллегиальный исполнительный орган (правление или дирекция) и (или) единоличный исполнительный орган (директор или генеральный директор) |
Комментарий. УП: Несмотря на то что ГК прямо не указывает на то, что собственник имущества унитарного предприятия является его органом управления, данный вывод следует из содержания п.2 ст.49 ГК, а также из того, что собственник имущества унитарного предприятия обладает определенной компетенцией по его управлению, на что указывает п.6 ст.113 ГК. Орган унитарного предприятия - руководитель, который назначается собственником имущества и ему подотчетен (п.4 ст.113 ГК). В то же время ГК не рассматривает руководителя унитарного предприятия как его исполнительный орган, хотя, полагаем, что по своей правовой природе он является таковым. Конкретное наименование руководителя унитарного предприятия определяется согласно п.6 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1. На образование иных органов управления в унитарном предприятии законодательство не указывает. ХО: Структура органов управления содержится в ст.33 Закона № 2020-XII. При этом вместо традиционного общего собрания участников высшим органом управления хозяйственного общества с одним участником является именно этот единственный участник, о чем прямо указано в части второй ст.33 Закона № 2020-XII. По Закону № 2020-XII образование совета директоров (наблюдательного совета) в хозяйственном обществе с одним участником не является обязательным, однако может предусматриваться его уставом. Исполнительный орган может быть создан в виде как коллегиального, так и единоличного органа. При этом они могут быть созданы и действовать одновременно | ||
Структура органов контроля |
Законодательством не предусмотрено образование отдельного контролирующего органа | Ревизионная комиссия или ревизор. Иные контрольные органы |
Комментарий. УП: ГК не указывает на возможность образования в унитарном предприятии контрольного органа. По сути функции контрольного органа осуществляет собственник имущества унитарного предприятия, что следует из абзаца 8 п.6 ст.113 ГК, согласно которому собственник имущества осуществляет контроль за деятельностью унитарного предприятия, использованием по назначению и сохранностью имущества, принадлежащего унитарному предприятию. Хотя стоит отметить, что такого регулирования вопроса недостаточно, особенно с точки зрения защиты прав собственника имущества унитарного предприятия от действий его руководителя. ХО: Может быть образована ревизионная комиссия или назначен ревизор (часть третья ст.33 Закона № 2020-XII). Правовой статус и полномочия ревизионной комиссии (ревизора) урегулированы ст.59, 60, 86 Закона № 2020-XII. Если это предусмотрено уставом хозяйственного общества с одним участником, единственный участник может образовать и иные контрольные органы, на что указывает часть третья ст.33 Закона № 2020-XII | ||
Ответственность членов органов |
Законодательство не содержит указания на порядок привлечения к ответственности членов органов унитарного предприятия и специфику такой ответственности за причинение унитарному предприятию убытков, однако указывает на возможность привлечения членов органов к ответственности за доведение унитарного предприятия до состояния экономической несостоятельности (банкротства) | Установлена возможность, а также порядок и специфика привлечения к ответственности членов органов хозяйственного общества с одним участником за причинение ему убытков и доведение его до состояния экономической несостоятельности (банкротства) |
Комментарий. УП: ГК не устанавливает правил привлечения к ответственности членов органов унитарного предприятия к ответственности за убытки, причиненные этому унитарному предприятию их виновными действиями (бездействием). Соответственно, при необходимости привлечения к ответственности таких членов необходимо руководствоваться общими нормами ГК об ответственности за причинение убытков (ст.14 ГК). Вместе с тем, если экономическая несостоятельность (банкротство) унитарного предприятия вызвана собственником его имущества или другими лицами, в том числе руководителем унитарного предприятия, имеющими право давать обязательные для этого унитарного предприятия указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия, то на таких лиц при недостаточности имущества унитарного предприятия возлагается субсидиарная ответственность по его обязательствам (часть вторая п.3 ст.52 ГК). От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 августа 2018 г. следует руководствоваться частью второй п.3 ст.52 ГК в редакции Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 135-З. Собственник имущества юридического лица, признанного экономически несостоятельным (банкротом), его учредители (участники) или иные лица, в том числе руководитель юридического лица, имеющие право давать обязательные для этого юридического лица указания либо возможность иным образом определять его действия, несут субсидиарную ответственность при недостаточности имущества юридического лица только в случае, когда экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица была вызвана виновными (умышленными) действиями таких лиц, если иное не установлено законодательными актами.ХО: Члены органов хозяйственного общества с одним участником в соответствии с их компетенцией несут ответственность перед хозяйственным обществом за убытки, причиненные этому обществу их виновными действиями (бездействием), в порядке, установленном уставом хозяйственного общества и законодательством (часть седьмая ст.33 Закона № 2020-XII). При этом не несут ответственности, если иное не предусмотрено ст.571 Закона № 2020-XII, члены органов хозяйственного общества, голосовавшие против решения, которое повлекло причинение этому обществу убытков, или не принимавшие участия в таком голосовании, а также в иных случаях, установленных законодательными актами. В случае если ответственность несут несколько членов органов хозяйственного общества, их ответственность перед хозяйственным обществом является солидарной. В случае отказа членов органов хозяйственного общества в добровольном возмещении убытки могут быть взысканы в интересах общества в судебном порядке по иску самого хозяйственного общества, членов совета директоров (наблюдательного совета), уполномоченных его решением, принятым большинством не менее 2/3 голосов всех членов совета директоров (наблюдательного совета), а также по иску единственного участника хозяйственного общества. В случае если экономическая несостоятельность (банкротство) хозяйственного общества с одним участником вызвана его единственным участником или другими лицами, в том числе лицом, осуществляющим полномочия единоличного исполнительного органа хозяйственного общества либо возглавляющим коллегиальный исполнительный орган этого общества, имеющими право давать обязательные для этого общества указания либо возможность иным образом определять его действия, на таких лиц при недостаточности имущества хозяйственного общества возлагается субсидиарная ответственность по его обязательствам в соответствии с законодательными актами (часть третья ст.5 Закона № 2020-XII) | ||
Право на имущество |
Имущество унитарного предприятия находится у него на праве хозяйственного ведения (оперативного управления). Правом собственности на такое имущество обладает учредитель унитарного предприятия (собственник имущества унитарного предприятия) | Хозяйственное общество с одним участником обладает правом собственности на имущество, переданное ему в качестве вклада в уставный фонд, а также на приобретенное в процессе хозяйственной деятельности |
Комментарий. УП: Не имеет права собственности на закрепленное за ним собственником имущество (п.1 ст.113 ГК). Вместе с тем унитарное предприятие вправе осуществлять некоторые правомочия собственника в отношении такого имущества, в частности владеть и пользоваться таким имуществом, а также распоряжаться им с согласия собственника (пп.1, 3 ст.276 ГК). ХО: Обладает полноценным правом собственности на имущество, переданное ему в качестве вклада в уставный фонд, а также на приобретенное в процессе хозяйственной деятельности (абзац 2 части второй ст.1 Закона № 2020-XII). Поэтому по общему правилу на отчуждение принадлежащего хозяйственному обществу имущества согласия единственного участника не требуется. Вместе с тем уставом хозяйственного общества к компетенции единственного участника могут быть отнесены вопросы согласования отчуждения имущества, принадлежащего хозяйственному обществу (часть третья ст.14 Закона № 2020-XII). Также необходимо отметить, что Законом № 2020-XII предусмотрены институты крупной сделки и сделок с заинтересованностью его аффилированных лиц, что также налагает определенные ограничения при отчуждении имущества хозяйственного общества с одним участником | ||
Возможность изъятия имущества |
Собственник может изъять имущество унитарного предприятия | Возможности прямого изъятия имущества не предусмотрено |
Комментарий. УП: Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются в случае правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника (п.3 ст.280 ГК). То есть решения собственника достаточно для изъятия имущества у унитарного предприятия. При этом данный аспект имеет дискуссионный характер в плане обложения подоходным налогом и налогом на прибыль в результате изъятия такого имущества. ХО: Законодательство не содержит возможности напрямую изъять имущество у хозяйственного общества по решению его единственного участника. Вместе с тем такой участник вправе принимать участие в распределении прибыли хозяйственного общества, а также получать в случае ликвидации хозяйственного общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость (абзацы 4 и 5 части девятойой ст.13 Закона № 2020-XII) | ||
Порядок совершения сделок |
Специальных норм, регулирующих порядок совершения сделок, не предусмотрено, за исключением получения согласия собственника на совершение определенных сделок | Специально урегулирован порядок совершения крупных сделок и сделок с заинтересованностью аффилированных лиц хозяйственного общества |
Комментарий. УП: Институты крупных сделок и сделок с заинтересованностью аффилированных лиц в отношении унитарного предприятия законодательством не предусмотрены. Однако некоторые из их элементов могут быть позаимствованы и отражены в уставе унитарного предприятия. При совершении ряда сделок ГК требует получения соответствующего согласия на это собственника имущества унитарного предприятия (абзац 9 п.6 ст.113, п.3 ст.114, п.3 ст.276, п.1 ст.278 ГК). ХО: Статьями 56-58 Закона № 2020-XII детально урегулированы вопросы порядка совершения хозяйственным обществом с одним участником крупных сделок и сделок с заинтересованностью аффилированных лиц хозяйственного общества. Важно отметить, что в том случае, если единственный участник хозяйственного общества является одновременно единоличным исполнительным органом, то соблюдение порядка совершения крупных сделок и сделок с заинтересованностью аффилированных лиц хозяйственного общества не требуется (часть одиннадцатая ст.57, часть двенадцатая ст.58 Закона № 2020-XII) | ||
Создание новых юридических лиц и участие в них |
Допускается создание новых юридических лиц и участие в них с учетом некоторых особенностей | |
Комментарий. УП: ГК не устанавливает запрета на создание унитарным предприятием иных юридических лиц. При этом установлена особенность при создании дочерних унитарных предприятий. Так, унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может с согласия собственника имущества создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие). Дочернее предприятие не вправе создавать унитарные предприятия (п.3 ст.114 ГК). Полагаем, что норма п.3 ст.114 ГК не ограничивает унитарное предприятие в создании юридических лиц иных организационно-правовых форм, нежели другое унитарное предприятие, а всего лишь регулирует особенности создания дочерних унитарных предприятий. Ограничений по участию унитарного предприятия (а не созданию унитарным предприятием) в юридических лицах не установлено. ХО: Ограничений по созданию иных юридических лиц, а также участию в них, не установлено, за исключением одного: хозяйственное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного участника (часть шестая ст.13 Закона № 2020-XII) | ||
Выход из состава собственников (участников), отчуждение доли (акций) предприятию (обществу) |
Законодательством выход из состава собственников (участников), а также отчуждение имущества (акций) предприятию (обществу) не допускается | |
Комментарий. УП: Несмотря на то что ГК не указывает на возможность выхода из состава собственников унитарного предприятия и отчуждения унитарному предприятию своего имущества собственником (но и не запрещает такой выход и отчуждение имущества), такие действия будут противоречить правовой природе самого унитарного предприятия. Да и с точки зрения практического осуществления таких действий это невозможно. ХО: Выход единственного участника из состава общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, а также отчуждение единственным участником доли (акций) самому обществу не допускается (абзац 6 части восьмой ст.77, часть девятая ст.78, часть первая ст.97, часть первая ст.103 Закона № 2020-XII) | ||
Вхождение в состав собственников (участников) иных лиц |
Не допускается | Допускается |
Комментарий. УП: Учитывая, что имущество унитарного предприятия может находиться только в собственности одного лица и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), то, соответственно, отсутствует возможность вхождения в состав собственников унитарного предприятия иных лиц (п.1 и части четвертая-седьмая п.2 ст.113 ГК). ХО: Вхождение в состав участников хозяйственного общества с одним участником иных лиц возможно: - путем отчуждения части доли (акций) иному лицу (части вторая, четвертая ст.66, ст.97 Закона № 2020-XII); - путем отчуждения акций дополнительного выпуска иным лицам (для акционерных обществ) (ст.76 Закона № 2020-XII); - путем принятия в состав участников при увеличении уставного фонда (для обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью) (абзац 5 части второй ст.105 Закона № 2020-XII) | ||
Продажа бизнеса |
Законодательством допускается путем заключения договора продажи предприятия как имущественного комплекса при условии регистрации унитарного предприятия в качестве недвижимого имущества | Продажа допускается путем заключения соответствующей сделки купли-продажи с долей (акциями) |
Комментарий. УП: При желании продать унитарное предприятие продавцом должна быть совершена соответствующая сделка. При этом выбирается одна из сделок, указанных в главе 30 «Купля-продажа» ГК. Так, при продаже унитарного предприятия это может быть только договор продажи предприятия как имущественного комплекса (ст.530 ГК). Однако предприятие как имущественный комплекс первоначально подлежит регистрации в качестве недвижимого имущества (подп.1.4 п.1 ст.3, ст.41 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним»), что влечет определенные временные и денежные затраты. Соответственно, с точки зрения инвестиционной привлекательности продажа унитарного предприятия нецелесообразна. ХО: Доля (акции) участника хозяйственного общества в размере 100 % может быть продана покупателю (инвестору) путем совершения сделки купли-продажи доли в простой письменной форме (часть четвертая ст.101 Закона № 2020-XII). В отношении акционерного общества сделка совершается на организованном или неорганизованном рынке (ст.24, 25 Закона Республики Беларусь от 05.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг») | ||
Реорганизация и ликвидация |
Существенных отличий нет |
19.01.2016
Дмитрий Жилевский, юрист, специалист рынка ценных бумаг