Материал помещен в архив
Строительство: 15 изменений IV квартала 2021 года
Предлагаем короткий обзор основных изменений за октябрь - декабрь 2021 г. Их нужно знать и учитывать специалистам строительных и тех организаций, которые выполняют (оформляют) строительно-ремонтные работы.
![]() |
Об изменениях I квартала см. здесь. Об изменениях II квартала см. здесь. |
1. Установлены статиндексы стоимости СМР
| Статистические индексы согласно постановлениям Минстройархитектуры: |
|
1) постановление от 06.10.2021 № 87 |
|
сентябрь 2021 г. к августу 2021 г. |
| стоимости СМР, в том числе эксплуатации машин и механизмов, строительных материалов, изделий и конструкций |
|
сентябрь 2021 г. к сентябрю 2020 г. |
| стоимости СМР для приведения организациями объемов подрядных работ в сопоставимые условия |
|
2) постановление от 02.12.2021 № 98 |
|
ноябрь 2021 г. к октябрю 2021 г. |
| стоимости СМР, в том числе эксплуатации машин и механизмов, строительных материалов, изделий и конструкций |
|
ноябрь 2021 г. к ноябрю 2020 г. |
| стоимости СМР для приведения организациями объемов подрядных работ в сопоставимые условия |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 декабря 2024 г. действует постановление Минстройархитектуры от 04.12.2024 № 129 «О статистических индексах стоимости строительно-монтажных работ». |
2. Определено, когда заказчику нужно иметь аттестат
С 3 сентября 2021 г. заказчикам, которые ранее работали без аттестата соответствия, теперь нужно получить аттестат. Таким образом, чтобы выступать заказчиком при возведении, реконструкции, реставрации, благоустройстве объектов, относимых к первому - четвертому классам сложности, у организации должен быть аттестат заказчика (п.8 Перечня отдельных видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющих) (приложение 1 к Положению об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утв. постановлением Совмина от 21.03.2014 № 252)).
С 3 октября 2021 г. Квалификационные требования, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для получения аттестатов соответствия первой - четвертой категории (приложение 1 к постановлению Минстройархитектуры от 02.05.2014 № 25), дополнены п.9. В этом пункте установлены требования, которым организация должна соответствовать для получения аттестата заказчика.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 июля 2024 г. действуют Кодекс Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности от 17.07.2023 № 289-З и перечень отдельных видов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (их составляющих), работ по обследованию строительных конструкций объектов, автомобильных дорог и мостовых сооружений на них, аэродромных покрытий на объектах первого-четвертого классов сложности и квалификационные требования, предъявляемые для получения аттестатов соответствия, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащих аттестации, утв. постановлением Минстройархитектуры от 15.04.2024 № 26. |
Кроме этого, Квалификационными требованиями № 25 уточнены требования, предъявляемые к организациям, для получения аттестатов на:
• инженерные изыскания (подп.1.3 п.1);
• выполнение функций генерального проектировщика (подп.2.1-2.3 п.2);
• разработку разделов проектной документации (подп.3.1-3.3 п.3);
• выполнение функций генерального подрядчика по строительству зданий и сооружений (п.6);
• выполнение функций генерального подрядчика по строительству инженерной инфраструктуры, инженерной и транспортной инфраструктуры, магистральной инженерной инфраструктуры (подп.6.2.1-6.2.3 п.6);
• строительство объектов первого - четвертого классов сложности (подп.7.3 п.7);
• обследование зданий и сооружений (строительных конструкций зданий и сооружений; автомобильных дорог, мостовых сооружений) (подп.8.1, 8.3 п.8).
3. Отменено Положение № 88
С 10 октября 2021 г. утратило силу постановление Совмина от 31.01.2014 № 88, которым утверждено Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов.
Напомним, что с 1 июля 2021 г. закупки для строительства за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов осуществляются согласно Закону от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»
Закупки при строительстве за счет внебюджетных средств, как и ранее, не регулируются (при условии, что не будут внесены изменения в законодательство). Порядок таких закупок организация определяет с учетом абз.34 подп.4.4 п.4 Декрета от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 июля 2024 г. подп.4.4 п.4 Декрета № 7 утратил силу Кодексом Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности от 17.07.2023 № 289-З. |
4. Скорректированы правила госзакупок для строительства
С 10 октября 2021 г. скорректированы правила госзакупок при приобретении товаров (работ, услуг) для строительства.
С этой даты:
1) можно менять условия договора, если нужно приобрести дополнительные работы (абз.7 подп.1.8 п.1 постановления Совмина от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 18 сентября 2024 г. следует руководствоваться абз.11 подп.1.8 п.1 постановления № 395 в ред. постановления Совмина от 13.09.2024 № 673; |
2) нужно обеспечивать исполнение обязательств по договору (подп.1.10 п.1 постановления № 395).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 марта 2022 г. подп.1.10 п.1 постановления № 395 утратил силу постановлением № 188. Отменено обеспечение обязательств по договору при закупке работ, услуг для строительства; |
3) нужно учитывать новые критерии оценки участников открытого и закрытого конкурсов (подп.1.11, 1.2 постановления Совмина от 02.07.2019 № 449 «Об установлении критериев, способа оценки и сравнения предложений участников открытого и закрытого конкурсов»).
5. Изменен порядок господдержки при строительстве жилья
С 18 октября 2021 г. жители областных центров и г. Минска, строящие жилье в населенных пунктах (до 20 тыс. человек), имеют право на внеочередное получение господдержки.
Господдержка больше не привязана к месту постановки на учет нуждающихся.
Срок возврата в бюджет субсидий при отказе от строительства жилья увеличен до 6 месяцев.
Совершеннолетние члены семей смогут докредитоваться и получить субсидии в полном объеме в случае смерти кредитополучателей.
Появится возможность перевести долг по льготным кредитам на бывшего супруга с сохранением за ним права на получение финансовой помощи и отсрочки в погашении кредита (Указ от 01.10.2021 № 375 «О мерах по оказанию государственной поддержки»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июня 2025 г. действует Указ от 06.03.2025 № 95 «О государственной поддержке при жилищном строительстве». Комментарии см. здесь. |
6. Разъяснен порядок применения Указа № 259
Минстройархитектуры разъяснило следующие моменты применения Указа от 06.07.2021 № 259 «О создании фондов развития строительной отрасли»:
• отчисления в фонд развития строительной отрасли для включения в сметную стоимость строительства определяются от итого граф 3-6 глав 1-8 и от суммы средств, предусмотренных подп.30.1-30.5, 30.7 и 30.8 главы 9 сводного сметного расчета;
• рассчитанная сумма отчислений в фонды развития строительной отрасли включается в графы 8 и 9 главы 9 сводного сметного расчета;
• сумма отчислений в фонды развития строительной отрасли для включения в сметную стоимость строительства и неизменную договорную (контрактную) цену определяется по формуле: база для расчета отчислений × 1 / 99;
• при формировании сводного сметного расчета на отчисления в фонд развития строительной отрасли начисляются средства на непредвиденные работы и затраты, средства, учитывающие применение прогнозных индексов цен в строительстве, НДС;
• под началом строительства понимается дата принятия решения местными исполнительными и распорядительными органами о выдаче разрешения на проектирование и строительство объектов, кроме объектов, при строительстве которых в соответствии с законодательством получение разрешительной документации не требуется. В этих случаях следует рассматривать дату заключения договора подряда на выполнение проектных работ или утверждения застройщиком задания на проектирование при выполнении проектных работ собственными силами;
• на формирование фондов развития строительной отрасли не предусматриваются в сводном сметном расчете стоимости строительства объектов, в неизменной договорной (контрактной) цене на строительство объекта и отчисления в эти фонды не производятся при строительстве жилых домов, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к районам жилой застройки, включая индивидуальную, а также объектов, строящихся с использованием средств:
- республиканского и (или) местных бюджетов, иных государственных средств, имеющих целевое назначение; внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства;
- кредитов банков Республики Беларусь, предоставленных под гарантии Правительства, облисполкомов и Минского горисполкома, а также кредитов банков, погашение которых осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов (письмо Минстройархитектуры от 15.10.2021 № 10-1-33/13228).
Разъяснения письма Минстройархитектуры от 16.09.2021 № 10-1-33/11754 больше не применяются.
7. Разъяснен порядок применения постановления № 73
Письмом от 22.10.2021 № 04-3-03/13567 в Минстройархитектуры ответили на следующие вопросы по применению постановления Минстройархитектуры от 30.07.2021 № 73 «О порядке регулирования цен на строительные материалы, изделия, конструкции»:
1) должны ли соблюдаться требования постановления № 73 при строительстве (в том числе жилья) за счет собственных средств (п.2);
2) распространяются ли нормы постановления № 73 на розничную торговлю (п.3);
3) как должен формировать цену импортер с учетом норм постановления № 73 (п.5);
4) какой срок действия прейскуранта, утверждаемого импортером (производителем) (п.7);
5) должны ли корректироваться договоры на поставку товаров, заключенные до вступления в силу постановления № 73 (п.8);
6) установлена ли ответственность за невыполнение требований, установленных постановлением № 73 (п.9);
7) если организация несет дополнительные расходы, связанные с реализацией товара (доработка, фасовка и т. п.), как они могут быть компенсированы (п.11);
8) распространяется ли действие постановления № 73 на материалы, используемые для производства продукции (п.12);
9) на основании чего определять, на какие материалы распространяется действие постановления № 73 (п.13);
10) в каких именно документах и как должны отражаться сведения об уровне применяемых оптовых надбавок (п.17).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2024 г. следует руководствоваться постановлением Минстройархитектуры от 19.12.2023 № 125 «О порядке регулирования цен». Комментарии см. здесь. |
8. Установлена новая цена человеко-часа рабочих-строителей
С 1 ноября 2021 г. размер 1 человеко-часа рабочих-строителей 4-го разряда при выполнении строительных, специальных, монтажных, пусконаладочных работ в среднем по Республике Беларусь в денежном выражении для применения при определении сметной стоимости строительства объектов составляет 8,20 руб. (постановление Минстройархитектуры от 01.10.2021 № 85 «Об установлении размера одного человека-часа рабочих-строителей четвертого разряда в денежном выражении»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 мая 2025 г. при определении сметной стоимости строительства объектов размер 1 человеко-часа рабочих-строителей 4-го разряда в среднем по Республике Беларусь составляет 14,47 руб. (п.1 постановления Минстройархитектуры от 16.02.2024 № 6 «Об установлении размера одного человеко-часа рабочих-строителей четвертого разряда в денежном выражении» с учетом изменений, внесенных постановлением Минстройархитектуры от 10.03.2025 № 34). |
Новый размер 1 человеко-часа рабочих-строителей 4-го разряда применяется при составлении сметной документации по вновь начинаемым проектированием объектам, то есть при составлении сметной документации в ценах на 1 ноября 2021 г. и далее во временном периоде.
Сметная документация, составленная в ценах до 1 ноября 2021 г. (независимо от того, прошла она экспертизу или нет), корректировке не подлежит (письмо Минстройархитектуры от 09.11.2021 № 04-3-02/14383).
Пересмотр цены одного человеко-часа рабочих строителей осуществляет Минстройархитектуры с периодичностью раз в год (п.8 Методических рекомендаций о порядке расчета текущих цен на ресурсы, используемые для определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утв. приказом Минстройархитектуры от 29.12.2011 № 457).
9. Внесены изменения в сборники НРР 8.03.212
С 26 ноября 2021 г. в новой редакции изложен п.20.2 вводных указаний технической части Сборников нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении на монтаж оборудования № 12 «Технологические трубопроводы»
10. Утверждены Методические рекомендации по ценам на стройматериалы
С 1 декабря 2021 г. действуют Методические рекомендации о порядке рассмотрения, установления и применения цен на отдельные строительные материалы, используемые в строительстве, утв. постановлением Минстройархитектуры от 01.12.2021 № 97.
Согласно им отпускные цены на производимые товары устанавливаются организациями (указаны в приложении 1 к Методическим рекомендациям) самостоятельно на основе плановых затрат (себестоимости), налогов и иных обязательных платежей, установленных законодательством, прибыли, с учетом конъюнктуры рынка и ограничений, установленных законодательством.
Плановые затраты (себестоимость) определяются организациями (указаны в приложении 1 к Методическим рекомендациям) самостоятельно исходя из принятой учетной политики, включающей вопросы ценообразования, а также НПА по вопросам формирования затрат на основе раздельного учета затрат по каждой товарной позиции, и предоставляются в Минстройархитектуры на рассмотрение и согласование.
В перечень документов, представляемых на рассмотрение и согласование, входят:
• сопроводительное письмо организации-производителя;
• ходатайство управляющей компании холдинга, если организация-производитель входит в состав холдинга;
• положительное заключение ОАО «НИИ Стройэкономика» об экономической обоснованности затрат, включенных в расчет плановой калькуляции;
• действующая и планируемая калькуляции с расшифровкой статей затрат (материальных, трудовых, накладных и пр.).
11. Утверждены Методические рекомендации по технадзору
С 1 декабря 2021 г. действуют Методические рекомендации о нормативах загрузки, количестве объектов, закрепляемых за одним представителем технического надзора, главным инженером проекта, производителем работ при строительстве объектов, утв. постановлением Минстройархитектуры от 20.12.2021 № 105.
Методические рекомендации применяются для определения количества специалистов технадзора, главных инженеров проекта, производителей работ при их назначении на объект строительства и количества объектов, закрепляемых за ними при возведении, реконструкции, реставрации, капитальном и текущем ремонте зданий и сооружений.
Рекомендуемая численность и количество объектов:
• представителей технадзора на объектах строительства в зависимости от договорной (контрактной) цены объекта и количество объектов приведены в приложении 1;
• проектируемых объектов, закрепляемых за одним главным инженером проекта на объектах строительства, приведены в приложении 2;
• производителей работ на объектах строительства в зависимости от договорной (контрактной) цены объекта и количество объектов приведены в приложении 3.
12. Внесены изменения в НЗТ 8.01.00-2014
С 1 декабря 2021 г. в Методические указания о порядке определения стоимости разработки документации проектного обеспечения строительной деятельности ресурсным методом (НЗТ 8.01.00-2014), утв. приказом Минстройархитектуры от 13.06.2014 № 169, внесены изменения.
Уточнены:
• формулы, по которым определяются:
- базовые затраты трудовых ресурсов на разработку полного комплекта разделов проектной документации для возведения объекта строительства (БЗТпкОС);
- полные затраты трудовых ресурсов на разработку документации проектного обеспечения строительной деятельности для возведения объекта строительства (ПЗТОС);
- общая стоимость разработки проектной документации для возведения объекта строительства (ОСОС);
- полная стоимость разработки документации проектного обеспечения строительной деятельности для возведения объекта строительства (ПСОС);
• порядок определения:
- суммы средств на выполнение проектных работ, отражаемых в сводном сметном расчете стоимости строительства;
- стартовой цены и цены предложения на разработку документации проектного обеспечения строительной деятельности (приказ Минстройархитектуры от 21.10.2021 № 181).
13. Внесены изменения в сборник НРР 8.03.203-2017
С 2 декабря 2021 г. внесены изменения в Сборник нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении на монтаж оборудования № 3 «Подъемно-транспортное оборудование»
14. Утвержден новый выпуск ЕКСД «Должности служащих, занятых в строительстве»
10 декабря 2021 г. утвержден выпуск 17 ЕКСД «Должности служащих, занятых в строительстве»
15. Установлены новые требования по строительству скважин
С 12 декабря 2021 г. документация на строительство скважин для добычи нефти и газа, за исключением проектной документации на объекты обустройства скважин для добычи нефти и газа, включена в п.12 Перечня проектной документации на объекты строительства, финансируемые без привлечения бюджетных средств, государственная экспертиза которой не является обязательной (приложение 4 к Положению о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утв. постановлением Совмина от 30.09.2016 № 791).
С 12 декабря 2021 г. приемочные комиссии по объектам строительства скважин для добычи нефти и газа назначаются не позднее 15 дней (п.17 Положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утв. постановлением Совмина от 06.06.2011 № 716).
С 18 декабря 2021 г. утверждены:
• форма акта приемки в эксплуатацию законченной строительством нефтяной и газовой скважины (приложение 81 к постановлению Минстройархитектуры от 06.12.2018 № 40);
• форма гарантийного паспорта нефтяной и газовой скважины (приложение 91 к постановлению № 40);
• перечень документов, представляемых приемочной комиссии подрядчиком (в случае заключения договора строительного подряда) при приемке законченной строительством нефтяной и газовой скважины (приложение 101 к постановлению № 40).
![]() |
Справочно С 1 января 2022 г.: • месячная МЗП - 457 руб. (постановление Совмина от 14.12.2021 № 721 «Об установлении размера месячной минимальной заработной платы»).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2025 г. месячная МЗП установлена в размере 726 руб. (п.1 постановления Совмина от 10.12.2024 № 935);
• базовая ставка - 207 руб. (постановление Совмина от 21.12.2021 № 738 «Об оплате труда отдельных категорий работников»).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2025 г. базовая ставка установлена в размере 270 руб. (п.1 постановления Совмина от 30.10.2024 № 801);
• базовая величина - 32 руб. (постановление Совмина от 31.12.2021 № 792 «Об установлении размера базовой величины»).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2025 г. базовая величина в размере 42 руб. установлена п.1 постановления Совмина от 16.11.2024 № 848;
• начнет действовать ОКРБ 009-2021 «Классификатор стандартов», утв. постановлением Госстандарта от 14.10.2021 № 100. Строительные материалы и строительство - разд.91 ОКРБ 009-2021. Гражданское строительство - разд.93 ОКРБ 009-2021. |
Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»
Рубрики
Инструменты поиска
Сообщество
Избранное
Мой профиль




