Пособие от 10.01.2024
Автор: Аналитическая редакция Правовой платформы «Бизнес-Инфо»

Строительство: 17 изменений IV квартала 2023 года


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Действуют новые Строительные нормы по составу и содержанию проектной документации

2. Разъяснен порядок работы по мониторингу цен с Госстройпорталом

3. Уточнен порядок сноса зданий и сооружений

4. Разъяснено, когда и как подавать сведения в Единый реестр объектов капитального строительства

5. Разъяснено, как действовать заказчику, чтобы разделить объект на очереди

6. Определено, что проектировщик не может сам готовить задание на проектирование

7. Установлено, что разработчик проектной документации не может быть заявителем проведения госэкспертизы

8. Определено, как формировать договорную цену на текущий ремонт

9. Новое в работе банка данных объектов-аналогов

10. Установлен поправочный коэффициент к зимнему удорожанию

11. О применении организациями-заказчиками деревянных окон и дверей

12. Перечисление казначейством средств на содержание заказчика, оплату технадзора

13. Действие постановления № 447 продлено на неопределенный срок

14. ТКП 45-1.03-122-2015 отменен, вместо него теперь действуют СП 1.03.11-2023

15. Новый размер базовой ставки, базовой величины и минимальной заработной платы

16. Изменения в Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов по договорам строительного подряда

17. Установлен новый порядок применения ТК и ТТК

 

Материал помещен в архив

 

Строительство

Строительство: 17 изменений IV квартала 2023 года

Правовая платформа «Бизнес-Инфо»

Материал подготовлен аналитической редакцией Правовой платформы «Бизнес-Инфо»

10.01.2024

Предлагаем обзор основных изменений и разъяснений применения НПА за октябрь - декабрь 2023 г. и нововведений, вступивших в силу с 1 января 2024 г. Их надо знать и учитывать специалистам строительных и иных организаций, выполняющих (оформляющих) строительно-ремонтные работы.

 


Строительство: 17 изменений IV квартала 2023 года

1. Действуют новые Строительные нормы по составу и содержанию проектной документации

С 2 октября 2023 г. действуют СН 1.02.02-2023 «Состав и содержание проектной документации», которые нужно применять при проектировании объектов по:

✓ возведению;

✓ реконструкции;

✓ модернизации;

✓ технической модернизации;

✓ капитальному ремонту;

✓ сносу;

✓ благоустройству территорий объектов строительства различного назначения;

✓ ремонтно-реставрационным работам, выполняемым на материальных историко-культурных ценностях.

Технический кодекс ТКП 45-1.02-295-2014 «Строительство. Проектная документация. Состав и содержание», утв. приказом Минстройархитектуры от 27.03.2014 № 85, утратил силу.

 

справочно

Справочно

С 25 июля 2023 г. введены в действие СП 1.02.01-2023 «Состав и порядок разработки предпроектной (предынвестиционной) документации», утв. постановлением Минстройархитектуры от 23.05.2023 № 53. Эти строительные правила заменили ранее действовавший ТКП 45-1.02-298-2014 «Строительство. Предпроектная (предынвестиционная) документация. Состав, порядок разработки и утверждения», утв. приказом Минстройархитектуры от 14.07.2014 № 196.

2. Разъяснен порядок работы по мониторингу цен с Госстройпорталом

Стоимость материалов определяется на основании данных республиканской нормативной базы текущих цен на ресурсы, а при их отсутствии по запросу разработчика сметной документации - на основании мониторинга цен, проводимого оператором информационно-справочной системы ГИС «Госстройпортал» (подп.8.3 п.8 Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утв. постановлением Минстройархитектуры от 19.04.2023 № 39). Положение об осуществлении мониторинга цен по запросам разработчиков сметной документации утв. приказом Минстройархитектуры от 31.07.2023 № 111.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 февраля 2024 г. следует руководствоваться подп.8.3 п.8 Инструкции № 39 в ред. постановления  Минстройархитектуры от 27.12.2023 № 130.

 

В октябре Минстройархитектуры разъяснило:

порядок осуществления мониторинга цен на материалы, содержащиеся в базе данных мониторинга цен;

порядок осуществления мониторинга цен на материалы, отсутствующие в базе данных мониторинга цен;

материалы, которые не рассматриваются оператором;

порядок осуществления самостоятельного мониторинга цен на материалы, которые не рассматриваются оператором;

область применения порядка осуществления мониторинга цен на материалы (письмо Минстройархитектуры от 05.10.2023 № 04-3-02/12638).

При составлении смет по объектам текущего ремонта направление информации оператору ГИС «Госстройпортал» об идентифицированных и закодированных материалах для строительства, полученных из базы данных мониторинга, не требуется.

При этом разработчик сметной документации должен самостоятельно подтвердить применение цен из базы данных мониторинга цен посредством выполнения скриншота экрана компьютера либо иным способом.

При отсутствии данных о ценах на материалы по кодам каталога-классификатора материалов (ККМ), присвоенным согласно книге 4 в регионе строительства, можно выбрать цену другого региона из республиканской базы текущих цен.

При направлении проектной, в том числе сметной документации, на прохождение государственной экспертизы на материалы, отсутствующие в базе текущих цен, а также в базе данных мониторинга цен, необходимо иметь скриншот экрана компьютера личного кабинета, на который пришло уведомление с подтверждением того, что данные материалы оператор принял на рассмотрение с целью расширения базы текущих цен данными материалами.

Еженедельно в разделе «Новости» ГИС «Госстройпортал» размещает информацию о присвоенных согласно эталонному ККМ кодах на материалы для строительства, отсутствующих в республиканской нормативной базе текущих цен на ресурсы, и средних текущих ценах, сложившихся на момент размещения информации по данным кодам.

Если материал учтен в НРР и отсутствует в республиканской базе текущих цен, а также в базе данных мониторинга цен и разработчиком сметной документации не найдены иные источники получения цен, разработчик сметной документации может направить оператору предложение по замене такого материала на иные материалы с обоснованием такой замены с целью корректировки НРР.

Поиск материалов, необходимых для составления сметной документации и отсутствующих в республиканской базе текущих цен, выполняется на основании сопоставления материалов по характеристикам, указанным в задании на проектирование, проектной документации, дефектных актах (по объектам текущего ремонта), решениях, принятых заказчиком (застройщиком), и предусмотренным в проектной документации.

3. Уточнен порядок сноса зданий и сооружений

Снос неиспользуемых объектов осуществляют по решению местных исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня, в котором определяется необходимость разработки проектной документации на объекты, относящиеся к первому - четвертому классам сложности.

С 8 октября 2023 г. при сносе объектов, по которым местный исполнительный и распорядительный орган принял решение о сносе без разработки проектной документации, заказчик, застройщик обеспечивают подготовку проекта производства работ по сносу объекта в качестве самостоятельных документов.

В проекте производства работ должны быть определены:

✓ перечень работ, необходимых для обеспечения безопасности на объектах сноса при выполнении строительно-монтажных работ;

✓ график производства работ по сносу;

✓ объем отходов, получаемых при сносе неиспользуемых объектов;

✓ мероприятия по утилизации отходов, полученных при сносе неиспользуемого объекта, с учетом требований санитарно-эпидемиологических служб;

✓ мероприятия по отключению объекта от инженерной инфраструктуры (при необходимости) (п.4.4а СН 1.03.03-2019 «Снос зданий и сооружений», утв. постановлением Минстройархитектуры от 13.07.2023 № 73).

4. Разъяснено, когда и как подавать сведения в Единый реестр объектов капитального строительства

Регистрации в Едином реестре ОКС подлежат объекты строительства первого - четвертого класса сложности (К-1 - К-4), на которых выполняются работы по:

✓ возведению;

✓ реконструкции;

✓ реставрации;

✓ модернизации;

✓ капитальному ремонту;

✓ благоустройству;

✓ консервации объекта незавершенного строительства;

✓ сносу.

Регистрация объекта строительства в Едином реестре требуется при направлении проектной документации на рассмотрение в органы государственной экспертизы после 23 октября 2023 г. в случаях, если государственная экспертиза проектной документации является обязательной.

Регистрация объекта строительства в Едином реестре требуется при направлении уведомления о начале (возобновлении) производства строительно-монтажных работ в органы государственного строительного надзора после 23 октября 2023 г., если направление такого уведомления в органы государственного строительного надзора является обязательным.

Не подлежат регистрации в Едином реестре объекты строительства класса сложности К-5, а также объекты строительства класса сложности К-1 - К-4, на которых выполняются работы по:

✓ технической модернизации;

✓ текущему ремонту, в том числе текущему ремонту автомобильных дорог (письмо Минстройархитектуры от 09.10.2023 № 05-1-08/12840).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 22 мая 2024 г. действует письмо Минстройархитектуры от 22.05.2024 № 05.1.1-04/6456 «О порядке регистрации объектов капитального строительства».

 

внимание

Обратите внимание!

Объекты, по которым отсутствует идентификационный номер ОКС, зарегистрированный в Едином реестре ОКС, не регистрируются и не учитываются в Госстройнадзоре. Значит, строительство таких объектов будет незаконным.

 

список

Дополнительно по теме

Утверждено Положение об информационной системе «Единый реестр объектов капитального строительства». Комментарий к постановлению Совмина от 19.06.2023 № 394.

Заказчиком является юридическое лицо. Комплексное управление строительной деятельностью осуществляет привлеченная на основании договора инженерная организация. Кто регистрирует объекты капитального строительства (классов сложности К-1-К-4) в Едином реестре объектов капитального строительства?

Организация планирует строительство объекта, относящегося к 4-му классу сложности. Разработка проектной документации начата в 2022 году. До настоящего времени экспертиза не пройдена. Проектная документация в стадии разработки. Распространяется ли действие Положения об информационной системе «Единый реестр объектов капитального строительства», утв. постановлением Совмина от 19.06.2023 № 394, на этот объект? Необходимо ли вносить сведения в Единый реестр в отношении данного объекта?

Кто обязательно должен вносить сведения в информационную систему «Единый реестр объектов капитального строительства»?

Распространяется ли Положение об информационной системе «Единый реестр объектов капитального строительства», утв. постановлением Совмина от 19.06.2023 № 394, на объекты капитального строительства, по которым строительство начато и регистрация в органах государственного строительного надзора произведена до 23 октября 2023 г., если строительство еще не окончено? Необходимо ли такие объекты регистрировать в Едином реестре объектов капитального строительства?

5. Разъяснено, как действовать заказчику, чтобы разделить объект на очереди

Если у заказчика возникла необходимость разделить объект строительства на очереди строительства после утверждения проектной документации на объект строительства в целом, решение о разделении принимает заказчик на основании полученной разрешительной документации путем включения соответствующих требований в «изменение № … задания на проектирование».

В таких случаях заказчик вправе поручить разработчику внесение изменений в утвержденную документацию с формированием отдельных комплектов проектной документации на каждую очередь либо внесение изменений в единую утвержденную документацию с делением разработанных проектных решений по каждому ее разделу на очереди строительства.

Для возможности утверждения внесенных указанными способами изменений необходимо в установленном порядке получить согласование территориального подразделения архитектуры, а также положительное заключение государственной строительной экспертизы (по материалам Портала органов государственной экспертизы).

6. Определено, что проектировщик не может сам готовить задание на проектирование

Если раньше задание на проектирование (включая изменения в него) подготавливал заказчик проектной документации или по его поручению проектировщик, то согласно последним изменениям с 26 октября 2023 г. задание на проектирование подготавливает исключительно заказчик (п.26 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утв. постановлением Совмина от 08.10.2008 № 1476).

Кроме этого, обоснование отступлений от требований ТНПА, утвержденных Минстройархитектуры, допускается при согласовании исключительно с данным министерством (п.34 Положения № 1476).

7. Установлено, что разработчик проектной документации не может быть заявителем проведения госэкспертизы

Если раньше по поручению заказчика, застройщика разработчики проектной документации могли быть заявителями экспертизы, то согласно последним изменениям с 26 октября 2023 г. заявителями являются только заказчики, застройщики, генеральные подрядчики при строительстве объектов «под ключ», инженеры (инженерные организации) при оказании инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью (абз.2 п.3, п.10 Положения о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утв. постановлением Совмина от 30.09.2016 № 791, в редакции постановления Совмина от 23.10.2023 № 721).

 

внимание

Обратите внимание!

По мнению Минстройархитектуры, при направлении проектной документации в органы государственной экспертизы необходимо руководствоваться условиями договоров на разработку проектной документации, заключенных по результатам государственной закупки до вступления в действие постановления № 721. В связи с этим разработчик проектной документации по заданию заказчика может обратиться с заявлением о проведении государственной экспертизы проектной документации.

Таким образом, по мнению Минстройархитектуры, действие постановления № 721 не распространяется на государственные закупки и их результаты, если процедуры государственных закупок начаты (завершены) до вступления в силу этого постановления - с 26 октября 2023 г. (письмо Минстройархитектуры от 14.11.2023 № 09-09/14397).

 

Кроме этого, вне зависимости от источника финансирования не нужна экспертиза проектной документации с внесенными в смету (сметную документацию) изменениями при выделении, исключении, корректировке количества пусковых комплексов без отступления от утвержденной проектной документации (абз.5 п.2 приложения 3, абз.5 п.4 приложения 4 к Положению № 791).

8. Определено, как формировать договорную цену на текущий ремонт

С 1 ноября 2023 г. действует Положение о порядке формирования договорной (контрактной) цены на выполнение подрядных работ по объектам текущего ремонта, утв. постановлением Совмина от 01.11.2023 № 747.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 6 июня 2025 г. следует руководствоваться гл.3 Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на выполнение строительных, специальных, монтажных, пусконаладочных работ, утв. постановлением Совмина от 18.11.2011 № 1553. Комментарий см. здесь.

 

Положение определяет порядок формирования договорной (контрактной) цены на выполнение подрядных работ и расчетов между заказчиком и подрядчиком при выполнении подрядных работ по объектам текущего ремонта, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, и государственных внебюджетных фондов.

Таким образом, именно при бюджетном финансировании обязательно надо руководствоваться нормами Положения № 747.

Значит, с 1 ноября 2023 г. подрядчик формирует свою цену предложения одним из следующих методов:

✓ в размере сметной стоимости подрядных работ, определенной заказчиком на дату начала выполнения таких работ, установленную в дефектном акте, с учетом конкурсного коэффициента, прогнозных индексов, действующих в соответствующем месяце периода продолжительности выполнения подрядных работ, налогов и отчислений согласно законодательству;

✓ путем составления сметы на дату начала выполнения подрядных работ, установленную заказчиком в дефектном акте, с учетом конкурсного коэффициента, прогнозных индексов, действующих в соответствующем месяце периода продолжительности выполнения подрядных работ, налогов и отчислений согласно законодательству.

 

внимание

Обратите внимание!

При составлении сметы подрядчик вправе с учетом технологии выполнения работ и соблюдения требований, обязательных для применения ТНПА, применить нормативы расхода ресурсов в натуральном выражении, отличные от предусмотренных в смете заказчика, заменить виды используемых строительных материалов, изделий, конструкций, машин и механизмов при условии сохранения качественных и потребительских характеристик объекта (результата выполненных работ).

 

Изменение договорной (контрактной) цены подрядных работ по текущему ремонту осуществляется по основаниям, предусмотренным в подп.1.8 п.1 постановления Совмина от 15.06.2019 № 395.

 

список

Дополнительно по теме

Определен порядок формирования договорной цены на текущий ремонт. Комментарий к постановлению Совмина от 01.11.2023 № 747.

После вступления в силу Положения о порядке формирования договорной (контрактной) цены на выполнение подрядных работ по объектам текущего ремонта, утв. постановлением Совмина от 01.11.2023 № 747, заказчику не обязательно составлять смету, ее может составить сам подрядчик?

Как определить, когда при заключении договора на текущий ремонт нужно применять нормы постановления Совмина от 01.11.2023 № 747 «О порядке формирования договорной (контрактной) цены на выполнение подрядных работ по объектам текущего ремонта»?

Согласно постановлению Совмина от 01.11.2023 № 747 «О порядке формирования договорной (контрактной) цены на выполнение подрядных работ по объектам текущего ремонта» текущий ремонт приравнен к модернизации и новому строительству?

Какую форму сметы необходимо составлять на выполнение подрядных работ по объектам текущего ремонта в связи с вступлением в силу 4 ноября 2023 г. постановления Совмина от 01.11.2023 № 747 «О порядке формирования договорной (контрактной) цены на выполнение подрядных работ по объектам текущего ремонта»?

Коммерческая компания (ООО) производит текущий ремонт в помещении, принадлежащем ей на праве собственности, с привлечением подрядчиков - ИП (отделка, сантехника, электрика, вентиляция). Как оформить взаимоотношения между заказчиком (ООО) и исполнителем (ИП)? Это может быть обычный договор на выполнение строительных работ с приложением условного расчета и акта выполненных работ? Расчет и акт должны быть составлены в определенном порядке и по установленной форме?

Проведена процедура госзакупки - запрос ценовых предложений (два раза не состоялась), сейчас будет проводиться закупка из одного источника. Как подрядчик должен формировать свою цену на проведение работ по текущему ремонту, если он предложил цену выше сметной стоимости? Это допустимо?

Подрядчик выполняет текущий ремонт здания. Цена договорная. Нужно ли при составлении акта С-2а делать расчет отклонений в стоимости материалов и включать это отклонение в С-2а, если цена материалов в ведомости не совпадает с учетной?

Есть ли предел конкурсного коэффициента в части, учитывающей внутренние конкурентные преимущества подрядчика при формировании цены предложения подрядчика?

Стоимость дополнительных работ формируется в размере их сметной стоимости. Как понимать эту норму? Например, был понижающий конкурсный коэффициент в основной смете, его нужно применить и при расчете допработ?

Какие документы нужны на дополнительные работы при текущем ремонте? Смета, дополнительное соглашение нужны, а нужен ли двусторонний акт?

Можно ли по текущему ремонту в договоре с физлицами указать, что по окончании работ составляется акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ формы С-2б?

9. Новое в работе банка данных объектов-аналогов

В новой редакции изложена Инструкция о порядке создания и ведения республиканского фонда проектной документации и республиканского банка данных объектов-аналогов на строительство объектов, утв. постановлением Минстройархитектуры от 26.03.2014 № 14.

С 12 ноября 2023 г. для включения проекта, рекомендованного для повторного применения, в подраздел 1.2 «Проекты, рекомендованные для повторного применения» раздела 1 фонда после утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию в уполномоченную организацию представляются:

✓ сопроводительное письмо с указанием:

- шифра и наименования проекта;

- заверения, что заявитель является правообладателем исключительного права на данную проектную документацию на возведение объекта;

- заверения, что в материалах, направляемых для включения в фонд, учтены дополнительные проектные решения (внесены изменения), внесенные в проектную документацию в ходе строительства объекта, которые не предоставлялись на повторную государственную экспертизу архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации);

✓ справка об основных архитектурно-планировочных и технико-экономических параметрах проекта для жилых зданий, общественных зданий и сооружений или производственных зданий и сооружений, оформленная по формам согласно приложениям 1-3;

✓ обоснование целесообразности включения проекта в фонд по форме согласно приложению 4;

✓ копия положительного заключения госэкспертизы, полученного не более 5 лет назад на дату принятия решения о включении проекта в фонд;

✓ копия акта приемки в эксплуатацию объекта строительства, законченного возведением;

✓ комплект проектной документации в электронном виде;

✓ подписанный главным инженером проектной организации-исполнителя или главным инженером (главным архитектором) проекта каталожный лист по форме согласно приложению 6;

✓ письмо госоргана, организации, подтверждающих целесообразность включения в фонд проекта (письмо-согласование государственного органа), за исключением объектов жилищного фонда;

✓ цветная трехмерная модель объекта на электронном носителе (при наличии);

✓ информационная модель объекта, разработанная с применением технологии информационного моделирования (BIM-технология) (при наличии) (п.8 Инструкции).

Подрядные организации направляют в уполномоченную организацию стоимостные предложения, определенные на 1 января текущего года, на выполнение строительно-монтажных работ по возведению объекта по проекту, рекомендованному для повторного применения, включенному в подраздел 1.2 раздела 1 фонда, с указанием зоны и региона строительства, а также метода формирования такого предложения в виде стоимости работ по возведению объекта по форме согласно приложению 12:

1) стоимостное предложение формируется на выполнение строительно-монтажных работ по возведению основного здания (сооружения) выше отметки 0.000;

2) при наличии в проекте, рекомендованном для повторного применения, нескольких основных объектов возведения стоимостные предложения представляются на каждый объект возведения в отдельности и для всего объекта в целом (п.53 Инструкции № 14).

 

список

Дополнительно по теме

Кто и как должен обеспечить включение проекта строительства в республиканский фонд проектной документации.

10. Установлен поправочный коэффициент к зимнему удорожанию

С 14 ноября 2023 г. коэффициент 5,87 применяется к нормам, приведенным в п.11 таблицы А.1 приложения А НРР 8.01.103-2017 и НРР 8.01.103-2022. Он учитывает расходы на временное отопление с применением систем отопления зданий, законченных вчерне, в пределах установленного отопительного периода с использованием электроэнергии (подп.2.2 п.2 НРР 8.01.103-2017; подп.2.2 п.2 НРР 8.01.103-2022).

11. О применении организациями-заказчиками деревянных окон и дверей

С 30 ноября 2023 г. облисполкомам, Мингорисполкому, республиканским органам госуправления необходимо обеспечить применение организациями-заказчиками деревянных оконных и деревянных дверных балконных блоков, производимых в Республике Беларусь и государствах - членах Евразийского экономического союза, при проектировании в целях возведения, реконструкции, капитального ремонта и модернизации:

✓ минимально необходимых объектов социальной инфраструктуры (объекты учреждений дошкольного и общего среднего образования, организаций здравоохранения (аптеки и объекты организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях), объекты почтовой связи, торговые объекты и объекты бытового обслуживания), финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства и местных исполнительных и распорядительных органов;

✓ многоквартирных или одноквартирных (блокированных) жилых домов, финансируемых полностью за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, жилые помещения в которых подлежат предоставлению в качестве арендного жилья и жилых помещений социального пользования (п.1 постановления Совмина от 16.03.2020 № 147 «О применении деревянных оконных и деревянных дверных балконных блоков»).

12. Перечисление казначейством средств на содержание заказчика, оплату технадзора

С 2 декабря 2023 г. по объектам бюджетного финансирования средства на содержание заказчика, включая расходы на осуществление технического надзора, перечисляются на основании соответствующего расчета, подписанного заказчиком, за исключением случая, когда функции заказчика, застройщика, выполняются на возмездной основе, по договору возмездного оказания услуг, заключенного по результатам проведения процедуры закупок (п.20 Инструкции о порядке оплаты расходов при осуществлении архитектурной и строительной деятельности за счет средств республиканского бюджета, местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, а также за счет государственных внебюджетных фондов, утв. постановлением Минфина от 17.12.2001 № 120).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 августа 2024 г. следует руководствоваться п.20 Инструкции о № 120 в ред. постановления Минфина от 26.07.2024 № 42. Комментарий см. здесь.

13. Действие постановления № 447 продлено на неопределенный срок

С 6 декабря 2023 г. вступили в силу изменения в постановление Совмина от 06.07.2022 № 447 «О регулировании цен»:

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 марта 2025 г. действует постановление Совмина от 04.02.2025 № 69 «О регулировании цен (тарифов)».

 

✓ продлен срок применения перечня товаров, предназначенных для использования при строительстве объектов, а также при производстве материалов для строительства, цены на которые регулируются Министерством архитектуры и строительства (постановление Минстройархитектуры от 30.12.2022 № 116).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2024 г. следует руководствоваться постановлением Минстройархитектуры от 19.12.2023 № 125 «О порядке регулирования цен». Комментарий см. здесь;

 

✓ перечень товаров пополнился новыми товарами (постановление Совмина от 01.12.2023 № 857).

14. ТКП 45-1.03-122-2015 отменен, вместо него теперь действуют СП 1.03.11-2023

С 18 декабря 2023 г. введены в силу СП 1.03.11-2023 «Продолжительность строительства. Оптимальная продолжительность выполнения строительных и монтажных работ на объектах строительства. Порядок определения».

С этой же даты признаны утратившими силу:

ТКП 45-1.03-122-2015 «Нормы продолжительности строительства зданий, сооружений и их комплексов. Основные положения»;

ТКП 45-1.03-123-2008 «Нормы продолжительности строительства объектов здравоохранения и образования»;

ТКП 45-1.03-124-2008 «Нормы продолжительности строительства объектов культуры и спорта»;

ТКП 45-1.03-125-2008 «Нормы продолжительности строительства объектов агропромышленного комплекса»;

ТКП 45-1.03-210-2010 «Нормы продолжительности строительства объектов связи, геологии, лесного хозяйства, саночистки городов, берегоукрепительных и гидротехнических сооружений»;

ТКП 45-1.03-211-2010 «Нормы продолжительности строительства гостиниц, зданий административных учреждений, объектов торговли и других общественных зданий и сооружений»;

ТКП 45-1.03-212-2010 «Нормы продолжительности строительства инженерных сетей и сооружений»;

ТКП 45-1.03-213-2010 «Нормы продолжительности строительства объектов транспорта и транспортной инфраструктуры»;

ТКП 45-1.03-259-2012 «Нормы продолжительности строительства зданий и сооружений топливно-энергетического комплекса»;

ТКП 45-1.03-260-2012 «Нормы продолжительности строительства зданий и сооружений химико-технологического комплекса»;

ТКП 45-1.03-261-2012 «Нормы продолжительности строительства зданий и сооружений машиностроительного комплекса»;

ТКП 45-1.03-303-2015 «Нормы продолжительности строительства жилых домов» (пп.1, 2 постановления Минстройархитектуры от 18.10.2023 № 105).

15. Новый размер базовой ставки, базовой величины и минимальной заработной платы

С 1 января 2024 г.:

 

базовая ставка для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций
250 руб.
базовая величина
40 руб.
месячная минимальная заработная плата
626 руб.

 

См. постановления Совмина от 09.11.2023 № 768; от 01.12.2023 № 859; от 27.12.2023 № 944.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2025 г. базовая ставка установлена в размере 270 руб. (п.1 постановления Совмина от 30.10.2024 № 801).

С 1 января 2025 г. месячная МЗП установлена в размере 726 руб. (п.1 постановления Совмина от 10.12.2024  № 935).

С 1 января 2025 г. базовая величина в размере 42 руб. установлена п.1 постановления Совмина от 16.11.2024 № 848.

16. Изменения в Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов по договорам строительного подряда

С 1 января 2024 г. скорректирована Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов по договорам строительного подряда, утв. постановлением Минстройархитектуры от 30.09.2011 № 44.

Теперь для целей бухучета необходимо разграничивать договоры строительного подряда с приблизительной ценой и договоры строительного подряда с неизменной договорной (контрактной) ценой, так как порядок признания доходов и расходов по договорам с разными видами цены изменился (пп.13, 14 Инструкции № 44).

Затраты на исправление в процессе строительства брака, допущенного при выполнении работ собственными силами подрядной организации, с 1 января 2024 г. относятся к прочим прямым затратам (абз.14 ч.8 п.10 Инструкции № 44).

По окончании строительства объекта (выполнения условий договора субподряда) все отраженные в бухгалтерском учете подрядчика затраты на выполнение работ собственными силами признаются расходами, за исключением затрат, приходящихся на выполненные работы, доходы по которым не признаны в связи с неподписанием заказчиком (генеральным подрядчиком) актов сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ.

В случае отказа заказчика от приемки работ затраты, приходящиеся на эти работы, признаются прочими расходами по текущей деятельности (п.17 Инструкции № 44).

 

список

Дополнительно по теме

Как вести бухучет доходов и расходов по договорам строительного подряда с 1 января 2024 года. Комментарий к постановлению Минстройархитектуры от 13.12.2023 № 123.

17. Установлен новый порядок применения ТК и ТТК

С 1 января 2024 г. на всех объектах строительства при проведении строительно-монтажных работ применяются технологические и типовые технологические карты, включенные в фонд с обеспечением необходимых степеней защиты в соответствии с требованиями Инструкции о порядке функционирования фонда технологической документации на производство строительно-монтажных работ, утв. постановлением Минстройархитектуры от 30.06.2023 № 70.

Порядок разработки, согласования, утверждения и применения технологической документации на производство СМР определен Инструкцией, утв. постановлением № 70.

 

Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»