Материал помещен в архив
Строительство: 20 изменений I квартала 2022 года
Предлагаем обзор основных изменений за январь - март 2022 г. Их нужно знать и учитывать специалистам строительных и иных организаций, выполняющих (оформляющих) строительно-ремонтные работы.
Этот материал выходит в конце апреля по двум причинам:
1) очень важные изменения, которые касаются отмены обязательного обеспечения исполнения обязательств, и изменения существенных условий договора вступили в силу в последний день I квартала;
2) мы ждали изменений в ценообразовании строительных работ, которые позволят корректировать контрактную цену в связи с изменением стоимости материалов, изделий и конструкций, эксплуатации машин и механизмов по сравнению с их стоимостью, учтенной в контрактной цене. К сожалению, утвержденных изменений до сих пор нет, они только упомянуты в Комплексном плане по поддержке экономики (см. раздел 20 «Ожидаемые изменения»).
Надеемся, что в ближайшее время они будут приняты, о чем мы обязательно сообщим.
1. Установлены статиндексы стоимости СМР
| Статистические индексы: |
|
декабрь 2021 г. к ноябрю 2021 г. |
| стоимости СМР, в том числе эксплуатации машин и механизмов, строительных материалов, изделий и конструкций; |
|
декабрь 2021 г. к декабрю 2020 г. |
| стоимости СМР для приведения организациями объемов подрядных работ в сопоставимые условия |
|
январь 2022 г. к декабрю 2021 г. |
| стоимости СМР, в том числе эксплуатации машин и механизмов, строительных материалов, изделий и конструкций |
|
январь 2022 г. к январю 2021 г. |
| стоимости СМР для приведения организациями объемов подрядных работ в сопоставимые условия |
|
февраль 2022 г. к январю 2022 г. |
| стоимости СМР, в том числе эксплуатации машин и механизмов, строительных материалов, изделий и конструкций |
|
февраль 2022 г. к февралю 2021 г. |
| стоимости СМР для приведения организациями объемов подрядных работ в сопоставимые условия |
|
март 2022 г. к февралю 2022 г. |
| стоимости СМР, в том числе эксплуатации машин и механизмов, строительных материалов, изделий и конструкций |
|
март 2022 г. к марту 2021 г. |
| стоимости СМР для приведения организациями объемов подрядных работ в сопоставимые условия |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 декабря 2024 г. действует постановление Минстройархитектуры от 04.12.2024 № 129 «О статистических индексах стоимости строительно-монтажных работ». |
2. Продлен срок действия спецсчетов для аккумулирования авансов
Согласно изменениям, вступившим в силу с 1 января 2022 г., специальные счета для аккумулирования целевых и текущих авансов, перечисляемых строительным организациям для выполнения строительных работ (оказания услуг), приобретения материальных ресурсов, связанных с выполнением функций генерального подрядчика (подрядчика) и субподрядчика, будут открываться в ОАО «АСБ Беларусбанк» на срок по 31 декабря 2023 г. (п.1 Указа от 29.03.2019 № 126 «Об открытии специальных счетов» в редакции Указа от 31.12.2021 № 522).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 17 ноября 2023 г. в ч.1 п.1 Указа № 126 цифры «2023» заменены цифрами «2025» Указом от 14.11.2023 № 354. |
Ранее срок был установлен по 31 декабря 2021 г.
![]() |
Дополнительно по теме • Продление срока действия специальных счетов, открытых для аккумулирования целевых и текущих авансов по 31 декабря 2023 года. Комментарий к Указу от 31.12.2021 № 522. |
3. Утверждена новая форма ведомственной отчетности (12-ФР)
С 15 января 2022 г. действует форма «Отчет об отчислениях в республиканский внебюджетный фонд развития строительной отрасли»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 декабря 2024 г. действует форма ведомственной отчетности «Отчет об отчислениях в республиканский внебюджетный фонд развития строительной отрасли» (12-ФР), утв. постановлением Минстройархитектуры от 26.11.2024 № 126. |
Эту форму до 10-го числа второго месяца, следующего за отчетным, предоставляют юридические лица - генеральные подрядчики, подрядчики, субподрядчики, входящие в систему Минстройархитектуры.
В форме отражаются данные по отчислениям в республиканский внебюджетный фонд развития строительной отрасли, производимые в соответствии с требованиями Указа от 06.07.2021 № 259 «О создании фондов развития строительной отрасли».
![]() |
Дополнительно по теме • Указ № 259: горячие темы в Сообществе об отчислении 1 % стоимости работ в фонд развития стройотрасли. • Отчисления в фонды развития строительной отрасли: как отразить в бухучете подрядчика. • Отчисления в фонды развития строительной отрасли: как отразить в бухучете заказчика. |
4. Утверждена форма статнаблюдения 4-онс
Форма государственного статистического наблюдения 4-онс (Минстройархитектуры) «Анкета об объекте незавершенного строительства» утв. постановлением Белстата от 26.11.2021 № 105.
Форму заполняют юридические лица, их обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, у которых имеется объект незавершенного строительства.
Анкету не представляют субъекты малого предпринимательства (кроме осуществляющих инвестиционную деятельность по вложению инвестиций в основной капитал на строительство жилых домов и общежитий, а также с объемом инвестиций в основной капитал за отчетный период от 500 тыс. руб. (в целом по юридическому лицу, включая данные по входящим в его структуру подразделениям, независимо от места их нахождения и независимо от того, имеют они отдельный баланс или нет), у которых имеется объект незавершенного строительства; коммунальных унитарных предприятий по капитальному строительству, у которых имеется объект строительства; дирекций строящихся организаций):
• микроорганизации;
• малые организации.
Исключение - организации, подчиненные (входящие в состав) государственным органам (организациям), а также организации, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в госсобственности и переданы в управление госорганам (организациям).
5. Определен порядок формирования цены для смешанного договора строительного подряда и поставки оборудования
31 января 2022 г. в письме № 16-31/30426 Минфин разъяснил особенности заключения смешанных договоров выполнения подрядных работ и поставки оборудования.
Заключать договор по результатам процедуры госзакупки на выполнение строительных работ без учета стоимости оборудования с условием увеличения цены договора на стоимость приобретаемого подрядчиком оборудования не допускается.
Если предмет госзакупки - только подрядные работы и цена предложения участника формируется без учета стоимости оборудования, то последующее приобретение и оплата оборудования должны происходить через проведение заказчиком отдельной процедуры госзакупки.
![]() |
Обратите внимание! Если закупка выполнения работ и поставки оборудования проводится одновременно, то в документах, представляемых для подготовки предложения, указывается, что цена предложения участника должна быть сформирована из цены подрядных работ и стоимости оборудования. По результатам такой закупки заключается смешанный договор, а его цена будет включать стоимость подрядных работ и стоимость оборудования, которые будут неизменными. |
Участник-победитель заключает договор в части выполнения подрядных работ в качестве подрядчика, в части поставки оборудования - поставщика.
6. Утверждены СП 1.04.01-2021 «Ремонт и модернизация зданий и сооружений»
С 1 февраля 2022 г. вступили в силу строительные правила СП 1.04.01-2021 «Ремонт и модернизация зданий и сооружений», утв. постановлением Минстройархитектуры от 22.12.2021 № 106.
СП 1.04.01-2021 устанавливают порядок проведения ремонта (текущего и капитального) и модернизации, в том числе в части выполнения сопутствующих строительно-монтажных работ, технической модернизации зданий и сооружений различного назначения.
В приложениях к СП 1.04.01-2021 определены перечни основных видов работ, выполняемых при:
• текущем ремонте зданий и сооружений (приложение А);
• капитальном ремонте зданий и сооружений (приложение Б);
• модернизации зданий и сооружений (приложение В).
Действующий ранее ТКП 45-1.04-206-2010 «Ремонт, реконструкция и реставрация зданий и сооружений. Основные требования по проектированию» с 1 февраля 2022 г. отменен.
![]() |
Обратите внимание! СП 1.04.01-2021 не распространяются на ремонт и модернизацию технологического оборудования и технологических трубопроводов, а также объектов, которые являются недвижимыми историко-культурными ценностями. |
![]() |
Дополнительно по теме • Возмещение арендатором затрат арендодателя на ремонт здания. • В помещениях объекта установлены дополнительные потолочные светильники хозяйственным способом без привлечения средств бюджета. Можно ли такие работы отнести к модернизации, а затраты - на удорожание объекта, если нет разрешительных документов на производство модернизации? • Относятся ли к капитальному ремонту работы по устройству контура заземления по периметру здания (молниезащита металлической кровли)? |
7. Установлен новый размер ставки рефинансирования
С 1 марта 2022 г. ставка рефинансирования равна 12 % годовых (постановление Правления Нацбанка от 28.02.2022 № 95).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 июня 2025 г. установлена ставка рефинансирования Нацбанка в размере 9,75 % годовых (п.1 постановления Правления Нацбанка от 23.06.2025 № 163 «О ставке рефинансирования Национального банка»). |
8. Определен показатель стоимости работ (услуг), приходящейся на 1 человеко-день работы исполнителя 14-го разряда
С 1 марта 2022 г. показатель стоимости работ (услуг), приходящейся на 1 человеко-день работы специалистов 14-го разряда в денежном выражении в уровне цен по состоянию на 1 января 2022 г. для применения при определении стоимости разработки проектной документации на возведение, реконструкцию, ремонтно-реставрационные работы, капитальный ремонт, благоустройство объекта, снос ресурсным методом составляет 235,39 руб. (постановление Минстройархитектуры от 09.02.2022 № 17).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 2 апреля 2025 г. действует постановление Минстройархитектуры от 10.03.2025 № 33 «Об установлении показателя стоимости работ (услуг) в денежном выражении». |
Определение суммы средств на выполнение проектных работ осуществляется в ценах по состоянию на дату начала разработки сметной документации с применением стоимости работ (услуг), приходящейся на 1 человеко-день работы исполнителя 14-го разряда, установленной по состоянию на 1 января года, в котором начата разработка сметной документации, с учетом ее индексации до месяца, предшествующего месяцу начала разработки сметной документации, путем применения прогнозных индексов цен в строительстве с разбивкой по месяцам.
Показатель стоимости работ (услуг), приходящейся на 1 человеко-день работы исполнителя 14-го разряда по состоянию на 01.01.2022 в размере 235,39 руб., утвержден постановлением № 17.
При определении суммы средств на выполнение проектных работ, отражаемых в сводном сметном расчете стоимости строительства для объектов строительства, разработка сметной документации для которых начата в период с 1 января по 28 февраля 2022 г., необходимо применять стоимость работ (услуг), приходящуюся на 1 человеко-день работы исполнителя 14-го разряда по состоянию на 1 января 2022 г.
Минстройархитектуры в письме от 07.04.2022 № 04-3-02/4577 пояснило, что поскольку в указанный период размер данного показателя по состоянию на 1 января 2022 г. не был утвержден, то для его определения необходимо последнее утвержденное значение, по состоянию на 1 января 2022 г. в размере 217 руб. 43 коп., привести к уровню по состоянию на 1 января 2022 г. путем применения прогнозных индексов цен в строительстве за январь - декабрь 2021 г., а именно:
217,43 руб. × 1,082 6 = 235,39 руб.
9. Установлено, на какие закупки в строительстве будут распространяться требования постановления № 229
С 5 марта 2022 г. закупки товаров (работ, услуг) при строительстве объектов с привлечением полностью или частично средств внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совмина, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совмина, облисполкомов и Минского горисполкома, будут осуществляться на основании постановления от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств».
При проведении такой закупки необходимо:
• разрабатывать и размещать в информационной системе «Тендеры» порядок закупок за счет собственных средств;
• учитывать минимальную долю белорусских товаров (приложение 32 к постановлению № 229), условия допуска товаров (приложения 3, 31 к постановлению № 229), условия и правила для конкурентных процедур закупок и закупки из одного источника, требования о ежеквартальной отчетности по результатам процедур закупок.
10. Определено, от какой стоимости рассчитывать процент стоимости работ (услуг), которые подрядчик должен выполнить собственными силами
Способность участника выполнить работы (оказать услуги) на сумму не менее 50 % стоимости работ (услуг), составляющих предмет госзакупки, собственными силами - одно из дополнительных требований к участникам процедур госзакупок согласно приложению 11 к постановлению Совмина от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 мая 2024 г. следует руководствоваться приложением 11 к постановлению № 395 в ред. постановления Совмина от 23.05.2024 № 371. Комментарий см. здесь. |
Если в ходе исполнения договора строительного подряда внесены изменения в сметную документацию и стоимость работ (услуг) выросла, то возникает вопрос, от какой стоимости следует рассчитывать процент стоимости работ (услуг), которые подрядчик должен выполнить собственными силами: от первоначальной или измененной?
В связи с тем, что проверка соответствия требованиям к участникам происходит при рассмотрении их предложений, то способность выполнения работ (оказания услуг) собственными силами оценивается потенциальным подрядчиком (исполнителем) изначально, то есть исходя из цены его предложения (письмо МАРТ от 15.02.2022 № 14-01-10/400К «О разъяснении законодательства»).
11. Проекты на снос больше не подлежат обязательной госэкспертизе
С 19 февраля 2022 г. строительный проект, смета (сметная документация) на снос проходят экспертизу по решению заказчика или застройщика (подп.6.2 п.6 Положения о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утв. постановлением Совмина от 30.09.2016 № 791).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 октября 2023 г. следует руководствоваться подп.6.2 п.6 Положения № 791 с учетом изменений, внесенных постановлением Совмина от 23.10.2023 № 721. |
12. Внеочередная аттестация грозит подрядчику, нарушившему сроки строительства
С 19 февраля 2022 г. при поступлении в Минстройархитектуры информации о неисполнении или ненадлежащем исполнении подрядчиками обязательств по договорам строительного подряда, повлекшем:
• нарушение сроков строительства, в том числе превышение нормативных сроков строительства, сроков выполнения отдельных видов работ;
• появление объектов сверхнормативного незавершенного строительства,
проводится внеочередная аттестация юрлица или ИП, допустивших указанные нарушения (ч.7 п.19 Положения об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утв. постановлением Совмина от 21.03.2014 № 252).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 июля 2024 г. действуют Кодекс Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности от 17.07.2023 № 289-З и перечень отдельных видов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (их составляющих), работ по обследованию строительных конструкций объектов, автомобильных дорог и мостовых сооружений на них, аэродромных покрытий на объектах первого-четвертого классов сложности и квалификационные требования, предъявляемые для получения аттестатов соответствия, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащих аттестации, утв. постановлением Минстройархитектуры от 15.04.2024 № 26. |
Кроме этого, с указанной даты изменился перечень документов, которые заявитель прилагает к заявлению о получении аттестата. Теперь он включает:
• легализованную выписка из торгового реестра страны, в которой иностранная организация учреждена, или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранной организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения;
• копии свидетельств о технической компетентности системы производственного контроля;
• сведения о составе и профессиональной квалификации руководящих работников, специалистов и рабочих, работающих по основному месту работы, по форме, устанавливаемой Минстройархитектуры, в том числе копии документов, подтверждающих данные сведения;
• информацию о наличии находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении средств измерения и контроля, необходимых для контроля качества выполняемых работ по обследованию зданий и сооружений, при осуществлении деятельности по инженерным изысканиям для объектов строительства 1-4 классов сложности;
• сведения о наличии находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или на ином законном основании основных средств, необходимых для выполнения деятельности в области строительства, на право осуществления которой будет выдаваться аттестат соответствия, по форме, устанавливаемой Минстройархитектуры;
• сведения о наличии опыта выполнения работ (оказания услуг) по заявляемому виду деятельности в области строительства на объектах 1-4-го классов сложности за последние 5 лет;
• документ, подтверждающий внесение платы за услуги, за исключением случаев внесения платы посредством использования ЕРИП (п.6 Положения № 252).
13. На модернизацию нужно получать разрешительную документацию
18 марта 2022 г. Минстройархитектуры разъяснило, что модернизация является видом реконструкции. Для выполнения работ в рамках модернизации объекта строительства требуется получение разрешительной документации в соответствии с Положением о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утв. постановлением Совмина от 20.02.2007 № 223 (письмо Минстройархитектуры от 18.03.2022 № 02-1-02/3565).
14. В накладных нужно указывать сведения, связанные с установлением регулируемых цен
С 27 февраля 2022 г. в ТТН и ТН указываются сведения, связанные с установлением регулируемых цен на товары: отпускная цена (производителя, импортера), вид скидки (с отпускной цены, оптовая), оптовая надбавка и иная информация о структуре цены (п.291 Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утв. постановлением МАРТ от 06.08.2021 № 55).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 сентября 2023 г. Инструкция № 55 изложена в новой редакции постановлением МАРТ от 25.08.2023 № 52. Следует руководствоваться п.36 новой редакции Инструкции № 55. Комментарий см. здесь. |
![]() |
Дополнительно по теме • Предусмотрено указывать в накладных сведения, связанные с установлением регулируемых цен. Комментарий к постановлению МАРТ от 08.02.2022 № 13. |
15. Утверждены нормативы расхода ресурсов на 1 января 2022 г.
С 1 марта 2022 г. утверждены укрупненные НРР и укрупненные нормативы стоимости по видам работ на:
• возведение объектов в уровне цен по состоянию на 1 января 2022 г.;
• ремонт объектов в уровне цен по состоянию на 1 января 2022 г. (постановление Минстройархитектуры от 10.02.2022 № 18 «Об утверждении укрупненных нормативов расхода ресурсов и укрупненных нормативов стоимости»).
16. Увеличены прогнозные индексы
С 31 марта 2022 г. прогнозный индекс цен в строительстве:
• на 2022 год с 106,8 увеличен до 115,0 %;
• на 2023 год с 106,3 увеличен до 108,2 %;
• на 2024 год установлен в размере 107,5 % (постановление Минэкономики от 26.01.2012 № 10).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 7 апреля 2023 г. размер прогнозных индексов на 2023 год составляет 109,0 %, на 2024 год - 108,3 % (абз.13 и 14 постановления № 10 в ред. постановления Минэкономики от 24.03.2023 № 4). |
Прогнозные индексы цен в строительстве на 2022-2024 годы с разбивкой по месяцам установлены в приложении к письму Минстройархитектуры от 31.03.2022 № 04-3-01/4238.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 11 апреля 2023 г. действует письмо МАРТ от 11.04.2023 № 04-3-04/4912 «О прогнозных индексах цен в строительстве на 2022-2025 годы». |
17. Выросли пороговые значения стоимости для проведения запроса ценовых предложений
С 31 марта 2022 г. процедура запроса ценовых предложений применяется при пороговом значении ориентировочной стоимости годовой потребности государственной закупки:
• товаров - более 300, но не более 2 000 БВ (ранее - 1 000 БВ);
• работ (услуг) - более 300, но не более 5 000 БВ (ранее - 3 000 БВ) (подп.1.3 п.1 постановления № 395).
Соответственно этим изменениям увеличились и пороговые значения для проведения электронного аукциона и конкурса.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 мая 2024 г. процедура запроса ценовых предложений применяется при пороговом значении ориентировочной стоимости годовой (общей) потребности государственной закупки: • товаров - более 500, но не более 2 000 БВ; • работ (услуг) - более 500, но не более 5 000 БВ (подп.1.3 п.1 постановления № 395 в ред. постановления № 371). Комментарий см. здесь. |
![]() |
Обратите внимание! В Минстройархитектуры пояснили, что закупка товаров (работ, услуг) в строительстве по цене, превышающей ориентировочную стоимость предмета госзакупки, не является нарушением. Предложение участника с такой ценой не отклоняется в случае проведения открытого или закрытого конкурса, процедуры запроса ценовых предложений, процедуры закупки из одного источника (письмо Минстройархитектуры от 31.03.2022 № 04-3-05/4239). |
![]() |
Дополнительно по теме • Кардинальные изменения в системе госзакупок для поддержки субъектов хозяйствования с 31 марта 2022 года. Комментарий к постановлению Совмина от 28.03.2022 № 188. • Памятка при проведении процедур государственных закупок. |
18. Отменено обязательное обеспечение исполнения обязательств по договору стройподряда
С 31 марта 2022 г. обязательное обеспечение исполнения обязательств по договору госзакупки в случае приобретения работ (услуг) для строительства объекта отменено.
![]() |
Справочно Норма об обязательном обеспечении (подп.1.10 п.1 постановления № 395) действовала в период с 10 октября 2021 г. по 30 марта 2022 г. и вызывала многочисленные вопросы, связанные с ее применением. |
При этом заказчик (организатор) по-прежнему может установить такое обеспечение по ст.26 Закона от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», то есть после 31 марта 2022 г. это остается его правом, а не обязанностью, как было ранее.
![]() |
Дополнительно по теме • Договор подряда заключен 28.03.2022. Постановление Совмина от 28.03.2022 № 188 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395» вступило в силу 31.03.2022. Постановлением № 188 исключен подп.1.10 п.1 постановления № 395. Распространяет ли свое действие эта норма на договоры, заключенные до 31.03.2022? Можно ли допсоглашением к договору строительного подряда исключить это условие и вернуть подрядчику сумму обеспечения? • В связи с вступлением в силу с 31.03.2022 постановления Совмина от 28.03.2022 № 188 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395», в частности отмены постановлением № 188 нормы об обеспечении исполнения обязательств по договору госзакупки работ (услуг) для строительства, обязан ли заказчик вносить изменения в конкурсную документацию (в том числе в договор) в части отмены обеспечения как в уже проводимые закупки работ (услуг) для строительства? |
19. Определено, когда можно изменять условия договора строительного подряда, заключенного по результатам госзакупки
С 31 марта 2022 г. можно увеличивать объем (количество) товаров (работ, услуг) по договору госзакупки на 15 % (ранее на 10 %).
Можно увеличивать объем (количество) товаров (работ, услуг) в рамках договоров, заключенных по результатам процедур закупок из одного источника. В этом случае стоимость увеличивается пропорционально увеличению их объема (количества).
Можно уменьшить объем (количество) товаров (работ, услуг) в случае утраты потребности в приобретении предусмотренного договором объема (количества) соответствующих товаров (работ, услуг). До 31 марта 2022 г. в такой ситуации, если уменьшение было больше чем на 10 %, нужно было расторгать договоры.
В 2022 году можно изменять цены договора, если такие изменения при приобретении товаров (работ, услуг) невозможно было предусмотреть при проведении процедуры госзакупки. Размер изменения цены договора должен быть подтвержден расчетом поставщика (подрядчика, исполнителя).
В 2022 году можно изменять сроки исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка оплаты, если необходимость таких изменений невозможно было предусмотреть при проведении процедуры государственной закупки. Невозможность исполнения обязательств без изменения указанных условий должна быть подтверждена обоснованием поставщика (подрядчика, исполнителя) (подп.1.8 п.1 постановления № 395).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. следует руководствоваться подп.1.8 п.1 постановления № 395 с учетом изменений, внесенных постановлением Совмина от 28.12.2022 № 933. Скорректированы случаи изменения условий договора государственной закупки. Комментарий см. здесь. |
![]() |
Дополнительно по теме • Распространяются ли на договоры государственной закупки, заключенные до 31.03.2022, нормы подп.1.8 п.1 постановления Совмина от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"» • При каких условиях может измениться срок исполнения обязательств подрядчиком, установленный в договоре строительного подряда? Постановлением Совмина от 28.03.2022 № 188 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395» разрешено изменять сроки договора на 2022 год. При обращении подрядчика с просьбой согласования переноса сроков заказчик обязан согласиться или это его право? При каких условиях может измениться срок поставки строительных материалов, оборудования, установленный в договоре поставки? • При каких условиях может измениться цена договора строительного подряда на возведение, модернизацию, реконструкцию, капитальный ремонт? Подрядчик обратился с предложением изменить цену в связи с ростом цен на стройматериалы. При этом ч.2 п.10 Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утв. постановлением Совмина от 18.11.2011 № 1553, такая возможность не предусмотрена. Должен ли заказчик менять цену в связи с нормами постановления Совмина от 28.03.2022 № 188? • Когда на договоры, заключенные через госзакупки (товары для строительства), действует ограничение увеличения объема (количества) товаров (работ, услуг) не более чем на 15 %? • Когда может измениться порядок оплаты выполненных строительных работ, установленный в договоре строительного подряда? При обращении подрядчика с просьбой выделить авансы, не предусмотренные договором, заказчик обязан согласиться или это его право? Когда может измениться порядок оплаты материалов, оборудования, установленный в договоре поставки? При обращении поставщика с просьбой согласования увеличения суммы заключенных договоров обязан ли заказчик согласовывать увеличение цены договора и вносить изменение в договор, или это его право? • Если при текущем ремонте выявлена необходимость в выполнении работ, не предусмотренных первоначальной сметой, можно ли увеличить цену договора на их стоимость, если она не превышает 15 %? • Есть ли ограничения в стоимости дополнительных работ при текущем ремонте? • Есть ли ограничения в стоимости дополнительной работы при возведении, модернизации, реконструкции, капитальном ремонте? • Нужно ли проводить отдельную процедуру закупки на дополнительные работы при возведении, модернизации, реконструкции, капитальном ремонте? |
20. Ожидаемые изменения
В ближайшее время должны принять НПА, согласно которым до 1 января 2023 г. будет:
1) установлена возможность корректировки контрактной цены строительства объекта в связи с изменением стоимости материалов, изделий и конструкций, эксплуатации машин и механизмов по сравнению с их стоимостью, учтенной в контрактной цене (п.52 Комплексного плана по поддержке экономики);
2) исключена (снижена) ответственность:
- заказчика - за нарушение сроков поставки материальных ресурсов;
- подрядчика - за нарушение сроков выполнения работ (п.53 Комплексного плана по поддержке экономики).
Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»
Рубрики
Инструменты поиска
Сообщество
Избранное
Мой профиль





