Пособие от 27.01.2012
Автор: Ильницкая Е.

Заключаем инвестиционный договор с Республикой Беларусь


 

Материал помещен в архив

 

ЗАКЛЮЧАЕМ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ДОГОВОР С РЕСПУБЛИКОЙ БЕЛАРУСЬ

По статистическим данным, за январь-сентябрь 2011 г. в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 12,6 млрд.долл. США, что в 2 раза больше, чем за январь-сентябрь 2010 г. (http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/pressrel/finvestment.php).

Одна из форм привлечения инвестиций - заключение инвестиционного договора между инвестором и Республикой Беларусь в соответствии с Декретом Президента РБ от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь». Инвестор получает дополнительные правовые гарантии защиты своего капитала, а также льготы и преференции для реализации инвестиционного проекта, такие как:

- упрощение режима получения земельных участков, который включает аренду без процедуры проведения аукциона;

- право на строительство инвестиционных объектов параллельно с разработкой, экспертизой и утверждением последующих этапов строительства;

- освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и НДС при ввозе оборудования и запасных частей к нему для реализации инвестиционного проекта;

- освобождение от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земель;

- освобождение от уплаты государственной пошлины за выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь;

- освобождение от целевых сборов в местные бюджеты.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 мая 2016 г. Декрет № 10 изложен в новой редакции на основании Декрета Президента РБ от 12.11.2015 № 8.

 

В пособии рассмотрены нормативные правовые акты, регулирующие деятельность, связанную с заключением инвестиционного договора с Республикой Беларусь, приведены самые актуальные аналитические статьи по данной теме.

Пособие будет полезно не только руководителям и юристам предприятий с иностранными инвестициями, представительств иностранных организаций, но и потенциальным инвесторам, которые планируют осуществлять деятельность на территории Республики Беларусь.

 

Справочно

По данным БелТА (http://www.belta.by/ru/all_news/regions?id=588102/), в 2011 г. в Минске заключено более 70 инвестиционных договоров на 1,89 млрд.долл. США. 

Всего же в Минске подписано 113 инвестиционных договоров на сумму, эквивалентную 3,3 млрд.долл. США, из них 61 предполагает привлечение иностранных инвестиций (2,4 млрд.долл. США). Активнее всего инвесторы вкладывают деньги в объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания (20 проектов на 195 млн.долл. США), учебные, научные, спортивные и культурно-развлекательные сооружения (15 проектов на 125,75 млн.долл. США), развлекательно-торговые и административные здания в составе многофункциональных комплексов (14 проектов на 736,6 млн.долл. США). Также в составе многофункциональных комплексов предусмотрено открытие 14 гостиниц (1,1 млрд.долл. США).

Создание отдельных гостиничных комплексов предполагают 10 проектов (442,88 млн.долл. США), 11 - административно-офисных зданий, бизнес-центров (почти 303,5 млн.долл. США). Есть планы по расширению сети СТО, автомоек, объектов придорожного сервиса, центров продажи автомобилей, возведению жилых застроек. На развитие производственной сферы направлены 7 проектов на 71,6 млн.долл. США.

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

* Инвестиционный кодекс РБ (далее - Кодекс).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 января 2014 г. Кодекс утратил силу. Взамен приняты Закон РБ от 12.07.2013 № 63-З «О концессиях» и Закон РБ от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях». Право инвесторов на заключение договоров с Республикой Беларусь, основные условия такого договора и порядок предоставления полномочия на заключение договора от имени Республики Беларусь определены ст.17 Закона  № 53-З.

 

Является основополагающим документом, определяющим общие условия осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь. В ст.3 Кодекса указано, какие лица признаются иностранными инвесторами в Республике Беларусь.

Согласно ст.44 и 45 Кодекса в целях оказания государственной поддержки при реализации отдельных инвестиционных проектов, имеющих важное значение для экономики Республики Беларусь, с инвестором может быть заключен инвестиционный договор, сторонами которого являются Республика Беларусь в лице Правительства РБ или уполномоченного им республиканского органа государственного управления (государственной организации, подчиненной Правительству РБ) и национальные или (и) иностранные инвесторы.

В ст.46 Кодекса перечислены обязательные условия инвестиционного договора.

В целях защиты инвестиций обеспечивается стабильность условий инвестиционного договора, т.е. условия инвестиционных договоров сохраняют силу в течение всего срока действия этих договоров, а изменение условий допускается только с взаимного согласия сторон, если иное не предусмотрено инвестиционным договором (ст.48 Кодекса).

* Декрет Президента РБ от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Декрет № 10).

6 июня 2011 г. Декретом Президента РБ № 4 внесены существенные изменения и дополнения в Декрет № 10.

Декретом № 10 перечень обязательных условий инвестиционного договора по сравнению с Кодексом уточнен и дополнен. В соответствии с подп.1.4 п.1 Декрета № 10 в инвестиционном договоре в качестве обязательных условий должны быть определены:

- объект, объем и сроки вложения инвестиций, а также сроки реализации инвестиционного проекта и действия инвестиционного договора;

- права и обязанности инвестора (инвесторов) и Республики Беларусь - сторон инвестиционного договора;

- ответственность сторон инвестиционного договора за несоблюдение его условий, в т.ч. возмещение инвестору (инвесторам) реального ущерба, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц государственных органов и (или) исполнительных комитетов или иного государственного органа (организации), а также право на односторонний отказ Республики Беларусь от исполнения своих обязательств согласно инвестиционному договору при несоблюдении или ненадлежащем соблюдении инвестором (инвесторами) его обязательств;

- требования о конфиденциальности информации;

- порядок и орган рассмотрения споров между сторонами инвестиционного договора, связанных с положениями инвестиционного договора.

Кроме того, в Декрет № 10 внесены изменения, в соответствии с которыми инвестиционный договор можно заключать не с одним, а с несколькими соинвесторами.

С принятием вышеназванного Декрета № 4 вместо трехуровневой установлена двухуровневая система заключения инвестиционных договоров (т.е. Совет Министров РБ не имеет права заключать инвестиционные договоры без согласования их с Президентом РБ). Согласно подп.1.2 п.1 Декрета № 10 уполномоченными на принятие решения о заключении инвестиционного договора государственными органами являются:

1) республиканский орган государственного управления, иная государственная организация, подчиненная Правительству РБ, Управление делами Президента РБ, областной (Минский городской) исполнительный комитет. Данные субъекты принимают решение о заключении инвестиционного договора, если он не предусматривает предоставление инвестору и (или) организации, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, дополнительных льгот и преференций, кроме установленных Декретом № 10, иными решениями Президента РБ и актами законодательства;

2) Совет Министров РБ по согласованию с Президентом РБ. Совет Министров РБ компетентен принимать решения о заключении инвестиционного договора, если им предусматривается предоставление инвестору и (или) организации, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, льгот и преференций, не установленных законодательными актами, Декретом № 10 и иными решениями Президента РБ.

Пункт 2 Декрета № 10 содержит льготы и преференции, которые предоставляются инвестору и (или) организации, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, после заключения инвестиционного договора при реализации инвестиционного проекта.

Следует обратить внимание, что абзацем 4 подп.1.4 п.1 Декрета № 10 предусмотрено право на односторонний отказ Республики Беларусь от исполнения своих обязательств согласно инвестиционному договору при несоблюдении или ненадлежащем соблюдении инвестором (инвесторами) его обязательств.

* Указ Президента РБ от 03.10.2011 № 442 «О некоторых вопросах осуществления инвестиционной деятельности в отношении недр».

Указом установлено, что реализация инвестиционных проектов на территории Республики Беларусь в отношении недр может осуществляться на основании инвестиционного договора с Республикой Беларусь, заключаемого в соответствии с Декретом № 10 с учетом особенностей, предусмотренных в настоящем Указе, или концессионного договора. В соответствии с подп.1.4 п.1 Указа за предоставление участков недр в пользование в соответствии с концессионным договором или инвестиционным договором с Республикой Беларусь инвестором в срок не позднее 12 месяцев со дня его заключения в доход республиканского бюджета:

- уплачивается разовый платеж за право пользования недрами;

- возмещаются затраты, понесенные государством на проведенные геологоразведочные работы, в размере, определенном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ.

* Положение о порядке заключения, изменения, прекращения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 06.08.2011 № 1058 (далее - постановление № 1058).

В отличие от ранее действовавшего Положения о порядке заключения (прекращения) инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 06.11.2009 № 1449, в Положении отсутствует примерная форма инвестиционного договора (которую на практике многие чиновники трактовали как обязательную и не подлежащую изменению).

В п.2 Положения закреплено понятие инвестиционного договора, согласно которому под инвестиционным договором с Республикой Беларусь понимают договор, заключаемый с инвестором (инвесторами) на основании решения республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Правительству РБ, Управления делами Президента РБ, областного (Минского городского) исполнительного комитета, Совета Министров РБ по согласованию с Президентом РБ в соответствии с подп.1.2 п.1 Декрета № 10 и содержащий обязательные условия, установленные законодательством для такого вида договора.

Согласно п.5 Положения к заявлению инвестора (инвесторов) о заключении инвестиционного договора (форма заявления законодательно не утверждена) должен быть приложен ряд документов, в частности:

- проект инвестиционного договора, подписанный инвестором (инвесторами) (примерную форму см. на сайте Минского городского исполнительного комитета http://minsk.gov.by/ru/investment/catalog_/docs/14l);

- копия свидетельства о государственной регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - резидентов Республики Беларусь), легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения (датированная не позднее одного года до подачи заявления) или иное эквивалентное доказательство юридического статуса инвестора (инвесторов) в соответствии с законодательством страны его учреждения (для юридических лиц - нерезидентов Республики Беларусь);

- копия документа, удостоверяющего личность инвестора (для физических лиц - резидентов Республики Беларусь), копия документа, удостоверяющего личность инвестора, с переводом на русский язык и документ, подлинность подписи переводчика на котором засвидетельствована нотариально (для физических лиц - нерезидентов Республики Беларусь);

- копия документа, подтверждающего полномочия лица (лиц), подписавшего проект инвестиционного договора, на его подписание (для юридических лиц);

- краткое финансово-экономическое обоснование инвестиционного проекта, подготовленное в произвольной форме и содержащее указание объемов и источников инвестиций, срока реализации инвестиционного проекта, ожидаемого социально-экономического эффекта, а также иную информацию, характеризующую инвестиционный проект (примерная форма размещена на сайте Минского городского исполнительного комитета http://minsk.gov.by/ru/investment/catalog_/docs/17l).

Кроме того, если проектом инвестиционного договора предусматривается предоставление инвестору льгот и преференций, не установленных законодательными актами, то дополнительно к указанным документам к заявлению прилагаются:

- бизнес-план инвестиционного проекта, разработанный в соответствии с актами законодательства;

- заключение о финансовом состоянии инвестора (инвесторов) за 2 года, предшествующие дате обращения, а для инвесторов, с начала создания которых прошло менее 2 лет, - за период деятельности. Заключение аудитора (для юридических лиц - резидентов Республики Беларусь) или заключение по результатам проведения финансового Due Diligence с его переводом на русский язык (для юридических лиц - нерезидентов Республики Беларусь) должно содержать всестороннее исследование финансового состояния инвестора (инвесторов), его возможностей по осуществлению заявленных инвестиций;

- иные документы, необходимые для проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта в соответствии с актами законодательства (п.5 Положения).

Срок рассмотрения государственным органом, исполнительным комитетом заявления инвестора (инвесторов) о заключении инвестиционного договора и принятия решения по нему составляет 30 дней с даты получения такого заявления (п.6 Положения). Однако он может быть продлен в порядке, предусмотренном п.6 Положения.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 сентября 2013 г. постановлением Совета Министров РБ от 30.08.2013 № 774 в п.6 Положения внесены дополнения.

Так, часть первая данного пункта имеет следующее содержание:

«Рассмотрение заявления инвестора (инвесторов) о заключении инвестиционного договора и принятие решения по нему осуществляются государственным органом, исполнительным комитетом в течение 30 дней с даты получения такого заявления в случае, если инвестор (инвесторы) не претендует на предоставление земельного участка для строительства объектов, предусмотренных в инвестиционном проекте.».

После части первой также дополнен текст, и в настоящее время часть вторая п.6 звучит так:

«Рассмотрение заявления инвестора (инвесторов) о заключении инвестиционного договора и принятие решения по нему в случае, если инвестор (инвесторы) претендует на предоставление земельного участка для строительства объектов, предусмотренных в инвестиционном проекте, осуществляются государственным органом, исполнительным комитетом в течение 60 дней с даты получения такого заявления. При этом заключение инвестиционного договора возможно не ранее 30 дней с даты включения земельного участка, на получение которого претендует инвестор (инвесторы), в перечень участков, предназначенных для последующего предоставления инвесторам и (или) организациям, в установленном порядке созданным в Республике Беларусь этими инвесторами либо с их участием, для строительства объектов, предусмотренных заключенными с Республикой Беларусь инвестиционными договорами.».

С 28 июля 2016 г. взамен постановления № 1058 действует постановление Совета Министров РБ от 19.07.2016 № 563 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10». С этой же даты постановление № 774 на основании постановления № 563 утратило силу.

 

* Положение о порядке ведения Государственного реестра инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, утвержденное постановлением № 1058.

В Положении определяется порядок ведения Государственного реестра инвестиционных договоров с Республикой Беларусь в целях государственной регистрации заключенных инвестиционных договоров с Республикой Беларусь.

Государственная регистрация инвестиционных договоров направлена на их систематизацию, аналитическую обработку и организацию контроля за выполнением условий инвестиционных договоров и не влечет возникновения прав и обязанностей у инвесторов, заключивших инвестиционные договоры, и (или) организаций, в установленном порядке созданных в Республике Беларусь этими инвесторами либо с их участием.

Ведение Государственного реестра осуществляется Министерством экономики РБ.

* Положение о порядке согласования перечня технологического оборудования (комплектующих и запасных частей к нему), ввозимого инвестором и (или) организацией, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, для использования на территории Республики Беларусь для реализации инвестиционного проекта в соответствии с инвестиционным договором с Республикой Беларусь, утвержденное постановлением № 1058.

Положение устанавливает порядок согласования перечня технологического оборудования в целях подтверждения применения льготы по уплате таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при реализации инвестиционного проекта.

Следует обратить внимание, что согласно подп.2.2 п.2 Декрета № 10 в случае нецелевого использования товаров, ввезенных с предоставлением указанных льгот, таможенные пошлины и НДС взыскиваются в соответствии с законодательством.

* Положение о порядке согласования перечня товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных (ввезенных на территорию Республики Беларусь) и использованных для проектирования, строительства (реконструкции), оснащения объектов, предусмотренных в инвестиционном проекте, реализуемом в соответствии с инвестиционным договором с Республикой Беларусь, утвержденное постановлением № 1058.

Положение устанавливает порядок согласования перечня товаров (работ, услуг), имущественных прав в целях предоставления вычета в полном объеме сумм НДС (за исключением сумм налога, не подлежащих вычету в соответствии с законодательством), уплаченных при приобретении (ввозе на территорию Республики Беларусь) товаров (работ, услуг), имущественных прав, использованных для проектирования, строительства (реконструкции), оснащения объектов, предусмотренных в этом инвестиционном проекте, независимо от сумм НДС, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

* Указ Президента РБ от 06.08.2009 № 413 «О предоставлении физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь».

Указ принят в целях совершенствования работы по привлечению инвестиций для реализации инвестиционных проектов в Республике Беларусь.

Пунктом 1 Указа установлено, что Совет Министров РБ вправе предоставлять физическим и (или) юридическим лицам полномочия на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь. Таким образом, был введен новый механизм осуществления инвестиционной деятельности - инвестиционные агенты.

На сайте Министерства экономики РБ (http://www.economy.gov.by/ru/invpolicy/b-invest-agenty) размещен перечень организаций, которым предоставлены полномочия на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь. Статус инвестиционных агентов имеют:

1. Частное унитарное предприятие по оказанию услуг «БТ Телекоммуникации» (постановление Совета Министров РБ от 26.01.2011 № 91).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 апреля 2015 г. постановление № 91 на основании постановления Совета Министров РБ от 06.04.2015 № 281 утратило силу. С этой даты частное унитарное предприятие по оказанию услуг «БТ Телекоммуникации» прекратило полномочия на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь.

 

2. Инкубатор малого предпринимательства Общество с ограниченной ответственностью правовая группа «Закон и порядок» (постановление Совета Министров РБ от 01.06.2010 № 831).

3. Общество с ограниченной ответственностью «Архипенко, Горецкий и партнеры» (постановление Совета Министров РБ от 27.08.2010 № 1250).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 августа 2013 г. согласно п.1 постановления Совета Министров РБ от 29.07.2013 № 666 полномочия общества с ограниченной ответственностью «Архипенко, Горецкий и партнеры» на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь прекращены.

 

4. RENAISSANCE INVESTMENTS LIMITED (Республика Кипр) (постановление Совета Министров РБ от 17.12.2010 № 1839).

5. Закрытое акционерное общество «Управляющая компания холдинга «Белтех Холдинг» (постановление Совета Министров РБ от 16.03.2011 № 329).

6. Открытое акционерное общество «Управляющая компания холдинга «Горизонт» (постановление Совета Министров РБ от 24.08.2011 № 1131).

7. Иностранное общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная компания «Ю Эф Эс» (постановление Совета Министров РБ от 17.10.2011 № 1396).

8. Закрытое акционерное общество «СБ-Глобал» (постановление Совета Министров РБ от 17.11.2011 № 1539).

* Положение о порядке предоставления физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 06.11.2009 № 1448.

Положение устанавливает порядок предоставления физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь (инвестиционные агенты), а также порядок их взаимодействия по данным вопросам с органами государственного управления.

* Методические рекомендации о порядке действий иностранного инвестора при реализации на территории Республики Беларусь инвестиционного проекта, утвержденные постановлением Минстройархитектуры РБ от 17.09.2010 № 24.

В п.3 Методических рекомендаций предусмотрено, что иностранный инвестор при реализации инвестиционного проекта на территории Республики Беларусь может выступать заказчиком; уполномочить выступить заказчиком другое лицо; привлечь инженерную организацию по договору на оказание инженерных услуг либо договору об оказании инженерных услуг по комплексному управлению инвестиционным проектом.

В рекомендациях приведена последовательность действий иностранного инвестора при реализации инвестиционного проекта с учетом:

- применения проектной документации, разработанной за рубежом;

- необходимости разработки проектной документации в Республике Беларусь.

* Решение Комиссии таможенного союза от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».

Решение регулирует вопросы предоставления тарифных льгот в отношении товаров, ввозимых для реализации инвестиционных проектов. Подпунктом 7.1.11 п.7 решения предусмотрено, что тарифная льгота в отношении товаров, ввозимых для реализации инвестиционных проектов, применяется в порядке, действующем в государстве - члене таможенного союза, до установления Комиссией таможенного союза порядка применения освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении указанных категорий товаров (такой порядок в Республике Беларусь регулирует Декрет № 10).

От ввозных таможенных пошлин освобождаются технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, сырье и материалы, ввозимые для исключительного использования на территории государства - участника таможенного союза в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) государства - участника таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства.

Кроме того, предусмотрено, что рассматриваемая льгота предоставляется в отношении сырья и (или) материалов, если такое сырье и (или) материалы не производятся (либо производятся в недостаточном для реализации инвестиционного проекта количестве) в государствах - участниках таможенного союза или если производимые в государствах - участниках таможенного союза сырье и (или) материалы не соответствуют техническим характеристикам реализуемого инвестиционного проекта.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Комментарий

О.Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Ю.Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 14.02.2012 № 146 «Об утверждении Положения о досудебном урегулировании споров (разногласий), связанных с осуществлением инвестиций». Определен порядок досудебного урегулирования спора (разногласий) между инвесторами и Республикой Беларусь.

Пособия

К.Скуратович, заместитель начальника отдела консалтинга общества с ограниченной ответственностью «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»

Возможность взыскания пени по инвестиционному договору.

 

О.Котел, старший юрист Revera Consulting Group

Рассмотрение споров по инвестиционным договорам.

 

О.Бобкова, старший прокурор отдела по надзору за соответствием закону судебных постановлений по гражданским делам прокуратуры Минской области

Невыполнение условий инвестиционных договоров. Практика проверок органами прокуратуры.

 

О.Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Ю.Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Гарантии защиты инвестиций в нормах международных договоров и соглашений, в которых участвует Республика Беларусь.

Формы документов

А.Родионов, начальник юридического отдела филиала открытого акционерного общества «Белагропромбанк» - Минское областное управление

Бизнес-план инвестиционного проекта (пример).

 

Договор о представлении интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь.

Договор на оказание услуг по разработке бизнес-плана инвестиционного проекта.

 

27.01.2012 г.

 

Елена Ильницкая, юрист

 

Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»