


Материал помещен в архив
ЗАКУПКИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ: ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ С 16 АВГУСТА 2015 ГОДА
Порядок организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов претерпел изменения и дополнения, которые вступили в силу с 16 августа 2015 г.
Предлагаемое пособие содержит анализ изменений и нововведений.
Нормативное регулирование
![]() |
Обратите внимание! На сайте Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь в разделе «Общественное обсуждение проектов НПА» http://www.mas.by/ru/obsujd_proektow/ размещен проект Указа Президента Республики Беларусь «О закупках при строительстве» (дата вступления в силу - 1 января 2016 г.). |
* Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее - Указ № 591).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве». |
* Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - постановление № 88, Положение № 88).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. следует руководствоваться Положением № 88 с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2016 № 1108. |
* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.07.2015 № 650 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2014 г. № 88» (далее - постановление № 650).
Проведение закупок при строительстве в период с 1 января 2014 года по 1 января 2016 года
С 1 января 2014 г. вступил в силу Указ № 591, который определил, что:
1) закупки работ, услуг при строительстве осуществляются путем проведения подрядных торгов либо переговоров;
2) закупки товаров при строительстве осуществляются путем проведения торгов на закупку товаров при строительстве либо переговоров;
3) законодательство о государственных закупках товаров (работ, услуг) не применяется до 1 января 2016 г. при проведении процедур закупок при строительстве.
Во исполнение подп.5.1 п.5 Указа № 591 утверждено и введено в действие Положение № 88, которым определен порядок организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов.
![]() |
Справочно Постановление № 88 отменило Положение о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь 03.03.2005 № 235, которое регламентировало порядок размещения заказов при строительстве объектов, выполнении работ, оказании услуг и поставке товаров для строительства. |
Положением № 88 предусмотрены следующие процедуры закупок при строительстве:
1) торги.
В зависимости от предмета закупки процедура торгов подразделяется на:
- подрядные торги - торги на закупку работ, услуг при строительстве;
- торги на закупку товаров при строительстве;
2) переговоры.
С 16 августа 2015 г. вступили в силу изменения и дополнения в Положение № 88, внесенные постановлением № 650. Рассмотрим основные из их.
1. С 16 августа 2015 г. при закупке товаров (работ, услуг) при строительстве могут применяться международные типовые контракты (FIDIC).
При закупке товаров (работ, услуг) при строительстве объектов могут применяться международные типовые контракты Международной федерации инженеров-консультантов (FIDIC), а для нефтеперерабатывающих заводов Республики Беларусь - в том числе контракты «Открытая книга», с учетом необходимости соблюдения требований законодательства, включая требования Положения № 88 (часть вторая п.1 Положения № 88).
2. Внесены изменения в термины и их определения, используемые для целей Положения № 88.
Постановлением № 650 внесены изменения и в следующие термины и их определения (жирным выделен добавленный текст, зачеркнутым - удаленный):
- переговоры - форма размещения заказов на строительство объектов, закупку товаров (выполнение работ, оказание услуг) при строительстве объектов, предусматривающая определение подрядчика, исполнителя или поставщика, предложение которого удовлетворяет требованиям и условиям, изложенным в документации для переговоров;
- подрядные торги - форма размещения заказов на строительство объектов, выполнение работ, оказание услуг при строительстве объектов, предусматривающая выбор подрядчика или исполнителя на основе конкурса;
- предложение для переговоров - комплект документов по объявленным переговорам, подготовленный участником в соответствии с приглашением на участие в переговорах и (или) извещением о проведении переговоров, а также документацией для переговоров;
- предмет заказа - строительство объектов, закупка товаров (выполнение работ, оказание услуг) при строительстве объектов;
- строительство объекта «под ключ» - осуществление строительной деятельности подрядчиком (генеральным подрядчиком), выполняющим весь комплекс работ от изысканий и проектирования до сдачи по изысканию, проектированию и сдаче объекта заказчику, в том числе с привлечением других организаций;
- участник - лицо, принимающее участие в подрядных торгах (торгах, переговорах) на строительство объектов, закупку товаров (выполнение работ, оказание услуг) и представившее свои предквалификационные документы и конкурсное предложение (предложение для переговоров) по предмету заказа;
- цена заказа - стартовая цена строительства объектов, товаров (работ, услуг), предложенная организатором подрядных торгов (торгов, переговоров) на дату принятия решения о проведении подрядных торгов (торгов, переговоров).
3. Расширен перечень случаев проведения закрытых конкурсов.
С 16 августа 2015 г. подрядные торги (торги) в форме закрытого конкурса в том числе проводятся при размещении заказов по:
- объектам, строительство которых осуществляется в военных целях;
- объектам строительства, связанным с обеспечением национальной безопасности Республики Беларусь, осуществлением оперативно-розыскной деятельности;
- объектам строительства, связанным с обеспечением государственных органов и иных организаций президентской, правительственной, оперативной и другими видами специальной связи, Национальной сетью передачи шифрованной информации «Атлас-Беларусь» (абзацы 6-8 части первой п.7 Положения № 88).
Особенности порядка организации и проведения подрядных торгов (торгов) в указанных выше случаях определяются локальными нормативными правовыми актами государственных органов, которые являются организаторами таких подрядных торгов (торгов), либо государственных органов, в подчинении которых находятся организаторы подрядных торгов (торгов).
4. Выбор заказчиком процедуры закупки в случае, если проведение подрядных торгов (торгов) не является обязательным.
Постановление № 650 дополнило Положение № 88 п.71, который устанавливает порядок выбора заказчиком процедуры закупки при строительстве в случае, когда подрядные торги (торги на закупку товаров при строительстве) не обязательны.
Если подрядные торги (торги на закупку товаров при строительстве) не обязательны, по выбору заказчика проводятся подрядные торги (торги) или переговоры.
|
|
|
5. Переговоры не являются обязательными при размещении заказов при строительстве объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов (п.72 Положения № 88).
6. Объем (количество) закупки товаров (работ, услуг) может быть изменен в любое время, в том числе при заключении договора.
С 16 августа 2015 г. предусмотрено право заказчика (организатора) на изменение объема (количества) закупки товаров (работ, услуг), но не более чем на 10 %, если это предусмотрено условиями проведения процедуры закупки (п.91 Положения № 88).
Возможность изменения объема (количества) закупки товаров (работ, услуг) при заключении договора вытекает из отсутствия ограничения применения п.91 Положения № 88 каким-либо этапом процедуры.
7. Заказ на строительство объекта может размещать привлеченная к комплексному управлению строительной деятельностью инженерная организация (п.141 Положения № 88).
8. С 16 августа 2015 г. предквалификационные документы и конкурсные предложения участники направляют в письменной и (или) электронной форме (абзац 3 части второй п.15 Положения № 88).
9. Дополнен перечень показателей, учитываемых в ходе предварительного квалификационного отбора участников.
|
|
|
10. Перечень документов об экономическом и финансовом положении участника дополнен копией акта (справки) последней проверки финансово-хозяйственной деятельности организации-участника, проведенной контролирующими органами в рамках ведомственного контроля в порядке, установленном законодательством (абзац 7 части второй подп.31.1 п.31 Положения № 88).
11. С 16 августа 2015 г. организатор при проведении подрядных торгов в конкурсной документации указывает на возможность (невозможность) для участника при разработке конкурсных предложений предлагать товар собственного производства, необходимый для выполнения вида работ с учетом требований законодательства о проведении процедур закупок при строительстве.
На предложенные товары участник обязан представить в случаях, установленных законодательством, декларации о соответствии или сертификаты соответствия товаров, сертификаты продукции собственного производства, выданные в порядке, установленном законодательством (абзац 3 подп.31.2 п.31 Положения № 88).
12. Представляемые документы об экономическом и финансовом положении участников должны содержать информацию об экономическом и финансовом положении участников на 1-ое число месяца, предшествующего месяцу подачи предложения для переговоров (абзац 8 п.68 Положения № 88).
13. Новшеством является то, что в условия проведения торгов могут быть включены сведения о праве участника улучшить свое предложение по результатам проведенных торгов путем снижения первоначальной цены предложения, уменьшения сроков поставки товаров, снижения размера авансов без изменения остальных условий конкурсного предложения (часть вторая подп.50.3 п.50 Положения № 88).
14. При проведении переговоров по выбору поставщика товаров теперь возможно участие только одного участника. Это возможно, когда при отсутствии конкуренции на рынке товаров конкурсная комиссия (ответственное лицо за проведение переговоров) письменно обоснует руководителю организатора переговоров причины направления приглашения одному поставщику (абзац 4 п.63 Положения № 88).
15. Существенным нововведением является право организатора переговоров на размещение заказов на закупку однородных товаров (выполнение однородных работ, оказание однородных услуг) при строительстве объектов в централизованном порядке для нескольких строящихся объектов.
В этом случае в документации для переговоров указываются однородные товары (работы, услуги), необходимые для строительства каждого объекта.
Организатор переговоров вправе проводить переговоры одновременно по нескольким лотам (п.782 Положения № 88).
Аналитические материалы
Комментарии и пособия
Ю.Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»
Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30.07.2015 № 650 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2014 г. № 88». Законодательство о закупках в строительстве изменилось.
Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30.07.2015 № 650 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2014 г. № 88». Порядок проведения подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве изменился.
Когда подрядные торги, торги на закупку товаров при строительстве признаются несостоявшимися.
Конкурсная комиссия уточняет информацию, которая является коммерческой тайной.
А.Петрушина, начальник юридического отдела Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь
Т.Алейникова, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»
Изменения и дополнения в общие положения порядка организации и проведения процедур закупок в строительстве. Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30.07.2015 № 650.
Вопросы и ответы
Ю.Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»
Возможно ли изменение условия о предмете в ходе заключения договора строительного подряда, заключаемого по результатам проведения подрядных торгов?
Каким требованиям должны соответствовать документы об экономическом и финансовом положении участников при проведении процедуры переговоров?
Представленная участником подрядных торгов справка об отсутствии задолженности по платежам в бюджет из налоговых органов не содержит подписи и печати. Каковы в этом случае действия организатора?
Организатору после объявления процедуры подрядных торгов потребовалась закупка таких же работ, но для другого объекта. Каковы действия организатора в данном случае?
Можно ли провести одну процедуру переговоров для закупки работ (услуг) по нескольким лотам?
Может ли организатор подрядных торгов как процедуры закупок в строительстве установить требование к участникам подрядных торгов, связанное с наличием опыта работы по предмету заказа?
24.08.2015
Лилия Дулебо, специалист по сметному делу, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»
Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»