Строительство: изменения законодательства с 1 по 14 мая

(подписаться на рассылку)

17 мая 2024

Обзор законодательства

 

Новая Инструкция об особенностях бухгалтерского учета материалов и оборудования в строительстве

С 1 мая 2024 г. действует Инструкция об особенностях бухгалтерского учета материалов и оборудования в строительстве, утв. постановлением Минстройархитектуры № 5. С этой же даты утратила силу Инструкция о порядке бухгалтерского учета строительных материалов, утв. постановлением от 24.01.2008 № 4.

Если Инструкция № 4 регулировала порядок бухгалтерского учета строительных материалов организациями, исполняющими функции подрядчика, то Инструкция № 5 определяет порядок формирования в бухгалтерском учете информации о материалах и оборудовании в организациях, которые выполняют функции подрядчика и заказчика.

Инструкция № 5 устанавливает порядок учета:

✓ строительных материалов у заказчика и подрядчика;

✓ оборудования у заказчика и подрядчика;

✓ возвратных материалов;

✓ попутных материалов;

✓ временных зданий и сооружений;

✓ строительных лесов и опалубки.

Формы С-19 в Инструкции № 5 нет.

Постановление Минстройархитектуры от 31.01.2024 № 5

 

список

Дополнительно по теме

С 1 мая 2024 года действует новая Инструкция по бухучету стройматериалов. Комментарий к постановлению Минстройархитектуры от 31.01.2024 № 5.

 

Изменился порядок выбора подрядчика при бюджетном финансировании работ (госзакупка)

Закон № 354-З ввел значительные изменения в сфере государственных закупок. Часть изменений вступили в силу с 04.05.2024.

Появились понятия:

• «ориентировочная стоимость годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах)». То есть в годовом плане госзакупок могут быть указаны как ориентировочная стоимость годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах), предполагающая годовую потребность и срок действия договора также в пределах календарного года, так и ориентировочная стоимость общей потребности в однородных товарах (работах, услугах), включающая потребность в товарах (работах, услугах) на срок более года в пределах срока действия договора более года;

• «предельная стоимость предмета государственной закупки». Таким образом, вместо ориентировочной введена предельная стоимость предмета государственной закупки. Ранее подобный принцип был реализован только в электронном аукционе. Закон № 354-З распространил это правило на иные виды процедур государственных закупок.

Предельная стоимость предмета государственной закупки представляет собой максимальную стоимость предмета государственной закупки, включающую предполагаемую сумму выплат заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) за поставку или приобретение иным способом товаров (выполнение работ, оказание услуг), НДС и другие налоги, сборы (пошлины), иные обязательные платежи.

Такая предельная стоимость указывается в приглашении к участию в процедуре государственной закупки.

Закон от 31.01.2024 № 354-З

 

список

Дополнительно по теме

Новеллы законодательства о государственных закупках. Комментарий к Закону от 31.01.2024 № 354-З.

Комментарий к Закону от 31.01.2024 № 354-З «Об изменении Закона Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"».

Вступление в силу положений Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"».

 

Вступили в силу санитарные нормы и правила «Требования к организациям, осуществляющим строительную деятельность, и организациям по производству строительных материалов, строительных изделий и строительных конструкций»

Санитарные нормы вступили в силу с 10.05.2024 и установили санитарно-эпидемиологические требования к территории и размещению, содержанию и эксплуатации оборудования и помещений, организации технологических процессов, условиям труда работников в организациях, осуществляющих строительную деятельность, и организациях по производству строительных материалов, строительных изделий и строительных конструкций.

Действие санитарных норм распространяется на организации, осуществляющие:

✓ строительно-монтажные работы;

✓ производство строительных материалов, строительных изделий и строительных конструкций (далее, если не установлено иное, - строительные материалы, изделия, конструкции):

- природных и искусственных легких заполнителей;

- искусственных минеральных волокон (минеральная вата, стекловата, базальтовые, кремнийсодержащие и другие волокна) и изделий из них;

- вяжущих материалов (цемент, алебастр, гипс, известь);

- бетонов, железобетонных изделий и конструкций;

- кирпича (силикатного, керамического, глиняного) и черепицы;

- хризотилцементных изделий и гипсовых плит;

- фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий;

- стекла и стеклоизделий;

- мягких кровельных покрытий и мастик;

- строительных материалов, изделий и конструкций из полимерного сырья.

Постановление Минздрава от 23.02.2024 № 34

 

Утверждено Положение о порядке принятия решения о возможности обоснованных отступлений от обязательных для соблюдения требований строительных норм, положений строительных правил

Положение вступит в силу с 23 июля 2024 г. и определит порядок принятия решения о возможности обоснованных отступлений от обязательных для соблюдения требований ТНПА, если их положения стали обязательными для соблюдения в соответствии с п.8 ст.30 Строительного кодекса.

Действие Положения не распространяется на:

✓ возводимые объекты строительства, за исключением их возведения в сложившейся застройке;

✓ объекты, отнесенные к недвижимым материальным историко-культурным ценностям;

✓ объекты, требующие изменения целевого назначения земельного участка;

✓ объекты, размещение которых на территории соответствующей области, г. Минска производится с отступлением от утвержденного градостроительного проекта детального планирования, осуществляемого в соответствии с п.6 ст.24 Строительного кодекса.

Постановление Минстройархитектуры от 29.03.2024 № 21

 

Установлены виды зон повышенной опасности и перечень подлежащих учету мероприятий гражданской обороны

Постановлением № 35 (вступит в силу с 23 июля 2024 г.) установлены:

✓ виды зон повышенной опасности;

✓ перечень подлежащих учету мероприятий гражданской обороны.

Постановление МЧС от 23.04.2024 № 35

 

В новой редакции изложены Методические рекомендации о порядке формирования и ведения каталога-классификатора материалов для строительства

В новой редакции исключена возможность проектировщикам самостоятельно кодировать материалы, которых нет в эталонном ККМ материалов для строительства, включаемые в сметные расчеты.

Постановление Минстройархитектуры от 29.04.2024 № 29

 

Примите участие в обсуждении

С 15 по 25 мая 2024 г. идет обсуждение проекта постановления Совмина «О предпринимательской деятельности».

Проект утверждает Положение о порядке формирования и ведения Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства и определяет:

• перечень видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве индивидуального предпринимателя;

• перечень видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве самостоятельной профессиональной деятельности;

• перечень видов ремесленной деятельности.

 

Обзор важных аналитических материалов

 

Комментарий: С 1 мая 2024 года действует новая Инструкция по бухучету оборудования в строительных организациях. Комментарий к постановлению Минстройархитектуры от 31.01.2024 № 5

Комментируемая Инструкция с 1 мая 2024 г. заменила ранее действовавшую Инструкцию о порядке бухгалтерского учета строительных материалов, утв. постановлением Минстройархитектуры от 24.01.2008 № 4.

Инструкция № 4 регулировала порядок бухгалтерского учета строительных материалов организациями, исполняющими функции подрядчика, а Инструкция № 5 определяет порядок формирования в бухучете информации о материалах и оборудовании в организациях, которые выполняют функции подрядчика и заказчика.

Формы С-19 в Инструкции № 5 нет.

О других нововведениях читайте в комментарии.

 

Комментарий: Приостановление строительства с 23 июля 2024 года: что изменилось. Комментарий к Строительному кодексу

До 23 июля 2024 г. вопросы приостановления строительства (модернизации, реконструкции, ремонта) регулирует ст.62 Закона № 300-З, а с этой даты - ст.100 Строительного кодекса.

Для того чтобы было понятнее, что изменилось, мы сравнили нормы этих двух НПА и отметили главные нововведения.

 

Комментарий: При выполнении каких строительных работ не надо получать разрешительную документацию с 23 июля 2024 года. Комментарий к Строительному кодексу

Сравнили нормы Закона № 300-З и Строительного кодекса по разрешительной документации на строительство. Особо важные для заказчика и подрядчика нововведения выделены жирным шрифтом.

 

Нововведения Строительного кодекса

1. После 23 июля 2024 г. можно ли будет заключать один договор на проектные и строительные работы?

2. 23 июля 2024 г. вступит в силу Кодекс об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (Строительный кодекс). С этой даты не нужно получать разрешительную документацию (в том числе технические условия и технические требования) на модернизацию, капитальный ремонт?

 

Определение вида строительной деятельности

1. Планируется замена двух грузовых лифтов в производственных зданиях ввиду окончания срока их эксплуатации. Можно ли эти работы отнести к технической модернизации?

2. Устройство фундаментов можно отнести к текущему ремонту?

3. Покраску и мелкий ремонт фасада здания к какому виду работ отнести? Можно ли затраты на покраску и мелкий ремонт отнести на увеличение стоимости здания?

4. Заключен договор строительного подряда по результатам процедуры запроса ценовых предложений (бюджетные средства). Сроки окончания работ прошли. Подрядчик не успел закончить работы в срок, прислал письмо о продлении сроков работ в связи с возникновением допработ на объекте. Акт на допработы не подписывался, и заказчик не знает, о каких допработах идет речь. Как заказчику правильно поступить в этой ситуации?

 

Экспертиза ПСД

1. В связи с чем проектировщик не может подавать разработанную им проектно-сметную документацию на экспертизу?

2. Кто принимает решение о прохождении проектной документации госэкспертизы: проектная организация или заказчик?

 

Формирование неизменной договорной цены

При формировании неизменной договорной цены подрядчиком ресурсным методом согласно Положению о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на выполнение подрядных работ № 1553 (в редакции постановления № 311), можно ли в дополнение к конкурсному коэффициенту применить понижающие к ОХР и плановым? Письмо Минстройархитектуры от 31.08.2016 № 04-3-03/10579 «О формировании цены предложения подрядчика» о применении понижающих к ОХР и ПП изучили. Не потеряли ли эти разъяснения актуальности с принятием новой редакции Положения № 1553?

 

Некоторые интересные обсуждения на Правовой платформе «Бизнес-Инфо» https://bii.by:

1. Трижды проводили процедуру открытого конкурса в 2024 г. - не состоялся. Хотим перейти к ЗОИ, однако на настоящий момент необходимо пересчитывать ориентировочную (предельную) стоимость строительства объекта в связи с изменением коэффициентов. Цена стала выше, чем та, по которой проводили конкурс. Можно ли перейти к ЗОИ в этой ситуации, так как цена изменилась не по требованию/желанию заказчика, а ввиду законных обстоятельств? Или необходимо проводить открытый конкурс?

2. При проведении закупки из одного источника по текущему ремонту, Заказчик затребовал гарантийный срок на выполненные работы 5 лет. Правомерно ли это?

3. Текущий ремонт за счет собственных средств (офис). Все материалы для ремонта предоставлены заказчиком. По какому документу заказчик передает подрядчику материалы и как у подрядчика в акте С-2а отражаются материалы заказчика?

4. Заключаем договор на установку оборудования для усовершенствования существующей системы кондиционирования. Источник финансирования - собственные средства. Обязательно ли разрабатывать и утверждать сметную, проектную документацию?

5. Заключен договор строительного подряда, работы в срок не выполнены и, соответственно, объект не сдан в эксплуатацию, договором предусмотрена пеня за превышение по своей вине установленных договором сроков сдачи объекта в эксплуатацию. Направлена претензия на пеню, которая получена генподрядчиком, но ответа не последовало. Работы все еще не выполнены в полном объеме и объект не сдан в эксплуатацию. Можно ли пойти в суд с заявлением о возбуждении приказного производства, а в случае обоснованного отзыва перейти в исковое?

6. По текущему ремонту. Если, к примеру, на учебный корпус выделены 30 000. Но по отдельным дефектным актам закупаем двери в санузлы на 2 000, шаровые краны для отопления 900, ремонт кровли на 5 000, ремонт фасада на 4 000 и т. д. Вид закупки каждый раз ЗЦП исходя из 30 000? Даже на 900 руб.?

7. Закупка, стройка за счет собственных средств. Если в течение 5 рабочих дней с момента вскрытия конвертов победитель не выбран, а продление процедуры состоялось с опозданием, что делать с процедурой: провести с нарушением сроков или ее нужно отменить?

8. Провели процедуру по выбору инженерной организации, заключили договор от 11.04, указали название объекта строительства в предмете договора, получили решение исполкома от 05.04. Оказалось, название объекта строительства в решении исполкома и в процедуре разные. Какой выход?

9. Подрядчик выполнил работы некачественно, в связи с чем нарушил сроки производства, так как будет устранение за свой счет. Допсоглашение необходимо делать на продление до конца выполнения всех работ (которые будут для устранения замечаний)? Например, заказчик просит ДС до 06.05.2024 (в договоре сроки первые были до 30.04.2024), а работы фактически будут выполняться до 20.05.2024. Необходимо ведь сделать ДС до 20.05.2024?

10. В договоре строительного подряда предусмотрено, что оплата производится на основании справки и акта выполненных работ. Больше ничего не указано. Как рассчитать, когда должна быть оплата?

 

внимание

Обратите внимание!

Задать вопрос в Сообществе и получить ответы от коллег и экспертов может каждый зарегистрированный пользователь платформы «Бизнес-Инфо».

Рассказываем здесь, как это работает.

Поделиться: