Строительство: изменения законодательства с 15 по 31 мая

(подписаться на рассылку)

05 июня 2025
Строительство: изменения законодательства

1. Обзор законодательства

2. Обзор важных аналитических материалов

3. Обсуждения на платформе «Бизнес-Инфо»

 

Обзор законодательства

 

Когда и как применять человеко-час в размере 12,46 рубля

По объектам, сметная документация которых разработана на основании НРР в ценах до 01.04.2024, применение размера 1 человеко-часа 12,46 руб. предусмотрено в следующих случаях.

1. При корректировке неизменной договорной (контрактной) цены на работы, подлежащие выполнению согласно графику производства работ после 1 ноября 2024 г. (в пределах остатка суммы средств на непредвиденные работы и затраты, а также экономии по другим статьям сводного сметного расчета, определенных по состоянию на 1 ноября 2024 г., а также на дату приемки объекта в эксплуатацию).

Корректировка неизменной договорной (контрактной) цены осуществляется поэтапно:

✓ сначала в пределах средств на непредвиденные работы и затраты, а также экономии по другим статьям сводного сметного расчета, определенных по состоянию на 1 ноября 2024 г.;

✓ затем за счет средств на непредвиденные работы и затраты, а также экономии средств по другим статьям сводного сметного расчета, образовавшихся в конце строительства.

При недостаточности резерва средств на непредвиденные работы и затраты, а также экономии по другим статьям сводного сметного расчета, определенных по состоянию на 1 ноября 2024 г., для увеличения неизменной договорной (контрактной) цены на все остатки работ, подлежащие выполнению согласно графику строительства после 1 ноября 2024 г., виды работ, по которым будет произведена корректировка неизменной договорной (контрактной) цены, определяются по соглашению сторон договора.

2. При формировании сметной стоимости дополнительных работ, необходимость выполнения которых подтверждена двусторонним актом, подписанным заказчиком и разработчиком проектной документации с 1 ноября 2024 г.

Сметная стоимость дополнительных работ, необходимость выполнения которых подтверждена двусторонним актом, подписанным заказчиком и разработчиком проектной документации с ноября 2024 г., формируется в ценах на дату начала разработки сметной документации без учета средств на заработную плату и других средств, с учетом индексации от даты начала разработки сметной документации до ноября 2024 г.

Письмо Минстройархитектуры от 28.05.2025 № 04.3-05/7576

 

Разъяснение Минстройархитектуры по виду «техническая модернизация»

Техническая модернизация осуществляется в зданиях (сооружениях) в случаях замены и (или) установки технологического оборудования, необходимого для обеспечения выполнения производственных процессов и (или) осуществляющего автоматическое управление технологическими процессами, с выполнением сопутствующих работ, связанных с функционированием такого технологического оборудования.

Выполнение технической модернизации на возведенных объектах инженерной и транспортной инфраструктуры, обеспечивающих подачу ресурсов (воды, энергии, тепла и др.) на объекты потребления, не предусмотрено.

Ранее выданные разъяснения признаны утратившими силу.

Письмо Минстройархитектуры от 22.05.2025 № 03.1.1-04/7320

 

Правки в определении 1 человека-часа на пусконаладочные работы

С 16.05.2025 при определении сметной стоимости пусконаладочных работ стоимость 1 человеко-часа принимается как стоимость 1 человеко-часа рабочего 4-го разряда без учета его индексации прогнозным индексом стоимости строительно-монтажных работ от даты установления до даты начала разработки сметной документации, как это было установлено ранее.

Постановление Минстройархитектуры от 21.04.2025 № 48

 

Инструкция по технадзору не распространяется на объекты строительства, относимые к 4-му и 5-му классам сложности

С 16.05.2025 Инструкция о порядке осуществления технического надзора за строительством, утв. постановлением Минстройархитектуры от 13.09.2024 № 102, не распространяется на объекты строительства, относимые к 4-му и 5-му классам сложности, строительство которых осуществлялось в соответствии с подп.1.2 п.1 Указа № 46.

Постановление Минстройархитектуры от 24.04.2025 № 49

 

Изменение в регулировании цен на стройматериалы

С 16.05.2025 не допускается повышение в текущем году отпускных цен (цен) на товары (по каждой товарной позиции) более 15 % в годовом выражении по сравнению с отпускными ценами (ценами), установленными (сформированными) на 31 декабря предыдущего года (при отсутствии товаров на эту дату - на дату первого установления (формирования) отпускной цены (цены) в текущем году) без учета отпускных цен (цен), сниженных в рамках проведения мероприятий, направленных на продвижение товаров и привлечение покупателей, а также цен на неликвидные остатки товаров.

Допускается повышение в текущем году отпускных цен (цен) на товары (по каждой товарной позиции), приобретенные импортерами и субъектами, осуществляющими оптовую торговлю, по договорам, заключенным до 14.03.2025, до 30 % в годовом выражении по сравнению с отпускными ценами (ценами), установленными (сформированными) на 31 декабря предыдущего года (при отсутствии товаров на эту дату - на дату первого установления (формирования) отпускной цены (цены) в текущем году) без учета отпускных цен (цен), сниженных в рамках проведения мероприятий, направленных на продвижение товаров и привлечение покупателей, а также цен на неликвидные остатки товаров.

Постановление Минстройархитектуры от 21.04.2025 № 48

 

список

Дополнительно по теме

Изменения в регулировании цен на товары, используемые в строительстве и при производстве материалов для строительства с 16 мая 2025 года. Комментарий к постановлению Минстройархитектуры от 21.04.2025 № 48.

 

Господдержка при жилищном строительстве с 01.06.2025

С 01.06.2025 Указ № 95 стал единым НПА, который устанавливает порядок оказания господдержки при строительстве жилых помещений в форме:

льготных кредитов;

одноразовых субсидий;

финансовой помощи государства в возврате задолженности по льготным кредитам (для многодетных и молодых семей, при рождении детей).

В Указе № 95 не предусмотрено предоставление государственной поддержки при строительстве жилых помещений с долевым участием и жилищно-строительных потребительских кооперативов.

Указ от 06.03.2025 № 95

 

список

Дополнительно по теме

Регулирование правоотношений по оказанию господдержки при жилищном строительстве с 1 июня 2025 года. Комментарий к Указу от 06.03.2025 № 95.

Предоставление льготных кредитов при жилищном строительстве. Комментарий к Указу от 06.03.2025 № 95.

Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 1 июня 2025 года. Комментарий к Указу от 06.03.2025 № 95.

 

Изменился порядок определения стоимости разработки документации проектного обеспечения строительной деятельности

С 01.06.2025 введены в действие:

✓ Сборник норм затрат трудовых ресурсов (НЗТ 8.02.27-2025) на разработку технологической документации на выполнение строительно-монтажных работ (прилагается);

✓ Сборник норм затрат трудовых ресурсов (НЗТ 8.02.28-2025) на разработку документации проектного обеспечения строительной деятельности для объектов газовой промышленности.

В НЗТ 8.01.00-2014 внесены существенные правки, коснувшиеся:

• не учтенных в норме затрат трудовых ресурсов дополнительных проектных работ;

• сопутствующих проектированию работ;

• формулы расчета полной стоимости разработки документации проектного обеспечения;

• определения стартовой цены и цены предложения на разработку документации проектного обеспечения;

• применения коэффициентов усложнения проектирования и т. п.

Приказ Минстройархитектуры от 15.05.2025 № 66

 

Обзор важных аналитических материалов

 

Комментарий: Определены случаи и порядок проведения процедуры закупки из одного источника на электронной торговой площадке с 10 августа 2025 года. Комментарий к постановлению Совмина от 08.05.2025 № 252

С 10 августа 2025 г. заказчики в некоторых случаях обязаны будут проводить процедуру закупки из одного источника на электронной торговой площадке. Подробности - в материале.

 

Комментарий: Установлен состав и порядок согласования эскизного проекта с 2 мая 2025 года. Комментарий к постановлению Совмина от 30.04.2025 № 242

Вы узнаете о составе эскизного проекта, порядке его согласования и форме акта приемки объекта строительства, относимого к 4-му и 5-му классам сложности.

 

Комментарий: Изменения в регулировании цен на товары, используемые в строительстве и при производстве материалов для строительства с 16 мая 2025 года. Комментарий к постановлению Минстройархитектуры от 21.04.2025 № 48

Разобрались, как изменилось регулирование цен на стройматериалы с 16 мая 2025 г.

 

Комментарий: С 10 августа 2025 года госзакупки осуществляются на электронной торговой площадке. Комментарий к постановлению Совмина от 08.05.2025 № 252 «О случаях и порядке проведения процедуры закупки из одного источника на электронной торговой площадке»

С 10 августа 2025 г. совершение процедур закупок из одного источника при осуществлении государственных закупок переводится на электронные площадки. Подробности - в материале.

 

Пособие: Подлежат ли отражению в бухгалтерском учете неподписанные заказчиком акты выполненных проектных и изыскательских работ

Автор рассмотрел вопросы:

✓ о требованиях к составлению ПУД;

✓ о составлении ПУД единолично;

✓ об отражении в бухгалтерском учете неподписанного заказчиком (подписанного только подрядчиком) акта;

✓ о перспективах рассмотрения спора по неподписанным актам дела в суде.

 

Инженерные услуги

В договоре на оказание инженерных услуг указаны даты начала и окончания работ. Можно ли продлить сроки оказания услуг в случае, если организация не успевает оказать услугу, путем заключения дополнительного соглашения? Либо есть определенный перечень, при котором сроки могут быть продлены? В договоре пункт про продление сроков (в каких случаях) отсутствует. Бюджетная организация. В постановлении Минстройархитектуры от 03.06.2024 № 65 про изменение сроков ничего не указано.

 

Применение прогнозных индексов

Учреждение провело запрос ценовых предложений строительных работ. В документации на закупку указывались сроки проведения работ: апрель - май. Участники представляли сметы с использованием прогнозных индексов на апрель и на май. Пока прошли сроки на обжалование, договор по факту заключили 5 мая. А в смете подрядчика по-прежнему фигурируют апрельские индексы. Казначейство такой договор не принимает. При пересчете сметы по майским индексам сумма договора увеличивается. А оснований ее увеличить нет. Что делать?

 

Снос

Требуется ли для сноса объекта включать в договор обязательное условие о предоставлении подрядчиком обеспечения исполнения обязательств по договору (госзакупка)?

 

Расторжение договора на ПИР

В связи с планируемой ликвидацией подрядчика и по другим причинам организация расторгает договор на выполнение проектных и изыскательских работ в одностороннем порядке. Необходимо передать авторские права на объект. Каким образом это лучше сделать? Можно ли указать передачу авторских прав в акте сдачи-приемки выполненных работ?

 

Текущий ремонт

На объекте текущего ремонта разбираются плиты железобетонные для сдачи в переработку. Может ли организация подрядчика забрать плиты от разборки себе для применения на собственных объектах строительства, согласовав с заказчиком через корректировку сметной документации такое условие? Составить форму С-14 с приемкой организацией, производящей работы, без стоимости? Достаточно ли только формы С-14, нужна ли товарная накладная?

 

Некоторые интересные обсуждения на Правовой платформе «Бизнес-Инфо» https://bii.by:

1. За счет бюджетных средств планируется производство работ по капитальному, текущему ремонту и модернизации. Изготовлен проект. Необходимо выбрать инженерную организацию для комплексного управления строительной деятельностью и функций технического надзора. Каким нормативным актом регулируется порядок проведения такой закупки?

2. Снос зданий и сооружений взрывным способом подразумевает с заказчиком заключение договора строительного подряда или подряда?

3. Как определить срок работы приемочной комиссии по вводу объекта в эксплуатацию? Руководствоваться постановлением Совмина от 17 июля 2023 года № 716 или можно применить строительные правила (СП 1.03.11-2023), где п.1.6 гласит, что период времени, необходимый на организацию приемки объекта строительства в эксплуатацию и утверждение акта приемки, определяется участниками строительной деятельности самостоятельно и принимается в период от 0,5 до 2 месяцев?

4. В приказном производстве взыскивается сумма основного долга по договору строительного подряда. Законная неустойка за время неуплаты составила сумму, равную основному долгу (порядка 13 тыс. и основной долг, и неустойка). В связи с изменениями ст.366 ГК о недопустимости двойной ответственности предполагаю, что Должник в отзыве напишет, что не согласен с суммой неустойки, и суд в неустойке откажет нам. Есть ли смысл заявить и неустойку, и проценты по ст.366, в случае отклонения неустойки хотя бы проценты есть шанс взыскать? И как, если должник не предоставит отзыв, суд будет принимать решение - откажет в неустойке, или откажет в процентах, или откажет в возбуждении приказного вообще?

5. Если между сторонами заключен договор на выполнение проектных работ, по условиям которого генподрядчик несет ответственность за несоблюдение сроков выполнения работ - в размере 0,2 % стоимости невыполненных работ за каждый день просрочки, но не более 20 % их стоимости, которые заказчик имеет право удержать с авансов или суммы окончательного расчета. Генподрядчик сроки нарушил. И заказчик хочет удержать сумму неустойки из суммы окончательного расчета (как это прописано в договоре). Не будет ли это расцениваться как недоплата по договору?

 

внимание

Обратите внимание!

Задать вопрос в Сообществе и получить ответы от коллег и экспертов может каждый зарегистрированный пользователь платформы «Бизнес-Инфо».

Рассказываем здесь, как это работает.

Поделиться: