Авиационное происшествие

 

1. Событие, связанное с использованием воздушного судна, которое имело место с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту в целях полета, покинули воздушное судно, и обусловленное нарушением нормального функционирования воздушного судна, экипажа, служб управления и обеспечения полетов, в результате которого наступило одно из следующих последствий:

хотя бы один человек из находившихся на борту погиб или его здоровью был причинен ущерб, повлекший смерть в течение 30 суток с момента происшествия;

воздушное судно получило повреждения силовых элементов планера или совершило посадку на местность, эвакуация с которой является технически невозможной или нецелесообразной;

хотя бы один человек из находившихся на борту пропал без вести и официальные поиски его прекращены.

 

(Пункт 11 Положения о дисциплине авиационного персонала гражданской авиации Республики Беларусь, утв. постановлением Совмина от 31.07.2001 № 1122)

 

2. Авиационное событие, связанное с использованием воздушного судна, которое в случае пилотируемого воздушного судна имеет место с момента, когда какое-либо лицо поднимается на борт воздушного судна с намерением совершить полет, до момента, когда все находившиеся на борту лица покинули воздушное судно, или, в случае беспилотного воздушного судна, происходит с момента, когда воздушное судно готово стронуться с места с целью совершить полет, до момента его остановки в конце полета и выключения основной силовой установки и в ходе которого:

а) какое-либо лицо получает телесное повреждение со смертельным исходом или серьезное телесное повреждение в результате:

нахождения в данном воздушном судне; или

непосредственного соприкосновения с какой-либо частью воздушного судна, включая части, отделившиеся от данного воздушного судна; или

непосредственного воздействия струи газов реактивного двигателя,

за исключением тех случаев, когда телесные повреждения получены в результате естественных причин, нанесены самому себе либо нанесены другими лицами, или когда телесные повреждения нанесены безбилетным пассажирам, скрывающимся вне зон, куда обычно открыт доступ пассажирам и членам экипажа; или

б) воздушное судно получает повреждения или происходит разрушение его конструкции, в результате чего:

нарушается прочность конструкции, ухудшаются технические или летные характеристики воздушного судна и

обычно требуется крупный ремонт или замена поврежденного элемента,

за исключением случаев отказа или повреждения двигателя, когда повреждены только один двигатель (включая его капоты или вспомогательные агрегаты), воздушные винты, законцовки крыла, антенны, датчики, лопатки, пневматики, тормозные устройства, колеса, обтекатели, панели, створки шасси, лобовые стекла, обшивка воздушного судна (например, небольшие вмятины или пробоины), или имеются незначительные повреждения лопастей несущего винта, лопастей хвостового винта, шасси и повреждения, вызванные градом или столкновением с птицами (включая пробоины в обтекателе антенны радиолокатора); или

в) воздушное судно пропадает без вести или оказывается в таком месте, где доступ к нему абсолютно невозможен. Воздушное судно считается пропавшим без вести, когда были прекращены официальные поиски и не было установлено местонахождение обломков.

 

(Пункт 3 авиационных правил «Расследование авиационных происшествий и инцидентов», утв. постановлением Минтранса от 29.05.2020 № 30)

 

3. Авиационное событие (АС), связанное с летной эксплуатацией ВС, которое привело к человеческим жертвам, и (или) утрате данного ВС. ВС считается утраченным, когда: произошло полное разрушение ВС; местоположение ВС (его обломков) не установлено и официальные поиски прекращены; эвакуация ВС с места его вынужденной посадки невозможна или нецелесообразна независимо от полученных повреждений; восстановление ВС невозможно или экономически нецелесообразно.

 

(Пункт 2 Авиационных правил организации расследования авиационных событий, произошедших с государственными воздушными судами Республики Беларусь, их классификации и учета, утв. постановлением Минобороны от 11.05.2022 № 23)