Академическая свобода
1. Свобода излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами, а также свобода обучающихся получать знания согласно своим наклонностям.
(Статья 1 модельного закона «Об образовании»
2. Право педагогических работников на свободу выбора средств и методов обучения и воспитания, направлений и методов проведения научных и педагогических исследований, публикацию результатов своих профессиональных достижений, участие в общественных и профессиональных объединениях и т. п.; право обучающегося на выбор уровня и направления (профиля) профессионального образования, формы его получения и способа участия в образовательном процессе в соответствии со своими способностями и потребностями.
(Статья 1 модельного Образовательного кодекса для государств - участников СНГ (приложение к постановлению Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 29.11.2013 № 39-6))