Пособие от 05.02.2018
Автор: Аналитическая редакция Правовой платформы «Бизнес-Инфо»

Изменения налогового законодательства в 2018 году


СОДЕРЖАНИЕ

 

Изменения и дополнения НК, вступающие в силу с 1 января 2018 г., принятые Законом № 432-З

Указ о налогообложении

Декрет о развитии предпринимательства

Декрет о развитии цифровой экономики

Указ о развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания

Указ об освобождении от налога на прибыль

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ИЗМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В 2018 ГОДУ

В текущей пятилетке планируется дальнейшая оптимизация налоговой системы для стимулирования экономического роста и инвестиционной активности (раздел 5.5 Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 15.12.2016 № 466, далее - Программа развития). В связи с этим в 2018 году привычных ежегодных изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее - НК) не будет. Причин тому несколько.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. НК изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. Комментарий и сравнение норм см. здесь.

 

Для реализации приоритетной цели - обеспечения стабильности налогового законодательства постановлением Совета Министров от 06.02.2018 № 102 при Министерстве финансов Республики Беларусь создана специальная межведомственная рабочая группа для подготовки предложений о комплексной корректировке НК. На рассмотрение в Правительство законопроект, который вступит в силу 1 января 2019 г., необходимо внести до 25 июня 2018 г.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 7 июня 2020 г. постановление № 102 утратило силу постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.06.2020 № 330.

 

Основные изменения налогового законодательства на 2018 и последующие годы обусловлены следующими нормативными правовыми актами:

Законом Республики Беларусь от 18.10.2016 № 432-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» (далее - Закон № 432-З);

Указом Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29 «О налогообложении» (далее - Указ № 29);

Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее - Декрет № 7);

Декретом Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики» (далее - Декрет № 8);

Указом Президента Республики Беларусь от 22.09.2017 № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания» (далее - Указ № 345);

Указом Президента Республики Беларусь от 12.12.2017 № 443 «Об освобождении от налога на прибыль» (далее - Указ № 443).

 

справочно

Справочно

В письме Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 23.03.2018 № 2-2-10/00541 разъяснен порядок отражения в 2018 году расходов, подлежащих возмещению у получателя и у стороны, которая возмещает эти расходы по:

• договорам комиссии, поручения и иным видам гражданско-правовых договоров;

• кредитным договорам;

• договорам аренды;

• созданию организации.

 

В предлагаемом пособии приведены новации налогового законодательства в разрезе данных НПА.

Изменения и дополнения НК, вступающие в силу с 1 января 2018 г., принятые Законом № 432-З

Для реализации Программы развития по созданию правовой среды (включая вопросы налогообложения, защиты интеллектуальной собственности и инвестиций, движения капитала), максимально благоприятной для развития цифровых технологий, бизнеса в сфере информационно-коммуникационных технологий, реализации новых технологических проектов, в 2017 году НК был дополнен нормами об обложении налогом на добавленную стоимость электронных услуг, оказываемых иностранными организациями физическим лицам («налог на Google») (п.5 ст.92 НК), которые вступят в силу с 1 января 2018 г.

 

внимание

Обратите внимание!

С 1 января 2018 г. действуют изменения и дополнения, которые внесены в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов (пошлин), иных платежей, контроль за исчислением и уплатой которых осуществляют налоговые органы».
В частности, постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 10.04.2017 № 6 утверждены налоговая декларация (расчет) по налогу на добавленную стоимость иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме для физических лиц (приложение 201), сведения по оборотам по реализации услуг и сумме налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате (приложение 342), и др.

С 18 февраля 2018 г. постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.01.2018 № 2 внесены изменения во все формы налоговых деклараций (расчетов).

Изменены и утвержденные указанным постановлением № 42:

Инструкция о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок;

Инструкция о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, международной организации;

Инструкция о порядке ведения учета валовой выручки от реализации товаров (работ, услуг) и учета товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь из государств - членов Евразийского экономического союза.

Новой главой об учете поступления и реализации товаров в суммовом выражении и формой «Книга суммового учета товаров» дополнена Инструкция о порядке ведения учета доходов и расходов индивидуальными предпринимателями (нотариусами, осуществляющими нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально).

Налоговые декларации (расчеты) по налогам, сборам, подлежащие представлению за налоговый период (налоговые периоды) 2017 года, представляются по формам и в соответствии с порядком их заполнения, установленными до 18 февраля 2018 г.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 февраля 2019 г. действует новое постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.01.2019 № 2 «Об исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин), иных платежей».

 

справочно

Справочно

В АПС «Бизнес-Инфо» в подборке «Excel-формы для бухгалтера» размещены налоговые декларации в формате MS Excel.

 

Согласно правилам взимания НДС по электронным услугам, принятым в Европейском Союзе (далее - ЕС) с 2015 года, местом реализации данных услуг является территория страны по месту нахождения потребителя. Иначе говоря, НДС по электронным услугам поступает в бюджет того государства, в котором проживает потребитель указанных услуг. Такой подход обеспечивает равные условия для национальных и иностранных компаний, реализующих электронные услуги конечным потребителям. Соответственно, поставщик электронных услуг независимо от того, какая ставка НДС применяется в его стране, должен уплатить НДС по той ставке, которая предусмотрена в стране потребителя. При этом налогообложение производится независимо от того, кому реализуется товар: организации или физическому лицу. Это положение принято в ЕС для исключения случаев минимизации налоговых обязательств по НДС и нивелирования налоговых преимуществ для иностранных организаций, расположенных в низконалоговых юрисдикциях (к примеру, ставка НДС на электронные книги в Люксембурге составляла 3 %, что являлось причиной регистрации в этой юрисдикции компаний, специализирующихся на данном виде деятельности).

 

справочно

Справочно

Под понятие «электронные услуги» в ЕС подпадают:

• поставки программного обеспечения и его обновлений, музыкальных контентов, электронных публикаций, графических изображений, фильмов и игр, включая азартные игры;

• трансляция через Интернет новостных и развлекательных программ;

• веб-хостинг;

• предоставление доступа к базам данных;

• дистанционное обучение.

 

Аналогичные правила приняты в Российской Федерации. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации вступили в силу с 1 января 2017 г. В настоящее время белорусский потребитель при приобретении у иностранного продавца указанных электронных услуг не уплачивает НДС. В результате иностранные поставщики находятся в более выгодном положении по сравнению с белорусскими компаниями. В связи с этим внесены корректировки в подп.1.4 п.1 ст.33 НК: электронные услуги включены в перечень услуг, местом оказания которых является территория Республики Беларусь в случае, когда они оказываются белорусским покупателям (физическими лицами и организациями) со стороны иностранных субъектов хозяйствования. Одновременно в ряд статей НК внесены дополнения, необходимые для администрирования НДС при реализации электронных услуг иностранными организациями в адрес физических лиц, предусматривающие установление:

• особенностей постановки на учет в налоговом органе иностранных компаний, реализующих электронные услуги;

• возможности использования личного кабинета плательщика иностранной компанией, реализующей электронные услуги, для постановки на учет в налоговых органах, представления налоговой декларации по НДС, иных документов, получения от налогового органа документов (информации);

• особенностей обложения НДС электронных услуг, оказываемых иностранными организациями (налоговая база, момент реализации, отсутствие права на налоговые вычеты и т. д.).

В таблице приведем сравнение двух редакций НК. Исключенный текст выделен зачеркнутым шрифтом, дополненный или измененный - жирным.

 

Налоговый кодекс
В редакции, действующей в 2017 году В редакции с 1 января 2018 г.
Статья 33. Место реализации работ, услуг, имущественных прав
Местом реализации работ, услуг, имущественных прав признается территория Республики Беларусь, если:
покупатель (приобретатель) работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом его нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь.
В случае, если покупатель работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности является иностранной организацией, а потребителем являются ее филиал или представительство, которые осуществляют деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом нахождения которых является Республика Беларусь, местом реализации работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности признается территория Республики Беларусь.
Положения настоящего подпункта применяются в отношении:
получения, поддержания в силе патентов, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, перехода прав на объекты интеллектуальной собственности; получения, поддержания в силе патентов, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, перехода прав на объекты интеллектуальной собственности, за исключением услуг, указанных в абзаце одиннадцатом настоящей части;
реализации (передачи) имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности; реализации (передачи) имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, за исключением услуг, указанных в абзаце одиннадцатом настоящей части;
оказания аудиторских, консультационных, маркетинговых, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных услуг, услуг по обработке информации, представлению информации, дизайнерских услуг (включая услуги по разработке дизайн-макетов), услуг в сфере обучения (образования), при которых получение образования осуществляется в дистанционной форме получения образования, выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических (технологических) работ;
<...>
оказания аудиторских, консультационных, маркетинговых, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных услуг, услуг по обработке информации, за исключением услуг, указанных в абзаце одиннадцатом настоящей части, представлению информации, дизайнерских услуг (включая услуги по разработке дизайн-макетов), услуг в сфере обучения (образования), при которых получение образования осуществляется в дистанционной форме получения образования, выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических (технологических) работ;
<...>
оказания услуг в электронной форме
Норма отсутствовала покупателем (приобретателем) услуг в электронной форме является физическое лицо, отвечающее критериям, определенным пунктом 4 настоящей статьи (далее - физическое лицо, приобретающее услуги в электронной форме в Республике Беларусь)
Для целей настоящей статьи и главы 12 настоящего Кодекса используются следующие термины и их определения:
Норма отсутствовала услуги в электронной форме - услуги, оказанные иностранной организацией через глобальную компьютерную сеть Интернет (далее в настоящей статье - сеть Интернет) автоматизированно с использованием информационных технологий, в том числе с привлечением иностранного посредника в расчетах
Норма отсутствовала К услугам в электронной форме относятся:
предоставление прав на использование программного обеспечения (включая компьютерные игры), баз данных, их обновлений и дополнительных функциональных возможностей через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, а также электронных книг (изданий) и других электронных публикаций, информационных, образовательных материалов, графических изображений, музыкальных произведений с текстом или без текста, аудиовизуальных произведений через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним для просмотра и (или) прослушивания через сеть Интернет;
рекламные услуги в сети Интернет, в том числе с использованием программ для электронно-вычислительных машин и баз данных, функционирующих в сети Интернет, а также предоставление места и времени для рекламы в сети Интернет;
услуги по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети Интернет;
услуги, осуществляемые автоматическим способом через сеть Интернет, при вводе данных покупателем услуг, автоматизированные услуги по поиску данных, их отбору и сортировке по запросам, предоставлению указанных данных пользователям через информационно-телекоммуникационные сети (в том числе сводки фондовой биржи в режиме реального времени, осуществление в режиме реального времени автоматизированного перевода);
услуги по поиску и (или) представлению заказчику информации о потенциальных покупателях;
услуги по предоставлению через сеть Интернет технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями (включая предоставление торговой площадки, функционирующей в сети Интернет в режиме реального времени, на которой потенциальные покупатели предлагают свою цену посредством автоматизированной процедуры и стороны извещаются о продаже путем отправляемого автоматически создаваемого сообщения);
обеспечение и (или) поддержание присутствия в сети Интернет для личных целей или в целях осуществления предпринимательской деятельности, поддержка электронных ресурсов пользователей (сайтов и (или) страниц сайтов в сети Интернет), обеспечение доступа к ним других пользователей сети Интернет, предоставление пользователям возможности их модификации, оказание услуг по администрированию информационных систем;
хранение и обработка информации при условии, что лицо, представившее эту информацию, имеет к ней доступ через сеть Интернет;
предоставление в режиме реального времени вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе;
предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга;
предоставление доступа к поисковым системам в сети Интернет;
ведение статистики на сайтах в сети Интернет
Норма отсутствовала К услугам в электронной форме, указанным в части второй настоящего пункта, не относятся:
реализация товаров (работ, услуг), если при заказе через сеть Интернет поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется без использования сети Интернет;
реализация (передача прав на использование) программ для электронно-вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных, содержащихся на материальных носителях;
оказание консультационных услуг по электронной почте;
оказание услуг по предоставлению доступа к сети Интернет
Норма отсутствовала Физическое лицо при приобретении услуг в электронной форме признается приобретающим услуги в электронной форме в Республике Беларусь, если выполняется хотя бы одно из указанных ниже условий:
местом фактического нахождения физического лица является Республика Беларусь;
местом нахождения банка, в котором открыт счет, используемый физическим лицом для оплаты услуг, или оператора электронных денежных средств, через которого осуществляется физическим лицом оплата услуг, является территория Республики Беларусь;
сетевой (IP) адрес устройства, использованного покупателем при приобретении услуг в электронной форме, зарегистрирован в Республике Беларусь (относится к адресному пространству Республики Беларусь);
международный код страны телефонного номера, используемого для приобретения или оплаты услуг, присвоен Республике Беларусь
Статья 66. Порядок постановки на учет и снятия с учета в налоговом органе
Иностранные организации подлежат постановке на учет в налоговом органе по их заявлению, подаваемому:
Норма отсутствовала иностранной организацией, оказывающей услуги в электронной форме физическим лицам в Республике Беларусь, иностранным посредником в расчетах (далее - иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме для физических лиц) - в инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по городу Минску.
Заявление может быть представлено на бумажном носителе лицом, имеющим полномочия представлять иностранную организацию на территории Республики Беларусь, либо направлено по почте заказным письмом, либо подано в электронной форме. Если указанное заявление подано в электронной форме, то оно должно быть подписано электронной цифровой подписью лица, имеющего полномочия представлять иностранную организацию на территории Республики Беларусь.
Иностранный посредник в расчетах подлежит постановке на учет в налоговом органе, если физические лица, приобретающие услуги в электронной форме в Республике Беларусь, за оказанные им такие услуги производят расчет через иностранного посредника в расчетах
Иностранной организацией, указанной в подпунктах 2.1 и 2.6 пункта 2 настоящей статьи, представляются копия выписки из торгового регистра страны ее места нахождения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранной организации в соответствии с законодательством страны ее места нахождения, выданное не позднее трех месяцев до дня представления документов для постановки на учет в налоговом органе Иностранной организацией, указанной в подпунктах 2.1, 2.6 и 2.7 пункта 2 настоящей статьи, представляются копия выписки из торгового регистра страны ее места нахождения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранной организации в соответствии с законодательством страны ее места нахождения, выданное не позднее трех месяцев до дня представления документов для постановки на учет в налоговом органе
Иностранная организация, состоящая на учете в налоговом органе, сообщает в налоговый орган:
Норма отсутствовала по месту постановки на учет об оказании услуг в электронной форме для физических лиц до начала их оказания
Статья 68. Обязанности банков, других организаций и физических лиц по представлению сведений о плательщиках (иных обязанных лицах)
Норма отсутствовала Банки, небанковские финансовые учреждения, процессинговые центры, владельцы платежных систем на основе использования банковских платежных карточек, владельцы систем расчетов с использованием электронных денег обязаны на основании запроса предоставлять Министерству по налогам и сборам Республики Беларусь и (или) инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по городу Минску информацию об операциях по переводу денежных средств, осуществленных в адрес иностранных организаций, оказывающих услуги в электронной форме для физических лиц, а операторы электросвязи, интернет-провайдеры - сведения об оказании этими иностранными организациями услуг в электронной форме
Комментарий. Согласно подп.2.2 п.2 решения Конституционного Суда Республики Беларусь от 12.10.2016 № Р-1065/2016 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь"» на обеспечение надлежащего исполнения налогового обязательства и предупреждение совершения плательщиком (иным обязанным лицом) налоговых правонарушений направлено дополнение НК ст.401, предусматривающей размещение информации о плательщиках, имеющих задолженность по налогам, сборам (пошлинам), пеням, на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее - МНС) в глобальной компьютерной сети Интернет. Этим же целям служит дополнение ст.68 НК п.28, согласно которому банки, небанковские финансовые учреждения, процессинговые центры, владельцы платежных систем на основе использования банковских платежных карточек, владельцы систем расчетов с использованием электронных денег обязаны на основании запроса предоставлять МНС и (или) инспекции МНС по г. Минску информацию об операциях по переводу денежных средств, осуществленных в адрес иностранных организаций, оказывающих услуги в электронной форме для физических лиц, а операторы электросвязи, интернет-провайдеры - сведения об оказании этими иностранными организациями услуг в электронной форме (абзац 3 п.23 Закона № 432-З).
Несмотря на то что указанное правовое регулирование в определенной мере ограничивает конституционное право гражданина на неприкосновенность личной жизни (ст.28 Конституции Республики Беларусь; далее - Конституция), по мнению Конституционного Суда Республики Беларусь, оно обусловлено предусмотренной частью первой ст.59 Конституции обязанностью государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией, и согласуется с частью первой ст.23 Конституции, поскольку направлено на обеспечение национальной безопасности, в том числе в экономической сфере, на надлежащее формирование доходной части бюджетов всех уровней, выступающих финансовой основой для реализации государством своих задач и функций.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 марта 2022 г. следует руководствоваться ст.28 Конституции с изменениями, принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г. (решение референдума - от 04.03.2022)
Статья 92. Особенности налогообложения при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями
Норма отсутствовала Иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме для физических лиц, местом реализации которых признается Республика Беларусь, производят исчисление и уплату налога на добавленную стоимость, представление налоговой декларации в налоговый орган Республики Беларусь с учетом особенностей, определенных настоящей главой для данной категории плательщиков и вида услуг, за исключением случаев, когда обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость возложена на иных обязанных лиц, указанных в пункте 6 настоящей статьи
Норма отсутствовала При оказании иностранными организациями услуг в электронной форме для физических лиц, местом реализации которых признается Республика Беларусь, при посредничестве состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь белорусских организаций, индивидуальных предпринимателей, постоянных представительств иностранных организаций, участвующих в расчетах непосредственно с такими физическими лицами за указанные услуги на основании договоров комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги, исчисление и уплата налога на добавленную стоимость производятся указанными посредниками в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи.
В случае оказания физическим лицам, приобретающим услуги в электронной форме в Республике Беларусь, местом реализации которых признается Республика Беларусь, с участием в расчетах нескольких иностранных организаций, указанных в абзаце четвертом части первой пункта 4 статьи 22 настоящего Кодекса, лицом, обязанным исчислить и уплатить налог на добавленную стоимость, признается та из иностранных организаций, которая непосредственно участвует в расчетах с физическими лицами, независимо от наличия у нее договора с иностранной организацией, оказывающей услуги в электронной форме физическим лицам в Республике Беларусь
Комментарий. Иностранные компании, которые предоставляют услуги в электронной форме физическим лицам в Беларуси, обязаны с 1 января 2018 г. уплачивать НДС (п.4 ст.22, подп.1.41 п.1 ст.33, пп.5 и 6 ст.92 НК).
К услугам в электронной форме, в частности, относят продажу:
- игр или приложений в Play Store либо Play Market;
- музыки и фильмов, электронных книг;
- аккаунтов в облачных хранилищах;
- рекламы, поисковых услуг, онлайн-аукционов;
- платных подписок на онлайн-издания и т. п.
Для упрощения взаимодействия с иностранными организациями на сайте МНС создается электронный сервис на русском и английском языках. Планируется, что через личный кабинет на Едином портале электронных услуг можно будет стать на налоговый учет, подать налоговую декларацию, уплатить налог, получить разъяснения и ответить на уведомления налоговых органов.
Кроме того, через этот сервис зарубежные компании смогут определить, признаются ли они плательщиками данного налога.
При уплате налога иностранные организации могут руководствоваться алгоритмом, размещенным на сайте МНС (http://www.nalog.gov.by/ru/mekhanizm-ispolneniya-obyazannostej-s-1-yanvarya-2018-g/)

Справочно

Обязанность по уплате НДС возникает у иностранной организации при оказании услуг физическим лицам, в том числе являющимся ИП.
Налог уплачивается ежеквартально в белорусских рублях не позднее:
- I квартал - 23.04.2018;
- II квартал - 23.07.2018;
- III квартал - 22.10.2018;
- IV квартал - 22.01.2019.


Взаимодействие с иностранными компаниями по всем вопросам осуществляет инспекция МНС по г. Минску (адрес: ул. Мясникова, 29, 220030)
Статья 98. Определение налоговой базы налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав
Норма отсутствовала При реализации услуг в электронной форме иностранными организациями, оказывающими услуги в электронной форме для физических лиц, в том числе на основе договоров комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров, налоговая база налога на добавленную стоимость определяется как стоимость этих услуг с учетом суммы налога на добавленную стоимость
Норма отсутствовала При определении налоговой базы налога на добавленную стоимость при реализации услуг, указанных в части пятой настоящего пункта, за иностранную валюту пересчет иностранной валюты в белорусские рубли производится по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь, установленному на момент фактической реализации указанных услуг
Статья 100. Определение момента фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав
Норма отсутствовала Моментом фактической реализации услуг в электронной форме, оказанных иностранными организациями, оказывающими услуги в электронной форме для физических лиц, признается последний день отчетного периода, на который приходится день оплаты, включая авансовый платеж, либо день иного прекращения обязательств покупателями (заказчиками) этих услуг
Статья 102. Ставки налога на добавленную стоимость
Ставки налога на добавленную стоимость устанавливаются в следующих размерах:
двадцать (20) процентов:
Норма отсутствовала при реализации услуг в электронной форме
Комментарий. Данные нормы направлены на устранение неравенства в налогообложении НДС белорусских и иностранных организаций, оказывающих названные услуги, а также на увеличение налоговых поступлений в бюджет
Статья 103. Порядок исчисления налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет
Норма отсутствовала При реализации иностранными организациями, оказывающими услуги в электронной форме для физических лиц, услуг в электронной форме физическим лицам, приобретающим услуги в электронной форме в Республике Беларусь, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая исчислению и уплате, определяется как произведение налоговой базы, определенной в порядке, установленном пунктом 12 статьи 98 настоящего Кодекса, и налоговой ставки, установленной подпунктом 1.3 пункта 1 статьи 102 настоящего Кодекса, деленное на 120
Статья 106. Включение сумм налога на добавленную стоимость в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, либо отнесение их на увеличение стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав
Организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь (в том числе иностранные организации и аккредитованные в установленном порядке представительства иностранных организаций), суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав, относят на увеличение стоимости этих товаров (работ, услуг), имущественных прав Организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь (в том числе иностранные организации и аккредитованные в установленном порядке представительства иностранных организаций), а также иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме для физических лиц, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав, относят на увеличение стоимости этих товаров (работ, услуг), имущественных прав
Статья 108. Налоговый и отчетный периоды по налогу на добавленную стоимость. Порядок и сроки представления налоговых деклараций (расчетов) и уплаты налога на добавленную стоимость
Плательщики представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом Плательщики представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет), если иное не установлено пунктом 9 настоящей статьи, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом
Норма отсутствовала Отчетным периодом по налогу на добавленную стоимость для иностранных организаций, оказывающих услуги в электронной форме для физических лиц, признается календарный квартал.
Иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме для физических лиц, представляют в инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по городу Минску через личный кабинет плательщика в электронной форме по установленным Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь форме и формату налоговую декларацию (расчет) по налогу на добавленную стоимость в виде электронного документа или информацию, содержащую сведения по оборотам по реализации услуг и исчисленную сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую уплате

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии Указ о налогообложении

Указом № 29 утверждены:

ставки акцизов на подакцизные товары;

ставки земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения;

• средние ставки земельного налога по районам Республики Беларусь;

ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

ставки экологического налога за сбросы сточных вод;

ставки экологического налога за захоронение, хранение отходов производства;

ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов;

• базовые ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;

размеры доходов, освобождаемых от подоходного налога с физических лиц;

размеры налоговых вычетов по подоходному налогу с физических лиц.

Данные нормы будут действовать по 31 декабря 2018 г.

Изменения коснулись порядка создания и направления ЭСЧФ. Теперь плательщики должны их создавать и направлять на Портал электронных счетов-фактур не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, на который приходится день совершения операции, указанный в электронном счете-фактуре, если не требуется их выставление покупателю (получателю) согласно ст.1061 НК, а также при ввозе товаров на территорию Беларусь и приобретении товаров (работ), имущественных прав на территории Беларуси у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящих в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь.

В Указе № 29 определены случаи, когда не нужно создавать ЭСЧФ.

В 2018 году освобождаются от НДС обороты по реализации на территории Республики Беларусь работ по технической инвентаризации (проверке характеристик) принадлежащих юрлицам незарегистрированных эксплуатируемых капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест и землеустроительных работ в отношении земельных участков, на которых такие объекты расположены.

Исчисление и уплата в 2018 году земельного налога устанавливается по видам функционального использования земель в следующем порядке:

• для общественно-деловой и производственной зон - в белорусских рублях путем пересчета кадастровой стоимости, определенной в долларах США, по официальному курсу Нацбанка, установленному на 1 января 2016 г., проиндексированных с применением прогнозных индексов роста потребительских цен на 2017 и 2018 годы;

• для жилой многоквартирной, жилой усадебной (включая садоводческие товарищества и дачные кооперативы) и рекреационной зон - в белорусских рублях на дату кадастровой оценки таких зон.

 

Дополнительно по теме см.:

По материалам официального интернет-портала Президента Республики Беларусь

Александр Лукашенко подписал Указ № 29 «О налогообложении». Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29.

 

Налог на доходы и прибыль

Н.Нехай, ведущий аудитор общества с ограниченной ответственностью «Аудиторский центр "Эрудит"»

Организация, которая не является профессиональным участником рынка ценных бумаг, в декабре 2017 г. приобрела у белорусского банка - эмитента 10 облигаций, выпущенных в 2017 году. Номинальная стоимость 1 облигации - 2 000 руб. Дата выплаты процентного дохода - ежемесячно в последний календарный день месяца. За январь 2018 г. начислен процентный доход - 600 руб. Применяется ли льгота по налогу на прибыль в части процентного дохода?

 

Акцизы

Я.Глинская, экономист

Организация производит коктейли винные газированные, которые являются винодельческой продукцией с объемной долей этилового спирта от 2,5 до 6,9 %. Каков порядок маркировки коктейлей винных газированных контрольными (идентификационными) марками? Какая ставка применяется для исчисления акцизов при реализации коктейлей винных газированных с 1 февраля 2018 г.?

 

Подоходный налог с физических лиц

Справочная информация:

Размеры доходов, освобождаемых от подоходного налога с физических лиц.

Размеры налоговых вычетов по подоходному налогу с физических лиц.

Размеры доходов, освобождаемых от подоходного налога с физических лиц в 2017 и 2018 годах.

Размеры налоговых вычетов по подоходному налогу с физических лиц в 2017 и 2018 годах.

 

Упрощенная система налогообложения

Справочная информация:

Размер валовой выручки для целей применения УСН в 2017 и 2018 годах.

 

Земельный налог

Г.Агапова, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»

Как определить налоговую базу по земельному налогу в 2018 году?

 

Ставки налогов, действующие в 2018 году

Ставки земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения.

Средние ставки земельного налога по районам Республики Беларусь.

Ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов.

Ставки экологического налога за захоронение, хранение отходов производства.

Ставки экологического налога за сбросы сточных вод.

Ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Ставки подоходного налога с физических лиц в фиксированных суммах.

Базовые ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

Ставки акцизов на подакцизные товары.

 

справочно

Справочно

Ставки акцизов на подакцизные товары, действующие с 1 февраля 2018 г., приведены в приложении 1 к Указу № 29. До вступления в силу приложении 1 к НК с 1 января по 30 июня.

Данная информация размещена на сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по адресу: http://nalog.gov.by/ru/news_ministerstva_ru/view/r-mns-informiruet-o-primenenii-stavok-aktsizov-sr-1-janvarja-2018-godr-28289/.

Декрет о развитии предпринимательства

Принят основной документ по либерализации бизнеса - Декрет № 7, который кардинально меняет взаимодействие между госорганами и бизнесом, минимизирует вмешательство должностных лиц в работу субъектов хозяйствования. Также усилены механизмы саморегулирования бизнеса и его ответственность за свою работу, сохранен минимально необходимый уровень контроля со стороны государства.

Для достижения названных целей вводится уведомительный порядок осуществления отдельных видов деятельности. Так, достаточно будет подать только уведомление в исполком через службу «одно окно» для осуществления:

• бытовых, туристических и социальных услуг;

• деятельности в сфере торговли и общественного питания;

• перевозки пассажиров и багажа;

• производства продукции, стройматериалов и др.

Уведомление допускается направить почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо с использованием единого портала электронных услуг. На следующий день можно будет заниматься заявленным видом деятельности (подп.3.1 и 3.2 п.3 Декрета № 7).

Декретом № 7 утверждены общие требования пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические требования, требования в области охраны окружающей среды и ветеринарии к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и эксплуатации капитальных строений, изолированных помещений. Данные требования максимально систематизированы и сокращены. Они будут обязательными для соблюдения всеми субъектами при осуществлении экономической деятельности.

Положения иных ТНПА, содержащих требования в данной сфере, теперь будут носить для предпринимателей сугубо рекомендательный характер до их отмены.

Декрет № 7 установил запрет на повышение налоговых ставок и на введение новых налогов, сборов (пошлин) до 2020 года (подп.5.1 п.5).

Также субъектам хозяйствования, занимающимся розничной торговлей через интернет-магазин, предоставлено право с 1 января 2018 г. применять УСН в порядке и на условиях, определенных главой 34 НК (подп.5.2 п.5 Декрета № 7).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 19 июля 2019 г. подп.5.2 п.5 Декрета № 7 исключен Декретом Президента Республики Беларусь от 16.07.2019 № 4.

 

Установлена административная ответственность руководителя за обеспечение нормальной работы предприятия. В частности, за непринятие им необходимых мер по надлежащей организации деятельности предприятия, повлекшее вредные последствия, если нет признаков преступления или иного административного правонарушения, предусмотрен штраф от 10 до 200 БВ (п.6 Декрета № 7).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. следует руководствоваться ст.24.58 КоАП от 06.01.2021 № 91-З.

 

В ближайшее время будут разработаны методические рекомендации по применению норм Декрета № 7.

 

Дополнительно по теме см.:

По материалам сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

Информация о налогообложении. Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства».

 

М.Жариловская, юрист

Либерализация предпринимательской деятельности.

 

По материалам сайта Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь

Информация о нововведениях в сфере транспорта в сравнении с действующими нормами законодательства. Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства».

 

По материалам сайта Президента Республики Беларусь

Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства».

 

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

Основные положения Декрета Президента Республики Беларусь «О развитии предпринимательства». Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 23.10.2017 № 7.

 

Г.Агапова, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»

Сведения о наличии у организации интернет-магазина поданы в Торговый реестр Республики Беларусь 31.03.2017. С какого числа организация утрачивает право на применение упрощенной системы налогообложения?

 

С.Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук

Что изменится в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания в 2018 году. Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства».

Что изменится в сфере транспорта в 2018 году. Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 23.10.2017 № 7 «О развитии предпринимательства».

 

Н.Лимож, юрист

Либерализация в сфере закупок товаров (работ, услуг) при строительстве. Комментарий к подпункту 4.4 пункта 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7.

 

М.Мишакова, юрист налоговой практики «РЕВЕРА»

Улучшены условия ведения бизнеса в Беларуси. Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства».

 

Н.Нехай, ведущий аудитор общества с ограниченной ответственностью «Аудиторский центр "Эрудит"»

Отдельные изменения в налоговом и бухгалтерском учете на 2018 год.

Декрет о развитии цифровой экономики

Декретом № 8 продлено действие специального налогово-правового режима Парка высоких технологий (ПВТ) до 2049 года (п.1). Также Декрет № 8:

• существенно расширил виды деятельности, дающие основание стать резидентом ПВТ;

• упростил условия работы для резидентов ПВТ;

• установил новые льготы для работы продуктовых компаний в ПВТ;

• отменил субсидиарную ответственность в ПВТ;

• ввел новые правовые институты («английское право»);

• установил налоговые льготы по сделкам с криптовалютами и др.

 

Дополнительно по теме см.:

По материалам сайта Президента Республики Беларусь

Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики».

 

Т.Бойчук, помощник адвоката адвокатского бюро «РЕВЕРА»

Е.Бонина, помощник адвоката адвокатского бюро «РЕВЕРА»

Новые льготы резидентам ПВТ. Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики».

 

С.Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук

Особый правовой и экономический статус Парка высоких технологий. Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики».

Операции с криптовалютами и новые правовые понятия. Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики».

 

И.Кинцак, директор общества с ограниченной ответственностью «Аудиторский центр "Эрудит"» (международная аудиторская сеть Kreston International)

Криптовалюта без налогов, но не для всех. Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики».

 

М.Слепич, старший юрист общества с ограниченной ответственностью «Арцингер и партнеры»

Опцион на заключение договора и опционный договор. Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики».

Заверение об обстоятельствах и соглашение о возмещении имущественных потерь. Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики».

Указ о развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания

С 1 января 2018 г. по 31 декабря 2022 г. индивидуальные предприниматели и юридические лица вправе осуществлять на территории сельской местности розничную торговлю, общественное питание, а также оказывать бытовые услуги с учетом особого режима налогообложения (подп.1.1 п.1 Указа № 345).

В частности, установлена возможность ведения перечисленных видов деятельности с уплатой налога на прибыль для предприятий в размере 6 % и единого налога для индивидуальных предпринимателей в размере 1 БВ. Субъекты хозяйствования освобождаются от НДС, налога на недвижимость, земельного налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности.

Предоставление льгот будет зависеть от территории, на которой осуществляется деятельность, средней численности работников организации, ассортимента реализуемых товаров, видов оказываемых услуг. Перечни «льготных» населенных пунктов и территорий утверждены областными Советами депутатов (подп.1.2 п.1 Указа № 345).

Индивидуальные предприниматели смогут воспользоваться льготами по тому виду налога, в отношении которого они признаются плательщиками по НК.

Юридическим лицам, осуществляющим розничную торговлю, общественное питание, бытовые услуги на территории сельской местности, налоговые льготы будут предоставлены независимо от средней численности их работников. В малых городских поселениях льготы установлены для микроорганизаций, осуществляющих общественное питание и бытовые услуги, со средней численностью работников за календарный месяц до 15 человек.

 

внимание

Обратите внимание!

Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь организовало телефонную линию по вопросам применения Указа № 345. Обратиться на горячую линию можно в рабочие дни с 8:00 до 13:00 и с 14:00 до 17:00 по телефону (017) 200 92 02.

Кроме того, Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь разрабатывает методическое пособие, в котором будут изложены все этапы открытия объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

 

Дополнительно по теме см.:

По материалам сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь разъяснило порядок применения налоговых льгот ИП и юридическими лицами. Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 22.09.2017 № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания».

 

По материалам сайта Президента Республики Беларусь

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 22.09.2017 № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания».

 

С.Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук

Либерализация предпринимательской деятельности на территории сельской местности и в малых городах. Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 22.09.2017 № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания».

Указ об освобождении от налога на прибыль

Учреждения физической культуры и спорта освобождаются от уплаты налога на прибыль на основании п.1 Указа № 443.

Так, прибыль от приносящей доходы деятельности, полученная организациями физической культуры и спорта в форме учреждений, освобождается от налогообложения налогом на прибыль.

Высвобождающиеся средства направляются на обеспечение уставной деятельности организаций, что позволит повысить эффективность их работы.

Данная норма вводится с 1 января 2018 г. и действует по 31 декабря 2021 г. На основании анализа эффективности использования высвобождающихся по данной льготе средств будут внесены предложения о целесообразности продления действия этой нормы.

 

Дополнительно по теме см.:

По материалам сайта Президента Республики Беларусь

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 12.12.2017 № 443.

 

05.02.2018

 

Материал подготовлен аналитической редакцией АПС «Бизнес-Инфо»

 

Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»