Корреспонденция счетов от 28.12.2016
Автор: Чернюк А.

Бухгалтерский учет лекарственных средств в организациях здравоохранения


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

На субсчете 062 «Медикаменты и перевязочные средства» учитываются медикаменты, компоненты, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь (далее - лекарственные средства) и перевязочные средства, а также вспомогательные и аптекарские материалы в организациях здравоохранения, имеющих свои аптеки (п.12 Методических указаний о порядке учета материальных запасов учреждениями и организациями, состоящими на бюджете, утвержденных Министерством финансов Республики Беларусь 11.12.1997 № 59, далее - Методические указания № 59).

Расчеты с поставщиками лекарственных средств учитываются на субсчетах 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» или 179 «Расчеты в порядке плановых платежей».

Учет расчетов по субсчету 178 ведется в накопительной ведомости по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами формы 408 (мемориальный ордер 6) (приложение 6 к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 08.02.2005 № 15, далее - постановление № 15).

Учет расчетов по субсчету 179 ведется в накопительной ведомости по расчетам в порядке плановых платежей формы 408 (мемориальный ордер 7) (приложение 7 к постановлению № 15).

Операции по расходу лекарственных средств отражаются в накопительной ведомости по расходу материалов формы 396 (мемориальный ордер 13) (приложение 13 к постановлению № 15).

В таблице ниже рассмотрен порядок отражения в бухгалтерском учете операций по поступлению и расходу (списанию) лекарственных средств, источником приобретения которых являются бюджетные средства.

Таблица

Учет поступления и расхода (списания) лекарственных средств

№ п/п Содержание операции Дебет Кредит
1
Поступление лекарственных средств от поставщиков:    
а) на стоимость оприходованных лекарственных средств
178, 179
б) на стоимость возвратной тары
066
178, 179
в) на стоимость упаковки, которая не подлежит дальнейшему использованию, и на сумму транспортных расходов по доставке лекарственных средств в организацию
178, 179
2
Поступление лекарственных средств, оплаченных в централизованном порядке (примечание 1)
062
3
Поступление лекарственных средств, оплаченных за счет средств аккредитива (примечание 2)
062
4
Оприходование излишков лекарственных средств, выявленных при инвентаризации (п.27 корреспонденции счетов по операциям учета материальных запасов Методических указаний № 59)
062
140, 230
5
Оприходование лекарственных средств, полученных безвозмездно (п.35 корреспонденции счетов по операциям учета материальных запасов Методических указаний № 59)
062
140, 230
6
Отпуск лекарственных средств аптекой больничной организации в отделения
062
062
7
Стоимость безвозмездно переданных лекарственных средств (п.36 корреспонденции счетов по операциям учета материальных запасов Методических указаний № 59)
140, 230
062
8
Стоимость израсходованных лекарственных средств на лечение больных
200
062
9
Списание за счет организации недостач лекарственных средств
и (или) их порчи в пределах норм естественной убыли, а также недостач и потерь, произошедших сверх норм естественной убыли (если виновные лица не установлены) (п.32 корреспонденции счетов по операциям учета материальных запасов Методических указаний № 59) (примечание 3)
140, 230
062
10
Списание недостач лекарственных средств, отнесенных на виновных лиц (две записи одновременно) (примечание 4):
а) на учетную стоимость недостающих лекарственных средств (п.33 корреспонденции счетов по операциям учета материальных запасов Методических указаний № 59)
170
062
б) на разницу между суммой причиненного вреда и учетной стоимостью недостающих лекарственных средств
170
173
11
Платеж поставщику лекарственных средств со счета территориального органа казначейства (две записи одновременно):
а) получено финансирование
140, 230
б) перечислено поставщику
178, 179
100
12
Погашение обязательств перед поставщиком лекарственных средств путем проведения взаимозачета (у получателя бюджетных средств составляются две записи одновременно) (примечание 5):
а) получено финансирование
100
140
б) перечислено поставщику
178, 179
100
13
Перечисление поставщикам-нерезидентам денежных средств в иностранной валюте за счет бюджетного финансирования (пересчитанных в белорусские рубли по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь (далее - Нацбанк) на дату перечисления иностранной валюты поставщику) (примечание 6)
178
101
14
Возврат дебиторской задолженности поставщиком лекарственных средств, образовавшейся за счет бюджетных ассигнований текущего года (примечание 7)
100
178, 179
15
Перечисление суммы поступившей дебиторской задолженности, образовавшейся за счет бюджетных ассигнований текущего года, на счет территориального органа государственного казначейства
140, 230
100
16
Возврат дебиторской задолженности поставщиком лекарственных средств, образовавшейся за счет бюджетных ассигнований прошлых лет (две записи одновременно):
а) поступление дебиторской задолженности
100
178, 179
б) уменьшение бюджетного источника финансирования
140, 230
173
17
Перечисление в доход бюджета суммы поступившей дебиторской задолженности, образовавшейся за счет бюджетных ассигнований прошлых лет
173
100
18
Списание (по истечении срока исковой давности) дебиторской задолженности (примечание 8)
140, 230
178, 179
19
Списание (по истечении срока исковой давности) кредиторской задолженности
178, 179
140, 230
20
Сумма курсовых разниц при переоценке дебиторской задолженности, образованной за счет бюджетных ассигнований (примечание 9):
а) дооценка
178
140, 230
б) уценка
140, 230
178
21
Сумма курсовых разниц при переоценке кредиторской задолженности, образованной за счет бюджетных ассигнований:
а) дооценка
140, 230
178
б) уценка
178
140, 230

 

Примечание 1. Средства, получаемые государственными организациями здравоохранения за лекарственные средства и изделия медицинского назначения (приобретенные за счет средств бюджета с оплатой в централизованном порядке) при использовании их для оказания платных медицинских услуг, подлежат возмещению (перечислению) в соответствующий бюджет в счет компенсации его расходов за счет внебюджетных средств от приносящей доходы деятельности.

Этой нормой следует руководствоваться:

• в 2016 году - на основании п.7 приложения 11 и п.6 приложения 13 к Закону Республики Беларусь от 30.12.2015 № 341-З «О республиканском бюджете на 2016 год»;

• в 2017 году - на основании п.7 приложения 11 и п.6 приложения 13 к Закону Республики Беларусь от 18.10.2016 № 431-З «О республиканском бюджете на 2017 год».

Названная норма законодательства обязывает организации здравоохранения вести раздельный учет лекарственных средств, приобретенных за счет средств республиканского бюджета и соответствующих местных бюджетов с оплатой их стоимости:

1) в централизованном порядке;

2) со счета территориального органа государственного казначейства.

Средства, поступившие от заказчиков платных медицинских услуг за лекарственные средства, которые были приобретены за счет средств бюджета с оплатой их стоимости в централизованном порядке, подлежат возмещению (перечислению) в соответствующий бюджет в счет компенсации его расходов.

Средства, поступившие от заказчиков платных медицинских услуг за лекарственные средства, которые были приобретены за счет средств бюджета с оплатой их стоимости со счета территориального органа государственного казначейства, подлежат возмещению (перечислению) на счет территориального органа государственного казначейства.

Примечание 2. Расчеты за счет бюджетных средств в условиях казначейской системы финансирования с использованием аккредитивов разрешены лишь по договорам с нерезидентами Республики Беларусь. Расчеты аккредитивами за счет бюджетных средств внутри республики в условиях казначейской системы нормативными документами не предусмотрены (п.32 Инструкции о порядке оплаты денежных обязательств получателей бюджетных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2000 № 66).

Примечание 3. Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.09.2008 № 144 утверждены:

1) нормы естественной убыли лекарственных средств, ваты, этилового спирта в аптеках, аптечных складах, контрольно-аналитических (испытательных) лабораториях, государственных учреждениях, обеспечивающих получение медицинского (фармацевтического) образования;

2) Инструкция по применению норм естественной убыли лекарственных средств, ваты, этилового спирта в аптеках, аптечных складах, контрольно-аналитических (испытательных) лабораториях, государственных учреждениях, обеспечивающих получение медицинского (фармацевтического) образования.

Примечание 4. Правила расчета размера вреда определены Инструкцией о порядке определения размера причиненного государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности государственных юридических лиц, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 24.03.2003 № 39/69.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 18 февраля 2017 г. постановление № 39/69 на основании постановления Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 03.02.2017 № 3/3 утратило силу. В связи с этим следует руководствоваться постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.12.2016 № 1001, которым утверждено Положение о порядке определения размера вреда (в том числе реального ущерба), причиненного государству, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям противоправными действиями.

 

Примечание 5. Погашение обязательств получателей бюджетных средств, подлежащих оплате за счет средств бюджета, путем проведения взаимозачета производится в соответствии с Инструкцией о порядке проведения взаимозачета налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и денежных обязательств получателей бюджетных средств перед этим плательщиком (иным обязанным лицом), в том числе по средствам государственных целевых бюджетных фондов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 21.12.2011 № 136.

Примечание 6. Организации здравоохранения могут получать иностранную валюту:

1) в соответствии с Порядком финансирования расходов республиканского бюджета в иностранной валюте, утвержденным приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 23.09.1998 № 224;

2) путем ее приобретения на внутреннем валютном рынке в соответствии с Инструкцией о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.07.2005 № 112.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 июля 2021 г. действует Инструкция о порядке проведения валютно-обменных операций, утв. постановлением Правления Нацбанка от 28.05.2021 № 141.

 

Примечание 7. Порядок распоряжения возвращенными поставщиками суммами дебиторской задолженности (операции 14-17) определен Инструкцией о порядке организации и осуществления исполнения республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов по расходам, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 27.07.2011 № 63 (далее - Инструкция № 63).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 08.10.2018 № 66 изменено название Инструкции № 63: «Инструкция о порядке организации и осуществления казначейского исполнения бюджетов по расходам и учета внебюджетных средств на едином казначейском счете».

 

В соответствии с Инструкцией № 63 суммы дебиторской задолженности, возвращенные поставщиками, используются по разным направлениям в зависимости от того, за счет ассигнований какого финансового года (текущего года или прошлых лет) дебиторская задолженность была образована.

При поступлении на текущий бюджетный счет получателя бюджетных средств в банке суммы дебиторской задолженности, образовавшейся за счет бюджетных ассигнований текущего финансового года, получатель бюджетных средств обязан перечислить ее на счет территориального органа государственного казначейства на восстановление кассовых расходов. Срок перечисления - в течение 3 рабочих дней и в последний рабочий день месяца. При этом перечисление осуществляется по каждому отдельному договору.

Если в текущем финансовом году на бюджетный счет получателя бюджетных средств в банке поступит сумма дебиторской задолженности, образованной за счет бюджетных ассигнований прошлых лет, получатель бюджетных средств обязан перечислить ее в доход соответствующего бюджета (подп.40.1 п.40 Инструкции № 63).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 30 июля 2021 г. следует руководствоваться Инструкцией № 63 с изменениями, внесенными постановлением Минфина от 12.07.2021 № 49.

 

На счета территориальных органов государственного казначейства могут поступать денежные средства на восстановление кассовых расходов получателя бюджетных средств от иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а не только от получателя бюджетных средств.

В данном случае поступившую от поставщиков дебиторскую задолженность, возникшую в текущем финансовом году, территориальный орган государственного казначейства отражает как восстановление кассовых расходов по лицевым счетам получателей бюджетных средств не позднее 5 рабочих дней со дня поступления указанных сумм и в последний рабочий день месяца. Если поступают суммы дебиторской задолженности прошлых лет, территориальный орган государственного казначейства вправе самостоятельно принимать решение о направлении этих средств в бюджет соответствующего уровня с последующим письменным уведомлением получателя бюджетных средств о проведении данной операции и (или) представлением ему копии расчетного документа (пп.42-44 Инструкции № 63).

Примечание 8. В отношении порядка отражения в бюджетных организациях сумм дебиторской задолженности (активов) и кредиторской задолженности (обязательств) с истекшим сроком исковой давности нормативные документы в настоящее время отсутствуют.

Таким образом, бюджетным организациям следует руководствоваться нормой п.5 ст.9 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон № 57-З). Согласно данной норме, если в отношении конкретных хозяйственных операций, отдельных составляющих активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в законодательстве Республики Беларусь не установлен порядок их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, такой порядок разрабатывается организацией самостоятельно с применением профессионального суждения исходя из требований, установленных законодательством Республики Беларусь.

Например, по операциям 18, 19 можно предусмотреть корреспонденцию субсчетов, указанную в таблице.

Списание дебиторской задолженности с баланса по истечении срока исковой давности не означает ее аннулирование, она должна числиться за балансом в течение 5 лет для наблюдения за возможностью взыскания на забалансовом счете 05 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов». Когда должник вернет долг, сумма задолженности списывается с забалансового счета 05.

Если дебиторская задолженность была образована за счет бюджетных средств, поступившая сумма долга должна быть внесена в доход государственного бюджета. Если дебиторская задолженность была образована при осуществлении приносящей доход деятельности, поступившая сумма долга относится на увеличение прибыли.

Примечание 9. Пересчет выраженных в иностранной валюте активов (денежных средств, финансовых вложений, дебиторской задолженности) и обязательств в белорусские рубли производится по официальному курсу по отношению к соответствующей иностранной валюте, устанавливаемому Нацбанком, на дату совершения хозяйственной операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату.

При этом не производится пересчет (переоценка) выраженных в иностранной валюте полученных и выданных авансов, предварительной оплаты, задатков (часть первая п.3 ст.12 Закона № 57-З).

Обязательства и имущество в иностранной валюте на отчетную дату пересчитываются по курсу последнего календарного дня отчетного периода (часть пятая п.2 ст.101 Бюджетного кодекса Республики Беларусь).

Активы и обязательства следует учитывать как в иностранной валюте, так и в белорусских рублях. В противном случае невозможно рассчитать курсовые разницы, возникающие при их пересчете (переоценке).

Разницы, возникающие при пересчете выраженных в иностранной валюте активов и обязательств в белорусские рубли, относятся бюджетными организациями на увеличение или уменьшение источников финансирования в порядке, установленном законодательством (абзац 3 части второй п.3 ст.12 Закона № 57-З).

В бухгалтерском учете и отчетности иностранная валюта и средства, приобретенные за счет иностранной валюты, дебиторская и кредиторская задолженности отражаются в белорусских рублях по курсу Нацбанка на дату совершения операции, а также на дату составления бухгалтерской отчетности. Разница, возникающая при изменении Нацбанком курсов иностранных валют, зачисляется бюджетными организациями на увеличение или уменьшение бюджетного или внебюджетного источника финансирования (части вторая и третья п.8 Методических указаний о порядке учета денежных средств организациями, финансируемыми из бюджета, утвержденных приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 17.12.1999 № 364).

Данные Методические указания следует применять с учетом части первой п.3 ст.12 Закона № 57-З, в которой говорится о том, что не производится пересчет выраженных в иностранной валюте полученных и выданных авансов, предварительной оплаты, задатков.

 

28.12.2016

 

Анна Чернюк, доцент

 

По этой теме также см.:

1. Лекарственные средства: бюджетная классификация и государственное регулирование.

2. Источники поступления и хранение лекарственных средств в организациях здравоохранения.

3. Оценка лекарственных средств в организациях здравоохранения.

4. Документальное оформление операций по поступлению лекарственных средств в организациях здравоохранения.

5. Предметно-количественный учет лекарственных средств в организациях здравоохранения.

6. Обобщение информации о движении лекарственных средств.