


Материал помещен в архив



Госзакупки: особенности проведения в текущих экономических условиях
![]() |
Материал включен в пособие «Санкции, ограничения, кризис: рекомендации ключевым специалистам». |
Для поддержки субъектов хозяйствования, в особенности производителей, оптимизации процедур государственных закупок в течение 2022 года было внесено несколько изменений в постановление Совмина от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"». Они вступили в силу 31 марта, 16 октября и 16 ноября 2022 г. Изменения направлены на минимизацию рисков, убытков, возникающих в складывающихся условиях в деятельности заказчиков (организаторов) и участников государственных закупок.
Кратко рассмотрели эти изменения, а также общие рекомендации по изменению, расторжению договора государственной закупки, отмене процедуры закупки и включению в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок.
Разделы:
Изменения с 31 марта 2022 г.
1. Увеличены пороговые значения стоимости для процедуры запроса ценовых предложений.
Установлены пороговые значения для:
✓ товаров - более 300, но не более 2 000 БВ (ранее - 1 000 БВ);
✓ работ (услуг) - более 300, но не более 5 000 БВ (ранее - 3 000 БВ) (подп.1.3 п.1 постановления № 395).
Соответственно, для конкурса и электронного аукциона пороговые значения теперь составляют более 2 000 БВ для товаров и более 5 000 БВ для работ и услуг.
![]() |
Юристу, специалисту по закупкам • Государственные закупки: выбор процедуры. |
2. Скорректированы критерии и основания изменения объема закупки.
Допускается увеличение объема (количества) товаров (работ, услуг):
✓ не более чем на 15 % (ранее 10 %) по отношению к предусмотренному договором государственной закупки при его заключении объему (количеству) соответствующих товаров (работ, услуг) (абз.2 подп.1.8 п.1 постановления № 395);
✓ в рамках договоров, заключенных по результатам процедур закупок из одного источника, проведенных в соответствии с пп.1, 4, 11, 12, 26 и 58 приложения к Закону от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»
3. Определены новые основания изменения условий договора в 2022 году в части:
✓ цены договора;
✓ сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
✓ порядка оплаты.
Все они действуют только в пределах 2022 года.
Так, допускается:
• изменить цену договора, если такое изменение при приобретении (использовании при выполнении работ, оказании услуг) товаров (работ, услуг) согласно приложениям 12 (лекарственные средства, лечебное питание, медицинские изделия, запасные части к ним, продукты питания) и 4 (товары (работы, услуги) ежедневной и (или) еженедельной потребности) к постановлению № 395, а также сырья, материалов, комплектующих, используемых при производстве таких товаров (выполнении работ, оказании услуг), невозможно было предусмотреть при проведении процедуры государственной закупки. Размер изменения цены договора должен быть подтвержден соответствующим расчетом поставщика (подрядчика, исполнителя) (абз.10 подп.1.8 п.1 постановления № 395);
• изменить сроки исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка оплаты, если необходимость таких изменений невозможно было предусмотреть при проведении процедуры государственной закупки. Невозможность исполнения обязательств без изменения указанных условий должна быть подтверждена соответствующим обоснованием поставщика (подрядчика, исполнителя) (абз.11 подп.1.8 п.1 постановления № 395).
![]() |
Более подробно об основаниях и порядке изменения условий договора см. раздел «Изменение договора государственной закупки». |
4. Продукты питания можно закупать по процедуре закупки из одного источника.
Соответствующее дополнение внесено в подп.1.9 п.1 постановления № 395.
Норма действует только в 2022 году.
Также установлены дополнительные требования к поставщикам продуктов питания (дополнено приложение 11 к постановлению № 395).
5. Отменено обеспечение исполнения обязательств по договору при закупке работ, услуг для строительства.
Норма, устанавливающая обязательное включение в договор государственной закупки условия о предоставлении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения исполнения обязательств по договору, просуществовала с 10 октября 2021 г. по 30 марта 2022 г. (исключен подп.1.10 п.1 постановления № 395).
![]() |
Юристу, специалисту по закупкам • Обязан ли заказчик исключать условие об обеспечении исполнения обязательств по договору госзакупки во вновь разрабатываемых документах процедур по закупке при строительстве, которые будут проводиться после вступления в силу постановления Совмина от 28.03.2022 № 188 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395»? Или это право заказчика и обеспечение может остаться в документации в соответствии со ст.26 Закона от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»? • В связи с вступлением в силу с 31.03.2022 постановления Совмина от 28.03.2022 № 188 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395», в частности отмены постановлением № 188 нормы об обеспечении исполнения обязательств по договору госзакупки работ (услуг) для строительства, обязан ли заказчик вносить изменения в конкурсную документацию (в том числе в договор) в части отмены обеспечения как в уже проводимые закупки работ (услуг) для строительства? |
6. Переходные положения.
Все рассмотренные изменения вступили в силу с 31 марта 2022 г. Но некоторые нормы имеют «обратную силу», в частности подп.1.8 п.1 постановления № 395 в части оснований для изменения условий договора государственной закупки распространяет свое действие на договоры, заключенные до 31 марта 2022 г.
![]() |
Более детально обо всех изменениях см. в материале «Кардинальные изменения в системе госзакупок для поддержки субъектов хозяйствования. Комментарий к постановлению Совмина от 28.03.2022 № 188». |
Изменения с 16 октября и 16 ноября 2022 г.
1. Изменены условия применения преференциальной поправки и подтверждающие право на ее применение документы.
Размеры преференциальной поправки - 15 и 25 % - сохранены, однако условия ее применения иные.
Так, преференциальная поправка в размере 15 % применяется, если предложены:
• производимые участником товары, происходящие из Республики Беларусь и (или) стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в сфере государственных закупок в соответствии с международными договорами Республики Беларусь. То есть для применения преференциальной поправки в данном случае требуется, чтобы участник был их производителем;
• организациями Республики Беларусь, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % списочной численности работников, работы, услуги собственного производства при условии, что доля оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда таких организаций за 3 календарных месяца, предшествующих дате подачи предложения, составляет не менее 20 %. Тем самым в данном случае для работ, услуг, произведенных указанными организациями, должны выполняться условия для применения преференциальной поправки;
• учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, лечебно-трудовыми профилакториями, лечебно-производственными мастерскими работы, услуги собственного производства. В данном случае также указанные субъекты могут предложить работы, услуги собственного производства для применения преференциальной поправки в размере 15 % (абз.2-5 ч.1 подп.1.5 п.1 постановления № 395 в ред. постановления № 692).
Преференциальная поправка в размере 25 % применяется в случае предложения участником товаров собственного производства организаций Республики Беларусь, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % списочной численности работников, но при условии, что доля оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда таких организаций за 3 календарных месяца, предшествующих дате подачи предложения, составляет не менее 20 %. При этом не требуется, чтобы участник, заявивший о праве на применение преференциальной поправки в размере 25 %, был производителем предлагаемого товара (абз.6 ч.1 подп.1.5 п.1 постановления № 395 в ред. постановления № 692).
Как видим, исключено применение преференциальной поправки в размере 25 % в отношении работ, услуг и дополнительно установлено выполнение условия о доле оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда.
Закреплены новые правила для применения преференциальной поправки (ч.2, 3 подп.1.5 п.1 постановления № 395 в ред. постановления № 692).
Важное уточнение касается случая неприменения преференциальной поправки. В частности, она не применяется в отношении товаров (работ, услуг), являющихся предметом государственной закупки при проведении конкурсов и процедур запроса ценовых предложений, в случае подачи предложений только участниками, заявившими о своем праве на применение преференциальной поправки в одинаковом размере и подтвердившими такое право. Таким образом, преференциальная поправка не применяется не просто, когда участником заявлено о ее применении, но когда соответствующее право участником подтверждено документально.
Скорректированы документы, подтверждающие право на применение преференциальной поправки (подп.1.6 п.1 постановления № 395 в ред. постановления № 692).
Изменения вступили в силу с 16 ноября 2022 г.
2. Изменены дополнительные требования к участникам и установлены новые.
Постановление № 692 закрепило две группы дополнительных требований к участникам.
Первая группа предусмотрена приложением 11 к постановлению № 395 в ред. постановления № 692.
Скорректированы дополнительные требования, содержание и подтверждающие документы для дополнительных требований в приложении 11 к постановлению № 395 в ред. постановления № 692.
Изменения вступили в силу с 16 октября 2022 г.
Вторая (новая) группа дополнительных требований не зависит от предмета государственной закупки и применяется всегда при проведении процедуры государственной закупки (абз.3-7 подп.1.7 п.1 постановления № 395 в ред. постановления № 692). Касается административных взысканий и судимости участников.
Изменения вступили в силу с 16 ноября 2022 г.
3. Закреплены новые основания для изменения условий договора государственной закупки.
Постановлением № 692 уточнены основания для изменения условий договора государственной закупки.
Помимо увеличения объема (количества) товаров (работ, услуг) в рамках договоров, заключенных по результатам процедур закупок из одного источника, проведенных в соответствии с пп.1, 4, 11, 12, 26 и 58 приложения к Закону № 419-З, допускается увеличение такого объема и по договору, заключенному по процедуре закупки из одного источника, проведенной на основании п.19 приложения к Закону № 419-З, а именно, при приобретении услуг по авторскому надзору за строительством соответствующими авторами (разработчиками проектной документации) (абз.3 подп.1.8 п.1 постановления № 395 в ред. постановления № 692).
Также стало возможным изменение в 2022 году цены договора, если такие изменения при приобретении товаров (работ, услуг) не только согласно приложениям 12, 4, но и согласно приложению 5 к постановлению № 395 (это перечень вооружения и военной техники, государственные закупки которых осуществляются с применением процедуры закупки из одного источника), а также сырья, материалов, комплектующих, используемых при производстве таких товаров (выполнении работ, оказании услуг), невозможно было предусмотреть при проведении процедуры государственной закупки (абз.10 подп.1.8 п.1 постановления № 395 в ред. постановления № 692).
Кроме того, важное изменение касается выполнения работ по текущему ремонту. Так, допускается изменение требований к предмету государственной закупки, его объема (количества), сроков исполнения обязательств подрядчиком (исполнителем), цены договора не более чем на 15 % по отношению к цене договора при его заключении, обусловленное возникновением потребности в выполнении строительно-монтажных работ по текущему ремонту, не предусмотренных в дефектном акте и смете, подтвержденной актом, подписанным заказчиком и подрядчиком, а также инженерной организацией (в случае ее привлечения заказчиком для выполнения своих функций) (абз.12 подп.1.8 п.1 постановления № 395 в ред. постановления № 692).
Изменения вступили в силу с 16 октября 2022 г., но могут распространяться в том числе на договоры, заключенные до этой даты.
4. Появились новые основания применения процедуры закупки из одного источника.
Заказчик вправе провести процедуру закупки из одного источника:
• услуг по разработке проекта отвода земельного участка с установлением его границы на местности, подготовке земельно-кадастровой документации и оформлению материалов предварительного согласования места размещения земельного участка;
• работ (услуг) по внесению изменений в предпроектную (предынвестиционную), проектную документацию у ее разработчика;
• бензина и (или) дизельного топлива (абз.5-7 подп.1.9 п.1 постановления № 395 в ред. постановления № 692).
Изменения вступили в силу с 16 октября 2022 г., но срок действия этих норм ограничен двухлетним периодом.
5. Изменен перечень товаров, страна происхождения которых подтверждается выпиской из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза (приложение 1 к постановлению № 395).
6. Уточнен и дополнен перечень товаров (работ, услуг), государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов (приложение 2 к постановлению № 395) (в том числе в части исключения «пересечения» с товарными позициями, закупаемыми на биржевых торгах).
7. Дополнены перечень товаров (работ, услуг) ежедневной и (или) еженедельной потребности и перечень товаров, государственные закупки которых осуществляются с применением биржевых торгов (приложения 4 и 6 к постановлению № 395).
![]() |
Более детально обо всех изменениях см. в материале «Госзакупки: изменения с 16 октября и 16 ноября 2022 года. Комментарий к постановлению Совмина от 14.10.2022 № 692». |
Изменение договора государственной закупки
Изменение условий договора при его исполнении не допускается:
• в части предмета государственной закупки;
• требований к предмету государственной закупки;
• объема (количества) предмета государственной закупки;
• порядка оплаты;
• сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
• цены договора;
• ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора (ч.1 п.1 ст.25 Закона № 419-З).
Исключения:
1) при обоснованной невозможности исполнения договора поставщиком по согласованию с заказчиком допускается поставка товаров, являвшихся предметом государственной закупки, показатели (характеристики) которых являются аналогичными или улучшенными по сравнению с показателями (характеристиками), указанными в договоре. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены в договор (ч.2 п.1 ст.25 Закона № 419-З);
2) допускается изменение условий договора в случаях, установленных в подп.1.8 п.1 постановления № 395.
![]() |
Алгоритм внесения изменений в договор см. здесь. |
![]() |
Юристу, специалисту по закупкам • Изменение цены договора государственной закупки в связи с действием обстоятельств непреодолимой силы. • Поставщик требует увеличения цены договора государственной закупки из-за роста курса иностранной валюты. Может ли заказчик согласиться, но уменьшить объем более чем на 10 %? • Влияние изменения курса валют на возможность исполнения договора государственной закупки. • Распространяются ли на договоры государственной закупки, заключенные до 31.03.2022, нормы подп.1.8 п.1 постановления Совмина от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"» • Распространяется ли правило об изменении объема (количества) до 15 % от предмета договора госзакупки на случаи выявления дополнительных работ при строительстве? |
Расторжение договора государственной закупки
Расторжение договора допускается:
✓ по соглашению сторон;
✓ по решению суда;
✓ заказчиком при одностороннем отказе от исполнения договора, если в ходе исполнения договора установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствовал требованиям к участникам, установленным документами, предоставляемыми для подготовки предложения, или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать участником-победителем процедуры государственной закупки, по результатам которой заключен договор;
✓ в случаях, установленных ч.1, 2 п.4 ст.26 Закона № 419-З (п.4 ст.25 Закона № 419-З).
Не допускается односторонний отказ от исполнения договора заказчиком и (или) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае надлежащего исполнения договора другой стороной, кроме случаев, указанных выше.
![]() |
Порядок действий при расторжении договора по соглашению сторон см. здесь; при одностороннем отказе от исполнения договора см. здесь. |
![]() |
Юристу, специалисту по закупкам • По результатам проведения процедуры закупки из одного источника заключен договор. Однако после его заключения отпала необходимость во всем объеме (количестве) товара. Может ли заказчик расторгнуть договор в одностороннем порядке? • В связи с объявленными санкциями от поставщиков поступают обращения о расторжении договора государственной закупки (товар производства Германии и США) по соглашению сторон. Может ли организация расторгнуть договор по соглашению сторон? • Как расторгнуть договор государственной закупки в связи с его неисполнением либо ненадлежащим исполнением из-за изменения установленного Нацбанком курса белорусского рубля к одной из иностранных валют, входящих в корзину валют, более чем на 20 % по отношению к курсу, действовавшему на дату подачи предложения участником-победителем? • Была проведена процедура государственной закупки продуктов питания для бюджетной организации. В ходе исполнения договора поставщик (не производитель) захотел повысить стоимость поставляемых товаров по причине увеличения цены у производителя (на 45 % от первоначальной цены, указанной в договоре). Организация-покупатель против повышения цены. Поставки товара прекращены. Можно ли расторгнуть договор в одностороннем порядке в связи с его ненадлежащим исполнением поставщиком? • По результатам электронного аукциона как процедуры государственной закупки заключен договор государственной закупки. Поставщик не исполняет обязательства по договору, на звонки и письма не отвечает. Можно ли расторгнуть договор? • Каков порядок расторжения договора поставки, заключенного на основании государственной закупки, если поставка товара не произведена? |
Отмена процедуры государственной закупки
Заказчик (организатор) вправе принять решение об отмене процедуры государственной закупки в целом либо в отношении отдельных частей (лотов) предмета государственной закупки в ходе ее проведения в случаях:
✓ отсутствия финансирования;
✓ утраты необходимости приобретения товаров (работ, услуг);
✓ возникновения необходимости внесения изменений и (или) дополнений в предмет государственной закупки и требования к предмету государственной закупки, требования к участникам;
✓ выявления заказчиком (организатором) нарушений законодательства при организации и проведении процедуры государственной закупки (ч.1 п.3 ст.27 Закона № 419-З).
Действия заказчика в случае отмены процедуры закупки установлены в ч.2 и 3 п.3 ст.27 Закона № 419-З.
Включение в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок
В список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, на основании решения МАРТ подлежат включению юридические и физические лица, в том числе ИП:
✓ уклонившиеся от заключения договоров в случае выбора их участниками-победителями;
✓ неисполнившие либо ненадлежащим образом исполнившие договоры, в случае расторжения таких договоров;
✓ с которыми заказчиками расторгнуты договоры в случае одностороннего отказа от исполнения договора, в ходе исполнения которых установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствовал требованиям к участникам, установленным документами, предоставляемыми для подготовки предложения, или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать участником-победителем в процедуре государственной закупки, по результатам которой заключен договор.
Юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, включенное в список, не может участвовать в процедурах государственных закупок в течение 2 лет со дня включения в список (ст.17 Закона № 419-З).
Включение в список не производится, если имело место расторжение договора государственной закупки в связи с его неисполнением либо ненадлежащим исполнением в двух случаях:
1) если это является следствием возникновения обстоятельств непреодолимой силы;
2) в связи с изменением установленного Нацбанком курса белорусского рубля к одной из иностранных валют, входящих в корзину валют, более чем на 20 % по отношению к курсу, действовавшему на дату подачи предложения участником-победителем, а в случае проведения электронного аукциона - на дату проведения торгов либо на дату заключения договора в случае проведения процедуры закупки из одного источника (при условии обязательного обоснования поставщиком (подрядчиком, исполнителем) влияния данного обстоятельства на возможность исполнения им договора государственной закупки) (ч.2 п.13 Указа от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики»).
![]() |
Юристу, специалисту по закупкам • Влияние обстоятельств непреодолимой силы на договорные обязательства в сфере госзакупок: точка зрения. • Влияние изменения курса валют на возможность исполнения договора государственной закупки. • Как расторгнуть договор государственной закупки в связи с его неисполнением либо ненадлежащим исполнением из-за изменения установленного Нацбанком курса белорусского рубля к одной из иностранных валют, входящих в корзину валют, более чем на 20 % по отношению к курсу, действовавшему на дату подачи предложения участником-победителем? |
![]() |
Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора см. здесь. |