


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕХОДА НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ - ПЛАТЕЛЬЩИКОВ НДС, ПРОИЗВОДЯЩИХ ПРОДУКЦИЮ
Чтобы оценить целесообразность перехода на УСН и то, насколько такой переход может оказаться выгодным (невыгодным), рекомендуем индивидуальному предпринимателю (нотариусу, адвокату) выполнить с использованием конкретных числовых данных сравнение:
• суммы налогов, уплачиваемых при общем порядке налогообложения, вместо которых при применении УСН уплачивается налог при УСН, с суммой этого налога, подлежащей уплате в случае перехода на УСН;
• иных важных показателей (таких как отпускная цена на производимую продукцию, величина рентабельности, размер дохода, остающегося в распоряжении индивидуального предпринимателя (нотариуса, адвоката), до и после планируемого перехода на УСН).
Сравнение удобнее выполнять на основе плановых калькуляций, так как они содержат все необходимые для этого данные.
Как известно, переход на УСН сопровождается изменением состава налогов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством. В связи с этим меняется и содержание калькуляции, так как в ней должны указываться лишь те налоги и иные обязательные платежи, плательщиком которых индивидуальный предприниматель (нотариус, адвокат) является в рамках применяемой им системы налогообложения.
Ниже приведена таблица, в которой сопоставлены плановые калькуляции, оформляемые при общем порядке налогообложения и при УСН индивидуальным предпринимателем, производящим продукцию с использованием труда привлеченных работников.
![]() |
Обратите внимание! На основании части первой п.2 Указа Президента Республики Беларусь от 18.06.2005 № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» для занятия предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя гражданин вправе привлекать не более трех физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам. |
Условимся, что база, облагаемая подоходным налогом, исчисляется данным предпринимателем путем уменьшения полученных доходов на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. При этом структура затрат такова, что доля расходов на сырье и материалы составляет в полной себестоимости выпускаемой продукции около 56 %, а доля расходов, связанных с оплатой труда, - около 37 %.
В рамках УСН рассмотрены варианты калькуляций, когда неизменной по сравнению с общим порядком налогообложения сохраняется:
1) величина дохода, остающегося в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налога при УСН (вариант 1);
2) рентабельность (вариант 2);
3) отпускная цена на выпускаемую продукцию (вариант 3).
Таблица | |||||
Сравнение плановых калькуляций, составляемых при общем порядке налогообложения и при УСН индивидуальным предпринимателем - плательщиком налога на добавленную стоимость, производящим продукцию с использованием труда привлеченных работников | |||||
При общем порядке налогообложения | При УСН, когда сохраняется неизменной (по сравнению с общим порядком налогообложения): величина дохода, остающегося в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налогов (гр.4); рентабельность (гр.5); отпускная цена (гр.6) | ||||
показатель (алгоритм расчета) | сумма, руб. | показатель (алгоритм расчета) | сумма, руб.1 | ||
вариант 1 | вариант 2 | вариант 3 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Амортизационные отчисления |
0,05 |
1. Амортизационные отчисления |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
2. Арендные платежи (без НДС) |
0,50 |
2. Арендные платежи (без НДС) |
0,50 |
0,50 |
0,50 |
3. Стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов (без НДС) |
4,00 |
3. Стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов (без НДС) |
4,00 |
4,00 |
4,00 |
4. Расходы на оплату труда привлеченных работников |
1,50 |
4. Расходы на оплату труда привлеченных работников |
1,50 |
1,50 |
1,50 |
5. Обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения (далее - ФСЗН) (стр.4 х 34 %)2 |
0,51 |
5. Обязательные страховые взносы в ФСЗН (стр.4 х 34 %) |
0,51 |
0,51 |
0,51 |
6. Экологический налог3 |
- |
6. Экологический налог3 |
- |
- |
- |
7. Земельный налог |
0,03 |
7. Земельный налог |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
8. Налог на недвижимость |
0,16 |
8. Налог на недвижимость4 |
- |
- |
- |
9. Прочие расходы (без НДС) |
0,25 |
9. Прочие расходы (без НДС) |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
10. Полная себестоимость единицы продукции (сумма строк с 1 по 9) |
7,00 |
10. Полная себестоимость единицы продукции (сумма строк с 1 по 9) |
6,84 |
6,84 |
6,84 |
11. Рентабельность |
25 % |
11. Рентабельность (100 % х х стр.12 / стр.10) |
21,49 % |
25 % (стр.11 гр.2) |
24,12 % |
12. Доход (стр.10 х стр.11) |
1,75 |
12. Доход |
1,47 (стр.14) |
1,71 (стр.10 х х стр.11) |
1,65 (стр.15 - - стр.10) |
13. Подоходный налог (стр.12 х х 16 %)5 |
0,28 |
13. - |
- |
- |
- |
14. Доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя (стр.12 - - стр.13) |
1,47 |
14. Доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя (стр.12) |
1,47 (стр.14 гр.2) |
1,71 |
1,65 |
15. Цена без оборотных налогов (стр.10 + стр.12) |
8,75 |
15. Цена без налога при УСН (стр.10 + стр.12) |
8,31 |
8,55 |
8,49 (стр.17 - - стр.16) |
16. - |
- |
16. Налог при УСН (стр.15 х х 3 % / (100 % - 3 %)) |
0,26 |
0,26 |
0,26 (стр.17 х х 3 %) |
17. Отпускная цена без НДС (стр.15) |
8,75 |
17. Отпускная цена без НДС (стр.15 + стр.16) |
8,57 |
8,81 |
8,75 (стр.19 - - стр.18) |
18. Налог на добавленную стоимость, исчисляемый при реализации (стр.17 х х 20 %), в том числе: |
1,75 |
18. Налог на добавленную стоимость, исчисляемый при реализации (стр.17 х 20 %), в том числе: |
1,71 |
1,76 |
1,75 (стр.19 х х 20 % / / 120 %) |
18.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобретении активов) ((0,50 + 4,00 + 0,25) х 20 %) |
0,95 |
18.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобретении активов) ((0,50 + 4,00 + 0,25) х 20 %) |
0,95 |
0,95 |
0,95 |
18.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (стр.18 - стр.18.1) |
0,80 |
18.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (стр.18 - стр.18.1) |
0,76 |
0,81 |
0,80 |
19. Отпускная цена с учетом НДС (стр.17 + стр.18) |
10,50 |
19. Отпускная цена с учетом НДС (стр.17 + стр.18) |
10,28 |
10,57 |
10,50 (стр.19 гр.2) |
20. Сумма налогов, вместо которых при УСН уплачиваются налог при УСН и НДС (сумма строк 6, 8, 13, 18.2) |
1,24 |
20. Сумма налога при УСН и НДС (стр.16 + стр.18.2) |
1,02 |
1,07 |
1,06 |
21. Доля налогов, просуммированных в стр.20, в выручке (100 % х стр.20 / / стр.19) |
11,81 % |
21. Доля налогов, просуммированных в стр.20, в выручке (100 % х стр.20 / / стр.19) |
9,92 % |
10,12 % |
10,10 % |
1 Если алгоритм расчета отличается от указанного в гр.3, то он приведен непосредственно в гр.4, 5 или 6.
2 Суммы обязательных страховых взносов в ФСЗН, самостоятельно уплачиваемые индивидуальным предпринимателем из своего дохода, в сравнении не отражены, так как величина этих взносов не зависит от применяемой индивидуальным предпринимателем системы налогообложения (не меняется при переходе на УСН). Особенности уплаты индивидуальными предпринимателями этих страховых взносов изложены в п.7 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40.
3 В рассматриваемой ситуации у индивидуального предпринимателя отсутствуют объекты налогообложения экологическим налогом (ст.205, подп.3.17 п.3 ст.286 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)).
4 В приведенной ситуации общая площадь объектов недвижимости индивидуального предпринимателя не превышает 1 000 м2 (подп.3.13.3 п.3 ст.286 НК).
5 Ставка подоходного налога с физических лиц в отношении доходов, получаемых белорусскими индивидуальными предпринимателями (нотариусами, адвокатами) от осуществления предпринимательской (нотариальной, осуществляемой индивидуально адвокатской) деятельности, установлена в размере 16 % (подп.4.1 п.4 ст.173 НК).
Как видно из таблицы, общая сумма налогов, включенных в цену выпускаемой продукции, уплачиваемых при общем порядке налогообложения и заменяемых при переходе на УСН на трехпроцентный налог при УСН и НДС, составляет 1,24 руб. (0,16 + 0,28 + 0,80), а доля этих налогов в выручке - 11,81 % (100 % х 1,24 / 10,50).
В рамках УСН во всех трех вариантах составления калькуляции сумма налога при УСН и НДС и доля этих налогов в выручке оказываются ниже. Значит, переход на УСН при таких исходных данных представляется целесообразным.
Проанализируем достоинства и недостатки каждого из приведенных вариантов.
Применение варианта 1 оправдано в ситуации, когда ближайшей целью индивидуального предпринимателя после перехода на УСН является расширение рынка сбыта своей продукции, так как при таком варианте составления калькуляции (когда сохраняется неизменным доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя после налогообложения) отпускная цена продукции (с учетом НДС) несколько снижается с 10,50 до 10,28 руб. При этом уровень рентабельности снижается ощутимее (с 25 до 21,49 %).
Вариант 2 рекомендуем в случае, когда индивидуальный предприниматель обязан соблюдать установленный законодательством предельный уровень рентабельности (например, в отношении социально значимых товаров). При этом наблюдается увеличение отпускной цены на выпускаемую продукцию (с 10,50 до 10,57 руб.) и дохода, остающегося в распоряжении предпринимателя после уплаты налогов (с 1,47 до 1,71 руб., или на 16,33 % (100 % х (1,71 - 1,47) / 1,47)).
Вариант 3 востребован в ситуации, когда индивидуальный предприниматель нацелен на сохранение прежней отпускной цены (10,50 руб.). В таком случае также наблюдается заметное увеличение дохода, остающегося в распоряжении после уплаты налогов (с 1,47 до 1,65 руб., или на 12,24 % (100 % х (1,65 - 1,47) / 1,47)). При этом наблюдается незначительное снижение рентабельности (с 25 до 24,12 %).
![]() |
Обратите внимание! При других исходных данных (другой структуре затрат выпускаемой продукции, величине рентабельности и т. д.) выводы могут оказаться иными, а переход индивидуального предпринимателя на УСН - нецелесообразным. |
![]() |
Справочно Для проведения самостоятельной оценки целесообразности перехода на УСН предлагаем воспользоваться калькулятором «Оцените выгоду от применения УСН (для индивидуальных предпринимателей)». |
27.01.2017
Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»
По этой теме также см.:
1. Важнейшие новшества в применении упрощенной системы налогообложения в 2017 году.
2. Упрощенная система налогообложения: изменения в уплате налога на добавленную стоимость, налога на недвижимость и земельного налога в 2017 году.
3. Оценка целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения индивидуальных предпринимателей - неплательщиков НДС, производящих продукцию.
4. Оценка целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения индивидуальных предпринимателей - неплательщиков НДС, выполняющих работы, оказывающих услуги.
5. Оценка целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения индивидуальных предпринимателей - плательщиков НДС, выполняющих работы, оказывающих услуги.