


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕХОДА НА УСН ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ - ПЛАТЕЛЬЩИКОВ НДС, ПРОИЗВОДЯЩИХ ПРОДУКЦИЮ
С 1 января 2017 г. в связи со вступлением в силу изменений и дополнений, внесенных в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее - НК) Законом Республики Беларусь от 18.10.2016 № 432-З, несколько изменился порядок уплаты в случае применения упрощенной системы налогообложения некоторых налогов, в частности налога на недвижимость и земельного налога. Чтобы оценить в новых условиях целесообразность перехода на упрощенную систему, а также то, насколько выгодным может оказаться такой переход, рекомендуем с использованием конкретных числовых данных своей организации выполнить сравнение:
• суммы налогов, уплачиваемых при общем порядке налогообложения, которые организация перестанет платить при переходе на упрощенную систему, с суммой налогов, которые организация начнет платить в связи с таким переходом;
• иных важных показателей, таких как отпускная цена на производимую продукцию, величина рентабельности, сумма прибыли, остающейся в распоряжении организации с каждой единицы продукции, до и после планируемого перехода на УСН.
Для сравнения удобно использовать плановые калькуляции, которые содержат упомянутые показатели.
Поскольку при переходе на упрощенную систему меняется состав налогов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством, то, разумеется, изменится и содержание калькуляции, так как в ней должны присутствовать лишь те налоги, плательщиком которых субъект предпринимательской деятельности является.
Ниже в таблице выполнено сравнение плановых калькуляций, составляемых при общем порядке налогообложения и в рамках упрощенной системы организацией промышленности, занимающейся производством продукции, у которой структура затрат такова, что доля расходов на сырье и материалы составляет в полной себестоимости выпускаемой продукции 50 %, а доля расходов, связанных с оплатой труда, - 33,5 %.
Варианты калькуляций, составляемых при упрощенной системе, рассмотрим для случаев, когда неизменными по сравнению с общим порядком налогообложения сохраняются:
1) прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов (вариант 1);
2) рентабельность (вариант 2);
3) отпускная цена на выпускаемую продукцию (вариант 3).
Таблица | |||||
Сравнение плановых калькуляций, составляемых при общем порядке налогообложения и в рамках УСН организацией - плательщиком НДС, производящей продукцию | |||||
При общем порядке налогообложения | При УСН, когда сохраняются неизменными (по сравнению с общим порядком налогообложения): прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов (гр.4); рентабельность (гр.5); отпускная цена (гр.6) | ||||
наименование показателя (алгоритм расчета) | сумма, руб. | наименование показателя (алгоритм расчета) | сумма, руб.1 | ||
вариант 1 | вариант 2 | вариант 3 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Амортизационные отчисления |
3,18 |
1. Амортизационные отчисления |
3,18 |
3,18 |
3,18 |
2. Арендные платежи (без НДС) |
6,00 |
2. Арендные платежи (без НДС) |
6,00 |
6,00 |
6,00 |
3. Стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов (без НДС) |
400,00 |
3. Стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов (без НДС) |
400,00 |
400,00 |
400,00 |
4. Расходы на оплату труда |
200,00 |
4. Расходы на оплату труда |
200,00 |
200,00 |
200,00 |
5. Страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее - ФСЗН) (стр.4 х 34 %) |
68,00 |
5. Страховые взносы в ФСЗН (стр.4 х 34 %) |
68,00 |
68,00 |
68,00 |
6. Экологический налог2 |
- |
6. Экологический налог2 |
- |
- |
- |
7. Земельный налог |
3,30 |
7. Земельный налог |
3,30 |
3,30 |
3,30 |
8. Налог на недвижимость |
39,52 |
8. Налог на недвижимость3 |
- |
- |
- |
9. Прочие расходы (без НДС) |
80,00 |
9. Прочие расходы (без НДС) |
80,00 |
80,00 |
80,00 |
10. Полная себестоимость единицы продукции (сумма строк с 1 по 9) |
800,00 |
10. Полная себестоимость единицы продукции (сумма строк с 1 по 9) |
760,48 |
760,48 |
760,48 |
11. Рентабельность |
25 % |
11. Рентабельность (100 % х х стр.12 / стр.10) |
21,57 % |
25 % (стр.11 гр.2) |
27,55 % |
12. Прибыль (стр.10 х стр.11), в том числе: |
200,00 |
12. Прибыль, в том числе: |
164,00 (стр.14) |
190,12 (стр.10 х х стр.11) |
209,52 (стр.15 - - стр.10) |
13. Налог на прибыль (стр.12 х х 18 %) |
36,00 |
13. - |
- |
- |
- |
14. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации (стр.12 - стр.13) |
164,00 |
14. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации (стр.12) |
164,00 (стр.14 гр.2) |
190,12 |
209,52 |
15. Цена без оборотных налогов (стр.10 + стр.12) |
1 000,00 |
15. Цена без налога при УСН (стр.10 + стр.12) |
924,48 |
950,60 |
970,00 (стр.17 - - стр.16) |
16. - |
- |
16. Налог при УСН (стр.15 х х 3 % / (100 % - 3 %)) |
28,59 |
29,40 |
30,00 (стр.17 х х 3 %) |
17. Отпускная цена без НДС (стр.15) |
1 000,00 |
17. Отпускная цена без НДС (стр.15 + стр.16) |
953,07 |
980,00 |
1 000,00 (стр.19 - - стр.18) |
18. Налог на добавленную стоимость, начисляемый при реализации (стр.17 х 20 %), в том числе: |
200,00 |
18. Налог на добавленную стоимость, начисляемый при реализации (стр.17 х 20 %), в том числе: |
190,61 |
196,00 |
200,00 (стр.19 х х 20 % / / 120 %) |
18.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобретении активов) |
97,20 |
18.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобретении активов) |
97,20 |
97,20 |
97,20 |
18.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (стр.18 - стр.18.1) |
102,80 |
18.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (стр.18 - стр.18.1) |
93,41 |
98,80 |
102,80 |
19. Отпускная цена с учетом НДС (стр.17 + стр.18) |
1 200,00 |
19. Отпускная цена с учетом НДС (стр.17 + стр.18) |
1 143,68 |
1 176,00 |
1 200,00 (стр.19 гр.2) |
20. Сумма налогов, вместо которых при упрощенной системе уплачиваются трехпроцентный налог при УСН и НДС, подлежащий уплате в бюджет (сумма строк 6, 8, 13, 18.2) |
178,32 |
20. Сумма трехпроцентного налога при УСН и НДС, подлежащего уплате в бюджет (стр.16 + стр.18.2) |
122,00 |
128,20 |
132,80 |
21. Доля налогов, просуммированных в стр.20, в выручке (100 % х стр.20 / / стр.19) |
14,86 % |
21. Доля налогов, просуммированных в стр.20, в выручке (100 % х стр.20 / / стр.19) |
10,67 % |
10,90 % |
11,07 % |
1 Если алгоритм расчета отличается от указанного в гр.3, то он приведен непосредственно в гр.4, 5 или 6.
2 В рассматриваемой ситуации у организации отсутствуют объекты налогообложения экологическим налогом (ст.205, подп.3.17 п.3 ст.286 НК).
3 В рассматриваемой ситуации общая площадь объектов недвижимости организации не превышает 1 000 м2 (абзац 1 части первой подп.3.13.1 п.3 ст.286 НК).
Проанализируем рассчитанные в таблице данные.
Итак, общая сумма налогов, включенных в цену выпускаемой продукции, уплачиваемых при общем порядке налогообложения и заменяемых при переходе на упрощенную систему на трехпроцентный налог при УСН и НДС, равна 178,32 руб. (39,52 + 36,00 + 102,80). Доля этих налогов в выручке составляет 14,86 % (100 % х 178,32 / 1 200,00).
Чтобы выяснить, будет ли выгоден такой организации переход на УСН, нужно соотнести сумму исчисленных налогов и их долю в выручке с уплачиваемой при переходе на упрощенную систему суммой налога при УСН и НДС и долей этих налогов в выручке.
В таблице представлены три варианта формирования отпускной цены в рамках УСН.
Вариант 1 целесообразно использовать в случае, если важнейшей задачей организации определено расширение рынка сбыта выпускаемой продукции. При таком варианте обеспечивается некоторое (на 4,69 %) снижение отпускной цены реализуемой продукции (с 1 200,00 до 1 143,68 руб.). При этом, несмотря на заметное снижение рентабельности (с 25 до 21,57 %), размер прибыли, остающейся в распоряжении организации, сохраняется таким же, как и при общем порядке налогообложения (164,00 руб.). Строки 20 и 21 таблицы показывают, что налоговое бремя при переходе на УСН по варианту 1 заметно снижается (со 178,32 до 122,00 руб., или с 14,86 до 10,67 %), а значит, переход на УСН выгоден (особенно если учесть, что такой переход приведет к упрощению учета и сокращению отчетности).
Использование варианта 2 оправдано в том случае, когда организация обязана соблюдать установленные законодательством предельные уровни рентабельности (например, при выпуске и (или) реализации социально значимых товаров). При таком варианте перехода на УСН прибыль, остающаяся в распоряжении организации, в сравнении с общим порядком налогообложения возрастает на 15,93 % (100 % х 190,12 / 164,00 - 100 %). При этом размер рентабельности сохраняется неизменным (25 %). Налоговая нагрузка при таком варианте перехода на УСН (10,90 %) также заметно ниже налоговой нагрузки при общем порядке налогообложения (14,86 %), в связи с чем переход на УСН является для организации выгодным.
В случае если для перехода на УСН выбран вариант 3, при котором сохраняется неизменной отпускная цена реализуемой продукции, прибыль, остающаяся в распоряжении организации, достигает максимального значения (209,52 руб.), увеличившись по сравнению с общим порядком налогообложения на 27,76 % (100 % х 209,52 / 164,00 - 100 %). Рентабельность при этом увеличивается на 10,2 % (до 27,55 %). Переход на такой вариант составления калькуляции в рамках УСН оправдан, если:
• приоритетной задачей является получение максимальной прибыли;
• продать продукцию по более высокой цене проблематично (из-за существующей конкуренции, установленных законодательством ценовых ограничений, по другим причинам).
Налоговая нагрузка в сравнении с общим порядком налогообложения при таком варианте также снижается (с 14,86 до 11,07 %).
![]() |
Обратите внимание! Сделанные выводы относятся только к рассмотренной ситуации. При иных исходных данных (иной структуре затрат, величине рентабельности и т. д.) сравнение может привести к совершенно другим результатам и, следовательно, выводам о достоинствах того или иного варианта и вообще о целесообразности перехода на УСН. |
![]() |
Справочно Для самостоятельного проведения анализа предлагаем воспользоваться калькулятором «Оцените выгоду от применения УСН». |
26.01.2017
Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»
По этой теме также см.:
1. Важнейшие новшества в применении упрощенной системы налогообложения в 2017 году.
2. Упрощенная система налогообложения: изменения в уплате налога на добавленную стоимость, налога на недвижимость и земельного налога в 2017 году.
3. Оценка целесообразности перехода на УСН для организаций - неплательщиков НДС, производящих продукцию.
4. Оценка целесообразности перехода на УСН для организаций - неплательщиков НДС, выполняющих работы, оказывающих услуги.
5. Оценка целесообразности перехода на УСН для организаций - плательщиков НДС, выполняющих работы, оказывающих услуги.