Расчет от 26.01.2017
Автор: Шкирман С.

Оценка целесообразности перехода на УСН для организаций - плательщиков НДС, выполняющих работы, оказывающих услуги


 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕХОДА НА УСН ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ - ПЛАТЕЛЬЩИКОВ НДС, ВЫПОЛНЯЮЩИХ РАБОТЫ, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ

О целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения можно судить, сравнив калькуляции, составленные при общем порядке налогообложения, с калькуляциями, составленными с теми же числовыми данными, но с учетом налогообложения, действующего при упрощенной системе.

Воспользуемся числовыми данными организации, выполняющей работы (оказывающей услуги), у которой расходы на сырье и материалы составляют 1/10 (10 %) полной себестоимости, а расходы, связанные с оплатой труда работников, - 2/3 (67 %) полной себестоимости (см. приведенную ниже таблицу).

В рамках УСН рассмотрим три варианта формирования отпускной цены, когда неизменными по сравнению с общим порядком налогообложения сохраняются:

1) прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов (вариант 1);

2) рентабельность (вариант 2);

3) величина тарифа на выполняемые работы, оказываемые услуги (вариант 3).

Таблица

Сравнение плановых калькуляций, составляемых при общем порядке налогообложения и при УСН организацией - плательщиком НДС, выполняющей работы, оказывающей услуги

При общем порядке налогообложения При УСН, когда сохраняются неизменными (по сравнению с общим порядком налогообложения): прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов (гр.4); рентабельность (гр.5); величина тарифа на выполняемую работу, оказываемую услугу (гр.6)
показатель (алгоритм расчета) сумма, руб. показатель (алгоритм расчета) сумма, руб.1
вариант 1 вариант 2 вариант 3
1
2
3
4
5
6
1. Амортизационные отчисления
6,42
1. Амортизационные отчисления
6,42
6,42
6,42
2. Арендные платежи (без НДС)
3,70
2. Арендные платежи (без НДС)
3,70
3,70
3,70
3. Стоимость сырья, материалов (без НДС)
10,00
3. Стоимость сырья, материалов (без НДС)
10,00
10,00
10,00
4. Расходы на оплату труда
50,00
4. Расходы на оплату труда
50,00
50,00
50,00
5. Страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее - ФСЗН) (стр.4 х 34 %)
17,00
5. Страховые взносы в ФСЗН (стр.4 х 34 %)
17,00
17,00
17,00
6. Экологический налог2
-
6. Экологический налог2
-
-
-
7. Земельный налог
2,76
7. Земельный налог
2,76
2,76
2,76
8. Налог на недвижимость
4,62
8. Налог на недвижимость3
-
-
-
9. Прочие расходы (без НДС)
5,50
9. Прочие расходы (без НДС)
5,50
5,50
5,50
10. Полная себестоимость работы, услуги (сумма строк с 1 по 9)
100,00
10. Полная себестоимость работы, услуги (сумма строк с 1 по 9)
95,38
95,38
95,38
11. Рентабельность
20,00 %
11. Рентабельность (100 % х
х стр.12 / стр.10)
17,19 %
20,00 % (стр.11 гр.2)
22,04 %
12. Прибыль (стр.10 х стр.11), в том числе:
20,00
12. Прибыль, в том числе:
16,40 (стр.14)
19,08 (стр.10 х
х стр.11)
21,02 (стр.15 -
- стр.10)
13. Налог на прибыль (стр.12 х
х 18 %)
3,60
13. -
-
-
-
14. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации (стр.12 - стр.13)
16,40
14. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации (стр.12)
16,40 (стр.14 гр.2)
19,08
21,02
15. Тариф без оборотных налогов (стр.10 + стр.12)
120,00
15. Тариф без налога при УСН (стр.10 + стр.12)
111,78
114,46
116,40 (стр.17 -
- стр.16)
16. -
-
16. Налог при УСН (стр.15 х
х 3 % / (100 % - 3 %))
3,46
3,54
3,60 (стр.17 х
х 3 %)
17. Тариф без НДС (стр.15)
120,00
17. Тариф без НДС (стр.15 +
+ стр.16)
115,24
118,00
120,00 (стр.19 -
- стр.18)
18. Налог на добавленную стоимость, начисляемый при реализации (стр.17 х 20 %), в том числе:
24,00
18. Налог на добавленную стоимость, начисляемый при реализации (стр.17 х 20 %), в том числе:
23,05
23,60
24,00 (стр.19 х
х 20 % /
/ 120 %)
18.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобретении активов)
3,84
18.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобретении активов)
3,84
3,84
3,84
18.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (стр.18 - стр.18.1)
20,16
18.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (стр.18 - стр.18.1)
19,21
19,76
20,16
19. Тариф с учетом НДС (стр.17 + стр.18)
144,00
19. Тариф с учетом НДС (стр.17 + стр.18)
138,29
141,60
144,00 (стр.19 гр.2)
20. Сумма налогов, вместо которых при упрощенной системе уплачивается налог при УСН и НДС (сумма строк 6, 8, 13, 18.2)
27,85
20. Сумма налога при УСН и НДС, подлежащего уплате в бюджет (стр.16 + стр.18.2)
22,67
23,30
23,76
21. Доля налогов, просуммированных в стр.20, в выручке (100 % х стр.20 /
/ стр.19)
19,34 %
21. Доля налогов, просуммированных в стр.20, в выручке (100 % х стр.20 /
/ стр.19)
16,39 %
16,45 %
16,50 %

 

1 Если алгоритм расчета отличается от указанного в гр.3, он приведен непосредственно в гр.4, 5 или 6.

2 В рассматриваемой ситуации у организации отсутствуют объекты налогообложения экологическим налогом (ст.205, подп.3.17 п.3 ст.286 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее - НК).

3 В рассматриваемой ситуации общая площадь объектов недвижимости организации не превышает 1 000 м2 (абзац 1 части первой подп.3.13.1 п.3 ст.286 НК).

 

Выполним сравнение калькуляций.

Прежде всего отметим, что общая сумма включенных в тариф налогов, уплачиваемых при общем порядке налогообложения и заменяемых при переходе на упрощенную систему на трехпроцентный налог при УСН и НДС, равна 28,38 руб. (4,62 + 3,60 + 20,16). Доля этих налогов в выручке составляет 19,71 % (100 % х 28,38 / 144,00).

Для выяснения вопроса, насколько выгоден переход на УСН в рассматриваемой ситуации, следует соотнести исчисленную сумму налогов, уплачиваемых при общем порядке налогообложения, с суммой налога при УСН и налога на добавленную стоимость, уплачиваемых при упрощенной системе.

Проанализируем каждый из трех представленных в таблице вариантов формирования тарифа в рамках УСН.

В случае применения варианта 1 получаем самый низкий тариф на выполняемые работы, оказываемые услуги (138,29 руб.). Использование этого варианта целесообразно, если важнейшая задача организации - не получение максимальной прибыли, а расширение рынка сбыта выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом, несмотря на некоторое снижение рентабельности (с 20 до 17,19 %), сохраняется та же сумма прибыли, остающейся в распоряжении организации, что и при общем порядке налогообложения (16,40 руб. с единицы работы, услуги). Строки 20 и 21 таблицы свидетельствуют, что налоговое бремя при переходе на УСН по варианту 1 заметно снижается, а значит, переход на упрощенную систему для организации целесообразен, особенно если принять во внимание сопутствующее упрощение учета и сокращение отчетности.

Вариант 2 может быть востребован в случае, когда организация обязана соблюдать установленный законодательством предельный уровень рентабельности (например, при оказании платных медицинских или социально значимых услуг). При таком варианте перехода на УСН тариф на выполняемую работу, оказываемую услугу снижается на 1,67 % (со 144,00 до 141,60 руб.), но при этом прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов, в сравнении с общим порядком налогообложения возрастает на 16,34 % (100 % х 19,08 / 16,40 - 100 %). Размер рентабельности сохраняется неизменным (20 %). Налоговая нагрузка при таком варианте перехода на УСН также несколько снижается (см. строки 20 и 21 таблицы).

В случае перехода на УСН по варианту 3, при котором неизменным остается тариф на выполняемую работу, оказываемую услугу, организация получает максимальную прибыль, остающуюся в ее распоряжении после уплаты налогов. Ее размер возрастает на 28,17 % (100 % х 21,02 / 16,40 - 100 %). Рентабельность при этом увеличивается до 22,04 %.

Применение такого варианта составления калькуляции оправдано в случае, когда:

1) организация стремится в связи с переходом на УСН увеличить прибыль, остающуюся в ее распоряжении;

2) сложно реализовать работу, услугу по более высокой цене (например, в связи с наличием конкуренции или установленных законодательством ценовых ограничений).

Уровень налоговой нагрузки при использовании варианта 3 также ниже, чем при общем порядке налогообложения.

Итак, в рассматриваемой ситуации все три варианта формирования тарифа в рамках упрощенной системы выгодны с точки зрения уплаты налогов, то есть переход на УСН при таких исходных числовых данных целесообразен.

 

Обратите внимание!

Сделанные выводы относятся только к рассмотренным числовым данным. При иной структуре затрат, величине применяемой рентабельности и так далее результаты сравнения калькуляций могут быть совершенно другими.

 

Справочно

Для самостоятельного проведения анализа предлагаем воспользоваться калькулятором «Оцените выгоду от применения УСН».

 

26.01.2017

 

Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»

 

По этой теме также см.:

1. Важнейшие новшества в применении упрощенной системы налогообложения в 2017 году.

2. Упрощенная система налогообложения: изменения в уплате налога на добавленную стоимость, налога на недвижимость и земельного налога в 2017 году.

3. Оценка целесообразности перехода на УСН для организаций - неплательщиков НДС, производящих продукцию.

4. Оценка целесообразности перехода на УСН для организаций - неплательщиков НДС, выполняющих работы, оказывающих услуги.

5. Оценка целесообразности перехода на УСН для организаций - плательщиков НДС, производящих продукцию.