Алгоритм от 30.08.2016
Автор: Бакаева Т.

Получение разрешения на строительство объекта: алгоритм действий


 

Материал помещен в архив

 

ПОЛУЧЕНИЕ РАЗРЕШЕНИЯ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТА: АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ

Состав разрешительной документации

Проектирование, возведение, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт объекта (за исключением садовых домиков, хозяйственных строений и сооружений, необходимых для ведения коллективного садоводства на земельных участках, предоставленных членам садоводческого товарищества для этих целей) осуществляются на основании разрешительной документации, состав, порядок подготовки и выдачи которой устанавливаются с учетом требований законодательных актов Советом Министров Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь (ст.21 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Закон)).

В состав разрешительной документации при возведении, реконструкции (за исключением жилых помещений в многоквартирных жилых домах, одноквартирных, блокированных жилых домов и (или) нежилых капитальных построек на придомовой территории), реставрации, капитальном ремонте (далее - разрешительная документация) на предоставленном земельном участке включены следующие документы:

• решение местного исполнительного и распорядительного органа о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства объекта;

• разрешение Министерства культуры Республики Беларусь на выполнение работ на историко-культурных ценностях, а также на разработку научно-проектной документации на выполнение реставрационно-восстановительных работ на этих ценностях;

• архитектурно-планировочное задание;

• заключения согласующих организаций;

• технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта (подп.4.4 п.4 Положения о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223 (далее - Положение № 223)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 февраля 2017 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.01.2017 № 25 изложен в новой редакции абзац 3 подп.4.4 п.4 Положения № 223: разрешение на выполнение научно-исследовательских и проектных работ на материальных историко-культурных ценностях.

 

В случае отсутствия у заказчика прав на земельный участок в состав разрешительной документации, помимо вышеуказанных документов, включается один из нижеперечисленных документов, связанных с предоставлением земельного участка для строительства:

• акт выбора места размещения земельного участка, утвержденный председателем Минского городского исполнительного комитета или городского исполнительного комитета областного центра при предоставлении земельного участка в г. Минске и областных центрах юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для строительства капитальных строений (зданий, сооружений);

• акт выбора места размещения земельного участка, утвержденный председателем исполкома, согласованный председателем областного исполнительного комитета в установленных случаях (если необходимо предварительное согласование места его размещения);

• решение исполкома или администрации свободной экономической зоны об изъятии и предоставлении земельного участка для строительства объекта (если не требуется предварительное согласование места его размещения), а также градостроительный паспорт земельного участка в случаях, если его разработка предусмотрена законодательством.

 

Обратите внимание!

Помимо документов, названных в законодательстве разрешительными, заказчику до начала строительно-монтажных работ на объекте следует иметь и иные документы:

• заключение государственной вневедомственной экспертизы;

• протоколы о результатах торгов по выбору проектной и подрядной организаций;

• разрешение на производство строительно-монтажных работ.

 

Далее в материале посредством рассмотрения последовательных организационных этапов строительства будут освещены вопросы получения:

• разрешительной документации на предоставленный ранее заказчику земельный участок для целей, предполагающих возможным осуществление на нем строительства (возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт);

• иных документов в процессе строительства.

 

Справочно

Выполнение организационно-технических мероприятий, подготовка разрешительной и проектной документации при возведении, реконструкции, ремонте, реставрации объекта наряду с выполнением строительно-монтажных, пусконаладочных работ относится к строительной деятельности (строительству) (абзац 35 ст.1 Закона).

 

Также следует отметить, что проектирование и строительство оптоволоконных линий связи осуществляются заказчиками на основании решения соответствующих исполнительных комитетов базового уровня, а в г. Минске - по решению Минского городского исполнительного комитета при наличии согласования с республиканским унитарным предприятием «Национальный центр обмена трафиком» (часть вторая п.4 Указа Президента Республики Беларусь от 01.02.2010 № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет»).

Положение о порядке получения решения местного исполнительного и распорядительного органа о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства вновь создаваемых и (или) реконструируемых оптоволоконных линий связи (за исключением расположенных внутри капитальных строений (зданий, сооружений)) и вводе их в эксплуатацию утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.04.2010 № 648.

 

Справочно

Под вводом в эксплуатацию оптоволоконных линий связи понимается процедура приемки в эксплуатацию законченного строительством и (или) реконструкцией объекта (оптоволоконных линий связи), состоящая из следующих этапов:

1) подписание акта приемки объекта в эксплуатацию, законченного строительством и (или) реконструкцией;

2) получение согласования на ввод в эксплуатацию вновь создаваемых и (или) реконструируемых оптоволоконных линий связи;

3) утверждение акта приемки объекта в эксплуатацию.

Алгоритм действий по получению разрешения на строительство объекта

Получение разрешительной документации на строительство
   
Заключение договора подряда на проведение проектных работ
   
Государственная экспертиза проектной документации
   
Утверждение проектной документации
   
Заключение договора строительного подряда
   
Получение разрешения на производство строительно-монтажных работ

Этап 1. Получение разрешительной документации на строительство

Заказчик для получения разрешительной документации на строительство обращается в исполком с письменным заявлением, в котором указываются местонахождение земельного участка и объекты недвижимости (при наличии таких объектов). К заявлению прилагается копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя.

 

Справочно

Пример заявления для получения разрешительной документации на строительство объекта на ранее предоставленном земельном участке см. здесь.

 

Местный исполнительный и распорядительный орган самостоятельно запрашивает документы, удостоверяющие право на земельный участок, о государственной регистрации объекта недвижимости, подлежащего реконструкции, капитальному ремонту, реставрации, сносу (часть вторая п.17 Положения № 223).

В то же время названные документы могут быть представлены заказчиком самостоятельно, что поспособствует скорейшему разрешению обращения.

После рассмотрения заявления заказчика и при отсутствии оснований для отказа исполком поручает территориальному подразделению архитектуры и градостроительства или коммунальному унитарному предприятию (примечание):

• подготовку проекта решения исполкома о разрешении проектно-изыскательских работ и строительства объекта;

• подготовку архитектурно-планировочного задания.

 

Справочно

Форма архитектурно-планировочного задания установлена постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 20.05.2011 № 24;

 

• сбор технических условий на инженерно-техническое обеспечение объекта строительства;

• сбор заключений согласующих организаций.

При подписании договора подряда с территориальным подразделением архитектуры и градостроительства или КУП на основании п.9 Положения № 223 заказчик должен заполнить прилагаемую к нему сводную ведомость инженерных нагрузок, а также приложить к договору подряда проект задания на проектирование.

 

Справочно

Пример сводной ведомости инженерных нагрузок (многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями общественного назначения и паркингом) см. здесь.

Пример задания на проектирование (приложение к договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ) см. здесь.

 

Территориальное подразделение архитектуры и градостроительства либо КУП:

• подготавливает схему размещения объекта строительства, в которой указываются сведения о месте размещения застраиваемого земельного участка, улично-дорожной сети района застройки, красных линиях улиц и дорог, объектах инженерной и транспортной инфраструктуры, зданиях и сооружениях, градостроительных регламентах;

• подготавливает архитектурно-планировочное задание, которое утверждает главный архитектор города, района;

• направляет запросы о предоставлении технических условий на инженерно-техническое обеспечение объекта в организации по перечню, установленному исполкомом.

После завершения подготовки документы передаются в исполком, который не позднее 1 месяца со дня подачи заказчиком заявления должен принять соответствующее решение и направить заказчику:

• выписку из решения исполкома о разрешении проектно-изыскательских работ и строительства объекта;

• архитектурно-планировочное задание;

• заключения согласующих организаций;

• технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта.

В случае если заказчик самостоятельно получает заключения согласующих организаций и технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта в соответствии с условием, предусмотренным в договоре подряда, исполком принимает соответствующее решение не позднее 14 дней со дня представления технических условий на инженерно-техническое обеспечение объекта и заключений согласующих организаций и направляет заказчику:

• выписку из решения исполкома о разрешении проектно-изыскательских работ и строительства объекта;

• архитектурно-планировочное задание.

Наличие разрешительной документации позволяет заказчику приступить к реализации следующего этапа.

Этап 2. Заключение договора подряда на проведение проектных работ

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее - Указ № 591) проведение подрядных торгов является обязательным при заключении договоров о строительстве объектов, в том числе их возведении, реконструкции, капитальном ремонте, реставрации, благоустройстве, сносе (за исключением случаев, указанных в подп.1.6 п.1 Указа № 591, и иных случаев, определенных Президентом Республики Беларусь), финансирование строительства которых осуществляется за счет:

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. до 1 января 2019 г. взамен Указа № 591 действовал Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» до истечения срока действия. Подробнее см. здесь;

 

• средств республиканского и (или) местных бюджетов (полностью или частично), в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительных комитетов, - при стоимости строительства объектов 6 000 БВ и более;

• иных источников, в том числе средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, - при стоимости строительства объектов 100 000 БВ и более.

В подп.1.6 п.1 Указа № 591 предусмотрены случаи, когда проведение подрядных торгов, торгов не является обязательным:

• с генеральной проектной организацией, генеральной подрядной организацией, субподрядными проектными, строительными и иными организациями, определенными Советом Министров Республики Беларусь, заключаются договоры о строительстве объектов Белорусской энергетической системы, а также объектов, включенных в государственную программу строительства энергоисточников на местных видах топлива (по перечню объектов, определяемых Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь);

• подрядные торги, торги, проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора;

• генеральной подрядной организацией заключаются договоры с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (субподрядчиками) о выполнении отдельных видов проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг) по строительству объектов;

• заключаются договоры о выполнении работ по текущему ремонту;

• специализированными организациями, подчиненными республиканскому органу государственного управления, осуществляющему регулирование и управление в области преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проводятся работы по ликвидации и захоронению непригодных для дальнейшего использования объектов, расположенных на территории радиоактивного загрязнения в зоне первоочередного отселения, зоне последующего отселения, зоне с правом на отселение, а также на территориях населенных пунктов, по которым принимались решения об отселении.

 

Справочно

Требования Указа № 591 не применяются при строительстве объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов. Для целей Указа № 591 под иностранными инвесторами понимаются постоянно не проживающие в Республике Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные и международные юридические лица (организации, не являющиеся юридическими лицами), осуществляющие инвестирование на территории Республики Беларусь.

При строительстве таких объектов заказчик вправе самостоятельно определять подлежащие применению процедуры закупок товаров (работ, услуг) или осуществлять закупки без применения указанных процедур (подп.1.8 п.1 Указа № 591).

 

Если при строительстве объектов проведение торгов является обязательным, то обязательным также является проведение подрядных торгов, торгов (если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь) в случае размещения необходимых для строительства объектов заказов на:

• разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами;

выполнение проектных и изыскательских работ;

• оказание инженерных услуг стоимостью 3 000 БВ и более;

• закупку товаров стоимостью каждого их вида 3 000 БВ и более;

• выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ стоимостью каждого их вида 3 000 БВ и более (часть первая подп.1.5 п.1 Указа № 591).

 

Справочно

Ответы на интересующие вопросы по указанной теме можно найти в подборке «Процедуры закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов».

 

По результатам торгов между заказчиком и проектной организацией заключается договор на выполнение проектных работ, который является основным документом, регулирующим правовые и финансовые отношения, взаимные обязательства и ответственность сторон, неотъемлемая часть которого - задание на проектирование.

При заключении договоров подряда на проведение проектных работ следует учитывать нормы:

• Гражданского кодекса Республики Беларусь;

Правил заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 297.

 

Справочно

Дополнительно предлагаем изучить пособия:

• «Анализ существенных условий договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством»;

• «Анализ дополнительных условий договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством»;

• «Обязательные приложения к договорам подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством»;

 

ТКП 45-1.02-298-2014 «Строительство. Предпроектная (предынвестиционная) документация. Состав, порядок разработки и утверждения», утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14.07.2014 № 196 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/319484/439469);

ТКП 45-1.02-295-2014 «Строительство. Проектная документация. Состав и содержание», утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.03.2014 № 85 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/315341/434817).

 

Обратите внимание!

При разработке научно-проектной документации на выполнение реставрационно-восстановительных работ на объектах, относящихся к историко-культурным ценностям, необходимо получить разрешение Министерства культуры Республики Беларусь. Выдача такого разрешения регламентирована Палажэннем аб парадку выдачы дазволу на выкананне работ на матэрыяльных гiсторыка-культурных каштоўнасцях i (або) у зонах аховы нерухомых матэрыяльных гiсторыка-культурных каштоўнасцей, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2006 № 762 (далее - Положение № 762).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 февраля 2017 г. Положение № 762 утратило силу на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12.01.2017 № 21. С указанной даты постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 28.12.2016 № 88 установлена форма свидетельства на руководство разработкой научно-проектной документации на выполнение ремонтно-реставрационных работ на материальных историко-культурных ценностях.

С 16 февраля 2017 г. постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 26.01.2017 № 5 установлена форма разрешения на производство научно-исследовательских и проектных работ на материально-историко-культурных ценностях.

Этап 3. Государственная экспертиза проектной документации

Основные вопросы государственной экспертизы проектной документации регулируют следующие документы:

Положение о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 № 1476 (далее - Положение № 1476, постановление № 1476).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 января 2017 г. следует руководствоваться Положением о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2016 № 791;

 

Инструкция об организации проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, обоснований инвестирования в строительство, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденная постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 31.08.2011 № 65.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 января 2017 г. постановление № 65 на основании постановления Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05.01.2017 № 1 утратило силу;

 

Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.05.2010 № 755.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 22 января 2017 г. взамен Положения № 755 действует Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, в том числе требованиях к составу документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу, заключению государственной экологической экспертизы, порядку его утверждения и (или) отмены, особых условиях реализации проектных решений, а также требованиях к специалистам, осуществляющим проведение государственной экологической экспертизы, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.01.2017 № 47;

 

приказ республиканского унитарного предприятия «Главгосстройэкспертиза» от 24.07.2013 № 54 «О некоторых мерах по совершенствованию процедуры проведения государственной экспертизы градостроительной и проектной документации».

 

Справочно

С дополнительной информацией можно ознакомиться на официальном сайте РУП «Главгосстройэкспертиза»: http://glavexpertiza.by.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 января 2017 г. следует руководствоваться приказом республиканского унитарного предприятия «Главгосстройэкспертиза» от 06.01.2017 № 3.

 

Для оценки соответствия разработанной проектной документации требованиям законодательства в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности РУП «Главгосстройэкспертиза» или дочерними республиканскими унитарными предприятиями «Госстройэкспертиза» по областям и г. Минску проводится государственная экспертиза проектной документации.

Перечень проектной документации, государственная экспертиза которой не является обязательной, и перечень исполнительной и согласующей документации, представляемой на государственную экспертизу, приведены соответственно в приложениях 1 и 2 Положения № 1476.

Документы, представляемые при проведении государственной экспертизы, перечислены в п.3.8 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее - Единый перечень).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 февраля 2017 г. следует применять п.3.8 Единого перечня с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.01.2017 № 21. В графу «Перечень документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами в уполномоченный орган для осуществления административной процедуры» после абзаца 10 внесено дополнение: «заключение Минкультуры о согласовании научно-проектной документации на выполнение ремонтно-реставрационных работ на материальных историко-культурных ценностях (в случаях выполнения работ на материальных историко-культурных ценностях)».

 

Срок проведения государственной экспертизы обоснований инвестирования в строительство, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации) не должен превышать 1 месяца со дня получения всех необходимых документов. В случае необходимости доработки срок проведения государственной экспертизы может быть увеличен до 2 месяцев по заявлению юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Срок действия заключения государственной экспертизы по проектной документации ограничивается проектной продолжительностью строительства объекта, увеличенной на 1 год. При этом органы государственной экспертизы имеют право продлевать срок действия заключений государственной экспертизы при наличии обоснований заказчиков, застройщиков.

Этап 4. Утверждение проектной документации

Проектная документация на строительство объекта подлежит утверждению после получения в случаях, установленных законодательством, положительного заключения государственной экспертизы.

Утверждению подлежат:

• архитектурный проект (при проектировании в две стадии), архитектурная часть строительного проекта (при проектировании в одну стадию);

• проектная документация очереди строительства, пускового комплекса;

• сметная стоимость каждого пускового комплекса, каждой очереди строительства (при выделении в проектной документации очередей строительства, пусковых комплексов), а также объекта в целом;

• проектная документация в качестве типового проекта (п.42 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного постановлением № 1476).

При финансировании строительства с привлечением средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, кредитов (включая иностранные), выдаваемых под гарантию Правительства Республики Беларусь, проектная документация утверждается:

• республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, а при финансировании строительства полностью или частично за счет средств местных бюджетов областными и Минским городским исполнительными комитетами - по представлению заказчиков, застройщиков или уполномоченных ими лиц при расчетной (сметной) стоимости строительства 10 млн руб. и выше в ценах 1991 года или 15 млрд руб. и выше в ценах 2006 года, а также при сметной стоимости объектов, сметная документация на строительство которых разрабатывается на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении и цен на ресурсы и (или) укрупненных нормативов стоимости строительства единицы площади (объема, мощности) объекта или стоимости объектов-аналогов, в размере 15 млрд руб. и выше;

• заказчиками, застройщиками - при расчетной (сметной) стоимости строительства менее 10 млн руб. в ценах 1991 года или менее 15 млрд руб. в ценах 2006 года и в иных случаях, не указанных выше (п.43 вышеназванного Положения).

При финансировании строительства за счет иных источников проектная документация утверждается заказчиками, застройщиками либо лицами, определившими таких заказчиков, застройщиков.

Утвержденная проектная документация является основанием для финансирования строительства, а также для заключения договора строительного подряда и получения разрешения на производство строительно-монтажных работ в порядке, установленном законодательством.

Этап 5. Заключение договора строительного подряда

Для заключения договора строительного подряда заказчик должен иметь документы, определенные в подп.8.1 п.8 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450:

• разрешительную документацию на строительство объекта (кроме объектов, при строительстве которых в соответствии с законодательством получение разрешительной документации не требуется или договором предусматривается строительство объекта под ключ).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 14 апреля 2018 г. в абзац 2 подп.8.1 п.8 Правил № 1450 внесены изменения на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10.04.2018 № 274: договор заключается при наличии у заказчика разрешительной документации на проектирование, возведение, реконструкцию, реставрацию объекта, выданной местным исполнительным и распорядительным органом в установленном порядке (кроме объектов, при строительстве которых в соответствии с законодательством получение разрешительной документации не требуется или договором предусматривается строительство объекта «под ключ»). Комментарий см. здесь;

 

• выписку из регистрационной книги о правах, ограничениях (обременениях) прав на земельный участок, на котором будет осуществляться строительство, выданную не ранее чем за 30 дней до даты заключения договора;

• проектную документацию на строительство объекта, прошедшую государственную экспертизу в случаях и порядке, установленных законодательством, и утвержденную в установленном порядке, если обязанность по обеспечению проектной документацией не возлагается договором на подрядчика;

• протокол о результатах проведения подрядных торгов и выбора их победителя, если проведение подрядных торгов является обязательным;

• документы, подтверждающие право на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством.

Условия договора строительного подряда формируются при проведении подрядных торгов в соответствии с условиями и результатами этих торгов, а при отсутствии оснований для проведения подрядных торгов - по соглашению сторон.

 

Справочно

О проведении подрядных торгов при заключении договора строительного подряда см. содержание этапа 2, а также подборку «Процедуры закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов».

Этап 6. Получение разрешения на производство строительно-монтажных работ

До начала строительства объекта (кроме объектов, на строительство которых не требуется получение разрешения) заказчик в строительной деятельности должен передать заверенную им копию разрешения подрядчику. Подрядчик имеет право приступать к производству строительно-монтажных работ только при наличии у него заверенной заказчиком копии разрешения.

 

Справочно

Информацию об инспекциях Департамента контроля и надзора за строительством по областям и г. Минску см. по адресу: http://www.gosstandart.gov.by.

 

Порядок выдачи таких разрешений, их перерегистрация, внесение в них изменений и (или) дополнений определен Положением о порядке выдачи (перерегистрации) разрешений на производство строительно-монтажных работ, внесения изменений и (или) дополнений в них и продления срока их действия, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.02.2016 № 151 (далее - постановление № 151; Положение № 151).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 13 мая 2018 г. на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 08.05.2018 № 343 утратило силу Положение № 151 и утверждено Положение о порядке направления уведомлений о производстве строительно-монтажных работ. Новое Положение определяет порядок направления в органы государственного строительного надзора уведомлений о производстве строительно-монтажных работ на объектах строительства, за исключением объектов, на которых в соответствии с законодательством не осуществляется государственный строительный надзор, и порядок действий органов государственного строительного надзора при получении уведомлений.

 

Справочно

Ранее действовавшая Инструкция о порядке выдачи органами государственного строительного надзора разрешений на производство строительно-монтажных работ, утвержденная постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.02.2008 № 11, утратила силу с 2 июня 2016 г. (постановление Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 29.04.2016 № 34 «О признании утратившим силу постановления Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28 февраля 2008 г. № 11»).

 

Документы, представляемые для получения разрешения, перечислены в п.3.12 Единого перечня, форма заявления для получения разрешения установлена приложением 1 к Положению № 151.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 7 июня 2018 г. п.3.12 Единого перечня исключен на основании абзаца 4 подп.1.51 п.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2018 № 396.

 

Перечень объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.10.2006 № 1387.

Разрешение на производство строительно-монтажных работ или решение об отказе в его выдаче должно быть выдано заявителю не позднее 3 рабочих дней с момента подачи заявления на бесплатной основе. Срок действия разрешения ограничивается проектной продолжительностью строительства объекта.

 

Обратите внимание!

При разработке научно-проектной документации на выполнение реставрационно-восстановительных работ на объектах, относящихся к историко-культурным ценностям, необходимо получить разрешение Министерства культуры Республики Беларусь. Выдача такого разрешения регламентирована Положением № 762.

Не требуется разрешение на работы по обеспечению надлежащего технического и санитарного состояния историко-культурных ценностей, в том числе работы по текущему ремонту и техническому обслуживанию в рамках охранного обязательства, которые исполняются каждодневно или с иной периодичностью.

Заключение

Законченные возведением, реконструкцией, реставрацией, капитальным ремонтом, благоустройством и подготовленные к эксплуатации объекты, в том числе очереди строительства, пусковые комплексы (за исключением садовых домиков, хозяйственных строений и сооружений, необходимых для ведения коллективного садоводства на земельных участках, предоставленных членам садоводческого товарищества для этих целей), независимо от источников финансирования подлежат приемке в эксплуатацию приемочными комиссиями в порядке, установленном Положением о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2011 № 716.

Формы актов, составляемых при приемке объектов в эксплуатацию, а также перечни документации, представляемые приемочной комиссии генеральным подрядчиком (подрядчиком) и заказчиком, утверждены приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.10.2012 № 339.

 

Примечание. В г. Минске это Минский городской центр инжиниринговых услуг.

 

30.08.2016

 

Татьяна Бакаева, адвокат