Строительство: изменения законодательства с 1 по 14 сентября

(подписаться на рассылку)

19 сентября 2024
Строительство: изменения законодательства

Обзор законодательства

 

О необходимости изучения конъюнктуры рынка

До 11 марта 2026 г. необходимо проводить изучение конъюнктуры рынка для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при проведении процедуры ЗОИ при приобретении (абз.13, 14 подп.1.9 п.1 постановления № 395):

• работ по завершению строительства объекта в случае возникновения потребности привлечения нового подрядчика в связи с расторжением договора по строительству данного объекта по причине его невыполнения или ненадлежащего выполнения;

• товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, включенных в инвестиционные программы областей и г. Минска, у государственных унитарных предприятий, государственных объединений, организаций, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц.

Постановление Совмина от 13.09.2024 № 673

 

Включение в фонд проектной документации на типовые строительные конструкции

В республиканский фонд проектной документации включены серии рабочих чертежей (документация) на типовые строительные конструкции, изделия и узлы.

Кроме этого, в серии рабочих чертежей (документацию) на типовые строительные конструкции, изделия и узлы внесены изменения.

Постановление Коллегии Минстройархитектуры от 12.09.2023 № 225

 

Включение в фонд проектной документации проектов, рекомендованных для повторного применения

В республиканский фонд проектной документации в качестве проектов, рекомендованных для повторного применения, включена проектная документация по 8 объектам:

 


п/п
Наименование объекта
1
55.21 «Строительство детского дома семейного типа в г. Городок»
2
9.21 «Проект застройки жилого района "Черемушки" в г. Витебске. Планировочная площадка в границах улиц Проектируемой № 1-3; 2-13. Жилой дом КПД № 28»
3
110-2020 «40-квартирный жилой дом по ул. Калинина в г. Лепеле»
4
11-ПР/20 «Строительство поликлиники в аг. Озерцо Минского района»
5
1704 «Строительство молочно-товарной фермы на 1 080 голов дойного стада, с двумя артскважинами в дер. Осипаны КСУП "АгроСолы" Сморгонского района»
6
12.19 «Строительство молочно-товарной фермы на 1 100 коров вблизи дер. Стародубцы Кобринского района»
7
101-ПР/19 «Строительство средней школы на 720 мест в г. Столбцы»
8
23-20-00 «Здание прокуратуры Климовичского района Могилевской области»

 

Постановление Коллегии Минстройархитектуры от 11.09.2023 № 224

 

О формировании списка «недобросовестных» поставщиков

МАРТ разъяснил, что решение о включении/невключении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в список принимает МАРТ только при:

1) поступлении заявления, содержащего информацию, предусмотренную ч.1 п.5 Инструкции о порядке формирования и ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, утв. постановлением МАРТ от 29.12.2018 № 92;

2) а также при предоставлении документов и сведений согласно ч.2 п.5 Инструкции № 92.

Автоматическое включение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в список операторами электронных торговых площадок не производится, в том числе в ситуации признания участника-победителя уклонившимся от заключения договора.

Разъяснение МАРТ

 

О возможности проектировщику участвовать в закупке СМР

При проведении процедуры госзакупки к участникам предъявляется требование, в том числе о том, что юрлицо, в том числе ИП, работник (работники) таких юрлица или ИП не должны оказывать заказчику (организатору) услуги по организации и проведению процедуры госзакупки, в том числе консультированию, а также формированию требований к предмету госзакупки и (или) подготовке заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений (абз.8 п.2 ст.16 Закона о госзакупках).

Данное требование не распространяется на юрлицо, ИП - разработчиков проектной документации при приобретении работ (услуг) для строительства объекта на основании этой проектной документации.

При подаче предложения участником-разработчиком проектной документации подается заявление, в котором он указывает, что на него не распространяется требование абз.8 п.2 ст.16 Закона о госзакупках.

Разъяснение МАРТ

 

Обзор важных аналитических материалов

 

Комментарий: Формирование стоимости строительства объекта: бухучет у заказчика, застройщика с 1 августа 2024 года. Комментарий к постановлению Минстройархитектуры от 30.05.2024 № 53

Материал поможет вам разобраться в нововведениях и отличиях новой Инструкции № 53 от ранее действовавшей и получить ответы на многие вопросы, вызванные вступлением в силу Инструкции № 53.

 

Всё по одной теме. Модернизация зданий (сооружений): как организовать и оформить (после 23.07.2024)

В подборке приведена информация по организации и проведению модернизации согласно законодательству, действующему с 23 июля 2024 г.

С указанной даты вступил в силу Строительный кодекс, который заменил собой часть действующих НПА, другая часть НПА претерпела изменения или пока в процессе этих изменений.

Информация в подборке поможет вам разобраться в документальном оформлении работ по модернизации здания, она соответствует законодательству, действующему с 23 июля 2024 г., то есть она применима по договорам строительного подряда, заключенным с указанной даты и позже.

 

Всё по одной теме. Идеологическая работа в организации

Из подборки вы узнаете:

✓ что надо сделать для организации идеологической работы;

✓ как обеспечить кадрами идеологическую работу;

✓ какой порядок планирования и организации идеологической работы;

✓ как создавать информационно-пропагандистские группы, организовывать и проводить единые дни информирования;

✓ как оформлять информационные стенды;

✓ какие основные критерии эффективности идеологической работы организации;

✓ как реализовать требования Директивы № 1 и пр.

 

Комментарий: Инженерные услуги в строительстве: изменения с 3 августа 2024 года. Комментарий к постановлению Минстройархитектуры от 03.06.2024 № 65

В комментарии рассмотрены инженерные услуги в строительстве с учетом новых подходов, определенных Строительным кодексом и Инструкцией о порядке оказания инженерных услуг № 18, с учетом внесенных в нее изменений.

 

Формирование стоимости строительства по новой Инструкции № 53

1. Нужно ли застройщику вносить изменения в учетную политику (план счетов бухгалтерского учета организации) в связи с вступлением в силу с 01.08.2024 Инструкции о порядке формирования фактической стоимости строительства объекта в бухгалтерском учете, утв. постановлением Минстройархитектуры от 30.05.2024 № 53?

2. У организации-застройщика расходы, понесенные до начала строительства, учтены на счете 97 «Расходы будущих периодов». Следует ли их 01.08.2024 переносить на счет 08 «Вложения в долгосрочные активы»?

3. Как учитываются затраты застройщика, понесенные до начала строительства?

4. К каким счетам бухгалтерского учета организации-застройщику следует открыть субсчета для отражения хозяйственных операций по формированию фактической стоимости строительства в связи с изменениями, вступившими в силу с 01.08.2024?

5. У организации в учете числится объект законсервированного незавершенного строительства. Можно ли затраты на содержание и охрану этого объекта включать в его стоимость?

 

Закупка за счет собственных средств

1. Сумма строительства менее 1 000 БВ. Нужно ли после 30.08.2024 для выбора строительной организации проводить закупку за счет собственных средств согласно постановлению Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств»?

2. Согласно постановлению Совмина от 27.08.2024 № 632 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. № 229» закупки товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, в том числе их ремонте, реконструкции, реставрации и благоустройстве, будут осуществляться в порядке, определенном постановлением № 229?

3. Как изменил Строительный кодекс процедуры закупки материалов и работ (услуг) по договорам строительного подряда при капитальном ремонте зданий за собственные средства предприятия?

4. Унитарное предприятие создано открытым акционерным обществом, в котором более 25 % акций принадлежит государству (Республике Беларусь). Распространяется ли на такое унитарное предприятие действие постановления Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств»?

 

Долевое строительство

В связи с вступлением в силу Строительного кодекса меняется ли условие об ограничении прибыли застройщика 5 % при привлечении средств дольщиков - физических лиц (Указ от 10.12.2018 № 473 «О долевом строительстве»)? Есть мнение, что все положения относительно ограничения прибыли застройщика при привлечении денежных средств физических лиц остаются прежними. Так ли это?

 

Некоторые интересные обсуждения на Правовой платформе «Бизнес-Инфо» https://bii.by:

1. За нарушение подрядчиком установленных в договоре (графике производства работ) сроков выполнения строительных работ, включая оформление документов, подтверждающих их выполнение, заказчиком начисляется пеня (например, за июнь сумма выполнения работ на 10 000,00 руб. больше, чем предусмотрено графиком производства работ, а в июле на 12 000,00 руб. выполнено меньше, чем предусмотрено графиком). При начислении заказчиком пени за невыполнение графика производства работ за июль производится ли зачисление суммы перевыполнения за июнь - 10 000,00 руб.?

2. Заключен договор строительного подряда (электронный договор), источник финансирования - районный бюджет. Условия оплаты: по факту выполнения работ. Срок выполнения работ 3 месяца. К договору приложен график производства работ. За первый месяц подрядчик не выполнил весь объем работ, предусмотренный договором. Представил справки и акты на сумму гораздо ниже заявленной. Аванс по условиям договора не предусмотрен, неотработанного аванса нет. В договоре есть пункт «Подрядчик несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором, и уплачивает неустойку (пеню) заказчику в случаях, предусмотренных законодательством». Можно ли нам положить на оплату в казначейство данные справки, или Подрядчик должен нам выплачивать пеню за неотработанный объем по графику?

3. Можно ли в «казначейском» договоре увеличить срок выполнения работ? Если да, то насколько?

4. Согласно статье 66 разрешительная документация не получается на работы по модернизации, технической модернизации и ремонту объектов. Однако никто не отменял действие постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20 февраля 2007 г. № 223, где на модернизацию еще требуется разрешительная документация. Что делать? Кому верить?

5. На работы по модернизации разрешительная документация не нужна, но при этом аттестат у заказчика при проведении модернизации должен быть? Выходит, заказчику без аттестата модернизацию нужно осуществлять с аттестованной инженерной организацией?

 

внимание

Обратите внимание!

Задать вопрос в Сообществе и получить ответы от коллег и экспертов может каждый зарегистрированный пользователь платформы «Бизнес-Инфо».

Рассказываем здесь, как это работает.

Поделиться: