Все по одной теме от 25.02.2021
Автор: Аналитическая редакция Правовой платформы «Бизнес-Инфо»

Формирование цен на алкогольную продукцию


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Алкогольная продукция крепостью свыше 28 %

1.1. Отпускные цены

1.1.1. Цены производителей

1.1.2. Цены импортеров

1.1.3. Цены в оптовой торговле

1.2. Розничные цены

1.2.1. В розничной торговле

1.2.2. В объектах общественного питания

1.3. Регулирование отдельных вопросов

1.3.1. Состав алкогольной продукции, цены на которую регулируются

1.3.2. Применение скидок

1.3.3. Соблюдение единого уровня торговой надбавки

1.3.4. Переоценка остатков алкогольных напитков

1.3.5. Вознаграждения (бонусы) за продвижение, успешную реализацию

1.3.6. Реализация через магазины беспошлинной торговли

1.4. В помощь специалисту

2. Вина плодовые крепленые марочные, улучшенного качества и специальной технологии

2.1. Цены импортеров

2.2. Цены в оптовой торговле

2.3. Розничные цены

2.4. Регулирование отдельных вопросов

2.4.1. Вознаграждения (бонусы) за продвижение, успешную реализацию

2.4.2. Пересчет цен пропорционально крепости напитка и емкости тары

2.5. В помощь специалисту

3. Включение акцизов в цену спиртосодержащей продукции

 

Материал помещен в архив

 

ВСЁ ПО ОДНОЙ ТЕМЕ.
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕН НА АЛКОГОЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ

Вопросы установления цен на спиртосодержащую продукцию на внутреннем рынке находятся в зоне особого внимания со стороны государства. Госрегулирование в данной сфере необходимо для защиты экономических интересов страны, обеспечения контроля за производством, оборотом и потреблением этих товаров.

Предлагаемый материал и подборка аналитики к нему раскрывают особенности формирования цен и существующие ограничения в ценообразовании применительно к двум большим группам спиртосодержащих товаров:

алкогольная продукция крепостью свыше 28 %;

вина плодовые крепленые марочные, улучшенного качества и специальной технологии.

Полномочия по регулированию цен на эти виды спиртосодержащей продукции предоставлены Министерству антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (приложение 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72).

В отдельный раздел подборки выделены вопросы включения в формируемую цену акцизов.

1. Алкогольная продукция крепостью свыше 28 %

Основным нормативным правовым актом, регулирующим цены на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 %, является постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 02.10.2017 № 52 «Об установлении предельных минимальных цен на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов» (далее - постановление № 52).

Постановлением № 52 установлены предельные минимальные цены на производимые и (или) реализуемые на территории Республики Беларусь:

1) алкогольные напитки крепостью свыше 28 % (приложение 1);

2) спирт этиловый из пищевого сырья (приложение 2).

Определено, что цены на алкогольные напитки крепостью свыше 28 % и спирт этиловый из пищевого сырья формируются с учетом конъюнктуры рынка, но не ниже установленных предельных минимальных цен с пересчетом пропорционально крепости продукции и емкости потребительской тары (подп.2.1 п.2 постановления № 52).

Методика установления предельных минимальных цен на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов утверждена приказом Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 10.08.2018 № 190. Цель данной Методики - обеспечение прозрачности процесса установления предельных минимальных цен с учетом равных конкурентных условий на рынке для всех его участников.

Названной Методикой определены:

• порядок расчета предельной минимальной отпускной цены на спирт этиловый из пищевого сырья, минимальных отпускной и розничной цен на алкогольные напитки крепостью свыше 28 %;

• перечень государственных органов, организаций, которые могут инициировать изменения предельных минимальных цен;

• критерии (основания) для пересмотра предельных минимальных цен на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 %;

• необходимый пакет документов для пересмотра установленного уровня предельных минимальных цен, в том числе единые формы калькуляций на производство спирта и водки.

1.1. Отпускные цены

Отпускные цены формируют производители алкогольной продукции и импортеры, устанавливают путем применения оптовой надбавки организации оптовой торговли.

Отпускная цена - цена, устанавливаемая производителем на произведенный (в том числе произведенный по договору подряда) товар, а также импортером на ввезенный им в республику товар для дальнейшей его реализации (абзацы 2-4 п.3 Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.07.2011 № 111; далее - Инструкция № 111).

1.1.1. Цены производителей

Производитель - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство товаров, выполнение работ, оказание услуг или являющиеся собственниками товара, произведенного по договору подряда.

Отпускные цены на товары определяются производителем на основе плановых затрат (себестоимости) на их производство и реализацию, налогов и иных обязательных платежей, прибыли с учетом конъюнктуры рынка и ограничений, установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен. При этом остатки ранее произведенных товаров производители могут реализовывать по ценам, установленным на момент их продажи.

Плановые затраты (себестоимость) определяются производителем самостоятельно исходя из принятой учетной политики и отраслевых рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости товаров, на основе раздельного учета затрат по каждому виду товаров. При отсутствии раздельного учета затрат по видам товаров затраты распределяются в соответствии с учетной политикой.

Затраты рассчитываются по нормам (нормативам), утверждаемым производителем самостоятельно, если иное не установлено законодательством (п.4 Инструкции № 111).

 

Дополнительно по теме:

Формирование отпускной цены на зерновой дистиллят.

1.1.2. Цены импортеров

Импортер - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие ввоз товара на территорию республики для его дальнейшей реализации.

Отпускные цены на ввезенные в республику товары, предназначенные для дальнейшей продажи на территории республики, устанавливаются импортерами исходя из контрактных цен, расходов по импорту (таможенные платежи, страхование груза, проценты по кредитам (займам, гарантиям), транспортные расходы, другие расходы в соответствии с законодательством), с учетом конъюнктуры рынка и ограничений, установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов).

Контрактные цены, установленные в иностранной валюте, пересчитываются по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь на дату установления цены (части первая и вторая п.5 Инструкции № 111).

 

Дополнительно по теме:

С 5 января 2020 года применяются новые предельные минимальные цены на крепкий алкоголь. Комментарий к постановлению Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 31.12.2019 № 100.

Организация - импортер крепкой алкогольной продукции (в том числе виски, коньяк, водка) поставляет ее в магазин беспошлинной торговли. Допускается ли в такой ситуации поставка (реализация) этих алкогольных напитков по цене ниже предельной минимальной отпускной цены, предусмотренной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 02.10.2017 № 52 «Об установлении предельных минимальных цен на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов»?

Импортер отгружает ввезенную алкогольную продукцию (водку, коньяк, крепленые марочные вина) организациям розничной торговли. Отдельные организации реализуют эту продукцию в короткие сроки и большими объемами. Вправе ли импортер по итогам отчетного периода (месяца, квартала) поощрить такие организации выплатой им определенных вознаграждений (предоставлением бонусов) за успешную реализацию ввезенной продукции?

1.1.3. Цены в оптовой торговле

Оптовая торговля - вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (п.16 ст.1 Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь»; далее - Закон № 128-З).

Оптовые надбавки к отпускным ценам на алкогольные напитки крепостью свыше 28 % применяются с учетом конъюнктуры рынка (подп.2.2 п.2 постановления № 52).

 

Дополнительно по теме:

С 5 января 2020 года применяются новые предельные минимальные цены на крепкий алкоголь. Комментарий к постановлению Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 31.12.2019 № 100.

Формирование отпускной цены на зерновой дистиллят.

Можно ли реализовывать продукцию (сивушное масло) по ценам выше или ниже цены, указанной в прейскуранте отпускных цен на продукцию? Нужно ли это прописывать в договоре при реализации данной продукции, нужно ли согласовывать?

1.2. Розничные цены

Розничные цены устанавливаются организациями розничной торговли и общественного питания путем применения торговой надбавки.

1.2.1. В розничной торговле

Розничная торговля - вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (п.22 ст.1 Закона № 128-З).

Торговые надбавки к отпускным ценам на алкогольные напитки крепостью свыше 28 % применяются с учетом конъюнктуры рынка (подп.2.2 п.2 постановления № 52).

 

Дополнительно по теме:

С 5 января 2020 года применяются новые предельные минимальные цены на крепкий алкоголь. Комментарий к постановлению Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 31.12.2019 № 100.

Особенности реализации алкогольной продукции и пива в период проведения школьных выпускных вечеров на территории Минской области.

Расчет розничной цены на водку белую (код 11.01.10.633 по ОКРБ 007-2012) крепостью 40 %, реализуемую в стеклянных бутылках емкостью 0,5 л (пример).

Формирование розничных цен на алкогольные напитки крепостью свыше 28 %.

Расчет розничной цены на водку белую (пример).

Расчет розничной цены на виски (пример).

Сеть организаций розничной торговли осуществляет реализацию алкогольных напитков. Обязательно ли во всех торговых объектах сети при формировании розничных цен на алкогольные напитки, относящиеся к данной классификационной группировке, устанавливать единый уровень торговых надбавок или в отношении отдельно взятого торгового объекта может быть установлен свой уровень единых торговых надбавок?

1.2.2. В объектах общественного питания

Субъекты хозяйствования при осуществлении экономической деятельности в сферах торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения самостоятельно определяют наценку общественного питания на алкогольные напитки крепостью свыше 28 %, производимые и реализуемые в розлив на территории Республики Беларусь в объектах общественного питания (абзац 7 подп.4.1 п.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»).

Отдельно стоит отметить постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 04.06.2018 № 45, которым установлены отпускные цены на оригинальные алкогольные напитки крепостью свыше 28 % (приложение). Данные отпускные цены распространяются на напитки, производимые и реализуемые без потребительской тары в розлив на территории культурно-этнографических центров, национальных парков и заповедников, иных объектов Республики Беларусь, на которой они произведены.

 

Дополнительно по теме:

Особенности реализации алкогольной продукции и пива в период проведения школьных выпускных вечеров на территории Минской области.

Формирование цен на коньяк в объектах общественного питания.

Два метода расчета розничной цены на оригинальные алкогольные напитки крепостью свыше 28 %, реализуемые в розлив в объектах общественного питания.

1.3. Регулирование отдельных вопросов

На территории Республики Беларусь запрещается продажа алкогольных напитков лицам моложе 18 лет (п.4 ст.11 Закона Республики Беларусь от 27.08.2008 № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта»; далее - Закон № 429-З).

При формировании цен и реализации крепких алкогольных напитков возникают и иные вопросы. Разъяснения на наиболее часто задаваемые вы найдете ниже.

1.3.1. Состав алкогольной продукции, цены на которую регулируются

В состав алкогольной продукции, цены на которую регулируются, входят алкогольные напитки крепостью свыше 28 %, производимые и (или) реализуемые на территории Республики Беларусь, то есть реализуемые на внутреннем рынке крепкие алкогольные напитки как отечественного, так и иностранного производства.

Кроме этого, регулируются цены на спирт этиловый из пищевого сырья (спирт-сырец и спирт ректификованный), производимый и (или) реализуемый на территории Республики Беларусь.

 

Дополнительно по теме:

Формирование отпускной цены на зерновой дистиллят.

Указом Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» определен перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями). Согласно данному Перечню цены на алкогольную продукцию регулируются Министерством антимонопольного регулирования и торговли. Входит ли в данную позицию спирт этиловый из пищевого сырья для производства парфюмерно-косметических изделий?

1.3.2. Применение скидок

Производители (импортеры) при реализации алкогольных напитков крепостью свыше 28 % и спирта этилового из пищевого сырья могут предоставлять покупателям скидки с отпускных цен. При предоставлении скидок экономические расчеты, обосновывающие уровень применяемых цен, не составляются (часть первая п.10 Инструкции № 111).

При этом не допускается реализация алкогольной продукции крепостью свыше 28 % ниже предельных минимальных отпускных цен, установленных в приложениях 1 и 2 к постановлению № 52 (часть четвертая п.10 Инструкции № 111).

 

Дополнительно по теме:

Применение скидок к розничным ценам на крепкий алкоголь.

Разрешена ли реклама алкогольных напитков в местах их продажи? Допустимо ли проведение в розничной торговой сети рекламных акций с целью продвижения алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива? Если нет, то какая ответственность предусмотрена за проведение таких акций?

1.3.3. Соблюдение единого уровня торговой надбавки

В рамках одного субъекта торговли и (или) торгового объекта должен применяться единый уровень торговой надбавки на все виды алкогольных напитков крепостью свыше 28 % всех производителей независимо от форм собственности в разрезе наименований классификационных группировок алкогольных напитков в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2012 № 83 (подп.2.2 п.2 постановления № 52).

 

Дополнительно по теме:

Сеть организаций розничной торговли осуществляет реализацию алкогольных напитков. Обязательно ли во всех торговых объектах сети при формировании розничных цен на алкогольные напитки, относящиеся к данной классификационной группировке, устанавливать единый уровень торговых надбавок или в отношении отдельно взятого торгового объекта может быть установлен свой уровень единых торговых надбавок?

1.3.4. Переоценка остатков алкогольных напитков

Переоценка остатков алкогольных напитков может быть инициирована:

• внутренним решением субъекта хозяйствования об изменении уровня применяемой единой торговой надбавки;

• постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь об изменении размера предельной минимальной цены на алкогольные напитки.

 

Дополнительно по теме:

Переоценка остатков алкогольных напитков в связи с изменением уровня применяемой торговой надбавки.

1.3.5. Вознаграждения (бонусы) за продвижение, успешную реализацию

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 28.09.2018 № 704 установлен запрет на выплату любых вознаграждений (премий, бонусов и иных платежей) за продвижение алкогольных напитков. При этом запрет касается только тех напитков, на которые установлены предельные минимальные отпускные цены. Выплата вознаграждений за продвижение иных алкогольных напитков не запрещена.

Действие названного постановления распространяется как на производителей, так и на организации, осуществляющие оптовую торговлю алкогольными напитками.

 

Дополнительно по теме:

Отменены вознаграждения за продвижение алкогольных напитков, но не всех. Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 28.09.2018 № 704.

Разрешена ли реклама алкогольных напитков в местах их продажи? Допустимо ли проведение в розничной торговой сети рекламных акций с целью продвижения алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива? Если нет, то какая ответственность предусмотрена за проведение таких акций?

Импортер отгружает ввезенную алкогольную продукцию (водку, коньяк, крепленые марочные вина) организациям розничной торговли. Отдельные организации реализуют эту продукцию в короткие сроки и большими объемами. Вправе ли импортер по итогам отчетного периода (месяца, квартала) поощрить такие организации выплатой им определенных вознаграждений (предоставлением бонусов) за успешную реализацию ввезенной продукции?

1.3.6. Реализация через магазины беспошлинной торговли

Главной особенностью реализации алкогольных напитков собственного производства через магазины беспошлинной торговли является возможность реализации их по ценам ниже предельных минимальных, так как действие постановления № 52 не распространяется на продажу таких напитков владельцам магазинов беспошлинной торговли для их последующей реализации в таких магазинах (п.21 постановления № 52).

Также ограничения, установленные постановлением № 52, не распространяются на реализацию алкогольных напитков крепостью свыше 28 % в магазинах беспошлинной торговли (в том числе для дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств и органов международных организаций и межгосударственных образований).

 

Дополнительно по теме:

Организация, производящая водку белую крепостью 40 %, поставляет ее в том числе в магазин беспошлинной торговли (Duty Free). Допускается ли в этом случае поставка (реализация) водки по ценам ниже предельной минимальной отпускной цены, предусмотренной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 02.10.2017 № 52 «Об установлении предельных минимальных цен на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов»?

Организация розничной торговли имеет магазин беспошлинной торговли, в котором реализует водку белую, коньяк, виски, иные алкогольные напитки крепостью свыше 28 %. Обязана ли организация при формировании цен на указанные алкогольные напитки соблюдать ограничения, предусмотренные постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 02.10.2017 № 52 «Об установлении предельных минимальных цен на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов»?

Следует ли исчислять акцизы и включать их в цену на подакцизные товары, реализуемые в магазинах беспошлинной торговли?

1.4. В помощь специалисту

Предлагаем воспользоваться удобным калькулятором, при помощи которого, указав лишь два значения - крепость напитка и емкость тары, можно с легкостью определить предельную минимальную отпускную цену на реализуемое марочное вино.

В справочной информации приведены установленные законодательством предельные минимальные цены на крепкий алкоголь и спирт этиловый из пищевого сырья. А тест позволит проверить знания в вопросах регулирования цен на алкогольную продукцию.

 

Калькулятор пересчета предельной минимальной цены (отпускной или розничной) на алкогольный напиток крепостью свыше 28 % пропорционально его крепости и (или) емкости потребительской тары.

Справочная информация:

Предельные минимальные цены на алкогольные напитки крепостью свыше 28 процентов, производимые и (или) реализуемые на территории Республики Беларусь.

Предельные минимальные отпускные цены на спирт этиловый из пищевого сырья, производимый и (или) реализуемый на территории Республики Беларусь.

Тест:

Регулирование цен на алкогольную продукцию.

2. Вина плодовые крепленые марочные, улучшенного качества и специальной технологии

Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим цены на вина плодовые крепленые марочные, улучшенного качества и специальной технологии (далее - вина марочные), является постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 02.10.2017 № 53 «Об установлении предельной минимальной отпускной цены на вина плодовые крепленые марочные, улучшенного качества и специальной технологии» (далее - постановление № 53).

2.1. Цены импортеров

Постановлением № 53 определено, что цены на вина марочные формируются с учетом конъюнктуры рынка, но не ниже установленной предельной минимальной отпускной цены с пересчетом пропорционально крепости продукции и емкости потребительской тары (подп.2.1 п.2 постановления № 53).

Предельная минимальная отпускная цена на вина марочные крепостью 18 % установлена постановлением № 53 в размере 3,09 бел. руб. за 0,7 л (со стоимостью потребительской тары без НДС на условии франко-отправления) (п.1 постановления № 53).

 

Дополнительно по теме:

Организация-импортер сформировала отпускную цену на вино плодовое крепленое марочное крепостью 16 %, ввезенное из Молдавии в потребительской таре емкостью 0,5 л, в размере 2,00 бел. руб. за бутылку (без НДС на условии франко-отправления). Соответствует ли сформированная цена ограничению, предусмотренному постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 02.10.2017 № 53?

Импортер отгружает ввезенную алкогольную продукцию (водку, коньяк, крепленые марочные вина) организациям розничной торговли. Отдельные организации реализуют эту продукцию в короткие сроки и большими объемами. Вправе ли импортер по итогам отчетного периода (месяца, квартала) поощрить такие организации выплатой им определенных вознаграждений (предоставлением бонусов) за успешную реализацию ввезенной продукции?

2.2. Цены в оптовой торговле

Оптовые надбавки на вина марочные применяются с учетом конъюнктуры рынка (подп.2.2 п.2 постановления № 53). То есть их размер законодательством не ограничен.

 

Дополнительно по теме:

С 5 января 2020 года действует новая предельная минимальная цена на вина.. Комментарий к постановлению Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 31.12.2019 № 101.

Применение надбавки организацией оптовой торговли при реализации вина крепленого.

Расчет отпускной цены на вино плодовое крепленое марочное (производство Молдавии) крепостью 16 %, реализуемое в бутылках емкостью 0,5 л (пример).

2.3. Розничные цены

Торговые надбавки на вина марочные применяются с учетом конъюнктуры рынка (подп.2.2 п.2 постановления № 53). То есть их размер законодательством не ограничен.

 

Дополнительно по теме:

С 5 января 2020 года действует новая предельная минимальная цена на вина.. Комментарий к постановлению Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 31.12.2019 № 101.

Расчет розничных цен на вино плодовое крепленое марочное, улучшенного качества и специальной технологии. Комментарий к постановлению Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 02.10.2017 № 53.

Особенности реализации алкогольной продукции и пива в период проведения школьных выпускных вечеров на территории Минской области.

Расчет розничной цены на вино плодовое марочное, улучшенного качества и специальной технологии крепостью 18 % в бутылках емкостью 0,7 л (отечественного производства).

2.4. Регулирование отдельных вопросов

На территории Республики Беларусь запрещается продажа алкогольных напитков лицам моложе 18 лет (п.4 ст.11 Закона № 429-З).

При формировании цен и реализации марочных вин возникают и иные вопросы. Ответы на некоторые из них приведены ниже.

2.4.1. Вознаграждения (бонусы) за продвижение, успешную реализацию

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 28.09.2018 № 704 установлен запрет на выплату любых вознаграждений (премий, бонусов и иных платежей) за продвижение алкогольных напитков. При этом запрет касается только тех напитков, на которые установлены предельные минимальные отпускные цены. Выплата вознаграждений за продвижение иных алкогольных напитков не запрещена.

Действие названного постановления распространяется как на производителей, так и на организации, осуществляющие оптовую торговлю алкогольными напитками.

 

Дополнительно по теме:

Отменены вознаграждения за продвижение алкогольных напитков, но не всех. Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 28.09.2018 № 704.

Импортер отгружает ввезенную алкогольную продукцию (водку, коньяк, крепленые марочные вина) организациям розничной торговли. Отдельные организации реализуют эту продукцию в короткие сроки и большими объемами. Вправе ли импортер по итогам отчетного периода (месяца, квартала) поощрить такие организации выплатой им определенных вознаграждений (предоставлением бонусов) за успешную реализацию ввезенной продукции?

2.4.2. Пересчет цен пропорционально крепости напитка и емкости тары

В случае реализации вин плодовых крепленых марочных, улучшенного качества и специальной технологии крепостью, отличной от 18 %, и (или) в потребительской таре емкостью, отличной от 0,7 л, делается пересчет предельной минимальной отпускной цены, установленной п.1 постановления № 53, пропорционально фактическим крепости продукции и емкости потребительской тары.

 

Дополнительно по теме:

Несоблюдение правил пересчета цен на вино пропорционально крепости продукции и емкости потребительской тары.

2.5. В помощь специалисту

Предлагаем воспользоваться удобным калькулятором, при помощи которого, указав лишь два значения - крепость напитка и емкость тары, можно с легкостью определить предельную минимальную отпускную цену на реализуемое марочное вино.

Также предлагаем тест, позволяющий проверить знания в вопросах регулирования цен на алкогольную продукцию.

 

Калькулятор пересчета предельной минимальной отпускной цены на вина плодовые крепленые марочные, улучшенного качества и специальной технологии пропорционально крепости продукции и (или) емкости потребительской тары.

Тест:

Регулирование цен на алкогольную продукцию.

3. Включение акцизов в цену спиртосодержащей продукции

Основные положения, регулирующие порядок включения в цену акцизов, изложены в Налоговом кодексе Республики Беларусь (далее - НК).

В частности, определено, что расчет суммы акцизов, подлежащей включению в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, производится методом удельного веса или методом раздельного учета направления использования подакцизных товаров (часть первая п.3 ст.164 НК). С учетом данной нормы рекомендуется аналогичным образом рассчитывать суммы акцизов при включении их в затраты по производству и реализации спиртосодержащей продукции в целях ценообразования (при определении структуры цены).

Применяемый в течение календарного года метод расчета сумм акцизов утверждается учетной политикой организации, решением индивидуального предпринимателя. При отсутствии в учетной политике организации (решении индивидуального предпринимателя) указания о применяемом методе расчета сумм акцизов включение сумм акцизов в затраты по производству и реализации товаров производится методом удельного веса (часть четвертая п.3 ст.164 НК).

В период с 1 января по 31 декабря 2020 г. ставки акцизов на подакцизную спиртосодержащую продукцию применяются в размере, приведенном в пп.1-8 приложения 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 31.12.2019 № 503 «О налогообложении».

Акцизы рассчитываются и включаются в цену только по подакцизным товарам. Однако не все спиртосодержащие товары признаются подакцизными:

 

Спиртосодержащие товары
признаваемые подакцизными (п.1 ст.150 НК) не признаваемые подакцизными (п.2 ст.150 НК)
1. Спирт.
2. Алкогольная продукция.
3. Слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,2 % и менее 7 % (слабоалкогольные натуральные напитки, иные слабоалкогольные напитки), вина с объемной долей этилового спирта от 1,2 % до 7 %.
4. Пиво, пивной коктейль.
5. Сидры.
6. Пищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта.
7. Непищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта из всех видов сырья, иных спиртосодержащих продуктов
1. Спиртосодержащие растворы с денатурирующими добавками, компонентами, изменяющими органолептические свойства этилового спирта, разрешенными к применению в Республике Беларусь.
2. Спиртосодержащие лекарственные средства, разрешенные к промышленному производству, реализации и медицинскому применению на территории Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством.
3. Спиртосодержащие лекарственные средства, изготавливаемые в аптеках по индивидуальным назначениям (рецептам) врача или требованиям (заявкам) организации здравоохранения, включая гомеопатические лекарственные средства.
4. Спиртосодержащие средства и препараты ветеринарного назначения, допущенные к производству и (или) применению на территории Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством.
5. Спиртосодержащие парфюмерно-косметические средства.
6. Побочные продукты и спиртосодержащие отходы, образующиеся в соответствии с технологическим процессом при производстве на территории Республики Беларусь этилового спирта, алкогольной продукции.
7. Коньячный и плодовый спирт, виноматериалы, зерновой дистиллят.
8. Дезинфицирующие средства.
9. Товары бытовой химии

 

Соответственно, в цене спиртосодержащих товаров, не признаваемых подакцизными, акцизов быть не должно.

При приобретении (получении) подакцизных товаров, используемых для производства других подакцизных товаров, имеют место налоговые вычеты. Порядок определения налоговых вычетов по акцизам изложен в ст.159 НК.

Так, налоговыми вычетами признаются суммы акцизов, уплаченные при приобретении на территории Республики Беларусь (при ввозе на территорию Республики Беларусь) подакцизных товаров, использованных для производства других подакцизных товаров (подп.2.1 п.2 ст.159 НК).

В случае использования подакцизного сырья (материалов) для производства подакцизной продукции цена такого сырья (материалов) принимается в расчет без учета выделенных в расчетных (платежных) документах сумм акциза (часть вторая п.3 постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 22.01.2002 № 13 «Об учете налогов при определении разницы между отпускной ценой продукции производителя и ценой сырья (материалов), использованных при ее изготовлении»).

В отдельных случаях подакцизная спиртосодержащая продукция освобождается от акцизов. Это касается (п.1 ст.151 НК):

1) спирта при его реализации (передаче) для производства лекарственных средств, ветеринарных препаратов юридическим лицам Республики Беларусь, которым разрешено их производство;

2) подакцизных товаров собственного производства, реализуемых владельцам магазинов беспошлинной торговли для их последующей реализации в таких магазинах: алкогольные напитки; слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,2 % и менее 7 %; вина с объемной долей этилового спирта от 1,2 % до 7 %; пиво; пивные коктейли; сидры (п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 25.04.2015 № 173 «Об освобождении от акцизов отдельных видов товаров»).

 

справочно

Справочно

Условия и критерии, при соблюдении которых произведенная продукция относится к продукции собственного производства, определены Положением, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.12.2001 № 1817;

 

3) конфискованных по приговору (постановлению) суда либо обращенных в доход государства иным способом подакцизных товаров, в том числе помещенных под таможенную процедуру отказа в пользу государства, которые подлежат реализации (передаче), промышленной переработке, в том числе утилизации, при их реализации (передаче);

4) подакцизных товаров при реализации в магазинах беспошлинной торговли, а также в магазинах беспошлинной торговли для дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств и органов международных организаций и межгосударственных образований;

5) реализуемых (передаваемых) подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, реэкспорта, а также вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства - члены Евразийского экономического союза, при условии подтверждения фактического вывоза подакцизных товаров за пределы территории Республики Беларусь. Данная норма не распространяется на реализацию (передачу) спиртосодержащей продукции, вывозимой за пределы Республики Беларусь по товарообменным (бартерным) операциям (кроме вывоза спиртосодержащей продукции в государства - члены Евразийского экономического союза).

 

Дополнительно по теме:

Следует ли исчислять акцизы и включать их в цену на подакцизные товары, реализуемые в магазинах беспошлинной торговли?

Организация приобрела у импортера подакцизные товары (виски и табачные изделия), произведенные в Великобритании. Импортер при растаможке данных товаров уплатил по ним акциз по твердой ставке. Следует ли организации при дальнейшей реализации этих товаров также уплачивать акциз (с добавлением его в формируемую цену)?

 

25.02.2021

 

Материал подготовлен аналитической редакцией Правовой платформы «Бизнес-Инфо»

 

Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»