


Материал помещен в архив
ИЗМЕНЕНИЯ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ И БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ: УКАЗ № 361
Указ Президента РБ от 21.07.2014 № 361 «Об отдельных вопросах налогообложения, бухгалтерского учета, переоценки имущества и взимания арендной платы» (далее - Указ № 361):
• вносит изменения и дополнения в ряд указов Президента РБ и признает утратившими силу отдельные декреты и указы Главы государства;
• регулирует различные вопросы, касающиеся налогообложения, бухгалтерского учета, переоценки имущества, взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности.
Предлагаемое пособие содержит подробный анализ всех изменений законодательства в связи с принятием Указа № 361.
* Указ № 361.
В целях совершенствования регулирования отдельных вопросов налогообложения, бухгалтерского учета, переоценки имущества, а также взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, принят Указ № 361.
С.Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»
Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 21.07.2014 № 361 «Об отдельных вопросах налогообложения, бухгалтерского учета, переоценки имущества и взимания арендной платы». Положения Указа № 361 вступают в силу в разное время.
![]() |
Обратите внимание! Положения Указа № 361 вступают в силу не одновременно. В комментарии рассмотрено, с какой даты вступают в силу те или иные структурные элементы Указа № 361. |
Освобождение от подоходного налога командировочных расходов по найму жилья
* Указ № 361.
Освобождаются от подоходного налога с физических лиц фактически произведенные и документально подтвержденные расходы по найму жилого помещения при оплате нанимателем работнику расходов по командировкам как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределы. При непредставлении работником документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, освобождению от подоходного налога с физических лиц подлежат суммы такой оплаты в пределах норм (размеров), установленных законодательством.
Аналогичный порядок налогообложения применяется к выплатам, производимым организацией членам органа управления, прибывающим (выезжающим) для участия в работе соответствующего органа управления этой организации, а также к указанным выплатам, производимым организацией физическим лицам не по месту основной работы (подп.1.1 п.1).
* Налоговый кодекс РБ (далее - НК).
Освобождаются от подоходного налога с физических лиц все виды предусмотренных законодательными актами, постановлениями Совета Министров РБ компенсаций (за исключением компенсации за неиспользованный трудовой отпуск, компенсации за износ транспортных средств, оборудования, инструментов и приспособлений, принадлежащих работнику).
При установлении в соответствии с законодательством предельных размеров или норм выплаты компенсаций освобождаются от подоходного налога с физических лиц доходы плательщика в пределах таких размеров или норм.
При оплате нанимателем плательщику расходов на командировки как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределы освобождаются от подоходного налога с физических лиц расходы на командировки, выплачиваемые в порядке и размерах, установленных законодательством. Аналогичный порядок налогообложения применяется к выплатам, производимым организацией членам органа управления, прибывающим (выезжающим) для участия в работе соответствующего органа управления этой организации, а также к указанным выплатам, производимым организацией физическим лицам не по месту основной работы (подп.1.3 п.1 ст.163).
![]() |
Справочно Предусмотренные подп.1.3 п.1 ст.163 НК правила начали применяться только с 1 января 2014 г. согласно изменениям, внесенным в него Законом РБ от 31.12.2013 № 96-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения». До указанной даты такие выплаты освобождались от обложения подоходным налогом в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов. Указом № 361 возвращены прежние правила налогообложения, предусмотренные в подп.1.3 п.1 ст.163 НК в редакции, действовавшей в 2013 г. |
Возврат излишне удержанного налога производится налоговым агентом за счет общей суммы подоходного налога, подлежащей удержанию с доходов плательщиков и уплате в бюджет, или за счет собственных средств налогового агента с последующим возмещением этих расходов за счет общей суммы подоходного налога, подлежащей удержанию с доходов плательщиков и перечислению в бюджет (части вторая и третья п.3 ст.181).
М.Константинова, экономист
Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 21.07.2014 № 361 «Об отдельных вопросах налогообложения, бухгалтерского учета, переоценки имущества и взимания арендной платы». Освобождение от подоходного налога расходов по найму жилого помещения во время командировок.
Определение налоговой базы по налогу на прибыль плательщиками единого налога на вмененный доход
* Указ № 361.
Организации, отражавшие выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по мере оплаты отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав для целей исчисления налога при упрощенной системе налогообложения и начавшие применять в 2014 г. единый налог на вмененный доход, выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных и не оплаченных до даты, с которой начато применение единого налога на вмененный доход, и внереализационные доходы, причитавшиеся к получению и не полученные до этой даты, отражение которых в соответствии со ст.128 НК не приходится на указанную дату либо после нее, учитывают при определении налоговой базы налога на прибыль (подп.1.3 п.1):
- по мере поступления оплаты товаров (работ, услуг), имущественных прав и фактического получения внереализационных доходов, но не позднее 31 декабря 2014 г., если иное не установлено в абзаце 3 подп.1.3;
- не позднее дня официального опубликования Указа № 361 - в случае поступления оплаты товаров (работ, услуг), имущественных прав и фактического получения внереализационных доходов в период применения единого налога на вмененный доход до даты официального опубликования Указа № 361.
* Налоговый кодекс.
Внереализационными доходами признаются доходы, полученные плательщиком при осуществлении своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Внереализационные доходы определяются на основании документов бухгалтерского и налогового учета (п.3 ст.128).
Иностранные организации должны соблюдать требования законодательства Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности
* Указ № 361.
Иностранные организации в отношении осуществляемой ими на территории Республики Беларусь деятельности, которая подлежит налогообложению в связи с наступлением обстоятельств, установленных в подп.1.1 и части первой подп.1.2 п.1, п.3 и части первой п.4 ст.139 НК, обязаны соблюдать требования законодательства Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности (подп.1.4 п.1).
* Налоговый кодекс.
Постоянным представительством иностранной организации, расположенным на территории Республики Беларусь, признается:
- постоянное место деятельности, через которое иностранная организация полностью или частично осуществляет предпринимательскую и иную деятельность на территории Республики Беларусь, в т.ч. связанную:
с выполнением предусмотренных договором (договорами) работ и (или) оказанием услуг по строительству, а также по установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования (иного имущества), компьютерных программ;
с продажей товаров с расположенных на территории Республики Беларусь складов;
с выполнением работ и (или) оказанием услуг на территории Республики Беларусь, осуществлением иной не запрещенной законодательством деятельности, за исключением предусмотренной абзацами 2-5 части первой п.5 ст.139;
- организация или физическое лицо, осуществляющие деятельность от имени иностранной организации и (или) в ее интересах и (или) имеющие и использующие полномочия иностранной организации на заключение контрактов или согласование их существенных условий (подп.1.1 и часть первая подп.1.2 п.1 ст.139).
Если иностранная организация выполняет работы и (или) оказывает услуги на территории Республики Беларусь, место выполнения работ, оказания услуг иностранной организации признается постоянным представительством при условии, что указанная деятельность осуществляется в течение 90 дней непрерывно или в совокупности в течение 1 календарного года (п.3 ст.139).
Строительная площадка, монтажный или сборочный объект признаются постоянным представительством иностранной организации, если такие площадка или объект существуют на территории Республики Беларусь в течение периода, превышающего 180 дней в любом 12-месячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом периоде (часть первая п.4 ст.139).
* Закон РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон № 57-З).
Определяет правовые и методологические основы бухгалтерского учета, требования к составлению и представлению бухгалтерской и (или) финансовой отчетности.
Вычет НДС при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь
* Указ № 361.
Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при ввозе со дня вступления в силу Указа № 361 и до 31 декабря 2014 г. включительно на территорию Республики Беларусь приобретенных товаров, подлежат вычету в том отчетном периоде, в котором истекло 90 календарных дней:
- с даты их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой, - при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств, не являющихся членами Таможенного союза;
- с даты их принятия к учету, - при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств - членов Таможенного союза.
Положения части первой подп.1.5 п.1 распространяются на суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные комиссионером, поверенным, иным аналогичным лицом при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров, приобретенных по поручению комитента, доверителя, иного аналогичного лица.
Положения части первой подп.1.5 п.1 применяются, если ввезенные на территорию Республики Беларусь в 2014 г. товары реализуются плательщиком, осуществившим их ввоз, на территории Республики Беларусь в неизменном состоянии, в т.ч. в неизменном виде. В отношении таких товаров допускаются фасовка (розлив) в банки, бутылки, флаконы, мешки, ящики, коробки, помол (разрезка) для фасовки (упаковки), другие простые операции по упаковке или переупаковке, не направленные на изменение свойств товаров.
Если в течение срока, указанного в части первой подп.1.5 п.1, ввезенные товары будут использованы плательщиком, осуществившим их ввоз, в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг либо приняты к учету в качестве основных средств, вычет сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при ввозе таких товаров, производится в порядке, установленном в ст.107 НК, в том отчетном периоде, в котором ввезенные товары направлены на указанные цели (подп.1.5 п.1).
* Налоговый кодекс.
Общая сумма налога на добавленную стоимость, определенная в соответствии со ст.103, уменьшается на установленные ст.107 налоговые вычеты (ст.107).
* Письмо МНС РБ от 30.07.2014 № 2-1-10/4024 «О применении норм подпункта 1.5 Указа Президента Республики Беларусь от 21 июля 2014 г. № 361».
Подпунктом 1.5 п.1 Указа № 361 предусматривается ограничение вычета сумм «ввозного» НДС путем установления отсрочки в 90 дней на такой вычет в отношении товаров, импортированных на территорию Республики Беларусь и реализуемых в неизменном состоянии. Министерство по налогам и сборам РБ в настоящем письме разъясняет период действия подп.1.5 п.1 Указа № 361; квалификацию ввезенных товаров.
Так, ограничение вычета по «ввозному» НДС применяется, если импортированный товар является приобретенным и реализуется плательщиком, осуществившим его ввоз, на территории Республики Беларусь в неизменном состоянии, в т.ч. в неизменном виде. Под реализацией импортированных товаров в неизменном состоянии, в т.ч. в неизменном виде, понимаются также товары, подвергнутые фасовке (розливу) в банки, бутылки, флаконы, мешки, ящики, коробки, помолу (разрезке) для фасовки (упаковки), другим простым операциям по упаковке или переупаковке, не направленным на изменение свойств товаров.
На практических примерах разъяснен период, в котором осуществляется вычет «ввозного» НДС импортером и вычет НДС в случае, если на дату оприходования ввезенного товара невозможно определить направление его дальнейшего использования, а также порядок вычета комитентом «ввозного» НДС, уплаченного комиссионером.
О.Володина, экономист
При передаче имущества в финансовый лизинг для вычета налога на добавленную стоимость применяются нормы Указа Президента Республики Беларусь от 21.07.2014 № 361 «Об отдельных вопросах налогообложения, бухгалтерского учета, переоценки имущества и взимания арендной платы».
И.Алексеев, экономист
Вычет налога на добавленную стоимость по Указу Президента Республики Беларусь от 21.07.2014 № 361 «Об отдельных вопросах налогообложения, бухгалтерского учета, переоценки имущества и взимания арендной платы».
Н.Нехай, ведущий аудитор общества с ограниченной ответственностью «Аудиторский центр «Эрудит»
Алгоритм вычета налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь до и после вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 21.07.2014 № 361 «Об отдельных вопросах налогообложения, бухгалтерского учета, переоценки имущества и взимания арендной платы».
Н.Нехай, ведущий аудитор общества с ограниченной ответственностью «Аудиторский центр «Эрудит»
Производственная организация ввезла сырье из Российской Федерации и приняла его на учет в августе 2014 года. Сырье отпущено в производство продукции в сентябре 2014 года. Налог на добавленную стоимость по сырью уплачен в бюджет 11 сентября 2014 года. Отчетным периодом по НДС избран календарный месяц. В каком отчетном периоде организация может принять к вычету НДС?
Организация приобрела в Польше искусственные новогодние елки для украшения офиса. Распространяется ли на данный товар отсрочка вычета налога на добавленную стоимость при ввозе?
В.Раковец, аудитор общества с ограниченной ответственностью «АудитИнком»
Каким образом учитываются в бухгалтерском учете суммы налога на добавленную стоимость, которые нельзя вычесть в связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 21.07.2014 № 361 «Об отдельных вопросах налогообложения, бухгалтерского учета, переоценки имущества и взимания арендной платы»?
Переоценка финансовых вложений
* Указ № 361.
Разницы, возникающие у организаций (за исключением банка, небанковской кредитно-финансовой организации) при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости числящихся в бухгалтерском учете на 31 декабря 2014 г. финансовых вложений (за исключением финансовых вложений в уставные фонды других организаций) в белорусские рубли по официальному курсу, установленному Национальным банком РБ (далее - Нацбанк) на 31 декабря 2014 г., относятся на нераспределенную прибыль (непокрытый убыток) в сумме, приходящейся на период с даты принятия к бухгалтерскому учету финансовых вложений (за исключением финансовых вложений в уставные фонды других организаций) по 31 декабря 2014 г. (подп.1.6 п.1).
* Закон № 57-З.
Пересчет выраженной в иностранной валюте стоимости денежных средств, финансовых вложений (за исключением финансовых вложений в уставные фонды других организаций), дебиторской задолженности и обязательств (за исключением полученных и выданных авансов, предварительной оплаты, задатков) в официальную денежную единицу Республики Беларусь производится организациями (за исключением Нацбанка, банков) по официальному курсу официальной денежной единицы Республики Беларусь по отношению к соответствующей иностранной валюте, устанавливаемому Нацбанком, на дату совершения хозяйственной операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату. Разницы, возникающие при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в официальную денежную единицу Республики Беларусь, относятся:
- организациями (за исключением Нацбанка, банков, бюджетных организаций) - на увеличение или уменьшение активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
- бюджетными организациями - на увеличение или уменьшение источников финансирования в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности организаций (за исключением Нацбанка, банков) разниц, возникающих при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств, указанных в части первой п.3 ст.12, в официальную денежную единицу Республики Беларусь, устанавливается Минфином РБ.
Порядок пересчета выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств Нацбанка, банков в официальную денежную единицу Республики Беларусь при изменении официального курса официальной денежной единицы Республики Беларусь по отношению к соответствующей иностранной валюте, устанавливаемого Нацбанком, и отражения в бухгалтерском учете и отчетности возникающих при пересчете разниц устанавливается Нацбанком (п.3 ст.12).
* Декрет Президента РБ от 30.06.2000 № 15 «О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц».
Декрет утрачивает силу с 1 января 2015 г. согласно п.4 Указа № 361.
Виталий Раковец, аудитор общества с ограниченной ответственностью «АудитИнком»
Указом Президента Республики Беларусь от 21.07.2014 № 361 «Об отдельных вопросах налогообложения, бухгалтерского учета, переоценки имущества и взимания арендной платы» предусмотрена переоценка финансовых вложений (за исключением финансовых вложений в уставные фонды других организаций) на 31 декабря 2014 года. Каким образом она должна будет отражаться в бухгалтерском учете организации?
В связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 21.07.2014 № 361 «Об отдельных вопросах налогообложения, бухгалтерского учета, переоценки имущества и взимания арендной платы» изменился ли порядок учета курсовых разниц, применявшийся до этого?
Налогообложение транспортных средств
* Указ № 361.
Из п.1 Указа Президента РБ от 24.11.2005 № 546 «О некоторых вопросах налогообложения транспортных средств» (далее - Указ № 546) исключены подп.1.1 и 1.3, подп.1.2 после слов «индивидуальными предпринимателями транспортных средств» дополнен словами «согласно приложению» (подп.2.2 п.2) (см. сравнительную таблицу ниже):
Указ № 546 | ||
в старой редакции | подп. | в редакции Указа № 361 |
исключен | ||
Нормы подп.1.1 и 1.3 Указа № 546 отменены на основании подп.2.2 п.2 Указа № 361, который вступил в силу с 25 июля 2014 г., но распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2014 г. | ||
налоговая база для расчета налога на добавленную стоимость при реализации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями транспортных средств, приобретенных ими у физических лиц на территории Республики Беларусь, определяется как разница между ценой реализации с учетом налога на добавленную стоимость и ценой приобретения этих транспортных средств | налоговая база для расчета налога на добавленную стоимость при реализации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями транспортных средств согласно приложению, приобретенных ими у физических лиц на территории Республики Беларусь, определяется как разница между ценой реализации с учетом налога на добавленную стоимость и ценой приобретения этих транспортных средств | |
исключен |
Исключение подпунктов носит редакционный характер, так как указанные изменения уже были внесены в НК и действуют с 1 января 2014 г.
Изменения в порядке взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности
* Указ № 361.
С целью создания равных условий для субъектов хозяйствования, уплачивающих арендную плату, и субъектов хозяйствования, уплачивающих земельный налог, Указом № 361 внесены изменения и дополнения в Указ Президента РБ от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (далее - Указ № 101).
Порядок применения подп.2.7 п.2 Указа № 361 следующий: абзацы 6-13 и 19-35 подп.2.7 п.2 Указа № 361 распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2014 г., остальные абзацы подп.2.7 п.2 Указа № 361 вступают в силу с 25 июля 2014 г.
Юридические лица в связи с изменениями и дополнениями, внесенными абзацами 4-13 и 26-35 подп.2.7 п.2 Указа № 361 (п.3):
- не позднее 20 августа 2014 г. должны были представить в налоговые органы по месту постановки на учет расчет суммы арендной платы за земельные участки с внесенными изменениями и (или) дополнениями;
- не позднее 22 августа 2014 г. должны были уплатить (доплатить) арендную плату за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, в суммах, подлежащих уплате в сроки, предшествующие сроку уплаты, установленному 22 августа. При этом начисление пеней не производится и меры административной ответственности не применяются.
Такой порядок соответствует порядку, закрепленному в части второй подп.1.12 п.1 Указа № 101.
Уточненная налоговая декларация (расчет) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций за 2014 г. должна быть представлена в налоговую инспекцию по месту постановки на учет не позднее 20 августа 2014 г. На основании данной налоговой декларации арендная плата за земельные участки за август-сентябрь 2014 г. должна быть внесена в бюджет не позднее 22 августа 2014 г.
Арендная плата за земельные участки за IV квартал уплачивается в бюджет в общеустановленный срок - не позднее 22-го числа второго месяца соответствующего квартала (т.е. не позднее 22 ноября 2014 г.).
![]() |
Справочно Налоговая декларация (расчет) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) утверждена постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 14 февраля 2015 г. вступило в силу постановление МНС РБ от 24.12.2014 № 42, которым утверждены новая форма декларации (расчета) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций и новая Инструкция о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок. Порядок применения новых налоговых деклараций (расчетов) определен в п.4 постановления № 42. |
* Указ № 101.
Указ № 101 принят в целях совершенствования системы взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, и регулирует вопросы исчисления и уплаты арендной платы за землю субъектами хозяйствования, которым земельный участок выделен в аренду.
Субъекты хозяйствования, которым земельный участок выделен в пользование (постоянное или временное), являются плательщиками земельного налога, порядок уплаты которого регулируется главой 18 НК (ст.192-203 НК).
С.Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»
Комментарий к указам Президента Республики Беларусь от 21.07.2014 № 361 «Об отдельных вопросах налогообложения, бухгалтерского учета, переоценки имущества и взимания арендной платы» и от 28.07.2014 № 381 «О внесении дополнений и изменений в указы Президента Республики Беларусь по вопросам совершенствования системы обращения с отходами потребления». С 25 июля 2014 года произошли изменения в порядке взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности.
Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 21.07.2014 № 361 «Об отдельных вопросах налогообложения, бухгалтерского учета, переоценки имущества и взимания арендной платы». Изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» внесены с целью обеспечения единообразия в исчислении арендной платы за землю и земельного налога.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» В НК на основании законов РБ от 30.12.2014 № 224-З, от 30.12.2015 № 343-З, от 13.06.2016 № 372-З и от 18.10.2016 № 432-З внесены изменения и дополнения. |
01.09.2014
Маргарита Згировская, аудитор, DipIAS ICFM, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»