


Материал помещен в архив
Состав процентной ставки по кредиту
Стоимость банковского кредита складывается из трех составляющих:
1) вознаграждения банка. Процентный доход - основной вид доходов банков как профессиональных финансовых посредников, которые превращают «чужое» отложенное потребление в «свои» доходы. При этом основополагающим для банков является понятие процентной маржи - разницы между процентами, которые банк взимает по кредитам, и процентами, выплачиваемыми по привлеченным депозитам. Естественно, что депозитная ставка (то есть ставка, по которой банк «покупает» ресурсы) выступает нижней границей процентов по кредитам, так как банк не должен работать себе в убыток;
2) платы за риск (риск-премия). Аналог можно найти в страховании, где на основании актуарных расчетов, учитывающих вероятность наступления страховых случаев, определяется размер страховых взносов, отчисления из которых формируют страховые резервы. Риск-премия в банковском кредитовании также учитывает статистическую вероятность невозврата кредита и распределяет потери банка между всеми заемщиками. Естественно, за более рискованные (например, необеспеченные) кредиты размер риск-премии выше. Виды рисков, принимаемых в расчет, самые разнообразные (коммерческие, правовые, валютные, операционные и т. п.), соответственно, и меры по их снижению могут быть разные;
3) компенсации инфляции. В настоящее время кредитование в иностранной валюте граждан прямо запрещено (п.2 постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 14.07.2009 № 105), а юридических лиц ввиду высоких рисков используется в основном в случаях валютной (экспортной) окупаемости. Пример: потребительский кредит на покупку жилья, полученный в 2008 году в долларах США под 0 % (для наглядности), погашаемый в 2016 году, имеет эффективную процентную ставку в белорусских рублях - около 130 % годовых - из-за постоянных девальваций в течение этих 8 лет. Другими словами, кредитование в белорусских рублях требует своеобразной надбавки за потерю покупательной способности национальной валюты. Основные направления денежно-кредитной политики на 2016 год, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 18.12.2015 № 505 (далее - Основные направления денежно-кредитной политики), провозглашая основной целью денежно-кредитной политики снижение инфляции, таргетируют ее размер (по индексу потребительских цен) 12 %. Иногда говорят о реальной процентной ставке, которая равна номинальной минус коэффициент инфляции. Таким образом, реальная процентная ставка белорусских банков может быть оценена где-то на уровне чуть больше 20 %, что все равно в разы выше соответствующей ставки в иностранной валюте.
Рассмотрим «ценообразование» по банковскому кредиту по отдельным составляющим. В качестве начальной ставки принимается (1) ставка по депозитам, по которой банк сам «покупает» ресурсы, затем она увеличивается на размер отчислений (2) в фонд обязательных резервов (далее - ФОР) в Национальном банке Республики Беларусь (далее - Нацбанк) и в (3) гарантийный фонд возврата вкладов. Размер отчислений в ФОР - 7,5 % от привлеченных средств (постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 27.10.2011 № 473 «Об установлении нормативов обязательных резервов, депонируемых в Национальном банке Республики Беларусь (резервных требований)»); в гарантийный фонд - учетный взнос (0,5 % от нормативного капитала банка) + календарные взносы (0,3 % от остатка привлеченных вкладов физических лиц) (ст.13 Закона Республики Беларусь от 08.07.2008 № 369-З «О гарантированном возврате банковских вкладов (депозитов) физических лиц»). Впрочем, эти «надбавки» к стоимости кредита трудно соотнести со стоимостью конкретной активной операции, поскольку, например, базой для отчислений в ФОР служат не только депозиты, но и текущие счета клиентов.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 февраля 2016 г. норматив обязательных резервов, депонируемых в Национальном банке Республики Беларусь (резервных требований), от привлеченных средств физических лиц и юридических лиц в белорусских рублях - 4 % (абзацы 2 и 3 п.1 постановления № 473 с изменениями, внесенными постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 04.01.2017 № 6). С 1 января 2018 г. норматив обязательных резервов, депонируемых в Национальном банке Республики Беларусь (резервных требований), от привлечения средств в иностранной валюте - 17 % (абзац 4 п.1 постановления № 473 с изменениями, внесенными постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 05.12.2017 № 483). С 7 апреля 2018 г. постановление № 105 на основании постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2018 № 149 утратило силу. В связи с чем частью второй п.1 Инструкции о порядке предоставления денежных средств в форме кредита и их возврата (погашения), утвержденной постановлением № 149, установлено, что предоставление физическим лицам кредитов в иностранной валюте, в том числе траншей кредитов по ранее заключенным кредитным договорам, на территории Республики Беларусь не допускается. |
К полученной «цене» своих ресурсов банк-кредитодатель добавляет (4) компенсацию инфляционных процессов, (5) чистую «маржу» и (6) статистически определенный «страховой резерв» на случай невозврата. Кроме того, в случае просрочки возврата банк (уже не добровольно, а в обязательном порядке) вынужден будет формировать резервы на потери, в связи с чем (7) соответствующая стохастическая величина (прежде всего при фиксированной ставке) также может быть включена в процентную ставку. То же самое касается и (8) расходов на обслуживание кредита. Нужно учитывать, что в 2012 году в ст.137 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее - БК) введен запрет на взимание банками комиссий по кредитам. Теперь расходы (например, в связи с рассмотрением заявки, оформлением кредита, проверкой обеспечения и т. п.) могут включаться в стоимость кредита в составе процентного вознаграждения и, как правило, распределяться между всеми заемщиками. Наконец, общебанковские расходы (зарплата сотрудников, строительство офисов, автомобили представительского класса и т. п.), которые сложно отнести на какую-либо активную операцию, мы опускаем, поскольку и так видно, за счет чего формируются высокие ставки по кредитам.
Изложенная выше схема подходит для формирования изначальной процентной ставки по кредитному договору. Между тем фиксированная процентная ставка по рублевым кредитам, скорее, исключение. Согласно ст.145 БК помимо фиксированной, процентная ставка по кредитному договору может быть и переменной, но последняя не может быть изменена банком в одностороннем порядке. Иначе говоря, переменная процентная ставка должна привязываться к какой-либо изменяемой величине, независимой от сторон, чаще всего ставке рефинансирования: например, «ставка рефинансирования + 10 процентных пунктов» или «ставка рефинансирования х 2 - 8 процентных пунктов»; реже - корректировка изначальной величины в связи с изменением каких-либо макроэкономических показателей (в частности, индекса потребительских цен) и т. п. Иногда утверждают, что переменная процентная ставка ущемляет интересы кредитополучателя, но с финансовой точки зрения это не так: ее использование снижает размер риск-премии, то есть банку не нужно создавать избыточную «подушку безопасности» на случай изменения макроэкономической ситуации. Другое дело, что переменная процентная ставка лишает заемщиков возможности «заработать» на таких изменениях (когда реальная ставка становится отрицательной). Кроме того, привязка к ставке рефинансирования может привести и к снижению платы за кредит, так как волатильность данного показателя двусторонняя.
Еще один случай, когда процентная ставка согласно условиям кредитного договора может изменяться, - это просрочка возврата кредита. Помимо штрафного (дисциплинарного) характера, такая мера имеет экономическое обоснование: расходы банка на обслуживание просроченного кредита увеличиваются за счет отчислений в специальные резервы в соответствии с Инструкцией о порядке формирования и использования банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.09.2006 № 138, предусматривающей создание специального резерва на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску. По сути, риск-премия, «добровольно» включаемая банком в стоимость кредита, в случае просрочки «принудительно» трансформируется в резервы и обособляется на счетах бухгалтерского учета. В зависимости от состояния обслуживаемой кредитной задолженности (степени исполнения обязательств заемщиком) кредиты классифицируются на группы I-V с обязанностью банка формировать резервы в размере 0, 5, 10, 50 и 100 % соответственно. Кроме того, Инструкция о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.09.2006 № 137, называет целый ряд банковских нормативов, в расчетах которых участвует кредитная задолженность. Последняя классифицируется в составе активов в зависимости от степени кредитного риска в I-VII группе (соответственно 0, 20, 35, 50, 75, 100, 150 %), определяемой условиями заключенного (исполняемого) кредитного договора. Возможность повышать процентную ставку в случае просрочки может служить целям ограничения ее влияния на дисциплинированных заемщиков: в противном случае будущие убытки банка пришлось бы включать в размер риск-премии по всем заключаемым кредитным договорам.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 5 августа 2016 г. постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.06.2016 № 361 (далее - постановление № 361) внесены изменения и дополнения в Инструкцию № 137, в частности, название изложено в новой редакции: «Инструкция о нормативах безопасного функционирования для банков, открытого акционерного общества "Банк развития Республики Беларусь" и небанковских кредитно-финансовых организаций». С 1 апреля 2018 г. Инструкция № 138 изложена в новой редакции постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 15.12.2017 № 505. |
Ограничения размера процентных ставок по кредиту
Национальный банк в исключительных случаях вправе устанавливать предельные (максимальные и (или) минимальные) размеры процентных ставок по операциям банков с денежными средствами физических и (или) юридических лиц (часть шестая ст.31 БК). Но де-факто они в настоящее время используются по депозитным договорам, а по кредитам регулируются косвенно: через размер ставки рефинансирования и иных ставок по операциям Нацбанка, декларирования положительного размера процентных ставок в Основных направлениях денежно-кредитной политики и др. Между тем ставка рефинансирования Нацбанка сегодня - это индикативная, а не реальная ставка, по которой проводятся операции (хотя кредитные договоры с переменной ставкой обычно привязываются именно к ней). Прочие ставки по операциям Нацбанка служат целям поддержания текущей ликвидности и носят краткосрочный характер. Они не могут заменить депозиты и прочие привлеченные средства в качестве постоянного источника ресурсов для кредитования.
Может возникнуть вопрос, почему Нацбанк регулирует процентную ставку по депозитам, а не кредитам? На самом деле привлекательная ставка по рублевым депозитам выступает как в качестве антиинфляционной меры, так и в качестве меры по борьбе с «долларизацией» белорусской экономики (по последним данным доля рублевой денежной массы составляет всего 25 %, что является самым низким показателем за последние годы): граждане несут свободные средства во вклады, а не в обменники. Белорусский рубль начинает выступать в качестве средства сохранения стоимости, и одновременно снижается давление на валютный рынок. В свою очередь, проблема «долларизации» (как и инфляции) вызвана постоянным ростом рублевой денежной массы, прежде всего, в результате так называемого льготного (директивного) кредитования. Круг замкнулся: причины и следствия поменялись местами. Причины высоких процентных ставок по кредитам надо искать в сфере кредитования, точнее, в наличии льготного кредитования. Если средняя процентная ставка по льготным кредитам (8,1 % за 2015 год) ниже уровня инфляции (15,4 % за аналогичный период), то есть имеет место отрицательная реальная процентная ставка, то очевидно, что речь идет не о кредитовании экономики, а об инфляционном финансировании.
Ситуация с высокими процентными ставками по вкладам имеет и другие плюсы/минусы. Плюсом является привлекательность таких депозитов для нерезидентов, продающих для этих целей валюту и покупающих белорусские рубли. Минусом - то, что сбережения вытесняют инвестиции: рентабельность 30 % годовых (да еще с окупаемостью в первый же год) - неплохая альтернатива капитальным вложениям и даже стимул изымать собственные оборотные средства.
В последнее время, в том числе и в связи с необходимостью рефинансировать внешний долг с помощью иностранных кредиторов, проблема процентных ставок вновь привлекла внимание. Законом Республики Беларусь от 30.12.2015 № 341-З «О республиканском бюджете на 2016 год» регулируются только вопросы бюджетных кредитов, ссуд, займов (и то в текущем году такие кредиты должны в основном погашаться, а не выдаваться).
Указ Президента Республики Беларусь от 23.02.2016 № 78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь» предусматривает в числе прочего обеспечение поступательного снижения ставок по кредитам в экономике. Одновременно предполагаются оптимизация и сокращение расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь на 2016 год за счет уменьшения расходов на возмещение (компенсацию) процентов по кредитам в белорусских рублях, выданным либо выдаваемым в рамках государственных программ и мероприятий (за исключением кредитов на жилищное строительство), с помощью увеличения ставки по кредитным договорам на 2 процентных пункта с одновременным уменьшением в таком же размере ставки возмещения (компенсации) за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов процентов по этим кредитам. Среди новых мер - возможность предоставления экспортных кредитов нерезидентам либо компенсации части процентов кредитующим их для приобретения белорусских товаров банкам-нерезидентам (см. Положение о порядке предоставления открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь» экспортных кредитов организациям, не являющимся резидентами Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.04.2016 № 279).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 ноября 2017 г. следует руководствоваться Положением № 279 с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.11.2017 № 854. Изменено название положения: «Положение о порядке предоставления открытым акционерным обществом "Банк развития Республики Беларусь" экспортных кредитов». |
В качестве мер по реализации вышеназванного Указа вышло письмо Национального банка Республики Беларусь от 14.03.2016 № 76-18/28 «Об установлении верхнего предела процентной ставки по новым срочным банковским вкладам (депозитам) юридических лиц», которое рекомендовало банкам ограничить процентную ставку по новым рублевым депозитам юридических лиц сроком до 1 месяца на уровне 12 % годовых, по депозитам на иной срок - от 0,7 до 0,9 % от ставки кредита овернайт. Депозиты физических лиц, по мнению автора, не упомянуты по двум причинам: а) Декрет Президента Республики Беларусь от 11.11.2015 № 7 «О привлечении денежных средств во вклады (депозиты)» и так косвенным образом снизил размер такой ставки (в части отзывных депозитов); б) в качестве альтернативы депозитам граждане могут перейти на сбережения в иностранной валюте, тогда как для юридических лиц действует строго целевой характер ее приобретения.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 5 августа 2016 г. в связи с письмом Национального банка Республики Беларусь от 28.07.2016 № 76-19/70 «О предоставлении сведений о сложившихся максимальных процентных ставках» отменяется письмо № 76-18/28. С 9 апреля 2017 г. подп.1.4 п.1 Декрета № 7 на основании Указа Президента Республики Беларусь от 06.04.2017 № 105 утратил силу. Следует руководствоваться подп.1.25 п.1 ст.163 Налогового кодекса Республики Беларусь. |
Принятие указанного Декрета, означающее переход от «коротких» к «длинным» депозитам, одновременно может вызвать и снижение процентной ставки по отзывным вкладам. Более того, предпринятые Нацбанком аналогичные меры в отношении депозитов юридических лиц помогут снизить стоимость кредитных ресурсов.
Альтернативой банковскому может быть коммерческий кредит, а также лизинг. Вместе с тем высокие ставки на ссудно-депозитном рынке не могут не сказаться и на них - депозитная ставка выступает нижней границей стоимости таких операций. Что касается потребительского кредитования и микрофинансовых организаций, то ужесточение требований к их деятельности (выравнивание условий кредитования с банками) также не способствует снижению стоимости их услуг.
Снизить риск-премию можно за счет правовых мер: устранение «несимметричности» при заключении кредитного договора (кредитные истории, реестр заложенного имущества и т. п.), повышение надежности обеспечения, ускорение процедур взыскания долга, пресечение оппортунистического поведения заемщиков и т. п. Впрочем, многое уже сделано в последние годы. Тщательная работа с кредитополучателем на стадии рассмотрения документов и заключения договора, улучшение финансового состояния экономики в целом (снижение дебиторской задолженности и неплатежей) также служит этим целям.
Если рассматривать возможность снижения инфляционной составляющей, заложенной в процентной ставке, то нужно различать (а) реальную и (б) ожидаемую инфляцию.
Кроме того, связь между инфляцией и банковским кредитом двусторонняя. С одной стороны, проводя политику дорогих денег, регулятор останавливает рост денежной массы, снижает спрос на деньги. С другой - увеличивается размер процентной ставки по банковскому кредиту, что не может не сказаться на росте издержек производителя. К тому же появляется ожидаемая инфляция, то есть банки добавляют инфляционную маржу к процентной ставке, производители - к сформированной цене на товар и т. п.
Наконец, еще один парадокс во взаимосвязи процентной ставки по кредиту с инфляцией заключается в том, что снижение инфляции влечет за собой рост дебиторской и кредиторской задолженности в экономике (системные неплатежи), что требует увеличения риск-премии.
Отчисления в ФОР связывают и ограничивают ресурсную базу банков (уменьшают размер мультипликатора), что напрямую влияет на предложение денег и, следовательно, на кредитную ставку. Обращает на себя внимание тот факт, что с 2015 года Нацбанк начал устанавливать норматив отчисления в ФОР абсолютно для всех привлеченных средств - рублевых и валютных, физических и юридических лиц.
В то же время ограничительные меры на депозитном рынке продолжаются, и с 1 июня 2016 г. по информации Нацбанка уменьшаются: а) предельный уровень процентных ставок по новым срочным банковским вкладам юридических лиц в национальной валюте, в случае превышения которого предусматривается увеличение резервных требований, - с 0,9 до 0,8 ставки по постоянно доступным операциям Нацбанка в форме кредита овернайт; б) предельный уровень процентных ставок по кредитам, предоставленным юридическим лицам в белорусских рублях, в случае превышения которого ужесточается порядок формирования банками резерва на покрытие возможных убытков по специальным портфелям однородных кредитов, - с 1,1 до 1,0 ставки по постоянно доступным операциям Нацбанка в форме кредита овернайт. В дальнейшем Нацбанк планирует продолжать реализацию стратегии по снижению риск-премии, заложенной в уровне процентных ставок, с учетом комплексного анализа складывающихся макроэкономических рисков и прогноза развития экономики.
30.06.2016
Сергей Овсейко, кандидат экономических наук, кандидат юридических наук
По этой теме также см:
1. Кредитный договор: существенные условия.
2. Виды кредитов (кредитных договоров).
3. Кредитная линия.
4. Овердрафт.
5. Проценты за пользование кредитом.
6. Меры ответственности по кредитному договору.