



ВОПРОС
С 31.03.2022 вступили в силу изменения в постановление Совмина от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"». Заказчиком в начале марта 2022 г. начата процедура закупки, по которой планируется заключение договора после 31.03.2022.
Требуется ли отмена такой процедуры для приведения в соответствие с изменениями, внесенными в постановление № 395?
ОТВЕТ
Не требуется.
Постановлением Совмина от 28.03.2022 № 188 внесены изменения в постановление № 395, а именно в отдельные правила в сфере госзакупок.
Дата вступления в силу постановления № 188 - 31.03.2022. Однако есть переходные положения. В частности, постановление № 188 не распространяется на госзакупки, если процедуры закупок начаты или договоры заключены до вступления в силу постановления № 188. Процедура госзакупки считается начатой со дня принятия заказчиком решения о ее проведении. Проведение процедур таких закупок осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу постановления № 188 (ч.2 п.2 постановления № 188).
Таким образом, если заказчиком в начале марта 2022 г. начата процедура закупки, по которой планируется заключение договора после 31.03.2022, то отмены такой процедуры не требуется.
В то же время действие постановления № 188 в части, касающейся оснований изменения договора госзакупки, распространяется на те процедуры, которые начаты до 31.03.2022, и те договоры, которые заключены до 31.03.2022.
В приведенной ситуации процедура начата до 31.03.2022, и если она завершится заключением договора, то условия последнего могут изменяться по правилам подп.1.8 п.1 постановления № 395 в ред. постановления № 188.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. следует руководствоваться подп.1.8 п.1 постановления № 395 с учетом изменений, внесенных постановлением Совмина от 28.12.2022 № 933. Скорректированы случаи изменения условий договора государственной закупки. Комментарий см. здесь. |
![]() |
Дополнительно по теме • Кардинальные изменения в системе госзакупок для поддержки субъектов хозяйствования с 31 марта 2022 года. Комментарий к постановлению Совмина от 28.03.2022 № 188. • Распространяется ли правило об изменении объема (количества) до 15 % от предмета договора госзакупки на случаи выявления дополнительных работ при строительстве? • Обязан ли заказчик исключать условие об обеспечении исполнения обязательств по договору госзакупки во вновь разрабатываемых документах процедур по закупке при строительстве, которые будут проводиться после вступления в силу постановления Совмина от 28.03.2022 № 188 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395»? Или это право заказчика и обеспечение может остаться в документации в соответствии со ст.26 Закона от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»? • В связи с вступлением в силу с 31.03.2022 постановления Совмина от 28.03.2022 № 188 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395», в частности отмены постановлением № 188 нормы об обеспечении исполнения обязательств по договору госзакупки работ (услуг) для строительства, обязан ли заказчик вносить изменения в конкурсную документацию (в том числе в договор) в части отмены обеспечения как в уже проводимые закупки работ (услуг) для строительства? • Распространяются ли на договоры государственной закупки, заключенные до 31.03.2022, нормы подп.1.8 п.1 постановления Совмина от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"» (в ред. постановления Совмина от 28.03.2022 № 188), то есть нужно ли вносить изменения в договоры, заключенные до указанной даты? • Когда на договоры, заключенные через госзакупки (товары для строительства), действует ограничение увеличения объема (количества) товаров (работ, услуг) не более чем на 15 %? • Как определить нужную процедуру закупки строительных работ, строительных материалов, оборудования с 31 марта 2022 г.? • При каких условиях может измениться цена договора строительного подряда на возведение, модернизацию, реконструкцию, капитальный ремонт? Подрядчик обратился с предложением изменить цену в связи с ростом цен на стройматериалы. При этом ч.2 п.10 Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утв. постановлением Совмина от 18.11.2011 № 1553, такая возможность не предусмотрена. Должен ли заказчик менять цену в связи с нормами постановления Совмина от 28.03.2022 № 188? • При каких условиях может измениться срок исполнения обязательств подрядчиком, установленный в договоре строительного подряда? Постановлением Совмина от 28.03.2022 № 188 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395» разрешено изменять сроки договора на 2022 год. При обращении подрядчика с просьбой согласования переноса сроков заказчик обязан согласиться или это его право? При каких условиях может измениться срок поставки строительных материалов, оборудования, установленный в договоре поставки? • При каких условиях может измениться цена договора строительного подряда на текущий ремонт? • Договор подряда заключен 28.03.2022. Постановление Совмина от 28.03.2022 № 188 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395» вступило в силу 31.03.2022. Постановлением № 188 исключен подп.1.10 п.1 постановления № 395. Распространяет ли свое действие эта норма на договоры, заключенные до 31.03.2022? Можно ли допсоглашением к договору строительного подряда исключить это условие и вернуть подрядчику сумму обеспечения? • Проведена госзакупка на строительство объекта. Срок строительства - 2 месяца. После заключения договора выявили ошибку проектировщиков, проектировщики дали новый проект со сроком строительства 4 месяца. Как изменить стоимость договора госзакупки в связи с изменением сроков строительства? • Какие нормы постановления Совмина от 28.03.2022 № 188 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395» распространяются на договоры строительного подряда, заключенные до 31 марта 2022 г.? • Заказчик проводит открытый конкурс с ограниченным участием, предмет - строительные работы. Может ли заказчик в состав предмета госзакупки к таким строительным работам включить также и оборудование? И если это правомерно, где в конкурсных документах это необходимо указывать? • Заказчик проводит открытый конкурс с ограниченным участием, предметом которого выступают строительные работы. Для подтверждения критериев оценки и сравнения предложений для критерия «Наличие подтвержденного положительного опыта работы, связанного с предметом государственной закупки» предусмотрено представление актов ввода объекта в эксплуатацию. Правомерно ли требование таких документов? • Провели электронный аукцион по изготовлению проектно-сметной документации на модернизацию с установкой оборудования (медгазы) с присоединением газификатора. Заключили договор. Позже получили оборудование, к которому оказалась нужна еще линия с углекислотой. Изначально в техзадании такого не было. Можно ли внести изменения в договор, чтобы в проект добавить эту линию? • Проводится конкурс с ограниченным участием в сфере строительства. Из предоставленных организацией-участником отзывов только два были в реестре исполненных договоров, которые сопоставимы по цене. При этом в документации организатор не указывал, что будет сверка по реестру. Стоит ли организатору отклонить участника на основании несоответствия дополнительным требованиям? • Конкурс с ограниченным участием проводится в 2022 году. Если у участника есть исполненные договоры, сопоставимые по цене, за 2019 и 2020 годы, однако нет сопоставимых за 2021 год, организатор должен отклонить участника? |