


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь


АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПО РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В ФОРМЕ СЛИЯНИЯ
Основные нормативные акты
Основные нормативные правовые акты, регулирующие порядок реорганизации юридических лиц в форме слияния и государственной регистрации организации, создаваемой в результате такой реорганизации:
• Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее - ГК);
• Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее - Декрет № 1, Положение № 1);
• Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон № 2020-XII);
• постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 27.01.2009 № 8 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1» (далее - постановление № 8);
• Положение о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.02.2009 № 154 (далее - Положение № 154);
• постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 05.03.2009 № 20 «О согласовании наименований юридических лиц» (далее - постановление № 20);
• Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (далее - Инструкция № 180).
Регистрирующие органы
Государственная регистрация юридического лица, в том числе созданного в результате реорганизации в форме слияния, производится по месту его нахождения (п.4 Положения № 1). Государственная регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями осуществляется только областными и Минским городским исполнительными комитетами, а государственная регистрация остальных субъектов хозяйствования - областными, Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Минским, Могилевским городскими исполнительными комитетами. Государственная регистрация коммерческих и некоммерческих организаций на территории Китайско-Белорусского индустриального парка осуществляется администрацией Китайско-Белорусского индустриального парка; а коммерческих и некоммерческих организаций в свободных экономических зонах - администрациями свободных экономических зон (п.9 Положения № 1).
Областные исполнительные комитеты вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а названные городские исполнительные комитеты - соответствующим администрациям районов в городах.
![]() |
Справочно На практике государственную регистрацию коммерческих организаций в г. Минске осуществляет Главное управление юстиции Минского городского исполнительного комитета по адресу: г. Минск, пл. Свободы, 8 (www.just-minsk.gov.by). |
Общая характеристика реорганизации юридического лица в форме слияния
Слияние юридических лиц представляет собой одну из форм реорганизации, при которой два или более юридических лица объединяются в новое юридическое лицо путем передачи создаваемому всех прав и обязанностей, при этом прекращая свою деятельность в качестве независимых субъектов хозяйствования (часть первая ст.16 Закона № 2020-XII). При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят в соответствии с передаточным актом к вновь возникшему юридическому лицу. Процесс реорганизации в форме слияния считается завершенным после государственной регистрации, так как только в момент государственной регистрации созданного в результате слияния лица реорганизуемые юридические лица прекращают свою деятельность и возникает новый субъект хозяйствования.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 апреля 2021 г. ст.16 Закона № 2020-XII изложена в новой редакции Законом от 05.01.2021 № 95-З. Комментарий см. здесь. |
Слияние может проводиться одновременно с любой другой формой реорганизации. Как правило, дополнительно проводится реорганизация в форме преобразования. Например, слияние двух и более ЧУП в обязательном порядке сопровождается преобразованием, так как учредителем ЧУП может быть только одно лицо, и в результате их слияния должно быть образовано юридическое лицо другого вида или организационно-правой формы.
При слиянии деятельность реорганизуемых лиц прекращается. Данный факт позволяет в некоторых случаях использовать подобную форму реорганизации как альтернативу ликвидации юридического лица. На сегодня ликвидация даже с учетом упрощения ее процедуры длится не менее 2 месяцев и требует выполнения определенных формальностей (в том числе проведения проверок), которых можно избежать с помощью реорганизации в форме слияния.
![]() |
Обратите внимание! Согласно нормам Положения № 1 учредители юридического лица несут ответственность не только за соблюдение процедуры его создания (в том числе в результате реорганизации), но и за достоверность сведений, содержащихся в представляемых ими для регистрации документах. |
Таким образом, в связи с тем, что слияние - достаточно сложная процедура, при создании юридического лица в результате реорганизации в форме слияния необходимо внимательно отнестись к каждому этапу данного процесса, чтобы исключить возникновение проблемных ситуаций в будущем.
В алгоритме рассмотрена реорганизация в форме слияния унитарных предприятий и (или) хозяйственных обществ. Необходимые действия совершаются поэтапно.
![]() |
Обратите внимание! Так как реорганизация в форме слияния подразумевает объединение нескольких юридических лиц в одно, действия, указанные в алгоритме, должны выполнить собственники имущества (учредители, участники), уполномоченный орган всех юридических лиц, участвующих в реорганизации в форме слияния. |
Алгоритм реорганизации в форме слияния
Этап 1. Действия, предшествующие государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме слияния
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
Этап 2. Государственная регистрация юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме слияния
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||
|
Этап 3. Действия после государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме слияния
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
Этап 4. Регистрация акций акционерного общества (в случае создания в результате реорганизации акционерного общества)
|
||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
Примечание 1. Решение о реорганизации принимается собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами.
В решении о реорганизации должна быть отражена информация о (об):
• реорганизации юридического лица в форме слияния;
• возложении на руководителя юридического лица обязанности письменно уведомить его кредиторов о предстоящей реорганизации;
• определении даты, по состоянию на которую проводится инвентаризация имущества юридического лица и составляется передаточный акт;
• размере вклада юридических лиц, участвующих в реорганизации, в уставный фонд юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме слияния.
По общему правилу размер уставного фонда юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме слияния, равен сумме размеров уставных фондов всех субъектов, участвующих в реорганизации. Однако размер уставного фонда данного юридического лица может быть и больше указанной суммы, но в этом случае один, несколько или все участвующие в реорганизации субъекты должны заранее определить, за счет чьих вкладов произойдет увеличение уставного фонда.
В данном алгоритме рассмотрена ситуация, при которой уставный фонд юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме слияния, равен сумме размеров уставных фондов всех субъектов, участвующих в данной процедуре;
• предоставлении полномочий на заключение договора о слиянии.
Некоторые авторы юридических публикаций высказывают мнение о том, что предоставление данных полномочий должно оформляться отдельным решением юридического лица, однако, по мнению автора, такую информацию можно указать сразу в первом документе;
• иные сведения по усмотрению учредителей либо предусмотренные законодательными актами.
Примечание 2. При реорганизации проведение инвентаризации активов и обязательств организации обязательно (абзац 2 п.2 ст.13 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»).
Примерная форма приказа о назначении и проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств приведена в Инструкции № 180 (приложение 1).
Примечание 3. Письмо произвольной формы, содержащее информацию о принятии решения о реорганизации юридического лица, должно быть подано в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия такого решения (подп.1.9.3 п.1 ст.22 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее - НК). После получения налоговыми органами соответствующего уведомления деятельность реорганизуемого юридического лица может быть внепланово проверена. Обязательность проведения внеплановой налоговой проверки при реорганизации ранее содержалась в п.4 ст.69 НК (в редакции, действовавшей до 1 января 2007 г.). На сегодня назначение такой проверки - право, а не обязанность налоговых органов.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Материал ссылается на НК в редакции до 1 января 2019 г. С 1 января 2019 г. НК изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. |
![]() |
Обратите внимание! При реорганизации юридического лица в форме слияния общее собрание участников или учредители (участники) (орган управления) каждого из участвующих в слиянии юридических лиц неоднократно принимают решение о реорганизации юридического лица, а именно: 1-й раз: решение, в котором непосредственно выражено намерение о реорганизации юридического лица в форме слияния; 2-й раз: на стадии подписания договора о слиянии; 3-й раз: на стадии утверждения договора о слиянии. Возникает вопрос: дата какого же решения о реорганизации считается той, от которой нужно отсчитывать срок, необходимый для уведомления государственных органов и кредиторов реорганизуемых юридических лиц? Так как законодательство не дает однозначного ответа, в юридической литературе можно встретить мнение, что в данном случае речь идет о последнем решении юридического лица, в рамках которого утверждается договор о слиянии. По мнению автора, такая точка зрения достаточно спорная, и во избежание возникновения проблемных ситуаций предлагаем отсчитывать указанный срок по аналогии с процедурой реорганизации в форме преобразования, то есть от даты принятия самого первого решения о реорганизации юридического лица в форме слияния. |
Примечание 4. Письмо-уведомление произвольной формы, содержащее информацию о принятии решения о реорганизации юридического лица, должно быть подано в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия такого решения (абзац 10 п.26 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 января 2022 г. Положение № 40 утратило силу Указом от 22.11.2021 № 448. С 21 января 2022 г. действует Закон от 15.07.2021 № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь». Комментарий см. здесь. |
Примечание 5. Страхователь обязан своевременно сообщать страховщику о своей реорганизации (абзац 13 п.323 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530).
Страхователи (за исключением прошедших государственную регистрацию в соответствии с Декретом № 1) обязаны письменно сообщить обособленному подразделению страховщика по месту регистрации с приложением подтверждающих документов о реорганизации в 10-дневный срок со дня принятия такого решения (абзац 4 п.16 Положения о регистрации (перерегистрации) на Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 № 1294; далее - Положение № 1294).
Уведомление о реорганизации органов государственной статистики не является обязательным, однако прочно закрепилось на практике.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 сентября 2019 г. следует руководствоваться Положением о порядке регистрации (перерегистрации) страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.08.2019 № 575. Комментарий см. здесь. |
Примечание 6. Статья 56 ГК обязывает орган, принявший решение о реорганизации юридического лица, письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Уведомление лиц, являющихся на дату принятия решения о реорганизации хозяйственного общества его кредиторами, осуществляется не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации последним из юридических лиц, участвующих в слиянии (часть вторая ст.23 Закона № 2020-XII). Иные лица уведомляются о принятом решении о реорганизации при заключении с ними договоров. Срок для уведомления кредиторов при реорганизации ЧУП и предъявления кредиторами требований законодательством не установлен, однако в такой ситуации можно по аналогии руководствоваться сроками, установленными ст.23 Закона № 2020-XII.
Примечание 7. Исходя из разъяснения Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 30.06.2008 № 03-29/1397 «О порядке уведомления кредиторов о реорганизации юридического лица» данное уведомление должно быть направлено каждому кредитору учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации. Следовательно, под письменным уведомлением нельзя понимать публикацию о реорганизации юридического лица в соответствующем печатном издании.
Объем обязательной информации, которая должна содержаться в уведомлении, действующим законодательством не установлен. Кредиторам должны быть сообщены сведения, необходимые для того, чтобы принять решение о продолжении или прекращении сотрудничества с реорганизуемым юридическим лицом. Способ отправки письменного уведомления законодательно также не урегулирован; предположительно, это могут быть заказные письма, телеграммы, электронные документы. Предпочтительнее посылать заказным письмом с уведомлением с описью вложения.
Примечание 8. При реорганизации юридического лица трудовые отношения с согласия работника на условиях, предусмотренных трудовым договором, продолжаются. При отказе работника от продолжения работы по той же профессии, занимаемой должности трудовой договор прекращается в соответствии с п.5 части второй ст.35 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) с выплатой работнику выходного пособия в размере не менее двухнедельного среднего заработка. Таким образом, при реорганизации юридического лица в форме слияния следует учесть, что реорганизация может повлечь дополнительные расходы, связанные с выплатой работникам выходного пособия.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. согласно п.5 части второй ст.35 ТК (в редакции Закона Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З, далее - Закон № 219-З) основаниями прекращения трудового договора являются отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с нанимателем; отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда, а также отказ от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества и (или) реорганизацией (слиянием, присоединением, разделением, выделением, преобразованием) организации, сдачей имущественного комплекса организации в аренду или передачей в доверительное управление акций (долей в уставном фонде) организации. |
Примечание 9. Законодательством не определено, что согласие работника на продолжение трудовых отношений обязательно должно быть выражено письменно. Вместе с тем, чтобы получить согласие работника, наниматель обязан уведомить его о предстоящей реорганизации. Форма такого уведомления также не определена. Поэтому, полагаем, правильным будет, если наниматель проведет общее собрание либо вывесит решение о реорганизации юридического лица в доступном для обозрения месте. Согласие работника на продолжение трудовых отношений подразумевается полученным, если работник не обратился к нанимателю с письменным заявлением об увольнении и продолжает выполнять работу (исполнять служебные обязанности).
В случае если трудовой коллектив реорганизуемого юридического лица небольшой, рекомендуем ознакомить каждого работника с приказом о реорганизации под подпись.
Примечание 10. Порядок проведения инвентаризации регулируется Инструкцией № 180. Инвентаризации подлежат активы и обязательства организации независимо от их местонахождения, а также активы, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом (полученные в пользование, арендованные, принятые на ответственное хранение, в переработку, на комиссию и др.) (п.5 Инструкции № 180).
К инвентаризируемым активам относятся: внеоборотные активы, оборотные активы, дебиторская задолженность, расчеты с учредителями, денежные средства, финансовые вложения, прочие оборотные активы.
К инвентаризируемым обязательствам организации относятся: долгосрочные кредиты и займы, краткосрочные кредиты и займы, кредиторская задолженность, задолженность перед учредителями, резервы предстоящих расходов, прочие виды обязательств.
Примечание 11. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом (п.1 ст.54 ГК).
Однако неуказание в передаточном акте налогов и экономических санкций не освобождает юридическое лицо, созданное в результате реорганизации в форме слияния, от уплаты налогов и ответственности в виде уплаты экономических санкций. Так, исполнение налогового обязательства, уплата пеней реорганизованной организации возлагаются на ее правопреемника независимо от того, были известны правопреемнику до завершения реорганизации факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения налогового обязательства, неуплаты (неполной уплаты) пеней реорганизованной организацией или нет (часть первая п.2 ст.39 НК).
Примечание 12. Юридические лица, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяют порядок и условия данной процедуры (часть вторая ст.16 Закона № 2020-XII).
В то же время в законодательстве напрямую не установлены те условия, которые в обязательном порядке должны быть определены в договоре о слиянии. По мнению автора, в данном договоре должна быть указана следующая информация:
• предмет договора, то есть реорганизация сторон в форме слияния;
• порядок осуществления учредителями совместной деятельности по реорганизации юридических лиц в форме слияния, их права и обязанности по реорганизации юридических лиц, распределение расходов в связи с реорганизацией;
• распределение между учредителями обязанностей по подготовке к государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме слияния, в том числе по согласованию в установленном порядке наименования организации, подготовке проекта устава, совершению иных действий, установленных законодательством;
• размер уставного фонда и порядок его формирования;
• принцип определения соотношения долей в уставном фонде между учредителями юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме слияния;
• сроки, в течение которых будет осуществлен процесс слияния;
• порядок голосования на совместном общем собрании участников, а также вопрос, связанный с его кворумом и в целом с порядком проведения, в том числе с уведомлением лиц, которые могут (должны) принять участие в совместном общем собрании;
• иные сведения.
Примечание 13. Передаточный акт не является документом, подтверждающим факт завершения реорганизации юридического лица (письмо Министерства юстиции Республики Беларусь от 21.07.2004 № 05-05/1399-3 «О внесении изменений в учредительные документы юридического лица, к которому в рамках установленной формы реорганизации присоединяется иное юридическое лицо»), а служит лишь необходимым основанием для ее проведения.
Напомним, что с 1 февраля 2009 г. передаточный акт не входит в перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для регистрации реорганизации (п.14 Положения № 1), тем не менее он необходим для проведения процедуры реорганизации.
![]() |
Обратите внимание! При составлении передаточного акта лица, принявшие решение о реорганизации, могут столкнуться с некоторыми сложностями в определении уполномоченного лица на подписание передаточных документов со стороны вновь создаваемой организации, которая на момент подписания официально еще не является юридическим лицом (не пройдена процедура государственной регистрации). На практике передаточные документы подписывают либо сами учредители, либо лица, которые, как предполагается, в дальнейшем будут исполнять обязанности руководителя, главного бухгалтера организации. При этом следует избегать ситуации, когда акт от обеих сторон будет подписан одними и теми же лицами и может возникнуть вопрос о его действительности. Нередко передаточный акт утверждают после подписания договора о слиянии. |
Примечание 14. Общее собрание участников или учредители (участники) (орган управления) каждого из участвующих в слиянии юридических лиц, уполномоченные на то учредительными документами, утверждают договор о слиянии (часть вторая ст.16 Закона № 2020-XII). Таким образом, общее собрание участников или учредители (участники) (орган управления) каждого из участвующих в реорганизации юридических лиц должны признать или не признать условия договора о слиянии, который был совершен, например, исполнительным органом юридических лиц. При этом они вправе как признать заключенный договор о слиянии и, соответственно, его утвердить, так и отказать в указанном признании и, следовательно, не утвердить рассматриваемый договор, тем самым приостановив или прекратив процесс реорганизации.
Примечание 15. Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому оно является, и возмещения убытков (п.2 ст.56 ГК).
Требования кредиторов предъявляются реорганизуемому юридическому лицу письменно в течение 30 дней с даты направления им уведомления о принятом решении о реорганизации.
Примечание 16. Форма заявления приведена в приложении к Положению № 154.
Примечание 17. Порядок согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций для их последующей государственной регистрации определен Положением № 154 и постановлением № 20.
До обращения в регистрирующий орган заявитель может проверить выбранное наименование с помощью перечня согласованных (зарезервированных) наименований юридических лиц, размещаемого на веб-портале Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (http://egr.gov.by) (далее - веб-портал ЕГР) (п.4 Положения № 154).
В регистрирующие органы для согласования наименования юридических лиц обращается учредитель (участник), на которого в соответствии с решением (протоколом) возложена данная обязанность, или его представитель.
Согласование наименования может быть осуществлено:
1) при личном обращении заявителя в регистрирующий орган с предъявлением документа, удостоверяющего его личность (в присутствии заявителя в день обращения);
2) направлении заявителем документов по почте (в течение 2 рабочих дней);
3) представлении заявителем электронных документов в порядке, установленном Положением № 154 (не позднее следующего рабочего дня с даты получения заявления). При этом электронные документы для согласования наименования могут быть представлены учредителем - физическим или юридическим лицом - резидентом Республики Беларусь. Порядок такого обращения за согласованием наименования определен Положением № 154. Для согласования наименования электронные документы представляются посредством веб-портала ЕГР.
По результатам рассмотрения электронных документов уполномоченным сотрудником регистрирующего органа на веб-портал ЕГР направляются подписанные электронной цифровой подписью этого сотрудника подтверждение о согласовании наименования либо отказ в согласовании наименования - при наличии оснований для отказа в согласовании наименования. Формы указанных документов утверждены в приложениях 2 и 3 к постановлению № 20.
На практике второй вариант менее удобен, так как в любом случае необходимо будет приезжать в исполнительный комитет за справкой о согласовании наименования. Кроме того, при личном обращении работник регистрирующего органа на месте проверяет, нет ли такого названия в базе ЕГР и соответствует ли оно требованиям законодательства. При наличии такого названия в базе или возникновении каких-либо затруднений учредитель (участник) или его представитель может сразу предложить другое наименование и решить все вопросы на месте. При отправлении же документов по почте придется ждать ответа 2 дня, а в случае отказа повторять процедуру заново.
Примечание 18. Совместное общее собрание учредителей (участников) юридических лиц или органов управления таких юридических лиц, уполномоченных на то учредительными документами, участвующих в слиянии, утверждает учредительные документы возникающего юридического лица и образует его органы (часть вторая ст.16 Закона № 2020-XII).
Таким образом, в протоколе данного собрания должна содержаться информация о (об):
• подписании и утверждении устава юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме слияния;
• образовании органов юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме слияния, и избрании их членов;
• утверждении решения о регистрации акций (в случае создания в результате реорганизации в форме слияния АО);
• иные вопросы.
Примечание 19. В уставе юридического лица должны быть указаны:
• сведения о том, что данное юридическое лицо создано в результате реорганизации в форме слияния;
• наименование юридического лица;
• место его нахождения;
• цели деятельности;
• размер уставного фонда, порядок и источники его формирования;
• права и обязанности участников;
• структура, порядок избрания или образования, состав и компетенция органов юридического лица;
• порядок управления деятельностью юридического лица;
• орган управления либо лицо (работник) хозяйственного общества, уполномоченные на подготовку, созыв и проведение общего собрания его участников в случае, установленном частью четвертой ст.50 Закона № 2020-XII;
• порядок принятия органами управления решений, включая перечень вопросов, решения по которым принимаются органами управления единогласно или квалифицированным большинством голосов;
• условия и порядок распределения прибыли и убытков;
• перечень представительств и филиалов;
• ответственность юридического лица, его участников;
• порядок утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица (данных книги учета доходов и расходов), его представительств и филиалов;
• порядок и объем предоставления участникам информации о юридическом лице;
• иные сведения (п.2 ст.48, часть вторая п.2 ст.113 ГК, ст.14 Закона № 2020-XII).
В уставе АО дополнительно предусматриваются сведения о (об):
• общем количестве акций, их номинальной стоимости, о категориях акций, эмитируемых юридическим лицом, количестве акций каждой категории;
• фиксированном размере дивиденда по привилегированным акциям (в стоимостном или процентном выражении по отношению к номинальной стоимости акций) либо о порядке его определения (в случае эмиссии привилегированных акций);
• фиксированной стоимости имущества (в стоимостном или процентном выражении по отношению к номинальной стоимости акций), подлежащего передаче владельцу привилегированной акции в случае ликвидации юридического лица, либо о порядке ее определения (в случае эмиссии привилегированных акций);
• очередности выплаты дивидендов по каждому типу привилегированных акций, а также распределения имущества между акционерами - владельцами этих акций в случае ликвидации юридического лица (в случае эмиссии привилегированных акций нескольких типов);
• иные сведения, если необходимость их включения в устав предусмотрена Законом № 2020-XII (ст.69 Закона № 2020-XII).
Виды деятельности, осуществляемые юридическим лицом, могут указываться в его уставе по желанию собственника имущества, учредителей (участников) юридического лица. Регистрирующим и иным государственным органам (организациям) запрещается требовать указания в уставе юридического лица осуществляемых им видов деятельности (п.20 Положения № 1).
Примечание 20. При реорганизации юридического лица в форме слияния в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации коммерческой организации по форме, утвержденной постановлением № 8 (приложение 1) (п.12 постановления № 8).
Примечание 21. Согласно п.14 Положения № 1 к заявлению прилагаются документы, необходимые для государственной регистрации коммерческой организации.
Примечание 22. Так как при реорганизации юридического лица в форме слияния в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации коммерческой организации, то согласно подп.1.1 п.1 приложения 22 к НК за данные действия взимается пошлина в размере 1 базовой величины.
Примечание 23. Государственная регистрация юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме слияния, производится в день обращения в регистрирующий орган.
Регистрирующие органы принимают документы, представленные для государственной регистрации, рассматривают их состав и содержание заявления о государственной регистрации, при необходимости разъясняют лицам, представляющим такие документы, правила их представления и оформления, предусмотренные законодательством (часть первая п.23 Положения № 1).
![]() |
Обратите внимание! Наряду с обычной процедурой регистрации (то есть посредством личной подачи документов в регистрирующий орган) с 1 сентября 2011 г. введен альтернативный способ государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - в электронном виде. Порядок такой регистрации установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2011 № 1164, которым утверждена Инструкция о порядке представления юридическими и физическими лицами электронных документов для государственной регистрации субъектов хозяйствования и их рассмотрения регистрирующим органом.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 сентября 2017 г. Инструкция № 1164 изложена в новой редакции на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.08.2017 № 655. В частности, изменилось название данной Инструкции: «Инструкция о порядке представления электронных документов и их рассмотрения регистрирующим органом». Комментарий к изменениям см. здесь.
Электронная государственная регистрация проводится путем представления соответствующих документов в электронном виде через веб-портал ЕГР. Документы, подаваемые для государственной регистрации в электронном виде, должны содержать электронную цифровую подпись заявителя, который предварительно должен зарегистрироваться в качестве владельца личного ключа электронной цифровой подписи. Дополнительная информация размещена на сайте ЕГР по адресу: http://egr.gov.by/egrn. |
Примечание 24. В день подачи документов, представленных для государственной регистрации, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа:
• ставит на уставе юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме слияния, штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, выдает один экземпляр данных документов лицу, их представившему;
• вносит в ЕГР запись о государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме слияния;
• представляет в Министерство юстиции Республики Беларусь необходимые сведения о юридическом лице, созданном в результате реорганизации в форме слияния, для включения их в ЕГР и для исключения из него сведений о реорганизованных юридических лицах.
Примечание 25. Уполномоченный сотрудник регистрирующего органа не осуществляет государственную регистрацию юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме слияния, в случаях:
• непредставления в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов;
• оформления заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства;
• представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Неосуществление либо отказ в государственной регистрации по основаниям, не предусмотренным законодательством, не допускается.
Примечание 26. Устав со штампом регистрирующего органа выдается в день подачи документов для государственной регистрации; свидетельство о государственной регистрации - не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов для государственной регистрации; документы, подтверждающие постановку юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме слияния, на учет в различных государственных органах, - в течение 5 рабочих дней со дня внесения соответствующей записи в ЕГР.
Примечание 27. Наличие у юридического лица устава со штампом, свидетельствующим о проведении государственной регистрации, служит основанием для обращения за изготовлением печатей (штампов) в организации, осуществляющие в установленном порядке данный вид деятельности, а также за совершением иных юридически значимых действий. Получения специальных разрешений на изготовление печатей (штампов) не требуется (часть седьмая п.23 Положения № 1).
Юридическое лицо, созданное в результате реорганизации в форме слияния, после государственной регистрации должно изготовить новую (свою) печать, для чего старая печать должна быть уничтожена.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 февраля 2018 г. часть седьмая п.23 Положения № 1 на основании Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 исключена (далее - Декрет № 7). С 26 февраля 2018 г. субъекты хозяйствования вправе не использовать печати (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь) (подп.3.11 п.3 Декрета № 7). |
![]() |
Справочно Для более детального изучения см.: • «Печать коммерческой организации: правила изготовления, хранения и уничтожения (в вопросах и ответах)». |
Примечание 28. Если происходит реорганизация, а трудовые отношения с согласия работника организации продолжаются, то об этом отдельной строкой в графе 3 трудовой книжки производится соответствующая запись, а в графе 4 указываются номер и дата приказа (распоряжения), на основании которого произведена реорганизация (п.57 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. следует руководствоваться п.57 Инструкции № 40 в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10.01.2020 № 1. Комментарий см. здесь. |
Приказ о продолжении трудовых отношений издается новым нанимателем после государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме слияния, и при согласии работника. Законодательством не предусмотрено заключение нового трудового договора (контракта) после реорганизации, вместе с тем стороны могут внести в трудовой договор изменения в части сведений о нанимателе.
Если работник откажется от продолжения работы, трудовой договор с ним прекращается по п.5 части второй ст.35 ТК с выплатой работнику выходного пособия в размере не менее двухнедельного среднего заработка.
Продолжение трудовых отношений при реорганизации юридического лица предполагает работу с сохранением всех условий трудового договора (контракта), действующего на момент реорганизации, в том числе трудовой функции. В случае невозможности сохранения хотя бы одного из условий трудового договора новый наниматель вправе уволить работника по п.1 ст.42 ТК. Увольнение в связи с сокращением численности или штата работников допускается только в том случае, если новый наниматель не имеет возможности сохранить прежние условия трудового договора с работником по объективным причинам (изменение основных видов деятельности, оказываемых услуг и др.). Данное увольнение не является обязанностью нанимателя - возможен перевод работника на имеющееся вакантное место работы. При увольнении по п.1 ст.42 ТК наниматель должен соблюсти определенную процедуру и гарантии прав работников, закрепленные в ст.43, 45, 46, 48, 268, 287, 325 ТК.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. в ст.43, 48, 268, 287 ТК внесены изменения Законом № 219-З. С 30 июня 2021 г. следует руководствоваться ст.42 и 46 ТК в ред. Закона от 28.05.2021 № 114-З. Комментарий см. здесь. |
Примечание 29. Документы представляются в соответствии с подп.2.3 п.2 Декрета № 1. Банки вправе разрабатывать локальные акты, которые более детально регламентируют порядок открытия счетов юридическими лицами, зарегистрированными на территории Республики Беларусь. В связи с этим список необходимых документов может быть иным. В частности, на практике некоторые банки требуют представить документы, подтверждающие полномочия директора и главного бухгалтера организации, созданной в результате реорганизации в форме слияния.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 февраля 2018 г. следует руководствоваться подп.2.3 п.2 Декрета № 1 с учетом изменений, внесенных Декретом № 7. Норма не изменилась. |
Примечание 30. Так как юридическое лицо, созданное в результате реорганизации в форме слияния, является самостоятельным субъектом хозяйствования со своим учетным номером плательщика (УНП), отличным от регистрационных номеров реорганизованных юридических лиц, оно должно открыть новый текущий (расчетный) счет в банке.
Примечание 31. Так как после государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме слияния, реорганизованные юридические лица исключаются из ЕГР и прекращают свою хозяйственную деятельность, они должны закрыть свои текущие (расчетные) и иные счета и перевести оставшиеся на них денежные средства на текущий (расчетный) счет юридического лица, созданного в результате реорганизации.
Примечание 32. Порядок и сроки уведомления банков устанавливаются внутренними локальными актами банка.
Банк самостоятельно определяет перечень документов, необходимых для закрытия счета.
В соответствии с п.1 ст.54 ГК и частью третьей ст.16 Закона № 2020-XII с момента государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме слияния, по передаточному акту к данному юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованных юридических лиц, в том числе право распоряжения расчетными счетами последних.
Таким образом, на основании письма-уведомления и документов о проведенной реорганизации текущие (расчетные) и иные счета реорганизованных юридических лиц следует сначала переоформить на юридическое лицо, созданное в результате реорганизации в форме слияния, а затем закрыть. Решение о закрытии этих счетов полномочно принять руководство нового юридического лица уже как своих собственных расчетных счетов.
Примечание 33. Форма уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения установлена постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42 (приложение 23).
Примечание 34. Срок для обращения - в течение 1 месяца со дня постановки юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме слияния, на налоговый учет. Порядок ведения книги учета проверок регулируется Правилами ведения книги учета проверок, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.03.2010 № 383.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. согласно п.2 постановления № 383 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11.08.2017 № 605) книгу учета проверок необходимо приобрести не позднее 6 месяцев со дня постановки на налоговый учет. Регистрация книги учета проверок в инспекции МНС не требуется. |
Примечание 35. В соответствии с п.3 ст.287 НК.
Примечание 36. Согласно п.4 ст.108 НК.
Примечание 37. При реорганизации юридических лиц в форме слияния вновь возникшему юридическому лицу присваивается УНП, а реорганизованные юридические лица исключаются из Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц), присвоенные им УНП признаются недействительными (п.9 Инструкции о порядке и условиях присвоения, применения, изменения учетного номера плательщика и признания его недействительным, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.12.2010 № 96).
В свою очередь, несмотря на исключение реорганизованных юридических лиц из названного Государственного реестра, на практике их учетные дела передаются для хранения в ИМНС по месту постановки на учет юридического лица, возникшего в результате реорганизации.
Примечание 38. Плательщики, указанные в п.2 Положения о порядке постановки на учет и снятия с учета плательщиков обязательных страховых взносов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.07.2009 № 917 (далее - Положение № 917), иные плательщики, запись о государственной регистрации которых вносится в ЕГР, подлежат снятию с учета в органах ФСЗН на основании полученной органами ФСЗН от регистрирующего органа в установленном порядке информационной карты. Датой снятия с учета в органах ФСЗН является дата внесения сведений об их исключении из ЕГР.
Плательщики, указанные в п.3 Положения № 917, подлежат снятию с учета на основании полученного в произвольной форме соответствующего уведомления. Датой снятия с учета в органах ФСЗН является день ликвидации (реорганизации) юридического лица (часть первая, абзац 2 части второй п.7 Положения № 917).
Примечание 39. В случае исключения страхователя - юридического лица из ЕГР в течение 3 рабочих дней, исчисляемых со дня получения сведений об исключении страхователя из ЕГР, страховщиком осуществляется снятие с учета данного страхователя (пп.18, 20 Положения № 1294).
![]() |
Обратите внимание! Согласно нормам Инструкции о порядке постановки на учет, снятия с учета респондентов государственных статистических наблюдений в органах государственной статистики, утвержденной постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 02.03.2009 № 26, органы статистики осуществляют постановку юридического лица на учет в качестве респондента государственных статистических наблюдений на основании информации, передаваемой регистрирующими органами путем обмена электронными документами. Поэтому на практике юридическому лицу, созданному в результате реорганизации в форме слияния, нет необходимости дополнительно уведомлять органы статистики. |
Примечание 40. Данная стадия возникает лишь в том случае, если одно, несколько или все реорганизуемые юридические лица являются АО.
При реорганизации АО в форме слияния акции реорганизуемого АО аннулируются в соответствии с законодательством о ценных бумагах (часть вторая ст.89 Закона № 2020-XII).
Исключение из Государственного реестра ценных бумаг (аннулирование) выпуска акций или его части осуществляется регистрирующим органом путем внесения соответствующих сведений в Государственный реестр ценных бумаг в том числе в случаях:
• реорганизации АО в форме слияния, в результате которой создано новое АО, - на основании документов, представленных для государственной регистрации акций вновь возникшим АО;
• реорганизации АО в форме слияния, в результате которой создано юридическое лицо иной организационно-правовой формы, - на основании сведений о прекративших деятельность субъектах хозяйствования (ст.123 Инструкции о некоторых вопросах выпуска и государственной регистрации ценных бумаг, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 11.12.2009 № 146; далее - Инструкция № 146).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 ноября 2017 г. вместо Инструкции № 146 действует Инструкция о некоторых вопросах эмиссии и государственной регистрации эмиссионных ценных бумаг, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.08.2016 № 78 (далее - Инструкция № 78). |
Примечание 41. Порядок выдачи и ведения книги замечаний и предложений регулируется Положением о порядке выдачи, ведения и хранения книги замечаний и предложений, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2005 № 285.
С 23 января 2016 г. книга замечаний и предложений приобретается в РУП «Издательство "Белбланкавыд"». Основанием для выдачи книги является наличие сведений об организации в Государственном реестре плательщиков (иных обязанных лиц) (пп.3, 5 указанного Положения).
Размер платы за книгу замечаний и предложений установлен постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.03.2005 № 37.
Примечание 42. Договор с депозитарием на депозитарное обслуживание эмитента должен быть заключен до государственной регистрации акций (п.48 Инструкции № 146).
Примечание 43. В ЗАО обязательно наличие сотрудника с квалификационным аттестатом на право деятельности на рынке ценных бумаг либо заключение с профессиональным участником договора, предусматривающего оказание консультационных услуг на рынке ценных бумаг (если оказание консультационных услуг на рынке ценных бумаг не предусмотрено договором на депозитарное обслуживание эмитента) (п.22 Инструкции № 146). Таким образом, данная стадия не обязательна при условии, если в ЗАО есть сотрудник с квалификационным аттестатом на право деятельности на рынке ценных бумаг либо договор на депозитарное обслуживание предусматривает оказание консультационных услуг на рынке ценных бумаг.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 ноября 2017 г. аналогичная норма содержится в п.6 Инструкции № 78. |
Кроме того, данная стадия отсутствует, если в результате реорганизации создано ОАО, так как в нем наличие сотрудника с квалификационным аттестатом на право деятельности на рынке ценных бумаг обязательно, и отсутствует альтернатива заключения договора на оказание консультационных услуг на рынке ценных бумаг, как для ЗАО.
Примечание 44. Форма заявления установлена Инструкцией № 146 (приложение 3).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 ноября 2017 г. форма заявления о государственной регистрации выпуска акций содержится в приложении 4 к Инструкции № 78. |
Примечание 45. Форма решения установлена Инструкцией № 146 (приложение 4).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 ноября 2017 г. форма решения о выпуске акций не установлена. Требования к решению о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг содержатся в главе 3 Инструкции № 78. |
Примечание 46. Размер платы составляет 30 базовых величин (п.15.19 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 7 ноября 2021 г. следует руководствоваться п.15.19 перечня № 156 в ред. постановления Совмина от 27.08.2021 № 486. |
Примечание 47. При создании АО (в том числе и в результате реорганизации в форме слияния) документы для государственной регистрации акций представляются в двухмесячный срок с даты государственной регистрации АО (п.26 Инструкции № 146).
![]() |
Справочно Сведения об отделах по ценным бумагам главных управлений Министерства финансов Республики Беларусь по областям и г. Минску размещены на сайте Министерства финансов Республики Беларусь (http://www.minfin.gov.by/securities_department/background/doc/db3bf2c3d8e5cb14.html). |
Примечание 48. Территориальный орган по ценным бумагам по истечении срока для рассмотрения документов и при отсутствии нарушений:
• вносит соответствующие сведения в Государственный реестр ценных бумаг;
• присваивает номер государственной регистрации акциям АО;
• выдает письмо, содержащее сведения о зарегистрированных в Государственном реестре ценных бумаг акциях данной категории, данного типа, привилегированных акциях, с приложением свидетельства о государственной регистрации ценных бумаг.
Примечание 49. Территориальный орган по ценным бумагам не осуществляет государственной регистрации акций АО в случаях:
• нарушения эмитентом установленного порядка выпуска ценных бумаг;
• представления документов, несоответствующих требованиям законодательства о ценных бумагах, в том числе представления подложных, поддельных или недействительных документов.
Территориальный орган по ценным бумагам не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения, направляет эмитенту мотивированный отказ.
Отказ может быть обжалован эмитентом в судебном порядке.
10.06.2016
Светлана Дашкевич, магистр юридических наук, юрист
Татьяна Дегтяренко, юрист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»