


Материал помещен в архив
РЕОРГАНИЗАЦИЯ И СОЗДАНИЕ ОБЪЕДИНЕНИЙ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
В сложившихся непростых экономических условиях субъекты хозяйствования вынуждены искать пути сохранения бизнеса, принимать меры, направленные на оптимизацию различных сторон деятельности организации. К таким мерам среди прочих можно отнести реорганизацию субъектов хозяйствования, а также создание объединений таких субъектов.
При помощи реорганизации можно решить такие задачи, как изменение организационно-правовой формы организации, разделение либо объединение бизнеса, достижение наиболее эффективного использования активов, трудовых ресурсов, оптимизация управления организацией и др.
Создание объединений субъектов хозяйствования позволяет установить централизованное управление (в т.ч. финансовый контроль, учет и отчетность) организациями, входящими в объединение, диверсифицировать производство, наиболее эффективно использовать имущество и финансы и т.д.
Одной из сравнительно новых для правовой системы республики форм объединений субъектов хозяйствования является холдинг. Формирование и развитие данной формы объединения субъектов хозяйствования было законодательно урегулировано в 2009 г. Указом Президента РБ от 28.12.2009 № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь» (далее - Указ № 660) (вступил в силу с 1 апреля 2010 г.).
13 октября 2011 г. Главой государства в целях совершенствования создания и деятельности холдингов, а также устранения пробелов, выявленных при применении на практике Указа № 660, издан Указ № 458 «О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам создания и деятельности холдингов» (далее - Указ № 458) (вступает в силу с 20 января 2012 г.).
Формы и порядок реорганизации юридического лица, а также актуальные вопросы, касающиеся создания и деятельности объединений субъектов хозяйствования, в т.ч. холдингов, как наиболее перспективной формы объединений субъектов хозяйствования, рассмотрены в предлагаемом пособии.
РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Цели и формы реорганизации
Реорганизация юридического лица - это процесс существенного изменения его структуры или организационно-правовой формы.
Реорганизация может проводиться с различными целями, например: укрупнение либо, наоборот, разделение бизнеса, преобразование в иную организационно-правовую форму или ликвидация с образованием новых организаций, достижение наиболее эффективного использования активов, расширение производства, совершенствование организационной и производственной структуры, сокращение издержек производства и др.
Реорганизация юридических лиц целесообразна в случаях:
- прекращения существования компании, не осуществляющей деятельности (как альтернатива ликвидации компании, для реализации которой требуется больше времени и иных ресурсов);
- выделения одного из бизнесов и его продажи (покупки) при желании сохранить лицензии (иные административные разрешения), а также действие договоров, предусматривающих исключительные (эксклюзивные) права;
- при необходимости изменения организационно-правовой формы компании (например, собственник унитарного предприятия привлекает для ведения бизнеса партнеров) и т.д.
Таким образом, выбор формы реорганизации зависит от преследуемой цели.
Основной нормативный правовой акт, регламентирующий вопросы реорганизации юридических лиц, - Гражданский кодекс РБ (далее - ГК), который предусматривает исчерпывающий перечень форм реорганизации юридических лиц (ст.53): слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. При этом процесс реорганизации хозяйственных обществ более детально урегулирован в Законе РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон) (ст.15-23).
1. Слияние - объединение 2 и более юридических лиц в одно новое, при этом первоначальные юридические лица прекращают существование.
При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом (п.1 ст.54 ГК). Хозяйственные общества и юридические лица иных организационно-правовых форм, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяют порядок и условия слияния (ст.16 Закона).
Слияние можно рассматривать как легальную форму укрупнения бизнеса.
2. Присоединение - вхождение одного юридического лица в состав другого, при этом присоединяемое юридическое лицо прекращает свое существование, а лицо, в состав которого оно вошло, продолжает существовать.
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п.2 ст.54 ГК).
Присоединяемые хозяйственное общество и (или) юридическое лицо иной организационно-правовой формы и хозяйственное общество, к которому осуществляется присоединение, заключают договор о присоединении, в котором определяют порядок и условия присоединения (ст.17 Закона).
Присоединение предполагает объединение с дочерними предприятиями либо перевод активов к присоединяемой организации. Организация-правопреемник является уже существующей, не создается заново и присоединяет к себе одно или несколько предприятий.
3. Разделение - прекращение существования первоначального юридического лица и создание вместо него 2 или более новых юридических лиц.
При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом (п.3 ст.54 ГК).
Разделение служит формой реорганизации в случае раздела активов организации между ее собственниками. Юридическое лицо прекращает свое существование, вместо него возникает несколько более мелких юридических лиц.
4. Выделение - выделение из первоначального юридического лица одного или нескольких новых юридических лиц, при этом первоначальное юридическое лицо продолжает существовать.
При выделении из состава юридического лица одного или нескольких новых юридических лиц к каждому из них в соответствии с разделительным балансом переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица (п.4 ст.54 ГК).
Выделение является одним из вариантов разделения. Эта форма реорганизации избирается в случае, если наступает необходимость выделить активы или открыть новое направление деятельности юридического лица.
5. Преобразование - создание нового юридического лица другой организационно-правовой формы, при этом первоначальное юридическое лицо прекращает существование.
При преобразовании к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать возникшему юридическому лицу (п.5 ст.54 ГК).
Преобразование на практике является одним из самых востребованных способов реорганизации организации и заключается в смене организационно-правовой формы: юридическое лицо прекращает свою деятельность - происходит образование нового юридического лица иной формы.
Главный признак реорганизации - универсальное правопреемство, т.е. переход прав и обязанностей в результате реорганизации от одних юридических лиц к другим (ст.129 ГК).
Реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению собственника его имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, - по решению уполномоченных государственных органов, в т.ч. суда (п.1 ст.53 ГК, ст.21 Закона).
Инвентаризация активов и обязательств
В соответствии со ст.12 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» в случае реорганизации юридического лица в обязательном порядке проводится инвентаризация активов и обязательств. Порядок проведения инвентаризации регламентирован Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180.
От редакции: С 1 января 2014 г. взамен Закона № 3321-XII принят Закон РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности». |
По результатам инвентаризации составляются передаточный акт (в случае преобразования, присоединения и слияния) и разделительный баланс (в случае выделения, разделения) (п.6 вышеназванной Инструкции № 180).
Уведомление кредиторов
Согласно п.1 ст.56 ГК учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Для хозяйственных обществ установлены сроки такого уведомления: не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации общества, а при реорганизации в форме слияния или присоединения - с даты принятия такого решения последним из хозяйственных обществ или юридических лиц иных организационно-правовых форм, участвующих в слиянии или присоединении (ст.23 Закона).
При этом кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков (п.2 ст.56 ГК).
В ГК не указан срок для заявления кредиторами своих требований, а также момент, с которого он начинает течь. Однако такая норма содержится в ст.23 Закона, в соответствии с которой требования кредитора предъявляются хозяйственному обществу письменно в течение 30 дней с даты направления ему уведомления о принятом решении о реорганизации хозяйственного общества.
Объем обязательной информации, которая должна содержаться в уведомлении кредиторам, равно как и форма уведомления, законодательством не установлены. Кредиторам должны быть сообщены сведения, необходимые для того, чтобы принять решение о продолжении или прекращении хозяйственных связей с реорганизуемым юридическим лицом.
В законодательстве не указаны последствия неуведомления кредиторов о реорганизации. Согласно разъяснению ВХС РБ от 30.06.2008 № 03-29/1397 «О порядке уведомления кредиторов о реорганизации юридического лица», если кредиторы реорганизуемого юридического лица не были уведомлены о его реорганизации, они могут в судебном порядке оспаривать саму реорганизацию и требовать признать ее несостоявшейся.
Трудовые отношения при реорганизации
Одним из важных вопросов, который необходимо урегулировать при реорганизации, является вопрос трудовых отношений.
В соответствии со ст.36 Трудового кодекса РБ (далее - ТК) при смене собственника имущества и реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации трудовые отношения с согласия работника на условиях, предусмотренных трудовым договором, продолжаются. При отказе работника от продолжения работы по той же профессии, занимаемой должности трудовой договор прекращается в соответствии с п.5 ст.35 ТК. Если условия, предусмотренные трудовым договором по той же профессии, занимаемой должности, не могут быть сохранены, трудовой договор прекращается в соответствии с п.1 ст.42 ТК.
Государственная регистрация
Государственная регистрация создаваемых в результате реорганизации юридических лиц, изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридических лиц в связи с реорганизацией, осуществляется в соответствии с Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 (далее - Декрет № 1).
От редакции: С 1 мая 2013 г. Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования на основании Декрета Президента РБ от 24.01.2013 № 2 изложено в новой редакции. |
Особенности реорганизации некоторых субъектов хозяйствования
Реорганизация некоторых субъектов хозяйствования имеет особое нормативное регулирование.
Особенности реорганизации убыточных сельскохозяйственных организаций по решению уполномоченных государственных органов с целью повышения эффективности сельскохозяйственного производства установлены в Законе РБ от 09.06.2003 № 202-З «О реорганизации убыточных сельскохозяйственных организаций».
Порядок преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества регулируется Законом РБ от 19.01.1993 № 2103-XII «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества».
Реорганизация банков регулируется ст.101 Банковского кодекса РБ, Инструкцией о порядке принятия банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями мер по улучшению финансового состояния или реорганизации, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 25.01.2001 № 5.
От редакции: Вышеназванная Инструкция о порядке принятия банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями мер по улучшению финансового состояния или реорганизации утратила силу 25 января 2013 г. В связи с этим в настоящее время следует руководствоваться Инструкцией о порядке принятия банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями мер по улучшению финансового состояния или реорганизации, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.10.2012 № 556. |
Аналитические материалы
Пособия
Особенности некоторых форм реорганизации юридических лиц (Е.Телеш, директор общества с дополнительной ответственностью «ИПМ-Консалт центр права»).
Порядок реорганизации в форме присоединения к обществу с ограниченной (дополнительной) ответственностью учрежденного им унитарного предприятия (Я.Функ, доктор юридических наук, профессор Белорусского государственного университета, Председатель Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной палате).
Некоторые вопросы реорганизации юридических лиц (О.Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Ю.Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь).
Уведомление кредиторов о реорганизации коммерческой организации: порядок и последствия его несоблюдения (А.Жук, аттестованный юрист, магистр права).
Вопросы, возникающие в процессе присоединения к обществу с ограниченной (дополнительной) ответственностью иного юридического лица, в том числе и унитарного предприятия (Я.Функ, доктор юридических наук, профессор Белорусского государственного университета, Председатель Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной палате).
Преобразование частного унитарного предприятия в хозяйственное общество (Е.Телеш, директор общества с дополнительной ответственностью «ИПМ-Консалт центр права»).
Реорганизация должника в форме выделения. Соблюдение прав кредиторов (Р.Колбасов, судья хозяйственного суда г.Минска).
Судебная практика
Правопреемство при реорганизации юридического лица - поручителя по кредитному договору (С.Лях, судья хозяйственного суда Гродненской области, О.Совца, секретарь судебного заседания - помощник судьи суда Гродненской области).
ОБЪЕДИНЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Как уже было сказано, до недавнего времени в Республике Беларусь объединения юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, могли создаваться только в форме финансово-промышленных и иных хозяйственных групп и государственных объединений.
Издание Указа № 660 позволило создать правовую основу для образования и функционирования еще одной формы объединения юридических лиц - холдинга.
Рассмотрим перечисленные формы подробнее.
1. Холдинги
Общие положения
Основным нормативным правовым актом, регулирующим создание и функционирование холдингов, является Указ № 660. Однако применение Указа № 660 на практике выявило некоторые правовые пробелы, которые были устранены Указом № 458.
Холдинги как объединения субъектов хозяйствования, основанные на долевом участии в собственности, формально существовали в Беларуси и до издания Указа № 660 и действовали в гражданском обороте в рамках законодательства о хозяйственных обществах. С принятием Указа № 660 статус холдинга приобрели лишь те группы компаний, которые прошли регистрацию в качестве таковых в Министерстве экономики РБ (далее - Минэкономики).
Основной идеей формирования холдингов является создание системы экономических связей и финансового контроля посредством участия в имуществе дочерних компаний, т.е. владения их акциями (долями в уставном фонде).
Преимуществами такой формы объединения юридических лиц являются:
- возможность установления централизованного управления в холдинге;
- возможность эффективного использования имущества и финансов (участникам холдинга предоставлено право безвозмездной передачи денежных средств, товаров (имущества), имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, работ, услуг иным участникам холдинга - резидентам Республики Беларусь (п.12 Указа № 660 (в редакции Указа № 458));
- капитализация прибыли и активов, а также снижение налоговой нагрузки (при соблюдении требований п.12 Указа № 660 (в редакции Указа № 458) применяется льгота по налогу на прибыль);
- возможность для диверсификации производства, создания замкнутых технологических цепочек от добычи сырья до выпуска готовой продукции; экономия на торговых, маркетинговых и прочих услугах;
- повышение эффективности бизнеса и обеспечение его динамичного развития.
Справочно
По данным Минэкономики на сегодняшний день в Беларуси действует 31 холдинг с участием 180 коммерческих организаций. На конец 2010 г. в Беларуси насчитывалось 20 холдингов. Ежемесячно регистрируется 1-2 холдинга.
Понятие и виды холдингов
В соответствии с Указом № 660 (в редакции Указа № 458) можно условно выделить 2 вида холдингов:
1) объединение юридических лиц, в котором одно из них - коммерческая организация является управляющей компанией холдинга в силу возможности оказывать влияние на решения, принимаемые дочерними компаниями холдинга на основании:
- владения 25 % и более простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) дочерних компаний холдинга;
- управления деятельностью дочерних компаний холдинга - унитарных предприятий, учрежденных управляющей компанией холдинга либо по отношению к которым управляющая компания холдинга приобрела статус учредителя по иным основаниям, предусмотренным законодательными актами, а также учреждений, созданных управляющей компанией холдинга;
- договора доверительного управления 25 % и более простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) дочерних компаний холдинга;
- иного договора, в соответствии с которым управляющей компанией холдинга приобретаются права по управлению деятельностью дочерних компаний холдинга.
Деятельность управляющей компании по управлению дочерними компаниями признается предпринимательской (п.11 Указа № 660);
2) объединение юридических лиц, в котором управление (участие в управлении) дочерними компаниями осуществляет физическое лицо - собственник имущества унитарных предприятий, акций либо долей в уставных фондах хозяйственных обществ в размере 25 % и более без образования управляющей компании холдинга.
При этом деятельность собственника - физического лица по управлению дочерними компаниями не является предпринимательской (подп.1.2 п.1 Указа № 660 (в редакции Указа № 458)).
Холдинг не является юридическим лицом. Его участниками могут быть юридические лица, зарегистрированные в государствах, с которыми у Республики Беларусь заключены международные соглашения, предусматривающие обмен информацией по налоговым вопросам.
Холдинг создается на основании решения управляющей компании холдинга или собственника. При этом Указом № 660 не предусмотрена необходимость получения согласия дочерних компаний на включение в холдинг.
Управляющая компания
Управляющая компания холдинга составляет консолидированную бухгалтерскую отчетность по холдингу. Дочерние компании не реже 1 раза в год обязаны представлять ей бухгалтерскую и иную отчетность (п.13 Указа № 660 (в редакции Указа № 458)).
Кроме того, управляющая компания холдинга:
- выступает от имени участников холдинга в отношениях, связанных с созданием и деятельностью холдинга;
- проводит согласованную финансовую, инвестиционную и производственную политику холдинга;
- разрабатывает планы перспективного развития холдинга;
- осуществляет иные полномочия, которые определяются Указом № 660, другими актами законодательства, уставом (учредительным договором) управляющей компании и уставами дочерних компаний холдинга, договорами доверительного управления либо иными договорами.
Указом № 458 управляющей компании предоставлено право формировать централизованный фонд из чистой прибыли дочерних компаний, т.е. из прибыли, остающейся после уплаты всех налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Средства фонда должны быть использованы:
на финансирование капитальных вложений производственного назначения;
финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ;
финансирование программ по энергосбережению и мероприятий по внедрению новых энергоэффективных технологий и оборудования;
погашение кредитов банков, а также выданных за счет средств республиканского и местных бюджетов бюджетных ссуд, бюджетных займов, полученных и использованных участниками холдинга на вышеуказанные цели.
Государственная регистрация холдинга
Холдинг считается созданным и приобретает статус холдинга с даты его регистрации, осуществляемой Минэкономики, которое ведет Государственный реестр холдингов (п.3 Указа № 660).
До подачи документов для регистрации холдинга управляющей компанией холдинга (собственником или уполномоченным им лицом) должно быть получено согласие антимонопольного органа на его создание в соответствии с Законом РБ от 10.12.1992 № 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (п.4 Указа № 660).
От редакции: С 1 июля 2014 г. взамен Закона № 2034-XII принят новый Закон РБ от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». |
Для регистрации холдинга управляющая компания холдинга (собственник или уполномоченное им лицо) представляет в Минэкономики:
- заявление о регистрации холдинга (о внесении изменений в перечень участников холдинга) по форме, установленной постановлением Минэкономики РБ от 11.02.2010 № 31 (приложение 1) (далее - постановление № 31).
От редакции: Постановлением Минэкономики РБ от 12.12.2011 № 199, которое вступило в силу 20 января 2012 г., утверждена новая редакция заявления о регистрации холдинга (о внесении изменений в перечень участников холдинга); |
- решение о создании холдинга, принятое управляющей компанией холдинга в порядке, определенном ее уставом (учредительным договором), или собственником;
- копии документов, подтверждающих государственную регистрацию юридических лиц - участников холдинга, заверенные их руководителями, а для участников холдинга - нерезидентов Республики Беларусь - легализованную выписку из торгового регистра страны учреждения, датированную не позднее 1 года до дня подачи заявления о регистрации холдинга, или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранной организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется), подтверждающее государственную регистрацию этой иностранной организации.
Регистрация холдинга осуществляется Минэкономики в день подачи документов путем проставления штампа на заявлении о регистрации холдинга и внесения сведений о холдинге в Государственный реестр холдингов. Не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем регистрации холдинга, Минэкономики выдает свидетельство о регистрации холдинга с перечнем участников холдинга по форме, установленной постановлением № 31 (приложение 2).
За регистрацию холдинга государственная пошлина не взимается.
Особенности создания некоторых холдингов. Перспективы развития холдингов
Справочно
В числе первых в республике в 2010 г. был создан холдинг на базе открытого акционерного общества «Горизонт». В состав холдинговой компании вошли 11 дочерних предприятий. Создание холдинга позволило «Горизонту» выделить отдельно производство, продажу и сервис продукции.
Указом № 660 определены основные базовые принципы создания холдингов. Вместе с тем порядок создания и функционирования некоторых холдинговых объединений регулируются отдельными указами Президента РБ.
Так, например, в соответствии с Указом Президента РБ от 30.08.2011 № 388 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдинга «Автокомпоненты» в Беларуси создан холдинг «Автокомпоненты», в состав которого входят 13 промышленных предприятий: открытые акционерные общества «Борисовский завод автотракторного электрооборудования» (управляющая компания), «Борисовский завод агрегатов», «Радиоволна», «Белкард», «Борисовский завод «Автогидроусилитель», «Витебский завод электроизмерительных приборов», «Завод гидравлического машиностроения», «Према», «Руденск», «Щучинский завод «Автопровод», «Экран», «Радиотехника», «Жодинский опытно-экспериментальный механический завод «Ремиз». Целью создания холдинга является консолидация усилий предприятий, которые вошли в холдинг, проведение единой политики, объединение сбытовой и снабженческой деятельности, товаропроводящих сетей. Для участников холдинга названным Указом предоставлен ряд налоговых льгот и других преференций.
Прорабатываются вопросы о создании холдингов в льняном и кожевенно-обувном секторе, сахарной, молочной, нефтяной, деревообрабатывающей промышленностях.
На сегодняшний день пока сложно оценить плюсы и минусы существования объединений юридических лиц в форме холдингов. Холдинговые объединения требуют комплексного правового регулирования и согласованности нормативно-правовых актов различной отраслевой принадлежности, многим положениям Указа № 660 необходима более детальная регламентация в подзаконных актах.
Организации, которые используют в своем наименовании слово «холдинг» или «холдинговая компания» и отвечающие установленным в Указе № 660 требованиям, но официально не зарегистрированные в качестве холдинга, сегодня могут «узаконить» свой статус и пользоваться льготами и преференциями, установленными Указом № 660. Субъекты хозяйствования смогут оценить выгоду объединения в холдинги либо ее отсутствие лишь со временем: когда сформируется практика создания и функционирования таких объединений.
Аналитические материалы
Комментарий
Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 28.12.2009 № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь». Законодательное определение понятия «холдинг» (И.Латышев, директор общества с ограниченной ответственностью «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»).
Пособия
Договор, в соответствии с которым управляющая компания холдинга приобретает права по управлению деятельностью дочерних компаний холдинга (Я.Функ, доктор юридических наук, профессор Белорусского государственного университета, Председатель Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной палате).
Холдинг как объединение субъектов хозяйствования: новое в правовом регулировании (М.Короткевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь).
Правовые основы деятельности холдингов в Республике Беларусь (К.Скуратович, заместитель начальника отдела консалтинга общества с ограниченной ответственностью «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»).
Формы документов
Заявление о регистрации холдинга (о внесении изменений в перечень участников холдинга).
Свидетельство о регистрации холдинга.
2. Государственные объединения
Общие положения
Государственным объединением (концерном, производственным, научно-производственным или иным объединением) признается объединение государственных юридических лиц, государственных и иных юридических лиц, а также государственных и иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, создаваемое по решению Президента РБ, Правительства РБ, а также по их поручению (разрешению) республиканскими органами государственного управления либо по решению органов местного управления и самоуправления (п.1 ст.1231 ГК).
Признаки и классификация государственных объединений
Анализ ст.1231, 1232 ГК позволяет сформулировать признаки государственного объединения, отличающие его от иных организационно-правовых форм юридических лиц:
1) государственное объединение - это, как правило, некоммерческая организация (например, ассоциация и союз, организационно-правовые формы которых наиболее близки по своим признакам к государственным объединениям, являются исключительно некоммерческими организациями);
2) государственные объединения создаются по решению Президента РБ, Правительства РБ, а также по их поручению (разрешению) республиканскими органами государственного управления либо по решению органов местного управления и самоуправления и находятся в подчинении Правительства РБ, республиканского органа государственного управления, органа местного управления и самоуправления или государственной организации, выполняющей отдельные функции республиканского органа государственного управления;
3) обычно государственные объединения создаются по отраслевому принципу в целях осуществления общего руководства, общего управления деятельностью, координации деятельности и представления интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, входящих в состав объединения;
4) участниками государственного объединения могут являться государственные юридические лица, государственные и иные юридические лица, а также государственные и иные юридические лица и индивидуальные предприниматели.
В зависимости от подчиненности государственные объединения можно классифицировать на:
1) государственные объединения, подчиненные Правительству РБ (перечень содержится в Указе Президента РБ от 05.05.2006 № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь»);
2) государственные объединения, подчиненные республиканским органам государственного управления (например, государственное производственное объединение по строительству и эксплуатации мелиоративных и водохозяйственных систем «Белмелиоводхоз» подчинено Министерству сельского хозяйства и продовольствия РБ (создано приказом Минсельхозпрода РБ от 22.07.1993 № 118), государственное объединение «Белорусская железная дорога» подчиняется Министерству транспорта и коммуникаций РБ (Устав утвержден постановлением Совета Министров РБ от 10.01.2009 № 19) и т.д.);
3) государственные объединения, подчиненные органу местного управления и самоуправления или государственной организации, выполняющей отдельные функции республиканского органа государственного управления.
Имущество государственного объединения и его участников
Имущество государственного объединения находится в государственной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления. Государственным органом (должностным лицом), принявшим решение о создании государственного объединения, или уполномоченным им органом, а также уставом государственного объединения должно быть определено, на каком праве принадлежит имущество государственному объединению. При этом имущество участников государственного объединения не входит в состав имущества государственного объединения (ст.1233 ГК).
Государственная регистрация и ликвидация государственных объединений
Порядок государственной регистрации и ликвидации государственных объединений, являющихся некоммерческими организациями, определяется Декретом № 1, а иных государственных объединений - Декретом № 1 с учетом особенностей, установленных специальным законодательством.
Учредительным документом государственного объединения является устав, который утверждается государственным органом (должностным лицом), принявшим решение о его создании, либо уполномоченным им органом.
3. Финансово-промышленные и иные хозяйственные группы
Общие положения
Порядок образования и функционирования хозяйственных групп регулирует Указ Президента РБ от 27.11.1995 № 482 «О создании и деятельности в республике хозяйственных групп» (далее - Указ № 482). Указом № 482 признано целесообразным создание и деятельность на территории Республики Беларусь объединений юридических лиц, в т.ч. с участием иностранных юридических лиц, в форме финансово-промышленных и иных хозяйственных групп в порядке и на условиях, определяемых законодательством о таких группах.
Хозяйственной группой в соответствии с п.2 Указа № 482 является совокупность юридических лиц (участников группы), осуществляющих предпринимательскую деятельность и объединенных между собой одним из нижеперечисленных способов, если иное не предусмотрено законодательством для отдельных форм хозяйственных групп:
- каждый из участников группы входит в состав высшего органа управления иных участников группы, но не может единолично обеспечить принятие или отклонение решений этого органа;
- участники группы совместно принимают решения по координации своей предпринимательской деятельности;
- участники группы для координации своей предпринимательской деятельности и ведения дел группы учреждают центральную компанию в форме хозяйственного общества, которая признается участником группы;
- участники группы наделяют полномочиями по координации своей предпринимательской деятельности и ведению дел группы одного из ее участников (уполномоченного представителя);
- участники - основанные на праве хозяйственного ведения унитарные предприятия объединяются по решению собственника их имущества, который для координации и контроля их деятельности и ведения дел хозяйственной группы наделяет такими полномочиями одного из участников группы (уполномоченное унитарное предприятие) либо учреждает основанное на праве хозяйственного ведения управляющее унитарное предприятие, признающееся участником группы.
Хозяйственная группа не является юридическим лицом, подлежит государственной регистрации в Минэкономики и считается созданной и приобретает статус соответствующей хозяйственной группы с момента ее государственной регистрации.
Министерство экономики ведет Государственный реестр финансово-промышленных и иных хозяйственных групп Республики Беларусь.
От редакции: С 25 августа 2013 г. на основании Указа Президента РБ от 22.08.2013 № 368 в Республике Беларусь прекращается создание хозяйственных групп. |
Закон РБ от 04.06.1999 № 265-З «О финансово-промышленных группах» (далее - Закон № 265-З) определяет условия создания, государственной регистрации, деятельности и прекращения деятельности финансово-промышленных групп на территории Республики Беларусь.
В соответствии со ст.2 Закона № 265-З финансово-промышленная группа - объединение юридических лиц (участников группы), осуществляющих хозяйственную деятельность на основе договора о создании финансово-промышленной группы.
Финансово-промышленная группа создается в целях обеспечения экономической интеграции ее участников для реализации инвестиционных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности товаров (работ, услуг) и расширение рынков их сбыта, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.
Финансово-промышленные группы в своей деятельности руководствуются ГК (ст.46), Законом № 265-З, международными договорами (соглашениями) Республики Беларусь и иным законодательством Республики Беларусь, а также договором о создании финансово-промышленной группы, заключаемым между ее участниками (ст.1 Закона № 265-З).
От редакции: С 18 января 2013 г. Закон № 265-З на основании Закона РБ от 09.07.2012 № 388-З утратил силу. Подробнее см. Комментарий. |
Государственная регистрация финансово-промышленных и иных хозяйственных групп
Нормативное регулирование данного вопроса осуществляется на основании Положения о государственной регистрации и прекращении деятельности хозяйственных групп, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 27.10.1999 № 1665.
Положение о порядке представления документов для государственной регистрации хозяйственных групп и Положение о порядке ведения Государственного реестра финансово-промышленных и иных хозяйственных групп Республики Беларусь, а также форма свидетельства о государственной регистрации хозяйственной группы утверждены постановлением Минэкономики РБ от 10.12.2002 № 264.
Перспективы развития
В настоящее время Минэкономики изучает вопрос о целесообразности сохранения в законодательстве такого вида объединения юридических лиц, как хозяйственная группа.
Несмотря на появление названного вида объединений юридических лиц в национальной правовой системе более 15 лет назад, до настоящего времени хозяйственные группы не стали широко распространенным явлением.
По данным Минэкономики по состоянию на 10 октября 2011 г. в Государственном реестре финансово-промышленных и иных хозяйственных групп Республики Беларусь зарегистрировано всего 8 хозяйственных групп. В текущем году ни одной хозяйственной группы не зарегистрировано.
С момента издания Указа № 660 хозяйственная группа стала рассматриваться в качестве резервного правового института, для создания которого не требуется какой бы то ни было имущественной основы. Однако на сегодняшний день хозяйственная группа теряет свою актуальность даже в качестве резервного правового инструмента, в связи с чем данный правовой институт, по мнению специалистов Минэкономики, следует либо модернизировать, либо вовсе исключить из правовой системы Республики Беларусь.
25.11.2011 г.
Татьяна Дегтяренко, юрист
От редакции: В Указ Президента РБ от 28.12.2009 № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь» на основании указов Президента РБ от 24.09.2012 № 414 (с 27 декабря 2012 г.) и от 20.06.2014 № 287 (с 26 сентября 2014 г.) внесены изменения и дополнения.