Образование: изменения законодательства с 15 по 31 августа
В оплате труда работников сферы образования есть изменения
Внесены изменения в постановление Минобразования от 03.06.2019 № 71 «Об оплате труда работников в сфере образования».
Скорректированы:
В частности, установлена надбавка за работу в отрасли:
• мастерам производственного обучения учреждений образования - в размере 36 % от оклада (ранее 21 %);
• родителям-воспитателям детского дома семейного типа, приемным родителям в приемных семьях - 40 % от оклада;
• работникам объектов общественного питания (заведующий столовой, шеф-повар, повар, кухонный рабочий, кладовщик) в учреждениях образования, организующих питание обучающихся самостоятельно, - 50 % от оклада.
Кроме того, определено, что для филиалов учреждений среднего специального образования, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых, учитывается численность обучающихся с применением коэффициентов:
• 1,0 - при получении образования в дневной форме получения образования;
• 0,5 - при получении образования в вечерней форме получения образования;
• 0,4 - при получении образования в заочной и дистанционной формах получения образования, обучении и воспитании в учебно-консультационных пунктах.
Для заместителей заведующих филиалом по основной деятельности указанных учреждений учитывается плановый среднегодовой приведенный контингент обучающихся на соответствующий календарный год с применением коэффициента 1,2.
Изменения вступают в силу поэтапно: с 18 августа, с 1 сентября 2024 г. и с 12 января 2025 г.
Постановление Минобразования от 22.07.2024 № 90
Уточнен список участников пилотного проекта по оптимизации численности
С 17 августа 2024 г. в новой редакции изложен перечень бюджетных организаций, участвующих в пилотном проекте по оптимизации численности и установлению индивидуальных условий труда работников бюджетных организаций, реализуемом в 2023-2024 годах. Соответствующие изменения внесены в постановление от 02.11.2023 № 758.
Всего в перечень включено 35 учреждений (ранее - 26).
Постановление Совмина от 15.08.2024 № 592
Уточнены типовые штаты и нормативы численности работников вузов
С 1 сентября 2024 г. скорректированы типовые штаты и нормативы численности работников учреждений высшего образования, уст. постановлением Минобразования от 11.08.2022 № 252.
В новой редакции изложены нормативы численности рабочих по профессиям рабочих: слесарь-сантехник, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике, столяр.
Также изменения касаются расчета численности:
• уборщиков в общежитиях;
• рабочих, занимающихся обслуживанием и ремонтом инженерного оборудования зданий (слесарь-сантехник, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике, столяр).
Постановление Минобразования от 19.07.2024 № 85
Как разрабатываются образовательные программы для ССО и ПТО
Как разрабатываются образовательные программы для среднего специального и профессионально-технического образования, рассказала начальник управления профессионально-технического и среднего специального образования Минобразования Александра Петрова на круглом столе в БелТА «Поддержка молодых специалистов: предоставление первого рабочего места и социальных гарантий», передает БелТА.
По словам Александры Петровой, информация, входящая в содержание образовательных программ, берется из квалификационных характеристик. «Большое подспорье нам уже сейчас дают профессиональные стандарты, которые разработаны в рамках совершенствования национальной системы квалификаций и работы секторальных советов квалификаций. Те профессиональные стандарты, которые разработаны в силу подробного описания требований к рабочему месту, позволяют сделать разработку образовательного стандарта проще. Мы берем описание трудовых действий, требования к знаниям, умениям, которые определены профессиональным стандартом по соответствующему виду трудовой деятельности, и просто переносим их в образовательные стандарты по специальностям соответствующего уровня образования, трансформируя в те компетенции, которые должны стать результатами обучения в наших образовательных программах», - рассказала она.
Важной частью образования Александра Петрова назвала и то, что участие в итоговой и промежуточных аттестациях принимают и организации - заказчики кадров. «Это шаг, который позволяет им посмотреть, соответствуют ли результаты обучения тем требованиям, которые они предъявляют к выпускникам. Поэтому чем больше таких участников в наших квалификационных комиссиях, тем лучше для системы образования», - резюмировала она.
По материалам БелТА
Кто и как может получить помощь к новому учебному году
Минтруда и соцзащиты напомнило механизм оказания семьям помощи к новому учебному году.
Поддержка оказывается через предоставление единовременной материальной помощи, государственной адресной социальной помощи (ГАСП), благотворительной помощи, а также помощи по месту работы родителей.
Единовременную матпомощь к новому учебному году могут получить многодетные семьи (воспитывающие 3 и более детей) независимо от дохода семьи.
Сумма - 129,9 руб. на каждого ребенка.
ГАСП оказывается малообеспеченным семьям (в том числе многодетным). Размер выплат определяется индивидуально районными комиссиями. Учитываются доход семьи и конкретная жизненная ситуация.
Помощь по месту работы могут получать работники, воспитывающие детей-школьников, если она прописана в коллективных договорах или ЛПА организации. Обращаться следует к нанимателю.
По материалам сайта Минтруда и соцзащиты
Как будут повышать интерес старшеклассников к аграрным профессиям
Постановлением Минобразования от 22.07.2024 № 91 утверждена учебная программа факультативных занятий «Введение в аграрные профессии». Она предназначена для X-XI классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования.
Занятия направлены на формирование самоопределения учащихся к сознательному выбору аграрной профессии.
Ожидается, что в рамках учебного процесса ребята ознакомятся с государственной политикой развития агропромышленного комплекса, расширят, углубят и систематизируют знания о специфике и многообразии аграрной деятельности, ее социальной и экономической значимости, сформируют интерес к аграрным профессиям, актуализируют знания о многообразии сельскохозяйственных растений и животных, ознакомятся с технологиями производства сельскохозяйственной продукции, сформируют чувство патриотизма и гордости за достижения белорусского народа, активную гражданскую позицию в выборе аграрной профессии и др.
По итогам обучения учащиеся узнают в том числе об основных видах сельскохозяйственной продукции, а также элементах технологий ее получения и переработки; важности и достижениях селекции и биотехнологии в растениеводстве и животноводстве; многообразии и особенностях использования в сельском хозяйстве колесных тракторов и сельскохозяйственных машин; значении электрификации и автоматизации в сельскохозяйственном производстве. Ребята научатся, в частности, характеризовать полевые культуры и сельскохозяйственных животных, определять назначение сельскохозяйственной техники и т. д.
Согласно документу важным ожидаемым результатом освоения содержания учебной программы является сформированность у учащихся устойчивого интереса к аграрной деятельности, положительной мотивации и осознанной позитивной установки на продолжение образования в направлении овладения аграрной профессии.
Постановление № 91 вступило в силу с 18 августа 2024 г.
По информации Национального правового интернет-портала Республики Беларусь
Старшеклассники познакомятся с инженерной профессией на факультативе
Постановлением Минобразования от 19.07.2024 № 86 утверждена учебная программа факультативных занятий «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию». Посещать занятия могут учащиеся X-XI классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования.
Занятия направлены на формирование у учащихся технологической культуры, позитивного отношения к инженерной деятельности, готовности к осознанному выбору инженерного направления для продолжения образования.
Ожидается, что во время учебного процесса старшеклассники в том числе:
• познакомятся с историей возникновения и развития промышленности, технологий автомобиле-, приборо-, авиа-, машиностроения, энергетики, металлургии, архитектуры и строительства, природопользования и охраны природных ресурсов и смежных отраслей для стимулирования профессионально ориентированного интереса;
• расширят предметные компетенции по учебным предметам «Информатика», «Физика», «География», «Математика», «Химия», «Биология», «Черчение»;
• узнают основы эксплуатации и применения современных сложных инженерных объектов, инфраструктуры и функционирования предприятий и организаций технического профиля;
• сформируют основы 4К-компетенций (критическое мышление, креативное мышление, коммуникация, кооперация);
• разовьют практические умения и навыки в освоении специализированных компьютерных программ, языков и средств программирования.
Ребята, освоившие программу факультатива, научатся, в частности, выбирать и корректно использовать различные способы и средства преобразования материалов, энергии, информации, рассчитывать экономическую эффективность действий и проекта в целом, прогнозировать возможные экологические, технические, этические, социальные, экономические последствия технологической деятельности, применять эффективные решения для различных инженерных и смежных с ними задач с опорой на полученные знания и умения и др.
Важным ожидаемым результатом обучения выступает сформированность у учащихся устойчивого интереса к инженерной деятельности, положительной мотивации и осознанной позитивной установки на продолжение образования в направлении овладения профессией инженера.
Правовой акт принят в соответствии с КоО.
Постановление вступает в силу с 1 сентября 2024 г.
По информации Национального правового интернет-портала Республики Беларусь
Утверждена учебная программа факультативных занятий «Готовы Родине служить!»
Постановлением Минобразования от 19.07.2024 № 87 утверждена учебная программа факультативных занятий «Готовы Родине служить!» для X-XI классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования. Программа рассчитана на 69 часов (35 часов в X классе и 34 часа в XI классе). Документ опубликован на Национальном правовом интернет-портале, сообщает БелТА.
Структурное содержание учебной программы представлено инвариантным (общим для всех) (22 часа) - модуль «Национальная безопасность государства. Защита Отечества - долг и обязанность гражданина»; вариативными (по 47 часов), состоящими из модулей «Военное дело», «Будущий пограничник», «Будущий таможенник», «Будущий следователь», «Будущий спасатель», «Будущий защитник правопорядка».
Подробнее см. здесь.
По материалам БелТА
В новом учебном году все школы Беларуси перейдут на новые принципы питания
В новом учебном году все школы Беларуси перейдут на новые принципы питания. Об этом журналистам рассказала начальник отдела по организации питания ГУО «Академия образования» Люция Михальчук, передает корреспондент БелТА.
Люция Михальчук напомнила, что в прошлом году в 23 школах страны проходил пилотный проект, направленный на совершенствование организации школьного питания. Участие в нем приняли около 22 тыс. учащихся. «Его основными направлениями были новые принципы организации школьного питания, в том числе применение востребованных у детей блюд и рационов питания. Пилотный проект оценивается положительно как учащимися, так и их родителями», - отметила она. Итогом стало внедрение новых блюд, разработанных с учетом предпочтения школьников во всех школах. «Их приготовление осуществляется, как правило, на основании подготовленного Министерством образования информационного сборника технологических карт блюд. Он находится в открытом доступе, и каждый желающий может открыть и изучить его, а также в домашних условиях приготовить то блюдо, которое понравится», - поделилась Люция Михальчук. А также добавила, что всего сборник содержит более 350 блюд.
Технологические карты и рационы питания проходят гигиеническую оценку на предмет определения эпидемиологических рисков и соответствия принципам детской диететики. «К началу этого учебного года положительную гигиеническую оценку получили 327 блюд и более 400 рационов питания», - рассказала начальник.
Переход на новые принципы организации питания осуществлялся поэтапно и с учетом материальных, кадровых ресурсов. «В прошлом году на такую организацию перешли 2 123 учреждения образования. В этом году - все оставшиеся 506», - отметила Люция Михальчук.
Она подчеркнула, что реализация основных направлений государственной политики в области организации питания обучающихся находится на постоянном контроле всех заинтересованных органов государственного управления.
По материалам БелТА
Ненормативные документы
Письмо Минобразования от 11.06.2024 № 06-01-14/6880/дс «Методические указания по разработке учебно-программной документации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи и организации образовательного процесса»
Обзор важных аналитических материалов
Бухгалтеру
Интернет-семинар: Назначение пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам с 1 июля 2024 года
На вопросы ответила Лариса Капыльская, юрист, специалист в области социального страхования.
Пользователи задавали вопросы в рамках следующих тем:
• возникновение права на пособие, место его назначения;
• продолжительность расчетного периода для назначения пособий;
• определение размера среднедневного заработка;
• минимальный и максимальный размеры пособий;
• сроки назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.
Пособие-навигатор: Матпомощь работнику: шпаргалка бухгалтера
В разделах материала разъяснены вопросы по оказанию матпомощи:
1) работнику организации (в том числе бывшему) в связи со смертью близких родственников и иных лиц;
2) в связи со смертью работника (в том числе бывшего) его близким родственникам и иным лицам;
3) в связи с чрезвычайными ситуациями природного и (или) техногенного характера;
4) нуждающимся в получении медицинской помощи;
5) в соответствии с законодательными актами, постановлениями Совмина;
6) на оздоровление (к отпуску);
7) на иные цели.
Корреспонденция счетов: Алименты на несовершеннолетних детей: что надо знать бухгалтеру
В материале рассмотрено, что должен знать бухгалтер, чтобы правильно рассчитать, удержать и выплатить алименты:
1) основания для удержания алиментов;
2) случаи и сроки возврата исполнительных документов;
3) из каких доходов удерживаются алименты, а из каких - нет;
4) размеры алиментов на детей;
5) правила расчета алиментов;
6) порядок и сроки выплаты алиментов;
7) отражение в бухучете удержания и выплаты алиментов;
8) бухучет недоплаты по алиментам и ее компенсации.
Вопрос-ответ:
Экономисту
Вопросы-ответы:
Юристу
Пособие: Семейный капитал: как получить и как использовать
Материал поможет получить и грамотно распорядиться средствами семейного капитала. В разделах рассмотрено:
1) правовое регулирование;
2) кто вправе получить семейный капитал, размер семейного капитала;
3) порядок назначения семейного капитала;
4) использование семейного капитала;
5) ответственность за нецелевое использование средств семейного капитала.
Кадровику
Пособие: Памятка молодому специалисту
В материале перечислены все льготы и гарантии молодому специалисту при трудоустройстве.
Пособие: Освобождение от работы при диспансеризации
В материале рассмотрен порядок действий при диспансеризации.
Секретарю
Пособие-навигатор: Регистрация входящих, исходящих и внутренних документов
В материале рассмотрен порядок регистрации документов в организации, присвоения документам регистрационных индексов.
Пособие-навигатор: Ответственность в сфере делопроизводства, архивного дела, при обращении граждан и ведении книги замечаний и предложений
В материале рассмотрены:
• нормы КоАП за нарушения в области делопроизводства и архивного дела при обращении граждан и ведении книги замечаний и предложений;
• нормы УК за хищение, уничтожение, повреждение, сокрытие, подделку официальных документов;
• вопросы распределения ответственности в документационном обеспечении управления (ДОУ, делопроизводстве).
Специалисту в строительстве
Вопрос-ответ:
Специалисту по охране труда
Вопрос-ответ:
Кабинет не имеет естественного освещения. Какие показатели по освещению должны быть в офисе? Можно ли работать в офисном кабинете без окон?
Некоторые интересные обсуждения на Правовой платформе «Бизнес-Инфо» https://bii.by:
1. Могут ли ребенка перевести в параллельный класс без согласия родителя?
2. Можно ли молодого специалиста без педагогического опыта ставить куратором группы?
5. Можно ли на сайте учреждения образования размещать списки, кто заселяется в общежитие?
7. Средний балл 4,5. Какой коэффициент нужно ставить для выплаты стипендии?
12. Может ли учитель-дефектолог (имеет высшее образование) работать педагогом-психологом в школе?
Обратите внимание! Задать вопрос в Сообществе и получить ответы от коллег и экспертов может каждый зарегистрированный пользователь платформы «Бизнес-Инфо». Рассказываем здесь, как это работает. |