


Материал помещен в архив

Карта разъяснений: начало делопроизводственного 2023 года
Закончился 2022-й делопроизводственный год. Теперь важно не упустить основные моменты при подготовке к новому делопроизводственному году и завершить дела ушедшего года. Для этого мы подготовили карту, которая включает материалы по регистрации документов, формированию и оформлению дел, заполнению итоговой записи к номенклатуре дел, передаче дел в архив.
Для перехода к материалам - нажмите кнопку в инфографике.
1. Регистрируем документы в организации
Регистрации подлежат входящие, исходящие и внутренние документы, требующие учета и исполнения. Документы регистрируются независимо от способа их создания, передачи или доставки (подп.139.2 п.139 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утв. постановлением Минюста от 19.01.2009 № 4).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2024 г. следует руководствоваться Инструкцией № 4 с учетом изменений, внесенных постановлениями Минюста от 10.01.2024 № 2 и от 30.04.2024 № 25. Комментарий см. здесь. |
Нерегистрируемые документы включаются в перечень документов, не подлежащих регистрации, разрабатываемый службой документационного обеспечения управления (служба ДОУ) и утверждаемый руководителем организации. Примерный перечень документов, не подлежащих регистрации, утверждается организацией.
![]() |
Документы, которые регистрируются отдельно, см. здесь. |
![]() |
Дополнительно по теме • Как организовать регистрацию документов, имеющих гриф «для служебного пользования», таких как техническое задание (ТЗ), тактико-техническое задание (ТТЗ), методики и прочая документация по ОКР, НИР? Где ставить регистрационный номер на ТЗ и нужно ли? |
Решение о выборе формы регистрации документов в организации (карточной или журнальной) закрепляется в ЛПА (подп.139.10 п.139 Инструкции № 4).
![]() |
Обратите внимание! Регистрация документов осуществляется в пределах делопроизводственного года (подп.140.7 п.140, подп.141.3 п.141, подп.142.4 п.142 Инструкции № 4). Исключение составляют личные дела, нумерацию которых целесообразно продолжать. |
При регистрации каждому документу присваивается регистрационный индекс, который представляет собой цифровое или буквенно-цифровое обозначение. Он включает в себя порядковый регистрационный номер, присвоенный документу при создании или получении, который может быть дополнен индексом дела по номенклатуре дел, индексом применяемого в организации классификатора корреспондентов, вопросов деятельности, а также другими поисковыми признаками (подп.139.11 п.139 Инструкции № 4).
![]() |
Дополнительно по теме • Регистрация документов: ответы на популярные вопросы. • Обязательно ли вести журнал регистрации инструкций по охране труда? • Можно ли возложить регистрацию отдельных видов договоров на разные отделы? • В журнале регистрации зарегистрирован договор, который сейчас аннулирован. После него регистрация продолжалась. Как в примечании указать: договор аннулирован либо отменен? • В организации есть журнал регистрации заявлений по номенклатуре 05-15. В номенклатуре имеется пункт: «Документы, послужившие основанием для издания приказов, иных распорядительных документов по личному составу и не вошедшие в состав личных дел (заявления, представления, докладные записки, уведомления)» - 05-05. Все заявления, которые поступают от работников, должны регистрироваться в журнале регистрации заявлений без учета: войдут они в личные дела либо нет. Присваивается ли при этом индекс 05-05/01 и т. д.? • Правильно ли вести сквозную нумерацию всех приказов, а хранить их в разных делах по сроку хранения? |
Проверьте себя, пройдите тест.
2. Вносим изменения в ЛПА по работе с обращениями граждан и юрлиц
С 2 января 2023 г. вступили в силу изменения, внесенные в Закон от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» Законом от 28.06.2022 № 176-З.
Так, заявитель вправе применять аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемку с согласия должностного лица, проводящего личный прием (абз.8 ст.7 Закона № 300-З).
Перечни случаев, когда письменные и устные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, дополнены: обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если они содержат угрозы жизни, здоровью и имуществу, побуждение к совершению противоправного деяния либо заявитель иным способом злоупотребляет правом на обращение. При этом заявителю должно быть направлено уведомление об оставлении обращения без рассмотрения по существу с указанием причин принятия такого решения (абз.8 п.1, абз.7 п.2 ст.15 Закона № 300-З).
Обращения принимаются к сведению и ответы на них не направляются, если:
• в обращениях отсутствуют какие-либо рекомендации, требования, ходатайства, сообщения о нарушении актов законодательства, недостатках в работе организаций;
• обращения содержат только благодарности;
• обращения содержат просьбу заявителя не направлять ответ на обращение (п.3 ст.14 Закона № 300-З).
Все эти и другие изменения целесообразно отразить в ЛПА организации по работе с обращениями граждан и юрлиц.
![]() |
Дополнительно по теме • Электронные обращения в системе учета и обработки обращений: основные изменения. • Какие изменения в локальные правовые акты нужно внести организации при работе с обращениями граждан с 2 января 2023 г.? Необходимо ли издавать приказ о назначении ответственных лиц по работе с обращениями? • Что изменилось в Положении о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц с 2 января 2023 года. Комментарий к постановлению Совмина от 19.12.2022 № 877. • Законодательство об обращениях граждан и юридических лиц с 2 января 2023 года: 10 основных изменений. Комментарий к Закону от 28.06.2022 № 176-З. • Приказ об организации работы с обращениями граждан и юрлиц (пример). |
3. Определяем необходимость ведения книги замечаний и предложений в организации
Книга замечаний и предложений ведется в организациях, у ИП, реализующих товары, выполняющих работы, оказывающих услуги в сферах, определяемых Совмином (ч.1 п.1 ст.24 Закона № 300-З).
Определена форма книги замечаний и предложений (приложение 1 к постановлению Совмина от 16.03.2005 № 285 в ред. постановления Совмина от 19.12.2022 № 877).
При этом книги замечаний и предложений, изготовленные до 2 января 2023 г., выдаются организациям и ИП до их полного расходования и используются ими до полного заполнения всех страниц книги, предназначенных для внесения замечаний и (или) предложений и информации об их рассмотрении (ч.1 п.2 постановления № 877).
Книга ведется:
• в организации, у ИП, реализующих товары, выполняющих работы, оказывающих услуги;
• в обособленном подразделении организации, реализующей товары, выполняющей работы, оказывающей услуги, которое расположено вне места нахождения данной организации;
• в местах реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг организациями, ИП, указанными в абз.2 ч.1 п.12 Положения о порядке выдачи, ведения и хранения книги замечаний и предложений, утв. постановлением № 285 (ч.1 п.12 Положения).
Перечень сфер реализации организациями, ИП товаров, выполнения работ, оказания услуг, в которых ведется книга замечаний и предложений, определен постановлением № 285.
![]() |
Обратите внимание! Ведение ранее выданных книг замечаний и предложений госорганами, а также организациями и ИП, которые не уполномочены на их ведение, прекращается (ч.2 п.2 постановления № 877). |
![]() |
Дополнительно по теме • Всё по одной теме. Книга замечаний и предложений. • Изменения в порядке ведения книги замечаний и предложений. Комментарий к постановлению Совмина от 19.12.2022 № 877. • Что делать с книгой замечаний и предложений организации, если книга уже не ведется? Сколько книгу следует хранить и где? |
4. Оформляем дела
Оформление дел проводят работники структурных подразделений, в которых дела формируются или были сформированы. В бесструктурных организациях дела оформляют работники, ответственные за документационное обеспечение отдельных управленческих функций и направлений деятельности организации (ч.2 п.180 Инструкции № 4).
Оформление дел | Частичное | Полное |
Когда оформляют | При их заведении в делопроизводстве | Дела постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения, в том числе по личному составу - после их завершения делопроизводством |
Что предусматривает | Оформление реквизитов обложки дела в соответствии с номенклатурой дел. Справочно Правильные заголовки дел см. здесь.На обложке дела указываются: - наименование вышестоящей организации; - наименование организации; - наименование структурного подразделения или функции (направления деятельности) организации в соответствии с номенклатурой дел; - индекс дела по номенклатуре дел; - заголовок дела; - год, в котором заводится дело; - срок хранения дела (тома, части) (п.182 Инструкции № 4). Формы документов Обложка дела: каталог форм |
Предусматривает: - подшивку или переплет дела; - нумерацию листов в деле; - составление внутренней описи документов дела (в случаях, определенных п.186 Инструкции № 4); - составление листа-заверителя дела; - оформление и уточнение реквизитов обложки дела; - систематизацию документов дела в соответствии с требованиями гл.11 Инструкции № 4 (п.183 Инструкции № 4). Дополнительно по теме Организация работы с документами |
![]() |
Дополнительно по теме • Как оформить обложку дела с контрактами работников? Можно ли контракты за несколько лет сгруппировать в одном деле и уничтожить по истечении срока хранения? |
Для закрепления знаний пройдите тест.
5. Проверяем формирование дел
Дела за 2022 год должны быть сформированы, за исключением переходящих, личных и судебных дел.
Документы постоянного, временного (свыше 10 лет) и временного (до 10 лет) хранения группируются в отдельные дела. Допускается временная группировка в одном деле документов с различными сроками хранения, связанных решением одного вопроса. По окончании делопроизводственного года такие дела расформировываются, а документы группируются в самостоятельные дела в зависимости от сроков их хранения (ч.2 п.170 Инструкции № 4).
![]() |
Справочно Порядок формирования электронных и гибридных дел определен гл.8 Инструкции о порядке работы с электронными документами в государственных органах, иных организациях, утв. постановлением Минюста от 06.02.2019 № 19. |
![]() |
Правила формирования дел см. здесь. |
Объем дела не должен превышать 300 листов при толщине не более 40 мм. При большем объеме документов дело делят на самостоятельные тома. Документы каждого тома являются продолжением предыдущего (п.171 Инструкции № 4).
![]() |
Дополнительно по теме • Как правильно сформировать дела с такими приказами: о приеме, увольнении (которые обозначаются литерой «к»); о внесении изменений в штатное расписание (которые обозначаются литерой «ш»); об оказании материальной помощи (которые обозначаются литерой «л»); о предоставлении трудового отпуска (которые обозначаются литерой «л»); о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы (которые обозначаются литерой «к»)? |
Для закрепления знаний пройдите тест.
6. Оформляем итоговую запись к номенклатуре дел за 2022 год
1. Заполняем графу 3 сводной номенклатуры дел организации за 2022 год - указываем количество томов (частей) по каждому делу, заведенному в уходящем году.
![]() |
Обратите внимание! Номенклатура дел за 2022 год должна быть составлена с учетом изменений, внесенных в Перечень № 140 постановлением Минюста от 30.08.2022 № 115. Подробнее см. здесь. |
2. Составляем итоговую запись о категориях и количестве дел, заведенных в 2022 году, в конце сводной номенклатуры (п.167 Инструкции № 4).
В итоговой записи отдельно указываем количество дел постоянного, временного (свыше 10 лет) и временного (до 10 лет включительно) хранения, из них:
• на бумажном носителе;
• электронных дел;
• гибридных дел;
• информационных ресурсов.
Она составляется службой ДОУ на отдельном листе, заверяется руководителем службы ДОУ или лицом, ответственным за ведение делопроизводства в организации, после чего помещается в конце номенклатуры дел. Сведения, внесенные в итоговую запись, обязательно передаются в архив организации (лицу, ответственному за архив).
![]() |
Дополнительно по теме • Номенклатура дел организации. |
Номенклатура дел формируется в дело вместе с итоговой записью о категориях и количестве дел.
7. Передаем дела в архив
Дела постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу подлежат передаче в архив организации (ч.1 п.204 Инструкции № 4).
![]() |
Справочно Передача и прием электронных документов, документов в электронном виде в архив организации определены гл.4 Правил работы с документами в электронном виде в архивах государственных органов, иных организаций, утв. постановлением Минюста от 06.02.2019 № 20. |
Дела должны быть переданы в архив организации и включены в сводную опись дел (годовой раздел сводной описи дел) по истечении года, но не позднее 2 лет после их завершения делопроизводством.
Так, документы постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу за 2021 год в течение 2023 года передаются в архив организации.
Передают дела в архив организации по описям дел структурных подразделений (ч.3 п.204 Инструкции № 4).
Описи дел структурных подразделений имеют номера. Номер описи состоит из индекса структурного подразделения по номенклатуре дел организации, года, за который дела включаются в опись. К номеру описи дел по личному составу добавляют буквенное обозначение «лс», а к номеру описи дел временного (свыше 10 лет) хранения - «в»
![]() |
Формы документов • Опись дел в делопроизводстве: каталог форм. |
Дела передаются в архив организации по графику. График составляется заведующим архивом (лицом, ответственным за архив), согласовывается с руководителями структурных подразделений и утверждается руководителем организации.
![]() |
Формы документов • График приема дел в архив организации (пример). |
При передаче дел в архиве проверяется правильность формирования и оформления дел, соответствие количества дел, внесенных в опись дел структурного подразделения, количеству дел, заведенных в соответствии с номенклатурой дел организации. Выявленные при проверке недостатки устраняются работниками структурных подразделений.
Дела передаются в архив организации в присутствии работника структурного подразделения (п.206 Инструкции № 4).
![]() |
Дополнительно по теме • Всё по одной теме. Хранение документов в организации. |
Для закрепления знаний пройдите тест.
Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»