


Материал помещен в архив
НАЛОГИ-2017: ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Материал актуален на 2017 год. В части налогообложения материал актуален на дату его написания. Также по этой теме см.: «Изменения налогового законодательства в 2018 году». «Изменения налогового законодательства в 2019 году: Особенная часть Налогового кодекса». «Изменения налогового законодательства в 2019 году: Общая часть Налогового кодекса». «Изменения налогового законодательства в 2020 году». «Изменения налогового законодательства в 2021 году». Материал ссылается на Налоговый кодекс Республики Беларусь в редакции до 1 января 2019 г. В части налогообложения материал актуален на дату его написания. |
Законом Республики Беларусь от 18.10.2016 № 432-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» (далее - Закон № 432-З) с 1 января 2017 г. изменен порядок исчисления и уплаты налогов и сборов (пошлин).
В пособии последовательно рассмотрены важнейшие изменения и дополнения в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее - НК) в 2017 году, приведены аналитические материалы: разъясняющие комментарии, сравнительные таблицы, практические пособия и многое другое, что может помочь вам в работе.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
Раздел I. Общие положения
1. Для исключения возникающих на практике вопросов, связанных с определением взаимозависимых лиц, в ст.20 НК внесено дополнение, однозначно определяющее, что прямое или косвенное участие государства в организациях не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми лицами.
Значит, организации, в чьих уставных фондах есть доли, принадлежащие государству, не будут считаться взаимозависимыми. Однако такие организации по-прежнему могут быть признаны взаимозависимыми по иным основаниям, предусмотренным частью второй ст.20 НК (в редакции 2017 года).
Так, учредители (участники) одной организации будут считаться взаимозависимыми лицами, если доля участия каждого из них в этой организации составляет не менее 20 %. Таким образом, в 2017 году учредители (участники) одной организации могут быть признаны взаимозависимыми лицами только в том случае, если их доля в этой организации будет составлять не менее 20 % (абзац 2 части второй ст.20 НК).
2. В целях дальнейшего упрощения налогового администрирования в абзац 3 подп.1.4 п.1 ст.22 НК внесено изменение, согласно которому некоммерческие организации (в том числе религиозные и бюджетные организации), не осуществляющие предпринимательскую деятельность, освобождаются от представления в налоговые органы бухгалтерской и (или) финансовой отчетности.
3. Пункт 5 ст.31 НК приведен в соответствие с п.4 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Влияние изменений курсов иностранных валют», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.10.2014 № 69 (далее - Национальный стандарт № 69): для унификации подхода к определению выручки в бухгалтерском и налоговом учете установлен порядок пересчета валютных обязательств в белорусские рубли, аналогичный порядку, применяемому в бухгалтерском учете.
Раздел II. Налоговое обязательство
1. С 2017 года территория Республики Беларусь признается местом реализации услуг, с помощью которых осуществляется поиск и (или) предоставляется заказчику информация о потенциальных покупателях, если услуги оказываются для белорусского заказчика (часть первая, абзац 9 части третьей подп.1.4 п.1 ст.33 НК). Поэтому при приобретении таких услуг у иностранных организаций начиная с 2017 года нужно будет исчислять НДС. К ним относятся, например, посреднические услуги, оказываемые белорусским перевозчикам компанией Uber: электронные услуги по установлению контакта между перевозчиками и пассажирами посредством мобильного приложения. Как правило, стоимость услуг - это вознаграждение, которое удерживается или взимается иностранной организацией при расчетах с белорусскими плательщиками.
2. Налоговые органы ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, размещают на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее - Министерство по налогам и сборам) в глобальной компьютерной сети Интернет в порядке, установленном Министерством по налогам и сборам, перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих задолженность по налогам, сборам (пошлинам), пеням (НК дополнен ст.401).
![]() |
Справочно Согласно подп.2.2 п.2 решения Конституционного Суда Республики Беларусь от 12.10.2016 № Р-1065/2016 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь"» на обеспечение надлежащего исполнения налогового обязательства и предупреждение совершения плательщиком (иным обязанным лицом) налоговых правонарушений направлено дополнение НК ст.401, предусматривающей размещение информации о плательщиках, имеющих задолженность по налогам, сборам (пошлинам), пеням, на официальном сайте Министерства по налогам и сборам в глобальной компьютерной сети Интернет. Этим же целям служит дополнение ст.68 НК п.28, согласно которому банки, небанковские финансовые учреждения, процессинговые центры, владельцы платежных систем на основе использования банковских платежных карточек, владельцы систем расчетов с использованием электронных денег обязаны на основании запроса предоставлять Министерству по налогам и сборам и (или) инспекции Министерства по налогам и сборам по г. Минску информацию об операциях по переводу денежных средств, осуществленных в адрес иностранных организаций, оказывающих услуги в электронной форме для физических лиц, а операторы электросвязи, интернет-провайдеры - сведения об оказании этими иностранными организациями услуг в электронной форме (абзац 3 п.23 Закона № 432-З). |
Несмотря на то что указанное правовое регулирование в определенной мере ограничивает конституционное право гражданина на неприкосновенность личной жизни (ст.28 Конституции Республики Беларусь; далее - Конституция), по мнению Конституционного Суда Республики Беларусь, оно обусловлено предусмотренной частью первой ст.59 Конституции обязанностью государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией, и согласуется с частью первой ст.23 Конституции, поскольку направлено на обеспечение национальной безопасности, в том числе в экономической сфере, на надлежащее формирование доходной части бюджетов всех уровней, выступающих финансовой основой для реализации государством своих задач и функций.
3. В случае если по результатам проверки налогового органа установлен факт неуплаты (неполной уплаты) в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин), но решение по акту проверки еще не вынесено, внесенные в ст.53 НК изменения позволят обеспечить аккумулирование средств на счетах, электронных кошельках плательщиков, необходимых и достаточных для погашения доначисленных по акту проверки платежей. При этом в рамках осуществления хозяйственной деятельности плательщики смогут распоряжаться средствами, имеющимися на их счетах, в размере, превышающем сумму задолженности, определенную в решении о приостановлении операций плательщика по его счетам, электронным кошелькам в банке.
4. С 2017 года принудительно нельзя будет взыскать налоги с аккредитивного счета дебитора (ст.58 НК).
5. Для совершенствования механизма возврата из бюджета дебиторской задолженности в случае одновременного исполнения банком решений налогового органа о взыскании налогов, сборов (пошлин), пеней за счет средств дебитора плательщика внесены соответствующие изменения в ст.61 НК.
Раздел III. Налоговый учет и налоговый контроль
1. Законодательно закреплен статус личного кабинета плательщика в целях дальнейшего совершенствования порядка представления электронных документов и сведений в электронном виде при взаимодействии плательщика с налоговыми органами, определения статуса информации, представляемой через личный кабинет, порядка доступа плательщиков (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц) и т. д.
Наиболее приоритетное направление развития электронных сервисов - внедрение и развитие личного кабинета плательщика, функционала, реализованного как для организаций и индивидуальных предпринимателей, так и для физических лиц.
Спектр электронных услуг, предоставляемых через личный кабинет, постоянно расширяется и совершенствуется, что повышает эффективность и привлекательность данного функционала среди плательщиков.
Использование личного кабинета позволит обеспечить плательщикам максимально комфортные условия взаимодействия с налоговыми органами и оптимизировать их структуру.
Личный кабинет плательщика - это информационный ресурс Министерства по налогам и сборам в сети Интернет. Плательщики используют его для получения от налоговых органов и направления в налоговые органы электронных документов, документов и (или) информации в электронном виде, которые используются налоговыми органами (п.1 ст.631 НК).
2. При восстановлении плательщиком бухгалтерского, налогового учета и представлении в налоговый орган документов, связанных с налогообложением, налоговый орган обязан пересмотреть суммы налогов, сборов (пошлин), но при этом основания для назначения проверки в целях изучения восстановленных проверяемым субъектом документов, связанных с налогообложением, у него отсутствовали. С учетом этого подп.2.2 п.2 ст.69 НК дополнен абзацем 7 - основанием для проведения такой проверки.
Раздел IV. Налоговые и таможенные органы Республики Беларусь. Обжалование решений налоговых органов
В 2017 году меняется порядок обжалования решений и действий налоговых органов. При несогласии с результатами рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом можно будет жаловаться в Министерство по налогам и сборам. Причем сделать это сможет не только сам плательщик, но и любое заинтересованное лицо.
В целях совершенствования действующего порядка подачи жалобы на решение ИМНС, а также на действия (бездействие) должностного лица ИМНС в новой редакции изложена ст.87 НК.
![]() |
Справочно В целях соблюдения конституционных принципов верховенства права и законности, реализации конституционного права каждого на судебную защиту Конституционный Суд Республики Беларусь признал необходимым устранить пробел конституционно-правового регулирования права на обжалование решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц путем внесения в НК изменений и дополнений, предусматривающих право каждого лица на обжалование решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, если, по мнению лица, такие решения, действия или бездействие нарушают его права и законные интересы (решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 26.04.2016 № Р-1030/2016 «О праве на обжалование решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц»). Во исполнение указанного решения соответствующие изменения внесены в ст.85 и 88 НК. |
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
Раздел V. Республиканские налоги, сборы (пошлины)
Глава 12. Налог на добавленную стоимость
Многие нормы Закона № 432-З, касающиеся изменения порядка исчисления НДС, вступают в силу в 2018 году. Поэтому кратко перечислим основные изменения и дополнения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.
1. При реализации по регулируемым законодательством тарифам услуг по перевозке пассажиров всеми видами транспорта в регулярном сообщении, по которым возмещение части затрат по оказанию таких услуг (включая предоставление льготы по проезду отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством) производится за счет субсидий, налоговая база налога на добавленную стоимость определяется как стоимость этих услуг без учета предоставляемых субсидий на возмещение указанных затрат (часть вторая п.9 ст.98 НК).
Ограничен вычет сумм НДС по покупкам, произведенным за счет субсидий (подп.19.3 п.19 ст.107 НК).
2. В пп.6, 7 ст.97 НК приведены специальные трактовки даты определения величины обязательства по договору именно для целей определения налоговой базы по НДС.
Так, по договору типа «иностранная валюта - белорусские рубли» под датой определения величины обязательства по договору понимается дата, на которую в соответствии с законодательством или соглашением сторон определяется подлежащая оплате сумма в белорусских рублях по обязательству по такому договору, выраженному в белорусских рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте.
По договору типа «иная иностранная валюта - иностранная валюта» под датой определения величины обязательства понимается дата, на которую в соответствии с законодательством или соглашением сторон определяется подлежащая оплате сумма в иностранной валюте по обязательству по такому договору, выраженному в иностранной валюте в сумме, эквивалентной сумме в иной иностранной валюте.
Таким образом, для таких договоров установлен порядок пересчета валютных обязательств в белорусские рубли, аналогичный порядку, применяемому в бухгалтерском учете.
3. Из п.2 ст.93 НК исключен подп.2.10, согласно которому не признавались объектом обложения НДС обороты по передаче налоговым органам изготовленных книг замечаний и предложений и выдача налоговыми органами книг замечаний и предложений государственным органам, иным организациям и индивидуальным предпринимателям. Однако передача данной книги и в 2017 году не объект налогообложения, но теперь уже на основании подп.2.29 п.2 ст.93 НК, согласно которому не признается объектом обложения НДС выдача акцизных марок Республики Беларусь, контрольных и специальных марок для маркировки алкогольных напитков, акцизных марок Республики Беларусь и специальных марок для маркировки табачных изделий, контрольных (идентификационных) знаков для маркировки товаров, контрольных знаков для маркировки сопроводительных документов, инструкций (методических указаний) по контролю подлинности указанных марок и знаков в комплекте с идентификатором латентного (скрытого) изображения, счетов-справок на реализацию автомототранспорта, книг замечаний и предложений, а также марок пошлин и сборов, уплачиваемых в соответствии с законодательством.
4. До 1 января 2017 г. в соответствии с подп.2.12.6 п.2 ст.93 НК (норма исключена с 1 января 2017 г.) обороты по возмещению абоненту субабонентами стоимости всех видов полученных энергии, газа, воды не признавались объектами налогообложения НДС. Однако на практике отдельные договоры энергоснабжения могли не заключаться между абонентом и субабонентами либо не содержали всех существенных условий. Ввиду специфики энергетической отрасли для получения подтверждения об отсутствии объекта налогообложения НДС в соответствии с подп.2.12.6 п.2 ст.93 НК приходилось направлять запрос в Министерство энергетики Республики Беларусь для уточнения вида и содержания заключаемых сторонами по сделке договоров и пр. Законодательное определение оборотов по возмещению абоненту субабонентами стоимости всех видов полученных энергии, газа, воды в целях признания их объектами налогообложения НДС позволит существенно упростить налоговое администрирование, расширив при этом налоговую базу НДС, и, как следствие, осуществлять вычет НДС по договорам энергоснабжения, заключенным абонентами с субабонентами (ст.516 Гражданского кодекса Республики Беларусь), а также по иным договорам, содержащим условия отпуска энергии.
![]() |
Обратите внимание! Приведенная норма не распространяется на взаимоотношения арендатора и арендодателя при отсутствии договоров субабонента (возмещение коммунальных услуг). По сравнению с 2016 годом здесь изменений нет. |
5. Суммы НДС, относимые на увеличение стоимости ранее принятых на учет основных средств и нематериальных активов, могут приниматься к вычету в порядке, установленном для вычета НДС по приобретенным основным средствам и нематериальным активам. Суммы НДС, приходящиеся на затраты, понесенные плательщиком до начала реконструкции (модернизации) ранее принятых на учет объектов основных средств, и являющиеся вложениями в долгосрочные активы плательщика, могут приниматься к вычету в порядке, установленном для вычета НДС по приобретенным основным средствам, с даты начала строительства (абзац 2 части четвертой п.4 ст.107 НК).
До начала реконструкции или модернизации «входной» НДС можно принимать к вычету в порядке, установленном для вычета сумм НДС по товарам (работам, услугам) (то есть распределять по удельному весу при наличии оборотов, освобожденных от НДС, и (или) оборотов, местом реализации которых не признается Беларусь).
6. В 2017 году порядок вычета НДС при приобретении строительных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических (технологических) работ на основании электронного счета-фактуры соответствует порядку, применявшемуся на практике с 1 июля 2016 г.: принятие к вычету сумм НДС, предъявленных плательщику (заказчику) при приобретении строительных, НИОКР, производится с учетом положений части пятой п.61 ст.107 НК за тот отчетный период, на который приходится день подписания плательщиком (заказчиком) актов выполненных работ. При подписании плательщиком (заказчиком) актов выполненных работ до 10-го числа (включительно) месяца, следующего за месяцем, указанным в оформленных актах выполненных работ, принятие к вычету сумм НДС, предъявленных плательщику (заказчику) при приобретении строительных, НИОКР, производится с учетом положений части пятой п.61 ст.107 НК за тот отчетный период, на который приходится последний день месяца выполнения работ (п.6 ст.107 НК).
7. При безвозмездном получении от плательщиков НДС в Республике Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав выделенные суммы НДС принимаются к вычету при оприходовании товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом положений части пятой п.61 ст.107 НК (часть пятая п.15 ст.107 НК).
8. Для резидентов СЭЗ по импортозамещающим товарам, отгруженным с 1 января 2017 г., будет применяться ставка НДС, установленная в отношении таких товаров ст.102 НК. Ставка 10 % будет сохранена, если товары:
- относятся к производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), дикорастущим ягодам, орехам и иным плодам, грибам, другой дикорастущей продукции, пчеловодства, животноводства (за исключением производства пушнины) и рыбоводства;
- включены в перечень продовольственных товаров и товаров для детей, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при их ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) при реализации на территории Республики Беларусь, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 21.06.2007 № 287 (далее - перечень № 287).
9. Суммы НДС, за исключением сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных при приобретении либо уплаченных при ввозе основных средств и нематериальных активов, включаются в затраты плательщика по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, в случае использования приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг), имущественных прав для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых освобождены от налогообложения. С 1 января 2017 г. часть вторая п.2 и часть вторая п.3 ст.106 НК дополнены нормой о том, что приведенные положения применяются крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, освобождаемыми от налога на добавленную стоимость согласно п.1 ст.328 НК, в части деятельности по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства.
Таким образом:
• отнесение на затраты сумм «входного» НДС осуществляется крестьянскими (фермерскими) хозяйствами только в течение 3 лет со дня их государственной регистрации и только в части деятельности по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства;
• на затраты не относятся суммы «входного» НДС по основным средствам и нематериальным активам;
• данный порядок применялся и до 2017 года.
Освобожденные от НДС обороты не отражаются крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость в период применения освобождения.
10. Уменьшение продавцом исчисленной суммы налога на добавленную стоимость производится на основании акта сверки расчетов, подписанного продавцом и покупателем, в месяце выставления им и подписания покупателем-плательщиком в Республике Беларусь электронной цифровой подписью исправленных (дополнительных) электронных счетов-фактур. Уменьшение покупателем сумм налоговых вычетов производится в месяце составления и подписания акта сверки расчетов между продавцом и покупателем (часть четвертая п.81 ст.105 НК).
11. Чтобы уменьшить налоговую базу, например, при возврате товара продавец должен дождаться подписи покупателя на дополнительном (исправленном) ЭСЧФ, оформленном на возвращенный товар (если ранее выставленный на этот товар ЭСЧФ был подписан покупателем). Указанный порядок применяется и при отказе от выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав, а также при уменьшении стоимости реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав.
![]() |
Обратите внимание! Отсрочка вычета «ввозного» НДС продлена на 2017 год и составит 60 дней. Пунктом 3 Указа Президента Республики Беларусь от 28.10.2016 № 396 «Об установлении ставок акцизов на отдельные подакцизные товары, ценовых групп сигарет с фильтром» внесены изменения в часть первую п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 26.02.2015 № 99 «О взимании налога на добавленную стоимость» (далее - Указ № 99). Согласно этим изменениям суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при ввозе приобретенных товаров (за исключением товаров, при ввозе которых уплаченные суммы налога на добавленную стоимость подлежат вычету в порядке, установленном НК, согласно приложению к Указу № 99) со дня вступления в силу Указа № 99 до 31 декабря 2017 г. включительно на территорию Республики Беларусь с территории государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, подлежат вычету в том отчетном периоде, в котором истекло 60 календарных дней с даты их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Дата выпуска товаров - это дата из графы «С» таможенной декларации. В соответствии с частью первой подп.1.2 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 25.03.2016 № 111 «О налогообложении и утверждении бюджета прожиточного минимума» изменены нормы ст.94 и 102 НК: • исключена льгота по НДС в отношении услуг по перевозке пассажиров, оказываемых на территории Республики Беларусь (подп.1.14 п.1 ст.94 НК); • закреплена ставка НДС в размере 25 % и ежемесячный отчетный период по услугам электросвязи, оказываемым абонентам (ст.102 НК).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 апреля 2017 г. п.1 Указа № 111 на основании Указа Президента Республики Беларусь от 06.04.2017 № 105 исключен. Норма перенесена в подп.1.5 п.1 ст.102 НК. С 27 января 2018 г. установлено, что суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при ввозе приобретенных товаров (за исключением товаров, при ввозе которых уплаченные суммы налога на добавленную стоимость подлежат вычету в порядке, установленном НК, согласно приложению к Указу № 99) со дня вступления в силу Указа № 99 до 31 декабря 2018 г. включительно на территорию Республики Беларусь с территории государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, подлежат вычету в том отчетном периоде, в котором истекло 60 календарных дней с даты их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой (часть первая п.1 Указа № 99, в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29 (далее - Указ № 29)). |
Изменение порядка выставления и создания ЭСЧФ в 2017 году
1. Крайний срок выставления ЭСЧФ перенесен с 5-го на 10-е число. Однако бывают случаи, когда невозможно соблюсти и такой срок создания ЭСЧФ (например, когда момент фактической реализации наступает после этого срока или в ситуации с работами (услугами), день оказания которых определяется по правилу 20-го числа) (п.5 1061 НК).
2. На 10-е число отодвинут срок создания ЭСЧФ на таможенный НДС: при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, за исключением ввоза с территории государств - членов Евразийского экономического союза, - в день, на который приходится день уплаты (зачета) налога на добавленную стоимость, но не ранее дня представления в таможенный орган декларации на товары, подтверждающей выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, и не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой (абзац 3 п.6 ст.1061 НК).
3. Расширен перечень случаев, при которых ЭСЧФ не создается:
- при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров индивидуальными предпринимателями, не являющимися плательщиками налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
- при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, налоговая база налога на добавленную стоимость по которым в соответствии с законодательством признается равной нулю (равна нулю);
- при реализации услуг по перевозке между юридическими лицами, входящими в сводный баланс основной деятельности государственного объединения «Белорусская железная дорога», не включаемых в налоговую базу налога на добавленную стоимость в соответствии с п.9 ст.98 НК (п.7 ст.1061 НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Случаи, когда плательщикам не требуется создавать ЭСЧФ в 2018 году, определены в подп.2.3 п.2 Указа № 29. |
4. Расширен перечень случаев, когда ЭСЧФ выставляется только на Портал электронных счетов-фактур (далее - Портал) без направления контрагенту.
В соответствии с дополнением, внесенным в п.8 ст.1061 НК, ЭСЧФ создается плательщиком и направляется на Портал без необходимости его выставления покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав при реализации экспортируемых транспортных услуг, обороты по реализации которых облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0 %.
Так, если заказчиком экспортируемых транспортных услуг выступает белорусский плательщик НДС, то в 2016 году перевозчик обязан выставить ему ЭСЧФ. Но фактически этот ЭСЧФ для вычета не используется, поскольку сумма НДС равна нулю в связи с применением ставки НДС 0 %. Таким образом, с 2017 года такой ЭСЧФ будет направляться только на Портал и не будет перегружать личный кабинет заказчика перевозки.
5. В случае сбоев в работе Портала ЭСЧФ все равно нужно создавать (п.20 ст.1061 НК).
Аналитические материалы
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь
Комментарий к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 06.12.2016 № 31 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24 декабря 2014 г. № 42».
Н.Нехай, ведущий аудитор общества с ограниченной ответственностью «Аудиторский центр "Эрудит"».
Период отсрочки вычета «ввозного» НДС продлен на 2017 год и будет составлять 60 дней. Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 28.10.2016 № 396.
Особенности применения налоговых вычетов по НДС в 2017 году в отдельных ситуациях.
Возмещение из бюджета НДС в некоторых случаях в 2017 году имеет пресекательный годичный срок.
Дата определения величины обязательства для целей исчисления НДС в 2017 году.
Налог на добавленную стоимость по транспортным бюджетным субсидиям в 2017 году.
Налог на добавленную стоимость на выдачу книги замечаний и предложений.
Вычет на основании ЭСЧФ сумм НДС, исчисленных при приобретении объектов на территории Республики Беларусь у иностранных организаций.
Вычет сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территорий государств - членов ЕАЭС.
Вычет на основании ЭСЧФ сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с таможенным оформлением, в 2017 году.
Форма документа:
Книга покупок (с 1 января 2017 года).
Налоговая декларация (расчет) по налогу на добавленную стоимость (с 1 января 2017 года).
Глава 13. Акцизы
С 2017 года на отдельные виды товаров величина акцизов не меняется.
Изменен подход к установлению ставок акцизов на отдельные виды подакцизных товаров с целью обеспечения эффективной работы организаций и стабилизации ситуации с производством и реализацией продукции.
Предусмотрена поэтапная (по полугодиям) индексация ставок акцизов в пределах прогнозируемого параметра инфляции на некоторые виды алкогольной продукции, а также на газ, используемый в качестве автомобильного топлива, масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.
В отношении табачных изделий установлено поэтапное (по полугодиям) увеличение ставок акцизов.
Аналитические материалы
Форма документа:
Налоговая декларация (расчет) по акцизам (с 1 января 2017 года).
Глава 14. Налог на прибыль
Основные изменения в порядке исчисления налога на прибыль в 2017 году следующие.
1. В 2017 году по договорам, в которых сумма обязательств выражена в иностранной валюте эквивалентно сумме в иной иностранной валюте, выручка от реализации (доходы) товаров (работ, услуг), имущественных прав будет определяться, если иное не установлено НК, в белорусских рублях путем пересчета суммы в иной иностранной валюте по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь, установленному на дату:
- реализации (получения доходов) товаров (работ, услуг), имущественных прав, если не был перечислен аванс (предварительная оплата) в иностранной валюте;
- перечисления аванса (предварительной оплаты) в иностранной валюте, если был перечислен аванс (предварительная оплата) в иностранной валюте в полной сумме обязательств;
- перечисления аванса (предварительной оплаты) в иностранной валюте в части суммы обязательств, приходящихся на аванс (предварительную оплату), и на дату реализации (получения доходов) товаров (работ, услуг), имущественных прав в части суммы обязательств, не приходящихся на аванс (предварительную оплату).
Как отмечено выше, п.5 ст.31 НК приведен в соответствие с п.4 Национального стандарта № 69.
2. В 2017 году в состав затрат по производству и реализации, учитываемых при налогообложении прибыли, будут включаться только экономически обоснованные затраты (п.2 ст.130 НК). Установлены критерии, при наличии которых затраты не могут быть отнесены к экономически обоснованным. Все критерии касаются поступления товаров (нематериальных активов), услуг, работ, но не касаются имущественных прав.
3. С 1 января 2017 г. при налогообложении прибыли не будут учитываться расходы на оплату дополнительных отпусков за ненормированный рабочий день, продолжительный стаж работы в одной организации, поощрительных отпусков (в том числе на выплату в соответствии с законодательством денежной компенсации за неиспользованные дни поощрительных отпусков), за исключением дополнительных поощрительных отпусков, обязанность предоставления которых установлена актами Президента Республики Беларусь (подп.1.72 п.1 ст.131 НК). Таким образом, при налогообложении прибыли будут учитываться затраты на оплату отпусков, предоставляемых в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины».
При начислении работникам оплаты за основной и дополнительный трудовые отпуска (далее - трудовой отпуск) в соответствии с названным Декретом № 29 в бухгалтерском учете должны быть сделаны следующие записи.
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Начислена оплата трудового отпуска, приходящегося на дни текущего месяца (если не создавался резерв на оплату отпусков) | ||
Начислена оплата трудового отпуска, приходящегося на дни следующего месяца (если не создавался резерв на оплату отпусков) |
70 | |
Начислена оплата трудового отпуска (если создавался резерв на оплату отпусков) |
70 | |
Начислены взносы в ФСЗН на суммы отпускных за счет средств организации (если не создавался резерв на оплату отпусков) |
20, 23, 25, 26, 44 и др. |
|
Начислены взносы в ФСЗН на суммы отпускных за счет средств организации (если создавался резерв на оплату отпусков) |
96 |
69 |
Начислены взносы по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
20, 23, 25, 26, 44 и др. |
4. В 2017 году при налогообложении можно учитывать единовременную выплату (материальную помощь, пособие) на оздоровление, если она предусмотрена законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь при указании в них конкретного получателя и размера единовременной выплаты (материальной помощи) (подп.1.73 п.1 ст.131 НК).
![]() |
Обратите внимание! Единовременные выплаты на оздоровление при предоставлении трудового отпуска, предусмотренные только в локальных актах (коллективных договорах, соглашениях, трудовых договорах с работниками) на основании ст.182 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК), не признаются установленными законодательно. Поэтому учесть их в расчете налога на прибыль будет нельзя. |
5. Положения подп.3.17 п.3 ст.128 НК, касающиеся курсовых разниц, приведены в соответствие с терминологией, применяемой в бухгалтерском учете: в состав внереализационных доходов включаются курсовые разницы, возникающие при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств, определяемые в порядке, установленном законодательством, за исключением возникающих у получателей иностранной безвозмездной помощи при пересчете в белорусские рубли стоимости активов и обязательств, связанных с получением и использованием иностранной безвозмездной помощи, выраженных в иностранной валюте, при целевом использовании иностранной безвозмездной помощи.
6. В состав внереализационных доходов не будут включаться безвозмездно получаемые средства из внебюджетных централизованных инвестиционных фондов, сформированных республиканскими органами государственного управления в соответствии с законодательством. При этом расходы организаций, покрытые за счет этих средств, при определении облагаемой налогом прибыли учитываться не будут (подп.4.1 п.4 ст.128 НК).
7. С 1 января 2017 г. не включаются в состав внереализационных доходов средства, поступающие организации и (или) ее кредиторам от лиц, несущих субсидиарную ответственность по обязательствам этой организации, в порядке привлечения таких лиц к субсидиарной ответственности в соответствии с законодательством (подп.4.20 п.4 ст.128 НК).
Норма введена для того, чтобы погашение обязательств организации учредителями не создавало дополнительного налогооблагаемого дохода и не возникало дополнительного долга по уплате налогов.
8. В состав внереализационных расходов включены затраты, произведенные заказчиком, застройщиком при создании (финансировании, возмещении создания, в том числе по строительному проекту на реконструкцию) объектов инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры и их благоустройства, безвозмездно переданных в собственность государства в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 № 72 «О мерах по государственному регулированию отношений при размещении и организации строительства жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры» (подп.3.2612 п.3 ст.129 НК).
9. В состав внереализационных расходов включаются курсовые разницы, возникающие при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств, определяемые в порядке, установленном законодательством, за исключением указанных в подп.1.224 п.1 ст.131 НК и возникающих у получателей иностранной безвозмездной помощи при пересчете в белорусские рубли стоимости активов и обязательств, связанных с получением и использованием иностранной безвозмездной помощи, выраженных в иностранной валюте, при целевом использовании иностранной безвозмездной помощи (в новой редакции норма подп.3.24 п.3 ст.129 НК приведена в соответствие с терминологией, применяемой в бухгалтерском учете).
10. Порядок применения механизма переноса убытков на прибыль последующих лет определен ст.1411 НК. В 2017 году:
- при исчислении суммы убытка для целей переноса на прибыль будут учитываться суммы НДС по внереализационным доходам, участвующим в расчете убытка;
- при определении суммы убытка для целей переноса не учитываются убытки, полученные за пределами Республики Беларусь, не только в части убытков, полученных от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, но и в части внереализационных доходов и расходов, которые участвуют в определении убытка к переносу;
- источником покрытия убытков установлена вся налоговая база, включая льготируемую прибыль;
- организации, находящиеся в процедуре ликвидации, вправе перенести убытки не по результатам налогового периода (то есть целого календарного года), а по результатам периода с начала года до момента ликвидации.
Аналитические материалы
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь
Комментарий к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 06.12.2016 № 31 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24 декабря 2014 г. № 42».
Н.Нехай, ведущий аудитор общества с ограниченной ответственностью «Аудиторский центр "Эрудит"»
Взаимозависимые лица - новации 2017 года.
Новации 2017 года: состав внереализационных доходов, учитываемых при налогообложении прибыли, изменился.
Затраты, учитываемые при налогообложении прибыли: в 2017 году возврат к старому.
В.Прохожая, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»
Налог на прибыль: изменения в составе внереализационных доходов и расходов в 2017 году.
Налог на прибыль: изменения при переносе убытков в 2017 году.
Форма документа:
Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль (с 1 января 2017 года).
Глава 15. Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство
С 2017 года налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, облагаются доходы иностранных организаций от оказания услуг:
• по поиску и (или) представлению заказчику информации о потенциальных покупателях (подп.1.12.4 п.1 ст.146 НК);
• по обеспечению доступа к базам данных (подп.1.14 п.1 ст.146 НК).
Аналитические материалы
Форма документа:
Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (с 1 января 2017 года).
Глава 16. Подоходный налог с физических лиц
Основные изменения 2017 года в порядке определения налоговой базы, исчисления, удержания и уплаты подоходного налога с физических лиц следующие.
1. Предусмотрен порядок определения налоговой базы подоходного налога в отношении доходов в виде процентов, полученных плательщиками по банковским вкладам (депозитам), денежным средствам, находящимся на текущем (расчетном) банковском счете в банках, находящихся на территории Республики Беларусь (ст.156 НК). Освобождаются от подоходного налога проценты, увеличивающие сумму основного вклада (депозита) (капитализация процентов).
2. С 1 января 2017 г. в составе налоговой базы по доходам, полученным в связи с заключением договоров страхования, не учитываются доходы, полученные в виде страхового возмещения и (или) обеспечения в связи с наступлением соответствующих страховых случаев по договорам страхования, заключенным за пределами территории Республики Беларусь и предусматривающим страховые выплаты в возмещение вреда, причиненного имуществу физического лица. Данная льгота применяется в случае, когда такие выплаты осуществляются пострадавшему лицу и (или) лицам, находящимся с ним в отношениях близкого родства или свойства, опекуна, попечителя и подопечного.
3. Проиндексированы размеры стандартных вычетов и предельные размеры доходов, освобождаемых от подоходного налога (ст.163 и п.1 ст.164 НК).
4. Изменен размер социального налогового вычета в отношении сумм, уплаченных плательщиком страховым организациям Республики Беларусь в качестве страховых взносов: в 2017 году он составляет 2 874 руб. (подп.1.2 п.1 ст.165 НК). Размер указанного социального вычета уравнен с размером льготы, установленной подп.1.191 п.1 ст.163 НК.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» В 2018 году социальный налоговый вычет, предоставляемый плательщикам этой категории, определен в сумме, не превышающей 3 164 руб. в течение налогового периода (абзац 11 п.1, приложение 10 к Указу № 29). В 2018 году освобождаются от подоходного налога с физических лиц доходы в виде оплаты страховых услуг страховых организаций Республики Беларусь в размере, не превышающем 3 164 руб., от каждого источника в течение налогового периода (абзац 10 п.1, приложение 9 к Указу № 29). |
5. Уточнен порядок предоставления имущественного налогового вычета, установленного подп.1.2 п.1 ст.166 НК, в сумме фактически произведенных плательщиком и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением и (или) отчуждением возмездно отчуждаемого имущества. При реализации имущества, находящегося в общей долевой собственности, размер имущественного налогового вычета распределяется между участниками общей долевой собственности пропорционально их доле.
6. Расширен предусмотренный п.2 ст.153 НК перечень доходов, не признаваемых объектом налогообложения. К ним, в частности, относятся доходы в размере:
- оплаты (возмещения) нанимателем (поднанимателем), арендатором (субарендатором) стоимости жилищно-коммунальных и (или) иных услуг, если обязанность по оплате таких услуг возложена на нанимателя (поднанимателя), арендатора (субарендатора) соответствующим договором найма (поднайма), аренды (субаренды) нежилых помещений (подп.2.162 п.2 ст.153 НК);
- стоимости приобретенной организациями или индивидуальными предпринимателями питьевой бутилированной воды как для своих работников, так и для лиц, не являющихся таковыми (подп.2.5 п.2 ст.153 НК);
- стоимости любых обязательных медицинских осмотров работников, а также внеочередных медицинских осмотров при ухудшении состояния здоровья работников, оплаченных за счет средств организации или индивидуального предпринимателя, проводимых в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь (подп.2.11 п.2 ст.153 НК), и др.
7. С 2017 года освобождается от подоходного налога материальная помощь, выплачиваемая организацией любому количеству (а не только одному) близких родственников умершего работника, в том числе пенсионера, ранее работавшего в такой организации (подп.1.8 п.1 ст.163 НК).
8. Освобождаются от подоходного налога доходы в виде пожертвований, поступающих определенной категории граждан на благотворительные счета банков Республики Беларусь, при наличии подтверждения (справки из медучреждения согласно постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 07.03.2012 № 14 «О порядке выдачи подтверждения нуждаемости в получении медицинской помощи») (подп.1.21 п.1 ст.163 НК).
Аналитические материалы
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь
Комментарий к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 06.12.2016 № 31 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24 декабря 2014 г. № 42».
Т.Алейникова, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»
Подоходный налог в 2017 году. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 18.10.2016 № 432-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь».
Формы документов:
Налоговая декларация (расчет) по подоходному налогу с физических лиц индивидуального предпринимателя (нотариуса, осуществляющего нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвоката, осуществляющего адвокатскую деятельность индивидуально) (с 1 января 2017 года).
Налоговая декларация (расчет) по подоходному налогу с физических лиц.
Налоговая декларация (расчет) по подоходному налогу с физических лиц с доходов плательщиков, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь.
Справка о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц.
Сведения о выданных и (или) перечисленных денежных средствах, поступивших физическим лицам переводом из-за границы.
Извещение на уплату подоходного налога с физических лиц.
Справочная информация:
Социальные налоговые вычеты, применяемые при исчислении подоходного налога: сравнение норм редакций Налогового кодекса Республики Беларусь 2016 и 2017 годов.
Имущественные налоговые вычеты, применяемые при исчислении подоходного налога: сравнение норм редакций Налогового кодекса Республики Беларусь 2016 и 2017 годов.
Профессиональные налоговые вычеты, применяемые при исчислении подоходного налога: сравнение норм редакций Налогового кодекса Республики Беларусь 2016 и 2017 годов.
Ставки подоходного налога с физических лиц в фиксированных суммах.
Глава 17. Налог на недвижимость
1. С 2017 года возможно применение льготы по законсервированным капитальным строениям (зданиям, сооружениям), включенным в перечень неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей и земельных участков (частей земельных участков), на которых они расположены (подп.1.4 п.1, п.7 ст.186 НК).
![]() |
Справочно Положение о порядке и условиях утверждения перечня неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей и земельных участков (частей земельных участков), на которых они расположены, утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.11.2013 № 957. |
2. Определен порядок исчисления и уплаты налога по объектам налогообложения, выявленным в излишке по результатам инвентаризации.
Исчисление организациями налога на недвижимость по имуществу, оказавшемуся в излишке по результатам инвентаризации, производится начиная с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, на который приходится дата приобретения, получения или создания такого имущества, подтвержденная документально, но не ранее 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, на который приходится дата начала исчисления трехлетнего периода, предшествующего дате выявления по результатам инвентаризации излишков соответствующих капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест (часть седьмая п.7 ст.189 НК).
При отсутствии возможности подтвердить документально дату приобретения, получения или создания капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, оказавшихся в излишке по результатам инвентаризации, исчисление налога на недвижимость организациями по таким объектам производится с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, на который приходится дата начала исчисления трехлетнего периода, предшествующего дате выявления по результатам инвентаризации излишков соответствующих капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест (часть восьмая п.7 ст.189 НК).
3. В ст.185 НК перечислены объекты обложения налогом на недвижимость. С 1 января 2017 г. зданиями, сооружениями и передаточными устройствами сверхнормативного незавершенного строительства признаются здания, сооружения и передаточные устройства, сроки возведения (в том числе по строительному проекту на реконструкцию) которых с учетом периодов приостановления строительства, оформленных в установленном законодательством порядке, превысили нормативную продолжительность строительства, определенную утвержденной проектной документацией (абзац 3 части второй п.1 ст.185 НК).
![]() |
Справочно С 1 января 2016 г. приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 06.11.2015 № 279 утвержден и введен в действие ТКП 45-1.03-122-2015 «Нормы продолжительности строительства зданий, сооружений и их комплексов. Основные положения» (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/341579/465428). Нормы НК приведены в соответствие с терминами и определениями указанного ТКП: • нормативная продолжительность строительства - продолжительность строительства объекта, установленная в утвержденной проектной документации в соответствии с действующими нормами и правилами и конкретными условиями строительства; • объекты сверхнормативного незавершенного строительства - объекты строительства, сроки возведения которых превысили нормативную продолжительность строительства с учетом периодов приостановления строительства, оформленных в установленном порядке. |
Аналитические материалы
Е.Микулич, экономист
Налог на недвижимость: изменения с 2017 года.
Форма документа:
Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций (с 1 января 2017 года).
Глава 18. Земельный налог
1. В 2017 году осуществлен переход в определении налоговой базы земельного налога от кадастровой стоимости в долларах США к кадастровой стоимости в белорусских рублях.
2. Ставки налога в белорусских рублях, указанные в ст.195-198 и 201 НК, проиндексированы на прогнозные параметры инфляции (приложения 2, 3 к НК). Одновременно пересчитаны границы кадастровой стоимости для применения ставок земельного налога, установленных как в белорусских рублях, так и в процентах.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» На 2018 год ставки земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения и средние ставки земельного налога по районам Республики Беларусь установлены согласно приложениям 2 и 3 к Указу № 29. |
3. Подпункт 1.33 п.1 ст.194 НК, предусматривающий освобождение от налога земельных участков, предоставляемых для строительства объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры, дополнен определением понятия объектов придорожного сервиса.
4. Из п.1 ст.194 НК исключен подп.1.34, предусматривавший льготу резидентам свободных экономических зон. Данная норма исключена, поскольку истек срок, на который предоставлялась льгота.
5. Освобождение от земельного налога предоставляется с 1-го числа месяца, в котором возникло право на льготу. При утрате в течение календарного года права на льготу исчисление и уплата земельного налога производятся начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем утраты этого права (п.3 ст.194 НК).
На 2017 год уточнено, что месяцем, в котором утрачивается право на льготу, является месяц, на который приходится последний день ее действия.
Аналитические материалы
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь
Комментарий к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 06.12.2016 № 31 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24 декабря 2014 г. № 42».
![]() |
Справочно Основанием для уплаты земельного налога и налога на недвижимость физическими лицами служит извещение налогового органа (приложение 9 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.12.2010 № 100 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов с физических лиц» (часть вторая п.5 ст.202 НК)). |
Форма документа:
Налоговая декларация (расчет) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций (с 1 января 2017 года).
Справочная информация:
Средние ставки земельного налога по районам Республики Беларусь.
Ставки земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения.
Глава 19. Экологический налог
В связи с необходимостью индексации ставок экологического налога, установленных в белорусских рублях, приложения 6-8 к НК изложены в новой редакции.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» На 2018 год ставки экологического налога по перечисленным объектам налогообложения установлены в размерах согласно приложениям 4-6 к Указу № 29. |
Аналитические материалы
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь
Комментарий к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 06.12.2016 № 31 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24 декабря 2014 г. № 42».
Т.Осипова, экономист
Изменения в налоговом законодательстве в 2017 году. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 18.10.2016 № 432-З.
Формы документов:
Налоговая декларация (расчет) по экологическому налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (с 1 января 2017 года).
Налоговая декларация (расчет) по экологическому налогу за сброс сточных вод (с 1 января 2017 года).
Налоговая декларация (расчет) по экологическому налогу за хранение, захоронение отходов производства (с 1 января 2017 года).
Справочная информация:
Ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Ставки экологического налога за сбросы сточных вод.
Ставки экологического налога за захоронение, хранение отходов производства.
Глава 20. Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов
В связи с необходимостью индексации ставок налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, установленных в белорусских рублях, приложение 10 к НК изложено в новой редакции.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» На 2018 год ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов установлены согласно приложению 7 к Указу № 29. |
Аналитические материалы
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь
Комментарий к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 06.12.2016 № 31 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24 декабря 2014 г. № 42».
Т.Осипова, экономист
Изменения в налоговом законодательстве в 2017 году. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 18.10.2016 № 432-З.
Форма документа:
Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов (с 1 января 2017 года).
Справочная информация:
Ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов.
Глава 24. Оффшорный сбор
Оффшорный сбор уплачивается резидентами Республики Беларусь до перечисления денежных средств в белорусских рублях по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату их перечисления (п.3 ст.234 НК).
В соответствии с внесенными изменениями исключена возможность уплаты оффшорного сбора в иностранной валюте.
Аналитические материалы
Т.Осипова, экономист
Изменения в налоговом законодательстве в 2017 году. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 18.10.2016 № 432-З.
Форма документа:
Налоговая декларация (расчет) по оффшорному сбору (с 1 января 2017 года).
Глава 26. Консульский сбор
Размер консульских сборов за рассмотрение ходатайств о выдаче виз Республики Беларусь дифференцирован по видам и кратности виз и определен в приложении 13 к НК.
Аналитические материалы
Т.Осипова, экономист
Изменения в налоговом законодательстве в 2017 году. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 18.10.2016 № 432-З.
Глава 27. Государственная пошлина
В целях согласования сроков уплаты государственной пошлины, предусмотренных перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200, единым перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156, и сроков, установленных п.1 ст.251 НК, внесены соответствующие изменения в ст.251 НК.
Внесены также изменения и дополнения в порядок уплаты, возврата и льготирования отдельных видов пошлин.
Глава 28. Патентные пошлины
В 2017 году патентные пошлины уплачиваются плательщиками - резидентами Республики Беларусь в белорусских рублях по ставкам, установленным в базовых величинах на дату осуществления платежа (абзац 2 п.1 ст.264 НК).
По аналогии с государственной пошлиной сохранена возможность уплаты патентных пошлин в иностранной валюте плательщиков, не являющихся налоговыми резидентами Республики Беларусь, находящихся за пределами территории Республики Беларусь, за исключением случаев, когда обязанность нерезидентов уплачивать патентные пошлины в белорусских рублях прямо установлена международными договорами Республики Беларусь.
В случае, когда плательщиками являются одновременно плательщики - резиденты Республики Беларусь и плательщики, не являющиеся налоговыми резидентами Республики Беларусь и находящиеся за ее пределами, патентная пошлина уплачивается в равных долях.
Раздел VI. Местные налоги и сборы
Глава 32. Курортный сбор
Плательщиками курортного сбора признаются физические лица, за исключением лиц, направляемых на оздоровление и санаторно-курортное лечение бесплатно в соответствии с законодательными актами (ст.277 НК).
![]() |
Справочно Лица, имеющие право на санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) и оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний) с использованием средств государственного социального страхования и республиканского бюджета, определены Указом Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 № 542 «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения» и ст.18 Закона Республики Беларусь от 06.01.2009 № 9-З «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий». |
В 2017 году уточнено понятие «нахождение в санаторно-курортной или оздоровительной организации» с учетом норм Концепции санаторно-курортного лечения и оздоровления населения Республики Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006 № 1478. В 2017 году объектом обложения курортным сбором признается нахождение (проживание не менее суток) физического лица в санаторно-курортных организациях, а также в профилакториях, оздоровительных центрах (комплексах), образовательно-оздоровительных центрах, оздоровительных лагерях, спортивно-оздоровительных лагерях, домах (базах) отдыха, пансионатах, расположенных на территории соответствующих административно-территориальных единиц Республики Беларусь (п.1 ст.278 НК).
Аналитические материалы
Т.Осипова, экономист
Изменения в налоговом законодательстве в 2017 году. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 18.10.2016 № 432-З.
Раздел VII. Особые режимы налогообложения
Глава 34. Налог при упрощенной системе налогообложения
1. Проиндексированы на 12,6 % критерии применения упрощенной системы по валовой выручке (часть первая п.1, часть первая подп.3.12 п.3, часть первая подп.4.1, часть первая подп.4.2 п.4, подп.6.2, 6.4 п.6 ст.286 НК).
2. Организации, сведения об интернет-магазине которых после 31 декабря 2015 г. содержались в Торговом реестре Республики Беларусь, вправе перейти с 1 января 2017 г. на применение УСН и применять ее в 2017 году, если:
- сведения об их интернет-магазине не содержатся в Торговом реестре Республики Беларусь после 31 декабря 2016 г.;
- валовая выручка организации за первые 9 месяцев 2016 года и численность ее работников в среднем за этот период не превышают соответственно 1 030 000 бел. руб. и 100 человек;
- уведомление о переходе на УСН представлено в ИМНС по месту постановки на учет не позднее 31 января 2017 г. (ст.3 Закона № 432-З).
3. В 2017 году вправе продолжить применять УСН организации, применявшие упрощенную систему налогообложения по состоянию на 31 декабря 2016 г. и являвшиеся в период с 1 января по 30 июня 2016 г. унитарными предприятиями, собственником имущества которых выступает Республика Беларусь или ее административно-территориальная единица, либо коммерческими организациями, более 25 % акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит (в том числе в совокупности) Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице (административно-территориальным единицам) (ст.4 Закона № 432-З).
4. Урегулирован порядок определения выручки по договорам, предусматривающим валютные расчеты либо расчеты исходя из валютного эквивалента.
5. В новой редакции изложена часть третья п.2 ст.288 НК, которая:
- сохраняет без изменений прежний порядок определения выручки;
- учитывает, что большая часть плательщиков УСН не ведет бухгалтерский учет и, следовательно, внесенные в часть вторую п.5 ст.31 НК изменения о применении курсов валют на разные даты (по аналогии с бухгалтерским учетом) по договорам, в которых сумма обязательства выражена в иностранной валюте эквивалентно сумме в иной иностранной валюте, усложнят для них расчет налоговой базы по УСН;
- сохраняет по договорам, в которых сумма обязательства выражена в иностранной валюте эквивалентно сумме в иной иностранной валюте, единообразие в определении налоговой базы по налогу при применении УСН с уплатой НДС.
6. При практической реализации положений ст.286 НК, устанавливающих запрет на применение УСН плательщиками, оказывающими (предоставляющими) субъектам торговли услуги (права) посредством информационного ресурса в глобальной компьютерной сети Интернет, возникают ситуации, когда такие услуги (права) фактически оказываются (предоставляются) субъекту торговли, но путем привлечения последним посредника, в результате чего договор с лицом, оказывающим (предоставляющим) данные услуги (права), заключается посредником. Для устранения возникающих на практике вопросов из подп.5.1.24 п.5 и п.61 ст.286 НК исключены слова «субъектам торговли».
7. В выручку от реализации включается при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, денежное обязательство по оплате которых исполняется путем финансирования под уступку денежного требования (факторинга), стоимость (цена), по которой реализованы товары (работы, услуги), имущественные права (абзац 12 части шестой п.2 ст.288 НК). Таким образом, определен размер суммы, подлежащей включению в выручку от реализации для целей исчисления налога при УСН в случае заключения плательщиком договора факторинга, поскольку получаемая продавцом от фактора в результате заключения такого договора сумма меньше стоимости реализованного товара (работы, услуги), имущественного права на сумму удержанного фактором вознаграждения.
8. Порядок определения суммовых разниц для плательщиков налога при УСН с 2017 года аналогичен порядку, установленному в отношении НДС.
9. Установлена обязанность уплаты налога на недвижимость по неиспользуемым (неэффективно используемым) капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения (часть четвертая подп.3.13.1 и часть вторая подп.3.13.3 п.3 ст.286 НК).
Аналитические материалы
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь
Комментарий к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 06.12.2016 № 31 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24 декабря 2014 г. № 42».
Е.Микулич, экономист
Запрет на применение упрощенной системы налогообложения: изменения в 2017 году.
Определение налоговой базы при УСН: изменения с 2017 года.
Форма документа:
Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения (с 1 января 2017 года).
Глава 35. Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц
Внесены изменения в п.4 ст.293 НК, согласно которым доплата единого налога на основании извещения налогового органа производится плательщиком в 30-дневный срок со дня его вручения. Извещение на доплату (уплату) единого налога вручается физическому лицу (его представителю) лично под роспись, путем направления его по почте письмом либо с его согласия через личный кабинет плательщика или иным электронным способом.
![]() |
Справочно Форма извещения налогового органа приведена в приложении 11 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.12.2010 № 100. |
Внесены изменения в виды деятельности, при осуществлении которых физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, уплачивают единый налог (п.1 ст.295 НК).
С учетом перечня видов услуг, которые могут выполняться домашними работниками, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.08.2006 № 99, данная норма дополнена такими услугами, как кошение трав на газонах, уборка озелененной территории от листьев, скошенной травы и мусора, сжигание мусора.
![]() |
Справочно В соответствии со ст.308 ТК домашними работниками признаются лица, выполняющие по трудовому договору работу в домашнем хозяйстве граждан, оказывающие им техническую помощь в литературной, иной творческой деятельности и другие виды услуг, предусмотренные законодательством. При этом трудовой договор с домашним работником не заключается, если работа носит краткосрочный характер (до 10 дней в общей сложности в течение месяца). Таким образом, разовое оказание услуг, например приготовление пищи, для заказчика без заключения трудового договора не относится к видам услуг, которые выполняются домашними работниками. |
Вместе с тем такие разовые услуги востребованы населением.
В связи с этим в целях сохранения практики взимания единого налога при оказании разовых услуг населению исключена ссылка на домашних работников.
В настоящее время индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю товарами, отнесенными к группам товаров, указанным в подп.1.1 п.1 ст.296 НК, вправе самостоятельно выбирать любой режим налогообложения. При этом переход с одного режима налогообложения на единый налог в течение календарного года может быть осуществлен несколько раз, что позволяет, например, при применении УСН обойти установленную НК обязанность прекращения применения УСН при превышении валовой выручки в 150 тыс. руб. В целях исключения таких случаев внесено дополнение в п.2 ст.296 НК, согласно которому индивидуальные предприниматели, уплатившие единый налог, обязаны до окончания налогового периода применять этот режим налогообложения.
Аналитические материалы
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь
Комментарий к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 06.12.2016 № 31 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24 декабря 2014 г. № 42».
Форма документа:
Налоговая декларация (расчет) по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (с 1 января 2017 года).
Справочная информация:
Базовые ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
Глава 36. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции
Уточнен порядок определения выручки по объектам, оплачиваемым посредством факторинга. В данном случае выручку нужно рассчитывать исходя из стоимости (цены) продажи объектов (абзац 7 части четвертой п.2 ст.304 НК).
Аналитические материалы
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь
Комментарий к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 06.12.2016 № 31 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24 декабря 2014 г. № 42».
Форма документа:
Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции (с 1 января 2017 года).
Глава 37. Налог на игорный бизнес
С 2017 года увеличиваются ставки налога (кроме ставки на игровой автомат) на игорный бизнес (часть первая п.1 ст.309 НК).
Аналитические материалы
Форма документа:
Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес (с 1 января 2017 года).
Глава 41. Сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма
Внесенными дополнениями и изменениями уточнены условия применения сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма. Конкретизированы сроки уплаты сбора, урегулирован порядок вручения налоговыми органами извещений на уплату сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.
Глава 411. Единый налог на вмененный доход
С 2017 года часть первая подп.3.1 п.3 ст.3251 НК дополнена нормой, устанавливающей порядок определения периода, в котором прекращена деятельность по оказанию услуг по обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств и (или) их компонентов.
Аналитические материалы
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь
Комментарий к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 06.12.2016 № 31 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24 декабря 2014 г. № 42».
Форма документа:
Налоговая декларация (расчет) по единому налогу на вмененный доход.
Раздел VIII. Налогообложение отдельных категорий плательщиков
Глава 42. Особенности налогообложения в свободных экономических зонах
1. Резиденты СЭЗ с 2017 года утрачивают право на применение ставки НДС в размере 10 % по импортозамещающим товарам.
![]() |
Справочно Перечень импортозамещающих товаров утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2015 № 1095 (утратил силу с 1 января 2017 г.). |
По импортозамещающим товарам, отгруженным с 1 января 2017 г., будет применяться ставка НДС, установленная в отношении таких товаров ст.102 НК. Ставка 10 % будет сохранена, если товары:
• относятся к производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), дикорастущим ягодам, орехам и иным плодам, грибам, другой дикорастущей продукции, пчеловодства, животноводства (за исключением производства пушнины) и рыбоводства;
• включены в перечень № 287.
2. Прибыль резидентов СЭЗ, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, освобождается от налога на прибыль в течение 5 лет с даты объявления ими прибыли (норма не распространяется на резидентов СЭЗ, зарегистрированных после 31 декабря 2011 г.) (п.3 ст.327 НК).
Отсчет пятилетнего периода производится с первого налогового периода (включительно), в котором у организации возникла валовая прибыль, включающая прибыль от реализации товаров (работ, услуг), за исключением ранее приобретенных товаров, полученную организацией после ее регистрации в качестве резидента СЭЗ (часть первая п.7 ст.327 НК).
Прибыль резидентов СЭЗ, зарегистрированных в качестве таковых после 31 декабря 2011 г., полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, освобождается от налога на прибыль в течение 10 календарных лет с даты объявления ими валовой прибыли (п.31 ст.327 НК).
Отсчет 10-летнего периода производится с первого налогового периода (включительно), в котором у организации возникла валовая прибыль за отчетный период нарастающим итогом с начала налогового периода, включающая прибыль от реализации товаров (работ, услуг), за исключением ранее приобретенных товаров, полученную организацией после ее регистрации в качестве резидента СЭЗ.
Для организаций, у которых за 2012 и (или) 2013 годы возникла валовая прибыль нарастающим итогом с начала налогового периода, включающая прибыль от реализации товаров (работ, услуг), за исключением ранее приобретенных товаров, полученную после регистрации этих организаций в качестве резидентов СЭЗ, отсчет 10-летнего периода производится с первого налогового периода из указанных налоговых периодов, по итогам которого возникла такая валовая прибыль.
Организация, к которой в соответствии с законодательством о СЭЗ в результате реорганизации резидента СЭЗ, зарегистрированного в качестве такового после 31 декабря 2011 г., перешел статус резидента СЭЗ, вправе применять освобождение от налога на прибыль, предусмотренное п.31 ст.327 НК, с даты реорганизации на срок, равный периоду, оставшемуся у реорганизованного резидента СЭЗ, до истечения 10-летнего периода, отсчет которого начат в соответствии с положениями п.71 ст.327 НК.
![]() |
Справочно Законом Республики Беларусь от 30.12.2015 № 343-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения» ст.327 НК дополнена пп.31 и 71. |
3. С 1 января 2017 г. по 31 декабря 2021 г. прибыль резидентов СЭЗ, зарегистрированных в качестве таковых до 1 января 2012 г., полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, освобождается от налога на прибыль (п.32 ст.327 НК).
![]() |
Справочно Принадлежность к продукции (работам, услугам) собственного производства подтверждается сертификатом, выдаваемым Белорусской торгово-промышленной палатой, унитарными предприятиями Белорусской торгово-промышленной палаты, их представительствами и филиалами на основании Положения о порядке выдачи сертификатов продукции (работ, услуг) собственного производства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2010 № 1520. Положение об отнесении продукции (работ, услуг) к продукции (работам, услугам) собственного производства утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.12.2001 № 1817. |
4. Освобождаются от земельного налога (за исключением земельных участков, предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных в соответствии с законодательством, используемых не по целевому назначению):
- земельные участки резидентов СЭЗ, расположенные в границах СЭЗ и предоставленные им после регистрации в качестве резидентов СЭЗ для строительства объектов, с 1-го числа месяца, на который приходится дата указанной регистрации, по месяц (включительно), в котором принят в эксплуатацию последний из объектов, для строительства которых предоставлен земельный участок, но не более 5 лет, исчисляемых с месяца, на который приходится дата регистрации в качестве резидента СЭЗ (подп.5.1 п.5 ст.327 НК);
- с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2021 г. земельные участки резидентов СЭЗ независимо от их целевого назначения, расположенные в границах СЭЗ. Льгота предоставляется с 1-го числа первого месяца по последнее число третьего месяца квартала, если в непосредственно предшествующем ему квартале резидентом СЭЗ осуществлялась реализация товаров (работ, услуг), на которую распространяются особенности налогообложения в СЭЗ (подп.5.2 п.5 ст.327 НК).
Примечание. С 1 января 2017 г. утверждены также новые формы налоговых деклараций:
• по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр (с 1 января 2017 года);
• по сбору с заготовителей (с 1 января 2017 года);
• по утилизационному сбору (с 1 января 2017 года).
28.02.2017
Материал подготовлен аналитической редакцией АПС «Бизнес-Инфо»
Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»