


Материал помещен в архив
ПОДГОТОВКА И СОСТАВЛЕНИЕ ГОДОВОГО БУХГАЛТЕРСКОГО ОТЧЕТА ЗА 2008 ГОД ВМЕСТЕ С «БИЗНЕС-ИНФО»
В ближайшее время всех бухгалтеров ждет большая и кропотливая работа - годовой отчет. Для успешного завершения финансового года в целях минимизации затрат времени бухгалтера на подготовку и сдачу годового бухгалтерского отчета за 2008 г. рекомендуем вам использовать данный материал, который состоит из двух частей («Подготовка к отчету» и «Составление отчета») и включает нормативные документы, а также аналитику (с примерами заполнения соответствующих отчетных форм): в них освещены все основные вопросы по каждому этапу работ, связанных с завершением финансового года.
I. ПОДГОТОВКА К ОТЧЕТУ
Итак, для того чтобы подготовиться к отчету, вам предстоит пройти следующие этапы:
1) исправления в учете;
2) годовое нормирование расходов;
3) инвентаризация активов и обязательств (кроме инвентаризации драгоценных металлов и драгоценных камней);
4) инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней;
5) переоценка основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования;
6) полезная информация.
А теперь обратимся к нашей библиотеке и еще раз проверим себя.
Нормативные документы
* Общая часть Налогового кодекса РБ от 19.12.2002 № 166-З (п.7 ст.63 (о порядке представления уточненных налоговых деклараций)).
* Закон РБ от 22.12.1991 № 1330-XII «О налогах на доходы и прибыль».
Закон устанавливает порядок учета доходов и расходов при формировании налогооблагаемой базы.
* Инструкция о порядке внесения исправлений в бухгалтерский учет в случае обнаружения ошибок, утвержденная постановлением Минфина РБ от 29.06.2005 № 83.
Инструкция устанавливает единую методику внесения исправлений в учетные записи организаций (кроме организаций, финансируемых из бюджета, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций) в случае обнаружения ошибок и искажений.
* Постановление Минфина РБ от 30.05.2003 № 89 «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета».
Документ устанавливает единые подходы к применению Типового плана счетов бухгалтерского учета и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В утвержденной Инструкции приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов, раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных из них.
* Инструкция по бухгалтерскому учету «Доходы организации», утвержденная постановлением Минфина РБ от 26.12.2003 № 181.
Инструкция определяет правила организации и ведения бухгалтерского учета доходов для коммерческих и некоммерческих организаций (кроме банков и иных небанковских кредитно-финансовых организаций) и индивидуальных предпринимателей, не освобожденных в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь от обязанности ведения бухгалтерского учета и отчетности.
* Инструкция по бухгалтерскому учету «Расходы организации», утвержденная постановлением Минфина РБ от 26.12.2003 № 182.
Инструкция определяет правила организации и ведения бухгалтерского учета расходов для коммерческих и некоммерческих организаций (кроме банков и иных небанковских кредитно-финансовых организаций) и индивидуальных предпринимателей, не освобожденных в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь от обязанности ведения бухгалтерского учета и отчетности.
* Инструкция о порядке исправления отчетных данных в случае выявления искажений в государственной и таможенной статистической отчетности, утвержденная приказом ГТК РБ от 20.01.1993 № 12-ОД.
Письма
* Письмо Минтранса РБ от 09.07.2005 № 03-4/442 (об исправлениях в CMR-накладной).
Аналитические материалы
Формы документов
Налоговая декларация (расчет) налога с продаж товаров в розничной торговле (при условии ведения раздельного учета выручки от реализации товаров) (для г.Минска).
Налоговая декларация (расчет) налога с продаж товаров в розничной торговле (при отсутствии раздельного учета выручки от реализации товаров) (для г.Минска).
Налоговая декларация (расчет) налога на услуги (для г.Минска).
Налоговая декларация (расчет) по налогу на добавленную стоимость.
Налоговая декларация по НДС по товарам, ввезенным из Российской Федерации.
Расчет возмещения из бюджета сумм налога на добавленную стоимость.
Налоговая декларация (расчет) о суммах исчисленного сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, уплачиваемого в 2008 году.
Налоговая декларация (расчет) по акцизам.
Налоговая декларация (расчет) по акцизам по подакцизным товарам, вывезенным за пределы территории Республики Беларусь.
Налоговая декларация (расчет) по акцизам по подакцизным товарам, ввезенным из Российской Федерации.
Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций.
Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль.
Налоговая декларация (расчет) целевых сборов (для организаций г.Минска).
Налоговая декларация (расчет) по сбору за владение собаками и (или) использование их в предпринимательской деятельности (для г.Минска).
Налоговая декларация (расчет) о доходах иностранной организации, осуществляющей деятельность в Республике Беларусь.
Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы иностранной организации, не осуществляющей деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство.
Налоговая декларация (расчет) о доходах иностранной организации, открывшей счет.
Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения.
Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции.
Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от проведения электронных интерактивных игр.
Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности.
Налоговая декларация (расчет) по платежам за землю с юридических лиц.
Налоговая декларация (расчет) по налогу за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов.
Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов загрязняющих веществ.
Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников выбросов.
Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников, которым не устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ.
Налоговая декларация (расчет) по налогу за сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду.
Налоговая декларация (расчет) по налогу за хранение отходов производства.
Налоговая декларация (расчет) (для владельцев объектов захоронения) по налогу за захоронение отходов производства.
Налоговая декларация (расчет) по налогу за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти.
Налоговая декларация (расчет) по налогу за перемещение по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов.
Налоговая декларация (расчет) по налогу за производство и (или) импорт пластмассовой тары, иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также импорт товаров, упакованных в пластмассовую тару.
Налоговая декларация (расчет) по налогу за производство и (или) импорт тары на основе бумаги и картона, стеклянной тары, а также за импорт товаров, упакованных в стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона.
Сведения о сумме, на которую уменьшена сумма налога за использование природных ресурсов (экологического налога) в результате использования налоговых льгот.
Расчет отчислений в инновационный фонд (для г.Минска).
Расчет отчислений в инновационный фонд для организаций, осуществляющих деятельность в области строительства и промышленности строительных материалов (для г.Минска).
Сведения об отсутствии объектов налогообложения.
2. ГОДОВОЕ НОРМИРОВАНИЕ РАСХОДОВ
Нормативные документы
* Указ Президента РБ от 15.06.2006 № 398 «Об утверждении норм расходов на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги, представительские цели, подготовку кадров».
Утверждены нормы расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, в пределах которых названные виды расходов включаются в состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении.
* Указ Президента РБ от 12.02.2004 № 67 «О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности».
Расходы организаций и индивидуальных предпринимателей (заказчиков) на проведение обязательного аудита включаются в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании, а также в состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении, в пределах норм, приведенных в приложении к Указу.
3. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ АКТИВОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ (КРОМЕ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ)
Нормативные документы
* Закон РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (ст.12 «Инвентаризация активов и обязательств»).
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и стоимость активов и обязательств.
Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, сроки их проведения, перечень активов и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) определяется руководителем организации.
Проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
* Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180.
Инструкция устанавливает единый порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организаций, ведущих в соответствии с законодательством бухгалтерский учет, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете.
В ходе инвентаризации документально подтверждаются наличие, состояние и оценка активов и обязательств (в т.ч. неучтенных).
* Методические рекомендации по расчету и бухгалтерскому учету потерь товаров в магазинах (отделах, секциях) самообслуживания и торгующих с открытой выкладкой товаров, утвержденные приказом Минторга РБ от 27.10.1999 № 113.
* Методические рекомендации по оценке стоимости и учету объектов интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов, утвержденные приказом Госкомпатента РБ от 17.04.1998 № 20, Минэкономики РБ от 18.05.1998 № 41, Минфином РБ от 20.04.1998 № 109, Государственным комитетом по науке и технологиям РБ от 22.04.1998 № 75.
Методические рекомендации устанавливают общие правила определения стоимости объектов интеллектуальной собственности и могут быть использованы для оценки стоимости и постановки на бухгалтерский учет наиболее часто встречающихся объектов интеллектуальной собственности, таких как изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, ноу-хау, результаты научной деятельности - отчеты по научно-исследовательским работам, техническая документация. Рекомендации предназначены для использования субъектами хозяйствования всех форм собственности и условий хозяйствования.
В приложении 1 к Методическим рекомендациям изложен порядок проведения инвентаризации объектов интеллектуальной собственности.
* Нормы товарных потерь, методика расчета и порядок отражения в учете, утвержденные приказом Минторга РБ от 02.04.1997 № 42.
Аналитические материалы
Формы документов
Приказ (постановление, распоряжение).
Акт контрольной проверки правильности проведения инвентаризации.
Книга учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации.
Ведомость результатов, выявленных инвентаризацией.
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) (ф.401).
Инвентаризационная опись основных средств (ф.1-инв).
Инвентаризационная опись нематериальных активов (ф.2-инв).
Акт инвентаризации незавершенного капитального строительства (ф.3-инв).
Акт инвентаризации незавершенных работ НИОКР (ф.4-инв).
Инвентаризационный ярлык (ф.5-инв).
Инвентаризационная опись оборотных активов (ф.6-инв).
Акт инвентаризации незаконченных ремонтов (ф.7-инв).
Акт инвентаризации материалов и товаров, находящихся в пути (ф.8-инв).
Акт инвентаризации товаров отгруженных (ф.9-инв).
Инвентаризационная опись активов, принятых (сданных) на ответственное хранение (ф.10-инв).
Акт инвентаризации расходов будущих периодов (ф.11-инв).
Акт инвентаризации наличных денежных средств (ф.12-инв).
Инвентаризационная опись ценных бумаг, бланков строгой отчетности (ф.13-инв).
Акт инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, прочими дебиторами и кредиторами (ф.14-инв).
Сличительная ведомость результатов инвентаризации оборотных активов (ф.16-инв).
Протокол заседания центральной инвентаризационной комиссии по рассмотрению результатов инвентаризации.
4. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ
Нормативные документы
* Перечень комплектующих, узлов и деталей оборудования, приборов, других изделий, лома и отходов, извлечение драгоценных металлов из которых экономически нецелесообразно, утвержденный постановлением Минфина РБ от 31.07.2007 № 120.
* Инструкция о порядке приема, учета, хранения, использования драгоценных металлов для зубопротезирования, утвержденная постановлением Минздрава РБ от 14.08.2007 № 72.
Действие Инструкции распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, имеющих специальные разрешения (лицензии) на медицинскую деятельность и деятельность, связанную с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Порядок проведения инвентаризации драгоценных металлов, находящихся в таких субъектах хозяйствования, изложен в главе 11 Инструкции.
* Инструкция о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней при изготовлении ювелирных изделий по индивидуальным заказам населения, утвержденная постановлением Минторга РБ и Минфина РБ от 28.06.2007 № 42/105.
Инструкция определяет порядок использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь при изготовлении ювелирных изделий по индивидуальным заказам населения и их ремонте.
Порядок проведения такими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями инвентаризации драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них изложен в главе 12 Инструкции.
* Постановление Минпрома РБ от 19.12.2005 № 15 «Об утверждении альбома унифицированных форм первичной учетной документации по учету драгоценных металлов для организаций Министерства промышленности Республики Беларусь и Инструкции о порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной учетной документации по учету драгоценных металлов для организаций Министерства промышленности Республики Беларусь».
* Инструкция об особенностях осуществления ломбардами операций с изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденная постановлением Минфина РБ от 20.09.2004 № 138.
Действие Инструкции распространяется на ломбарды, осуществляющие выдачу гражданам краткосрочных займов под залог ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, в т.ч. лома таких изделий, а также их хранение как отдельный вид услуги.
Порядок проведения инвентаризации ломбардами изложен в главе 6 Инструкции.
* Инструкция о порядке приемки, хранения, продажи и учета изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней на базах, складах и в магазинах всех форм собственности на территории Республики Беларусь, утвержденная постановлением Минторга РБ и Минфина РБ от 14.04.2004 № 16/66.
В главе 5 Инструкции отмечено, что инвентаризация изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней на базах, складах и в магазинах (в организациях оптовой и розничной торговли) производится не реже 2-х раз в год согласно утвержденному руководителем организации графику. В инвентаризационных описях драгоценные металлы и драгоценные камни и изделия из них должны указываться в полном соответствии с учетной характеристикой, предусмотренной в главе 4 Инструкции.
* Инструкция о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденная постановлением Минфина РБ от 15.03.2004 № 34.
Инструкция устанавливает порядок использования, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них или их содержащих на территории Республики Беларусь.
Установленный Инструкцией порядок должны соблюдать юридические лица независимо от форм собственности и подчиненности, а также воинские формирования, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с драгоценными металлами и драгоценными камнями во всех видах и состояниях при их производстве, использовании и (или) обращении, эксплуатирующие изделия, оборудование, приборы и иные средства, их содержащие, а также осуществляющие сбор, заготовку, первичную обработку и переработку (в т.ч. рекуперацию драгоценных камней) лома и отходов с наличием драгоценных металлов и драгоценных камней, если иной порядок не установлен актами законодательства.
В главе 5 Инструкции излагается порядок проведения инвентаризации драгоценных металлов и драгоценных камней, лома и отходов, их содержащих. В частности, отмечено, что инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней, лома и отходов, их содержащих, проводится 2 раза в год по состоянию на 1 января и на 1 июля во всех местах их хранения и непосредственно в производстве с полной зачисткой помещений и оборудования.
Письма (разъяснения)
* Разъяснение Минфина РБ от 06.11.1998 № 21-1/423 «Разъяснение порядка учета драгоценных металлов при списании материальных ценностей с их наличием».
Драгоценные металлы, входящие в состав приборов, оборудования и иных средств до их списания (ликвидации) независимо от степени их износа (угара и т.д.) учитываются по первоначальному количеству, указанному в паспортах, формулярах, технических условиях, иной сопроводительной документации, а также определенному по аналогам, комиссионно.
* Разъяснение Минфина РБ от 26.06.1998 № 21-1/215 «О порядке разработки и использования справочников (перечней) по содержанию драгоценных металлов в изделиях».
Справочники (перечни), содержащие информацию о количестве драгоценных металлов в изделиях, деталях и других средствах и (или) нормативы их возврата (износа), относятся к категории руководящих нормативных документов, на основании которых осуществляется постановка указанных ценностей на учет, контроль за их движением и списанием. В связи с этим данные справочники (перечни) должны быть согласованы с государственным предприятием «Межотраслевая хозрасчетная лаборатория по нормированию расхода и экономии драгоценных металлов и драгоценных камней» Минпрома РБ и Государственной инспекцией пробирного надзора Минфина РБ и утверждены в соответствующем по подчиненности государственном органе управления (министерстве, комитете, концерне и т.д.).
При отсутствии реквизитов (печатей, подписей должностных лиц) вышеуказанных согласующих и утверждающих органов перечни не являются официальными документами и не могут использоваться для постановки на учет драгоценных металлов.
В порядке исключения, до разработки и утверждения в Республике Беларусь перечней по изделиям, по которым в настоящее время отсутствуют сведения о наличии драгоценных металлов, допускается использовать данные, содержащиеся в справочниках (перечнях) ранее существовавших Минэлектронпрома, Миноборонпрома, Минлегпищемаша и других отраслей промышленности бывшего СССР, Управления драгоценных металлов Минфина СССР и его территориальных инспекций пробирного надзора, в т.ч. по Белорусской ССР.
Допускается также использовать источники - перечни, справочники и т.д., разработанные в Российской Федерации при обязательном их согласовании в МХЛ ДМ и Госпробнадзоре.
* Письмо Комитета по драгоценным металлам и драгоценным камням при Совете Министров РБ от 19.10.1993 № 05/807 «О порядке организации первичного учета драгоценных металлов в приборах, оборудовании и иной технике».
Предложено организовать ведение первичного учета драгоценных металлов с использованием действующих типовых междуведомственных форм первичной документации по учету основных средств, сырья и материалов, малоценных и быстроизнашиваемых предметов.
Данные о количестве драгоценных металлов в объектах учета заносятся в учетную документацию на основании сведений об их содержании, указанных в соответствии с ГОСТ 2.608-78 в технической документации (паспортах, формулярах, руководствах по эксплуатации, этикетках), перечнях изделий с их наличием, разработанных и утвержденных в установленном порядке министерствами и ведомствами.
При отсутствии данных о содержании драгоценных металлов в технической документации следует запросить их у предприятий-изготовителей или организаций-разработчиков соответствующих изделий. При неполучении ответа на запрос анализ наличия драгоценных металлов в соответствующем изделии, приборе производится на основании спецификаций, электросхем и других данных технической документации путем суммарного подсчета количества драгоценных металлов, находящихся в изделиях радиоэлектроники, электроаппаратуры, деталей, покрытых драгоценными металлами (волноводов, переходных элементов и т.д.), входящих в схему электроснабжения и управления данного прибора. Для проведения данной работы на предприятиях, учреждениях, организациях, воинских частях должны быть созданы комиссии из числа работников, наиболее компетентных в данных вопросах.
При отсутствии на предприятиях технического персонала необходимо привлечь к определению наличия и количества драгоценных металлов организации, обслуживающие вычислительную, медицинскую, торговую технику и т.д., занимающиеся кроме ее установки и ремонта ликвидацией данных средств в соответствии с заключенными на это договорами.
Сведения о количестве драгоценных металлов, определяемых комиссионно, как по отечественным, так и импортным средствам, приборам, изделиям являются справочными. Фактическое содержание драгоценных металлов в данных средствах определяется после их списания, на основе сведений предприятий по переработке вторичных драгоценных металлов.
Справочники норм содержания драгоценных металлов и драгоценных камней в полуфабрикатах, узлах и деталях оборудования, приборах и иных изделиях
* Нормы возврата серебра из отходов, образующихся при использовании кинофоторентгеноматериалов, утвержденные Комитетом по драгоценным металлам и драгоценным камням при Совете Министров РБ 02.08.1993.
Применение данных норм обязательно для всех объединений, предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, воинских частей, подразделений, использующих серебросодержащие кинофоторентгеноматериалы.
* Нормы возврата серебра из отходов, образующихся при использовании рентгенматериалов (приложение 11 к Инструкции по обеспечению полного сбора серебра из отходов, получаемых при обработке рентгеновской и флюорографической пленки, в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь, утвержденной Минздравом РБ 30.12.1994).
Аналитические материалы
Справочная информация
Расчетные цены на драгоценные металлы (кроме драгоценных металлов при осуществлении банковских операций), принимаемые в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь.
Формы документов
Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них (ф.М-8дм).
Акт инвентаризации и приема-передачи драгоценных металлов и изделий из них при смене материально ответственных лиц (ф.М-9дм).
Акт о списании объекта основных средств, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни (кроме автотранспортных средств) (ф.ОС-4дм).
Акт о списании средств, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни (ф.ОС-5дм).
Журнал регистрации взвешиваний при приемке малогабаритных изделий, содержащих драгоценные металлы (ф.М-30дм).
Акт демонтажа оборудования и изъятия деталей (узлов), содержащих драгоценные металлы, из ликвидируемого оборудования, приборов, спецоснастки и других изделий (ф.М-36дм).
5. ПЕРЕОЦЕНКА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ, НЕ ЗАВЕРШЕННЫХ СТРОИТЕЛЬСТВОМ ОБЪЕКТОВ И НЕУСТАНОВЛЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Нормативные документы
* Указ Президента РБ от 20.10.2006 № 622 «О вопросах переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования».
Согласно Указу переоценка (изменение стоимости) числящихся в бухгалтерском учете в составе внеоборотных активов основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования (далее - имущество) осуществляется организациями при условии достижения индекса цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения, исчисляемого и публикуемого Национальным статистическим комитетом за октябрь текущего года к месяцу, предшествующему дате последней переоценки, величины 103 % и более.
Переоценка имущества производится на 1 января года, следующего за отчетным, за период, прошедший с даты предыдущей переоценки по 31 декабря отчетного года, с отражением ее результатов в бухгалтерском учете организаций 31 декабря отчетного года.
* Указ Президента РБ от 27.02.2009 № 116 «О некоторых вопросах переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования».
Указом предоставлено право организациям не производить переоценку (изменение стоимости) на 1 января 2009 г. числящихся в их бухгалтерском учете основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования. Организациям, уже осуществившим переоценку, дано право в месячный срок со дня вступления в силу Указа скорректировать данные бухгалтерского и налогового учета, исключив результаты этой переоценки, представить в налоговые органы уточненные налоговые декларации (расчеты) и при необходимости произвести доплату налогов, сборов, иных обязательных платежей в бюджет без применения мер административной ответственности.
При этом п.1 (которым позволено не производить переоценку) и п.3 (вносит соответствующие дополнения в Указ Президента РБ от 20.10.2006 № 622 «О вопросах переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования») данного Указа распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2009 г.
Указ вступит в силу со дня его официального опубликования.
* Инструкция о порядке переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов, неустановленного оборудования, утвержденная постановлением Минэкономики РБ, Минфина РБ, Минстата РБ и Минстройархитектуры РБ от 20.11.2006 № 199/139/185/34.
Инструкция устанавливает единые правила проведения переоценки числящихся в бухгалтерском учете организаций в составе внеоборотных активов основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования, а также правила отражения ее результатов в бухгалтерском учете и отчетности.
В приложениях к Инструкции приведены формы учетной документации, посредством которых оформляются результаты инвентаризации.
* Коэффициенты изменения стоимости видов (групп) основных средств по состоянию на 1 января 2009 года.
Данные коэффициенты применяются в случае переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования, индексным методом.
* Письмо МНС РБ и Минфина РБ от 15.03.2009 № 15-1/200, 2-2-8/1255 «О порядке корректировки данных бухгалтерского и налогового учета в случае исключения из них организациями результатов переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования»
Аналитические материалы
Формы документов
Форма согласования с собственником применения индексного метода переоценки.
Ведомость переоценки основных средств.
Акт результатов переоценки основных средств.
Ведомость переоценки не завершенных строительством объектов.
Ведомость переоценки неустановленного оборудования.
Акт отражения результатов переоценки не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования.
Курсы иностранных валют, установленные Национальным банком Республики Беларусь в 2008 году.
Ставка рефинансирования и учетная ставка Национального банка Республики Беларусь в 2008 году.
Тарифная ставка первого разряда.
Размер базовой величины.
Размер минимальной заработной платы и часовой минимальной заработной платы.
Среднемесячная заработная плата рабочих и служащих Республики Беларусь в 2008 году.
Нормы возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь.
Бюджеты прожиточного минимума в среднем на душу населения и для трудоспособного населения в 2008 году.
Размеры основных видов государственных пособий семьям, воспитывающим детей в 2008 году.
Индексы потребительских цен и индексы цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения в 2008 году.
Индексы цен на строительно-монтажные работы в 2008 году.
II. СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТА
Для успешного составления годового бухгалтерского отчета вам предстоит:
1) заполнение годовой бухгалтерской отчетности;
2) расчет стоимости чистых активов;
3) выполнение финансового анализа и составление пояснительной записки;
4) проведение в организации обязательного аудита (при необходимости);
5) подготовка учетной политики организации на 2009 г. (до 1 января 2009 г.).
1. ЗАПОЛНЕНИЕ ГОДОВОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Нормативные документы
* Закон РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (ст.13 «Состав бухгалтерской отчетности», ст.14 «Представление бухгалтерской отчетности», ст.15 «Публикация бухгалтерской отчетности»).
Согласно ст.13 Закона бухгалтерская отчетность организаций (за исключением организаций, финансируемых из бюджета, а также некоммерческих организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих, за исключением выбывших активов, оборотов по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг) состоит из:
бухгалтерского баланса;
отчета о прибылях и убытках;
отчета об изменении капитала;
отчета о движении денежных средств;
приложений, предусмотренных нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и отчетности;
пояснительной записки.
Организации, достоверность годовой бухгалтерской отчетности которых в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь подлежит обязательному аудиту, прилагают к годовой бухгалтерской отчетности аудиторское заключение.
Статьей 14 Закона предусмотрено, что представление годовой бухгалтерской отчетности осуществляется организацией (за исключением организаций, финансируемых из бюджета) в течение 90 дней по окончании года.
* Постановление Совета Министров РБ от 29.12.2007 № 1887 «О вопросах распределения и использования организациями чистой прибыли и расходов на потребление».
Документом установлено, что республиканские унитарные предприятия, государственные объединения, являющиеся коммерческими организациями, и хозяйственные общества, в отношении которых Республика Беларусь, обладая акциями (долями в уставном фонде), или иным не противоречащим законодательству образом может определять решения, принимаемые этими обществами, осуществляют распределение и использование прибыли отчетного периода (квартал, год), остающейся после уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет, и неиспользованных остатков прибыли по состоянию на 1 января текущего года.
* Инструкция о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденная постановлением Минфина РБ от 14.02.2008 № 19.
Инструкция устанавливает методические основы формирования бухгалтерской отчетности, оптимальный объем показателей, подлежащих раскрытию в каждой из форм бухгалтерской отчетности, требования к содержанию пояснительной записки и порядок представления бухгалтерской отчетности пользователям.
Действие Инструкции распространяется на коммерческие и некоммерческие организации (за исключением банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, организаций, финансируемых из бюджета (бюджетных организаций), в т.ч. организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, и индивидуальных предпринимателей, принявших решение о ведении бухгалтерского учета, если иное не определено в самой Инструкции.
* Порядок ведения сводного (консолидированного) учета, баланса и отчетности в части деятельности финансово-промышленной группы, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 26.02.2003 № 255.
Сводная (консолидированная) бухгалтерская отчетность в части деятельности финансово-промышленной группы составляется и представляется центральной компанией в порядке, установленном законодательством для юридических лиц, а также дополнительно в Министерство финансов РБ и Министерство экономики РБ.
Сводная (консолидированная) бухгалтерская отчетность состоит из:
бухгалтерского баланса;
отчета о прибылях и убытках;
аудиторского заключения;
пояснительной записки.
* Инструкция о порядке ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности в центральной компании финансово-промышленной группы, утвержденная постановлением Минфина РБ, Минэкономики РБ и МНС РБ от 25.03.2003 № 42/73/33.
В Инструкции кратко изложен порядок отражения на счетах бухгалтерского учета основных хозяйственных операций, совершаемых в рамках финансово-промышленной группы.
* Инструкция о порядке ведения сводного (консолидированного) учета и отчетности в хозяйственной группе, утвержденная постановлением Минфина РБ от 31.12.2004 № 197.
Инструкция определяет правила и методы ведения бухгалтерского учета юридическими лицами, объединенными в соответствии с заключенным договором в хозяйственную группу, подготовки учетной информации для включения ее в сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность хозяйственной группы.
* Положение о бухгалтерских отчетах организаций, финансируемых из бюджета, утвержденное приказом Минфина РБ от 18.01.1999 № 6.
Бюджетные организации составляют отчетность об использовании бюджетных и внебюджетных средств по установленным Министерством финансов РБ формам.
Бухгалтерская отчетность бюджетных организаций состоит из следующих форм:
баланс исполнения сметы расходов;
отчет об исполнении сметы расходов организаций, финансируемых из бюджета;
отчет об исполнении сметы расходов организаций, финансируемых из бюджета, на капитальное строительство;
отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам;
отчеты о выполнении плана по сети, штатам и контингентам;
отчет о выполнении объема по научно-исследовательским работам;
отчет о движении основных средств;
отчет о движении материальных ценностей.
Другие формы отчетности устанавливаются Министерством финансов РБ в соответствии с требованиями формирования и исполнения бюджета.
В приложении 1 к Положению приведен перечень форм бухгалтерской отчетности для бюджетных организаций.
* Приказ Минстройархитектуры РБ от 08.02.2008 № 32 «О распределении и использовании чистой прибыли и расходов на потребление в 2008 году».
С 1 января 2008 г. республиканские унитарные предприятия, государственные объединения, являющиеся коммерческими организациями, и хозяйственные общества, в отношении которых Республика Беларусь, обладая акциями (долями в уставном фонде) или иным не противоречащим законодательству образом может определять решения, принимаемые этими обществами, осуществляют распределение и использование прибыли отчетного периода (квартал, год), остающейся после уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет и неиспользованных остатков прибыли по состоянию на 1 января текущего года, в соответствии с постановлением Совета Министров РБ от 29.12.2007 № 1887 «О вопросах распределения и использования чистой прибыли и расходов на потребление».
Аналитические материалы
Формы документов
Бухгалтерский баланс (форма 1).
Отчет о прибылях и убытках (форма 2).
Отчет об изменении капитала (форма 3).
Отчет о движении денежных средств (форма 4).
Приложение к бухгалтерскому балансу (форма 5).
Отчет о целевом использовании полученных средств (форма 6).
Отчет о распределении и использовании чистой прибыли и расходов на потребление. (приложение к постановлению Государственного военно-промышленного комитета РБ от 28.03.2008 № 6).
Отчет о распределении и использовании чистой прибыли и расходов на потребление. (приложение к приказу Государственного комитета по имуществу РБ от 21.02.2008 № 52).
Расчет части прибыли государственного унитарного предприятия, государственного объединения дохода хозяйственного общества. (приложение 1 к Инструкции, утвержденной постановлением Минфина РБ от 10.01.2006 № 2).
2. РАСЧЕТ СТОИМОСТИ ЧИСТЫХ АКТИВОВ
Нормативные документы
* Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента РБ от 16.03.1999 № 11 (п.8, подп.35.2 п.35).
Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов коммерческой организации окажется менее уставного фонда, такая организация обязана объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного фонда.
В случае если стоимость указанных активов окажется менее определенного п.7 Положения № 11 минимального размера уставного фонда, эта организация подлежит ликвидации в установленном порядке.
* Постановление Совета Министров РБ от 27.06.2008 № 950 «О некоторых вопросах определения стоимости чистых активов».
Документом установлено, что коммерческие организации (кроме банков), индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность и ведущие бухгалтерский учет, определяют на 1 января стоимость чистых активов, которая рассчитывается как разница между стоимостью активов и пассивов, принимаемых к расчету.
* Инструкция о порядке расчета стоимости чистых активов, утвержденная постановлением Минфина РБ от 27.06.2008 № 107.
Инструкция устанавливает порядок расчета стоимости чистых активов коммерческими организациями (кроме банков), индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность и ведущими бухгалтерский учет, а также состав активов и пассивов, принимаемых к расчету стоимости чистых активов, с учетом особенностей деятельности, осуществляемой названными субъектами хозяйствования.
Аналитические материалы
Формы документов
Учет стоимости чистых активов организации, стоимости паев членов производственного кооператива (раздел III Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения).
3. ВЫПОЛНЕНИЕ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА И СОСТАВЛЕНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
Нормативные документы
* Инструкция по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утвержденная постановлением Минфина РБ, Минэкономики РБ и Минстата РБ от 14.05.2004 № 81/128/65.
Инструкция применяется в отношении юридических лиц, их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, осуществляющих на территории Республики Беларусь предпринимательскую деятельность в различных отраслях экономики, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (кроме бюджетных, страховых организаций, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций) для проведения анализа финансового состояния организаций и выявления организаций с неудовлетворительной структурой бухгалтерского баланса (неплатежеспособные организации).
Выводы, полученные на основе анализа финансового состояния организаций, могут быть использованы в соответствии с законодательством в процессе производства по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) организаций, а также при оценке их платежеспособности.
* Инструкция по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты», утвержденная постановлением Минфина РБ от 25.08.2003 № 121.
Инструкция устанавливает порядок отражения в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме банков и иных небанковских кредитно-финансовых организаций) событий после отчетной даты. Она применяется также при установлении значимости раскрытия событий после отчетной даты в бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства.
4. ПРОВЕДЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО АУДИТА
Нормативные документы
* Указ Президента РБ от 12.02.2004 № 67 «О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности» (с 1 января 2009 г. утратил силу в связи с выходом Указа Президента РБ от 23.01.2009 № 53).
Указом установлены нормы, в пределах которых расходы организаций и индивидуальных предпринимателей (заказчиков) на проведение обязательного аудита включаются в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании, а также в состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении.
* Постановление Минфина РБ, МНС РБ от 12.03.2004 № 32/38 «О порядке представления в налоговые органы аудиторского заключения о результатах обязательного аудита и признании утратившим силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь, Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 19 июня 2001 г. № 66/89».
Документом установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь подлежат обязательному аудиту достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляют инспекциям МНС по месту постановки на налоговый учет аудиторское заключение о результатах обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в месячный срок после завершения аудиторской проверки, но не позднее 1 июля года, следующего за отчетным, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
* Правила аудиторской деятельности «Порядок заключения договоров оказания аудиторских услуг», утвержденные постановлением Минфина РБ от 31.10.2001 № 106.
Целью Правил является определение взаимоотношений аудиторской организации, аудитора - индивидуального предпринимателя и аудируемого лица и иных лиц в соответствии с законодательством на стадии подготовки и заключения договора оказания аудиторских услуг.
В приложениях к Правилам приведены примерные формы письма-обязательства о согласии на проведение аудита, договора оказания аудиторских услуг.
* Перечень вопросов, подлежащих проверке в ходе обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской отчетности (приложение к Правилам аудиторской деятельности «Планирование аудита», утвержденным постановлением Минфина РБ от 04.08.2000 № 81).
* Примерный перечень вопросов, подлежащих проверке в ходе обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденный постановлением Минфина РБ от 10.05.2001 № 50.
* Правила аудиторской деятельности «Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденные постановлением Минфина РБ от 17.09.2003 № 128.
Правила устанавливают единые требования к форме и содержанию аудиторского заключения, составляемого аудиторской организацией или аудитором - индивидуальным предпринимателем по результатам аудита достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, подготовленной в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь.
В приложениях к Правилам приведены варианты аудиторских заключений, составляемых в зависимости от результатов проведенного аудита.
* Письмо Минфина РБ от 10.03.2004 «Об аудиторском заключении».
В письме отмечено, что аудиторское заключение должно быть подписано руководителем аудиторской организации и лицом, возглавившим проверку или проводившим аудит, если проверку проводил один аудитор. Подписи необходимо скрепить печатью аудиторской организации. Если аудит проводился аудитором - индивидуальным предпринимателем на основании самостоятельно заключенного договора, при отсутствии у него печати допускается подписание аудиторского заключения без скрепления подписи печатью.
5. ПОДГОТОВКА УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ НА 2009 ГОД
Нормативные документы
* Закон РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (ст.6 «Организация бухгалтерского учета. Учетная политика организации»).
Согласно Закону учетная политика организации включает в себя:
описание принятых методов и способов ведения бухгалтерского учета;
План счетов бухгалтерского учета;
применяемые организацией самостоятельно разработанные и утвержденные первичные учетные документы при отсутствии утвержденных типовых форм (форм) или недостатке содержащейся в них информации;
применяемые организацией регистры бухгалтерского учета;
регламентацию движения первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета.
* Инструкция по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденная постановлением Минфина РБ от 17.04.2002 № 62.
Инструкция устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации.
В части формирования учетной политики Инструкция распространяется на организации независимо от организационно-правовых форм, в части раскрытия учетной политики - на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Республики Беларусь, учредительным документам либо по собственной инициативе.
* Инструкция о порядке ведения налогового учета, утвержденная постановлением Минфина РБ и МНС РБ от 16.12.2003 № 173/114.
Инструкция определяет порядок ведения налогового учета плательщиками налогов, сборов (пошлин) и иными лицами, на которых в соответствии с налоговым законодательством возлагается исполнение налоговых обязательств.
* Инструкция по бухгалтерскому учету «Доходы организации», утвержденная постановлением Минфина РБ от 26.12.2003 № 181.
Инструкция определяет правила организации и ведения бухгалтерского учета доходов для коммерческих и некоммерческих организаций (кроме банков и иных небанковских кредитно-финансовых организаций) и индивидуальных предпринимателей, не освобожденных в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь от обязанности ведения бухгалтерского учета и отчетности.
* Инструкция по бухгалтерскому учету «Расходы организации», утвержденная постановлением Минфина РБ от 26.12.2003 № 182.
Инструкция определяет правила организации и ведения бухгалтерского учета расходов для коммерческих и некоммерческих организаций (кроме банков и иных небанковских кредитно-финансовых организаций) и индивидуальных предпринимателей, не освобожденных в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь от обязанности ведения бухгалтерского учета и отчетности.
* Постановление Минфина РБ от 23.03.2004 № 41 «Об установлении лимита отнесения имущества к отдельным предметам в составе оборотных средств».
В учетной политике организации на 2009 г. следует учесть изменения, внесенные в данный документ постановлением Минфина РБ от 11.12.2008 № 187.
В соответствии с этими изменениями стоимость отдельных предметов в составе оборотных средств может переноситься на затраты по производству и реализации продукции, работ, услуг, расходы на реализацию товаров: в размере 50 % стоимости предметов - при передаче их со складов в эксплуатацию и 50 % стоимости (за вычетом стоимости этих предметов по цене возможного использования) - при выбытии их за непригодностью; или в размере 100 % - при выбытии их за непригодностью. По предметам до двух базовых величин их стоимость списывается единовременно на затраты по производству и реализации продукции, работ, услуг, расходы на реализацию товаров по мере передачи их в эксплуатацию.
* Методические рекомендации по разработке учетной политики предприятия торговли и общественного питания, утвержденные приказом Минторга РБ от 27.01.1998 № 10.
15.01.2009 г.
Сергей Шкирман, экономист
От редакции: С 1 января 2009 г. Указ Президента РБ от 12.02.2004 № 67 «О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности» на основании Указа Президента РБ от 23.01.2009 № 53 утратил силу.
С 1 февраля 2009 г. Декрет Президента РБ от 16.03.1999 № 11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования» на основании Декрета Президента РБ от 16.01.2009 № 1 утратил силу.
С 13 февраля 2009 г. в постановление Минфина РБ от 31.12.2004 № 197 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения сводного (консолидированного) учета и отчетности в хозяйственной группе» на основании постановления Минфина РБ от 30.12.2008 № 206 внесены изменения.
В Указ Президента РБ от 20.10.2006 № 622 «О вопросах переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования» на основании указов Президента РБ от 30.09.2010 № 512 (с 1 января 2011 г.) и от 21.10.2011 № 476 (c 1 января 2012 г.) внесены дополнения и изменения.
В постановление Минздрава РБ от 14.08.2007 № 72 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, учета, хранения, использования драгоценных металлов для зубопротезирования» на основании постановлений Минздрава РБ от 23.12.2008 № 236 (с 11 марта 2009 г.) и от 30.12.2010 № 188 (с 1 марта 2011 г.) внесены изменения.
С 4 апреля 2009 г. в п.125 Инструкции о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней при изготовлении ювелирных изделий по индивидуальным заказам населения, утвержденной постановлением Минторга РБ и Минфина РБ от 28.06.2007 № 42/105 на основании постановления Минторга РБ и Минфина РБ от 23.02.2009 № 9/14 внесены изменения.
С 1 июля 2009 г. постановление Минфина РБ и МНС РБ от 12.03.2004 № 32/38 «О порядке представления в налоговые органы аудиторского заключения о результатах обязательного аудита и признании утратившим силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь, Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 19 июня 2001 г. № 66/89» на основании постановления Минфина РБ и МНС РБ от 04.03.2009 № 22/19 утратило силу.
В Указ Президента РБ от 23.01.2009 № 53 «О внесении изменений в отдельные указы Президента Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь (их отдельных положений)» на основании указов Президента РБ от 07.12.2009 № 593 (с 11 декабря 2009 г.), от 09.03.2010 № 143 (с 1 января 2010 г.), от 22.06.2010 № 325 (с 2 октября 2010 г.) и от 27.09.2010 № 495 (с 1 ноября 2010 г.) внесены изменения и дополнение.
С 1 января 2010 г. Закон РБ от 22.12.1991 № 1330-XII «О налогах на доходы и прибыль» на основании Закона РБ от 29.12.2009 № 72-З утратил силу.
В Общую часть Налогового кодекса РБ от 19.12.2002 № 166-З на основании законов РБ от 29.12.2009 № 72-З (с 1 января 2010 г.), от 15.10.2010 № 174-З (с 1 января 2011 г.) и от 30.12.2011 № 330-З (с 1 января 2012 г.) внесены изменения и дополнения.
С 1 февраля 2010 г. приказ ГТК РБ от 20.01.1993 № 12-ОД «О порядке исправления отчетных данных в государственной и таможенной статистической отчетности» на основании приказа ГТК РБ от 04.01.2010 № 1-ОД утратил силу.
В постановление Минфина РБ от 30.11.2007 № 180 «Об утверждении Инструкции по инвентаризации активов и обязательств и признании утратившим силу нормативного правового акта Министерства финансов Республики Беларусь» на основании постановлений Минфина РБ от 05.01.2010 № 1 (с 27 января 2010 г.), от 18.03.2010 № 29 (с 23 апреля 2010 г.) и от 22.04.2010 № 50 (с 20 мая 2010 г.) внесены изменения и дополнения.
В постановление Минфина РБ от 17.09.2003 № 128 «Об утверждении правил аудиторской деятельности, внесении изменений в некоторые постановления Министерства финансов Республики Беларусь и признании утратившим силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 28 мая 2001 г. № 59» на основании постановлений Минфина РБ от 28.12.2009 № 153 (с 17 февраля 2010 г.), от 01.12.2010 № 146 (с 1 января 2011 г.) и от 30.06.2011 № 52 (со 2 августа 2011 г.) внесены изменения и дополнения.
С 23 апреля 2010 г. в Инструкцию о порядке внесения исправлений в бухгалтерский учет в случае обнаружения ошибок, утвержденную постановлением Минфина РБ от 29.06.2005 № 83, на основании постановления Минфина РБ от 18.03.2010 № 29 внесены изменения.
С 1 мая 2010 г. приказ Минфина РБ от 18.01.1999 № 6 «Об утверждении Положения о бухгалтерских отчетах учреждений и организаций, состоящих на бюджете» на основании постановления Минфина РБ от 10.03.2010 № 22 утратил силу.
С 26 мая 2010 г. постановление Минфина РБ от 31.07.2007 № 120 «Об утверждении перечня комплектующих, узлов и деталей оборудования, приборов, других изделий, лома и отходов, извлечение драгоценных металлов из которых экономически нецелесообразно» на основании постановления Минфина РБ от 28.04.2010 № 54 утратило силу.
С 10 июня 2010 г. постановление Минфина РБ и МНС РБ от 16.12.2003 № 173/114 «О вопросах ведения налогового учета» на основании постановления Минфина РБ и МНС РБ от 28.05.2010 № 64/42 утратило силу.
С 12 августа 2010 г. постановление Совета Министров РБ от 29.12.2007 № 1887 «О вопросах распределения и использования организациями чистой прибыли и расходов на потребление» на основании постановления Совета Министров РБ от 02.08.2010 № 1148 утратило силу.
С 1 ноября 2010 г. Указ Президента РБ от 15.06.2006 № 398 «Об утверждении норм расходов на представительские цели» на основании Указа Президента РБ от 27.09.2010 № 495 утратил силу.
В постановление Минфина РБ от 15.03.2004 № 34 «Об утверждении Инструкции о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней» на основании постановлений Минфина РБ от 14.10.2010 № 108 (с 13 ноября 2010 г.) и от 01.09.2011 № 90 (с 22 сентября 2011 г.) внесены изменения и дополнения.
С 27 января 2011 г. постановление Минфина РБ от 23.03.2004 № 41 «О лимите стоимости активов, учитываемых в бухгалтерском учете в составе средств в обороте» на основании постановления Минфина РБ от 12.11.2010 № 133 утратило силу.
С 10 февраля 2011 г. постановление Минэкономики РБ, Минфина РБ, Минстата РБ и Минстройархитектуры РБ от 20.11.2006 № 199/139/185/34 «О порядке проведения переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов, неустановленного оборудования» на основании постановления Минэкономики РБ, Минфина РБ, Белстата и Минстройархитектуры РБ от 05.11.2010 № 161/130/234/36 утратило силу.
С 13 мая 2011 г. Инструкция по обеспечению полного сбора серебра из отходов, получаемых при обработке рентгеновской и флюорографической пленки, в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь, утвержденная Минздравом РБ 30.12.1994, на основании приказа Минздрава РБ от 13.05.2011 № 492 утратила силу.
С 22 июня 2011 г. приказ Государственного патентного комитета РБ от 17.04.1998 № 20, Минэкономики РБ от 18.05.1998 № 41, Минфина РБ от 20.04.1998 № 109, ГКНТ РБ от 22.04.1998 № 75 «Об утверждении Методических рекомендаций по оценке стоимости и учету объектов интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов» на основании постановления ГКНТ РБ, Минэкономики РБ, Минфина РБ от 02.06.2011 № 10/85/36 утратил силу.
C 22 июня 2011 г. постановление Минторга РБ и Минфина РБ от 14.04.2004 № 16/66 «Об утверждении Инструкции о порядке приемки, хранения, продажи и учета изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней на базах, складах и в магазинах всех форм собственности на территории Республики Беларусь» на основании постановления Минторга РБ и Минфина РБ от 31.05.2011 № 24/34 утратило силу.
С 13 июля 2011 г. постановление Минпрома РБ от 19.12.2005 № 15 «Об утверждении форм первичных учетных документов по учету драгоценных металлов для организаций Министерства промышленности Республики Беларусь и Инструкции о порядке применения и заполнения форм первичных учетных документов по учету драгоценных металлов для организаций Министерства промышленности Республики Беларусь» на основании постановления Минпрома РБ от 30.06.2011 № 11 утратило силу.
В постановление Совета Министров РБ от 27.06.2008 № 950 «О некоторых вопросах определения стоимости чистых активов» на основании постановлений Совета Министров РБ от 18.07.2011 № 967 (с 26 июля 2011 г.) и от 24.05.2012 № 480 (с 31 августа 2012 г.) внесены дополнение и изменение.
С 1 января 2012 г. постановление Минфина РБ от 30.05.2003 № 89 «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета» на основании постановления Минфина РБ от 29.06.2011 № 50 утратило силу.
С 22 января 2012 г. Правила аудиторской деятельности «Порядок заключения договоров оказания аудиторских услуг», утвержденные постановлением Минфина РБ от 31.10.2001 № 106, на основании постановления Минфина РБ от 06.12.2011 № 127 утратили силу.
С 26 января 2012 г. постановление Минфина РБ от 14.02.2008 № 19 «Об утверждении форм бухгалтерской отчетности, Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь» на основании постановления Минфина РБ от 31.10.2011 № 111 утратило силу.
С 29 января 2012 г. постановления Минфина РБ от 26.12.2003 № 182 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету «Расходы организации» и от 26.12.2003 № 181 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету «Доходы организации» на основании постановления Минфина РБ от 30.09.2011 № 102 утратили силу.
С 1 апреля 2012 г. постановление Минфина РБ, Минэкономики РБ и Минстата РБ от 14.05.2004 № 81/128/65 «Об утверждении Инструкции по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности» на основании постановления Минфина РБ, Минэкономики РБ и Белстата от 27.12.2011 № 139/205/338 утратило силу.
С 19 апреля 2012 г. Инструкция об особенностях осуществления ломбардами операций с изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденная постановлением Минфина РБ от 20.09.2004 № 138, на основании постановления Минфина РБ от 29.09.2011 № 99 изложена в новой редакции.
С 31 августа 2012 г. постановление Минфина РБ от 27.06.2008 № 107 «Об утверждении Инструкции о порядке расчета стоимости чистых активов и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь» на основании постановления Минфина РБ от 11.06.2012 № 35 утратило силу.