


Материал помещен в архив

Строительная отрасль: возведение, реконструкция, модернизация, ремонт в условиях нестабильности
Непростые условия строительства сегодня требуют от его участников принимать решения о переносе сроков выполнения СМР, приостановке строительства либо консервации объектов незавершенного строительства. В пособии собраны в том числе изменения в порядок заключения и изменения договоров строительного подряда. Самым важным вопросом остается: можно ли менять договорную (контрактную) цену строительства (отдельных строительно-монтажных работ)? Ответ - да, можно (подробнее об этом в разделе 7).
![]() |
Обратите внимание! 26 января 2023 г. вступило в силу ожидаемое всеми субъектами рынка строительных материалов, заказчиками и подрядчиками постановление Минстройархитектуры от 30.12.2022 № 116, которое: • заменило постановление Минстройархитектуры от 12.07.2022 № 69 «О порядке регулирования цен»; • снова приостанавлило (на сей раз до 1 января 2024 г.) действие постановления Минстройархитектуры от 30.07.2021 № 73 «О порядке регулирования цен на строительные материалы, изделия, конструкции»; • установило порядок включения транспортных расходов; • предусмотрело обязанность производителей и субъектов торговли применять отпускные цены на товары после предоставления в информационно-справочную систему мониторинга цен на материалы для строительства государственной информационной системы «Госстройпортал» информации о ценах, включенных в прейскурант. Постановление № 116 будет применяться по 31 декабря 2023 г. (п.9 постановления № 116). Дополнительно см. комментарий. |
1. Приостановление строительства
1. Что считается приостановлением строительства? |
|
Временное прекращение выполнения строительных работ по обстоятельствам, не связанным с технологическими перерывами в строительстве (выполнением строительных работ), которое не влечет за собой обязательного расторжения договора строительного подряда | |||
2. На какой срок можно приостановить строительство? |
|
До 3 месяцев | |||
3. Кто принимает решение о приостановке? |
|
Органы госстройнадзора, иные госорганы - в случаях, установленных законодательством | |||
|
Подрядчик - в случае невозможности дальнейшего выполнения строительных работ в течение более 1 месяца по причинам временного отсутствия строительных материалов и (или) оборудования, поставляемых заказчиком, либо неоплаты заказчиком выполненных работ в сроки, определенные договором строительного подряда | ||||
|
Заказчик, застройщик - в случае намерения законсервировать объект строительства или прекратить дальнейшее строительство, а также выявления в работе подрядчика недостатков, которые могут повлечь за собой угрозу безопасности и надежности объекта строительства | ||||
Иные лица по основаниям, предусмотренным законодательством и (или) договором | |||||
4. Что происходит с нормативным сроком строительства? |
|
Дата приостановления строительства приостанавливает течение нормативного срока строительства. Дата возобновления строительства возобновляет течение нормативного срока строительства | |||
5. Какие документы оформить при приостановке строительства? |
|
1. Решение о приостановлении строительства. Решение должно содержать: - дату приостановления работ; - источники финансирования строительства и работ по приостановлению строительства; - меры по устранению причин, повлекших приостановление строительства; - меры по обеспечению сохранности строительных материалов и оборудования с указанием лица, ответственного за их сохранность. 2. Акт установления даты приостановления строительства по форме Г.1, при возобновлении строительства - акт установления даты возобновления строительства по форме Г.2 (приложение Г к ТКП 45-1.03-122-2015) |
Примечание. Порядок приостановки установлен пп.1, 2 ст.62 Закона от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» и пп.4.31-4.33 ТКП 45-1.03-122-2015 «Нормы продолжительности строительства зданий, сооружений и их комплексов. Основные положения», утв. приказом Минстройархитектуры от 06.11.2015 № 279.
Формы акта установления даты приостановления и возобновления строительства (примеры)
Г.1. Форма акта установления даты приостановления строительства
АКТ
установления даты приостановления строительства
Наименование заказчика __________________________________________
Наименование объекта строительства _______________________________
___________________________________________________________________
«___» _________ 20__ г.
Комиссия в составе:
руководителя (директора) строящегося объекта _______________________
должность, фамилия, инициалы
___________________________________________________________________
руководителя подрядной строительной организации ___________________
должность, фамилия, инициалы,
___________________________________________________________________
наименование организации
уполномоченного представителя проектной организации, осуществляющей авторский надзор за строительством ____________________________________
должность, фамилия, инициалы, наименование организации
___________________________________________________________________
Решила:
В связи с _______________________________________________________
причины и решение уполномоченного органа
___________________________________________________________________
или организации согласно законодательству, дата и номер
о приостановлении строительства сроком на _________, приостановить до трех месяцев строительные работы на объекте с _____________ по ______________
Датой приостановления строительства считать _______________________
число, месяц, год
К настоящему акту прилагаются:
1. Копия решения уполномоченного государственного органа или иного инвестора, застройщика, заказчика, подрядчика согласно законодательству.
2. Копии документов, подтверждающих приостановление строительства по основаниям, предусмотренным законодательством или договором строительного подряда.
Члены комиссии:
Руководитель (директор) строящегося объекта |
______________ |
_________________ | |
подпись |
расшифровка подписи | ||
М.П. | |||
Руководитель подрядной строительной организации |
______________ |
_________________ | |
подпись |
расшифровка подписи | ||
М.П. | |||
Уполномоченный представитель проектной организации, осуществляющей авторский надзор за строительством |
______________ |
_________________ | |
подпись |
расшифровка подписи | ||
М.П. |
Г.2. Форма акта установления даты возобновления строительства
АКТ
установления даты возобновления строительства
Наименование заказчика __________________________________________
Наименование объекта строительства _______________________________
___________________________________________________________________
«___» _________ 20__ г.
Комиссия в составе:
руководителя (директора) строящегося объекта _______________________
должность, фамилия, инициалы
___________________________________________________________________
руководителя подрядной строительной организации ___________________
должность, фамилия, инициалы,
___________________________________________________________________
наименование организации
уполномоченного представителя проектной организации, осуществляющей авторский надзор за строительством ____________________________________
должность, фамилия, инициалы, наименование организации
___________________________________________________________________
Решила:
В связи с устранением причин, приведших к приостановлению строительства, и согласно _____________________________________________
решение уполномоченного органа или организации согласно законодательству, дата и номер
___________________________________________________________________
возобновить строительные работы на объекте.
Датой возобновления строительства считать _______________________
число, месяц, год
Члены комиссии:
Руководитель (директор) строящегося объекта |
______________ |
_________________ | |
подпись |
расшифровка подписи | ||
М.П. | |||
Руководитель подрядной строительной организации |
______________ |
_________________ | |
подпись |
расшифровка подписи | ||
М.П. | |||
Уполномоченный представитель проектной организации, осуществляющей авторский надзор за строительством |
______________ |
_________________ | |
подпись |
расшифровка подписи | ||
М.П. |
![]() |
Специалисту в строительстве • Приостановление строительства и консервация объекта незавершенного строительства: порядок действий. • Строительство-2022: технологический перерыв или приостановление строительства, что оформлять заказчику. • Строительство-2022: выделен текущий аванс, но работы приостановлены. Что делать? • Может ли акт приостановки строительства подписать только директор строящегося объекта ввиду отсутствия представителей генподрядчика и представителя инженерной организации на момент установления даты приостановки по не зависящим от заказчика причинам? • В какие сроки принимается решение о возобновлении строительства после приостановки сроком до 3 месяцев: до окончания трехмесячного срока или есть какое-то время после его окончания? • Может ли подрядчик приостановить строительство, если заказчик не оплатил уже выполненную часть работ? • Подрядчик решил приостановить строительство в связи с неоплатой заказчиком выполненных работ в сроки, определенные договором строительного подряда. Составлен акт установления даты приостановления строительства. Будет ли частичная оплата выполненных работ основанием для заявления заказчиком требования о возобновлении строительства? Что может служить основанием для возобновления строительства при таких обстоятельствах? • Как правильно приостановить строительство объекта, который строится собственными силами, и как это оформить? • Можно ли по соглашению сторон приостановить исполнение обязательств по договору строительного подряда (срок начала строительства еще не наступил, но договор заключен), заключенного по результатам процедуры закупки за счет собственных средств? • Необходимо выполнить приостановку строительства объекта 2-го класса сложности. Какие конкретно можно указать причины приостановления строительства по обстоятельствам, не зависящим от сторон? Сколько раз в течение срока строительства можно приостанавливать строительство и на какие сроки? Если в договоре не указано о возможности приостановления срока строительства по соглашению сторон, вправе ли стороны до окончания строительства заключить об этом дополнительное соглашение? • Приостановлено строительство по причине корректировки ПСД. Когда подписывается допсоглашение с подрядчиком на корректировку контрактной цены: с даты возобновления работ или последним числом срока выполнения работ по договору (то есть в конце стройки)? • В каком порядке оформляется приостановка строительства в связи с невозможностью дальнейшего финансирования заказчиком? • Во время строительства объекта заказчик сообщает, что не может дальше финансировать строительство несколько месяцев. Допустимо ли по соглашению с подрядчиком оформить акт приостановки строительства на два месяца с указанием в акте причины: «отсутствие финансирования»? • Может ли заказчик оформить приостановку строительства объекта из-за несвоевременной поставки оборудования подрядчику ввиду отсутствия финансирования? • Оформлено приостановление строительства, причина - отсутствие финансирования. Во время приостановления строительства генподрядчик продолжает производство работ. Акты сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ при этом не составляются, планируется включить выполненные работы в акт за первый месяц после официального возобновления работ. Могут ли быть применены к подрядной организации штрафные санкции за несоблюдение перерыва? Может ли подрядчик производить работы во время приостановления строительства? |
![]() |
Обсуждение в Сообществе • Можно ли по соглашению сторон приостановить выполнение обязательств по договору строительного подряда (срок начала строительства еще не наступил, но договор заключен), заключенному по результатам проведенной процедуры закупки за счет собственных средств? Стороны заключат следующее допсоглашение: - основание - недопущение возникновения ущерба у обеих сторон в связи со сложившейся геополитической обстановкой; - приостановка на срок до 3 месяцев и возобновление осуществляются по заявлению Заказчика путем заключения допсоглашения, в котором сроки выполнения работ будут соразмерно перенесены, а также скорректирована цена. • Приостановка строительства (установлен технологический перерыв). Составлен акт по форме Г.1. Строительство ведется силами Подрядчика, выбранного по результатам процедуры государственной закупки, договор заключен в электронном виде. Дополнительным соглашением будет перенесен срок строительства? Надо ли при этом размещать на ЭТП акт по форме Г.1 и затем Г.2? Или данные документы не касаются договора и не размещаются? • На сколько можно приостановить строительные работы и чем это регламентировано? |
2. Консервация
Что считается консервацией незавершенного строительства? |
|
Приостановление строительства на срок свыше 3 месяцев, оформленное в установленном порядке и влекущее за собой расторжение договора, на основании которого осуществлялось строительство | |||
В какой срок принимается решение о консервации? |
|
В течение 1 месяца по истечении 3 месяцев с момента приостановления строительства | |||
Кто принимает решение о консервации? |
|
Совмин или уполномоченный им орган - по объектам незавершенного строительства, возводимым за счет средств республиканского бюджета | |||
|
Местные исполнительные и распорядительные органы - по объектам незавершенного строительства, возводимым за счет средств соответствующих местных бюджетов | ||||
Иные заказчики, застройщики - по другим объектам незавершенного строительства | |||||
Какие документы оформить при консервации? |
|
1. Акт о консервации объекта незавершенного строительства. В нем надо указать сметную стоимость объемов выполненных строительных работ до момента консервации. К акту прилагаются ведомости на неиспользованные строительные материалы и несмонтированное оборудование. 2. Перечень работ и затрат, необходимых для обеспечения сохранности законсервированного объекта незавершенного строительства или его конструктивных элементов |
![]() |
Обратите внимание! В состоянии консервации объект незавершенного строительства может находиться не более 3 лет. После устранения причин, вызвавших консервацию объекта незавершенного строительства, принимается решение о возобновлении его строительства. При невозможности устранения причин консервации объекта незавершенного строительства он реализуется как объект незавершенного строительства. |
Примечание. Порядок консервации установлен пп.3-11 ст.62 Закона № 300-З и ТКП 45-1.03-165-2009 «Консервация строящихся объектов», утв. приказом Минстройархитектуры от 30.12.2009 № 447.
![]() |
Специалисту в строительстве • Приостановление строительства и консервация объекта незавершенного строительства: порядок действий. • Консервация объекта долевого строительства. Участие инвестора. • Консервация объекта незавершенного строительства: нужно ли составлять акт. • Строительство-2022: что делать, чтобы объект незавершенного строительства не был приравнен к объекту самовольного строительства. • Какой срок действия акта консервации незавершенного капитального строения? Можно ли продлить срок действия акта консервации незавершенного капитального строения, если он истекает, или надо получить новый акт? • При консервации объекта в приказе необходимо указать дату приостановления работ. Это будет дата акта приостановки работ сроком до 3 месяцев или дата, с которой определяем консервацию? В акте о консервации должны быть указаны даты начала и приостановки строительства. Начало строительства - согласно договору строительного подряда, приостановления - дата, с которой планируем консервацию с учетом разработки для нее проектной документации? |
![]() |
Бухгалтеру • Консервация строящихся объектов: документальное отражение и бухгалтерский учет. • Консервация объекта незавершенного строительства: нужно ли составлять акт. • Консервация объекта долевого строительства. Участие инвестора. • Учет потребляемой электроэнергии на законсервированном объекте незавершенного строительства. Организацией законсервирован объект недвижимости (незавершенное строительство), срок консервации закончился 30.09.2021. С какого момента начинается срок исчисления земельного налога и налога на недвижимость? Включаются ли суммы налогов в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли? • Организация имеет законсервированный комплекс имущества, ранее эксплуатируемый и остановленный в результате аварии. Объекты недвижимости законсервированы в соответствии с требованиями законодательства. Часть объектов не консервировались, используются для поддержания режима консервации и сохранности имуществ. Вправе ли организация включить в состав внереализационных расходов для целей налогообложения прибыли амортизационные отчисления по указанным объектам, используемым для содержания основных средств, находящихся на консервации? • Организация, применяющая общую систему налогообложения, законсервировала незавершенное капитальное строение. Будет ли это объектом для исчисления налога на недвижимость? • Вправе ли организация учитывать при налогообложении расходы по содержанию тепличного комплекса, находящегося на консервации в 2019-2020 годах? |
![]() |
Обсуждение в Сообществе • Руководство приняло решение о консервации недвижимого имущества (здание склада). Нужно ли согласовывать это решение с вышестоящими структурами, например с министерством, с райисполкомом? • Возможно ли осуществить приостановление строительства объекта по решению заказчика в связи с приостановлением финансирования объекта, ведущего к намерению законсервировать объект строительства? |
3. С 31 марта 2022 года применяем увеличенные прогнозные индексы цен в строительстве
С 31 марта 2022 г. прогнозный индекс:
• на 2022 год с 106,8 % увеличен до 115,0 %;
• на 2023 год с 106,3 % увеличен до 108,2 %;
• на 2024 год установлен в размере 107,5 % (постановление Минэкономики от 26.01.2012 № 10 «О прогнозных индексах цен в строительстве»).
Прогнозные индексы цен в строительстве на 2022-2024 годы с разбивкой по месяцам установлены в письме Минстройархитектуры от 31.03.2022 № 04-3-01/4238 «О прогнозных индексах цен в строительстве на 2022-2024 гг.».
4. С 31 марта 2022 года увеличена стоимость, при которой можно проводить ЗЦП по выбору подрядчика (поставщика)
С 31 марта 2022 г. процедуру запроса ценовых предложений заказчик (организатор) проводит при ориентировочной стоимости годовой потребности госзакупки:
• товаров - более 300, но не более 2 000 БВ;
• работ (услуг) - более 300, но не более 5 000 БВ (подп.1.3 п.1 постановления Совмина от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"»).
![]() |
Специалисту в строительстве • Кардинальные изменения в системе госзакупок для поддержки субъектов хозяйствования с 31 марта 2022 года. Комментарий к постановлению Совмина от 28.03.2022 № 188. |
5. С 31 марта 2022 года возможно увеличение объема (количества) товаров (работ, услуг), являющихся предметом договора государственной закупки, в пределах 15 %
Объем (количество) товаров (работ, услуг), являющихся предметом договора, может увеличиваться не более чем на 15 % (до 31 мая 2022 г. - не более чем на 10 %) по отношению к предусмотренному договором при его заключении объему (количеству) соответствующих товаров (работ, услуг).
В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) увеличивается пропорционально увеличению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) - с учетом этого увеличения (абз.2 подп.1.8 п.1 постановления № 395).
![]() |
Обратите внимание! С 16 октября 2022 г. действуют изменения, внесенные в постановление № 395. Что изменилось: 1) объем работ по договору на авторский надзор можно увеличить; 2) на допработы при текущем ремонте не нужно проводить отдельную процедуру госзакупки; 3) для внесения изменений в проект можно проводить ЗОИ; 4) при закупках к участникам не применяются дополнительные требования; 5) изменились требования к сопоставимости по цене договоров; 6) расширен перечень товаров (работ, услуг) ежедневной или еженедельной потребности. Подробнее см. здесь. |
![]() |
Специалисту в строительстве • Строительство за счет собственных средств. Можно ли в договоре строительного подряда на текущий ремонт предусмотреть изменение договорной цены в случае выявления в ходе строительства дополнительных объемов строительных работ? |
6. С 31 марта 2022 года отменено обязательное обеспечение исполнения обязательств
Поставщики, подрядчики, исполнители больше не должны предоставлять обязательное обеспечение исполнения обязательств. Подпункт 1.10 п.1 постановления № 395 исключен постановлением Совмина от 28.03.2022 № 188 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395» с 31 марта 2022 г.
![]() |
Обратите внимание! С 31 марта 2022 г. установить такое обеспечение - право (не обязанность) заказчика (организатора) согласно ст.26 Закона от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». При этом заказчик не обязан вносить изменения в договоры, заключенные до 31 марта 2022 г., в части исключения из них норм об обязательном обеспечении исполнения обязательств. |
![]() |
Специалисту в строительстве • В связи с вступлением в силу с 31.03.2022 постановления Совмина от 28.03.2022 № 188 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395», в частности отмены постановлением № 188 нормы об обеспечении исполнения обязательств по договору госзакупки работ (услуг) для строительства, обязан ли заказчик вносить изменения в конкурсную документацию (в том числе в договор) в части отмены обеспечения как в уже проводимые закупки работ (услуг) для строительства? • Обязан ли заказчик исключать условие об обеспечении исполнения обязательств по договору госзакупки во вновь разрабатываемых документах процедур по закупке при строительстве, которые будут проводиться после вступления в силу постановления Совмина от 28.03.2022 № 188 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395»? Или это право заказчика и обеспечение может остаться в документации в соответствии со ст.26 Закона от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»? |
![]() |
Обсуждение в Сообществе • Договор подряда заключен 28.03.2022. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.03.2022 № 188 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395» • 30.03.22 на ЭТП объявлен открытый конкурс (стройка, текущий ремонт). С 31.03.2022 вступает в силу постановление от 28 марта 2022 г. № 188 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395», которое исключает подп.1.10 - обязательное условие о предоставлении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения исполнения обязательств по договору. Нужно ли мне вносить изменения в конкурсную документацию, или на эту закупку оно не распространяется? • По постановлению Совмина от 28.03.2022 № 188 исключено требование об обязательном обеспечении исполнения обязательств по договору госзакупки при приобретении работ (услуг) для строительства. Это надо понимать так, что можно снижать цену предложения на любой процент? |
7. Изменения условий договора в пределах 2022 года
В пределах 2022 года при определенных условиях могут изменяться условия договора госзакупки в части предмета госзакупки и требований к предмету госзакупки, его объема (количества), порядка оплаты, сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цены договора (подп.1.8 п.1 постановления № 395).
![]() |
Специалисту в строительстве • Распространяются ли на договоры государственной закупки, заключенные до 31.03.2022, нормы подп.1.8 п.1 постановления Совмина от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"» • С 31.03.2022 вступили в силу изменения в постановление Совмина от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"». Заказчиком в начале марта 2022 г. начата процедура закупки, по которой планируется заключение договора после 31.03.2022. Требуется ли отмена такой процедуры для приведения в соответствие с изменениями, внесенными в постановление № 395? |
![]() |
Обсуждение в Сообществе • Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2022 г. № 188 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395» разрешено изменять цену договора на 2022 год. В связи с чем ряд поставщиков стали обращаться к нам с согласованием об увеличении суммы заключенных договоров на поставку продуктов питания с приложением расчетов, калькуляций и т. д. (в том числе с учетом увеличения курса российского рубля). Обязаны ли мы как Заказчик согласовывать увеличение цены договора и вносить изменение в договор или все-таки это право Заказчика согласовать увеличение или отказать и настаивать на исполнении договора на заключенных условиях либо расторгнуть договор по соглашению сторон или в одностороннем порядке? • В связи с вступлением в силу постановления № 188 от 28 марта 2022 г. (об изменении постановления Совмина № 395) нужно ли корректировать условия заключаемого договора в соответствии с подп.1.8? Процедура была из одного источника (п.7 - несостоявшаяся повторная процедура) и открытый конкурс. Или заключать по проекту договора, который был предоставлен изначально до этих изменений? |
8. Цена предложения участника может превышать ориентировочную стоимость предмета госзакупки
Закупка товаров (работ, услуг) в строительстве по цене, превышающей ориентировочную стоимость предмета госзакупки, не является нарушением Закона № 419-З, и предложение такого участника не отклоняется в случае проведения открытого или закрытого конкурса, процедуры запроса ценовых предложений, процедуры закупки из одного источника (письмо Минстройархитектуры от 31.03.2022 № 04-3-05/4239 «О государственных закупках при строительстве»).
![]() |
Дополнительно по теме • Письмо Минстройархитектуры от 01.06.2022 «О заключении договоров строительного подряда». |
![]() |
Специалисту в строительстве • Можно ли к стоимости оборудования применять прогнозные индексы. • Проектно-сметной документацией задана стоимость оборудования как ориентировочная. Приобреталось и приобретается оборудование по стоимости ниже ориентировочной, но в сложной экономической ситуации поставщики предлагают стоимость выше сметной. Учитывая экономию средств по ранее приобретенному оборудованию и в рамках финансирования по смете, можно ли некоторое оборудование купить по цене выше ориентировочной? |
9. С 30 июня 2022 года можно разрабатывать и утверждать предпроектную (предынвестиционную) документацию в сокращенном объеме
В форме задания на проектирование, то есть в сокращенном объеме, допускается разрабатывать и утверждать предпроектную (предынвестиционную) документацию на:
• капитальный ремонт, техническую модернизацию, благоустройство, снос объектов первого - четвертого классов сложности;
• возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство, снос объектов пятого класса сложности;
• возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство, снос объектов сельскохозяйственного назначения второго - четвертого классов сложности, осуществляемые хозяйственным способом сельскохозяйственными организациями;
• возведение, реконструкцию, капитальный ремонт нефтяных и газовых скважин, возведение и реконструкцию объектов обустройства нефтяных месторождений в части технологического комплекса сбора и транспорта нефти, газа и воды (подп.1.1 п.1 Указа от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности»).
Затраты на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации при планировании осуществления инвестиций в возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, техническую модернизацию, благоустройство, снос объектов включаются в сводный сметный расчет стоимости объекта строительства как затраты, связанные с получением исходных данных. В случае принятия заказчиком, застройщиком по результатам разработки предпроектной (предынвестиционной) документации решения о нецелесообразности и (или) необоснованности осуществления таких инвестиций указанные затраты подлежат списанию за счет основного источника, предусмотренного на выполнение проектных и изыскательских работ (подп.1.3 п.1 Указа № 26).