Пособие от 14.10.2011
Автор: Ильницкая Е.

Строительство: изменения в правовом регулировании


 

Материал помещен в архив

 

СТРОИТЕЛЬСТВО: ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

Текущий год характеризуется существенными изменениями законодательства в сфере строительства. Так, с 1 января 2011 г. отменено лицензирование в сфере строительства, с 9 июня 2011 г. вступил в силу Закон РБ от 30.11.2010 № 196-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», уменьшено количество первичных учетных документов в строительстве и утверждены новые формы, с 1 января 2012 г. планируется переход на текущий уровень цен и внедрение в практику строительства неизменных договорных (контрактных) цен.

Но, пожалуй, самым значительным изменением стало принятие постановления Совета Министров РБ от 30.06.2011 № 875, которым утверждены в новой редакции Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда, вступающие в силу с 21 октября 2011 г. По мнению большинства юристов, наряду с прогрессивными нормами в данные Правила включены нормы, ухудшающие правовое положение подрядчика. Кроме того, практическое применение ряда положений этого документа вызывает много вопросов.

Анализ всех нормативных актов, регулирующих деятельность в области строительства, не является целью предлагаемого пособия. Оно поможет разобраться в основных нормативно-правовых актах в этой сфере, принятых и (или) вступивших в силу в 2011 г.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Нормативное регулирование

* Закон РБ от 30.11.2010 № 196-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» (далее - Закон № 196-З).

Вступил в силу 9 июня 2011 г.

Закон № 196-З внес изменения в Закон РБ от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Закон).

Наиболее существенные изменения коснулись терминов и их определений, порядка подготовки и выдачи разрешительной документации, проведения экспертизы и подготовки проектной документации, вопросов приемки объектов в эксплуатацию.

В ст.1 Закона введены такие новые термины, как благоустройство объекта строительства, возведение объекта строительства, очередь строительства, строительная площадка, проектная документация на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта, смета (сметная документация), разработчик проектной документации, типовой проект, этап работ по строительству, снос и др.

Более подробно определен порядок оказания инженерных услуг в строительстве (ст.56 Закона).

В Закон введена ст.591, которой регулируется приемка в эксплуатацию объектов, законченных возведением, реконструкцией, реставрацией, капитальным ремонтом, благоустройством и подготовленных к эксплуатации, в т.ч. очередей строительства, пусковых комплексов (за исключением садовых домиков, хозяйственных строений и сооружений, необходимых для ведения коллективного садоводства на земельных участках, предоставленных членам садоводческого товарищества для этих целей), независимо от источников финансирования.

* Постановление Совета Министров РБ от 01.06.2011 № 687 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам архитектурной, градостроительной и строительной деятельности».

Принято в целях приведения действующего законодательства в соответствие с Законом.

1. Постановлением утверждены:

- Положение о порядке создания и ведения государственного градостроительного кадастра Республики Беларусь, мониторинга объектов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;

- Положение о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 апреля 2014 г. следует руководствоваться Положением о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в редакции постановления Совета Министров РБ от 10.02.2014 № 109.

 

2. Внесены изменения и дополнения:

- в постановление Совета Министров РБ от 31.12.2006 № 1805 «Об утверждении Положения о порядке переустройства и перепланировки жилых помещений в многоквартирных жилых домах и Положения о порядке реконструкции одноквартирных, блокированных жилых домов и нежилых построек на придомовой территории».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 22 мая 2013 г. постановление № 1805 утратило силу в связи с принятием постановления Совета Министров РБ от 16.05.2013 № 384. Этим же постановлением утверждены:

- Положение об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировки;

- Положение об условиях и порядке установки на крышах и фасадах многоквартирных жилых домов индивидуальных антенн и иных конструкций;

- Положение о порядке реконструкции жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных, блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов, а также нежилых капитальных построек на придомовой территории;

 

- постановление Совета Министров РБ от 08.10.2008 № 1476 «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных, архитектурных и строительных проектов, обоснований инвестирования в строительство и Положения о порядке согласования и утверждения проектной документации, утверждения градостроительных проектов»;

- Положение о параллельном проектировании и строительстве объектов, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 30.07.2009 № 1001.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 апреля 2014 г. Положение № 1001 в связи с принятием постановления Совета Министров РБ от 01.04.2014 № 301 утратило силу. На основании подп.1.9 п.1 Указа Президента РБ от 14.01.2014  № 26 не допускается параллельное проектирование и строительство объекта, за исключением случаев, установленных Президентом РБ.

 

3. В новой редакции изложены:

- Положение о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных, архитектурных и строительных проектов, обоснований инвестирования в строительство;

- Положение о порядке согласования и утверждения проектной документации, утверждения градостроительных проектов.

* Положение о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 06.06.2011 № 716.

Процедура назначения и работы комиссии по приемке объекта в эксплуатацию, предусмотренная в Положении, соответствует порядку, установленному в техническом кодексе установившейся практики «Приемка законченных строительством объектов. Порядок проведения» (ТКП 45-1.03-59-2008 (02250)), утвержденном приказом Минстройархитектуры РБ от 27.11.2008 № 433.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 декабря 2012 г. приказом Минстройархитектуры РБ от 26.10.2012 № 339 вышеназванный технический кодекс признан утратившим силу.

 

Датой приемки объекта в эксплуатацию в настоящее время является дата утверждения акта приемки. При этом, если сроки для утверждения акта истекли, объект считается непринятым и приемочная комиссия назначается повторно.

Закреплены критерии качества объекта строительства (п.5 Положения). Запрещена приемка в эксплуатацию объектов, не соответствующих указанным критериям качества, и (или) при невыполнении названных там же условий.

Установлены особенности приемки в эксплуатацию финансируемых физическими лицами одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах, нежилых капитальных построек на придомовой территории, дач и гаражей.

К Положению прилагается перечень государственных органов (их структурных подразделений), иных государственных организаций, выдающих заключения при приемке объектов в эксплуатацию.

* Инструкция о порядке оказания инженерных услуг в строительстве, утвержденная постановлением Минстройархитектуры РБ от 10.05.2011 № 18.

Понятие инженерных услуг в строительстве содержит ст.56 Закона.

В Инструкции установлен порядок оказания заказчику в строительной деятельности, застройщику в строительной деятельности инженерных услуг в строительстве, урегулирована деятельность инженера (инженерной организации) в процессе реализации договора на оказание инженерных услуг. В п.6 Инструкции перечислены обязательные условия такого договора.

* Примерный перечень функций заказчика, застройщика, определенный постановлением Минстройархитектуры РБ от 20.05.2011 № 25.

Определены функции заказчика, застройщика в следующих областях:

- освоение строительной площадки;

- обеспечение проектно-сметной документацией и организация строительства;

- финансирование, учет и отчетность;

- материально-техническое обеспечение;

- приемка законченных строительством объектов,

а также функции в период гарантийного срока эксплуатации объектов, законченных строительством.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 10 мая 2014 г. вступило в силу постановление Минстройархитектуры РБ от 04.02.2014 № 4. Данным постановлением уточнен и расширен перечень функций заказчика, застройщика, а также установлены функции руководителя (управляющего) проекта по возведению, реконструкции, капитальному ремонту, реставрации и благоустройству объекта строительства.

 

* Перечень видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности, установленный постановлением Минстройархитектуры РБ от 10.05.2011 № 17.

Вступил в силу 9 июня 2011 г.

ДОГОВОР СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА

Нормативное регулирование

* Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 15.09.1998 № 1450 (в редакции постановления Совета Министров РБ от 30.06.2011 № 875).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 апреля 2014 г. следует руководствоваться Правилами № 1450 в редакции постановления Совета Министров РБ от 01.04.2014 № 301.

 

Новая редакция Правил вступает в силу с 21 октября 2011 г.

Правоотношения в сфере строительства регулируются заключаемым сторонами договором подряда. Требования к его форме и содержанию регламентированы главой 37 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК). Вторым основным документом в области регулирования строительного подряда являются Правила.

Впервые в новой редакции Правил разрешено применение международных типовых контрактов Международной федерации инженеров-консультантов (FIDIC) с учетом необходимости соблюдения требований законодательства РБ (п.1).

В п.10 перечислены существенные условия договора строительного подряда (этот термин в законодательство введен впервые. В предыдущей редакции Правил содержалось понятие «обязательные условия»). В соответствии с частью четвертой п.5 постановления Пленума ВХС РБ от 23.12.2005 № 33 «О некоторых вопросах рассмотрения споров, вытекающих из договора строительного подряда» отсутствие в договоре строительного подряда существенных условий, предусмотренных законодательством, влечет признание его незаключенным, что является основанием для отказа в удовлетворении требований, основанных на договоре строительного подряда.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 19 сентября 2012 г. постановление № 33 утратило силу в связи с принятием постановления Пленума ВХС РБ от 19.09.2012 № 6 «О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров строительного подряда».

 

Ужесточились нормы относительно порядка продления срока строительства объекта, определенного проектной документацией и условиями подрядных торгов (п.17).

Заказчик имеет право отказаться от принятия объекта в случае выявления строительных работ ненадлежащего качества, которые исключают возможность его использования и не могут быть устранены заказчиком или подрядчиком, что должно быть подтверждено заключением независимой экспертизы (п.25).

В соответствии с п.29 подрядчик вправе заключать договор с третьими лицами для выполнения отдельных видов строительных работ только с письменного согласия заказчика (в то же время в соответствии со ст.657 ГК привлечение к выполнению работ третьих лиц является правом подрядчика, если иное не обусловлено договором).

Существенно увеличен гарантийный срок на принятые в эксплуатацию объекты (с 2 до 5 лет).

В соответствии с п.30 принимать работу у субподрядчика будет не только генеральный подрядчик, но и заказчик (в то же время в ст.708 ГК не указано о возможности такой приемки, акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ (форма С-2) предусматривает возможность его подписания двумя, а не тремя сторонами).

С 3 календарных до 5 рабочих дней увеличен срок рассмотрения заказчиком представленных ему актов приемки выполненных работ. При этом установлена обязанность заказчика оплатить стоимость работ, не оспариваемых им при возвращении актов с мотивированным отказом (п.55).

Увеличена ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора подряда (пп.84, 85).

Правила также дополнены приложением, в котором перечислены материальные ресурсы, на приобретение которых в договоре может предусматриваться выплата целевых авансов.

Правила распространяют свое действие на договоры, заключаемые после 21 октября 2011 г., а в части установления гарантийных сроков - на объекты, принятые в эксплуатацию после этой даты.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Комментарии

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2011 № 875 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 сентября 1998 г. № 1450». Новая редакция Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда (С.Белявский, судья хозяйственного суда Гродненской области, заместитель председателя областного отделения общественного объединения «Белорусский республиканский Союз юристов»).

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2011 № 875 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 сентября 1998 г. № 1450». Рекомендации по применению Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда (Т.Миколенко, судья хозяйственного суда г.Минска).

Пособия

Переписка по актам сдачи-приемки выполненных строительно-монтажных работ - это мотивированный отказ от их подписания (С.Белявский, юрист, заместитель председателя Гродненского областного отделения общественного объединения «Белорусский республиканский Союз юристов»).

Анализ существенных условий договора строительного подряда (О.Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Ю.Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры правовых дисциплин Государственного института управления и социальных технологий Белорусского государственного университета).

Особенности договора на выполнение монтажных и пусконаладочных работ лифтового оборудования (Т.Званкович, юрист).

Судебная практика

Оплата по неподписанным актам (С.Белявский, юрист, заместитель председателя Гродненского областного отделения общественного объединения «Белорусский республиканский Союз юристов»).

Форма документов

Договор строительного подряда (с 21 октября 2011 года) (Т.Бакаева, юрист).

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СТОРОНАМ ДОГОВОРА СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА

Нормативное регулирование

* Указ Президента РБ от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

С 1 января 2011 г. лицензирование деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведению инженерных изысканий отменено.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Постановлением Совета Министров РБ от 07.02.2012 № 125 введена обязательная сертификация 15 видов работ в строительстве. В связи с этим с 21 августа 2012 г. выполнять такие работы можно будет только при наличии у организации сертификата соответствия. Соответствующие изменения внесены в технический регламент Республики Беларусь ТР 2009/013/BY «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность».

14 января 2014 г. был подписан Указ Президента РБ от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности». В 2014 г. будет использоваться не категория «уровень ответственности зданий и сооружений», а понятие «класс сложности». С 1 апреля 2014 г. постановлением Совета Министров РБ от 01.04.2014 № 301 внесены соответствующие изменения в технический регламент ТР 2009/013/BY.

 

* Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда.

Вступают в силу 21 октября 2011 г.

В соответствии с подп.8.2 п.8 Правил договор строительного подряда заключается при наличии у подрядчика:

- документов, подтверждающих право на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством;

- в штате аттестованных специалистов. (Порядок и условия проведения профессиональной аттестации руководителей и специалистов регулируются Инструкцией о профессиональной аттестации специалистов в области строительства, утвержденной постановлением Минстройархитектуры РБ от 22.04.2003 № 11.)

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 мая 2014 г. постановление № 11 на основании постановления Минстройархитектуры РБ от 07.04.2014 № 22 утратило силу. Следует руководствоваться Положением об аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 21.03.2014 № 252.

 

Подрядчик в обязательном порядке предоставляет заказчику сведения о наличии строительных машин, оборудования и механизмов, транспортных средств, технологической оснастки, необходимых для строительства объекта (выполнения строительных работ), а также систем производственного контроля и управления охраной труда, средств обеспечения безопасности производства работ, контроля и измерений, системы управления качеством при выполнении строительных работ. Обращаем внимание, что подтверждением наличия системы производственного контроля является свидетельство о технической компетентности, выданное в соответствии с ТКП 45-1.01-221-2010 «Строительство. Оценка системы производственного контроля. Основные положения и порядок проведения», утвержденным приказом Минстройархитектуры РБ от 07.12.2010 № 476.

* Постановление Госстандарта РБ от 14.07.2011 № 46 «О внесении изменений и дополнения в постановление Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. № 60».

Вступает в силу с 11 декабря 2011 г.

Сокращен перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации: исключена продукция для строительства, на которую введен технический регламент Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY), утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 31.12.2009 № 1748 (далее - Регламент). Данным Регламентом установлены требования к сооружениям, проектной документации, строительным материалам и изделиям. Постановлением Минстройархитектуры РБ от 10.06.2011 № 34 утвержден Перечень технических нормативных правовых актов, взаимосвязанных с техническим регламентом ТР 2009/013/BY. В настоящее время Министерством архитектуры и строительства РБ подготовлены изменения в Регламент, которые позволят четко разделить продукцию и услуги, подлежащие обязательной сертификации и декларированию соответствия.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2015 г. вступило в силу постановление Минстройархитектуры РБ от 31.12.2014 № 56, которым утверждается новый Перечень технических нормативных правовых актов, взаимосвязанных с техническим регламентом «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY).

 

Кроме того, в соответствии с подп.8.2 п.8 Правил при заключении договора строительного подряда заказчик вправе потребовать от подрядчика представления иных связанных с выполнением договорных обязательств документов и (или) сведений (можно предположить, что это могут быть и сертификаты соответствии на определенные виды работ). В этой связи подрядчик может обратиться в органы сертификации с целью проведения добровольной сертификации работ, услуг в строительстве.

* Инструкция о порядке создания и ведения единой информационной базы об участниках архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, утвержденная постановлением Минстройархитектуры РБ от 29.07.2011 № 41.

Вступает в силу через 3 месяца после подписания.

Информационная база формируется Министерством архитектуры и строительства РБ в рамках создания единой информационной среды в строительном комплексе Беларуси и состоит:

- из перечня участников архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;

- перечня аттестованных специалистов в области строительства;

- перечня выданных сертификатов соответствия на работы в строительстве;

- перечня выданных свидетельств о технической компетентности систем производственного контроля организациям, выполняющим работы и услуги в строительстве.

Вышеуказанные перечни планируется ежемесячно актуализировать и размещать в бесплатном доступе в Интернете.

Аналитические материалы

Пособия

Типичные споры по договорам строительного подряда (С.Белявский, судья хозяйственного суда Гродненской области, заместитель председателя областного отделения общественного объединения «Белорусский республиканский Союз юристов»).

Служба контроля качества строительной организации (М.Черняк, юрист).

Формы документов

Дефектный акт на гарантийный ремонт ф.С-23.

Справка о стоимости выполненных работ и затратах ф.С-3.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Нормативное регулирование

* Соглашение о государственных (муниципальных) закупках (подписано в г.Москве 9 декабря 2010 г., ратифицировано Законом РБ от 28.12.2010 № 211-З (далее - Соглашение)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2015 г. Соглашение и Закон № 211-З утратили силу в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

 

Соглашение подписано в рамках формирования договорно-правовой базы единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Пунктом 1 ст.17 Соглашения предусмотрены 3 этапа его реализации в сфере государственных закупок. На первом этапе Беларусь и Россия до 1 января 2012 г. должны внести в свои национальные законодательства изменения, направленные на приведение их норм в соответствие с Соглашением, внедрить информационные системы, обеспечивающие процесс проведения закупок в электронном формате в соответствии с Соглашением, и ввести национальный режим для своих стран. На втором этапе Казахстан до 1 июля 2012 г. должен привести свое законодательство в соответствие с Соглашением и внедрить необходимые информационные системы. На третьем этапе Беларусь, Россия и Казахстан до 1 января 2014 г. должны ввести национальный режим для своих стран. Под национальным режимом понимают такой правовой порядок, при котором обращение товаров (работ, услуг), права и обязанности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) других государств - сторон Соглашения в сфере государственных закупок регулируются правилами, не менее благоприятными, чем правила, установленные в отношении своих товаров (работ, услуг), поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Соглашением определен исчерпывающий перечень процедур закупок (ст.5), установлены требования к сфере закупок (ст.3) (например, страны-участницы обязаны обеспечить информационную открытость и прозрачность закупок, в т.ч. посредством создания каждой стороной веб-портала с беспрепятственным и, что особенно важно, бесплатным доступом к информации).

Посредством электронного аукциона в обязательном порядке будут осуществляться закупки по перечню, предусмотренному приложением 2 к Соглашению.

Для приведения законодательства РБ в соответствие с Соглашением подготовлен проект Закона РБ «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Закон должен вступить в силу до 1 января 2012 г. Кроме этого, по словам представителей Министерства экономики РБ, в связи с принятием этого Закона около 50 актов Президента РБ и Совета Министров РБ подлежат либо отмене, либо корректировке.

В настоящее время порядок проведения подрядных торгов в строительстве регулируется Указом Президента РБ от 07.02.2005 № 58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения указа Президента Республики Беларусь» и Положением о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 03.03.2005 № 235.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2014 г. Указ № 58 утратил силу в связи с принятием Указа Президента РБ от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве».
С 12 февраля 2014 г. вместо Положения № 235 следует руководствоваться Положением о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 31.01.2014 № 88. Действие указанного Положения распространяется на отношения по закупке товаров (работ, услуг) при строительстве, если процедуры таких закупок начаты после 1 января 2014 г.

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Нормативное регулирование

* Указ Президента РБ от 11.08.2011 № 361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь».

Указ вступит в силу с 1 января 2012 г.

В целях внедрения в практику неизменных договорных (контрактных) цен установлено, что сметная документация на строительство объектов независимо от источников финансирования разрабатывается на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утверждаемых в порядке, определяемом Советом Министров РБ, и (или) укрупненных нормативов стоимости строительства единицы площади (объема, мощности) объекта, стоимости объектов-аналогов. Сметная стоимость строительства объекта определяется на дату начала выполнения строительных, специальных, монтажных работ, устанавливаемую заказчиком (застройщиком) с учетом нормативной продолжительности строительства, определяемой в проектной документации.

Для отражения в сметной документации изменения стоимости строительства объекта с даты начала разработки сметной документации до завершения нормативного срока строительства используются утверждаемые Министерством экономики РБ прогнозные индексы цен в строительстве.

На основании сметной документации в порядке, определенном Советом Министров РБ, формируется неизменная договорная (контрактная) цена на строительство объекта (в т.ч. этапов работ по строительству). Случаи, при которых допускается корректировка неизменной договорной (контрактной) цены, устанавливаются Советом Министров РБ. Ранее (с 1 января 2008 г.) сметная стоимость строительства объекта определялась в ценах на 1 января 2006 г. с индексацией действующего уровня цен по индексам цен в строительстве.

Следует отметить, что нормы Указа распространяются исключительно на порядок формирования стоимости строительства объектов и не действуют в отношении иных аспектов строительной деятельности, например порядка формирования цен на строительные материалы.

Указом предусмотрено, что на подрядчика согласно заключенному с заказчиком договору строительного подряда могут возлагаться функции по обеспечению разработки (за счет средств заказчика) строительного проекта.

В соответствии с подп.2.3 п.2 Указа с 20 сентября 2011 г. Министерство архитектуры и строительства РБ уполномочено регулировать цены не только на выполняемые работы (при строительстве объектов, финансируемых за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства РБ, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства РБ и областных, Минского городского исполнительных комитетов; жилых домов, строящихся без привлечения средств иностранных инвесторов), но и на оказываемые услуги, строительные материалы, изделия, конструкции, используемые при строительстве этих объектов.

ДОЛЕВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО МНОГОКВАРТИРНЫХ ЖИЛЫХ ДОМОВ

Нормативное регулирование

* Указ Президента РБ от 19.07.2011 № 324 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 396».

Вступает в силу 26 октября 2011 г.

Вводится обязательная государственная регистрация договоров создания объектов долевого строительства местными исполнительными и распорядительными органами, выдавшими застройщику разрешительную документацию на долевое строительство многоквартирного жилого дома. При этом договор долевого строительства будет считаться заключенным только со дня его регистрации (подп.2.7 п.2 Указа № 396 (в редакции от 19.07.2011)).

Расширен перечень существенных условий договора долевого строительства.

Разрешено предусматривать в договоре положение, согласно которому обязательство дольщика по оплате стоимости объекта долевого строительства исполняется в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте (п.8 Правил заключения, исполнения и расторжения договора создания объекта долевого строительства, утвержденных Указом № 396 (в редакции от 19.07.2011)).

Снижен срок (до 1 месяца) передачи застройщиком дольщику документов для оформления права собственности на построенную недвижимость.

С целью защиты прав дольщиков исключено положение, устанавливающее максимальный срок строительства в 3 года. Жилые дома будут строиться с учетом нормативных сроков строительства.

Определены особенности функционирования специальных счетов, на которые зачисляются денежные средства на строительство объектов долевого строительства.

Действие документа не распространяется на договоры создания объектов долевого строительства, заключенные до вступления в силу Указа № 324.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 сентября 2013 г. Указ № 396 утратил силу в связи с принятием Указа Президента РБ от 06.06.2013 № 263 «О долевом строительстве объектов в Республике Беларусь». Указом № 263 утверждены Положение о долевом строительстве объектов в Республике Беларусь и форма типового договора, которая обязательна к применению при строительстве с государственной поддержкой и (или) с ограниченной прибылью застройщика.

С 1 апреля 2014 г. указанная форма типового договора обязательна к применению при создании всех объектов долевого строительства (типовой договор создания объекта долевого строительства) в редакции Указа Президента РБ от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности».

Аналитические материалы

Комментарий

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 06.06.2013 № 263 «О долевом строительстве объектов в Республике Беларусь». Новые правила долевого строительства (Т.Затуренская, начальник отдела регулирования жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь).

Пособия

О договорной и претензионной работе в организации, осуществляющей долевое строительство объектов (Т.Званкович, руководитель юридической службы государственного производственного объединения «Минскстрой»).

Судебные споры при долевом строительстве: учитываем нюансы законодательства (Т.Званкович, юрист).

Формы документов

Положение о претензионной работе по договорам создания объектов долевого строительства (пример) (Т.Званкович, руководитель юридической службы государственного производственного объединения «Минскстрой»).

Приказ об утверждении положений о договорной и претензионной работе (пример) (Т.Званкович, руководитель юридической службы государственного производственного объединения «Минскстрой»).

Положение о порядке ведения договорной работы при строительстве объектов с привлечением средств дольщиков (пример) (Т.Званкович, руководитель юридической службы государственного производственного объединения «Минскстрой»).

ПЕРВИЧНЫЕ УЧЕТНЫЕ И ИНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Нормативное регулирование

* Указ Президента РБ от 15.03.2011 № 114 «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов».

Указ изменил перечень обязательных реквизитов первичных учетных документов (подп.1.4 п.1).

Установлено, что Совет Министров РБ определяет органы государственного управления, уполномоченные утверждать формы первичных учетных документов, перечень которых также определяет Совет Министров РБ.

Формы первичных учетных документов, не указанных в подп.1.2 п.1 Указа, могут быть утверждены руководителем организации либо республиканскими органами государственного управления по согласованию с Министерством финансов РБ.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 июля 2014 г. Указ № 114 на основании Указа Президента РБ от 21.07.2014 № 361 утратил силу. Требования к первичным учетным документам определены ст.10 Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности».

 

* Постановление Совета Министров РБ от 24.03.2011 № 360 «Об утверждении перечня первичных учетных документов».

Утвержден перечень первичных учетных документов (на сегодня их 9), обязательных к применению, и государственные органы, которые уполномочены утверждать их.

Министерство архитектуры и строительства РБ утверждает следующие формы:

- акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ;

- акт о передаче не завершенного строительством объекта;

- акт о передаче затрат, произведенных при создании объекта инженерной и (или) транспортной инфраструктуры.

* Постановление Минстройархитектуры РБ от 29.04.2011 № 13 «Об установлении форм акта сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ, акта о передаче не завершенного строительством объекта и утверждении Инструкции о порядке заполнения акта сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ и акта о передаче не завершенного строительством объекта».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

24 ноября 2011 г. постановлением Минстройархитектуры РБ от 20.10.2011 № 50 название постановления № 13 изложено в новой редакции: «Об установлении форм первичных учетных документов в строительстве» и утверждена форма акта о передаче затрат, произведенных при создании объекта инженерной и (или) транспортной инфраструктуры.

 

3 июня 2011 г. утратило силу постановление Минстройархитектуры РБ от 11.04.2005 № 13 «Об утверждении форм первичных учетных документов в строительстве и Инструкции о порядке применения и заполнения форм первичных учетных документов в строительстве» (далее - постановление № 13), которым утверждены формы С-2 «Акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ» и С-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат».

Постановлением от 29.04.2011 установлены формы акта сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ (форма С-2), акта о передаче не завершенного строительством объекта (форма С-22).

Другие формы первичных учетных документов, которые были предусмотрены утратившим силу постановлением № 13, могут разрабатываться и утверждаться организациями самостоятельно.

Министерство архитектуры и строительства РБ письмом от 03.06.2011 № 11-1-34/582 «О применении справки формы С-3» в целях унификации информации, поступающей в органы государственного казначейства, а также своевременного и полного расчета по работам (услугам), оплачиваемым за счет средств бюджетов и средств, приравненных к ним, рекомендовало организациям утверждать и использовать в указанных выше целях форму справки о стоимости выполненных работ и затрат, ранее утвержденную постановлением № 13.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 августа 2013 г. вступило в силу постановление Минстройархитектуры РБ от 28.06.2013 №  21 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29 апреля 2011 г. № 13».

Взамен одной формы акта сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ (формы С-2) утверждены 3 формы акта с аналогичным названием: С-2, С-2а и С-2б. В акте формы С-2 сохранены разделы «Расчет стоимости работ в базисных ценах» и «Расчет стоимости работ в текущих ценах», а в актах формы С-2а и С-2б таких разделов нет, и все расчеты выполняются в текущих ценах.

Формы акта о передаче не завершенного строительством объекта (форма С-22) и акта о передаче затрат, произведенных при создании объекта инженерной и (или) транспортной инфраструктуры (форма С-17а), остались без изменений.

23 января 2012 г. в связи с многочисленными обращениями организаций по вопросам применения и заполнения утвержденных форм первичных учетных документов появилось письмо Минстройархитектуры РБ от 23.01.2012 № 11-1-34/67 «О порядке применения и заполнения отдельных форм первичных учетных документов в строительстве».

Кроме того, 1 марта 2012 г. вступило в силу постановление Минстройархитектуры РБ от 17.10.2011 № 48, которым установлены формы:

- дефектного акта на гарантийный ремонт (форма С-23);

- справки о стоимости выполненных работ и затратах (форма С-3).

Этим же постановлением утверждена Инструкция о порядке заполнения и применения дефектного акта на гарантийный ремонт.

С 1 декабря 2012 г. введены в действие утвержденные приказом Минстройархитектуры РБ от 26.10.2012 № 339 формы:

- акта приемки оборудования после комплексного опробования;

- акта приемки в эксплуатацию объекта, законченного возведением, реконструкцией, реставрацией, благоустройством;

- акта приемки в эксплуатацию объекта, законченного капитальным ремонтом;

- акта приемки в эксплуатацию одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах и нежилых капитальных построек на придомовой территории, финансируемых физическими лицами;

- акта приемки в эксплуатацию гаража, законченного возведением, реконструкцией, капитальным ремонтом;

- акта приемки в эксплуатацию дач, законченных возведением, реконструкцией, реставрацией, капитальным ремонтом;

- акта приемки выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке жилого помещения;

- заключения (по результатам рассмотрения исполнительной технической документации и осмотра объекта (стройки) в натуре с выборочной проверкой узлов, деталей, систем);

- гарантийного паспорта объекта строительства.

Также утверждены:

1) перечень документации, представляемой приемочной комиссии генеральным подрядчиком (подрядчиком);

2) перечень документации, представляемой приемочной комиссии заказчиком.

Аналитические материалы

Пособие

Акты приемки выполненных работ: обращаем внимание на даты подписания (С.Белявский, юрист, заместитель председателя Гродненского областного отделения общественного объединения «Белорусский республиканский Союз юристов»).

Судебная практика

Новый порядок закрепления гарантийных обязательств в строительстве: правовое регулирование и судебная практика (С.Белявский, юрист, заместитель председателя Гродненского областного отделения общественного объединения «Белорусский республиканский Союз юристов»).

Установление даты подписания актов и справок по договору строительного подряда (С.Белявский, юрист, заместитель председателя Гродненского областного отделения общественного объединения «Белорусский республиканский Союз юристов»).

Дата подписания актов и справок определяет начало периода просрочки оплаты подрядных работ (С.Белявский, юрист, заместитель председателя Гродненского областного отделения общественного объединения «Белорусский республиканский Союз юристов»).

Формы документов

Акт о передаче не завершенного строительством объекта ф.С-22.

Акт о передаче затрат, произведенных при создании объекта инженерной и (или) транспортной инфраструктуры, ф.С-17а.

Дефектный акт на гарантийный ремонт ф.С-23.

Справка о стоимости выполненных работ и затратах ф.С-3.

Акт приемки оборудования после комплексного опробования.

Акт приемки в эксплуатацию объекта, законченного возведением, реконструкцией, реставрацией, благоустройством.

Акт приемки в эксплуатацию объекта, законченного капитальным ремонтом.

Акт приемки в эксплуатацию одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах и нежилых капитальных построек на придомовой территории, финансируемых физическими лицами.

Акт приемки в эксплуатацию гаража, законченного возведением, реконструкцией, капитальным ремонтом.

Акт приемки в эксплуатацию дач, законченных возведением, реконструкцией, реставрацией, капитальным ремонтом.

Акт приемки выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке жилого помещения.

 

14.10.2011 г.

 

Елена Ильницкая, юрист

 

Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»