


Материал помещен в архив
ЗАКУПКИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ: ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ С 1 ЯНВАРЯ 2017 ГОДА
С 1 января 2017 г. порядок организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов претерпел очередные изменения.
Предлагаемое пособие поможет вам с ними ознакомиться и правильно применить в своей работе.
Порядок осуществления закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов регулируется нормами:
• Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее - Указ № 380);
• Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение № 88, постановление № 88);
• постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2016 № 1108 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2014 г. № 88».
Напомним, что в период с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2016 г. закупки товаров (работ, услуг) при строительстве осуществлялись в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее - Указ № 591), а порядок проведения необходимых процедур регулировался Положением № 88.
При этом с 1 января по 31 декабря 2016 г. закупки при строительстве (приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств) должны были осуществляться по общим правилам законодательства о государственных закупках (то есть в соответствии с Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)») путем проведения открытого конкурса, процедуры запроса ценовых предложений, биржевых торгов либо процедуры закупки из одного источника и без применения норм Указа № 591 (письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 19.02.2016 № 04-3-05/2143 «О применении норм законодательства при закупках в строительстве»).
С 1 января 2017 г. ситуация снова изменилась: с этой даты порядок осуществления закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов регулируется нормами Указа № 380 и постановления № 88. Исключение составляют закупки медицинских изделий при строительстве объектов здравоохранения, которые будут реализовываться путем проведения конкурсных процедур в порядке, определенном законодательством о государственных закупках товаров.
Какие виды процедур закупок при строительстве проводятся с 1 января 2017 г.
Пунктом 1 Указа № 380 установлены следующие виды процедур закупок, проводимых при строительстве:
закупки работ, услуг | закупки товаров | |||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||
подрядные торги |
переговоры |
торги на закупку товаров при строительстве |
переговоры |
биржевые торги |
![]() |
Обратите внимание! Если процедуры закупок начаты или договоры о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) заключены до 1 января 2017 г., то действие п.1 Указа № 380 на такие закупки товаров (работ, услуг) не распространяется. Проведение таких закупок и исполнение договоров осуществляются в соответствии с законодательством, действующим до 1 января 2017 г. |
Основные отличия нового Указа № 380 от Указа № 591
С 1 января 2017 г.:
• основанием на закупку товаров при выполнении текущего ремонта является дефектный акт;
• выбрать организацию, которая будет осуществлять ведение авторского надзора за строительством при невозможности осуществления разработчиком проектной документации такого надзора (при ликвидации (прекращении деятельности) разработчика проектной документации, наличии иных обстоятельств, исключающих его деятельность), можно путем проведения переговоров;
• заключить договор о строительстве, выполнении работ, оказании услуг, приобретении товаров, необходимых для строительства, в целях ликвидации аварийных или чрезвычайных ситуаций можно после проведения переговоров.
На какие изменения обратить внимание, проводя закупки с 1 января 2017 г.
С 1 января 2017 г.:
1) из Положения № 88 исключен п.71, в котором были определены случаи, когда установленные процедуры закупок не являлись обязательными, а по выбору заказчика проводились подрядные торги (торги) или переговоры. Это значит, что при выборе вида процедуры закупок с 1 января 2017 г. следует руководствоваться нормами Указа № 380:
- подрядные торги (торги либо биржевые торги) обязательны в случаях, предусмотренных подп.1.4, 1.5 п.1 Указа № 380;
- подрядные торги (торги либо биржевые торги) не являются обязательными в случаях, предусмотренных подп.1.6 п.1 Указа № 380;
2) уточнен порядок применения преференциальной поправки.
В приведенных ниже таблицах исключенный из Положения № 88 текст выделен жирным зачеркнутым шрифтом, а добавленный - жирным шрифтом.
Пункт 9 Положения № 88 | |
до 1 января 2017 г. |
с 1 января 2017 г. |
При проведении подрядных торгов (торгов, переговоров) |
При проведении подрядных торгов (торгов, переговоров) для предоставления преимущества при сравнении применяется преференциальная поправка в виде уменьшения цены предложения в размере: - 15 процентов - в случае предложения участником товаров (работ, услуг), происходящих из Республики Беларусь и стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь; - 25 процентов - в случае предложения участником товаров собственного производства организаций, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 процентов от списочной численности работников. О своем праве на применение преференциальной поправки участник должен указать в конкурсном предложении, предложении для переговоров, приложив соответствующие документы. Преференциальная поправка не применяется в отношении товаров (работ, услуг), являющихся предметом заказа, в случае подачи предложений только участниками, имеющими право на применение преференциальной поправки |
3) ограничен срок деятельности конкурсной комиссии - момент заключения договора по результатам проведения процедуры закупки (часть вторая п.13 Положения № 88);
4) участники должны направлять организатору предквалификационные документы в электронном виде (на электронном носителе информации с невозможностью модифицирования информации) и конкурсные предложения на бумажном носителе в отдельных конвертах и (или) в форме электронного документа на электронном носителе информации (если это установлено в конкурсной документации) (абзац 3 части второй п.15 Положения № 88);
5) документы для предквалификационного отбора необходимо представлять в электронной форме (подп.18.3 п.18 Положения № 88);
6) из показателей, учитываемых в ходе предварительного квалификационного отбора участников при размещении заказов на выполнение предпроектных, проектных и изыскательских работ, исключен показатель о принадлежности участника к какой-либо ассоциации (объединению проектных и изыскательских организаций);
7) из показателей, учитываемых в ходе предварительного квалификационного отбора участников при размещении заказов на строительство объектов, в том числе строительство объектов под ключ, выполнение отдельных видов строительных работ, в том числе монтажных, специальных, пусконаладочных и иных работ, исключен показатель о наличии специального оборудования (машин и механизмов), обеспечивающего выполнение заказа (абзац восьмой п.20 Положения № 88);
8) из показателей, учитываемых в ходе предварительного квалификационного отбора участников при размещении заказов на оказание инженерных услуг, исключен показатель о принадлежности инженера (инженерной организации) к какой-либо национальной или международной профессиональной инженерной ассоциации;
9) уточнен перечень документов об экономическом и финансовом положении участника. Такими документами могут быть:
- бухгалтерская отчетность за последние отчетные год и период;
- справка о задолженности по платежам в бюджет;
- справка о состоянии текущих (расчетных) счетов участника из банка, в котором он обслуживается (часть вторая подп.31.1 п.31 Положения № 88);
10) изменены правила снижения цены предложения участников: участник вправе указать в своем конкурсном предложении процент снижения цены по отношению к цене заказа, но не более 15 % от стартовой цены, с приложением соответствующих расчетов и обоснований. При снижении цены от 10 до 15 % договор заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения договора в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения договора, указанный в конкурсной документации, но не менее 15 % цены заказа, выставленной в качестве стартовой. В случае если размер обеспечения исполнения договора не был установлен в конкурсной документации, то заказчик (организатор подрядных торгов) вправе устанавливать его в договоре в размере от 15 до 30 % цены заказа, выставленной в качестве стартовой (часть шестая подп.31.3 п.31 Положения № 88);
11) порядок оценки предложений дополнен следующим условием: путем установления процентного соотношения между критериями определяется удельный вес каждого из них. Удельный вес критерия «цена предложения» должен составлять не более 50 %;
12) организатор подрядных торгов (торгов) извещает участников о результатах их проведения в электронной форме, как и ранее, в течение 3 рабочих дней со дня утверждения протокола заседания конкурсной комиссии по выбору победителя подрядных торгов (торгов) (часть семнадцатая п.36 Положения № 88);
13) организатор подрядных торгов (торгов) имеет право одновременно с размещением (публикацией) извещения о проведении подрядных торгов (торгов) направить предполагаемым участникам приглашения в электронной форме (абзац 2 п.38 Положения № 88);
14) при проведении подрядных торгов (торгов) по нескольким лотам разработка документации для предварительного квалификационного отбора участников по каждому из них не требуется, документация разрабатывается единообразно для всех лотов (часть вторая п.39 Положения № 88);
15) изменен порядок проведения подрядных торгов на выполнение предпроектных, проектных и изыскательских работ.
Часть вторая п.45 Положения № 88 | |
до 1 января 2017 г. |
с 1 января 2017 г. |
Выбор подрядчика осуществляется для разработки предпроектной (предынвестиционной), проектной, в том числе сметной, документации на объект в целом либо для разработки: - предпроектной (предынвестиционной) документации, включая обоснование инвестиций и задание на проектирование; - |
Выбор подрядчика осуществляется для разработки предпроектной (предынвестиционной), проектной, в том числе сметной, изыскательской документации на объект в целом либо для разработки: - предпроектной (предынвестиционной) документации, включая обоснование инвестиций и задание на проектирование; - проектной документации; - изыскательской документации |
16) глава 8 Положения № 88 устанавливает особенности организации и проведения не только торгов, но и биржевых торгов;
17) в приглашении на участие в переговорах должна быть указана в том числе информация: о способе проведения переговоров (с предварительным квалификационным отбором участников или без такого отбора, с проведением процедуры улучшения предложения для переговоров или без проведения данной процедуры) (абзац 2 части первой п.67 Положения № 88);
18) документация для переговоров должна содержать право организатора переговоров на проведение процедуры улучшения предложения для переговоров, а также порядок проведения такой процедуры (абзац 20 п.68 Положения № 88);
19) процедура снижения цены заказа преобразовалась в процедуру улучшения предложения для переговоров (п.77 Положения № 88);
20) изложены в новой редакции примерные формы:
- протокола заседания конкурсной комиссии по открытию предквалификационных документов (приложение 1);
- протокола заседания конкурсной комиссии о результатах проведения предварительного квалификационного отбора участников (приложение 2).
Дополнительно рекомендуем изучить:
З.Шлег, заместитель начальника управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь
На что обратить внимание при проведении закупок с 1 января 2017 года. Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве».
Ю.Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»
Когда проведение подрядных торгов обязательно. Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2016 № 1108.
С 1 января 2017 года порядок организации и проведения процедур закупок при строительстве изменился. Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2016 № 1108.
Алгоритм действий при проведении переговоров в строительстве (до 1 июля 2019 года).
Алгоритм действий при проведении подрядных торгов в строительстве (до 1 июля 2019 года).
Применение преференциальной поправки при закупках в строительстве с 1 января 2017 года.
Какая форма обмена документами предусмотрена для переговоров как процедуры закупок при строительстве?
Должен ли организатор подрядных торгов в строительстве размещать в открытом доступе протокол о результатах предквалификационного отбора участников и представлять информацию из протокола участникам?
Необходимо ли при проведении подрядных торгов в строительстве их участникам заявлять о применении преференциальной поправки? Необходимо ли организатору в конкурсной документации и документации для переговоров указывать порядок применения преференциальной поправки?
Необходимо произвести закупку товаров и работ при строительстве, при этом основания для проведения подрядных торгов и торгов на закупку товаров при строительстве отсутствуют. Какие виды процедур закупок при строительстве проводятся в таком случае?
В каком порядке и какой форме представляются конкурсные предложения участниками при проведении переговоров с 1 января 2017 г.?
Допускается ли проведение подрядных торгов и переговоров в строительстве по лотам?
При проведении организатором (государственное объединение) подрядных торгов одним из участников является юридическое лицо - участник государственного объединения. Правомерно ли такое участие?
Изменился ли правовой статус конкурсной комиссии с 1 января 2017 г., создаваемой при закупках в строительстве?
На каком основании применяется преференциальная поправка при проведении подрядных торгов в строительстве? Какими документами подтверждается применение данной поправки?
При проведении подрядных торгов установлено требование к участникам о наличии опыта работы в Республике Беларусь (закупка строительно-монтажных работ). Правомерно ли такое требование?
При проведении подрядных торгов при закупке строительных работ установлены критерии оценки предложений участников - цена и условия оплаты. Может ли при оценке предложений организатор дополнить указанные критерии еще одним?
01.02.2017
Лилия Дулебо, специалист по сметному делу, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»
Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»