


Материал помещен в архив
ВСЁ ПО ОДНОЙ ТЕМЕ.
АКЦИЗЫ-2018
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Материал актуален на 2018 год. Материал ссылается на Налоговый кодекс Республики Беларусь в редакции до 1 января 2019 г. |
Порядок исчисления и уплаты акцизов изложен в главе 13 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК).
![]() |
Обратите внимание! Ставки акцизов на подакцизные товары, действующие с 1 февраля 2018 г., приведены в приложении 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29 «О налогообложении» (далее - Указ № 29). До вступления в силу Указа № 29 в отношении подакцизных товаров, отгруженных (переданных), а также ввозимых на территорию Республики Беларусь, применялись ставки акцизов, установленные для соответствующих товарных позиций в приложении 1 к НК с 1 января по 30 июня. Данная информация размещена на сайте МНС. |
Подборка «Акцизы-2018» представляет собой перечень размещенных в АПС «Бизнес-Инфо» аналитических материалов, разъяснений специалистов налоговых органов и мнений экспертов по данной теме. Чтобы вникнуть во все изменения законодательства и избежать ошибок при исчислении и уплате акцизов, в разделах подборки содержатся отсылочные нормы на основные законодательные акты, регулирующие порядок исчисления и уплаты данного налога.
![]() |
Справочно Рекомендуем изучить: • «Основные нормативные правовые акты, регулирующие исчисление и уплату налогов (сборов)»; • «Изменения налогового законодательства в 2018 году»; • «Основные нормативные правовые акты, регулирующие исчисление и уплату налогов (сборов) в 2018 году»; • «Краткий справочник налогов (сборов) и иных платежей, уплачиваемых в 2018 году». |
Плательщиками акцизов признаются (ст.109 НК):
• организации;
• индивидуальные предприниматели;
• физические лица.
![]() |
Обратите внимание! Организации и индивидуальные предприниматели, производящие подакцизные товары, не вправе применять упрощенную систему налогообложения (подп.5.1.1 п.5 ст.286 НК). Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему, не признаются плательщиками акцизов, за исключением акцизов, взимаемых при ввозе подакцизных товаров на территорию Республики Беларусь (подп.2.1 п.2, подп.3.1 п.3 ст.286 НК). |
Деятельность, связанная с производством алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, подлежит лицензированию в порядке, предусмотренном главой 28 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 (п.22 перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций (приложение 1 к указанному Положению)).
При оптовой торговле алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукцией и непищевым этиловым спиртом запрещаются сделки, предусматривающие уступку требования, перевод долга, мену, передачу отступного, прекращение обязательств зачетом и новацией, за исключением:
• сделок мены, которые осуществляются производителями этих продукции и спирта в счет оплаты поставок сырья, энергоресурсов, оборотной тары;
• сделок между юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю алкогольными напитками и имеющими пункты приема стеклянной тары, осуществляющими прием стеклянной тары в торговом зале либо в автомагазинах, и производителями этих напитков, предусматривающих прекращение обязательств зачетом стоимости возвратной многооборотной тары в счет оплаты поставленных алкогольных напитков (часть вторая п.1 ст.25 Закона Республики Беларусь от 27.08.2008 № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта», далее - Закон № 429-З).
При оптовой торговле табачным сырьем и табачными изделиями в отношении сырья и изделий запрещаются сделки, предусматривающие уступку требования, перевод долга, мену, оплату посредством выдачи или передачи (индоссамента) векселя, за исключением сделок мены, которые осуществляются производителями данных изделий в счет оплаты поставок сырья по согласованию с Белорусским государственным концерном пищевой промышленности «Белгоспищепром» (п.30 Декрета Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 № 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий», далее - Декрет № 28).
МНС прокомментировало Указ Президента Республики Беларусь от 25 января 2018 года № 29 «О налогообложении». Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29.
Простое товарищество (совместная деятельность): налоговый и бухгалтерский учет.
Справочник инвестора на 2017 год.
Акциз - ЭСЧФ заполнение графы 8 «В том числе сумма акциза, руб.» раздела 6 «Данные по товарам (работам, услугам), имущественным правам».
Белорусская организация приобрела у российского поставщика подакцизные товары. По условиям договора доставка подакцизных товаров покупателю возложена на российского поставщика. Кто является плательщиком акцизов при ввозе подакцизных товаров на территорию Республики Беларусь?
Подакцизными товарами признаются:
• спирт;
• алкогольная продукция;
• непищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта из всех видов сырья, иных спиртосодержащих продуктов;
• пиво, пивной коктейль;
• слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,2 % и менее 7 % (слабоалкогольные натуральные напитки, иные слабоалкогольные напитки), вина с объемной долей этилового спирта от 1,2 до 7 %;
• табачные изделия;
• автомобильные бензины;
• дизельное топливо и дизельное топливо с метиловыми эфирами жирных кислот;
• судовое топливо;
• газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива;
• масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
• сидры;
• пищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта (п.1 ст.111 НК).
Согласно подп.2.2 и 2.3 п.2 ст.111 НК не признаются подакцизными товарами:
а) спиртосодержащие лекарственные средства, разрешенные к промышленному производству, реализации и медицинскому применению на территории Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством;
б) спиртосодержащие лекарственные средства, изготавливаемые в аптеках по индивидуальным назначениям (рецептам) врача или требованиям (заявкам) организации здравоохранения, включая гомеопатические лекарственные средства.
Перечень документов, представляемых заинтересованным лицом для выдачи заключения об отнесении отдельных товаров к подакцизным, сроки его выдачи и действия, а также размер взимаемой платы предусмотрены в п.1.20 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156.
![]() |
Справочно Под алкогольными напитками понимаются водка, ликеро-водочные изделия, вино, коньяк, бренди, кальвадос, шампанское и другие напитки с объемной долей этилового спирта 7 % и более (абзац 4 ст.2 Закона № 429-З). Слабоалкогольные натуральные напитки - слабоалкогольные напитки, содержащие этиловый спирт только эндогенного происхождения, изготовленные без использования консервантов (за исключением сорбиновой кислоты и ее солей), подсластителей, искусственных и идентичных натуральным ароматизаторов, синтетических и искусственных красителей; иные слабоалкогольные напитки - слабоалкогольные напитки, за исключением слабоалкогольных натуральных напитков (часть вторая подп.1.5 п.1 ст.111 НК). Пивным коктейлем признается продукт, изготовленный путем купажирования пива или специального пива и других компонентов без добавления этилового ректификованного спирта из пищевого сырья, с содержанием пива в готовом пивном коктейле не менее 50 % (часть вторая подп.1.4 п.1 ст.111 НК). Табачные изделия - это продукты, частично или полностью изготовленные из табачного сырья таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания или нюханья, расфасованные в потребительскую упаковку для розничной торговли (абзац 5 п.11 Декрета № 28). |
Производство, оптовая и розничная торговля табачными изделиями, а также их хранение (как вид предпринимательской деятельности) осуществляются:
• на основании специальных разрешений (лицензий), выдаваемых в установленном законодательными актами порядке (за исключением оптовой торговли табачными изделиями собственного производства, осуществляемой организациями - производителями таких табачных изделий);
• с учетом требований Положения о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий, утвержденного Декретом № 28 (далее - Положение № 28).
Белорусская организация приобрела у российского поставщика подакцизные товары. По условиям договора доставка подакцизных товаров покупателю возложена на российского поставщика. Кто является плательщиком акцизов при ввозе подакцизных товаров на территорию Республики Беларусь?
Ставки акцизов могут устанавливаться (п.2 ст.112 НК):
1) в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки);
2) в процентах от стоимости подакцизных товаров или таможенной стоимости подакцизных товаров, увеличенной на подлежащие уплате суммы таможенных пошлин (процентные (адвалорные) ставки).
Ставки акцизов по подакцизным товарам установлены согласно приложению 1 к Указу № 29. Согласно п.16 Указа № 29 нормы, устанавливающие ставки акцизов, вступили в силу с 1 февраля 2018 г. До вступления в силу Указа № 29 в отношении подакцизных товаров, отгруженных (переданных), а также ввозимых на территорию Республики Беларусь, применялись ставки акцизов, установленные для соответствующих товарных позиций в приложении 1 к НК с 1 января по 30 июня (см. подробнее здесь).
В настоящее время на все группы подакцизных товаров установлены твердые ставки акцизов, которые являются специфическими, так как установлены в белорусских рублях в зависимости от объема подакцизных товаров в натуральном выражении (ст.117 НК).
Ставки акцизов на сигареты с фильтром применяются на основании заявленных плательщиком максимальных розничных цен за пачку по каждой марке (каждому наименованию) сигарет с фильтром и их соответствия одной из трех ценовых групп, определенных подп.9.4 п.9 приложения 1 к НК и подп.9.4 п.9 приложения 1 к Указу № 29.
Максимальные розничные цены за пачку по каждой марке (каждому наименованию) сигарет с фильтром и соответствие этих цен одной из трех ценовых групп, а также дата начала их применения заявляются плательщиком в уведомлении о максимальной розничной цене сигарет с фильтром (п.1 ст.1121 НК).
Форма уведомления приведена в приложении 26 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42 (далее - постановление № 42).
Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 28.09.2017 № 347 «Об установлении ставки акцизов на отдельные подакцизные товары».
Организация производит коктейли винные газированные, которые являются винодельческой продукцией с объемной долей этилового спирта от 2,5 до 6,9 %. Каков порядок маркировки коктейлей винных газированных контрольными (идентификационными) марками? Какая ставка применяется для исчисления акцизов при реализации коктейлей винных газированных?
Возможно ли снижение субъектом розничной торговли розничных цен на сигареты? Относится ли к рекламе информирование потребителя о снижении розничных цен на сигареты?
Ставки акцизов на подакцизные товары.
Уведомление о максимальной розничной цене сигарет с фильтром.
Объекты налогообложения акцизами
Объектами налогообложения акцизами признаются (п.1 ст.113 НК):
• подакцизные товары, производимые плательщиками и реализуемые (передаваемые) ими на территории Республики Беларусь;
• ввозимые на территорию Республики Беларусь подакцизные товары и (или) возникновение иных обстоятельств, с наличием которых НК, Закон Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее - Закон № 129-З), акты, составляющие право Евразийского экономического союза, и (или) акты Президента Республики Беларусь связывают возникновение обязанности по уплате акцизов;
• подакцизные товары, ввезенные на территорию Республики Беларусь, при реализации (передаче);
• подакцизные товары, указанные в подп.1.10 п.1 ст.111 НК, реализуемые (передаваемые) на территории Республики Беларусь плательщиками, определенными п.5 ст.110 НК.
![]() |
Справочно Подакцизные товары, ввезенные на территорию Республики Беларусь, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, не признаются объектом налогообложения акцизами при реализации (передаче) в случаях, если при ввозе на территорию Республики Беларусь этих подакцизных товаров произведена уплата акцизов либо применено освобождение от акцизов в соответствии с законодательством (часть вторая подп.1.3 п.1 ст.113 НК). |
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие особые режимы налогообложения, признаются плательщиками «ввозного» акциза при ввозе подакцизных товаров на территорию Республики Беларусь (п.13 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014) (далее - Договор; Протокол о порядке взимания косвенных налогов), раздел VII «Особые режимы налогообложения» НК).
Разбираем практическую ситуацию: порядок уплаты акцизов при осуществлении давальческой переработки.
Облагается ли акцизом топливо, находящееся в баке автомобиля, при ввозе его из России?
Освобождение от акцизов при реализации (передаче) подакцизных товаров
Освобождены от акцизов при реализации (передаче) подакцизных товаров товары, указанные в п.1 ст.114 НК.
С 1 мая 2015 г. по 31 декабря 2018 г. в соответствии с п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 25.04.2015 № 173 «Об освобождении от акцизов отдельных видов товаров» (далее - Указ № 173) при реализации товаров собственного производства владельцам магазинов беспошлинной торговли для их последующей реализации в таких магазинах освобождаются от акцизов:
• алкогольные напитки;
• слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,2 % и менее 7 %;
• вина с объемной долей этилового спирта от 1,2 до 7 %;
• пиво;
• пивные коктейли;
• сидры;
• табачные изделия.
![]() |
Справочно Срок освобождения от акцизов до 31 декабря 2018 г. продлен абзацем 3 п.15 Указа № 29. Указанные преференции могут применяться с 1 января 2018 г., в связи с чем плательщикам, которые хотят воспользоваться данной льготой, следует отразить налоговые базы как льготируемые в соответствующих налоговых декларациях. Сумма акцизов, излишне предъявленная в первичных учетных и (или) расчетных документах продавцом покупателям подакцизных товаров (собственнику товаров, произведенных из давальческого сырья), подлежит исчислению и уплате в бюджет этим продавцом, за исключением исправления излишне предъявленной суммы акцизов на основании актов сверки расчетов, подписанных продавцом и покупателем (собственником товаров, произведенных из давальческого сырья). В случае выделения в первичных учетных и (или) расчетных документах акцизов в сумме меньшей, чем установлено главой 13 НК, исчисление и уплата акцизов производятся плательщиком по установленным ставкам акцизов на такие подакцизные товары (п.12 ст.120 НК). Таким образом, для применения освобождения от акцизов в случаях, когда продавцом ранее исчислялся и предъявлялся налог, плательщику в обязательном порядке необходимо составить акты сверок расчетов с покупателями (для корректировки акцизов достаточно только этого). Комментарий МНС см. здесь. |
В п.2 ст.114 НК приведены документы, наличие которых у плательщика подтверждает фактический вывоз подакцизных товаров за пределы Республики Беларусь (кроме вывоза подакцизных товаров в государства - члены Евразийского экономического союза).
Обороты по реализации иностранным организациям и физическим лицам подакцизных товаров, вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства - члены Евразийского экономического союза, освобождаются от акцизов при наличии у плательщика документов, поименованных в п.3 ст.114 НК.
При ввозе подакцизных товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками Республики Беларусь, взимание акцизов осуществляют налоговые органы (п.2 ст.115 НК).
Не признаются объектами налогообложения акцизами получаемые в рамках международной технической помощи товары, ввозимые на территорию Республики Беларусь, приобретенные за счет и (или) получаемые (полученные) в качестве международной технической помощи для использования в целях, определенных проектом (программой) международной технической помощи (абзац 2 подп.1.3 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 22.10.2003 № 460 «О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь», далее - Указ № 460).
Об освобождении от акцизов отдельных видов товаров. Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 02.02.2017 № 35.
С 1 мая 2015 г. вступил в действие Указ № 173, расширивший нормы об освобождении от уплаты акцизов отдельных видов подакцизных товаров при реализации (передаче) их производителями владельцам магазинов беспошлинной торговли.
![]() |
Справочно Под магазином беспошлинной торговли понимается специально обустроенное сооружение, используемое юридическим лицом Республики Беларусь, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела в качестве владельца магазина беспошлинной торговли, для хранения и розничной торговли товарами, помещенными под таможенную процедуру беспошлинной торговли (абзац 2 п.2 Положения о магазинах беспошлинной торговли, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 22.04.2014 № 175). Реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли см. на сайте Государственного таможенного комитета Республики Беларусь. |
Определение налоговой базы по акцизам
Налоговая база по акцизам в зависимости от установленных в отношении подакцизных товаров ставок акцизов определяется:
1) при реализации (передаче) произведенных (в том числе из давальческого сырья) плательщиком подакцизных товаров:
- как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов;
- как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акцизов, - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду реализованных (переданных) подакцизных товаров (подп.1.1 ст.117 НК);
2) при ввозе подакцизных товаров на территорию Республики Беларусь, взимание акцизов по которым осуществляется таможенными органами (подп.1.2 п.1 ст.117 НК).
Определение момента фактической реализации (передачи) подакцизных товаров
Момент фактической реализации (передачи) подакцизных товаров определяется как приходящийся на налоговый период день отгрузки (передачи) (в том числе структурному подразделению плательщика) подакцизных товаров (п.1 ст.118 НК).
Днем отгрузки подакцизных товаров признается дата их отпуска со склада, осуществленного в установленном порядке.
Днем отгрузки подакцизных товаров на основе договоров комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров признается дата отгрузки подакцизных товаров их собственником, правообладателем комиссионеру (поверенному) либо дата отгрузки подакцизных товаров комиссионером (поверенным) покупателю.
![]() |
Справочно Указом Президента Республики Беларусь от 17.07.2015 № 326 «О создании и деятельности холдинга по производству алкогольной продукции» (далее - Указ № 326) создан холдинг по производству алкогольной продукции. В его состав вошли 7 открытых акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Республики Беларусь. С 1 января 2017 г. по 31 декабря 2018 г. организациям Республики Беларусь, производящим алкогольную продукцию, слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,2 % и менее 7 % (слабоалкогольные натуральные напитки, иные слабоалкогольные напитки), вина с объемной долей этилового спирта от 1,2 до 7 %, сидры (за исключением фруктово-ягодных) и (или) пиво, предоставлено право на определение момента фактической реализации (передачи) подакцизных товаров по мере их отгрузки или по мере их оплаты для целей исчисления и уплаты сумм акцизов в бюджет (часть первая п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 08.10.2014 № 471 «Об особенностях деятельности организаций алкогольной и пивоваренной отраслей», далее - Указ № 471). Метод определения момента фактической реализации (передачи) подакцизных товаров устанавливается в соответствии с учетной политикой организаций Республики Беларусь, производящих алкогольную продукцию, слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,2 % и менее 7 % (слабоалкогольные натуральные напитки, иные слабоалкогольные напитки), вина с объемной долей этилового спирта от 1,2 до 7 %, сидры (за исключением фруктово-ягодных) и (или) пиво, с учетом требований, предусмотренных в п.2 данного Указа, по всем операциям по реализации (передаче) подакцизных товаров и не подлежит изменению соответственно в течение 2017 года либо 2018 года (часть вторая п.1 Указа № 471). При этом в случае реализации права на определение момента фактической реализации (передачи) подакцизных товаров по мере их оплаты момент фактической реализации (передачи) подакцизных товаров определяется как приходящийся на налоговый период день зачисления денежных средств на счет плательщика, а в случае реализации подакцизных товаров за наличные денежные средства - день поступления указанных денежных средств в кассу плательщика, но не позднее 60 дней со дня отгрузки (передачи) подакцизных товаров (подп.2.1 п.2 Указа № 471). Для организаций, входящих в холдинг, этот срок продлен до 90 дней со дня отгрузки (передачи) подакцизных товаров (подп.2.4 п.2 Указа № 326). |
Новшества в регулировании производства и оборота алкогольной продукции. Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 17.07.2015 № 326 «О создании и деятельности холдинга по производству алкогольной продукции».
Что является моментом фактической реализации при использовании подакцизных товаров для собственных нужд для целей исчисления акцизов: дата составления ведомости учета выдачи, подтверждающей передачу (выдачу, отпуск в производство) ГСМ для эксплуатации (заправки) транспортных средств, оборудования, машин, механизмов, или даты составления карточек учета расхода топлива, отчетов о расходе ГСМ на производство, подтверждающих фактическое их использование?
Производитель подакцизной продукции отгрузил ее в Российскую Федерацию в порядке осуществления товарообменной операции. Следует ли для применения освобождения от акцизов иметь в наличии транспортные документы о перемещении полученных в результате осуществления внешнеторговой товарообменной операции товаров с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь?
Порядок исчисления и уплаты акцизов. Бухгалтерский учет акцизов
Возникновение, прекращение обязанности по уплате акцизов, взимаемых таможенными органами при ввозе подакцизных товаров на территорию Республики Беларусь, и срок их уплаты, за исключением ввоза с территории государств - членов Евразийского экономического союза подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками Республики Беларусь, определяются в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, Законом № 129-З и (или) актами Президента Республики Беларусь (п.1 ст.119 НК).
При ввозе на территорию Республики Беларусь с территории государств - членов Евразийского экономического союза подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками Республики Беларусь, промаркированных акцизными марками Республики Беларусь, обязанность по уплате акцизов (п.2 ст.119 НК) возникает у лица, приобретшего акцизные марки для маркировки ввозимых товаров, подлежащих маркировке акцизными марками Республики Беларусь, с момента ввоза таких товаров на территорию Республики Беларусь.
Возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при прибытии товаров на таможенную территорию Союза, срок их уплаты и исчисление установлены в ст.91 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза от 11.04.2017 (далее - ТК ЕАЭС).
Исчисление и уплату акцизов, помимо НК, регулируют следующие основные документы:
• Указ № 29;
• Указ № 460;
• Указ Президента Республики Беларусь от 28.12.2007 № 681 «О некоторых вопросах торговли нефтепродуктами»;
• Указ Президента Республики Беларусь от 28.02.2014 № 102 «Об отдельных вопросах маркировки алкогольных напитков акцизными марками Республики Беларусь»;
• Указ № 471;
• Указ № 173;
• постановление № 42.
Сумма акцизов по подакцизным товарам (в том числе взимаемая таможенными органами при ввозе на территорию Республики Беларусь подакцизных товаров) исчисляется как произведение налоговой базы и ставки акцизов (п.1 ст.120, п.1 ст.121 НК).
Плательщик обязан предъявить к оплате покупателю подакцизных товаров (собственнику давальческого сырья) соответствующую сумму акцизов. В первичных учетных и (или) расчетных документах соответствующая сумма акцизов указывается отдельной строкой (п.5 ст.120 НК).
При реализации (передаче) подакцизных товаров, которые в соответствии с главой 13 НК освобождены от налогообложения акцизами, первичные учетные и (или) расчетные документы составляются без выделения сумм акцизов и в них делается запись или проставляется штамп «Без акцизов» (п.6 ст.120 НК).
Исчисление сумм подлежащих уплате акцизов производится в белорусских рублях.
В случаях, когда для исчисления акцизов, а также определения таможенной стоимости товаров требуется произвести пересчет иностранной валюты в белорусские рубли, применяется официальный курс Национального банка Республики Беларусь, установленный на день, указанный в частях второй и третьей п.2 ст.119 НК.
Разбираем практическую ситуацию: порядок уплаты акцизов при осуществлении давальческой переработки.
Особенности учета неисправимого брака при производстве водок и ликеро-водочных изделий.
Бухгалтерский и налоговый учет в организациях, имеющих филиалы - 2018.
Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Бухгалтерский учет акцизов.
Организация планирует ввозить из Германии этанол абсолютизированный (спирт этиловый, изготовленный из пищевого сырья, с высокой концентрацией спирта 99 %). Необходимо ли уплачивать акцизы при ввозе такого спирта, если он ввозится для производства лекарственных средств?
Организация приобрела на территории Республики Беларусь у производителя дизельное топливо, по которому была применена ставка акцизов в размере 0 руб. за 1 т, так как оно приобреталось для производства дизельного топлива с метиловыми эфирами жирных кислот. Следует ли исчислять акцизы покупателю этого топлива, если оно не было использовано по целевому назначению, а было реализовано?
Организация приобрела на территории Республики Беларусь спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья у его производителя с применением ставки акцизов в размере 0 руб. за 1 л, так как этот спирт приобретался для производства уксуса. Следует ли производить исчисление акцизов покупателю этого спирта, если он не был использован по целевому назначению, а был реализован?
Расчет акцизов, подлежащих уплате.
При ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками, акцизы подлежат уплате до либо одновременно с уведомлением таможенного органа, выдавшего акцизные марки, о поступлении таких товаров и месте их размещения для проведения контроля за соблюдением правил маркировки и иных требований, установленных законодательством (ст.119 НК). При ввозе с территории государств - членов Евразийского экономического союза подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками, акцизы исчисляются плательщиком акцизов самостоятельно с применением документа «Расчет акцизов, подлежащих уплате», форма и порядок заполнения которого утверждены постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 25.04.2018 № 9 (п.3 ст.121 НК).
Расчет акцизов, подлежащих уплате.
Включение сумм акцизов в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, либо отнесение их на увеличение стоимости подакцизных товаров
Расчет суммы акцизов, подлежащей включению в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, производится методом удельного веса или методом раздельного учета направления использования подакцизных товаров (п.5 ст.122 НК).
Применяемый в течение календарного года метод расчета сумм акцизов утверждается учетной политикой организации, решением индивидуального предпринимателя. При отсутствии в учетной политике организации (решении индивидуального предпринимателя) указания о применяемом методе расчета сумм акцизов включение сумм акцизов в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, производится методом удельного веса (часть четвертая п.5 ст.122 НК).
Бухгалтерский учет акцизов.
Порядок применения налоговых вычетов по акцизам определен в ст.123 НК.
Налоговыми вычетами признают суммы акцизов, предъявленные (уплаченные) на территории Республики Беларусь при приобретении (получении) подакцизных товаров, использованных для производства других подакцизных товаров (подп.2.1 п.2 ст.123 НК).
![]() |
Справочно Вычет акцизов производят независимо от того, погашена задолженность перед продавцом подакцизного товара или нет (см. письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.03.2010 № 2-1-9/10561 «О налоговых вычетах по акцизам»). |
Бухгалтерский учет акцизов.
Налоговый период акцизов. Сроки представления налоговых деклараций (расчетов) и уплаты акцизов
Налоговым периодом акцизов признается календарный месяц.
Налоговая декларация (расчет) представляется плательщиками в налоговые органы ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата акцизов производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (пп.1-3 ст.124 НК).
Представление налоговой декларации (расчета) по акцизам в налоговый орган и уплата акцизов по подакцизным товарам, ввозимым из стран - членов Евразийского экономического союза, производятся не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных подакцизных товаров (пп.19, 20 Протокола о порядке взимания косвенных налогов).
Порядок и сроки уплаты акцизов, взимаемых таможенными органами при ввозе подакцизных товаров на территорию Республики Беларусь, за исключением ввоза с территории государств - членов Евразийского экономического союза подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками Республики Беларусь, определяются таможенным законодательством Таможенного союза, Законом № 129-З и (или) актами Президента Республики Беларусь (п.4 ст.124 НК).
Согласно подп.4 п.1 ст.46 ТК ЕАЭС акцизы относятся к таможенным платежам. Сроки и порядок исчисления и уплаты акцизов изложен в главах 7, 8 ТК ЕАЭС.
Расчет акцизов, подлежащих уплате, а также документы, подтверждающие факт уплаты акцизов, представляются таможенному органу одновременно с уведомлением таможенного органа о поступлении товаров, подлежащих маркировке акцизными марками Республики Беларусь.
Порядок заполнения налоговой декларации по акцизам приведен в главе 3 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением № 42.
![]() |
Справочно Форма декларации по акцизам включает в себя: • титульный лист; • часть I «Расчет акцизов, взимаемых налоговыми органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь»; • часть II «Расчет акцизов по реализованным подакцизным товарам»; • приложение «Реестр номеров электронных таможенных деклараций на товары, вывезенные в соответствии с заявленной таможенной процедурой». Графы 4, 5, 7 обеих частей заполняют с точностью до трех знаков после запятой. |
Комментарий к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 января 2018 г. № 2 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24 декабря 2014 г. № 42».
Акциз - ЭСЧФ заполнение графы 8 «В том числе сумма акциза, руб.» раздела 6 «Данные по товарам (работам, услугам), имущественным правам».
Заполнение налоговой декларации (расчета) по акцизам за январь 2017 года.
Заполнение налоговых деклараций и уплата налогов после проведения деноминации.
Заполнение налоговой декларации (расчета) по акцизам за январь 2016 года.
Порядок заполнения налоговой декларации (расчета) по акцизам.
Налоговая декларация (расчет) по акцизам.
Фрагмент налоговой декларации (расчета) по акцизам (пример).
С 1 января 2015 г. вступил в силу Договор, а также Протокол о внесении изменений в Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11 декабря 2009 года, подписанный 8 октября 2014 г. (далее - Протокол от 08.10.2014).
Неотъемлемой частью Договора является Протокол о порядке взимания косвенных налогов.
Протокол о порядке взимания косвенных налогов и Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11 декабря 2009 года (с изменениями, внесенными Протоколом от 08.10.2014) наделяют плательщиков (импортеров) правом представлять в налоговый орган заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью.
![]() |
Справочно См. письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 05.12.2014 № 4-25/3188 «Об администрировании косвенных налогов в Евразийском экономическом союзе при электронном документообороте». |
Программное обеспечение для плательщиков:
• АРМ «Плательщик - Таможенный союз»;
• АРМ Плательщика;
• Форматы документов плательщиков.
Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.
Декларирование объемов произведенных, использованных, реализованных, экспортированных, импортированных, нереализованных и неиспользованных алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий
Формы балансов и деклараций об объемах производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий, а также Инструкция о порядке заполнения и представления деклараций об объемах производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта и Инструкция о порядке заполнения и представления балансов производства алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и их оборота на внутреннем рынке утверждены постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30.08.2010 № 70.
Декларации заполняются обязанным лицом на основании данных бухгалтерского учета, данных первичных учетных документов по результатам работы за квартал нарастающим итогом с начала года.
Алкогольная, непищевая спиртосодержащая продукция и непищевой этиловый спирт отражаются по видам в соответствии с их наименованиями, предусмотренными в соответствующих декларациях, в натуральных показателях (в тысячах дал и (или) тыс. дал а/а).
В декларации заполняются только те реквизиты, для заполнения которых у обязанного лица имеются сведения.
Цифровые показатели округляются с точностью не менее четырех знаков после запятой.
Декларации об объемах производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта составляются ежеквартально нарастающим итогом с начала года и представляются не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом; балансы производства алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и их оборота на внутреннем рынке составляются ежемесячно нарастающим итогом с начала года и представляются до 10-го числа месяца, следующего за отчетным (пп.3 и 5 ст.33 Закона № 429-З).
Декларации об объемах производства и оборота табачного сырья и табачных изделий составляются по результатам работы за квартал нарастающим итогом с начала года и в целом за год и представляются не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, балансы производства и оборота табачного сырья и табачных изделий составляются ежемесячно нарастающим итогом с начала года и представляются до 10-го числа месяца, следующего за отчетным (пп.12 и 121 Положения № 28).
Информационное сообщение для юридических лиц, осуществляющих производство алкогольных напитков и табачных изделий, оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих ввоз непищевой спиртосодержащей продукции. Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 26.02.2016 № 159.
Информационное сообщение для субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих ввоз нефтяного жидкого топлива. Комментарий к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 5 мая 2016 г. № 17/31/26.
Декларирование объемов оборота табачных изделий в 2018 году: производство и реализация.
Декларация об объемах производства этилового спирта, получаемого из пищевого сырья.
Декларация об объемах производства алкогольных напитков.
Декларация об объемах производства непищевого этилового спирта.
Декларация об объемах производства непищевой спиртосодержащей продукции.
Декларация об объемах оборота алкогольной продукции (за исключением алкогольных напитков).
Декларация об объемах оборота алкогольных напитков.
Декларация об объемах оборота непищевого этилового спирта.
Декларация об объемах оборота непищевой спиртосодержащей продукции.
Декларация об объемах производства табачных изделий.
Декларация об объемах оборота табачного сырья.
Декларация об объемах оборота табачных изделий.
Баланс производства алкогольной продукции и ее оборота на внутреннем рынке.
Баланс производства непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта и их оборота на внутреннем рынке.
Баланс производства и оборота табачного сырья и табачных изделий.
Наряд на отпуск этилового денатурированного спирта, получаемого из пищевого или непищевого сырья.
Наряд на отпуск этилового ректификованного технического спирта.
Наряд на отпуск этилового спирта, получаемого из пищевого сырья.
Маркировка акцизными марками. Отчетность по акцизным маркам
Алкогольные напитки и табачные изделия, произведенные на территории Республики Беларусь и предназначенные для оборота на ее территории, подлежат маркировке акцизными марками Республики Беларусь на основании п.1 ст.19 Закона № 429-З и п.14 Положения № 28.
Порядок приобретения акцизных марок для маркировки алкогольных напитков и табачных изделий установлен в Положении о порядке изготовления и реализации акцизных марок для маркировки алкогольных напитков, произведенных на территории Республики Беларусь, маркировки ими алкогольных напитков, учета, хранения, уничтожения этих марок, контроля за их использованием, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.04.2008 № 618, и в Положении о порядке изготовления и реализации акцизных марок для маркировки табачных изделий, произведенных на территории Республики Беларусь, маркировки ими табачных изделий, учета, хранения, уничтожения этих марок, контроля за их использованием, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.2008 № 1610.
Стоимость акцизных марок для маркировки алкогольных напитков и табачных изделий установлена в постановлении Министерства экономики Республики Беларусь от 31.05.2012 № 46.
Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 19.10.2016 № 838.
Комментарий к Соглашению о реализации в 2015-2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» от 08.09.2015, Указу Президента Республики Беларусь от 10.06.2011 № 243 «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками», решению Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2016 № 70.
Комментарий к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 21 июля 2016 г. № 25 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 9 августа 2011 г. № 32».
Маркировка акцизными марками алкогольных напитков с 6 июня 2016 года. Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 26.02.2016 № 159.
Маркировка акцизными марками табачных изделий с 6 июня 2016 года. Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 26.02.2016 № 159.
Комментарий к постановлению Министерства торговли Республики Беларусь от 14.04.2015 № 13 «О внесении изменений в постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 24 сентября 2013 г. № 23». Новая редакция Инструкции о порядке проверки подлинности акцизных (специальных) марок.
Алгоритм действий по приобретению акцизных марок для маркировки алкогольных напитков и табачных изделий, произведенных на территории Республики Беларусь.
Необходимо ли указывать на потребительской упаковке табачных изделий, реализуемых в Республике Беларусь, максимальные розничные цены?
Производитель изготовил алкогольные напитки для реализации на экспорт. Алкогольные напитки не были промаркированы акцизными марками Республики Беларусь, так как не предназначались для оборота на ее территории. Впоследствии производитель принял решение о реализации алкогольных напитков на территории Республики Беларусь. Вправе ли он промаркировать эти алкогольные напитки акцизными марками Республики Беларусь, переоформив их маркировку на автоматической линии розлива?
Подлежит ли маркировке акцизными марками Республики Беларусь планируемый к ввозу спирт этиловый, полученный из непищевого сырья синтетическим путем?
Организация - производитель алкогольных напитков планирует отгрузить произведенные для реализации на территории Республики Беларусь, а следовательно, маркированные акцизными марками Республики Беларусь алкогольные напитки на экспорт в Китай. Необходимо ли в данном случае снимать с потребительской упаковки алкогольных напитков наклеенные на них акцизные марки Республики Беларусь и обращаться в налоговый орган для проверки их подлинности и уничтожения в присутствии должностного лица налогового органа, проводившего такую проверку?
Извещение о получении заказанных акцизных марок.
Сведения о поврежденных акцизных марках.
Решение о размещении в электронном банке данных заявки на изготовление акцизных марок для маркировки табачных изделий.
Решение об отказе в размещении в электронном банке данных заявки на изготовление акцизных марок для маркировки табачных изделий.
Извещение об изготовлении акцизных марок.
Заявление о приобретении акцизных марок (для маркировки алкогольных напитков, произведенных на территории Республики Беларусь, маркировки ими алкогольных напитков, учета, хранения, уничтожения этих марок, контроля за их использованием.
Отчет об использовании акцизных марок для маркировки алкогольных напитков, произведенных в Республике Беларусь (для маркировки алкогольных напитков, произведенных на территории Республики Беларусь, маркировки ими алкогольных напитков, учета, хранения, уничтожения этих марок, контроля за их использованием).
Заявление о приобретении акцизных марок (для маркировки табачных изделий, произведенных на территории Республики Беларусь, маркировки ими табачных изделий, учета, хранения, уничтожения этих марок, контроля за их использованием).
Отчет об использовании акцизных марок для маркировки табачных изделий, произведенных на территории Республики Беларусь (для маркировки табачных изделий, произведенных на территории Республики Беларусь, маркировки ими табачных изделий, учета, хранения, уничтожения этих марок, контроля за их использованием).
Обязательство о маркировке алкогольных напитков акцизными марками и об уплате таможенных пошлин, налогов (для маркировки алкогольных напитков, ввозимых на территорию Республики Беларусь, маркировки ими алкогольных напитков, учета, хранения, уничтожения этих марок, контроля за их использованием, порядке и сроке представления отчетов об их использовании).
Обязательство о ввозе алкогольных напитков и уплате таможенных пошлин, налогов (для маркировки алкогольных напитков, ввозимых на территорию Республики Беларусь, маркировки ими алкогольных напитков, учета, хранения, уничтожения этих марок, контроля за их использованием, порядке и сроке представления отчетов об их использовании).
Акт проведения экспертизы прибора для проверки подлинности акцизных марок и специальных знаков, используемых для маркировки алкогольной продукции и табачных изделий в Республике Беларусь.
Акт об уничтожении акцизных марок, реализованных согласно заявлению на приобретение акцизных марок для маркировки табачных изделий, ввозимых на территорию Республики Беларусь.
Акт о перемаркировке алкогольных напитков акцизными марками.
Акт передачи акцизных марок и перемаркировки ими алкогольных напитков с поврежденными акцизными марками.
Акт уничтожения акцизных марок для маркировки табачных изделий, произведенных на территории Республики Беларусь.
Акт уничтожения акцизных марок для маркировки алкогольных напитков, произведенных на территории Республики Беларусь.
Акт об уничтожении контрольных марок для маркировки алкогольных напитков.
Акт об уничтожении акцизных марок, реализованных согласно заявлению на приобретение акцизных марок для маркировки алкогольных напитков, ввозимых на территорию Республики Беларусь.
Акт о наличии алкогольных напитков с поврежденными акцизными марками Республики Беларусь.
Акт уничтожения акцизных марок для перемаркировки алкогольных напитков с поврежденными акцизными марками.
Журнал регистрации актов передачи акцизных марок и перемаркировки ими алкогольных напитков с поврежденными акцизными марками.
Заявка на проведение экспертизы прибора для проверки подлинности акцизных марок и специальных знаков, используемых для маркировки алкогольной продукции и табачных изделий в Республике Беларусь.
Заявка на изготовление акцизных марок для маркировки табачных изделий, ввозимых на территорию Республики Беларусь.
Заявка на изготовление акцизных марок для маркировки алкогольных напитков, ввозимых на территорию Республики Беларусь.
Заявление о приобретении акцизных марок для маркировки табачных изделий, ввозимых на территорию Республики Беларусь.
Заявление о приобретении акцизных марок для перемаркировки алкогольных напитков с поврежденными акцизными марками.
Заявление о приобретении контрольных марок для маркировки алкогольных напитков.
Книга регистрации приборов для проверки подлинности акцизных марок и специальных знаков, используемых для маркировки алкогольной продукции и табачных изделий в Республике Беларусь.
Книга учета и выдачи актов проведения экспертизы приборов для проверки подлинности акцизных марок и специальных знаков, используемых для маркировки алкогольной продукции и табачных изделий в Республике Беларусь.
Обязательство о ввозе табачных изделий для маркировки табачных изделий, ввозимых на территорию Республики Беларусь.
Отчет об использовании акцизных марок для маркировки табачных изделий, ввозимых на территорию Республики Беларусь.
Отчет об использовании акцизных марок для маркировки алкогольных напитков, ввозимых на территорию Республики Беларусь.
Подтверждение в приобретении акцизных марок для маркировки табачных изделий, ввозимых на территорию Республики Беларусь.
Подтверждение в приеме неиспользованных (поврежденных) акцизных марок для маркировки табачных изделий, ввозимых на территорию Республики Беларусь.
Подтверждение о приеме неиспользованных (поврежденных) акцизных марок для маркировки алкогольных напитков, ввозимых на территорию Республики Беларусь.
Подтверждение о приобретении акцизных марок для маркировки алкогольных напитков, ввозимых на территорию Республики Беларусь.
Подтверждение о реализации акцизных марок для перемаркировки алкогольных напитков с поврежденными акцизными марками.
Сведения о поврежденных акцизных марках для маркировки табачных изделий, ввозимых на территорию Республики Беларусь.
Сведения о поврежденных акцизных марках для маркировки алкогольных напитков, ввозимых на территорию Республики Беларусь.
Контроль за производством и оборотом подакцизных товаров. Ответственность плательщиков акцизов
В случае исполнения налогового обязательства в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством плательщик должен уплатить пени (п.1 ст.52 НК).
К административным правонарушениям в сфере налогообложения относятся нарушения, предусмотренные главой 13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП), основные из которых касаются неуплаты налогов.
Согласно части 2 примечания к ст.13.6 КоАП не являются административным правонарушением, предусмотренным частями 1-6 ст.13.6 КоАП, неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), если ими:
• не исполнено налоговое обязательство по причине отсутствия на их счетах средств, достаточных для исполнения своевременно направленных плательщиками (иными обязанными лицами) поручений на перечисление сумм налогов, сборов (пошлин) в полном объеме;
• внесены изменения и дополнения в налоговую декларацию (расчет) и уплачена причитающаяся сумма налога, сбора (пошлины) до назначения проверки, в результате которой могут быть обнаружены такие неуплата или неполная уплата (по административным правонарушениям, выявленным в результате камеральной проверки, - до составления акта проверки), а при отсутствии необходимости внесения в налоговую декларацию (расчет) изменений и (или) дополнений - уплачена причитающаяся сумма налога, сбора (пошлины) до составления акта камеральной проверки.
В примечании к ст.13.6 КоАП предусмотрены и иные смягчающие обстоятельства при добровольном исполнении налогового обязательства плательщиками.
Основные требования и правила в области государственного регулирования производства и оборота:
• табачного сырья и табачных изделий в Республике Беларусь закреплены в Декрете № 28;
• алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта в Республике Беларусь закреплены в Законе № 429-З.
Административная ответственность за нарушения установленных требований и правил производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий предусмотрена ст.12.21-12.28 и 12.48 КоАП.
Ответственность за незаконное обращение нефтяного жидкого топлива в Республике Беларусь предусмотрена ст.12.30 КоАП.
Изменена административная ответственность за некоторые правонарушения в области предпринимательской деятельности. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 17.07.2018 № 129-З.
Изменение законодательства об уголовной и административной ответственности в экономической сфере. Комментарий к законам Республики Беларусь от 17.07.2018 № 129-З и от 17.07.2018 № 131-З.
Изменения в КоАП: изменился размер санкций. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 17.07.2018 № 129-З.
Корректировка административной ответственности за экономические правонарушения. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З.
Либерализация предпринимательской деятельности.
Вправе ли покупатель-должник возложить обязательства по расчетам за алкогольную продукцию на третье лицо?
Организация поставила алкогольные напитки на экспорт в Российскую Федерацию. Во внешнеторговом договоре поставки оговорена обязанность покупателя уплатить штрафные санкции (неустойку) в случае несвоевременного представления заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Какие требования законодательства установлены в части обеспечения поступления денежных средств в счет уплаты таких штрафных санкций (неустойки) на банковский счет организации-поставщика?
![]() |
Обратите внимание! Уголовная ответственность за преступления, связанные с уклонением от уплаты сумм налоговых платежей, предусмотрена ст.243 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Так, уклонение от уплаты сумм налогов, сборов путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы либо путем уклонения от представления налоговой декларации (расчета) или внесения в нее заведомо ложных сведений, повлекшее причинение ущерба в крупном размере, наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на тот же срок. То же деяние, повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере, наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения. Крупным размером ущерба признается уклонение от уплаты сумм налогов, сборов на сумму, в 1 000 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, особо крупным размером - в 2 500 и более раз превышающую размер такой базовой величины. Ответственность за изготовление, сбыт либо использование поддельных акцизных марок Республики Беларусь установлена ст.2611 названного выше Кодекса. |
![]() |
Справочно Информацию о размере базовой величины можно найти в рубрике «Справочная информация», раздел «Ставки и размеры / Базовая величина». |
05.12.2018
Материал подготовлен аналитической редакцией АПС «Бизнес-Инфо»
Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»