Пособие от 01.02.2016
Автор: Жилевский Д.

Приведение уставов хозяйственных обществ в соответствие с Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 № 308-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам хозяйственных обществ»


СОДЕРЖАНИЕ

 

Основные изменения и дополнения в уставы хозяйственных обществ после вступления в силу Закона № 308-З

   Общие изменения и дополнения для уставов всех хозяйственных обществ

   Общие изменения и дополнения для уставов ЗАО и ОАО

   Изменения и дополнения для устава ЗАО

   Изменения и дополнения для устава ООО

   Некоторые терминологические изменения в Законе № 2020-XII

Аналитические материалы

   Комментарии и пособия

   Алгоритмы

   Вопросы и ответы

   Формы документов

 

Материал помещен в архив

 

ПРИВЕДЕНИЕ УСТАВОВ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ В СООТВЕТСТВИЕ С ЗАКОНОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 15.07.2015 № 308-З «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО ВОПРОСАМ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ»

Основные изменения и дополнения в уставы хозяйственных обществ после вступления в силу Закона № 308-З

26 января 2016 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 308-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам хозяйственных обществ» (далее - Закон № 308-З), которым внесены изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон № 2020-XII). Хозяйственные общества, зарегистрированные до вступления в силу Закона № 308-З, при первом после его вступления в силу внесении изменений и (или) дополнений в свои уставы обязаны привести их в соответствие с Законом № 308-З (часть первая ст.3 Закона № 308-З).

 

Обратите внимание!

До приведения в соответствие с Законом № 308-З уставы хозяйственных обществ действуют в части, не противоречащей Закону № 308-З.

 

Вместе с тем устав любого хозяйственного общества является основным документом, которым руководствуется такое общество при совершении корпоративных процедур. Ситуация, когда положения устава будут действовать лишь в той части, в которой они не противоречат Закону № 308-З, создает трудности при использовании устава. Соответственно, целесообразно привести уставы хозяйственных обществ в соответствие с Законом № 308-З в максимально короткий срок после его вступления в силу.

В данном материале рассмотрим основные изменения и дополнения, на которые следует обратить внимание при приведении уставов в соответствие с Законом № 308-З. Для наглядности приведем ссылки на положения примерных устава ООО (ОДО) и устава ЗАО, размещенных в АПС «Бизнес-Инфо», которые подлежат корректировке в соответствии с анализируемыми изменениями и дополнениями.

 

Справочно

См. также формы документов, разработанные в соответствии с Законом № 2020-XII в новой редакции:

Устав общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью с одним участником (с комментариями);

Устав закрытого акционерного общества с одним участником (с комментариями);

Устав общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью (с комментариями);

Устав закрытого акционерного общества (с комментариями).

Общие изменения и дополнения для уставов всех хозяйственных обществ

Новеллы Закона № 308-З Комментарий Нормы примерного устава, подлежащие корректировке
ООО (ОДО) ЗАО
1. Дополнена исключительная компетенция общего собрания участников (акционеров):
- утверждение устава общества, возникающего в результате реорганизации в форме выделения, единственным участником которого является реорганизованное хозяйственное общество, а также образование органов возникающего хозяйственного общества и избрание их членов;
- принятие решения о первоначальном отчуждении доли (части доли) в уставном фонде (акций) возникшего в результате выделения хозяйственного общества, единственным участником которого является реорганизованное хозяйственное общество, а также определение порядка и условий отчуждения такой доли (части доли) (часть третья ст.19 Закона № 2020-XII в новой редакции)
Несмотря на то, что в тексте части третьей ст.19 Закона № 2020-XII в новой редакции не указывается на то, что данные вопросы относятся к исключительной компетенции общего собрания участников (акционеров), полагаем, что, по сути, они таковыми являются, так как ст.35 Закона № 2020-XII (содержит перечень вопросов, которые могут быть отнесены к компетенции иных органов управления хозяйственным обществом) не ссылается на вышеуказанные вопросы. Соответственно, с учетом абзаца 12 части первой ст.34 Закона № 2020-XII обозначенные вопросы должны относиться к исключительной компетенции общего собрания участников (акционеров) Дополнить п.10.6 ст.10 Дополнить п.7.3 ст.7
2. Уточнен источник, в котором возможно размещение сведений об уменьшении уставного фонда хозяйственного общества (часть пятая ст.28 Закона № 2020-XII) Ранее Закон № 2020-XII указывал на возможность размещения сведений об уменьшении уставного фонда хозяйственного общества в печатном средстве массовой информации, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц. При этом ни сам Закон № 2020-XII, ни иное законодательство не называли конкретное печатное средство массовой информации, предназначенное для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц.
Теперь же часть пятая ст.28 Закона № 2020-XII указывает, что такие сведения могут быть размещены в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси» с последующим опубликованием в приложении к указанному журналу
Изменить п.5.7 ст.5 Дополнить п.4.4 ст.4
3. Трансформирован базовый принцип деятельности членов органов хозяйственного общества (часть шестая ст.33 Закона № 2020-XII) До 26 января 2016 г. в отношении членов органов хозяйственного общества действовала общая норма, которая имела скорее декларативный характер, а именно: члены органов хозяйственного общества при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должны действовать в интересах этого общества добросовестно и разумно (часть шестая ст.33 Закона № 2020-XII).
Однако в настоящий момент указанная норма носит более расширенный характер. Таким образом, базовый принцип, касающийся деятельности членов органов хозяйственного общества, выраженный в необходимости действовать добросовестно и разумно, сформулирован следующим образом. Члены органов хозяйственного общества при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей:
1) должны действовать на основе открытости (доводить до сведения общего собрания и совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества информацию в соответствии с требованиями Закона № 2020-XII, иного законодательства, с уставом и (или) локальными нормативными правовыми актами хозяйственного общества, а также доводить иную информацию, которая может оказать влияние на исполнение членами этого совета своих полномочий) в интересах этого общества добросовестно и разумно;
2) должны обеспечивать равное и справедливое отношение ко всем участникам хозяйственного общества;
3) не должны использовать имущество хозяйственного общества или допускать его использование не в соответствии с уставом этого общества, решениями общего собрания участников и (или) совета директоров (наблюдательного совета), а также в личных целях;
4) не должны уклоняться от исполнения ими своих обязанностей, предусмотренных Законом № 2020-XII и уставом хозяйственного общества
Возможно дополнение самостоятельной нормы в ст.10 Возможно дополнение самостоятельной нормы в ст.7
4. Установлена возможность отнесения вопроса о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи к компетенции исполнительного органа (часть четвертая ст.35 Закона № 2020-XII) По общему правилу вопрос о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи относится к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества и в настоящее время может быть передан уставом только в компетенцию совета директоров (наблюдательного совета).
С 26 января 2016 г. данный вопрос может быть передан уставом и в компетенцию исполнительного органа. Однако в этом случае исполнительный орган будет обязан ежеквартально отчитываться о предоставлении такой помощи перед советом директоров (наблюдательным советом) хозяйственного общества или общим собранием участников хозяйственного общества в случае, если в хозяйственном обществе не предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета). Появление указанной возможности весьма актуально для хозяйственных обществ, в которые поступает много обращений о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи, поскольку, как правило, ни общее собрание участников, ни совет директоров (наблюдательный совет) не могут оперативно рассматривать такие обращения
Исключить подп.10.6.10 п.10.6 ст.10, дополнить п.10.40 ст.10 отдельным подпунктом Исключить подп.7.3.8 п.7.3 ст.7, дополнить п.7.13 ст.7 отдельным подпунктом
5. Расширен перечень информации, предоставляемой участникам хозяйственного общества при проведении общего собрания, повестка дня которого включает вопрос об избрании членов органов хозяйственного общества (абзац 9 части первой ст.38 Закона № 2020-XII) В таком случае перечень информации (документов), предоставляемой(ых) лицам, имеющим право на участие в общем собрании, при подготовке к проведению этого собрания должен включать сведения о выдвинутых кандидатах в избираемые (образуемые) органы хозяйственного общества.
Существование указанного требования представляется рациональным, учитывая тот факт, что участники хозяйственного общества должны понимать заранее, за кого они голосуют при избрании (образовании) органов хозяйственного общества. Однако такое регулирование вопроса видится нам неполным, так как норма абзаца 9 части первой ст.38 Закона № 2020-XII не содержит конкретных требований к составу таких сведений о кандидатах. Поэтому вполне вероятно, что хозяйственные общества в большинстве случаев будут ограничиваться указанием на инициалы выдвигаемых кандидатов и в дополнение, возможно, указанием на место работы (должность)
Возможно дополнение п.10.22 ст.10 отдельной нормой Возможно дополнение подп.7.8.9 п.7.8 ст.7 отдельной нормой
6. Установлено дополнительное требование к порядку подготовки годового общего собрания участников хозяйственного общества (части восьмая-десятая ст.39 Закона № 2020-XII) Устанавливается дополнительная обязанность для исполнительного органа при подготовке годового общего собрания участников хозяйственного общества подготовить информацию о деятельности общества за отчетный период, которая в обязательном порядке должна содержать:
1) обзор наиболее важных событий в деятельности хозяйственного общества, произошедших в отчетном периоде;
2) наименование хозяйственных обществ, размер долей в уставных фондах (количество акций), принадлежащих хозяйственному обществу;
3) размер долей в уставном фонде (количество акций), отчужденных хозяйственным обществом в отчетном периоде;
4) размер долей в уставном фонде (количество акций), приобретенных хозяйственным обществом в отчетном периоде;
5) информацию о крупных сделках, иных сделках, на принятие решения о совершении которых в соответствии с уставом хозяйственного общества распространяется порядок принятия решения о совершении крупной сделки, а также о сделках хозяйственного общества, в совершении которых имелась заинтересованность его аффилированных лиц, в объеме, определенном частью восьмой ст.57 Закона № 2020-XII;
6) планы и прогнозы деятельности хозяйственного общества на очередной финансовый год;
7) иную информацию, обязательность доведения до сведения участников хозяйственного общества которой предусмотрена Законом № 2020-XII, иным законодательством, уставом и (или) локальными нормативными правовыми актами этого общества.
При этом указанная информация должна быть доступна для ознакомления лицам, имеющим право на участие в общем собрании участников хозяйственного общества, в местах, адреса которых указаны в извещении о проведении общего собрания в срок не менее чем 20 дней до проведения такого собрания.
Полагаем, что указанная новелла позволит участникам хозяйственного общества заранее более взвешенно оценить работу органов управления за отчетный период
Возможно дополнение п.10.19 ст.10 отдельной нормой Возможно дополнение п.7.8 ст.7 отдельной нормой
7. Уточнен круг лиц, которые вправе оспаривать решения общего собрания участников в определенных случаях, а также установлены особенности принятия судом решения по оспариваемому решению общего собрания участников (часть седьмая ст.45 Закона № 2020-XII, части восьмая-десятая ст.45 Закона № 2020-XII) Судебная практика определяла, что выбывший участник хозяйственного общества может выступать в качестве истца при оспаривании решений общего собрания участников хозяйственного общества, если такое решение связано с реализацией прав и законных интересов истца, вытекающих из его участия в хозяйственном обществе (абзац 3 части второй п.18 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 31.10.2011 № 20 «О некоторых вопросах рассмотрения дел с участием коммерческих организаций и их учредителей (участников)»). Исходя из этого полагаем, что в Закон № 2020-XII бывшие участники внесены в качестве лиц, имеющих право оспаривать решения общего собрания участников в определенных случаях.
Смысл частей восьмой-десятой ст.45 Закона № 2020-XII, в принципе, обусловлен сложившейся судебной практикой (части седьмая и восьмая п.18 вышеназванного постановления № 20)
Возможно дополнение ст.10 отдельной нормой Возможно дополнение ст.7 отдельной нормой
8. Определен круг вопросов, входящих в компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества (ст.50 Закона № 2020-XII) Ранее компетенция совета директоров (наблюдательного совета) была установлена только в отношении акционерного общества (ст.79 Закона № 2020-XII). В новой редакции ст.50 Закона № 2020-XII определяет компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) всех хозяйственных обществ. При этом решен вопрос о том, в чьей компетенции должны находиться указанные в ст.50 Закона № 2020-XII вопросы, если в хозяйственном обществе не создан совет директоров (наблюдательный совет) Возможно дополнение устава отдельной статьей Возможно дополнение устава отдельной статьей
9. Установлена возможность отражения в уставе обязанности по включению в состав совета директоров (наблюдательного совета) представителя работников и (или) профессионального союза (часть третья ст.51 Закона № 2020-XII) Несмотря на то, что ранее Закон № 2020-XII не указывал на такую возможность, хозяйственное общество все-таки могло включить указанную норму в устав, так как это не противоречило Закону № 2020-XII. Данное нововведение в большей степени носит декларативный характер Возможно дополнение устава отдельной статьей Возможно дополнение устава отдельной статьей
10. Сокращен примерный перечень сделок, которые являются взаимосвязанными (часть четвертая ст.57 Закона № 2020-XII) В качестве взаимосвязанных не признаются следующие сделки:
1) сделка и иная сделка, направленная на обеспечение исполнения обязательств по первой сделке;
2) сделки, совершение которых прямо предусмотрено ранее совершенной сделкой (предварительный и основной договоры).
Руководствуясь нормой абзаца 4 части четвертой ст.57 Закона № 2020-XII, хозяйственное общество может предусмотреть в уставе, что вышеуказанные сделки все-таки будут являться взаимосвязанными
Возможно дополнение ст.10 отдельной нормой Возможно дополнение ст.7 отдельной нормой
11. Изменено содержание понятия «сделка, совершаемая хозяйственным обществом в процессе осуществления им обычной хозяйственной деятельности» (часть шестая ст.57 Закона № 2020-XII) С 26 января 2016 г. сделками, совершаемыми хозяйственным обществом в процессе осуществления им обычной хозяйственной деятельности, признаются сделки, совершаемые хозяйственным обществом три и более раза в течение последних 12 месяцев, в частности, сделки по приобретению обществом сырья и материалов, необходимых для осуществления производственно-хозяйственной деятельности, реализации готовой продукции, выполнению работ (оказанию услуг) Возможно дополнение ст.10 отдельной нормой Возможно дополнение ст.7 отдельной нормой
12. Расширен перечень информации, подлежащей раскрытию хозяйственным обществом при совершении сделок с заинтересованностью аффилированных лиц (часть восьмая ст.57 Закона № 2020-XII) Помимо информации о сторонах сделки, ее предмете, критериях заинтересованности, иной информации, предусмотренной уставом, хозяйственное общество должно раскрыть информацию обо всех существенных фактах, касающихся характера и степени имеющейся заинтересованности, а также о предполагаемой выгоде указанных лиц в результате совершения такой сделки Изменить п.13.6 ст.13 Изменить п.8.8 ст.8
13. Установлены последствия совершения хозяйственным обществом сделки, в совершении которой имеется заинтересованность его аффилированных лиц (ст.571 Закона № 2020-XII) В большей степени новая статья в тексте Закона № 2020-XII отражает сложившуюся судебную практику. Так, определен закрытый перечень обстоятельств, при наличии которых сделка не может быть признана недействительной. Также расширен круг субъектов, имеющих право обратиться в суд с иском о признании совершенной сделки недействительной. Помимо участников хозяйственного общества, самого хозяйственного общества, а также членов совета директоров (наблюдательного совета) такое право получил коллегиальный исполнительный орган.
Определен также порядок взыскания убытков с виновных лиц при совершении сделки с заинтересованностью аффилированных лиц и случаи освобождения от такой ответственности
Возможно дополнение ст.13 отдельной нормой Возможно дополнение ст.8 отдельной нормой
14. Расширен круг субъектов, имеющих право обратиться в суд с иском о признании совершенной крупной сделки недействительной, а также определены обстоятельства, когда совершенная крупная сделка не может быть признана недействительной (части десятая-двенадцатая ст.58 Закона № 2020-XII) Как и в случае со сделками с заинтересованностью аффилированных лиц, коллегиальный исполнительный орган хозяйственного общества получил право на оспаривание совершенных крупных сделок, а также определен закрытый перечень обстоятельств, при наличии которых сделка не может быть признана недействительной Возможно дополнение п.10.12 ст.10 отдельной нормой Возможно дополнение ст.9 отдельной нормой

Общие изменения и дополнения для уставов ЗАО и ОАО

Новеллы Закона № 308-З Комментарий Нормы примерного устава ЗАО, подлежащие корректировке
1. Сокращен срок для оспаривания решения общего собрания акционеров (часть седьмая ст.45 Закона № 2020-XII) До 26 января 2016 г. срок для оспаривания решения общего собрания акционеров, принятого с нарушением требований Закона № 2020-XII и иного законодательства или устава акционерного общества и нарушающего права и (или) законные интересы акционера, составлял 6 месяцев со дня, когда такой акционер узнал или должен был узнать о принятии такого решения.
В настоящее время такой срок равен 3 месяцам со дня, когда акционер узнал или должен был узнать о принятии такого решения
Возможно дополнение ст.7 отдельной нормой
2. Установлена обязанность акционерного общества обеспечить своевременное формирование реестра акционеров и последующую его передачу лицам, организующим созыв и проведение общего собрания акционеров, если уполномоченный орган не созывает или отказывает в созыве и проведении такого собрания (часть четвертая ст.49 Закона № 2020-XII).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 июля 2018 г. ст.49 Закона № 2020-XII изложена в новой редакции на основании Закона Республики Беларусь от 17.07.2017 № 52-З. Комментарий см. здесь
Часть четвертая ст.49 Закона № 2020-XII устанавливает обязанность для акционерного общества обеспечить своевременное формирование реестра акционеров и последующую его передачу лицам, в случае если уполномоченным органом акционерного общества в течение срока, установленного уставом, не принято решение о созыве и проведении внеочередного общего собрания акционеров либо принято решение об отказе в его созыве и проведении.
Однако данное нововведение проблему, существующую на практике, не устраняет, поскольку согласно п.130 Инструкции о порядке осуществления депозитарной деятельности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22.11.2006 № 143, запрос о выдаче реестра предъявляется эмитентом депозитарию эмитента в письменном виде и должен содержать полное наименование эмитента ценных бумаг, его место нахождения и дату формирования реестра, подпись руководителя эмитента либо уполномоченного им лица и оттиск печати эмитента.
Остается открытым вопрос, что делать, если исполнительный орган отказывается исполнять возложенную на него нормой части четвертой ст.49 Закона № 2020-XII обязанность. Ведь каких-либо последствий Закон № 2020-XII не содержит, а также не дает права лицам, самостоятельно созывающим и проводящим общее собрание акционеров, запросить реестр акционеров в депозитарии.
Остается надеяться, что в связи с проводимой работой по приведению актов законодательства, касающихся рынка ценных бумаг, в соответствие с нормами Закона № 308-З, в вышеуказанную Инструкцию № 143 будут внесены соответствующие изменения и дополнения
Возможно дополнение п.7.8 ст.7 отдельной нормой
3. Изменено содержание термина «акция» (часть первая ст.70 Закона № 2020-XII) Изменение смыслового содержания термина «акция» обусловлено принятием Закона № 308-З. Часть первая ст.70 Закона № 2020-XII приведена в соответствие с абзацем 2 части первой ст.1 Закона № 308-З Изменить п.5.3 ст.5
4. Установлена обязанность по отражению в уставе срока, установленного для выплаты фиксированных дивидендов по привилегированным акциям (абзац 2 части второй ст.71 Закона № 2020-XII) Данный вывод следует из абзаца 2 части второй ст.71 Закона № 2020-XII. Следует отметить, что ранее действовали общие нормы в отношении выплаты дивидендов (ст.72 Закона № 2020-XII). При этом срок выплаты дивидендов в большинстве случаев был увязан с фактом принятия общим собранием акционеров соответствующего решения, что несколько противоречит существу понятия «привилегированная акция». На основании этого также изменен подход к выплате дивидендов, что нашло отражение в новой редакции части первой ст.72 Закона № 2020-XII Возможно изменение п.6.2 ст.6
5. Снят запрет на увеличение уставного фонда акционерного общества для покрытия понесенных этим обществом убытков (часть седьмая ст.74 Закона № 2020-XII) Норма части седьмой ст.74 исключена из текста Закона № 2020-XII. Трудно предположить, чем руководствовался законодатель, когда вводил данное ограничение. Однако в нынешних условиях такой запрет является архаизмом Возможно дополнение ст.4 отдельной нормой
6. Расширен перечень целей, на которые могут приобретаться акции акционерным обществом по его решению (часть первая ст.77 Закона № 2020-XII) Ранее перечень таких целей был закрытым, теперь Закон № 2020-XII допускает существование и иных целей, указанных в других законодательных актах Возможно дополнение ст.5 отдельной нормой
7. Дополнен перечень случаев, когда акционерное общество не вправе принимать решение о приобретении акций и приобретать акции (часть восьмая ст.77 Закона № 2020-XII) В связи с установлением возможности существования хозяйственных обществ с одним участником введен дополнительный случай, когда акционерное общество не вправе принимать решение о приобретении акций и приобретать акции, а именно: если акционер, представивший предложение о продаже акций этого акционерного общества, является его единственным участником Возможно дополнение ст.5 отдельной нормой
8. Уточнен порядок процедуры выкупа акций акционерного общества по требованию его акционеров (часть третья ст.78 Закона № 2020-XII) Установлено требование об обязательности включения в повестку дня общего собрания вопроса об утверждении цены выкупа акций, в которую включен вопрос, принятие решения по которому может повлечь за собой возникновение у акционеров права требовать выкупа акций этого общества. Стоит отметить, что, исходя из судебной практики, отсутствие решения по вопросу утверждения цены выкупа акций лишало акционера возможности понудить такое акционерное общество к выкупу его акций, если для этого имелись достаточные основания.
Однако, на наш взгляд, внесение в текст Закона № 2020-XII указанной нормы не решит проблему на практике, по крайней мере, в плане понуждения акционерного общества к выкупу акций
Изменить п.5.17 ст.5
9. Изменен порядок распоряжения акциями, которые поступили в акционерное общество по результатам их выкупа по требованию акционеров (часть седьмая ст.78 Закона № 2020-XII) Ранее было установлено, что если акции поступили в распоряжение акционерного общества в случае его реорганизации, то они подлежали обязательному аннулированию.
С 26 января 2016 г. акционерное общество имеет право распоряжаться такими акциями в соответствии с частями первой, пятой, шестой ст.77 Закона № 2020-XII
Возможно изменение п.5.19 ст.5
10. Установлен запрет требовать выкупа акций для некоторых акционерных обществ в определенных случаях (часть девятая ст.78 Закона № 2020-XII) Данный запрет касается:
- акционеров акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственного имущества или путем преобразования арендных предприятий, коллективных (народных) предприятий, государственных предприятий, государственных унитарных предприятий, в которых государству принадлежит более 50 % акций, в том случае, если происходит реорганизация этого акционерного общества в форме присоединения к нему одного или нескольких юридических лиц;
- акционера, являющегося единственным участником акционерного общества.
Учитывая имеющуюся практику присоединения к вышеуказанным акционерным обществам убыточных предприятий, полагаем, что в целях недопущения дальнейшего ухудшения финансового положения таких обществ этот запрет представляется весьма необходимым
Возможно дополнение ст.5 отдельной нормой
11. Упрощен порядок участия акционера в общем собрании акционеров, в случае если реестр акционеров был сформирован до даты перехода прав на акции к такому акционеру (часть пятая ст.81 Закона № 2020-XII) Существующий порядок участия акционера в общем собрании акционеров, в том случае, если реестр акционеров был сформирован до даты перехода прав на акции к такому акционеру, создает множество проблем для него как в части выдачи соответствующей доверенности бывшим акционером, так и в части голосования бывшим акционером согласно указаниям нового акционера. Теперь же новому акционеру достаточно предъявить доказательства, подтверждающие переход (передачу) прав на акции, например, соответствующий договор купли-продажи акций Изменить подп.7.10.1 п.7.10 ст.7
12. Сформулированы перечень сведений, которые в обязательном порядке должен содержать бюллетень для голосования, а также случаи признания такого бюллетеня недействительным (части пятая и шестая ст.83 Закона № 2020-XII) Регулирование данного вопроса ранее осуществлялось на усмотрение самого акционерного общества, что не исключало некоторые злоупотребления на практике. Теперь данный вопрос урегулирован Законом № 2020-XII Возможно дополнение п.7.8 ст.7 отдельной нормой
13. Установлено общее правило избрания совета директоров (наблюдательного совета) в акционерном обществе с числом акционеров более ста (часть вторая ст.84 Закона № 2020-XII) Общее правило звучит так: в акционерном обществе с числом акционеров более 100 избрание членов совета директоров (наблюдательного совета) осуществляется кумулятивным голосованием. Если акционеры не желают применять указанное правило, то в уставе следует отразить иной порядок избрания членов совета директоров (наблюдательного совета). Полагаем, что такое регулирование вопроса отражает стремление законодателя защитить интересы миноритарных акционеров, так как в определенных случаях кумулятивный способ голосования может помочь таким акционерам избрать своего представителя в состав совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества Возможно дополнение устава отдельной статьей
14. Введен институт акционерного соглашения (ст.901 Закона № 2020-XII) В правовую систему введен новый институт акционерного соглашения. Данный инструмент корпоративного права часто используется в западных странах и может стать хорошим инструментом в белорусской правовой системе. Однако, учитывая невысокий уровень развития корпоративного управления, вряд ли стоит ожидать его широкого применения на практике.
Структурно введенная в текст Закона № 2020-XII ст.901 регулирует следующие моменты:
- понятие акционерного соглашения;
- стороны акционерного соглашения;
- примерное содержание акционерного соглашения;
- предмет акционерного соглашения;
- форма акционерного соглашения;
- условия заключения акционерного соглашения;
- раскрытие информации о заключенном акционерном соглашении
Возможно дополнение устава отдельной статьей

Изменения и дополнения для устава ЗАО

Новеллы Закона № 308-З Комментарий Нормы примерного устава ЗАО, подлежащие корректировке
1. Сужена возможность отражения в уставе иного порядка реализации преимущественного права покупки акций в ЗАО по сравнению с порядком, описанным в Законе № 2020-XII (часть седьмая ст.73 Закона № 2020-XII) Ранее в уставе ЗАО можно было по иному урегулировать порядок реализации преимущественного права покупки акций по сравнению с тем, как он описан в Законе № 2020-XII, за исключением правил об очередности приобретения акций и требования о приобретении акций третьими лицами по цене не ниже цены, предложенной акционерам ЗАО.
Теперь добавлено еще одно исключение: кроме правила о необходимости извещения акционером всех остальных акционеров о своем намерении продать принадлежащие ему акции. Стоит отметить, что данное положение также основано на судебной практике. Исключение в уставе необходимости извещения акционером всех остальных акционеров о своем намерении продать принадлежащие ему акции, на наш взгляд, противоречит существу института «преимущественное право покупки акций в ЗАО»
Изменить пп.5.8-5.13 ст.5
2. Расширена сфера действия института преимущественного права покупки акций в ЗАО (часть тринадцатая ст.73 Закона № 2020-XII) Императивно установлено, что правила, касающиеся реализации преимущественного права покупки акций в ЗАО, распространяются также на договоры мены Возможно дополнение ст.5 отдельной нормой
3. Определен закрытый круг субъектов, которым могут быть отчуждены акции ЗАО путем дарения (часть четырнадцатая ст.73 Закона № 2020-XII) Такими субъектами могут быть только:
1) Республика Беларусь (ее административно-территориальная единица);
2) лица, являющиеся по отношению к акционеру ЗАО родителями, детьми, усыновителями, усыновленными (удочеренными), супругом (супругой), родителями супруга (супруги), родными братьями и сестрами, внуками, дедом, бабкой
Возможно дополнение ст.5 отдельной нормой
4. Установлена возможность ограничить круг третьих лиц, которым акционерами ЗАО могут быть проданы или отчуждены иным образом, чем продажа, акции ЗАО (часть пятнадцатая ст.73 Закона № 2020-XII) Теперь ЗАО предоставлена возможность ограничить круг третьих лиц, которым акционерами ЗАО могут быть проданы или отчуждены иным образом, чем продажа, акции ЗАО. При этом такое ограничение может содержаться как в уставе ЗАО, так и может быть принято соответствующим решением общего собрания акционеров ЗАО. Однако такое решение акционеров принимается большинством не менее 3/4 голосов лиц, принявших участие в общем собрании акционеров ЗАО Возможно дополнение ст.5 отдельной нормой

Изменения и дополнения для устава ООО

Новеллы Закона № 308-З Комментарий Нормы примерного устава ООО (ОДО), подлежащие корректировке
1. Уточнен порядок реализации участниками ООО преимущественного права приобретения доли (части доли) участника в уставном фонде (часть четвертая ст.98 Закона № 2020-XII, части вторая и третья ст.101 Закона № 2020-XII) Дополнение в тексте части четвертой ст.98 Закона № 2020-XII в виде указания на предельный срок, в течение которого участники ООО могут воспользоваться своим преимущественным правом покупки доли (части доли) другого участника в уставном фонде, имеет весьма существенное значение в целях исключения злоупотреблений со стороны таких участников ООО. Ранее отсутствие указания на данный срок могло заблокировать продажу доли другим участником Возможно изменение п.6.5 ст.6
2. Указан предельный срок для получения согласия остальных участников ООО в целях перехода доли к наследникам (часть первая ст.102 Закона № 2020-XII) Определено, что согласие остальных участников ООО в целях перехода доли к наследникам считается полученным, если в течение срока, установленного уставом ООО, но не более 30 дней с даты обращения к обществу наследников (правопреемников) получено письменное согласие всех остальных участников или не получено письменного отказа ни от одного из остальных участников Возможно изменение п.6.19 ст.6
3. Установлен порядок выплаты прибыли участнику ООО при его выходе (исключении) из общества (часть четвертая ст.103 Закона № 2020-XII) Ранее такой порядок не был определен.
Теперь же часть прибыли, приходящаяся на долю выходящего (исключаемого) участника, определяется как прибыль, полученная ООО с момента выбытия этого участника до момента расчета с ним
Изменить п.4.4 ст.4
4. Изменен порядок принятия решения об увеличении уставного фонда ООО за счет внесения дополнительных вкладов всеми его участниками (часть четвертая ст.105 Закона № 2020-XII) Если ранее такое решение, по общему правилу, могло быть принято общим собранием участников большинством, но не менее 2/3 голосов от общего количества голосов участников общества, то теперь такое решение в любом случае должно быть принято единогласно. Данная новелла в равной степени учитывает возможности всех участников ООО. В связи с этим также исключена норма части шестой ст.105 Закона № 2020-XII Возможно дополнение ст.5 отдельной нормой
5. Введен новый институт: договор об осуществлении прав участников ООО (ст.1111 Закона № 2020-XII) Как и в случае с акционерным соглашением, данный институт предоставляет бизнесу дополнительные возможности в корпоративном управлении ООО. В большей части структура этого института схожа с акционерным соглашением. Более того, Закон № 2020-XII напрямую указывает, что к договору об осуществлении прав участников ООО применяются нормы ст.901 Закона № 2020-XII, если иное не вытекает из существа отношений Возможно дополнение устава отдельной статьей

Некоторые терминологические изменения в Законе № 2020-XII

Новеллы Закона № 308-З Комментарий
1. Заменен термин «выпуск» на термин «эмиссия» Замена указанного термина обусловлена принятием Закона Республики Беларусь от 05.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг». С точки зрения теории термин «эмиссия» является более верным в том случае, когда речь идет о последовательности действий, направленных на фактическое размещение ценных бумаг, о чем чаще всего упоминается в тексте Закона № 308-З
2. Заменены понятия «бухгалтерский баланс», «отчет о прибылях и убытках» понятием «годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность» В данной части нормы Закона № 2020-XII приведены в соответствие с нормой абзаца 20 ст.1 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»
3. Заменено понятие «источники собственных средств» на «собственный капитал»
4. Заменено понятие «реестр владельцев ценных бумаг» на «реестр акционеров» Указанная замена обусловлена принятием Закона № 308-З

Аналитические материалы

Комментарии и пособия

В.Галич, директор закрытого акционерного общества «СБ-Глобал», Е.Желтонога, адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «Вердикт»

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 15.07.2015 № 308-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам хозяйственных обществ». Изменения правового регулирования деятельности хозяйственных обществ.

 

С.Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 15.07.2015 № 308-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам хозяйственных обществ». Изменения в правовом регулировании создания и деятельности хозяйственных обществ.

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 05.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг». Регулирование эмиссии, обращения и погашения эмиссионных ценных бумаг и профессиональная деятельность по ценным бумагам.

 

Д.Жилевский, юрист, специалист рынка ценных бумаг

Создание и деятельность хозяйственных обществ с одним участником.

Сравнительный анализ хозяйственных обществ с одним участником и унитарных предприятий.

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 05.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг». Анализ некоторых новелл.

 

Я.Функ, доктор юридических наук, профессор Белорусского государственного университета, Председатель Международного арбитражного суда при БелТПП

Общая характеристика акционерного соглашения и договора об осуществлении прав участников общества с ограниченной ответственностью (общества с дополнительной ответственностью). Комментарий к Закону Республики Беларусь от 15.07.2015 № 308-З.

Условия акционерного соглашения и договора об осуществлении прав участников общества с ограниченной ответственностью (общества с дополнительной ответственностью): вопросы реализации имущественных прав. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 15.07.2015 № 308-З.

Условия акционерного соглашения и договора об осуществлении прав участников общества с ограниченной ответственностью (общества с дополнительной ответственностью): вопросы управления. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 15.07.2015 № 308-З.

Условия акционерного соглашения и договора об осуществлении прав участников общества с ограниченной ответственностью (общества с дополнительной ответственностью): вопросы изменения состава участников. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 15.07.2015 № 308-З.

 

С.Морозова, юрист общества с ограниченной ответственностью «Ревера Консалтинг Групп»

Сравнительная таблица наиболее распространенных организационно-правовых форм коммерческих организаций Республики Беларусь.

 

Т.Голованова, юрист

Крупные сделки общества: порядок совершения, оформления, признания недействительными.

Аффилированные лица хозяйственного общества.

 

В.Самосейко, юрист

Особенности трудовых отношений с руководителем, являющимся единственным участником (учредителем) хозяйственного общества.

 

Е.Гавдур, магистр юридических наук, юрист общества с ограниченной ответственностью «ПрогнозБел»

Выход участника из общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью.

Алгоритмы

Д.Жилевский, юрист, специалист рынка ценных бумаг

Алгоритм создания общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью с одним участником.

Алгоритм действий при реорганизации в форме преобразования унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью (общество с дополнительной ответственностью) с одним участником.

 

В.Самосейко, юрист

Алгоритм проведения годового общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью.

Вопросы и ответы

Д.Жилевский, юрист, специалист рынка ценных бумаг

Каковы последствия неприведения устава хозяйственного общества в соответствие с требованиями Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 308-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам хозяйственных обществ»? Следует ли рассматривать деятельность такого общества как запрещенную?

В какой форме должна совершаться сделка по продаже доли в уставном фонде общества с ограниченной ответственностью?

Формы документов

Д.Жилевский, юрист, специалист рынка ценных бумаг

Устав открытого акционерного общества (при преобразовании республиканского унитарного предприятия в открытое акционерное общество) (с комментариями).

Устав общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью с одним участником (с комментариями).

Устав закрытого акционерного общества с одним участником (с комментариями).

Устав общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью (с комментариями).

Устав закрытого акционерного общества (с комментариями).

Протокол общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью о реорганизации учрежденного им унитарного предприятия (пример).

Решение собственника имущества частного унитарного предприятия о реорганизации в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью (общество с дополнительной ответственностью) с одним участником (пример).

Уведомление кредитора о реорганизации унитарного предприятия в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью (общество с дополнительной ответственностью) (пример).

Уведомление инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь о реорганизации унитарного предприятия в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью (общество с дополнительной ответственностью) (пример).

Уведомление отдела Фонда социальной защиты населения о реорганизации унитарного предприятия в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью (общество с дополнительной ответственностью) (пример).

Уведомление представительства Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия «Белгосстрах» о реорганизации унитарного предприятия в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью (общество с дополнительной ответственностью) (пример).

Уведомление контрагента по договору о реорганизации унитарного предприятия в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью (общество с дополнительной ответственностью) (пример).

Уведомление работника о реорганизации унитарного предприятия в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью (общество с дополнительной ответственностью) (пример).

Протокол общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью об утверждении передаточного акта (пример).

 

01.02.2016

 

Дмитрий Жилевский, юрист, специалист рынка ценных бумаг

 

Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»