Пособие от 16.12.2020
Автор: Аналитическая редакция Правовой платформы «Бизнес-Инфо»

Годовая бухгалтерская отчетность в бюджетных организациях за 2020 год


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Инвентаризация активов и обязательств

1.1. НПА по отражению инвентаризации в бюджетных организациях

1.1.1. Общие вопросы инвентаризации

1.1.2. Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней

1.1.3. Инвентаризация отходов производства и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

1.1.4. Инвентаризация бланков строгой отчетности

1.1.5. Особенности инвентаризации в некоторых сферах

1.2. Аналитические материалы по отражению в учете и оформлению результатов инвентаризации в бюджетных организациях

1.2.1. Общие вопросы инвентаризации

1.2.2. Инвентаризация внеоборотных активов

1.2.3. Инвентаризация оборотных активов

1.2.4. Инвентаризация кассы

1.2.5. Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности

1.2.6. Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней

1.3. Формы бланков и примеры их заполнения

1.3.1. Общие формы

1.3.2. Оформление результатов инвентаризации

1.3.3. Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней

1.3.4. Инвентаризация в швейной промышленности

1.3.5. Инвентаризация отходов

1.3.6. Инвентаризация имущества, находящегося в государственной собственности

1.3.7. Инвентаризация государственного жилищного фонда

2. Исправления в учете, отчетности и первичных учетных документах

2.1. НПА по исправлению и корректировке ошибок в бюджетных организациях

2.1.1. Исправления в первичных учетных документах и отчетности

2.1.2. Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете

2.2. Аналитические материалы по исправлению и корректировке ошибок в бюджетных организациях

2.2.1. Общие вопросы исправления ошибок в учете

2.2.2. Исправление ошибок в первичных учетных документах

2.2.3. Исправление ошибок, связанных с учетом основных средств и нематериальных активов

2.2.4. Исправление ошибок, связанных с учетом затрат

2.2.5. Исправление ошибок, связанных с исчислением налогов, сборов (пошлин), обязательных страховых взносов

2.3. Формы, необходимые для внесения исправлений

3. Переоценка долгосрочных активов

3.1. НПА по переоценке долгосрочных активов в бюджетных организациях

3.2. Аналитические материалы по переоценке долгосрочных активов в бюджетных организациях

3.3. Формы документов и примеры их заполнения

3.4. Справочная информация

4. Составление годовой бухгалтерской отчетности

4.1. НПА по составлению ГБО у бюджетников

4.2. Аналитические материалы по ГБО у бюджетников

4.2.1. Общие вопросы

4.2.2. Заполнение бухгалтерского баланса

4.2.3. Заполнение отчета об исполнении бюджетной сметы и отчета об исполнении бюджетной сметы на капитальное строительство

4.2.4. Заполнение отчета об исполнении сметы доходов и расходов средств от приносящей доходы деятельности бюджетной организации

4.2.5. Заполнение прочих отчетов

4.3. Формы бланков

4.4. Справочная информация

5. Учетная политика организации

5.1. НПА по составлению учетной политики в бюджетных организациях

5.2. Аналитические материалы по учетной политике в бюджетных организациях

 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

Годовая бухгалтерская отчетность в бюджетных организациях за 2020 год

 

Годовая бухгалтерская отчетность в бюджетных организациях за 2020 год

 

Завершился очередной финансовый год - приближается срок представления годовой бухгалтерской отчетности. Чтобы работа по подготовке годовой отчетности продвигалась быстро и не требовала переделок, важно, во-первых, обеспечить сдачу в бухгалтерию всех первичных документов за 2020 год и, во-вторых, выполнить заключительные учетные процедуры в нужной последовательности, которая соблюдена в разделах пособия.

Используйте данное пособие, и все действия по завершению финансового года покажутся вам несложными: здесь собраны важнейшие нормативные документы, лучшие аналитические материалы, наглядные практические примеры, а также необходимые в работе учетные формы и образцы их заполнения в формате MS Word и Excel-формы с автоматизированным расчетом показателей.

Редакция аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо» желает вам приятной работы и удачи!

1. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ АКТИВОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Обязательное проведение инвентаризации активов и обязательств организации перед составлением годовой отчетности предусмотрено абзацем 3 п.2 ст.13 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон № 57-З).

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности инвентаризация активов и обязательств проводится в следующие сроки (п.7 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180, далее - Инструкция № 180):

• основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства, сырья, материалов, готовой продукции, товаров для реализации (в том числе товаров на складах, товаров в розничной торговле, тары под товаром и порожней, покупных изделий, продуктов подсобного сельского хозяйства) - не ранее 1 ноября;

• незавершенного производства и полуфабрикатов - не ранее 1 ноября;

• животных на выращивании и откорме (в том числе молодняка животных) - не ранее 1 ноября;

• денежных средств - не ранее 1 декабря;

• обязательств и других активов - не ранее 1 декабря.

1.1. НПА по отражению инвентаризации в бюджетных организациях

1.1.1. Общие вопросы инвентаризации

* Закон № 57-З (ст.13).

* Инструкция о порядке организации бухгалтерского учета бюджетными организациями и централизованными бухгалтериями, обслуживающими бюджетные организации, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 08.02.2005 № 15 (далее - Инструкция № 15).

Для обеспечения контроля за сохранностью бюджетных средств, средств, полученных за счет сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам, целевых средств, достоверности данных бухгалтерского учета данным бухгалтерской и налоговой отчетности организации проводят инвентаризацию имущества и финансовых обязательств. Инвентаризация проводится в соответствии с Инструкцией № 180 (п.29).

В обязанности бухгалтерии (главного бухгалтера, бухгалтера) входит участие в проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств, своевременное и правильное определение результатов инвентаризации и отражение в бухгалтерском учете (абзац 12 части четвертой п.11).

* Инструкция № 180.

* Инструкция по учету и сохранности библиотечных фондов в Республике Беларусь, утвержденная приказом Министерства культуры Республики Беларусь от 28.08.1998 № 300 (далее - Инструкция № 300).

Для библиотечных фондов в главе 10 Инструкции № 300 установлен отличный от основных средств порядок проведения инвентаризации. Перед составлением годовой отчетности проведение инвентаризации необязательно (п.110).

* Положение о коллективной (бригадной) материальной ответственности, утвержденное постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 14.04.2000 № 54 (подп.10.2 и 10.4 п.10, подп.12.5 п.12, пп.14, 16).

1.1.2. Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней

* Инструкция о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15.03.2004 № 34 (глава 5) (далее - Инструкция № 34).

* Инструкция о порядке приема, учета, хранения, использования драгоценных металлов для зубопротезирования, утвержденная постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14.08.2007 № 72.

Инвентаризация драгоценных металлов и изделий из них проводится 1-го числа каждого месяца. Инвентаризация проводится по всем местам хранения и использования драгоценных металлов. Периодически, но не реже одного раза в квартал, бухгалтерией организации проводятся внеплановые инвентаризации драгоценных металлов у материально ответственных лиц. Отклонения массы драгоценных металлов (погрешность при взвешивании) в пределах 0,01 г излишком или недостачей не считаются (п.64).

Инвентаризация проводится в порядке, установленном Инструкцией № 34 (п.65).

* Инструкция о порядке осуществления деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями в торговых объектах на территории Республики Беларусь, утвержденная постановлением Министерства торговли Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 31.05.2011 № 24/34.

Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней в торговых объектах производится в установленном законодательством порядке согласно утвержденному субъектом торговли графику, но не реже одного раза в год.

В инвентаризационных описях драгоценные металлы и драгоценные камни должны учитываться в соответствии с учетными характеристиками, предусмотренными п.7 указанной Инструкции (п.8).

* Перечень комплектующих, узлов и деталей оборудования, приборов и иных изделий, из которых извлечение драгоценных металлов экономически нецелесообразно, установленный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.12.2016 № 115.

1.1.3. Инвентаризация отходов производства и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

* Инструкция о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденная постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.02.2008 № 17.

* Инструкция о порядке инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденная постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 23.06.2009 № 42.

* Инструкция о порядке проведения инвентаризации оборудования и технических устройств, содержащих озоноразрушающие и (или) озонобезопасные вещества, утвержденная постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 08.12.2014 № 42.

Инвентаризация оборудования и технических устройств, содержащих озоноразрушающие вещества, проводится не реже одного раза в 3 года не позднее 20 января года, следующего за отчетным (п.10).

1.1.4. Инвентаризация бланков строгой отчетности

* Инструкция о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 № 196 (далее - Инструкция № 196) (п.6).

* Инструкция о порядке использования бланков строгой отчетности, выпускаемых Министерством юстиции Республики Беларусь, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 01.12.2010 № 110 (п.17).

* Инструкция о порядке использования бланков листков нетрудоспособности, утвержденная постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17.01.2012 № 1.

1.1.5. Особенности инвентаризации в некоторых сферах

* Положение о порядке отпуска, получения, учета, хранения, приемки, инвентаризации и транспортировки этилового спирта, получаемого из пищевого сырья, этилового ректификованного технического спирта и этилового денатурированного спирта, получаемого из пищевого или непищевого сырья, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.12.2004 № 1633 (глава 4).

 

справочно

Справочно

С 6 января 2021 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2020 № 772 изменено название вышеназванного Положения на: «Положение о порядке отпуска, получения, учета, хранения, приемки, инвентаризации и транспортировки этилового спирта».

 

* Технический кодекс установившейся практики 52.7.01-2017 «Оценка стоимости объектов гражданских прав. Порядок проведения оценки стоимости имущества, находящегося в государственной собственности» (утвержден и введен в действие приказом Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 13.01.2017 № 6).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 мая 2021 г. действует ТКП 52.7.01-2020 «Оценка стоимости объектов гражданских прав. Порядок проведения оценки стоимости имущества, находящегося в государственной собственности», утвержденный постановлением Госкомимущества от 30.12.2020 № 29.

 

В случае если основное средство выявлено в ходе инвентаризации как излишек после даты последней переоценки, коэффициент изменения стоимости видов (групп) основных средств принимается к дате его принятия к бухгалтерскому учету - по основным средствам, первоначальная стоимость которых определена на основании заключения об оценке исполнителя оценки или документов, подтверждающих стоимость аналогичных основных средств (подп.4.4.7 п.4).

В случае если незавершенные капитальные строения и оборудование к установке выявлены в ходе инвентаризации как излишек после даты последней переоценки, коэффициент изменения стоимости видов (групп) основных средств принимается к дате принятия этого имущества к бухгалтерскому учету (подп.5.5.6 п.5).

При наличии в здании объекта гражданской обороны инвентаризационной комиссией производится его выделение из стоимости здания по объемно-планировочным показателям (подп.8.7 п.8).

* Положение о порядке проведения инвентаризации государственного жилищного фонда, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.01.2006 № 11.

* Инструкция о порядке приобретения, хранения, реализации, отпуска (распределения) наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях, утвержденная постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.12.2004 № 51.

Инвентаризация наркотических средств и психотропных веществ аптечными складами проводится в соответствии с требованиями Инструкции № 180.

Если при проведении инвентаризации остатки наркотических средств и психотропных веществ в виде лекарственных препаратов и (или) наркотических средств и психотропных веществ в виде фармацевтических субстанций (с учетом утвержденных норм естественной убыли) не соответствуют данным журнала учета на аптечном складе, ответственное лицо аптечного склада в течение суток извещает руководителя. Руководителем в трехдневный срок проводится служебное расследование (п.29).

Инвентаризация наркотических средств и психотропных веществ аптеками или больничными аптеками проводится в соответствии с требованиями пункта 29 (п.40)

* Инструкция о порядке организации диетического питания, утвержденная постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21.11.2019 № 106.

В целях обеспечения сохранности пищевых продуктов организацией здравоохранения не менее одного раза в квартал проводится инвентаризация пищевых продуктов (п.37).

* Инструкция о порядке проведения инвентаризации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, утвержденная постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 31.07.2009 № 56.

* Инструкция о порядке проведения инвентаризации пенсионных дел и документов о выплате пенсий, утвержденная постановлением Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 27.08.2001 № 12.

* Инструкция о порядке учета и инвентаризации ценностей культурно-исторического фонда, находящихся в подчиненных Министерству культуры организациях, а также в структурных подразделениях местных исполнительных и распорядительных органов, осуществляющих государственно-властные полномочия в области культуры, и подчиненных им организациях, утвержденная постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 25.11.2008 № 40 (глава 4).

1.2. Аналитические материалы по отражению в учете и оформлению результатов инвентаризации в бюджетных организациях

1.2.1. Общие вопросы инвентаризации

Аналитическая редакция АПС «Бизнес-Инфо»

Инвентаризация активов и обязательств - 2020.

 

А.Чернюк, доцент

Бухгалтерский учет недостачи имущества при наличии виновников недостачи в бюджетных организациях.

 

О.Козарез, главный бухгалтер бюджетной организации

Порядок проведения годовой инвентаризации в бюджетной организации.

 

Е.Кудравец, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»

Нужно ли по результатам инвентаризации активов оформлять сличительные ведомости, если при инвентаризации не выявлены ни излишки, ни недостачи?

1.2.2. Инвентаризация внеоборотных активов

Н.Клясова, экономист

Излишки санитарно-технического оборудования в бюджетной организации. Бухгалтерский учет и оценка.

1.2.3. Инвентаризация оборотных активов

А.Чернюк, доцент

Учет материальных запасов в бюджетных организациях: материалы и продукты питания.

Учет отдельных предметов в бюджетных организациях: инвентаризация.

Бухгалтерский учет одноразовой медицинской одежды и белья в организации здравоохранения.

 

Н.Пучкова, экономист

В результате инвентаризации в поликлинике на виновного работника списывается недостача материалов. Сумма недостачи отражается с учетом суммы НДС?

1.2.4. Инвентаризация кассы

А.Чернюк, доцент

Какая бухгалтерская запись составляется при оприходовании излишков бюджетных денежных средств в кассе (в белорусских рублях), обнаруженных в результате инвентаризации у получателя бюджетных средств?

Какая бухгалтерская запись составляется у получателя бюджетных средств при списании недостачи бюджетных денежных средств в кассе (в белорусских рублях), отнесенной за счет организации?

 

С.Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»

Организация в течение года ежеквартально проводит внезапную инвентаризацию наличных денежных средств, находящихся в кассе (в том числе иностранной валюты). Вправе ли такая организация не проводить дополнительную инвентаризацию наличных денежных средств в кассе перед составлением годовой бухгалтерской отчетности?

 

В.Раковец, аудитор общества с ограниченной ответственностью «АудитИнком»

Какова периодичность проведения инвентаризации денежных средств в наличной иностранной валюте в кассе организации в связи с изменением с 1 июня 2019 г. порядка ведения кассовых операций?

1.2.5. Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности

В.Раковец, аудитор общества с ограниченной ответственностью «АудитИнком»

Исходя из норм п.7 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180, инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности должна проводиться не ранее 1 декабря отчетного года. В то же время согласно п.63 Инструкции № 180 она проводится на 1 ноября отчетного года. Какую дату следует закрепить в учетной политике организации в качестве даты проведения инвентаризации?

1.2.6. Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней

О.Козарез, главный бухгалтер бюджетной организации

Инвентаризация драгоценных металлов в серебросодержащих рентгеноматериалах в организациях здравоохранения.

1.3. Формы бланков и примеры их заполнения

1.3.1. Общие формы

Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации.

Приказ о проведении годовой инвентаризации (с Положением об инвентаризационных комиссиях) (пример).

Приказ о проведении инвентаризации товарно-материальных ценностей, отдельных предметов в составе оборотных средств, основных средств, бланков строгой отчетности (пример).

Акт контрольной проверки правильности проведения инвентаризации.

Книга учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации.

Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) ф.401.

Инвентаризационная опись основных средств ф.1-инв.

Инвентаризационная опись нематериальных активов ф.2-инв.

Акт инвентаризации незавершенного капитального строительства ф.3-инв.

Акт инвентаризации незавершенных работ НИОКР ф.4-инв.

Инвентаризационный ярлык ф.5-инв.

Инвентаризационная опись оборотных активов ф.6-инв.

Инвентаризационная опись оборотных активов ф.6-инв (пример).

Акт инвентаризации незаконченных ремонтов ф.7-инв.

Акт инвентаризации материалов и товаров, находящихся в пути, ф.8-инв.

Акт инвентаризации товаров отгруженных ф.9-инв.

Инвентаризационная опись активов, принятых (сданных) на ответственное хранение, ф.10-инв.

Акт инвентаризации расходов будущих периодов ф.11-инв.

Акт инвентаризации наличных денежных средств ф.12-инв.

Инвентаризационная опись ценных бумаг, бланков строгой отчетности ф.13-инв.

Акт проверки наличия бланков строгой отчетности.

Акт инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, прочими дебиторами и кредиторами ф.14-инв.

Акт о списании имущества (находящегося в республиканской собственности).

Акт сверки наличия музейных предметов из драгоценных металлов и камней с учетной документацией.

1.3.2. Оформление результатов инвентаризации

Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств ф.15-инв.

Сличительная ведомость результатов инвентаризации оборотных активов ф.16-инв.

Протокол заседания центральной инвентаризационной комиссии по рассмотрению результатов инвентаризации.

Ведомость результатов, выявленных инвентаризацией.

Предложение компенсировать ущерб, выявленный в результате инвентаризации.

1.3.3. Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней

Инвентаризационная опись драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в полуфабрикатах, узлах и деталях оборудования, приборах и иных изделиях, а также находящихся в составе любых материальных ценностей, в ломе и отходах, ф.инв-8а.

Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них ф.инв-8.

Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них ф.инв-9а.

1.3.4. Инвентаризация отходов

Акт инвентаризации отходов производства.

Акт инвентаризации коммунальных отходов производства.

Акт инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Результаты инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 мая 2021 г. следует руководствоваться формами акта инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и результатов инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в редакции постановления Минприроды от 19.02.2021 № 5.

 

Инвентаризационная опись оборудования и технических устройств, содержащих озоноразрушающие и (или) озонобезопасные вещества.

1.3.5. Инвентаризация имущества, находящегося в государственной собственности

Акт результатов инвентаризации активов и обязательств.

Ведомость инвентаризации и оценки стоимости основных средств.

Ведомость инвентаризации и оценки стоимости незавершенных капитальных строений.

Ведомость инвентаризации и оценки стоимости оборудования к установке.

Сводная ведомость.

Акт инвентаризации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений.

1.3.6. Инвентаризация государственного жилищного фонда

Акт инвентаризации жилых помещений многоквартирного жилого дома.

Акт инвентаризации одноквартирного жилого дома.

Акт инвентаризации жилых помещений общежития.

Акт инвентаризации специальных жилых помещений в жилом здании специального назначения.

Сводная ведомость инвентаризации жилых помещений государственного жилищного фонда.

2. ИСПРАВЛЕНИЯ В УЧЕТЕ, ОТЧЕТНОСТИ И ПЕРВИЧНЫХ УЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТАХ

При выявлении ошибок, в том числе при проведении инвентаризации, рекомендуем проверить правильность применения изменившихся в 2020 году норм законодательства, регулирующих вопросы ведения бухгалтерского учета, исчисления налогов, сборов (пошлин).

2.1. НПА по исправлению и корректировке ошибок в бюджетных организациях

2.1.1. Исправления в первичных учетных документах и отчетности

* Закон № 57-З.

В первичных учетных документах (за исключением первичных учетных документов, которыми оформляются прием и выдача наличных денежных средств, и первичных учетных документов, составленных в форме электронного документа) допускаются исправления. Порядок внесения исправлений в первичные учетные документы определяется Министерством финансов Республики Беларусь (части первая и вторая п.8 ст.10).

В регистрах бухгалтерского учета (за исключением регистров бухгалтерского учета, составленных в форме электронного документа) допускаются исправления. Порядок внесения исправлений в регистры бухгалтерского учета определяется Министерством финансов Республики Беларусь (п.4 ст.11).

* План счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций, установленный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22.04.2010 № 50.

* Инструкция № 15.

Исправление ошибок, обнаруженных в записях бухгалтерского учета, производится следующим образом:

- обнаруженная ошибка за данный отчетный период до момента представления бухгалтерского баланса, не требующая изменения данных мемориального ордера, исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, и надписи над зачеркнутым исправленного текста и суммы. Одновременно на полях против соответствующей строки за подписью главного бухгалтера делается оговорка: «Исправлено»;

- обнаруженная ошибочная запись до момента представления бухгалтерского баланса, вызванная ошибкой в мемориальном ордере, в зависимости от ее характера исправляется дополнительным мемориальным ордером или методом «красное сторно»;

- точно так же исправляются ошибки во всех случаях, когда они обнаружены в записях бухгалтерского учета за тот отчетный период, за который баланс уже представлен. Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления методом «красное сторно» оформляются бухгалтерской справкой, в которой делаются ссылки на номер и дату исправляемого мемориального ордера, документа, обоснование внесения исправления.

На основании бухгалтерской справки составляется мемориальный ордер формы 274 (п.18).

Регистры бухгалтерского учета по синтетическим и аналитическим счетам открываются записями сумм остатков на начало года в соответствии с заключительным балансом и регистрами бухгалтерского учета за истекший год.

Если вышестоящей организацией при утверждении годового отчета сделаны исправления в заключительном балансе, то на основании соответствующего письменного распоряжения эти исправления вносятся как в регистры бухгалтерского учета прошлого года (путем исправительной бухгалтерской записи), так и в учетные регистры текущего года (путем изменения начального сальдо способом, указанным в п.18) (п.19).

* Инструкция о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденная постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.01.2019 № 2.

При обнаружении плательщиком в налоговой декларации (расчете) неполноты сведений или ошибок плательщик вносит изменения и (или) дополнения в налоговую декларацию (расчет) в порядке, установленном в п.8.

* Положение об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16.

Внесение в книгу кассира исправлений осуществляется путем зачеркивания ошибочных записей и надписи правильных записей, которые заверяются подписью уполномоченного лица (часть седьмая п.16).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 10 апреля 2021 г. п.16 Положения № 924/16 исключен постановлением Совмина от 07.04.2021 № 203/4. Комментарий см. здесь.

2.1.2. Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете

* Инструкция № 180.

Бюджетные организации результаты инвентаризации зачисляют на уменьшение (увеличение) финансирования из республиканского и (или) местных бюджетов внебюджетных источников в зависимости от того, за счет каких источников приобретались активы, недостача (излишек) которых обнаружена при инвентаризации. Результаты инвентаризации оформляются инвентаризационной описью (сличительной ведомостью) согласно приложению 5 к Инструкции № 180 (п.75).

* Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств в бюджетных организациях, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2012 № 60 (далее - Инструкция № 60).

Первоначальная стоимость основных средств, выявленных в результате инвентаризации как излишки, определяется на дату проведения инвентаризации на основании документов, подтверждающих стоимость аналогичных активов, или заключений об их оценке, проведенной лицами, осуществляющими оценочную деятельность (часть пятая п.12).

Первоначальная стоимость основных средств, выявленных в результате инвентаризации как излишки, отражается: Д-т субсчетов счета 01 - К-т 250 (часть пятая п.13).

При выявлении недостачи основных средств в результате инвентаризации накопленные по ним за весь период эксплуатации суммы амортизации отражаются: Д-т 020 - К-т субсчетов счета 01. Остаточная стоимость недостающих основных средств отражается: Д-т 250 - К-т субсчетов счета 01.

Отнесенная на виновных лиц стоимость недостающих основных средств, приобретенных за счет средств бюджета соответствующего уровня, отражается: Д-т 170 - К-т 173.

Отнесенная на виновных лиц стоимость недостающих основных средств, приобретенных за счет средств, получаемых от приносящей доходы деятельности, отражается: Д-т 170 - К-т 237 (410) (п.23).

* Инструкция по бухгалтерскому учету нематериальных активов в бюджетных организациях, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 25.

Первоначальная стоимость нематериальных активов, выявленных в результате инвентаризации как излишки, определяется на дату проведения инвентаризации на основании документов, подтверждающих стоимость аналогичных активов (прейскурантов, каталогов и др.), или заключений об их оценке, проведенной лицами, осуществляющими оценочную деятельность (часть четвертая п.12).

Первоначальная стоимость нематериальных активов, выявленных в результате инвентаризации как излишки, отражается: Д-т 019 - К-т 250 (часть четвертая п.14).

* Инструкция по бухгалтерскому учету отдельных предметов в составе оборотных средств бюджетными организациями, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 01.04.2004 № 63 (далее - Инструкция № 63).

В бухгалтерском учете оприходование излишков и списание недостач предметов в составе оборотных средств, выявленных при инвентаризации, отражается в соответствии с пп.5 и 9 приложения к Инструкции № 63.

* Инструкция № 34.

Бюджетные организации результаты инвентаризации зачисляют на уменьшение (увеличение) бюджетного финансирования или внебюджетных источников в зависимости от того, за счет каких источников приобретались средства, недостача (излишек) которых обнаружена при инвентаризации (абзац 6 части первой п.114).

* Инструкция № 196.

Списание с учета испорченных и (или) аннулированных бланков строгой отчетности по причине различных чрезвычайных обстоятельств (пожара, наводнения, аварии коммунальных сетей и др.), произошедших при хранении бланков до передачи их материально ответственным лицом ответственным исполнителям, отражается: Д-т 200, 202, 211, 215, 080 - К-т 210; одновременно списание конкретных серий и номеров бланков - по расходу забалансового счета 04 «Бланки строгой отчетности» (п.24).

В случае наличия виновных лиц, не обеспечивших сохранность бланков строгой отчетности в местах хранения, стоимость испорченных и (или) аннулированных бланков строгой отчетности отражается: Д-т 170 - К-т 200, 202, 210, 211, 215, 080; одновременно списание конкретных серий и номеров бланков - по расходу забалансового счета 04 «Бланки строгой отчетности» (п.25).

На сумму НДС, исчисленную при наличии виновных лиц от стоимости испорченных и (или) аннулированных бланков строгой отчетности, бюджетными организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность, составляется бухгалтерская запись: Д-т 170 - К-т 173 (п.26).

2.2. Аналитические материалы по исправлению и корректировке ошибок в бюджетных организациях

Некоторые из приведенных материалов подготовлены до 1 января 2020 г. Вместе с тем они включены в список, так как не потеряли своей актуальности применительно к исправлению в учете ошибок, выявленных в 2020 году или по его окончании.

2.2.1. Общие вопросы исправления ошибок в учете

Н.Клясова, экономист

Деятельность организаций бюджетной сферы. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 16.12.2019 № 269-З «О республиканском бюджете на 2020 год».

2.2.2. Исправление ошибок в первичных учетных документах

Т.Рыбак, кандидат экономических наук, доцент, аудитор, DipIFR, начальник главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Министерства финансов Республики Беларусь

Документальное оформление хозяйственных операций с 2019 года. Комментарий к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 10.08.2018 № 58.

 

В.Раковец, аудитор общества с ограниченной ответственностью «АудитИнком»

Организация иногда (вследствие ошибок) вносит исправления в данные накладных форм ТТН-1, ТН-2. Нужно ли при внесении исправлений указывать основания для внесения исправлений?

Организация иногда в результате ошибок вносит исправления в данные накладных форм ТТН-1, ТН-2. Можно ли оформлять корректировочным актом исправления не только стоимостных, но и иных показателей?

Организация при оформлении товарно-транспортной накладной на отгрузку товаров допустила неточности в наименовании отдельных позиций. Существуют ли ограничения на количество исправлений в первичном учетном документе?

 

К.Семенова, экономист

Допускаются ли в кассовой книге исправления?

 

Г.Агапова, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»

Можно ли внести исправления в приходный кассовый ордер?

Необходима ли печать организации здравоохранения на листке нетрудоспособности при внесении в него исправлений?

2.2.3. Исправление ошибок, связанных с учетом основных средств и нематериальных активов

О.Козарез, главный бухгалтер бюджетной организации

Корректировка ошибок в бухгалтерском учете по операциям с основными средствами.

2.2.4. Исправление ошибок, связанных с учетом затрат

О.Козарез, главный бухгалтер бюджетной организации

Восстановление расходов на счета государственного казначейства.

 

Е.Горковенко, экономист

Учет БСО в бюджетных организациях.

2.2.5. Исправление ошибок, связанных с исчислением налогов, сборов (пошлин), обязательных страховых взносов

Н.Борисенко, аудитор

Не отражена выручка: исправление ошибок в налоговом учете.

 

Е.Кудравец, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»

Нужно ли при создании исправленного ЭСЧФ указывать в строке 31 «Дополнительные сведения» причину его создания?

 

И.Градова, экономист

В результате реорганизации организация «В» присоединена к организации «Д». В случае выявления организацией «Д» ошибки в налоговых декларациях организации «В», поданных за прошлые налоговые периоды при исчислении налога на прибыль и НДС, может ли организация «Д» отразить изменения по налогу на прибыль и НДС в своих декларациях, подаваемых в текущем периоде, без подачи уточненных деклараций за прошлые налоговые периоды?

 

Н.Нехай, аудитор, специалист по налогообложению общества с ограниченной ответственностью «Аудиторский центр "Эрудит"»

Организация реализовала товар в II квартале 2020 г. по ставке НДС 10 %, а уже после сдачи декларации обнаружилась ошибка, так как реализация должна была проходить по ставке НДС 20 %. Как правильно исправить данную ошибку и доначислить НДС, с учетом того, что покупатель не согласен на увеличение стоимости товара? Если отразить доначисление НДС - изменится итоговая сумма по накладной, как правильно подтвердить новую задолженность покупателя перед поставщиком?

В 2019 году при реализации медицинского оборудования организация-продавец применила освобождение от НДС. В 2020 году выяснилось, что данная реализация должна облагаться НДС в размере 20 %. Организация-покупатель отказалась подписывать корректировочный акт на сумму НДС и вносить корректировки по данной поставке. Как правильно внести исправления в ЭСЧФ и налоговую декларацию по этой сумме НДС за прошлый отчетный период?

 

М.Згировская, аудитор, DipIAS ICFM, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»

Сотрудник принят на 0,5 ставки как внешний совместитель в декабре 2017 г. В апреле 2018 г. он уволен с места основной работы. С этого момента организация стала для него местом основной работы. За период декабрь 2017 г. - апрель 2018 г. при исчислении подоходного налога применялся стандартный налоговый вычет по подоходному налогу и по месту основной работы, и по совместительству. Обнаружена ошибка только в 2020 году. Как исправить ошибку?

2.3. Формы, необходимые для внесения исправлений

Бухгалтерская справка-расчет (пример).

Корректировочный акт к накладной ТТН-1 (пример).

Бухгалтерская справка (расчет среднего заработка военнообязанным работникам, призванным на военные сборы) (пример).

Мемориальный ордер ф.274.

3. ПЕРЕОЦЕНКА ДОЛГОСРОЧНЫХ АКТИВОВ

Показатель уровня инфляции в ноябре 2020 г. за предшествующий ему период с декабря 2013 г. (с даты проведения последней обязательной переоценки по состоянию на 1 января 2014 г.) не достиг 100 % (составил 76,6 % согласно данным Национального статистического комитета Республики Беларусь (далее - Белстат) (https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/tseny/potrebitelskie-tseny/operativnye-dannye/ob-urovne-inflyatsii/ob-urovne-inflyatsii-v-nbsp-noyabre-2020-nbsp-g-k-date-provedeniya-posledney-pereotsenki/).

Переоценка долгосрочных активов на 1 января 2021 г. не является обязательной, то есть организации (собственники ее имущества) самостоятельно определяют необходимость ее проведения. При этом решение о проведении переоценки может быть принято в отношении не всех, а лишь некоторых объектов.

3.1. НПА по переоценке долгосрочных активов в бюджетных организациях

* Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2006 № 622 «О вопросах переоценки основных средств, доходных вложений в материальные активы, объектов незавершенного строительства и оборудования к установке».

Переоценка (изменение стоимости) основных средств, доходных вложений в материальные активы, оборудования к установке, числящихся в бухгалтерском учете (в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения), осуществляется в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, с учетом требований названного Указа, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь:

- в отношении зданий, сооружений и передаточных устройств в случае достижения показателя уровня инфляции в ноябре текущего календарного года за предшествующий ему период с даты проведения последней переоценки, осуществленной в обязательном порядке в соответствии с требованиями законодательства, рассчитываемого и публикуемого Белстатом, 100 % и более - всеми организациями;

- в остальных случаях - по решению организации или собственника ее имущества (подп.1.1 п.1).

* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.11.2006 № 1543 «О некоторых вопросах реализации Указа Президента Республики Беларусь от 20 октября 2006 г. № 622».

Переоценка основных средств, доходных вложений в материальные активы, оборудования к установке производится организациями в соответствии с порядком, утверждаемым Министерством экономики Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь, Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Расчет коэффициентов изменения первоначальной и (или) остаточной стоимости основных средств, доходных вложений в материальные активы, оборудования к установке осуществляется организациями с учетом коэффициентов изменения стоимости видов (групп) основных средств, определяемых до 15 января года, следующего за отчетным, Белстатом (п.1).

* Инструкция о порядке переоценки основных средств, доходных вложений в материальные активы, оборудования к установке, утвержденная постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 05.11.2010 № 162/131/37.

Инструкция устанавливает порядок проведения переоценки основных средств, доходных вложений в материальные активы, оборудования к установке, числящихся в бухгалтерском учете (книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения), начиная с переоценки имущества на 1 января 2015 г., следующего за отчетным 2014 годом.

Организация проводит переоценку имущества в случаях, установленных законодательными актами. Если законодательными актами организациям предоставлено право проводить переоценку имущества, организации вправе:

1) своей учетной политикой предусмотреть условия для проведения переоценки имущества (критерии существенности изменения стоимости имущества), в том числе ее периодичность;

2) принять решение о проведении переоценки в отношении:

- всего имущества;

- объектов основных средств, доходных вложений в материальные активы, относящихся к определенной группе, подгруппе либо классифицируемых определенным шифром классификации основных средств;

- отдельных объектов основных средств, доходных вложений в материальные активы;

- оборудования к установке, а также установленного оборудования и оборудования, не требующего монтажа в составе объектов незавершенного строительства, которые будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве отдельных инвентарных объектов основных средств, доходных вложений в материальные активы и отнесены к определенной группе, подгруппе либо определенному шифру классификации основных средств (п.1).

* Инструкция № 60.

Основные средства после принятия к бухгалтерскому учету организацией могут учитываться:

- по первоначальной стоимости, если проведение переоценки не является обязательным в соответствии с законодательством;

- по переоцененной стоимости (п.17).

* Письмо Министерства экономики Республики Беларусь от 28.01.2016 № 18-01-13/729 «О порядке переоценки частично ликвидируемых основных средств».

Разъясняется, что переоценке подлежит имущество, числящееся в бухгалтерском учете организации по состоянию на дату проведения переоценки (1 января).

Имущество (либо его часть), выбывшее до даты проведения переоценки и не числящееся в бухгалтерском учете организации на 1 января года, следующего за отчетным, переоценке не подлежит.

3.2. Аналитические материалы по переоценке долгосрочных активов в бюджетных организациях

С.Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»

Подготовка документов, необходимых для проведения переоценки основных средств по состоянию на 1 января 2020 года.

Составление ведомости переоценки основных средств и акта результатов переоценки основных средств по состоянию на 1 января 2020 года.

По каким долгосрочным активам может быть принято решение о проведении переоценки их стоимости по состоянию на 1 января 2019 г.? На какие виды основных средств распространяется требование об обязательном проведении переоценки в случае достижения уровня инфляции (в ноябре отчетного года за предшествующий ему период с даты проведения последней обязательной переоценки) 100 % и более?

 

И.Толкун, консультант управления прогнозирования и анализа инвестиционной деятельности Министерства экономики Республики Беларусь

Проведение переоценки основных средств и начисление амортизации по основным средствам и нематериальным активам.

Организация не проводила переоценку основных средств на 1 января 2016 г., на 1 января 2017 г., на 1 января 2018 г., однако принято решение о ее проведении на 1 января 2019 г. индексным методом. Все основные средства имелись на балансе на дату предыдущей переоценки. Как организации следует провести переоценку на 1 января 2019 г. отдельных объектов основных средств индексным методом, если по ним имеются и затраты на реконструкцию (модернизацию, реставрацию) основных средств, и обособленно учитываемые затраты?

В организации числится легковой служебный автомобиль. Основное средство полностью самортизировано. В августе 2019 г. автомобиль снят с учета в ГАИ (присвоен транзитный номер), так как предполагалась его продажа, но сделка не состоялась. Организация приняла решение использовать автомобиль далее в предпринимательской деятельности. На учет в ГАИ он поставлен только в январе 2020 г. Вправе ли организация провести переоценку данного основного средства (методом прямой оценки) на 1 января 2020 г.?

 

В.Раковец, аудитор общества с ограниченной ответственностью «АудитИнком»

Организация планирует продать некоторые основные средства в январе - феврале 2020 г. и ведет активную работу по поиску покупателей с октября 2019 г. на основании принятого руководителем организации решения. Имеет ли право организация провести переоценку основных средств на 01.01.2020?

Не будет ли нарушением законодательства проведение переоценки основных средств на 1 января 2019 г. выборочно - только по оборудованию, выкупленному по договорам лизинга?

 

А.Чернюк, доцент

Какими бухгалтерскими записями отражаются результаты переоценки основных средств в бюджетных организациях?

Изменения в порядке составления и представления отчетности бюджетных организаций. Комментарий к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 02.05.2018 № 31.

 

Г.Агапова, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»

На какую дату составляется ведомость переоценки основных средств?

Подлежат ли переоценке земельные участки?

 

Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь

Как определяется стоимость материальных историко-культурных ценностей в случае выставления их на аукцион по начальной цене, равной одной базовой величине?

 

Е.Дернович, старший научный сотрудник отдела документоведения Белорусского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела

Какой срок хранения имеют протоколы и акты о переоценке основных средств?

3.3. Формы документов и примеры их заполнения

Приказ о проведении переоценки основных средств, доходных вложений в материальные активы и оборудования к установке по состоянию на 1 января 2018 г. (пример).

Ведомость переоценки основных средств, доходных вложений в материальные активы (с возможностью заполнения в формате MS Excel).

Акт результатов переоценки основных средств, доходных вложений в материальные активы по состоянию на 1 января 2018 г. (пример).

Ведомость переоценки основных средств (примерная форма) (с возможностью заполнения в формате MS Excel).

Акт результатов переоценки основных средств (примерная форма) (с возможностью заполнения в формате MS Excel).

Ведомость переоценки неустановленного оборудования (примерная форма) (с возможностью заполнения в формате MS Excel).

3.4. Справочная информация

Индексы потребительских цен. Инфляция.

Коэффициенты изменения стоимости видов (групп) основных средств.

4. СОСТАВЛЕНИЕ ГОДОВОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Состав отчетности бюджетных организаций определяется Министерством финансов Республики Беларусь (п.3 ст.15 Закона № 57-З).

Бюджетные организации представляют годовую и промежуточную индивидуальную отчетность в порядке и сроки, установленные Министерством финансов Республики Беларусь (п.5 ст.16 Закона № 57-З).

4.1. НПА по составлению ГБО у бюджетников

* Инструкция № 15.

Главный бухгалтер несет ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета в организации, формирование учетной политики, а также за составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности (часть вторая п.10).

Организации обязаны составлять и представлять годовую и периодическую бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном Министерством финансов Республики Беларусь.

Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных обособленных структурных подразделений.

Сроки представления отчетности устанавливаются:

- финансовыми органами - для главных распорядителей средств бюджета;

- главными распорядителями - для распорядителей (получателей) средств бюджета;

- распорядителями - для получателей средств бюджета.

Бухгалтерская отчетность составляется по установленным формам в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности по средствам бюджетов и средствам от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.03.2010 № 22 (далее - Инструкция № 22).

День представления бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или по дате фактической передачи по принадлежности (п.30).

* Инструкция № 22.

Бухгалтерский баланс на 1 января следующего года составляется после годового заключения счетов. Под годовым заключением счетов понимается отражение в учете заключительных записей по списанию произведенных в течение текущего отчетного года фактических расходов и затрат за счет бюджетного (внебюджетного) источника финансирования.

Для проведения годового заключения счетов в книге журнал-главная выводится предварительный остаток по каждому счету (субсчету) на конец текущего отчетного года (части первая и вторая п.21).

Бухгалтерская отчетность составляется нарастающим итогом с начала отчетного года (п.4).

Бухгалтерская отчетность составляется в белорусских рублях с двумя знаками после запятой (п.5).

Периодичность представления форм бухгалтерской отчетности установлена согласно приложению 1 к Инструкции № 22 (часть первая п.6).

Получатель бюджетных средств - бюджетная организация представляет бухгалтерскую отчетность:

- распорядителю бюджетных средств (вышестоящей организации) - по формам согласно приложениям 2-16 к Инструкции № 22;

- распорядителю бюджетных средств, не являющемуся вышестоящей организацией, - по формам об использовании бюджетных средств, полученных по другим главам соответствующей ведомственной классификации, согласно приложениям 3-514-16 к Инструкции № 22 (п.87).

* Письмо Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.06.2018 № 11-32/7982 «О составлении и представлении бухгалтерской отчетности».

4.2. Аналитические материалы по ГБО у бюджетников

4.2.1. Общие вопросы

А.Чернюк, доцент

Изменения в порядке составления и представления отчетности бюджетных организаций. Комментарий к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 02.05.2018 № 31.

Годовое заключение счетов бухгалтерского учета в бюджетных организациях.

Какая бухгалтерская запись составляется в конце года у получателя бюджетных средств при списании фактических расходов, произведенных за счет бюджетных средств?

 

Л.Еськова, кандидат экономических наук, доцент Белорусского государственного экономического университета

Заключение счетов текущего учета бюджетной организации как элемент подготовки к составлению годового отчета.

 

С.Клеванович, главный специалист главного финансового управления Минского областного исполнительного комитета

На какую дату составляется и каким способом представляется бухгалтерская отчетность бюджетной организацией?

Каковы сроки представления бухгалтерской отчетности бюджетной организацией?

У бюджетной организации сменился распорядитель. Как в данной ситуации составить бухгалтерскую отчетность?

Бюджетные организации. Заполняем формы бухгалтерской отчетности.

4.2.2. Заполнение бухгалтерского баланса

А.Чернюк, доцент

Отчетность бюджетных организаций: формирование показателей формы 1.

 

О.Козарез, главный бухгалтер бюджетной организации

Составление бухгалтерского баланса бюджетной организации.

 

С.Клеванович, главный специалист главного финансового управления Минского областного исполнительного комитета

Бюджетная организация сдает в аренду оборудование, приобретенное за счет бюджетных средств. В какой форме бухгалтерской отчетности следует отразить суммы полученной арендной платы (строка 970 формы 1 «Бухгалтерский баланс» или строка 002 формы 4 «Отчет об исполнении сметы доходов и расходов средств от приносящей доходы деятельности бюджетной организации»)?

За бюджетной организацией закреплено на праве хозяйственного ведения движимое имущество (оборудование). По какой строке формы 1 «Бухгалтерский баланс» (010 или 961) следует отразить данные по указанному имуществу?

4.2.3. Заполнение отчета об исполнении бюджетной сметы и отчета об исполнении бюджетной сметы на капитальное строительство

А.Чернюк, доцент

Отчетность бюджетных организаций: формирование показателей формы 2.

Изменения в содержании и увязке показателей формы 2. Комментарий к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 02.05.2018 № 31.

Учет расходов на капитальное строительство в бюджетных организациях.

 

О.Козарез, главный бухгалтер бюджетной организации

Составление отчета об исполнении бюджетной сметы.

Формирование данных по заработной плате в отчете об исполнении бюджетной сметы. Кассовые и фактические расходы.

 

С.Клеванович, главный специалист главного финансового управления Минского областного исполнительного комитета

Как производится взаимная проверка кассовых и фактических расходов при заполнении формы 2 «Отчет об исполнении бюджетной сметы»?

Как проверить кассовые расходы в форме 2 «Отчет об исполнении бюджетной сметы»?

4.2.4. Заполнение отчета об исполнении сметы доходов и расходов средств от приносящей доходы деятельности бюджетной организации

А.Чернюк, доцент

Бухгалтерская отчетность бюджетных организаций: формирование показателей формы 4.

 

О.Козарез, главный бухгалтер бюджетной организации

Составление отчета об исполнении сметы доходов и расходов средств от приносящей доходы деятельности бюджетной организации.

Расчет коэффициента при распределении косвенных расходов в бюджетной организации.

Бухгалтерская отчетность бюджетных организаций: практический пример заполнения формы 4.

Составление отчета по форме 4 в бюджетной организации с учетом увязок основных показателей.

 

С.Клеванович, главный специалист главного финансового управления Минского областного исполнительного комитета

Управлению ежеквартально сдаются квартальные отчеты, в том числе форма 4 «Отчет об исполнении сметы доходов и расходов средств от приносящей доходы деятельности бюджетной организации». Как провести детальный анализ формы 4 по объемным показателям? Как правильно проверить сметы доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций и форму 4 подчиненной организации?

В каком разделе формы 4 «Отчет об исполнении сметы доходов и расходов средств от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций» отражаются расходы на уплату обязательных страховых взносов в государственный внебюджетный фонд социальной защиты населения Республики Беларусь из премии, выплаченной за счет сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении организации?

Как правильно заполнить и увязать показатели строки 001 «Остаток средств на начало года» по сводной форме 4 «Отчет об исполнении сметы доходов и расходов средств от приносящей доходы деятельности бюджетной организации»?

4.2.5. Заполнение прочих отчетов

О.Козарез, главный бухгалтер бюджетной организации

Составление отчета о движении основных средств, отдельных предметов в составе оборотных средств.

Составление отчета о движении материальных ценностей бюджетной организации.

Составление отчета об использовании средств целевого назначения и иных средств бюджетной организации.

Составление отчета о недостачах и хищениях имущества бюджетной организации.

Составление пояснительной записки бюджетной организации.

 

А.Чернюк, доцент

Бухгалтерская отчетность бюджетных организаций: увязка показателей формы 9.

 

С.Клеванович, главный специалист главного финансового управления Минского областного исполнительного комитета

Коммерческая организация безвозмездно передала бюджетной организации материалы. В какой форме бухгалтерской отчетности и по какой строке следует отразить данные по получению и расходованию указанных материалов?

Что относится к суммам по произведенным в соответствии с законодательством зачетам (взаимозачетам) без перевода денежных средств через счета в банках, отражаемым в форме 9 «Отчет об использовании средств целевого назначения и иных средств»? Следует ли отнести суммы по предоставленным на безвозмездной основе материальным ценностям или услугам к доходам (строка 002) и расходам по соответствующим статьям? Должны ли остатки в бухгалтерском балансе по счету 176 (строка 830) соответствовать остаткам формы 9?

Бюджетная организация получила иностранную безвозмездную помощь в виде денежных средств для укрепления материально-технической базы учреждения (приобретение оборудования). На всю сумму (3 000,00 руб.) было приобретено оборудование. В каком разделе формы 9 «Отчет об использовании средств целевого назначения и иных средств» (разделе 4 «Расходы» или 6 «Использование сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении организации») необходимо отразить расходы по приобретению оборудования?

Какие данные отражаются бюджетной организацией в отчете формы 15-1 «О средствах бюджета в расчетах»?

4.3. Формы бланков

Бухгалтерский баланс (форма 1).

Отчет об исполнении бюджетной сметы (форма 2).

Отчет об исполнении бюджетной сметы на капитальное строительство (форма 3).

Расходование средств, выделенных на финансирование капитального строительства (приложение к форме 3).

Отчет об исполнении сметы доходов и расходов средств от приносящей доходы деятельности бюджетной организации (форма 4).

Отчет о движении основных средств, отдельных предметов в составе оборотных средств (форма 5).

Отчет о движении материальных ценностей (форма 6).

Отчет о поступлении и расходовании средств государственных целевых бюджетных фондов (форма 7).

Отчет о поступлении и расходовании средств государственных внебюджетных фондов (форма 8).

Отчет об использовании средств целевого назначения и иных средств (форма 9).

Отчет об исполнении сметы доходов и расходов фонда развития свободной экономической зоны (форма 10-СЭЗ).

Отчет о недостачах и хищениях имущества (форма 15).

Отчет о средствах бюджета в расчетах (форма 151).

Пояснительная записка (форма 16).

Информационный листок для представления бухгалтерской отчетности.

4.4. Справочная информация

Схема взаимной проверки основных показателей форм годовой и промежуточной бухгалтерской отчетности бюджетных организаций.

5. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ

5.1. НПА по составлению учетной политики в бюджетных организациях

* Закон № 57-З.

Учетная политика - совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, принятая организацией (абзац 22 ст.1).

Учетная политика организации включает:

- применяемые организацией виды учетной оценки;

- план счетов бухгалтерского учета организации;

- разработанные организацией для применения формы первичных учетных документов;

- применяемую организацией форму бухгалтерского учета;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- иные способы организации и ведения бухгалтерского учета.

Если в отношении конкретных хозяйственных операций, отдельных составляющих активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в законодательстве Республики Беларусь не установлен порядок их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, такой порядок разрабатывается организацией самостоятельно с применением профессионального суждения исходя из требований, установленных законодательством Республики Беларусь.

Учетная политика организации не изменяется, за исключением случаев, предусмотренных частью первой п.7 ст.9 Закона № 57-З (пп.4-6 ст.9).

* Инструкция № 15.

Главный бухгалтер несет ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета в организации, формирование учетной политики, а также за составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности (часть вторая п.10).

* Инструкция № 60.

Активы, в отношении которых выполняются условия признания, предусмотренные частью первой п.4 Инструкции № 60, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не выше 30 базовых величин за единицу, могут учитываться как отдельные предметы в составе оборотных средств (часть вторая п.4).

Основные средства после принятия к бухгалтерскому учету организацией могут учитываться:

- по первоначальной стоимости, если проведение переоценки не является обязательным в соответствии с законодательством;

- по переоцененной стоимости (п.17).

В учетной политике устанавливается, по какой стоимости учитываются основные средства в случае проведения переоценки, не являющейся обязательной.

* Инструкция № 63.

К отдельным предметам в составе оборотных средств относятся предметы независимо от срока их службы, стоимость единицы (комплекта) которых на дату приобретения не превышает величины, установленной учетной политикой организации, в пределах лимита, определяемого Министерством финансов Республики Беларусь (подп.1.2 п.1).

* Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденная постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6.

Решение о применении амортизационной ликвидационной стоимости при расчете амортизируемой стоимости принимается организацией самостоятельно и закрепляется положением об учетной политике организации по объектам, вводимым в эксплуатацию с 1 января 2011 г. (часть четвертая п.71).

Целесообразность изменения амортизируемой стоимости объекта или отнесения на затраты стоимости выполненных работ по техническому диагностированию и освидетельствованию устанавливается положением об учетной политике организации или комиссией в каждом случае (абзац 2 п.9).

Комиссия вправе производить пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств с обязательным отражением в положении об учетной политике возможности их пересмотра с начала отчетного года (часть первая п.24).

Для унификации расчета амортизационных отчислений по отдельным объектам основных средств и нематериальных активов и в целом по организации (в соответствии с положением об учетной политике организации) могут использоваться регистры бухгалтерского учета по формам, разработанным организациями, такие как карточка расчета амортизационных отчислений основных средств (нематериальных активов), разработочная таблица по расчету амортизации основных средств (нематериальных активов) (п.49).

* Инструкция № 180.

При инвентаризации расходов будущих периодов по документам устанавливается сумма, подлежащая отражению в бухгалтерском учете на соответствующих счетах, своевременность и полнота отнесения расходов на издержки производства и обращения в течение документально обоснованного срока в соответствии с разработанными в организации расчетами и учетной политикой, правильность списания затрат за счет созданных резервов (п.61).

* Инструкция о порядке бухгалтерского учета расходов в бюджетных организациях, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2009 № 157.

В соответствии с учетной политикой организации расходы к распределению в зависимости от конкретных условий могут распределяться пропорционально заработной плате, занимаемым площадям, израсходованным материалам, численности контингента или источникам финансирования и др. (часть четвертая п.10).

* Положение о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2013 № 641.

Для разделения расходов бюджетной организации по источникам финансирования (средства бюджета и внебюджетные средства) расходы, необходимые для функционирования бюджетной организации, распределяются между расходами бюджета и расходами по предпринимательской деятельности. Порядок распределения расходов по приносящей доходы деятельности устанавливается в учетной политике бюджетной организации (часть первая п.18, п.19).

* Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденная постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.07.2011 № 111.

Плановые затраты (себестоимость) определяются производителем самостоятельно исходя из принятой учетной политики и отраслевых рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости товаров (работ, услуг), на основе раздельного учета затрат по каждому виду товаров (работ, услуг). При отсутствии раздельного учета затрат по видам товаров (работ, услуг) затраты распределяются в соответствии с учетной политикой (часть вторая п.4).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 августа 2021 г. плановые затраты (себестоимость) определяются производителем самостоятельно исходя из принятой учетной политики, включающей вопросы ценообразования, с учетом отраслевых рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости товаров (работ, услуг), а также нормативных правовых актов по вопросам формирования затрат на основе раздельного учета затрат по каждому виду товаров (работ, услуг) (ч.2 п.4 Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утв. постановлением МАРТ от 06.08.2021 № 55).

 

* Налоговый кодекс Республики Беларусь.

5.2. Аналитические материалы по учетной политике в бюджетных организациях

А.Чернюк, доцент

Бухгалтерский учет путевок на оздоровление детей с использованием государственных средств в бюджетных организациях.

Бухгалтерский учет путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление в бюджетных организациях.

Учет расходов, связанных с осуществлением приносящей доходы деятельности в учреждениях образования.

Какая бухгалтерская запись составляется при списании кредиторской задолженности по истечении срока исковой давности, возникшей при исполнении сметы доходов и расходов внебюджетных средств?

Какая бухгалтерская запись составляется при списании кредиторской задолженности по истечении срока исковой давности, возникшей при исполнении бюджетной сметы получателем бюджетных средств?

 

С.Клеванович, главный специалист главного финансового управления Минского областного исполнительного комитета

Учетная политика - обязательный документ в бюджетной организации.

Отражение в учете бюджетной организации получения и выдачи в эксплуатацию печатей и штампов.

Как правильно рассчитать пропорцию распределения косвенных расходов? Необходимо ли при определении общей суммы поступлений внебюджетных средств за предыдущий год включать суммы доходов (арендная плата, операции по сдаче вторичных материальных ресурсов, проценты банка и проценты банка от депозитов), по которым расходов не имеется либо имеются в незначительных размерах?

 

Л.Еськова, кандидат экономических наук, доцент Белорусского государственного экономического университета

Замена монитора: ремонт или модернизация?

 

О.Козарез, главный бухгалтер бюджетной организации

Учет рентгеновской и флюорографической пленки в организации здравоохранения.

 

Л.Москалева, бухгалтер-эксперт по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях

Распределение косвенных расходов по источникам финансирования в бюджетной организации.

 

Н.Клясова, экономист

Учетная политика бюджетной организации на 2021 год.

Бухгалтерский учет устройства для розлива бутилированной воды в бюджетных организациях.

 

16.12.2020

 

Материал подготовлен аналитической редакцией Правовой платформы «Бизнес-Инфо»

 

Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»