


Материал помещен в архив
ВСЁ ПО ОДНОЙ ТЕМЕ.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАЛОГ И НАЛОГ ЗА ДОБЫЧУ (ИЗЪЯТИЕ) ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ - 2018
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Материал актуален на 2018 год. Материал ссылается на Налоговый кодекс Республики Беларусь в редакции до 1 января 2019 г. |
В соответствии с законодательством Республики Беларусь природопользование является платным, что подразумевает внесение платы за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды.
Порядок исчисления и уплаты изложен:
• для экологического налога - в главе 19 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК);
• для налога за добычу (изъятие) природных ресурсов - в главе 20 НК.
Подборка «Экологический налог и налог за добычу (изъятие) природных ресурсов - 2018» представляет собой перечень размещенных в АПС «Бизнес-Инфо» аналитических материалов, разъяснений специалистов налоговых органов и мнений экспертов по данной теме. Чтобы вникнуть во все изменения законодательства и избежать ошибок при исчислении и уплате экологического налога и налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, в разделах подборки содержатся отсылочные нормы на основные законодательные акты, регулирующие порядок исчисления и уплаты данного налога.
![]() |
Справочно Рекомендуем изучить материал «Основные нормативные правовые акты, регулирующие исчисление и уплату налогов (сборов). |
1.1. Плательщики экологического налога
Плательщиками экологического налога признаются организации и индивидуальные предприниматели.
Плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов признаются собственники отходов производства.
![]() |
Справочно Собственник отходов - юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, приобретшее право владения, пользования и распоряжения отходами (включая образовавшиеся в результате его экономической деятельности, жизнедеятельности) в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее - Закон № 271-З) и иными актами законодательства (п.30 ст.1 Закона № 271-З). Отходы производства - отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых (п.21 ст.1 Закона № 271-З). |
Плательщиками не признаются бюджетные организации, за исключением бюджетных организаций, которые признаются плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства в случае приобретения ими права собственности на отходы производства на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность, в целях последующего захоронения (ст.204 НК).
Право собственности на отходы приобретают (п.1 ст.3 Закона № 271-З):
• производитель отходов - с момента образования отходов, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь и (или) договором об использовании имущества, которое явилось источником образования этих отходов;
• юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, - на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность.
![]() |
Обратите внимание! Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и плательщиков единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции сохраняется общий порядок исчисления и уплаты экологического налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства в случае приобретения ими права собственности на отходы производства на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность, в целях последующего захоронения. При этом исчисление и уплата экологического налога производятся в отношении отходов, приобретенных указанными способами (подп.3.17 п.3 ст.286, абзац 16 п.4 ст.302 НК). |
Налоговые льготы, предусмотренные Декретом Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности», не касаются уплаты экологического налога коммерческими организациями Республики Беларусь, индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Республике Беларусь с местом нахождения (жительства) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности (абзац 4 подп.1.1 п.1 названного Декрета).
Не являются плательщиками экологического налога учреждения образования Национального банка Республики Беларусь (подп.1.2 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 09.03.2007 № 123 «О некоторых вопросах налогообложения учреждений образования Национального банка», далее - Указ № 123).
Собственники офисов объединены в товарищество: уплата налога за захоронение отходов производства.
Исчисление экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Вопросы расчета экологического налога при использовании электродов (сварка металлов).
Особенности налогообложения в сфере образования.
Справочник инвестора на 2017 год.
Особенности уплаты экологического налога за сброс сточных вод (из судебной практики).
Ответственность индивидуального предпринимателя за нарушение природоохранного законодательства. Отходы.
Обращение с отходами в рамках договора аренды помещений.
Налогообложение индивидуальных предпринимателей в 2017 году.
Состав налогов, сборов (пошлин), страховых взносов, уплачиваемых и не уплачиваемых организациями, перешедшими с общего порядка налогообложения на упрощенную систему налогообложения.
Бюджетная организация сдает в аренду нежилое помещение, которое представляет собой часть помещения аудитории учебного корпуса. В договоре аренды не оговорено, кто собственник отходов производства. Расходы по обращению с твердыми коммунальными отходами возмещаются арендатором согласно выставленным счетам-фактурам. Признается ли бюджетная организация (арендодатель) плательщиком экологического налога за захоронение отходов производства? Необходимо ли указывать в договоре аренды собственника отходов (в данном случае арендатора)?
В каких случаях организация освобождается от экологического налога на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух?
Является ли организация плательщиком экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в отношении объемов выбросов веществ, названия которых не указаны в разрешении на выбросы?
В соответствии с договором аренды арендатор обязуется осуществлять сбор отходов и их своевременное удаление на площадку временного хранения, расположенную на территории арендодателя; соблюдать инструкцию по обращению с отходами арендодателя. Все отходы вывозит арендодатель. Кто является плательщиком экологического налога на захоронение отходов и возможно ли арендатору включать в затраты суммы данного налога?
В каком случае организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, признается плательщиком экологического налога?
Организация ЖКХ обеспечивает захоронение на полигоне твердых коммунальных отходов (54 т отходов от деятельности кафе). Экологический налог за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов исчисляется ЖКХ, как владельцем объекта захоронения отходов, и предъявляется им собственникам отходов производства дополнительно к тарифам за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов. Следует ли ЖКХ исчислять экологический налог за захоронение отходов в данном случае?
1.2. Объекты налогообложения экологическим налогом
Объектами налогообложения экологическим налогом являются (п.1 ст.205 НК):
1) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях.
Исключение: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, при общих суммарных объемах выбросов менее 3 т в год (абзац 2 п.2 ст.205 НК).
![]() |
Справочно Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух - поступление загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выбросов (п.2 ст.1 Закона Республики Беларусь от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха», далее - Закон № 2-З). Стационарные источники выбросов - источники выбросов, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (п.20 ст.1 Закона № 2-З). |
Порядок выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, внесения в них изменений и (или) дополнений, приостановления, возобновления, продления срока действия разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, прекращения их действия установлен одноименным Положением, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2009 № 664 (далее - Положение № 664).
Для получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, внесения в него изменений и (или) дополнений, продления срока действия указанного разрешения необходимо представить в территориальный орган Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее - Минприроды) документы, предусмотренные п.6.19 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее - Перечень № 156).
![]() |
Обратите внимание! Получение разрешения на выбросы необходимо при эксплуатации заявителем на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды или ином законном основании стационарных источников выбросов в случае, когда согласно акту инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п.4 Положения № 664): • суммарные валовые выбросы составляют более 3 т в год или • валовые выбросы загрязняющих веществ 1-го класса опасности составляют более 10 кг в год. |
Комплексное природоохранное разрешение является единым разрешительным документом, удостоверяющим право на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства с учетом возможно внедрения наилучших доступных технических методов и устанавливающим нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, условия осуществления хозяйственной и иной деятельности в части использования природных ресурсов и (или) оказания воздействия на окружающую среду, и заменяет собой разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства (подп.1.2 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 17.11.2011 № 528 «О комплексных природоохранных разрешениях», далее - Указ № 528).
Порядок выдачи комплексных природоохранных разрешений определен Положением о порядке выдачи комплексных природоохранных разрешений, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2011 № 1677.
2) сброс сточных вод.
Исключение: сброс сточных вод, отводимых в окружающую среду системой дождевой канализации с территории, на которой они образовались в результате выпадения атмосферных осадков (абзац 3 п.2 ст.205 НК).
![]() |
Справочно Сточные воды - воды, сбрасываемые от жилых, общественных и производственных зданий и сооружений после использования их в хозяйственной и иной деятельности, а также воды, образующиеся при выпадении атмосферных осадков, таянии снега, поливке и мытье дорожных покрытий (поливомоечные работы) на территории населенных пунктов, объектов промышленности, строительных площадок и других объектов и сбрасываемые в окружающую среду, в том числе через систему канализации (п.39 ст.1 Водного кодекса Республики Беларусь, далее - Водный кодекс). |
К сточным водам не относятся (п.2 ст.46 Водного кодекса):
• карьерные (шахтные, рудничные) воды;
• воды от прокачки водозаборных сооружений, предназначенных для добычи подземных вод;
• дренажные воды;
• воды, которые образуются при выпадении атмосферных осадков, таянии снега и не сбрасываются в окружающую среду с применением гидротехнических сооружений и устройств;
• воды, которые образуются в результате растворения или разбавления атмосферными осадками отходов обогащения полезных ископаемых на объектах их хранения;
• воды, отводимые от дорожной полосы в окружающую среду.
Пользование водными объектами для сброса сточных вод всех видов может осуществляться только на основании разрешений на специальное водопользование или комплексных природоохранных разрешений, за исключением сброса сточных вод в окружающую среду гражданами (за исключением индивидуальных предпринимателей) (п.1 ст.47 Водного кодекса).
Порядок выдачи разрешений на специальное водопользование, внесения в них изменений и (или) дополнений, продления срока, прекращения их действия и выдачи дубликатов установлен Положением о порядке выдачи разрешений на специальное водопользование, внесения в них изменений и (или) дополнений, продления срока, прекращения их действия и выдачи дубликатов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.03.2015 № 152. Список документов, необходимых для получения разрешения на специальное водопользование, внесения в него изменений и (или) дополнений, продления срока, выдачи дубликата этого разрешения содержится в п.6.34 Перечня № 156;
3) хранение, захоронение отходов производства.
![]() |
Справочно Отходы производства - отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых (п.21 ст.1 Закона № 271-З). Хранение отходов - содержание отходов в местах временного хранения отходов, на объектах хранения отходов до их перевозки на объекты захоронения, обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов (п.34 ст.1 Закона № 271-З). Захоронение отходов - изоляция отходов на объектах захоронения отходов в целях предотвращения вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, находящееся в собственности государства, имущество юридических и физических лиц, не предусматривающая возможности их дальнейшего использования (п.4 ст.1 Закона № 271-З). |
Не являются объектами обложения экологическим налогом:
• хранение отходов производства на объектах обезвреживания и (или) использования таких отходов, предназначенных к обезвреживанию и (или) использованию, в количестве, соответствующем технологическому регламенту этих объектов (абзац 4 п.2 ст.205 НК);
• хранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, в целях накопления количества отходов производства, необходимого для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания таких отходов и (или) объекты по использованию таких отходов (абзац 5 п.2 ст.205 НК);
• хранение и захоронение радиоактивных отходов, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также иных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС (абзац 6 п.2 ст.205 НК);
• хранение в установленном порядке выведенного из эксплуатации оборудования, материалов и отходов производства, содержащих полихлорированные бифенилы (абзац 7 п.2 ст.205 НК);
• захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, при общем объеме захоронения отходов производства 50 т и менее в год (абзац 8 п.2 ст.205 НК).
Хранение и захоронение отходов производства осуществляется на основании разрешений, выдаваемых в соответствии с порядком, изложенным в Положении о порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также приостановления их действия, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2010 № 1104 (далее - Положение № 1104).
Разрешения получают заявители - собственники отходов производства либо уполномоченные ими юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами. В случаях аренды (безвозмездного пользования) зданий, сооружений и (или) иных объектов разрешение получает собственник передаваемого в аренду (безвозмездное пользование) здания, сооружения и (или) иного объекта, если иное не предусмотрено договором аренды (безвозмездного пользования) (п.2 Положения № 1104).
![]() |
Обратите внимание! Получение разрешения не требуется в случае захоронения отходов производства, отнесенных в соответствии с законодательством к коммунальным отходам производства и вывоз которых осуществляется юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими сбор и вывоз отходов производства, относящихся к коммунальным отходам (п.21 Положения № 1104). |
Для получения разрешения необходимо представить в территориальный орган Минприроды документы, предусмотренные п.6.24 Перечня № 156.
Собственники офисов объединены в товарищество: уплата налога за захоронение отходов производства.
Исчисление экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Краткий справочник налогов (сборов) и иных платежей, уплачиваемых в 2018 году.
Основные нормативные правовые акты, регулирующие исчисление и уплату налогов (сборов) в 2018 году.
Особенности исчисления экологического налога за сброс сточных вод при одновременном приеме вод от предприятий и населения. Исчисление налога при сбросах от водоподготовки.
Вопросы расчета экологического налога при использовании электродов (сварка металлов).
Особенности учета воды для целей расчета налога за добычу природных ресурсов и экологического налога при демонтаже средств измерения.
Выбросы от вводимых в эксплуатацию газорегуляторных пунктов и шкафных регуляторных пунктов.
Особенности уплаты экологического налога за сброс сточных вод (из судебной практики).
Справочник инвестора на 2017 год.
Является ли организация плательщиком экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в отношении объемов выбросов веществ, названия которых не указаны в разрешении на выбросы?
В результате реорганизации предприятия ЖКХ на баланс приняты объекты (очистные сооружения) другого предприятия. В течение 6 месяцев предприятие должно получить новое разрешение. До этого времени в течение 8 месяцев предприятие пользуется действующим разрешением. Нужно ли предприятию за этот период уплачивать экологический налог за принятые объекты (очистные сооружения), если разрешение выдано на них другому предприятию?
Объектом обложения экологическим налогом не признается временное хранение отходов производства в пределах одной транспортной единицы при условии, что имеется утвержденная и согласованная инструкция по обращению с отходами, в которой установлен этот показатель. Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 предоставлено право всем ИП и микроорганизациям не разрабатывать и не утверждать такую инструкцию. Как теперь им платить экологический налог за хранение отходов? По фактическим объемам без учета одной транспортной единицы?
В каком случае организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, признается плательщиком экологического налога?
Какие документы надо оформить для получения льгот по налогам за уменьшение отходов производства в результате внедрения нового оборудования, а также за разработку полигона для хранения отходов?
Как рассчитать экологический налог на выброс в атмосферный воздух, если превышен лимит на выбросы?
Организация ЖКХ обеспечивает захоронение на полигоне твердых коммунальных отходов (54 т отходов от деятельности кафе). Экологический налог за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов исчисляется ЖКХ, как владельцем объекта захоронения отходов, и предъявляется им собственникам отходов производства дополнительно к тарифам за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов. Следует ли ЖКХ исчислять экологический налог за захоронение отходов в данном случае?
Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух действовало с 03.01.2012 по 03.01.2017, новое разрешение в 2017 году организацией не получено. Исчисляет ли плательщик экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух за 1 квартал 2017 года при наличии фактических объемов выбросов загрязняющих веществ?
Организация для отопления офисного здания использует газовый котел. Возникает ли объект для исчисления и уплаты экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух?
1.3. Налоговая база экологического налога
Налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы: (ст.206 НК):
1) выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях;
2) сбросов сточных вод;
3) отходов производства, подлежащих хранению, захоронению.
Фактические объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, фактические объемы сбросов сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду определяются на основании показаний приборов учета и контроля (подп.15.4 п.15 Положения о порядке определения размера причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) на основании сведений о движении денежных средств по счетам проверяемого субъекта в банке и (или) сведений о проверяемом субъекте, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц, либо расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2010 № 426, далее - Положение № 426).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны вести учет используемых природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, обращения с отходами, а также вести учет иных видов вредного воздействия на окружающую среду в порядке, установленном Минприроды и иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления в соответствии с их компетенцией (ст.71 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды»).
Ведение учета предполагает сбор, анализ, обработку и накопление данных об используемых природных ресурсах, выбросах и сбросах загрязняющих веществ в окружающую среду, обращении с отходами, иных видах вредного воздействия на окружающую среду (подп.1.4 п.1 постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 20.06.2014 № 27 «О некоторых вопросах учета используемых природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, обращения с отходами, иных видов вредного воздействия на окружающую среду и признании утратившими силу постановлений Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 2 июня 2009 г. № 33 и от 31 декабря 2010 г. № 62», далее - постановление № 27).
В процессе ведения учета используются инструментальные (измерения в области охраны окружающей среды), расчетные (неинструментальные) и инструментально-расчетные методы в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в том числе техническими нормативными правовыми актами (подп.1.3 п.1 постановления № 27).
Учет в области охраны атмосферного воздуха ведется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов (п.2 ст.34 Закона № 2-З). Количественный и качественный состав выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов определяется на основании инвентаризации, проводимой в соответствии с Инструкцией о порядке инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 23.06.2009 № 42.
![]() |
Обратите внимание! Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух производится по источникам выбросов, в том числе нестационарным, для которых действуют правила или порядок расчета, утвержденные в установленном порядке. При отсутствии правил или порядка расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденных в установленном порядке, расчет выбросов загрязняющих веществ, а следовательно, и уплата экологического налога не производится (письмо Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30.04.2012 № 03-1-9/1371-вн/2-2-23/10335 «Об учете выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, исчислении экологического налога и налога за добычу (изъятие) природных ресурсов»). |
При расчете фактических объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух производится суммирование объемов выбросов по классам опасности веществ (группы веществ), указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, без разбивки на отдельные вещества (часть вторая п.2 ст.208 НК).
Обязанность водопользователей, являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, вести учет сточных вод, сбрасываемых в окружающую среду, установлена Водным кодексом (подп.2.2 п.2 ст.37 Водного кодекса). Правила и методы ведения учета сбрасываемых сточных вод в окружающую среду, а также требования к выбору средств измерений содержатся в ТКП 17.06-12-2015 (33140) «Охрана окружающей среды и природопользование. Гидросфера. Правила ведения учета добываемых подземных вод, изымаемых поверхностных вод и сбрасываемых сточных вод в окружающую среду», утвержденном постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 30.01.2015 № 1-Т (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/328235/449480).
Определение количественных и качественных показателей отходов производства в целях учета отходов и установления нормативов их образования осуществляется при проведении инвентаризации в соответствии с Инструкцией о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.02.2008 № 17.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами производства, обязаны разработать и утвердить инструкции по обращению с отходами производства и согласовать их с территориальными органами Минприроды (п.1 ст.17 Закона № 271-З) в соответствии с Инструкцией о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45.
![]() |
Справочно С 26 февраля 2018 г. индивидуальные предприниматели и микроорганизации при осуществлении экономической деятельности, включенной в перечень, утвержденный Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7, вправе не разрабатывать (не утверждать) инструкции по обращению с отходами производства (см. абзац 5 подп.5.14 п.5 названного Декрета). |
Порядок ведения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении хозяйственной и иной деятельности учета используемых природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, отходов, иных видов воздействия на окружающую среду и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды урегулирован ТКП 17.02-12-2014 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Порядок ведения учета в области охраны окружающей среды и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды», утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 03.03.2014 № 2-Т (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/314677/433869).
Названным ТКП 17.02-12-2014 (02120) установлены следующие формы учетной документации в области охраны окружающей среды:
• журнал учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов инструментальным или расчетно-инструментальным методом (по форме ПОД-1);
• журнал учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов расчетным методом (по форме ПОД-2);
• журнал учета времени и режима работы стационарных источников выбросов и газоочистных установок (по форме ПОД-3);
• журнал учета поступления, расхода, сбора бывших в употреблении для повторного использования, рециклинга и передачи на регенерацию озоноразрушающих веществ (по форме ПОД-5);
• журнал учета водопотребления и водоотведения с применением средств измерений расхода (объема) вод (по форме ПОД-6);
• журнал учета водопотребления и водоотведения неинструментальными методами (по форме ПОД-7);
• журнал учета сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод (по форме ПОД-8);
• книга учета отходов (по форме ПОД-9);
• книга общего учета отходов (по форме ПОД-10).
Организация обеспечивает ведение учета в течение всего срока осуществления хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду (подп.1.6 п.1 постановления № 27). При этом организация должна вести только те формы учетной документации в области охраны окружающей среды (далее - ПОД), которые ей необходимы в силу специфики осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду.
Формы учетной документации в области охраны окружающей среды, ведение которых осуществляет организация, должны быть включены в инструкцию по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов (далее - Инструкция о ПЭК), которую обязаны разработать юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую вредное воздействие на окружающую среду.
Инструкция о ПЭК подлежит разработке в соответствии с Инструкцией о порядке разработки и утверждения инструкции по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 11.10.2013 № 52. Критерии отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности определены в приложении к Указу Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 349.
![]() |
Обратите внимание! Инструкция о ПЭК утверждается самим природопользователем и не подлежит согласованию с территориальными органами Минприроды. |
Исчисление экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Особенности исчисления экологического налога за сброс сточных вод при одновременном приеме вод от предприятий и населения. Исчисление налога при сбросах от водоподготовки.
Налоговые льготы при закупке дробилок по использованию отходов.
Особенности учета воды для целей расчета налога за добычу природных ресурсов и экологического налога при демонтаже средств измерения.
Является ли организация плательщиком экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в отношении объемов выбросов веществ, названия которых не указаны в разрешении на выбросы?
Какие документы надо оформить для получения льгот по налогам за уменьшение отходов производства в результате внедрения нового оборудования, а также за разработку полигона для хранения отходов?
Как рассчитать экологический налог на выброс в атмосферный воздух, если превышен лимит на выбросы?
Организация ЖКХ обеспечивает захоронение на полигоне твердых коммунальных отходов (54 т отходов от деятельности кафе). Экологический налог за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов исчисляется ЖКХ, как владельцем объекта захоронения отходов, и предъявляется им собственникам отходов производства дополнительно к тарифам за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов. Следует ли ЖКХ исчислять экологический налог за захоронение отходов в данном случае?
Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух действовало с 03.01.2012 по 03.01.2017, новое разрешение в 2017 году организацией не получено. Исчисляет ли плательщик экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух за 1 квартал 2017 года при наличии фактических объемов выбросов загрязняющих веществ?
1.4. Ставки экологического налога
Ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух установлены согласно приложению 4 к Указу Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29 «О налогообложении» (далее - Указ № 29).
![]() |
Обратите внимание! Ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух 1-го класса опасности и за выбросы веществ, для которых не определены классы опасности, не установлены. Соответственно, такие выбросы загрязняющих веществ не будут облагаться экологическим налогом. |
Ставки экологического налога за сбросы сточных вод установлены согласно приложению 5 к Указу № 29.
Ставки экологического налога за захоронение, хранение отходов производства установлены согласно приложению 6 к Указу № 29.
К ставкам экологического налога установлен ряд понижающих коэффициентов (п.3 ст.207 НК).
Исчисление экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Ставки экологического налога за сбросы сточных вод.
Ставки экологического налога за захоронение, хранение отходов производства.
1.5. Период, порядок исчисления, сроки представления налоговых деклараций (расчетов) и уплаты экологического налога. Бухгалтерский и налоговый учет
Сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки (часть первая п.2 ст.208 НК).
Сумма экологического налога может исчисляться плательщиками исходя из установленных годовых объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод, хранения, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение или в комплексных природоохранных разрешениях, и соответствующих ставок экологического налога (п.3 ст.208 НК).
Критерий | Пояснение |
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброс сточных вод, хранение отходов производства | |
Налоговый период | Календарный квартал (п.1 ст.208 НК) |
Сроки представления налоговых деклараций | Ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (часть первая п.7 ст.208 НК). Обратите внимание! Налоговые декларации (расчеты) за хранение отходов производства на объектах хранения отходов представляются в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором возникло налоговое обязательство по экологическому налогу, владельцами объектов хранения отходов (часть вторая п.7 ст.208 НК).При исчислении плательщиками экологического налога исходя из установленных годовых объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод, хранения, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение или в комплексных природоохранных разрешениях (далее - годовой объем), и соответствующих ставок экологического налога - не позднее 20 апреля календарного года исходя из установленного годового объема (часть первая подп.9.1 п.9 ст.208 НК) |
Сроки уплаты экологического налога | Ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (часть первая п.8 ст.208 НК). При исчислении плательщиками экологического налога исходя из установленных годовых объемов и соответствующих ставок экологического налога по выбору плательщика: - один раз в год в размере исчисленной суммы за год не позднее 22 апреля календарного года или ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере одной четвертой исчисленной суммы экологического налога (часть вторая подп.9.1 п.9 ст.208 НК); - не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим годом, на основании фактических годовых объемов выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросов сточных вод, хранения и захоронения отходов и не позднее 22 февраля года, следующего за истекшим, производят доплату экологического налога. В случае когда указанные объемы не превышают установленных годовых объемов, излишне уплаченные суммы экологического налога подлежат зачету либо возврату плательщикам в порядке, установленном ст.60 НК (подп.9.2 п.9 ст.208 НК) |
Захоронение отходов производства | |
Примечание. Экологический налог за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов исчисляется владельцами объектов захоронения отходов и предъявляется ими собственникам отходов производства дополнительно к тарифам за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов (п.4 ст.208 НК). Исполнение налогового обязательства плательщика за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства возлагается на владельцев объектов захоронения отходов производства (часть третья п.8 ст.208 НК) | |
Налоговый период | Календарный квартал (п.1 ст.208 НК) |
Сроки представления налоговых деклараций | Ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, владельцами объектов захоронения отходов (часть третья п.7 ст.208 НК) |
Сроки уплаты экологического налога | Ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, владельцами объектов захоронения отходов производства в пределах сумм экологического налога за захоронение отходов производства, поступивших от собственников отходов производства (части первая, третья п.8 ст.208 НК). В момент оплаты услуг по захоронению отходов отдельной платежной инструкцией, но не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, собственниками отходов производства (части первая, четвертая п.8 ст.208 НК) |
Санкции за несвоевременное перечисление экологического налога собственниками отходов. Порядок взыскания экологического налога с применением санкций |
Для каждого собственника отходов производства, допустившего нарушение: - увеличивается сумма исчисленного экологического налога за захоронение отходов производства владельцами объектов захоронения отходов производства на сумму, соответствующую двойному размеру не перечисленного в срок экологического налога (абзац 2 части пятой п.8 ст.208 НК); - экологический налог перечисляется собственниками отходов производства владельцам объектов захоронения отходов производства экологического налога за захоронение отходов производства в сумме, соответствующей тройному размеру не перечисленного в срок экологического налога (абзац 3 части пятой п.8 ст.208 НК). После составления для подтверждения задолженности актов сверки расчетов с плательщиками - владельцами объектов захоронения отходов производства в порядке и сроки, установленные для представления налоговой декларации (расчета), в налоговые органы по месту постановки на учет по каждому собственнику отходов производства представляются сообщения о задолженности по уплате сумм экологического налога за захоронение отходов производства по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в виде электронного документа. Форма и форматы сообщений, а также порядок их представления в налоговый орган устанавливаются Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь (абзац 4 части пятой п.8 ст.208 НК). Взыскание сумм экологического налога за захоронение отходов производства с собственников отходов производства производится налоговыми органами (абзац 5 части пятой п.8 ст.208 НК) |
Исчисленная сумма экологического налога уменьшается плательщикам ежеквартально (в размере не более исчисленной суммы) (п.6 ст.208 НК):
• за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух - на сумму освоенных капитальных вложений (за исключением капитальных вложений, финансируемых из бюджета) в строительство и (или) реконструкцию газоочистных установок, установок по использованию возобновляемых источников энергии, а также в создание автоматизированных систем контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
• сброс сточных вод - на сумму освоенных капитальных вложений (за исключением капитальных вложений, финансируемых из бюджета) в строительство и (или) реконструкцию сооружений, установок и (или) устройств, предназначенных для удаления из сточных вод загрязняющих веществ, обработки осадка и выпуска очищенных сточных вод в водные объекты;
• хранение, захоронение отходов производства - на сумму освоенных капитальных вложений (за исключением капитальных вложений, финансируемых из бюджета) в строительство и (или) реконструкцию собственниками отходов объектов хранения, захоронения и (или) обезвреживания, использования отходов.
Формы налоговых деклараций по экологическому налогу утверждены постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42 (далее - постановление № 42):
• по экологическому налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух согласно приложению 11;
• экологическому налогу за сброс сточных вод согласно приложению 12;
• экологическому налогу за хранение, захоронение отходов производства согласно приложению 13.
Порядок заполнения налоговых деклараций по экологическому налогу установлен:
• за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух - в главе 11 постановления № 42;
• сброс сточных вод - в главе 12 постановления № 42;
• хранение, захоронение отходов производства - в главе 13 постановления № 42.
Суммы экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод, хранение, захоронение отходов производства включаются организациями и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.
Бухгалтерский учет экологического налога осуществляется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет 68-1 «Расчеты по налогам и сборам, относимым на затраты по производству и реализации продукции, товаров, работ, услуг» (часть третья п.53 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50, далее - Инструкция № 50).
Причитающиеся к уплате в бюджет суммы экологического налога отражаются по дебету счетов 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты», 44 «Расходы на реализацию» и других счетов по учету затрат и кредиту субсчета 68-1 (часть восьмая п.53 Инструкции № 50).
Перечисленные в бюджет платежи отражаются по дебету субсчета 68-1 и кредиту счета 51 «Расчетные счета» и других счетов (часть десятая п.53 Инструкции № 50).
Собственники офисов объединены в товарищество: уплата налога за захоронение отходов производства.
Исчисление экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Внесение исправлений в налоговые декларации за период до 30 июня 2016 года при обнаружении ошибок после проведения деноминации.
Экологический налог и налог на добычу (изъятие) природных ресурсов: налоговый и бухгалтерский учет.
Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Какие документы надо оформить для получения льгот по налогам за уменьшение отходов производства в результате внедрения нового оборудования, а также за разработку полигона для хранения отходов?
Налоговая декларация (расчет) по экологическому налогу за хранение, захоронение отходов производства.
Налоговая декларация (расчет) по экологическому налогу за сброс сточных вод.
Налоговая декларация (расчет) по экологическому налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
2. Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов
2.1. Плательщики налога за добычу (изъятие) природных ресурсов и объекты налогообложения
Плательщиками налога за добычу (изъятие) природных ресурсов признаются организации и индивидуальные предприниматели.
Бюджетные организации плательщиками не признаются (ст.210 НК).
![]() |
Обратите внимание! Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему плательщиков единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции, сохраняется общий порядок исчисления и уплаты налога за добычу (изъятие) природных ресурсов (подп.3.16 п.3 ст.286, абзац 15 п.4 ст.302 НК). |
Налоговые льготы, предусмотренные Декретом Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 6, не касаются уплаты налога коммерческими организациями Республики Беларусь, индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Республике Беларусь с местом нахождения (жительства) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности (абзац 4 подп.1.1 п.1 названного Декрета).
Не являются плательщиками экологического налога учреждения образования Национального банка Республики Беларусь (подп.1.2 п.1 Указа № 123).
Недропользователи (за исключением граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей), осуществляющие пользование недрами в пределах пограничной полосы (зоны), обязаны предоставлять Государственному пограничному комитету и (или) территориальным органам пограничной службы (далее - заказчик) право безвозмездно добывать общераспространенные полезные ископаемые либо получать такие ископаемые на основании заключенных договоров о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи. При этом недропользователи освобождаются от уплаты налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, используемых для нужд заказчика при строительстве объектов инфраструктуры (подп.2.6 п.2 Указа Президента Республики Беларусь от 07.08.2014 № 401 «О развитии и модернизации инфраструктуры государственной границы Республики Беларусь и приграничной территории»).
![]() |
Справочно Недропользователь - гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, осуществляющие в соответствии с законодательством пользование недрами (п.28 ст.1 Кодекса Республики Беларусь о недрах). Пользование недрами - деятельность, связанная с геологическим изучением недр, добычей полезных ископаемых, использованием иных ресурсов недр (п.35 ст.1 названного Кодекса). |
Объектом налогообложения налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов признается добыча (изъятие) следующих природных ресурсов (п.1 ст.211 НК):
• песка формовочного, стекольного, строительного;
• песчано-гравийной смеси;
• камня строительного, облицовочного;
• воды (поверхностной и подземной);
• минеральной воды, полиметаллического водного концентрата, минерализованной воды, добываемой для поддержания пластового давления при добыче нефти;
• грунта для земляных сооружений;
• глины, супесей, суглинка и трепелов;
• бентонитовых глин;
• соли калийной (в пересчете на оксид калия), каменной;
• нефти;
• мела, мергеля, известняка и доломита;
• гипса (ангидрита);
• железных руд;
• торфа влажностью 40 %;
• сапропелей влажностью 60 %;
• мореного дуба;
• янтаря;
• золота;
• виноградной улитки;
• личинок хирономид;
• зеленой лягушки (прудовой, съедобной, озерной);
• гадюки обыкновенной;
• бурого угля (в пересчете на условное топливо);
• горючих сланцев (в пересчете на условное топливо);
• длиннопалого (узкопалого) рака.
Объектами налогообложения налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов не признается добыча полезных ископаемых, поименованных в п.2 ст.211 НК.
Краткий справочник налогов (сборов) и иных платежей, уплачиваемых в 2018 году.
Основные нормативные правовые акты, регулирующие исчисление и уплату налогов (сборов) в 2018 году.
Особенности налогообложения в сфере образования.
Особенности учета воды для целей расчета налога за добычу природных ресурсов и экологического налога при демонтаже средств измерения.
Ставка налога на добычу (изъятие) природных ресурсов при разработке песчаного карьера.
Справочник инвестора на 2017 год.
Налогообложение индивидуальных предпринимателей в 2017 году.
На балансе предприятия есть артскважина, документации на нее нет, воду из нее никогда не добывали, сейчас в планах восстанавливать документацию и впоследствии готовить проект на ликвидационный тампонаж. Надо ли за время, в течение которого скважина состояла на балансе, уплачивать налог за добычу (изъятие) природных ресурсов, если фактически воду из нее не качали?
Строительное предприятие осуществляет добычу песчано-гравийной смеси из малого карьера (до 5 м). Будет ли добыча указанной смеси являться объектом обложения налогом на добычу?
2.2. Налоговая база и ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов
Налоговая база налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, за исключением соли калийной, определяется как фактический объем добываемых (изымаемых) природных ресурсов (часть первая ст.212 НК).
Налоговая база налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении соли калийной определяется (часть вторая ст.212 НК):
• как фактический объем добываемой (изымаемой) соли калийной (в целях применения ставки налога, установленной в твердой сумме);
• произведение фактического объема реализации калийных удобрений и средневзвешенной цены реализации 1 т калийных удобрений за пределы Республики Беларусь (в целях применения ставки налога, установленной в процентном отношении).
Фактические объемы добычи природных ресурсов определяются путем контрольного обмера места добычи ресурсов и (или) объема выполненных работ с использованием этих ресурсов с привлечением специалистов (подп.15.5 п.15 Положения № 426).
Сумма налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, за исключением налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении нефти и соли калийной, может исчисляться плательщиками исходя из объемов добычи (изъятия) природных ресурсов, указанных в документах, на основании которых осуществляется их добыча (изъятие), и соответствующих ставок налога за добычу (изъятие) природных ресурсов (п.3 ст.214 НК).
Ставки налога за добычу (изъятие) природные ресурсов установлены:
1) за добычу (изъятие) природных ресурсов, за исключением ставок налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении нефти и соли калийной, - согласно приложению 7 к Указу № 29;
2) за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении нефти - исходя из среднего за истекший налоговый период уровня цен на нефть сорта «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья согласно приложению 101 к НК;
![]() |
Справочно Под средним за истекший налоговый период уровнем цен на нефть сорта «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья понимается сумма средних арифметических цен покупки и продажи на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за все дни торгов, деленная на количество дней торгов в соответствующем налоговом периоде (часть третья ст.213 НК). |
3) за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении соли калийной в следующих размерах:
- 4,79 руб. за добычу (изъятие) 1 т соли калийной (в пересчете на оксид калия);
- 12 % от средневзвешенной цены калийных удобрений на внутреннем рынке и при экспорте.
Краткий справочник налогов (сборов) и иных платежей, уплачиваемых в 2018 году.
Особенности учета воды для целей расчета налога за добычу природных ресурсов и экологического налога при демонтаже средств измерения.
Справочник инвестора на 2017 год.
Изменения и дополнения, предусмотренные Законом Республики Беларусь от 30.12.2015 № 343-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь»: налог за добычу (изъятие) природных ресурсов.
Ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов.
2.3. Период, порядок исчисления, сроки представления налоговых деклараций (расчетов) и уплаты налога за добычу (изъятие) природных ресурсов. Бухгалтерский и налоговый учет
Сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки с учетом особенностей, установленных частями второй-седьмой п.2 ст.214 НК.
Особенности исчисления суммы экологического налога установлены в отношении нефти и соли калийной.
Сумма налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, за исключением налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении нефти и соли калийной, может исчисляться плательщиками исходя из объемов добычи (изъятия) природных ресурсов, указанных в документах, на основании которых осуществляется их добыча (изъятие), и соответствующих ставок налога за добычу (изъятие) природных ресурсов (п.3 ст.214 НК).
![]() |
Обратите внимание! Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении нефти и налог за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении соли калийной по адвалорной ставке уплачиваются в долларах США или евро в сумме, определенной с учетом установленного Национальным банком Республики Беларусь на день уплаты официального курса белорусского рубля по отношению к соответствующей иностранной валюте (подп.1.1 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2014 № 655 «О порядке уплаты налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, части прибыли (дохода), введении сбора за экспорт нефти», п.5 ст.214 НК). |
Критерий | Пояснение |
Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов, за исключением налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении нефти и соли калийной | |
Налоговый период | Календарный квартал (часть первая п.1 ст.214 НК) |
Срок представления налоговой декларации | Не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п.4 ст.214 НК). При исчислении налога за добычу (изъятие) природных ресурсов исходя из объемов добычи (изъятия) природных ресурсов, указанных в документах, на основании которых осуществляется их добыча (изъятие), и соответствующих ставок налога за добычу (изъятие) природных ресурсов - не позднее 20 апреля календарного года исходя из объемов добычи (изъятия) природных ресурсов, указанных в документах, на основании которых осуществляется их добыча (изъятие) (часть первая подп.6.1 п.6 ст.214 НК) |
Уплата налога | По истечении налогового периода не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п.5 ст.214 НК). При исчислении налога за добычу (изъятие) природных ресурсов исходя из объемов добычи (изъятия) природных ресурсов, указанных в документах, на основании которых осуществляется их добыча (изъятие), и соответствующих ставок налога за добычу (изъятие) природных ресурсов: - ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере одной четвертой исчисленной суммы налога за добычу (изъятие) природных ресурсов (часть вторая подп.6.1 п.6 ст.214 НК); - не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим годом, на основании фактических годовых объемов добычи (изъятия) природных ресурсов и не позднее 22 февраля года, следующего за истекшим, производят доплату налога за добычу (изъятие) природных ресурсов. Излишне уплаченные суммы налога за добычу (изъятие) природных ресурсов подлежат зачету либо возврату плательщикам в порядке, установленном ст.60 НК (подп.6.2 п.6 ст.214 НК) |
Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении нефти и соли калийной | |
Налоговый период | Календарный месяц (часть вторая п.1 ст.214 НК) |
Срок представления налоговой декларации | Не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п.4 ст.214 НК) |
Срок уплаты | По истечении налогового периода не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п.5 ст.214 НК) |
Форма налоговой декларации по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов установлена в приложении 10 к постановлению № 42. Порядок заполнения налоговой декларации (расчета) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов установлен главой 10 постановления № 42.
Суммы налога за добычу (изъятие) природных ресурсов включаются организациями и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.
Бухгалтерский учет налога за добычу (изъятие) природных ресурсов осуществляется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет 68-1 «Расчеты по налогам и сборам, относимым на затраты по производству и реализации продукции, товаров, работ, услуг» (часть третья п.53 Инструкции № 50).
Причитающиеся к уплате в бюджет суммы налога за добычу (изъятие) природных ресурсов отражаются: Д-т 20, 25, 26, 44 и др. - К-т 68-1 (часть восьмая п.53 Инструкции № 50).
Перечисленные в бюджет платежи отражаются записью: Д-т 68-1 - К-т 51 и др. (часть десятая п.53 Инструкции № 50).
Справочник инвестора на 2017 год.
Внесение исправлений в налоговые декларации за период до 30 июня 2016 года при обнаружении ошибок после проведения деноминации.
Экологический налог и налог на добычу (изъятие) природных ресурсов: налоговый и бухгалтерский учет.
Изменения и дополнения, предусмотренные Законом Республики Беларусь от 30.12.2015 № 343-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь»: налог за добычу (изъятие) природных ресурсов.
Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов.
29.12.2018
Материал подготовлен аналитической редакцией АПС «Бизнес-Инфо»
Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»