Пособие от 26.04.2013
Автор: Дегтяренко Т.

Закупки в строительстве


 

Материал помещен в архив

 

ЗАКУПКИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

ЗАКУПКИ ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ И (ИЛИ) СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ (ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ)

Нормативное регулирование

* Закон РБ от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Закон № 300-З).

В случаях государственных закупок выбор подрядчиков для заключения договоров строительного подряда осуществляется в соответствии с законодательством о государственных закупках (часть третья п.1 ст.57).

* Закон РБ от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон № 419-З).

Вступление в силу с 1 января 2013 г. Закона № 419-З повлекло за собой приведение в соответствие с ним иных нормативных правовых актов, в т.ч. и в области строительства.

Так, государственные закупки в строительстве с этой даты регулируются Законом № 419-З и соответствующими нормативными актами, принятыми в развитие данного Закона.

Государственная закупка - приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств (ст.1 Закона № 419-З).

В Законе № 419-З определены основные термины, компетенция государственных органов в области государственных закупок, а также заказчиков и организаторов процедур государственных закупок, виды процедур государственных закупок и условия их применения, порядок организации и проведения всех видов процедур закупок, а также порядок обжалования.

Выделяют следующие виды процедур государственных закупок:

- открытый конкурс;

- закрытый конкурс;

- электронный аукцион;

- процедура запроса ценовых предложений;

- процедура закупки из одного источника;

- биржевые торги.

Действие Закона № 419-З не распространяется на государственные закупки, если процедуры государственных закупок начаты или договоры заключены до вступления в силу настоящего Закона (процедура государственной закупки считается начатой со дня принятия решения заказчика о ее проведении). Такие государственные закупки завершаются в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу Закона № 419-З.

* Постановление Совета Министров РБ от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)».

Принято во исполнение Закона № 419-З. Постановлением определено, что официальным сайтом в Интернете, созданным для размещения на нем информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках, является сайт http://www.icetrade.by. Оператор официального сайта - информационное республиканское унитарное предприятие «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен».

Постановлением определены размер и условия применения преференциальной поправки, а также утверждены:

- Положение о комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений;

- Положение о порядке размещения информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках на официальном сайте;

- Положение о порядке аккредитации на электронной торговой площадке;

- перечень товаров (работ, услуг), государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов;

- перечень товаров (работ, услуг), процедуры государственных закупок которых проводятся с участием субъектов малого и среднего предпринимательства;

- перечень товаров (работ, услуг), в государственных закупках которых имеется ежедневная и (или) еженедельная потребность;

- перечень вооружения и военной техники, государственные закупки которых осуществляются с применением процедуры закупки из одного источника;

- перечень товаров, государственные закупки которых осуществляются с применением биржевых торгов открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа».

* Указ Президента РБ от 29.12.2012 № 576 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)».

Указом установлено, что уполномоченным государственным органом по осуществлению государственных закупок является Министерство экономики РБ (далее - Минэкономики).

 

От редакции: Уполномоченным государственным органом по осуществлению государственных закупок с 1 июля 2013 г. определено Министерство торговли РБ (п.18 приложения 4 к Указу Президента РБ от 12.04.2013 № 168 «О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и иных государственных организаций, а также численности их работников»).

 

При централизации государственных закупок государственным органом (организацией) для заказчиков, находящихся в подчинении (входящих в состав, систему) этого государственного органа (организации) либо акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности и переданы в его управление, а также для самого государственного органа (организации) определяется организатор при централизации государственных закупок из числа:

- подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций либо организаций, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности и переданы ему в управление;

- иных организаций по согласованию с государственным органом (организацией), в подчинении (составе, системе) которого находятся такие организации либо в управление которого переданы находящиеся в государственной собственности акции (доли в уставных фондах) этих организаций (с их согласия).

Государственный орган (организация) может выступать организатором при централизации государственных закупок.

* Постановление Минэкономики РБ от 22.12.2012 № 119 «Об утверждении примерных форм документов по процедурам государственных закупок и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь».

В качестве рекомендуемых утверждены примерные формы документов по процедурам государственных закупок:

- приглашение к участию в открытом конкурсе (электронном аукционе) из одного лота;

- приглашение к участию в открытом конкурсе (электронном аукционе) из нескольких лотов;

- приглашение к участию в запросе ценовых предложений из одного лота;

- приглашение к участию в запросе ценовых предложений из нескольких лотов;

- приглашение к участию в закрытом конкурсе (запросе ценовых предложений);

- журнал (лист) регистрации потенциальных участников процедуры запроса ценовых предложений, сделавших заявку и (или) получивших запрос ценовых предложений;

- журнал (лист) регистрации предложений, поступивших на процедуру запроса ценовых предложений;

- уведомление о внесении изменений и (или) дополнений в конкурсные документы;

- уведомление о внесении изменений и (или) дополнений в запрос ценовых предложений;

- уведомление о продлении окончательного срока представления предложений на конкурс;

- уведомление о приведении предложения в соответствие с требованиями конкурсных документов;

- уведомление о необходимости исправления арифметических ошибок в предложении, поступившем на конкурс;

- изменения (дополнения) в приглашение к участию в конкурсе (электронном аукционе, процедуре запроса ценовых предложений);

- уведомление об отклонении предложения, поступившего на процедуру государственной закупки;

- уведомление о выборе поставщика (подрядчика, исполнителя) по процедуре государственной закупки;

- уведомление участника, выбранного поставщиком (подрядчиком, исполнителем), об акцепте его предложения по процедуре государственной закупки;

- уведомление о результате процедуры государственной закупки;

- протокол заседания комиссии по вопросу открытия предложений, поступивших на процедуру государственной закупки;

- протокол заседания комиссии по вопросу рассмотрения предложений (проведения оценки данных участников, оценки предложений, выбора поставщика (подрядчика, исполнителя)), поступивших на процедуру государственной закупки;

- протокол заседания комиссии по вопросу рассмотрения первых разделов предложений, поступивших на электронный аукцион;

- протокол заседания комиссии по вопросу подведения итогов электронного аукциона;

- сообщение о результате процедуры государственной закупки, состоящей из одного лота;

- сообщение о результате процедуры государственной закупки, состоящей из нескольких лотов;

- запрос ценовых предложений;

- справка о проведении процедуры государственной закупки;

- справка о проведении процедуры государственной закупки из одного источника;

- объявление об отмене конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений;

- конкурсные документы к открытому конкурсу;

- конкурсные документы к закрытому конкурсу;

- аукционные документы.

* Постановление Минэкономики РБ от 22.12.2012 № 115 «О формировании и ведении списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок».

Утверждены:

- Инструкция о порядке формирования и ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок;

- заявление о включении в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок (приложение к Инструкции).

* Инструкция о порядке рассмотрения Министерством экономики Республики Беларусь жалоб при осуществлении государственных закупок, утвержденная постановлением Минэкономики РБ от 22.12.2012 № 116.

Инструкция определяет порядок рассмотрения Минэкономики жалоб на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, оператора официального сайта при осуществлении государственных закупок, подаваемых участниками либо иными юридическими или физическими лицами, в т.ч. индивидуальными предпринимателями, в случае нарушения их прав и законных интересов.

* Методические рекомендации по оценке конкурсных предложений и выбору наилучшего предложения и поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь, утвержденные заместителем Министра экономики РБ 20 июня 2007 г.

Методические рекомендации предназначены для использования их в работе государственными заказчиками - получателями средств республиканского и местных бюджетов, а также иными заказчиками (организаторами, уполномоченными организациями) при осуществлении государственных закупок, позволяют получить интегральную оценку стоимостных и иных критериев конкурсных предложений и на основе этого выбрать поставщика (подрядчика, исполнителя).

Приведены 2 метода оценки предложений - балльный метод и метод ценовой оценки.

Рекомендации содержат примеры балльной оценки конкурсных предложений участников (приложение 1) и ценовой оценки конкурсных предложений участников (приложение 2).

* Указ Президента РБ от 16.01.2002 № 40 «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений».

Ответственность при осуществлении государственных закупок установлена подп.2.1 п.2 Указа, а также ст.11.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, п.2 ст.136, п.3 ст.137, п.2 ст.138 Бюджетного кодекса РБ.

* Указ Президента РБ от 17.11.2008 № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь» (далее - Указ № 618).

До 1 января 2013 г. (дата вступления в силу Закона № 419-З) был основным нормативным правовым актом, регулирующим осуществление государственных закупок.

* Инструкция о порядке оплаты денежных обязательств получателей бюджетных средств, утвержденная постановлением Минфина РБ от 29.06.2000 № 66.

Определяет порядок оплаты через территориальные органы государственного казначейства денежных обязательств получателей бюджетных средств при осуществлении государственных закупок товаров (работ, услуг) и направлена на усиление контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.

* Соглашение о государственных (муниципальных) закупках от 09.12.2010.

В целях гармонизации законодательства о государственных закупках и обеспечения согласованной государственной политики в сфере государственных закупок правительства стран - участниц Таможенного союза 9 декабря 2010 г. заключили данное Соглашение. Республика Беларусь ратифицировала его Законом РБ от 28.12.2010 № 211-З.

Во исполнение Соглашения был принят Закон № 419-З.

* Постановление Минторга РБ от 10.01.2013 № 2 «О некоторых вопросах организации государственных закупок товаров».

Государственное торгово-производственное объединение «Белресурсы» определено в качестве одного из организаторов проведения процедур государственных закупок.

Утверждена Инструкция о порядке взаимодействия заказчиков с государственным торгово-производственным объединением «Белресурсы» при проведении процедур государственных закупок товаров.

Аналитические материалы

Комментарии и пособия

М.Бенсман, управляющий партнер адвокатского бюро «Кунцевич, Бенсман и партнеры»

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Новое в законодательстве о государственных закупках.

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Развитие законодательства о государственных закупках.

Обжалование нарушений прав и законных интересов лиц, участвующих в процедурах государственных закупок.

 

О.Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Ю.Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Договор на государственную закупку.

Особенности обжалования при осуществлении государственных закупок.

 

А.Богатко, юрист, управляющий партнер общества с ограниченной ответственностью «Инжиниринговая компания «МАиС» и общества с ограниченной ответственностью «Аудиторская компания «МАиС», заместитель директора общества с дополнительной ответственностью «ИПМ-Консалт центр права»

Организатор государственных закупок.

 

А.Богатко, юрист, управляющий партнер общества с ограниченной ответственностью «Инжиниринговая компания «МАиС» и общества с ограниченной ответственностью «Аудиторская компания «МАиС», заместитель директора общества с дополнительной ответственностью «ИПМ-Консалт центр права», А.Богатко, старший преподаватель филиала государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет» в г.Минске

Памятка по проведению государственных закупок.

Процедура закупки из одного источника: общая схема организации, проведения, оформления.

 

Ю.Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Государственные закупки товаров в строительстве: разбираем ситуацию.

Участие в процедурах государственных закупок субъектов малого и среднего предпринимательства.

Некоторые аспекты договора на государственную закупку.

Алгоритмы

О.Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Ю.Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Алгоритм юридических действий при проведении государственных закупок по процедуре открытого конкурса.

Алгоритм юридических действий при проведении государственных закупок по процедуре запроса ценовых предложений.

Алгоритм юридических действий при проведении государственных закупок по процедуре закупки из одного источника.

Алгоритм юридических действий при проведении государственных закупок способом электронного аукциона.

 

Справочно

На сайте Минэкономики размещен анализ данных централизованной государственной статистической отчетности о государственных закупках товаров (работ, услуг) за 2011-2012 гг. (http://www.economy.gov.by/ru/ec_entities/regulation-public-procurement/statistika).

Вопросы и ответы

Ю.Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Может ли участником в процедуре государственных закупок и заказчиком при их проведении выступать филиал?

Требуется ли размещение на официальном сайте в сети Интернет, созданном для размещения на нем информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках, сведений о договорах на государственную закупку, заключенных по результатам проведения процедуры закупки из одного источника?

В каких случаях допускается проведение процедуры закупки из одного источника при признании процедуры закупки - запроса ценовых предложений - несостоявшейся?

Организацией принято решение о проведении государственной закупки из одного источника. Может ли договор, заключаемый по результатам проведения процедуры закупки из одного источника, предусматривать условие об обеспечении исполнения договора?

Принято решение о проведении государственной закупки из одного источника. Требуется ли составление справки о процедуре государственной закупки по результатам ее проведения?

В каком порядке создается комиссия для проведения процедур государственных закупок, если проводится закупка из одного источника?

Необходимы ли маркетинговые исследования для проведения закупки из одного источника? Какие последствия могут наступить при непроведении маркетинговых исследований?

Принято решение о проведении государственной закупки из одного источника. Может ли участник процедуры закупки из одного источника отказаться от заключения договора?

Организацией принято решение о проведении государственной закупки из одного источника. Требуется ли размещение соответствующей информации на сайте заказчика?

Допускает ли действующее законодательство участие уполномоченной организации в организации процедур государственных закупок?

Субъект хозяйствования намерен принять участие в процедуре государственных закупок (конкурсе). Может ли он использовать информацию рекламного характера в документах конкурсного предложения?

Допускается ли изменение участниками содержания проекта договора, предлагаемого для заключения при проведении процедур государственных закупок?

Допускается ли указание в договоре на государственную закупку условия о том, что приемка товаров по количеству и качеству будет осуществляться на основании Положения о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.09.2008 № 1290?

На каком основании осуществляется включение в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, и исключение из него?

Формы документов

А.Богатко, юрист, управляющий партнер общества с ограниченной ответственностью «Инжиниринговая компания «МАиС» и общества с ограниченной ответственностью «Аудиторская компания «МАиС», заместитель директора общества с дополнительной ответственностью «ИПМ-Консалт центр права», А.Богатко, старший преподаватель филиала государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет» в г.Минске

Регламент работы конкурсной комиссии по организации и проведению процедур государственных закупок.

Приказ о создании конкурсной комиссии для организации и проведения государственных закупок.

Протокол заседания конкурсной комиссии при проведении государственных закупок.

 

Справочно

На сайте Минэкономики размещен Регистр производителей товаров (работ, услуг) и их сбытовых организаций (официальных торговых представителей) (http://www.economy.gov.by/ru/ec_entities/regulation-public-procurement/tovaroproizvoditely).

ЗАКУПКИ ЗА СЧЕТ ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ (В ТОМ ЧИСЛЕ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ)

Нормативное регулирование

* Закон № 300-З.

В целях выбора подрядчиков для заключения договоров строительного подряда проведение подрядных торгов является обязательным в случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь.

Порядок организации и проведения подрядных торгов, за исключением государственных закупок, определяется Советом Министров РБ (части первая и вторая п.1 ст.57).

* Указ Президента РБ от 07.02.2005 № 58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения указа Президента Республики Беларусь» (далее - Указ № 58).

Указом № 58 установлено, что проведение подрядных торгов, если иное не установлено Президентом РБ, является обязательным при заключении договоров на строительство объектов, в т.ч. возведение, реконструкцию, ремонт, реставрацию, благоустройство объектов, снос, консервацию не завершенных строительством объектов, включая выполнение организационно-технических мероприятий, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ (далее - строительство объектов), финансируемых за счет:

- внешних государственных займов, внешних займов, привлекаемых под гарантии Правительства РБ, и кредитов банков Республики Беларусь, выдаваемых под гарантии Правительства РБ, - при стоимости строительства объекта 3 000 базовых величин и более;

- иных источников, за исключением объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, а также полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов, - при стоимости строительства объекта 50 000 базовых величин и более.

Выбор подрядчиков на строительство объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, закупки товаров и услуг за счет указанных средств при строительстве объектов осуществляются в соответствии с Законом № 419-З.

* Постановление Совета Министров РБ от 03.03.2005 № 235 (далее - постановление № 235), которым утверждены:

- Положение о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов;

- Положение о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов (далее - Положение).

Положение регламентирует порядок размещения заказов при строительстве объектов, выполнении работ, оказании услуг и поставке товаров для строительства и не распространяется на закупку технологий и оборудования для строительства объектов, по которым необходима разработка специальных технических условий для последующей разработки проектно-сметной документации.

Размещение заказов на строительство объектов, выполнение работ, оказание услуг, поставку товаров для строительства может производиться в форме подрядных торгов (на основе конкурса) или переговоров.

Положение содержит следующие формы:

приглашение на участие в закрытых торгах (приложение 1);

протокол заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с конкурсными предложениями (приложение 2);

протокол заседания конкурсной комиссии по выбору победителя торгов (приложение 3).

 

Обратите внимание!

Пунктом 4 Указа Президента РБ от 29.12.2012 № 576 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)», которым в т.ч. были внесены изменения в Указ № 58, Совету Министров РБ было поручено привести акты законодательства в соответствие с данным Указом в срок до 1 января 2013 г. Однако на сегодняшний день данные о внесении изменений в постановление № 235 отсутствуют. Таким образом, необходимо применять нормы указанного постановления в части, не противоречащей законодательству.

 

* Письмо Минэкономики РБ от 27.03.2013 № 30-03/2429 «О применении Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» при строительстве объектов».

Разъяснено, что при строительстве объектов, финансируемых за счет бюджетных средств, генеральный подрядчик (субподрядчик) и иные участники строительства (кроме заказчика, финансируемого из бюджета), проводят (как и ранее) процедуры выбора контрагентов (подрядные торги и др.), предусмотренные Указом № 58 и постановлением № 235, а не на основании Закона № 419-З.

 

26.04.2013

 

Татьяна Дегтяренко, юрист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»

 

Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»

 

От редакции: Со 2 августа 2013 г. постановление Минэкономики РБ от 22.12.2012 № 119 «Об утверждении примерных форм документов по процедурам государственных закупок и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь» на основании постановления Минэкономики РБ от 02.08.2013 № 57 утратило силу.

С 16 августа 2013 г. постановления Минэкономики РБ от 22.12.2012 № 115 «О формировании и ведении списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок» и от 22.12.2012 № 116 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения Министерством экономики Республики Беларусь жалоб при осуществлении государственных закупок» на основании постановления Минэкономики РБ от 02.08.2013 № 56 утратили силу.