Пособие от 20.01.2015
Автор: Аналитическая редакция Правовой платформы «Бизнес-Инфо»

Налоги-2015: изменения законодательства


СОДЕРЖАНИЕ

 

Общая часть

Раздел I. Общие положения

   Глава 1. Основные положения

   Глава 2. Плательщики налогов, сборов (пошлин) и иные обязанные лица

   Глава 3. Объекты налогообложения

Раздел II. Налоговое обязательство

   Глава 4. Налоговое обязательство и его исполнение

   Глава 5. Способы обеспечения исполнения налогового обязательства, уплаты пеней

   Глава 6. Принудительное исполнение налогового обязательства, взыскание пеней

   Глава 7. Зачет, возврат налогов, сборов (пошлин), пеней, а также иных денежных средств

Раздел III. Налоговый учет и налоговый контроль

   Глава 8. Налоговый учет. Налоговая декларация (расчет)

   Глава 9. Налоговый контроль

Раздел IV. Налоговые и таможенные органы Республики Беларусь. Обжалование решений налоговых органов

   Глава 10. Налоговые и таможенные органы Республики Беларусь

   Глава 11. Порядок и сроки обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц

 

Особенная часть

Раздел V. Республиканские налоги, сборы (пошлины)

   Глава 12. Налог на добавленную стоимость

   Глава 13. Акцизы

   Глава 14. Налог на прибыль

   Глава 15. Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство

   Глава 16. Подоходный налог с физических лиц

   Глава 17. Налог на недвижимость

   Глава 18. Земельный налог

   Глава 19. Экологический налог

   Глава 20. Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов

   Глава 22. Сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь

   Глава 24. Оффшорный сбор

   Глава 27. Государственная пошлина

Раздел VII. Особые режимы налогообложения

   Глава 34. Налог при упрощенной системе налогообложения

   Глава 35. Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц

   Глава 36. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции

   Глава 37. Налог на игорный бизнес

   Глава 38. Налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности

   Глава 39. Налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр

   Глава 411. Единый налог на вмененный доход

 

Материал помещен в архив

 

НАЛОГИ-2015: ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В связи с принятием Закона Республики Беларусь от 30.12.2014 № 224-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» с 1 января 2015 г. изменился порядок исчисления и уплаты налогов и сборов.

В предлагаемом пособии последовательно рассмотрены важнейшие изменения и дополнения, внесенные в Общую и Особенную части Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) в 2015 г., а также приведены разъяснения и комментарии специалистов, справочная информация и формы налоговых деклараций.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Основные положения

Из п.5 ст.2 НК исключена конкретизация особых видов пошлин, которые могут вводиться международными договорами.

 

Редакция 2014 г. п.5 ст.2 НК Редакция 2015 г. п.5 ст.2 НК
Допускается установление особых видов пошлин (специальных, антидемпинговых и компенсационных) согласно международным договорам Республики Беларусь, формирующим договорно-правовую базу Таможенного союза, либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с настоящим Кодексом и таможенным законодательством Таможенного союза Допускается установление особых видов пошлин согласно международным договорам Республики Беларусь, формирующим договорно-правовую базу Таможенного союза, либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с настоящим Кодексом и таможенным законодательством Таможенного союза

 

Примечание. Здесь и далее по тексту нормы, которые исключены из НК, отмечены зачеркнутым шрифтом, добавленные нормы (нормы в новой редакции) - жирным шрифтом.

 

С 1 марта 2014 г. Указом Президента Республики Беларусь от 04.02.2014 № 64 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств» предусмотрено, что по определенным категориям транспортных средств при их ввозе в Республику Беларусь, в т.ч. из Российской Федерации и Республики Казахстан, необходимо уплачивать утилизационный сбор. С 1 января 2015 г. утилизационный сбор включен в состав республиканских налогов, сборов (пошлин) (ст.8 НК дополнена абзацем 18).

 

Справочно

Налоговая декларация (расчет) по утилизационному сбору оформляется по форме согласно приложению 20 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42.

Глава 2. Плательщики налогов, сборов (пошлин) и иные обязанные лица

С 2015 г. изменились условия признания физического лица и (или) юридического лица взаимозависимыми. Так, одним из условий признания указанных лиц взаимозависимыми является наличие между ними взаимоотношений, когда одно лицо выступает учредителем (участником) другой организации, если доля его прямого и (или) косвенного участия составляет не менее 20 % (абзац 3 части второй ст.20 НК).

Статья 20 НК дополнена частями третьей-шестой, в которых указано, что доля участия одной организации в другой организации определяется в виде суммы выраженных в процентах долей прямого и косвенного участия одной организации в другой организации, а также даны определения долей прямого и косвенного участия.

С 2015 г. не требуется свидетельствование верности (заверение) переводов документов, подтверждающих для применения соглашений об избежании двойного налогообложения, что иностранная организация имеет постоянное местонахождение в иностранном государстве, физическое лицо является резидентом иностранного государства (ст.22 НК дополнена п.11). Напомним, что ранее переводы таких документов следовало заверять нотариально либо Белорусской торгово-промышленной палатой (ее унитарным предприятием, его представительством или филиалом).

Статья 22 НК дополнена п.22, которым установлена обязанность организациям и индивидуальным предпринимателям (ИП), имеющим задолженность по налогам, сборам (пошлинам), пеням и иным обязательным платежам в республиканский и местные бюджеты и (или) по обязательным платежам в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, а также задолженность по штрафам за административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и против порядка налогообложения, за исключением задолженности, в отношении которой действуют предоставленные согласно законодательству отсрочка и (или) рассрочка ее погашения, обеспечить зачисление выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также от внереализационных доходов на свои счета в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации Республики Беларусь в соответствии с правовым режимом этих счетов и осуществление платежей с них в порядке, предусмотренном законодательством.

Предусмотренный порядок зачисления выручки от реализации и внереализационных доходов применяется организациями и ИП начиная со дня образования задолженности до полного ее погашения.

Аналогичная норма предусмотрена подп.2.4 п.2 Указа Президента Республики Беларусь от 23.01.2003 № 36 «О реструктуризации задолженности юридических лиц по обязательным платежам в республиканский и местные бюджеты и Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее - Фонд) и некоторых мерах по обеспечению своевременного поступления указанных платежей», согласно которому юридические лица, имеющие задолженность по налогам, экономическим санкциям и пеням в республиканский и местные бюджеты и (или) Фонд, за исключением задолженности, в отношении которой действуют предоставленные согласно законодательству отсрочка и (или) рассрочка ее погашения, если иное не определено Советом Министров Республики Беларусь, обеспечивают зачисление выручки от реализации товаров (работ, услуг), иного имущества, включая ценные бумаги и имущественные права, а также от внереализационных доходов на свои счета в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь в соответствии с правовым режимом этих счетов и осуществление платежей с них в порядке, предусмотренном законодательством.

Указанный порядок зачисления денежных средств применяется юридическими лицами начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имеется задолженность, до полного ее погашения.

 

Обратите внимание!

Необеспечение должностным лицом юридического лица, имеющего задолженность по налогам и иным обязательным платежам в республиканский и местные бюджеты, включая государственные целевые бюджетные фонды, и (или) по обязательным платежам в Фонд, а также задолженность по штрафам и пеням за нарушения законодательства о налогах и предпринимательстве, зачисления выручки от реализации товаров (работ, услуг), иного имущества, включая ценные бумаги и имущественные права, а также от внереализационных доходов на свои счета в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях в соответствии с правовым режимом таких счетов и неосуществление платежей с этих счетов в порядке, предусмотренном законодательством, - влекут наложение штрафа в размере до 50 базовых величин (ст.13.14 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, далее - КоАП).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. ст.13.14 КоАП изложена в новой редакции Законом Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З. Размер штрафа не изменился.

 

Справочно

Актуальный размер базовой величины см. здесь.

 

С 2015 г. п.41 ст.22 НК дополнен частью второй, согласно которой на доверительных управляющих не распространяется обязанность по информированию налогового органа о заключении договоров доверительного управления:

- находящимися в собственности отдельных государственных должностных лиц долями участия (акциями, правами) в уставных фондах коммерческих организаций (норма действовала и ранее);

- денежными средствами;

- ценными бумагами;

- фондом банковского управления.

Аналитический материал

В.Прохожая, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»

Комментарий к статьям 20, 31-33 и 42 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь. Изменения в 2015 году.

Глава 3. Объекты налогообложения

В новой редакции изложена ст.301 «Принципы определения цены на товары (работы, услуги) для целей налогообложения» НК. Внесены изменения в порядок корректировки облагаемой налогом прибыли из-за применения субъектами хозяйствования нерыночных цен (трансфертное ценообразование) в соответствии со ст.301 НК, в частности, положения ст.301 НК будут распространяться на:

- товары, приобретенные по внешнеэкономическим сделкам;

- работы и услуги, приобретенные и реализованные по внешнеэкономическим сделкам.

Предел контролируемой внешнеэкономической сделки (сделок) с одним лицом снижен с 60 до 1 млрд.руб., что повлечет за собой усиление контроля.

Вводится дополнительный (четвертый) метод определения налоговой базы - метод сопоставимой рентабельности.

С 2015 г. не признаются реализацией:

- безвозмездная передача работ, услуг в пределах одного собственника по его решению или решению уполномоченного им органа (подп.2.3 п.2 ст.31 НК);

- передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), имущественных прав в рамках проведения рекламных мероприятий, в т.ч. при проведении рекламных игр (подп.3.5 п.3 ст.31 НК).

Статья 32 НК дополнена частью второй, согласно которой при реализации товара плательщиком Республики Беларусь плательщику другого государства - члена Таможенного союза, когда перевозка (транспортировка) товара начата за пределами таможенной территории Таможенного союза и завершена в другом государстве - члене Таможенного союза, местом реализации товара признается территория Республики Беларусь, если на ее территории товар помещается под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Данная норма НК приведена в соответствие с Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014).

 

Справочно

Место реализации товаров определяется в соответствии с законодательством государств, являющихся членами Евразийского экономического союза, если иное не установлено п.3 указанного Протокола. В случае реализации товара налогоплательщиком одного государства-члена налогоплательщику другого государства-члена, когда перевозка (транспортировка) товара начата за пределами Евразийского экономического союза и завершена в другом государстве-члене, местом реализации товара признается территория государства-члена, на территории которого товар помещается под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (части третья и четвертая п.3).

 

В 2015 г. исключен п.2 ст.35 НК, в котором были определены выплаты, не признаваемые дивидендами.

 

Редакция 2014 г. ст.35 НК Редакция 2015 г. ст.35 НК
1. Дивидендом признается любой доход, начисленный унитарным предприятием собственнику его имущества, иной организацией (кроме простого товарищества) участнику (акционеру) по принадлежащим данному участнику (акционеру) долям (паям, акциям) в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения.
К дивидендам приравниваются доходы, получаемые по соглашениям (долговым обязательствам), предусматривающим участие в прибылях.


2. Не признаются дивидендами:
2.1. выплаты участнику (акционеру) организации в денежной или натуральной форме и размере, не превышающем его взноса (вклада) в уставный фонд этой организации (фактически произведенных (оплаченных) участником (акционером) расходов на приобретение доли (части доли) в уставном фонде (пая, акций) организации), при ее ликвидации либо при выходе (исключении) участника (акционера) из состава участников (акционеров) организации, при приобретении организацией принадлежащей ее участнику доли (части доли) в уставном фонде этой организации или акций (части акций) этой организации у ее акционера;
2.2. выплаты участникам (акционерам) организации в виде долей (паев, акций) этой же организации, а также в виде увеличения номинальной стоимости акций (паев), произведенного за счет собственных источников организации, если такие выплаты не изменяют процентную долю участия в уставном фонде организации ни одного из участников (акционеров) либо изменяют ее не более чем на 0,01 процента
1. Дивидендом признается любой доход, начисленный унитарным предприятием собственнику его имущества, иной организацией (кроме простого товарищества) участнику (акционеру) по принадлежащим данному участнику (акционеру) долям (паям, акциям) в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения.
К дивидендам приравниваются доходы, получаемые по соглашениям (долговым обязательствам), предусматривающим участие в прибылях.
2. Исключен

 

Поскольку согласно п.1 ст.35 НК источником выплаты дивидендов является чистая прибыль, остающаяся после налогообложения, возникало несоответствие норм п.1 и п.2 ст.35.

Так, например, в случае выхода (исключения) участника общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью доля этого участника переходит к обществу, а вышедшему (исключенному) участнику выплачивается стоимость части имущества этого общества, соответствующая доле этого участника в уставном фонде, если иное не предусмотрено уставом общества с ограниченной ответственностью, а также часть прибыли, приходящаяся на его долю (часть четвертая ст.103 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах», далее - Закон № 2020-XII). То есть выплата части имущества и так не являлась дивидендом.

Не являются дивидендами и выплаты участникам (акционерам) организации в виде долей (паев, акций) этой же организации, а также в виде увеличения номинальной стоимости акций (паев), произведенного за счет собственных источников организации, если такие выплаты не изменяют процентную долю участия в уставном фонде организации ни одного из участников (акционеров) либо изменяют ее не более чем на 0,01 %. Источником таких выплат не обязательно является только чистая прибыль. Согласно части второй ст.105 и части шестой ст.112 Закона № 2020-XII уставный фонд общества может увеличиваться в т.ч. за счет имущества общества. То есть организация вправе использовать для увеличения размера уставного фонда не только чистую прибыль, но и, например, добавочный фонд, сформированный в результате ранее проведенных переоценок основных средств. Аналогично за счет источников собственных средств производится увеличение уставного фонда акционерного общества (увеличивается номинальная стоимость акций либо производится их дополнительная эмиссия) (часть вторая ст.74 Закона № 2020-XII).

Аналитические материалы

В.Прохожая, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»

Комментарий к статьям 20, 31-33 и 42 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь. Изменения в 2015 году.

 

С.Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук

Комментарий к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014. Основные моменты.

Раздел II. Налоговое обязательство

Глава 4. Налоговое обязательство и его исполнение

Согласно дополнениям, внесенным в п.1 ст.37 НК, не признается исполненным обязательство по уплате государственной пошлины в случае ошибочного указания плательщиком в платежной инструкции на перечисление в бюджет суммы пошлины наименования (кода) банка и номера счета по учету средств республиканского бюджета вместо наименования (кода) банка и номера счета по учету средств местного бюджета и наоборот, если такое указание повлекло неперечисление этой суммы в соответствующий бюджет.

 

Редакция 2014 г. п.1 ст.37 НК Редакция 2015 г. п.1 ст.37 НК
Исполнением налогового обязательства признается уплата причитающихся сумм налога, сбора (пошлины).
Налоговое обязательство считается исполненным в случае ошибочного указания плательщиком в платежной инструкции на перечисление в бюджет суммы налога, сбора (пошлины) наименования (кода) банка и номера счета по учету средств республиканского бюджета вместо наименования (кода) банка и номера счета по учету средств местного бюджета и наоборот, если такое указание повлекло неперечисление этой суммы в соответствующий бюджет.
Положения части второй настоящего пункта не распространяются на исполнение налогового обязательства по уплате таможенных платежей Положения части второй настоящего пункта не распространяются на исполнение налогового обязательства по уплате таможенных платежей и государственной пошлины

 

Справочно

Неисполнение или ненадлежащее исполнение плательщиком (иным обязанным лицом) налогового обязательства являются основаниями для применения мер принудительного исполнения налогового обязательства и уплаты соответствующих пеней, а также для применения к указанному лицу мер ответственности в порядке и на условиях, установленных законодательством (п.5 ст.37 НК).

За неуплату, неполную уплату сумм налогов, сборов (пошлин) ст.13.6 КоАП предусматривает административную ответственность не только для организаций, но и для их должностных лиц.

 

Название ст.42 НК изложено в новой редакции: «Налоговый и отчетный периоды» и дополнено понятием «отчетный период».

Под отчетным периодом, если иное не установлено частью второй ст.2961 НК, понимается период времени, по результатам которого плательщики (иные обязанные лица) обязаны представить в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) и (или) другие документы и сведения, необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин).

 

Справочно

Отчетным периодом единого налога признается календарный месяц, в котором осуществляется деятельность, если иное не предусмотрено частью третьей ст.2961 (часть вторая ст.2961 НК).

Для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог в соответствии с главой 4 по одному виду деятельности, осуществляемому через один торговый объект, или одно торговое место, или один объект общественного питания, или один обслуживающий объект, или осуществляющих деятельность без использования торговых объектов, торговых мест, объектов общественного питания, обслуживающих объектов, отчетным периодом по выбору плательщика может быть признан календарный квартал, в котором осуществляется деятельность (часть третья ст.2961 НК).

 

Льготы по налогу на прибыль не могут быть использованы в отношении налогов, сборов (пошлин), установление объекта налогообложения и (или) определение налоговой базы по которым осуществлено на основании первичных учетных документов, признанных в установленном законодательством порядке не имеющими юридической силы, и только в части, приходящейся на такие первичные учетные документы (часть пятая п.5 ст.43 НК).

Аналитические материалы

В.Прохожая, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»

Комментарий к статьям 20, 31-33 и 42 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь. Изменения в 2015 году.

Комментарий к статьям 43, 52 и 63 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь. Изменения в 2015 году.

Глава 5. Способы обеспечения исполнения налогового обязательства, уплаты пеней

При направлении плательщику разъяснения о порядке исчисления и уплаты налога на прибыль, отличного от ранее направленного, пени начинают исчисляться через 10 календарных дней после направления плательщику такого разъяснения (п.31 ст.52 НК).

То есть, если, например, организация получила ответ от вышестоящего налогового органа (Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, городская, областная инспекция Министерства по налогам и сборам) с разъяснением налогового законодательства, отличным от разъяснения районной (местной) инспекции Министерства по налогам и сборам, на сумму недоплаченных налогов, сборов (пошлин) в соответствии с разъяснением инспекции Министерства по налогам и сборам через 10 дней после направления разъяснения вышестоящим налоговым органом начнет начисляться пеня.

Аналитический материал

В.Прохожая, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»

Комментарий к статьям 43, 52 и 63 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь. Изменения в 2015 году.

Глава 6. Принудительное исполнение налогового обязательства, взыскание пеней

В данную главу внесены редакционные правки.

Глава 7. Зачет, возврат налогов, сборов (пошлин), пеней, а также иных денежных средств

Уточнен порядок зачета (возврата) излишне удержанных налоговыми агентами сумм подоходного налога с физических лиц.

 

Редакция 2014 г. п.2 ст.60 НК Редакция 2015 г. п.2 ст.60 НК
Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени производятся налоговым органом по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица), если иное не установлено настоящим Кодексом, иными законодательными актами.
Зачет или возврат указанной суммы производятся без начисления процентов на эту сумму.
Зачет или возврат излишне удержанных налоговыми агентами сумм подоходного налога с физических лиц в случаях и порядке, установленных налоговым законодательством, наряду с налоговыми органами вправе производить и налоговые агенты В случаях и порядке, установленных налоговым законодательством, зачет или возврат излишне удержанных налоговыми агентами сумм подоходного налога с физических лиц производятся налоговым органом или налоговым агентом

Раздел III. Налоговый учет и налоговый контроль

Глава 8. Налоговый учет. Налоговая декларация (расчет)

Аналитический материал

В.Прохожая, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»

Комментарий к статьям 43, 52 и 63 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь. Изменения в 2015 году.

Глава 9. Налоговый контроль

С 2015 г. расширен перечень случаев, когда доверительный управляющий не подлежит постановке на учет в налоговом органе:

 

Редакция 2014 г. части первой п.1 ст.65 НК Редакция 2015 г. части второй п.1 ст.65 НК
При этом доверительный управляющий, заключивший договор доверительного управления находящимися в собственности отдельных государственных должностных лиц долями участия (акциями, правами) в уставных фондах коммерческих организаций, не подлежит постановке на учет Не подлежит постановке на учет доверительный управляющий, заключивший договор доверительного управления:
находящимися в собственности отдельных государственных должностных лиц долями участия (акциями, правами) в уставных фондах коммерческих организаций;
денежными средствами;
ценными бумагами;
фондом банковского управления

 

Уточнен порядок постановки на учет и перечень информации, представляемый в налоговый орган иностранными организациями, выполняющими работы (оказывающими услуги) на основании изменений, внесенных в часть первую подп.2.6 п.2, абзацы 2 и 4 части первой п.6 ст.66 НК.

Изложен в новой редакции п.14 ст.66:

 

Редакция 2014 г. п.14 ст.66 НК Редакция 2015 г. п.14 ст.66 НК
В случае принятия организацией решения о ликвидации своего филиала или иного обособленного подразделения снятие с учета филиала или иного обособленного подразделения производится налоговым органом в течение десяти рабочих дней со дня получения налоговым органом сообщения юридического лица о ликвидации обособленного подразделения, представляемого организацией в сроки, установленные в подпункте 1.9.4 пункта 1 статьи 22 настоящего Кодекса В случае принятия организацией решения о ликвидации своего филиала или иного обособленного подразделения, а также при возникновении обстоятельства, в связи с которым прекращается обязанность филиала или иного обособленного подразделения юридического лица Республики Беларусь по исполнению налоговых обязательств этого юридического лица, снятие с учета филиала или иного обособленного подразделения производится налоговым органом в течение десяти рабочих дней со дня получения налоговым органом соответствующего сообщения юридического лица, представляемого в сроки, установленные подпунктом 1.9.4 пункта 1 статьи 22 настоящего Кодекса

 

Часть вторая п.2 ст.68 изложена в новой редакции: уточнено, в какой налоговый орган представляется информация иными юридическими лицами, являющимися профессиональными участниками рынка ценных бумаг, которые осуществляют депозитарную деятельность, об открытии, закрытии, переоформлении счета «депо» организациями, в т.ч. иностранными организациями и индивидуальными предпринимателями.

 

Редакция 2014 г. п.2 ст.68 НК Редакция 2015 г. п.2 ст.68 НК
Банк обязан сообщить об открытии, закрытии, переоформлении счета организации или индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту постановки их на учет в течение одного рабочего дня соответственно после открытия, закрытия, переоформления такого счета.
Иные юридические лица, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг и осуществляющие депозитарную деятельность, обязаны сообщать об открытии, закрытии, переоформлении счета «депо» организации или индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их постановки на учет в течение одного рабочего дня соответственно после открытия, закрытия, переоформления такого счета
Банк обязан сообщить об открытии, закрытии, переоформлении счета организации или индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту постановки их на учет в течение одного рабочего дня соответственно после открытия, закрытия, переоформления такого счета.
Иные юридические лица, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг и осуществляющие депозитарную деятельность, обязаны сообщать об открытии, закрытии, переоформлении счета «депо» в течение одного рабочего дня соответственно после открытия, закрытия, переоформления такого счета:
организации, за исключением иностранной организации, или индивидуального предпринимателя - в налоговый орган по месту их постановки на учет;
иностранной организации - по месту постановки на учет юридического лица, являющегося профессиональным участником рынка ценных бумаг и осуществляющего депозитарную деятельность

 

Банки и иные юридические лица, осуществляющие профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам, а также страховые организации Республики Беларусь обязаны предоставлять для налоговых органов иностранных государств информацию, необходимую для обеспечения полноты уплаты налогов, сборов (пошлин) (п.25 ст.68 НК).

Расширен круг обязанностей банков по представлению сведений. Так, банки обязаны представлять:

- сведения о коммерческой организации или индивидуальном предпринимателе в налоговый орган по месту их постановки на учет, если сумма денежных средств, поступившая за месяц, превысила 5 000 базовых величин (п.26 ст.68 НК);

- по запросам налоговых органов иные сведения, составляющие банковскую тайну физических лиц (п.27 ст.68 НК).

Список выездных проверок (в т.ч. дополнительных), которые проводят налоговые органы, дополнен проверками, проводимыми по поручениям органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей (их заместителей) органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам) (абзац 2 подп.2.2 п.2 ст.69 НК).

Также ст.69 НК дополнена п.3: выездные проверки не проводятся в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не осуществляющих деятельность со дня государственной регистрации либо не осуществляющих деятельность после проведенной налоговыми органами проверки, по результатам которой не установлено нарушений налогового и иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые органы.

Аналитический материал

Я.Глинская, экономист

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 30.12.2014 № 224-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь». Налоговый учет и налоговый контроль.

Раздел IV. Налоговые и таможенные органы Республики Беларусь. Обжалование решений налоговых органов

Глава 10. Налоговые и таможенные органы Республики Беларусь

В главу 10 внесены редакционные правки.

Глава 11. Порядок и сроки обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц

В главу 11 внесены редакционные правки.

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Нормативное регулирование

* Декрет Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности».

Декретом предусмотрены существенные льготы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в Республике Беларусь с местом нахождения (жительства) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности.

* Декрет Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь».

Документом установлены правила, облегчающие начало реализации инвестиционных проектов в Республике Беларусь как для белорусских, так и для иностранных инвесторов.

* Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов (пошлин), иных платежей, контроль за исчислением и уплатой которых осуществляют налоговые органы» (далее - постановление № 42).

Постановлением утверждены формы налоговых деклараций (расчетов), а также Инструкции:

о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок;

о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, международной организации;

о порядке ведения учета валовой выручки от реализации товаров (работ, услуг) и учета товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь из государств - членов Таможенного союза;

о порядке ведения учета доходов и расходов индивидуальными предпринимателями (нотариусами, осуществляющими нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально);

о порядке ведения учета сумм принятых ставок в азартных играх и сумм выплаченных выигрышей (возвращенных несыгравших ставок) по всем видам деятельности в сфере игорного бизнеса.

Справочная информация

Пени, взыскиваемые за несвоевременную уплату налогов и сборов в бюджет.

Раздел V. Республиканские налоги, сборы (пошлины)

Глава 12. Налог на добавленную стоимость

Нормативное регулирование

* Указ Президента Республики Беларусь от 21.06.2007 № 287 «О налогообложении продовольственных товаров и товаров для детей».

Указом утвержден перечень продовольственных товаров и товаров для детей, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при их ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) при реализации на территории Республики Беларусь (далее - Перечень № 287).

* Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 12.12.2012 № 40 «Об установлении формы акта на возмещение сумм налога на добавленную стоимость и порядка его заполнения» (действует до 14 февраля 2015 г.).

Постановлением установлены форма акта на возмещение сумм налога на добавленную стоимость и порядок его заполнения.

Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов (пошлин), иных платежей, контроль за исчислением и уплатой которых осуществляют налоговые органы» (действует с 14 февраля 2015 г.).

Постановлением установлена форма акта на возмещение сумм налога на добавленную стоимость.

* Указ Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 358 «О стимулировании реализации товаров».

Указом установлено, что:

• при определении лицом - владельцем склада удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость методом удельного веса, из общей суммы оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав исключаются обороты по реализации лицом - владельцем склада товаров, если при их ввозе на территорию Республики Беларусь налог на добавленную стоимость таможенными органами не взимался в соответствии с частью первой п.1 Указа № 358 и обороты по реализации таких товаров отражены с применением ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 % в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость, представляемой за отчетные периоды 2015 г., а также за отчетные периоды последующих налоговых периодов;

• при реализации лицом - владельцем склада товаров, ввезенных на территорию Республики Беларусь с 1 января 2014 г., налогоплательщику другого государства - члена Таможенного союза, когда перевозка (транспортировка) товаров начата за пределами таможенной территории Таможенного союза и завершена в другом государстве - члене Таможенного союза, местом реализации таких товаров признается территория Республики Беларусь, если на ее территории ввезенные товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. При этом для целей Указа № 358 под налогоплательщиком другого государства - члена Таможенного союза понимается юридическое (физическое) лицо, зарегистрированное в качестве плательщика налогов другого государства - члена Таможенного союза. Действие данной нормы распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2014 г.

Установлена форма реестра сведений о применении ставки налога на добавленную стоимость в размере ноль (0) процентов по экспорту товаров, освобождаемых от налога на добавленную стоимость.

* Перечень видов деятельности, при осуществлении которых обороты по реализации на территории Республики Беларусь учебными заведениями товаров (работ, услуг), произведенных (выполненных, оказанных) обучающимися и предусмотренных учебно-программной документацией, планом воспитательной работы учебного заведения, программами воспитания, освобождаются от налога на добавленную стоимость, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.01.2009 № 109.

* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.02.2013 № 117 «Об утверждении перечня социальных услуг, оказываемых негосударственными некоммерческими организациями в форме стационарного социального обслуживания, государственными организациями (их структурными подразделениями), обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от налога на добавленную стоимость».

В утвержденный перечень включены:

- консультационно-информационные услуги;

- социально-бытовые услуги;

- социально-медицинские услуги;

- социально-педагогические услуги;

- социально-посреднические услуги;

- социально-реабилитационные услуги;

- услуги почасового ухода за малолетними детьми (услуги няни);

- услуги сиделки;

- услуги сопровождаемого проживания;

- услуги ухода за детьми-инвалидами (услуги социальной передышки).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В перечень № 117 внесены изменения и дополнения на основании постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 02.03.2015 № 150 (с 14 июня 2015 г.) и от 20.11.2017 № 864 (с 25 декабря 2017 г.).  

 

* Письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25.01.2013 № 2-1-10/190 «Об основаниях для применения ставки НДС в размере 10 %».

Предусмотрено, что для подтверждения отнесения товаров к продовольственным товарам, в отношении которых может применяться ставка НДС, установленная в размере 10 %, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (далее - Минсельхозпрод) на основании обращений заинтересованных рассматривает вопросы отнесения отдельных товаров к продовольственным товарам, включенным в Перечень № 287, и выдает соответствующее заключение.

Заключения выдаются Минсельхозпродом по обращениям заинтересованных только на отдельные виды товаров. Налоговым кодексом не установлено, что наличие такого заключения у плательщиков на момент ввоза товаров на территорию Республики Беларусь, а также при реализации товаров на территории Республики Беларусь является обязательным условием для применения пониженной ставки НДС в отношении всех продовольственных товаров, поименованных в Перечне № 287. Необходимость представления Минсельхозпродом указанных заключений должна быть обоснованна и обусловлена сложностью либо невозможностью квалификации того или иного товара специалистами на местах.

Вопросы отнесения таких товаров, как безалкогольные напитки, к товарам, поименованным в Перечне № 287, находятся в компетенции Белорусского государственного концерна пищевой промышленности «Белгоспищепром».

 

Справочно

По ставке НДС в размере 10 % облагаются из товарной позиции 2202 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (кроме 2202 90 100 1) безалкогольные напитки на основе березового сока в таре емкостью не более 3 л, негазированные безалкогольные напитки в таре емкостью не более 3 л с массовой долей фруктового (ягодного) сока, и (или) пюре (паст) не менее 10 %, и (или) овощного сока, и (или) пюре (паст) не менее 40 %.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. в соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 101 действует новая редакция единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза. Обратите внимание, что в данную Товарную номенклатуру вносятся многочисленные изменения и дополнения. Рекомендуем уточнять актуальные коды и ставки таможенных пошлин.

 

* Письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 12.01.2015 № 2-1-10/104 «О порядке вычета сумм «ввозного» НДС по импортированным и реализуемым в неизменном состоянии товарам».

В налоговой декларации (расчете) по НДС за декабрь 2014 г. (за IV квартал 2014 г., если выбранный плательщиком отчетный период - квартал), представляемой по сроку 20 января 2015 г., вычету подлежат с учетом положений ст.107 НК суммы «ввозного» НДС по тем товарам, с даты выпуска которых в соответствии с заявленной таможенной процедурой (с даты принятия на учет которых - при ввозе товаров с территории государств - членов Таможенного союза) истекло 90 календарных дней.

Суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров с 1 до 31 января 2015 г. (включительно), подлежат вычету в общеустановленном порядке с учетом положений ст.107 НК, поскольку ограничений в осуществлении их вычета налоговым законодательством не установлено (установленный Указом Президента Республики Беларусь от 21.07.2014 № 361 «Об отдельных вопросах налогообложения, бухгалтерского учета, переоценки имущества и взимания арендной платы» (далее - Указ № 361) 90-дневный срок не применяется в отношении товаров, ввезенных в январе 2015 г.).

По вопросу применения норм Указа № 361 в отношении сумм «ввозного» НДС по товарам, ввезенным с 25 июля до 31 декабря 2014 г. (включительно) и передаваемым в пределах одного юридического лица без исчисления НДС, сообщается следующее.

С 1 января 2015 г. вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор), а также Протокол о внесении изменений в Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11 декабря 2009 года  (подписан 8 октября 2014 г.).

Взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте. Взимание косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляются в порядке согласно Протоколу о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), приведенному в приложении 18 к Договору (п.1 ст.72 Договора).

Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг.

Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в порядке, предусмотренном Протоколом (п.2 ст.72 Договора).

При импорте товаров на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-члена, на территорию которого импортируются товары, если иное не установлено законодательством этого государства-члена в части товаров, подлежащих маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками) (п.4 ст.72 Договора).

Ставки косвенных налогов во взаимной торговле при импорте товаров на территорию государства-члена не должны превышать ставки косвенных налогов, которыми облагаются аналогичные товары при их реализации на территории этого государства-члена (п.5 ст.72 Договора).

 

Справочно

С 1 января 2015 г. утратили силу Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008, Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11.12.2009 и Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 11.12.2009.

 

Протокол и Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009 наделяют плательщиков (импортеров) правом представлять в налоговый орган заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью (ЭЦП).

Порядок действий для белорусского покупателя (импортера) и для белорусского продавца (экспортера) при использовании механизма представления заявления (перечня заявлений) в налоговый орган в электронном виде с ЭЦП изложен в разъяснении Управления международного налогового сотрудничества (см. пособие «Об администрировании косвенных налогов в Евразийском экономическом союзе при электронном документообороте»).

Аналитические материалы

Олег Бурдюк, аудитор, DipIFR, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»

Краткий комментарий к Закону Республики Беларусь от 30.12.2014 № 224-З. Основные изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь в части налога на добавленную стоимость в 2015 году.

 

Ольга Бурдюк, экономист

Место реализации товаров, работ, услуг в целях исчисления налога на добавленную стоимость с 2015 года.

 

Е.Недоступ, юрист

Налог на добавленную стоимость по работам и услугам в рамках Евразийского экономического союза с 2015 года.

 

Н.Нехай, ведущий аудитор общества с ограниченной ответственностью «Аудиторский центр «Эрудит»

Безвозмездная передача товаров (работ, услуг): новации 2015 года.

 

В.Васильев, экономист

Как определить место реализации работ и услуг в Евразийском экономическом союзе для целей исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость.

Формы документов

Налоговая декларация (расчет) по налогу на добавленную стоимость.

Реестр сведений о применении ставки налога на добавленную стоимость в размере ноль (0) процентов по экспорту товаров, освобождаемых от налога на добавленную стоимость.

Книга покупок.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. следует руководствоваться формой книги покупок, утвержденной постановлением № 42, в редакции постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 06.12.2016 № 31.

Глава 13. Акцизы

В главу 13 в 2015 г. внесены в основном редакционные правки.

Форма документа

Налоговая декларация (расчет) по акцизам.

Справочная информация

Сравнительная таблица ставок акцизов в 2014 и 2015 годах.

Глава 14. Налог на прибыль

Аналитические материалы

В.Прохожая, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»

Комментарий к статьям 125-127 Налогового кодекса Республики Беларусь. Налог на прибыль: изменения в 2015 году.

Комментарий к статьям 128 и 129 Налогового кодекса Республики Беларусь. Налог на прибыль: изменения в 2015 году.

Комментарий к статьям 130 и 131 Налогового кодекса Республики Беларусь. Налог на прибыль: изменения в 2015 году.

Комментарий к статье 1311 Налогового кодекса Республики Беларусь. Налог на прибыль: изменения в 2015 году.

Комментарий к статьям 142-151 Налогового кодекса Республики Беларусь. Налог на прибыль: изменения в 2015 году.

 

В.Статкевич, аудитор

Инвестиционный вычет в 2015 году.

 

Олег Бурдюк, аудитор, DipIFR, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»

Краткий комментарий к Закону Республики Беларусь от 30.12.2014 № 224-З. Основные изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь в части налога на прибыль в 2015 году.

 

Н.Нехай, ведущий аудитор общества с ограниченной ответственностью «Аудиторский центр «Эрудит»

Отчисления в государственный внебюджетный фонд социальной защиты населения Республики Беларусь и Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах»: участие в налогообложении прибыли в 2014-2015 годах.

 

В материале автор прокомментировал основные изменения в части исчисления налога на прибыль в 2015 г. Дополнительно поясним и другие изменения 2015 г.

Так, в 2015 г. прибыль от предоставления в пользование жилых помещений коммерческого использования государственного жилищного фонда не будет признаваться объектом налогообложения (подп.41.5 п.41 ст.126 НК).

 

Справочно

Порядок изменения состава государственного жилищного фонда за счет перевода служебных, специальных служебных, отдельных видов социальных квартир и отдельных видов специальных жилых помещений в жилые помещения коммерческого использования (так называемое арендное жилье) установлен Указом Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений».

 

Затраты, производимые до начала осуществления деятельности организации, по освоению новых производств, цехов и агрегатов (пусковые расходы) будут учитываться в составе затрат в месяце их осуществления, а не после начала осуществления соответствующей деятельности (с 2015 г. из НК исключен подп.2.1 п.2 ст.130).

 

Справочно

В налоговом учете в 2014 г. эти затраты отражались в составе затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг) в порядке, предусмотренном учетной политикой, но не ранее чем со дня начала осуществления деятельности организации, эксплуатации производств, цехов, агрегатов. В бухгалтерском учете такие затраты учитывались в том отчетном периоде, в котором они были произведены (часть вторая п.32 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102, далее - Инструкция № 102). Таким образом, моменты признания этих расходов не совпадали в налоговом и бухгалтерском учетах, что приводило к возникновению временных разниц в виде отложенных налоговых активов (пп.6, 9 Инструкции по бухгалтерскому учету отложенных налоговых активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011 № 113).

 

С 1 января 2015 г. затраты, производимые до начала осуществления деятельности организации по освоению новых производств, цехов, агрегатов, при налогообложении прибыли учитываются, по общему правилу, в том отчетном периоде, к которому они относятся (принцип начисления).

Из состава затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, исключены затраты, произведенные при создании объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, безвозмездно переданных эксплуатационным организациям в порядке, установленном Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 № 72 «О мерах по государственному регулированию отношений при размещении и организации строительства жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры».

При исчислении налога на прибыль в затратах учитываются страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и «Белгосстрах» (далее - страховые взносы), начисленные на все учитываемые в затратах по производству и реализации товаров (работ, услуг) выплаты работникам и лицам, работающим по гражданско-правовым договорам, непосредственно связанным с производством и реализацией товаров (работ, услуг) (подп.2.10 п.2 ст.130 НК).

Если же выплаты, от которых исчислены страховые взносы, не учитываются в составе затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и не связаны с производством и реализацией, страховые взносы следует учитывать в составе внереализационных расходов (подп.3.266 п.3 ст.129 НК).

 

Справочно

В 2014 г. страховые взносы и отчисления учитывались в затратах независимо от источников начисления выплат.

 

В 2015 г. расходы, связанные с покупкой валюты, для проведения расчетов за сырье, материалы, товары (работы, услуги) по использованным на их приобретение, а также на выплату заработной платы займам, кредитам и уплате процентов по ним, по служебным командировкам за границу, по созданию (приобретению) инвестиционных активов, по оплате иных расходов, включаемых в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), при налогообложении прибыли учитываются в составе затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг) (подп.2.12 п.2 ст.130 НК).

То есть расходы, связанные с покупкой иностранной валюты, в сумме разницы между курсом покупки и официальным курсом, установленным Национальным банком Республики Беларусь на момент покупки, для проведения расчетов по созданию (приобретению) основных средств и нематериальных активов будут учитываться в составе затрат, а не включаться в стоимость.

 

Справочно

С 1 января 2015 г. утратил силу Декрет Президента Республики Беларусь от 30.06.2000 № 15 «О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц» (п.4 Указа № 361). В соответствии с абзацем 2 п.13 Инструкции № 102 в бухгалтерском учете расходы на покупку валюты включаются в состав прочих расходов по текущей деятельности.

 

При налогообложении не учитываются суммы уценки основных средств, доходных вложений в материальные активы, оборудования к установке, производимой в соответствии с законодательством, и суммы обесценения основных средств, долгосрочных активов, предназначенных для реализации, и инвестиционной недвижимости (подп.1.222 ст.131 НК). В 2014 г. данная норма была разъяснена в письме от 13.03.2014 № 2-2-10/978 «О налогообложении»: суммы дооценки основных средств в соответствии с законодательством, регламентирующим вопросы бухгалтерского учета, подлежат отражению по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» в сумме, восстанавливающей ранее отраженную сумму их уценки (обесценения), полагаем, что суммы переоценки основных средств и инвестиционной недвижимости, производимой в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 20.10.2006 № 622 «О вопросах переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования» на 1 января 2014 г., а также суммы обесценения (суммы восстановления обесценения) основных средств, долгосрочных активов, предназначенных для реализации, и инвестиционной недвижимости при налогообложении прибыли не учитываются.

С 1 января 2015 г. белорусские организации, имеющие контролируемую задолженность, отдельные виды затрат (расходов) учитывают при налогообложении прибыли в размере, не превышающем предельные суммы (величины) каждого из отдельных видов затрат (п.13 п.1 ст.1311 НК).

Ограничение должны применять организации, имеющие контролируемую задолженность перед:

- иностранным учредителем (участником), владеющим более 20 % акций (паев, долей) в уставном фонде этой белорусской организации, перед другой белорусской или иностранной организацией, признаваемой в соответствии со ст.20 НК взаимозависимым лицом этого иностранного учредителя (участника), перед иным лицом, перед которым это взаимозависимое лицо и (или) иностранный учредитель (участник) выступают поручителями, гарантами или иным образом обязуются обеспечить погашение контролируемой задолженности перед иностранным учредителем (участником) и размер такой задолженности в 3 и более раза (для белорусской организации, производящей подакцизные товары) превышает собственный капитал;

- белорусским учредителем (участником), владеющим прямо или косвенно более чем 20 % акций (паев, облигаций) в уставном фонде организации, перед другой белорусской или иностранной организацией, признаваемой в соответствии со ст.20 НК взаимозависимым лицом белорусского учредителя (участника), перед иным лицом, перед которым это взаимозависимое лицо и (или) белорусский учредитель (участник) выступает поручителем, гарантом или иным образом обязуется обеспечить погашение контролируемой задолженности перед белорусским учредителем, размер которой превышает собственный капитал.

Предельная сумма отдельных затрат (расходов) рассчитывается путем деления суммы каждого вида затрат (расходов) на коэффициент капитализации, определяемый как соотношение задолженности перед учредителем (участником) и величины собственного капитала. Порядок расчета коэффициента капитализации определен пп.12, 13 ст.1311 НК.

С 2015 г. инвестиционный вычет необходимо будет восстанавливать также при компенсации расходов по приобретению (созданию) основных средств или стоимости вложений в реконструкцию за счет средств, безвозмездно поступающих в рамках целевого финансирования из республиканского и местных бюджетов или бюджетов государственных внебюджетных фондов, из бюджета Союзного государства, ранее чем по истечении 3 лет с момента их принятия к бухгалтерскому учету (увеличения первоначальной стоимости основных средств на стоимость вложений в реконструкцию) (подп.3.196 п.3 ст.128 НК).

 

Справочно

Нормативные сроки службы основных средств установлены постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 30.09.2011 № 161 (далее - постановление № 161).

Инвестиционный вычет применяется по основным средствам 1-5 групп, а также затратам по модернизации, реконструкции и реставрации этих основных средств в соответствии с приложением к постановлению № 161.

Форма документа

Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль.

Глава 15. Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство

С 2015 г. уточнен объект налогообложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство: изложен в новой редакции подп.1.1 п.1 ст.146 НК.

 

Редакция 2014 г. подп.1.1 п.1 ст.146 НК Редакция 2015 г. подп.1.1 п.1 ст.146 НК
плата за перевозку, фрахт (в том числе демереджи и прочие платежи, возникающие при перевозках) в связи с осуществлением международных перевозок (за исключением оплаты билетов на перевозку пассажиров в международных перевозках, платы за перевозку, фрахт в связи с осуществлением международных перевозок грузов морским транспортом), а также за оказание транспортно-экспедиционных услуг (за исключением услуг в области транспортно-экспедиционной деятельности при организации международных перевозок грузов морским транспортом) плата за перевозку, фрахт, демередж и прочие платежи, возникающие при перевозках, в связи с осуществлением международных перевозок (за исключением перевозки пассажиров в международных перевозках, платы за перевозку, фрахта, диспача, демереджа, возникающих в связи с осуществлением международных перевозок грузов морским транспортом), а также платежи за оказание транспортно-экспедиционных услуг (за исключением услуг в области транспортно-экспедиционной деятельности при организации международных перевозок грузов морским транспортом)

 

Доходами от источников в Республике Беларусь признаются доходы (в т.ч. авансовые платежи), начисляемые (выплачиваемые) иностранной организации юридическим лицом Республики Беларусь (за исключением доходов, начисляемых (выплачиваемых) филиалами, представительствами и иными обособленными подразделениями юридического лица Республики Беларусь, расположенными за пределами Республики Беларусь и зарегистрированными в качестве плательщиков иностранных государств) (подп.3.1 п.3 ст.146 НК).

Налоговая база налога на доходы определяется как общая сумма доходов за вычетом документально подтвержденных затрат по доходам, от реализации на территории Республики Беларусь товаров на условиях договоров поручения, комиссии и иных аналогичных гражданско-правовых договоров - в сумме цены приобретения товара (затрат на его производство), учтенной в товаросопроводительных документах. При этом для целей исчисления налога на доходы цена приобретения товара (затраты на его производство) пересчитывается в белорусские рубли по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату возникновения обязательств по уплате налога на доходы (подп.1.1.2 п.1 ст.147 НК).

С 2015 г. иностранные организации, не осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, вправе уменьшить налоговую базу на сумму доходов (прибыли), полученных от операций с государственными ценными бумагами, ценными бумагами Национального банка Республики Беларусь, облигациями местных исполнительных и распорядительных органов и определяемых в соответствии с п.2 ст.138 НК. Исключены облигации юридических лиц, не относящиеся к государственным ценным бумагам, ценным бумагам Национального банка Республики Беларусь, облигациям местных исполнительных и распорядительных органов.

Форма документа

Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.

Глава 16. Подоходный налог с физических лиц

Аналитические материалы

М.Константинова, экономист

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 30.12.2014 № 224-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь». Изменения в начислении и уплате подоходного налога с 2015 года: объекты налогообложения и особенности определения налоговой базы подоходного налога с физических лиц (статьи 153, 157, 160 Налогового кодекса Республики Беларусь).

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 30.12.2014 № 224-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь». Изменения в начислении и уплате подоходного налога с 2015 года: доходы, освобождаемые от подоходного налога с физических лиц (статья 163 Налогового кодекса Республики Беларусь).

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 30.12.2014 № 224-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь». Изменения в начислении и уплате подоходного налога с 2015 года: налоговые вычеты (статьи 164-169 Налогового кодекса Республики Беларусь).

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 30.12.2014 № 224-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь». Изменения в начислении и уплате подоходного налога с 2015 года: особенности исчисления и ставки подоходного налога с физических лиц (статьи 172, 173, 175, 176, 178-182 Налогового кодекса Республики Беларусь).

 

Н.Клясова, экономист

Стандартные налоговые вычеты, применяемые при исчислении подоходного налога: сравнение норм 2014 и 2015 годов.

Социальные налоговые вычеты, применяемые при исчислении подоходного налога: сравнение норм 2014 и 2015 годов.

Имущественные налоговые вычеты, применяемые при исчислении подоходного налога: сравнение норм 2014 и 2015 годов.

Профессиональные налоговые вычеты, применяемые при исчислении подоходного налога: сравнение норм 2014 и 2015 годов.

Форма документа

Налоговая декларация (расчет) по подоходному налогу с физических лиц индивидуального предпринимателя (нотариуса, осуществляющего нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвоката, осуществляющего адвокатскую деятельность индивидуально).

 

Справочно

1. Налоговая декларация (расчет) по подоходному налогу с физических лиц оформляется по форме согласно приложению 1 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.12.2010 № 100. Порядок и сроки ее представления установлены ст.180 НК.

2. С 1 января 2014 г. государственные и частные нотариусы приобрели статус нотариуса (подп.1.1.2 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.11.2013 № 523 «Об организации нотариальной деятельности в Республике Беларусь»).

3. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.01.2009 № 111 утвержден перечень видов деятельности учебных заведений, при осуществлении которых доходы, полученные обучающимися, получающими общее среднее, профессионально-техническое, специальное образование, от реализации произведенных товаров (выполнения работ, оказания услуг), предусмотренных учебно-программной документацией, планом воспитательной работы учебного заведения, программами воспитания, освобождаются от подоходного налога с физических лиц.

Глава 17. Налог на недвижимость

Уточнены объекты, которые не признаются объектом налогообложения налогом на недвижимость у организаций:

 

Редакция 2014 г. подп.2.2 п.2 ст.185 НК Редакция 2015 г. подп.2.2 п.2 ст.185 НК
объекты сверхнормативного незавершенного строительства в части стоимости строительства, осуществляемого собственными силами без привлечения сторонней строительной организации;
<…>
объекты сверхнормативного незавершенного строительства в части стоимости объекта строительства, сформированной за счет работ, выполненных собственными силами;
<…>
капитальные строения (здания, сооружения), классифицируемые в соответствии с законодательством как здания сборно-разборные и передвижные для целей определения нормативных сроков службы основных средств

 

Налоговая база по налогу на недвижимость объектов сверхнормативного незавершенного строительства устанавливается по стоимости, определяемой путем суммирования прямых и косвенных затрат по строительству объектов сверхнормативного незавершенного строительства, отраженных в бухгалтерском учете в установленном порядке (в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения). С 2015 г. размер косвенных затрат, относящихся к объекту сверхнормативного незавершенного строительства, определяется пропорционально доле прямых затрат по объекту сверхнормативного незавершенного строительства в сумме всех прямых затрат по объекту строительства, в рамках которого возник объект сверхнормативного незавершенного строительства (подп.1.1 п.1 ст.187 НК).

Статья 189 дополнена п.61, согласно которому при принятии в течение года областным (Минским городским) Советом депутатов или по его поручению областным (Минским городским) исполнительным комитетом решения об исключении из перечня капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, неиспользуемых (неэффективно используемых), налог на недвижимость исчисляется организациями исходя из остаточной стоимости или стоимости, отраженной в бухгалтерском учете (в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения), исключенных из указанного перечня, на 1 января отчетного года и ставки налога на недвижимость, увеличенной (уменьшенной) в соответствии с частью третьей ст.188 НК, рассчитываемой на основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего календарного года.

С 1 января 2015 г. местные Советы депутатов могут увеличить (уменьшить) ставки налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков не более чем в 2,5 раза.

Аналитический материал

В.Прохожая, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»

Комментарий к статьям 183-191 Налогового кодекса Республики Беларусь. Налог на недвижимость: изменения в 2015 году.

Форма документа

Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций.

 

Справочно

1. Порядок отражения в бухгалтерском учете основных средств установлен Инструкцией по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26.

2. Согласно п.1 ст.185 НК объектом налогообложения признаются все объекты, признаваемые зданиями, сооружениями и передаточными устройствами в соответствии с постановлением № 161 (см. разделы 1 «Здания», 2 «Сооружения» и 3 «Устройства передаточные» приложения к постановлению № 161).

3. Решением Минского городского Совета депутатов от 24.11.2010 № 62 (далее - решение № 62) установлены коэффициенты к ставкам земельного налога и налога на недвижимость.

Коэффициенты к ставкам налога на недвижимость для юридических лиц (за исключением указанных в подп.1.2, 1.3, 1.6 п.1 решения № 62) увеличены:

- для II экономико-планировочной зоны г.Минска (далее - зона) - с 1,9 до 2,0;

- для III зоны - с 1,8 до 2,0;

- для IV-V зон - с 1,7 до 1,8.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 13 января 2017 г. подп.1.1 п.1 решения Минского городского Совета депутатов от 21.12.2016 № 255 (далее - решение № 255) установлены новые коэффициенты к ставкам налога на недвижимость для юридических лиц в зависимости от экономико-планировочных зон:

- I-III зона - 2,2;

- IV-V зона - 2,1.

Глава 18. Земельный налог

Аналитические материалы

В.Прохожая, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»

Комментарий к статьям 192-2011 Налогового кодекса Республики Беларусь. Земельный налог: изменения в 2015 году.

Комментарий к статьям 202 и 203 Налогового кодекса Республики Беларусь. Земельный налог: изменения в 2015 году.

Форма документа

Налоговая декларация (расчет) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций.

 

Справочно

Коэффициенты к ставкам земельного налога для организаций (за исключением указанных в подп.2.2, 2.3 п.2 решения № 62) увеличены:

- для II зоны г.Минска - с 1,9 до 2,0;

- для III зоны - с 1,8 до 2,0;

- для IV-V зон - с 1,7 до 1,8.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 13 января 2017 г. подп.2.1 п.2 решения № 255 установлены новые коэффициенты к ставкам земельного налога для организаций в зависимости от экономико-планировочных зон:

- I-III зона - 2,2;

- IV-V зона - 2,1.

Глава 19. Экологический налог

Аналитический материал

Н.Киселева, экономист

Комментарий к главам 19 «Экологический налог» и 20 «Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов» Налогового кодекса Республики Беларусь. Изменения в 2015 году.

Формы документов

Налоговая декларация (расчет) по экологическому налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Налоговая декларация (расчет) по экологическому налогу за сброс сточных вод.

Налоговая декларация (расчет) по экологическому налогу за хранение, захоронение отходов производства.

Глава 20. Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов

Аналитический материал

Н.Киселева, экономист

Комментарий к главам 19 «Экологический налог» и 20 «Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов» Налогового кодекса Республики Беларусь. Изменения в 2015 году.

Форма документа

Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов.

Глава 22. Сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь

Справочная информация

Ставки сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь.

Глава 24. Оффшорный сбор

Статья 232 НК дополнена п.12: не являются объектами обложения оффшорным сбором исполнение обязательств в неденежной форме перед нерезидентом Республики Беларусь и переход обязанностей в связи с переменой лиц в обязательстве, сторонами которого выступают резидент Республики Беларусь и нерезидент Республики Беларусь, зарегистрированный в оффшорной зоне, по обязательствам, перечисление денежных средств по которым не является объектом обложения оффшорным сбором в соответствии с п.11 ст.232 НК. Освобождаются от оффшорного сбора исполнение обязательств в неденежной форме перед нерезидентом Республики Беларусь и переход обязанностей в связи с переменой лиц в обязательстве, сторонами которого выступают резидент Республики Беларусь и нерезидент Республики Беларусь, зарегистрированный в оффшорной зоне, по обязательствам, перечисление денежных средств по которым освобождается от оффшорного сбора в соответствии с пп.1 и 2 ст.233 НК (ст.233 дополнена п.3).

Форма документа

Налоговая декларация (расчет) по оффшорному сбору.

Раздел VII. Особые режимы налогообложения

Глава 34. Налог при упрощенной системе налогообложения

Аналитические материалы

Н.Киселева, экономист

Комментарий к статье 288 Налогового кодекса Республики Беларусь. Объект налогообложения и налоговая база налога при упрощенной системе: изменения в 2015 году (практические ситуации).

Форма документа

Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения.

Глава 35. Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц

Форма документа

Налоговая декларация (расчет) по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

Глава 36. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции

Аналитический материал

О.Данилова, экономист

Комментарий к главе 36 Налогового кодекса Республики Беларусь. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции: изменения в 2015 году.

Форма документа

Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции.

Глава 37. Налог на игорный бизнес

Форма документа

Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес.

Глава 38. Налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности

Форма документа

Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр.

Глава 39. Налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр

Форма документа

Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр.

Глава 411. Единый налог на вмененный доход

Аналитический материал

В.Прохожая, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»

Комментарий к статьям 3251 и 3252 Налогового кодекса Республики Беларусь. Единый налог на вмененный доход: изменения в 2015 году.

Форма документа

Налоговая декларация (расчет) по единому налогу на вмененный доход.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В НК на основании Законов Республики Беларусь от 30.12.2015 № 343-З и от 18.10.2016 № 432-З внесены изменения и дополнения. 

С 10 июня 2017 г. в форму налоговой декларации (расчета) по единому налогу на вмененный доход согласно приложению 19 к постановлению № 42 внесены изменения постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 10.04.2017 № 6.

 

20.01.2015

 

Материал подготовлен аналитической редакцией АПС «Бизнес-Инфо»

 

Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»