Пособие от 28.04.2014
Автор: Дулебо Л.

Закупки в строительстве после 1 января 2014 года


 

Материал помещен в архив

 

ЗАКУПКИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ПОСЛЕ 1 ЯНВАРЯ 2014 ГОДА

Государственные закупки при строительстве с 1 января 2014 г. вышли из сферы регулирования законодательства о государственных закупках, в которой они находились с 1 января 2013 г.

Под государственными закупками понимается приобретение товаров (работ, услуг) при строительстве полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств (ст.1 Закона РБ от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон № 419-З)).

Предлагаемое пособие поможет сориентироваться в новых требованиях, установленных законодательством при проведении процедур закупок в строительстве.

Нормативное регулирование

* Указ Президента РБ от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее - Указ № 591).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента РБ от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве».

 

Указ № 591 внес кардинальные изменения в действовавший в 2013 г. порядок проведения государственных закупок для строительства, а также в порядок осуществления закупок для объектов, строящихся за счет собственных средств организаций.

Установлено, что:

- закупки работ, услуг при строительстве осуществляются с учетом требований Указа № 591 путем проведения подрядных торгов либо переговоров;

- закупки товаров при строительстве осуществляются с учетом требований Указа № 591 путем проведения торгов на закупку товаров при строительстве (далее - торги) либо переговоров.

Таким образом, Указ № 591 предусматривает возможность применения для закупок в строительной сфере трех видов процедур:

1) подрядные торги (применяются при закупке работ и услуг);

2) торги (применяются при закупке товаров);

3) переговоры (могут в установленных случаях применяться как при закупке работ и услуг, так и при закупке товаров).

Нормы законодательства о государственных закупках с 1 января 2014 г. до 1 января 2016 г. на строительство, осуществляемое за счет бюджетных средств и (или) государственных внебюджетных фондов, не распространяются (подп.1.3 п.1).

Указ Президента РБ от 07.02.2005 № 58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения указа Президента Республики Беларусь» (далее - Указ № 58), регулировавший ранее порядок закупок товаров, работ, услуг при строительстве, с 1 января 2014 г. не действует.

Таким образом, основным нормативным актом, регулирующим вопросы проведения закупок в строительной сфере, вне зависимости от источника финансирования таких закупок, в настоящее время является Указ № 591.

Указом № 591 вдвое увеличены минимальные границы стоимости строительства объектов, в зависимости от которых определяется необходимость проведения торгов по различным источникам финансирования.

 

Процедура подрядных торгов обязательна, когда: Условия, предусмотренные Указом № 591
требуется выбрать подрядчика на строительство объекта - источник финансирования (абзацы 2, 3 подп.1.4 п.1);
- стоимость строительства объекта свыше 6 000 базовых величин (далее - БВ) (за счет средств, указанных в абзаце 2 подп.1.4 п.1) или свыше 100 000 БВ (за счет средств, указанных в абзаце 3 подп.1.4 п.1)
требуется выбрать подрядчика на проектные и изыскательские работы, на предпроектную, предынвестиционную деятельность - источник финансирования (абзацы 2 и 3 подп.1.4 п.1 Указа № 591);
- стоимость строительства объекта свыше 6 000 БВ (за счет средств, указанных в абзаце 2 подп.1.4 п.1) или свыше 100 000 БВ (за счет средств, указанных в абзаце 3 подп.1.4 п.1);
- независимо от стоимости работ (проектных, изыскательских, предпроектных, предынвестиционных)
требуется выбрать поставщика товаров - источник финансирования (абзацы 2, 3 подп.1.4 п.1);
- стоимость строительства объекта свыше 6 000 БВ (за счет средств, указанных в абзаце 2 подп.1.4 п.1 Указа № 591) или свыше 100 000 БВ (за счет средств, указанных в абзаце 3 подп.1.4 п.1 Указа № 591);
- стоимость вида товаров - 3 000 БВ и более
требуется выбрать инженерную организацию - источник финансирования (абзацы 2, 3 подп.1.4 п.1);
- стоимость строительства объекта свыше 6 000 БВ (за счет средств, указанных в абзаце 2 подп.1.4 п.1) или свыше 100 000 БВ (за счет средств, указанных в абзаце 3 подп.1.4 п.1);
- стоимость инженерных услуг - 3 000 БВ и более
требуется выбрать подрядчика на отдельные виды, этапы работ - источник финансирования (абзацы 2, 3 подп.1.4 п.1);
- стоимость строительства объекта свыше 6 000 БВ (за счет средств, указанных в абзаце 2 подп.1.4 п.1) или свыше 100 000 БВ (за счет средств, указанных в абзаце 3 подп.1.4 п.1);
- стоимость вида работ - 3 000 БВ и более

 

Объем категорий работ (услуг) при строительстве, требующих проведения в установленных случаях подрядных торгов, сократился: в подп.1.4 п.1 Указа № 591 не вошли:

- ремонт;

- консервация не завершенных строительством объектов, включая выполнение организационно-технических мероприятий, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ.

Перечень случаев, в которых проведение подрядных торгов не является обязательным, установлен в подп.1.6 п.1 Указа № 591. Закупки товаров (работ, услуг) в таких случаях осуществляются по выбору заказчика путем проведения торгов или переговоров (подп.1.7 п.1 Указа № 591).

Существенным изменением, введенным Указом № 591, явилось изменение в регулировании процедур закупок товаров при строительстве: независимо от источника финансирования для закупки товаров при строительстве в определенных Указом № 591 случаях проведение торгов стало обязательным.

Таким образом, с 1 января 2014 г. независимо от источника финансирования объекта строительства (за исключением объектов строительства, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов) при закупке товаров при строительстве стоимостью каждого их вида 3 000 БВ и более, в случаях, установленных Указом № 591, закупки должны проводиться с использованием процедуры торгов.

 

Обратите внимание!

Если процедуры закупок начаты до 1 января 2014 г., то они должны проводиться в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу Указа № 591, а именно Указом № 58, постановлением Совета Министров РБ от 03.03.2005 № 235 «Об утверждении Положения о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» (далее - постановление № 235) и Законом № 419-З.

Процедура закупки товаров (работ, услуг) считается начатой со дня принятия решения заказчика о ее проведении (подп.6.2 п.6 Указа № 591).

 

* Постановление Совета Министров РБ от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» (далее - постановление № 88).

Постановление № 88 принято во исполнение подп.5.1 п.5 Указа № 591 и вводит в действие новый порядок проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве.

Действовавшее ранее Положение о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов, утвержденное постановлением № 235, утратило силу. Вместо него п.1 постановления № 88 утверждено новое Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов (далее - Положение № 88), которым теперь регулируются все закупки при строительстве независимо от источника финансирования.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. следует руководствоваться Положением № 88 с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров РБ от 29.12.2016 № 1108.

 

Обратите внимание!

С 1 января до 12 февраля 2014 г. процедуры закупок товаров (работ, услуг) при строительстве должны были проводиться в соответствии с Указом № 591 и постановлением № 235 в части, не противоречащей Указу № 591.

С 12 февраля 2014 г. процедуры закупок товаров (работ, услуг) при строительстве осуществляются в соответствии с требованиями Указа № 591, постановления № 88, а также постановления № 235 (в редакции постановления № 88).

Если процедура закупки была начата после 1 января 2014 г., но до вступления в силу постановления № 88, то все действия заказчика, осуществляемые им после вступления в силу постановления № 88, должны осуществляться в соответствии с установленными им требованиями (п.6 постановления № 88).

 

Положением № 88 предусмотрены две процедуры закупок при строительстве: торги и переговоры. В зависимости от предмета закупки процедура торгов подразделяется на:

1) подрядные торги - торги на закупку работ, услуг при строительстве;

2) торги на закупку товаров при строительстве (п.1 Указа № 591).

Подрядные торги (торги) проводятся в форме открытого или закрытого конкурса (п.6 Положения № 88).

Подрядные торги (торги) в форме закрытого конкурса проводятся при размещении заказов по:

- объектам специального назначения;

- взрывоопасным объектам строительства, находящимся на территории организаций и связанным с непрерывным производственным циклом;

- объектам строительства (включая проектирование), связанным с обеспечением безопасности движения поездов, развитием и эксплуатацией железнодорожного транспорта (автоматизация с механизацией сортировочных горок, устройство железнодорожной автоматики, электрификация участков железной дороги, переустройство и ремонт железнодорожных путей);

- объектам строительства, связанным с обеспечением энергетической безопасности экономики и жизнедеятельности населения на действующих энергетических объектах (п.7 Положения № 88).

В иных случаях подрядные торги (торги) проводятся в форме открытого конкурса.

Важным изменением в порядке проведения подрядных торгов (торгов) является введение обязательной процедуры предварительного квалификационного отбора претендентов (п.17 Положения № 88). Предварительный квалификационный отбор претендентов предусматривался и постановлением № 235, однако его проведение было правом организатора торгов, а не обязанностью.

Положение № 88 устанавливает следующие нововведения в процедуру проведения переговоров:

1) приглашение к участию в переговорах должно направляться организатором торгов каждому потенциальному участнику и (или) информация о проведении переговоров должна быть предоставлена организаторами путем ее размещения в информационной системе «Тендеры» на официальном сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» (www.icetrade.by);

2) при проведении переговоров их организатор вправе провести предварительный квалификационный отбор претендентов в качестве факультативного этапа для определения круга субъектов, допускаемых впоследствии к участию в переговорах;

3) документация для переговоров, на основании которой участник представляет свое предложение, разрабатывается организатором и может быть направлена всем участникам переговоров в печатной форме или в форме электронного документа.

При переговорах, в случаях, когда это предусмотрено конкурсной документацией, участнику переговоров предоставляется право снижения цены заказа, т.е. уменьшения цены первоначально представленного предложения, сроков выполнения заказа и пр.

 

Обратите внимание!

Если проведение торгов является обязательным, размещение заказов на приобретение товаров, необходимых для строительства объекта, включенных в перечень товаров, сделки с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключать на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 16.06.2004 № 714, осуществляется в соответствии с законодательством о товарных биржах (п.49 Положения № 88).

 

Обратите внимание!

На сайте Министерства архитектуры и строительства РБ (http://www.mas.by/ru/vopros_postanovlenie_ru) размещены ответы данного министерства на самые распространенные вопросы по применению норм постановления № 88. Приведем их.

 

Вопрос 1. Как понимать норму Положения, устанавливающую возможность участия в переговорах «участника (участников)»?

Ответ: В соответствии с п.62 Положения в организации и проведении переговоров принимают участие организатор переговоров и участник (участники), что является основанием в случае необходимости проведения переговоров с одним претендентом. Однако для создания конкурентной среды и получения наиболее эффективных результатов переговоров рекомендуется использовать возможность участия одного участника при соответствующем обосновании.

 

Вопрос 2. В соответствии с пунктом 68 Положения: документация для переговоров должна содержать требования в том числе к форме, оформлению предложений для переговоров, а также порядку их подачи. Вправе ли организатор переговоров определить представление предложений для переговоров по факсу, по электронной почте?

Ответ: Согласно п.75 Положения участник представляет свои предложения для переговоров в соответствии с требованиями, определенными в приглашении на участие в переговорах и документации для переговоров.

 

Вопрос 3. Необходимо ли проводить переговоры при закупке товаров стоимостью до 3 000 базовых величин, необходимых для строительства объекта стоимостью свыше 100 000 базовых величин, финансируемого за счет иных источников?

Ответ: Закупка товаров стоимостью до 3 000 базовых величин осуществляется путем проведения процедуры переговоров.

 

Вопрос 4. Каким образом организуются и проводятся подрядные торги (торги) в случае, если заказчиком, застройщиком являются физическое лицо, индивидуальный предприниматель (необходимость создания конкурсной комиссии)?

Ответ: Указ № 591 распространяет свое действие на юридических лиц в том числе индивидуальных предпринимателей. В случае необходимости создания конкурсной комиссии, специалисты могут привлекаться на договорной основе.

 

Вопрос 5. В соответствии с п.66 Положения организатор переговоров обязан направить участникам приглашения на участие в переговорах и (или) разместить извещение в информационной системе «Тендеры» на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в глобальной компьютерной сети Интернет, а также опубликовать его в любых средствах массовой информации.

Имеет ли право организатор переговоров не размещать извещение в информационной системе «Тендеры» на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в глобальной компьютерной сети Интернет, а также опубликовывать его в любых средствах массовой информации, если он направил участникам только приглашения на участие в переговорах?

Является ли «опубликованием извещения в любых средствах массовой информации» его размещение на официальном сайте организации, созданном в установленном законодательством порядке?

Ответ: Организатор переговоров обязан направить участникам приглашение на участие в переговорах и при необходимости оповестить о их проведении путем размещения извещения в информационной системе «Тендеры» на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен», а также при необходимости в любых иных средствах массовой информации.

Аналитические материалы

Общие положения

А.Богатко, юрист, экономист, управляющий партнер общества с ограниченной ответственностью «Инжиниринговая компания «МАиС» (организатора государственных закупок и закупок в строительстве)

О применении законодательства о торгах в строительстве с 1 января 2014 года.

 

Ю.Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве». Существенные изменения в порядке проведения закупок в строительстве.

Между сторонами заключен договор строительного подряда по результатам проведения процедур государственных закупок в 2013 году. Договор действует в 2014 году, но в него необходимо внести изменения. Какими законодательными актами следует руководствоваться при изменении договора?

В каком порядке осуществляется закупка биржевых товаров для строительства объекта?

В случае если между сторонами возник спор, по результатам рассмотрения которого заключено мировое соглашение, необходимо ли указывать соответствующую информацию в предквалификационных документах данного участника?

По каким процедурам осуществляется выбор генерального подрядчика для целей строительства объекта за счет бюджетных средств?

 

А.Анискевич, юрист практики строительства и недвижимости общества с ограниченной ответственностью «Ревера Консалтинг Групп»

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов». Новое в порядке проведения подрядных торгов при строительстве объектов.

Виды процедур закупок в строительстве

Подрядные торги

Ю.Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Может ли участник подрядных торгов в строительстве предложить организатору свои условия договора строительного подряда?

Могут ли в подрядных торгах участвовать индивидуальные предприниматели?

Могут ли в подрядных торгах участвовать субъекты хозяйствования, являющиеся дочерними, и основные (создавшие их) юридические лица?

Возможно ли обжалование заключения договора строительного подряда, если он заключен по результатам проведения подрядных торгов?

Строительная организация в ходе проведения подрядных торгов отказалась от заключения договора строительного подряда в связи с тем, что заказчик в окончательный вариант договора внес условия, которых не было в проекте договора в составе конкурсной документации. Какие последствия предусмотрены для строительной организации в данном случае?

При каких условиях заказчик может провести процедуру подрядных торгов по упрощенной схеме и допускается ли проведение переговоров по упрощенной схеме?

В ходе проведения подрядных торгов один из участников заявил об отзыве своего конкурсного предложения. Вправе ли участник отозвать конкурсное предложение и вправе ли организатор отстранить его от участия в торгах?

Требуется ли для проведения подрядных торгов по упрощенной схеме создание конкурсной комиссии?

Может ли заказчик по договору строительного подряда провести подрядные торги по выбору субподрядчика?

Может ли организатор подрядных торгов установить запрет на участие в подрядных торгах субъектов хозяйствования, в отношении которых принято решение о признании их экономически несостоятельными?

Вправе ли заказчик при проведении процедуры подрядных торгов выбрать несколько подрядчиков?

Участник подрядных торгов в строительстве в конкурсном предложении указал условия, удовлетворяющие требованиям конкурсной документации, однако предложил изменить условия об ответственности сторон договора строительного подряда и предложил свою редакцию. Может ли организатор подрядных торгов принять предложение участника и в индивидуальном порядке согласовать условие об ответственности с данным участником?

Строительная организация в ходе проведения подрядных торгов отказалась от заключения договора строительного подряда в связи с тем, что заказчик в окончательный вариант договора внес условия, которых не было в проекте договора в составе конкурсной документации. Заказчик обратился в Министерство торговли Республики Беларусь с заявлением о включении строительной организации в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок. Правомерны ли действия заказчика?

Может ли организатор подрядных торгов отклонить конкурсное предложение участника?

Предприятие по приглашению организатора подрядных торгов приняло участие в предквалификационном отборе на вскрытие конвертов с предквалификационными документами участников, после чего направило организатору претензию об имеющихся нарушениях законодательства с требованием устранить их. Правомерно ли требование предприятия?

Должен ли субподрядчик, выбранный генеральным подрядчиком по результатам подрядных торгов, осуществлять закупку товаров для строительства объекта?

Может ли организатор подрядных торгов в строительстве отменить их по инициативе участника (по результатам рассмотрения жалобы участника организатору торгов)?

По результатам подрядных торгов в строительстве заключен договор строительного подряда. Допускается ли перемена лиц в обязательствах, вытекающих из данного договора?

Можно ли организатору подрядных торгов в строительстве отменить торги по основаниям, установленным для отмены процедур государственных закупок?

В какой срок может быть проведен предквалификационный отбор при проведении подрядных торгов?

Допускается ли внесение изменений в конкурсные предложения, представленные участниками подрядных торгов, после истечения срока их подачи?

Торги

Ю.Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Подрядчику необходимо закупить товары для строительства объекта. Требуется ли проведение торгов или допускаются переговоры для выбора поставщика?

Организация выполняет строительные работы собственными силами. В случае если необходимы материалы для выполнения строительных работ, может ли организация закупить их по процедуре закупки из одного источника при бюджетном финансировании?

Субъект хозяйствования включен в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. Он подал заявку на участие в торгах на закупку товаров при строительстве. Может ли организатор отказать ему в участии в торгах и не предоставлять конкурсную документацию и документацию для предварительного квалификационного отбора?

Переговоры

А.Богатко, юрист, экономист, управляющий партнер общества с ограниченной ответственностью «Инжиниринговая компания «МАиС» (организатора государственных закупок и закупок в строительстве)

Вправе ли организатор переговоров в документации по переговорам указать о том, что предложения могут подаваться участниками переговоров в форме электронного документа, посредством факсовой связи, нарочным способом, либо участники переговоров в обязательном порядке должны представлять предложения исключительно в конвертах?

Обязан ли организатор переговоров при принятии решения о направлении приглашения на участие в переговорах потенциальным участникам также разместить извещение в информационной системе «Тендеры» на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в глобальной компьютерной сети Интернет, а также опубликовать его в любых средствах массовой информации или достаточно совершения одного любого из вышеперечисленных способов извещения участников?

 

Ю.Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Является ли обязательным заключение договора строительного подряда по результатам проведения переговоров как процедуры выбора подрядчика?

В ходе проведения переговоров один из участников предложил организатору уменьшить цену, указанную в предложении участника. Правомерны ли его действия и может ли организатор принять предложение участника с уменьшенной ценой?

Допускается ли проведение процедуры переговоров при осуществлении государственных закупок товаров (работ, услуг)?

Формы документов

А.Богатко, юрист, экономист, управляющий партнер общества с ограниченной ответственностью «Инжиниринговая компания «МАиС» (организатора государственных закупок и закупок в строительстве)

Документация на переговоры по выбору подрядчика на строительство объекта.

Документация для предварительного квалификационного отбора участников по выбору подрядчика при проведении подрядных торгов в форме открытого конкурса.

Конкурсная документация по выбору подрядчика на строительство объекта.

Приказ о создании постоянно действующей конкурсной комиссии для организации, проведения, завершения процедур подрядных торгов, торгов, переговоров.

Приказ об утверждении документации для проведения процедуры закупки товаров (работ, услуг) при строительстве.

Регламент работы конкурсной комиссии по организации и проведению процедуры торгов.

Регламент работы конкурсной комиссии по организации и проведению процедуры подрядных торгов.

 

Приглашение на участие в подрядных торгах (торгах) в форме закрытого конкурса.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 августа 2015 г. следует руководствоваться новыми примерными формами протокола заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с конкурсными предложениями и протокола заседания конкурсной комиссии по выбору победителя подрядных торгов (торгов).

 

28.04.2014

 

Лилия Дулебо, специалист по сметному делу, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»