Пособие от 22.05.2014
Автор: Ильницкая Е.

Изменения в правовом регулировании строительной деятельности - 2014


СОДЕРЖАНИЕ

 

Аттестация организаций и специалистов, осуществляющих деятельность в области строительства

 

Обеспечение исполнения подрядчиком обязательств по устранению результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества

 

Классификация объектов строительства по классам сложности

 

Проектирование

Предпроектная (предынвестиционная) документация

Стадийность проектирования

Параллельное проектирование и строительство объектов

Договор подряда на проектные и изыскательские работы

 

Дополнительная административная ответственность

 

Долевое строительство жилья

Защита прав дольщика при долевом строительстве жилья

Порядок компенсации заказчиками, застройщиками стоимости жилых помещений, предназначенных для переселения, местному бюджету

Развитие городов-спутников

 

Иные изменения в строительной сфере

Предоставление банковской гарантии при получении целевого аванса

Исключение представителя органа государственного пожарного надзора из состава приемочной комиссии

Согласование технических нормативных правовых актов с Министерством архитектуры и строительства

Расширение функций и прав Министерства архитектуры и строительства

Разработка последовательности действий при осуществлении инвестиционного проекта в строительстве

 

Аналитические материалы

 

Справочные материалы

 

Материал помещен в архив

 

ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - 2014

2014 г. характеризуется существенными изменениями законодательства в сфере строительства. Документом, положившим начало реформированию строительной области, является принятый 14 января 2014 г. Указ Президента РБ № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее - Указ № 26).

Большинство нововведений, установленных Указом № 26, вступили в силу с 1 апреля 2014 г.

 

Обратите внимание!

Действие Указа № 26 не распространяется:

1) на строительство одноквартирных, блокированных жилых домов, строений и сооружений при них, садовых домиков, хозяйственных строений и сооружений, необходимых для ведения коллективного садоводства, личного подсобного хозяйства, дачное, гаражное строительство, осуществляемое гражданами на предоставленных им для этих целей земельных участках;

2) на строительство объектов (за исключением объектов, указанных в следующем пункте), на которые до вступления в силу Указа № 26 начата разработка проектной документации либо такая проектная документация разработана и утверждена;

3) на строительство, в т.ч. проектирование, объектов инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры, начатое до вступления в силу Указа № 26, а также строительство таких объектов инфраструктуры к земельным участкам, предоставленным в установленном законодательством порядке для строительства объектов до вступления в силу Указа № 26 (п.23 Указа № 26).

Строительство этих объектов ведется по правилам, действовавшим до вступления в силу Указа № 26.

 

Анализу основных новаций Указа № 26 и принятых в области строительства иных нормативных актов посвящено настоящее пособие. В данном пособии не отражены изменения в порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, а также изменения в области закупок в строительстве.

 

Справочно

Закупки в строительстве с 1 января 2014 г. регулируются Указом Президента РБ от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» и Положением о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 31.01.2014 № 88.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента РБ от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве».

Аттестация организаций и специалистов, осуществляющих деятельность в области строительства

* Подпункт 1.11 п.1 Указа № 26.

Субъекты хозяйствования вправе осуществлять отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности только при наличии аттестата соответствия.

В соответствии с п.32 Указа № 26 наличие аттестата соответствия является обязательным при строительстве объектов:

- первого класса сложности - с 1 апреля 2014 г.;

- второго класса сложности - с 1 июля 2014 г.;

- третьего класса сложности - с 1 октября 2014 г.;

- четвертого класса сложности - с 1 января 2015 г.

Аттестация не будет заменять или отменять обязательную сертификацию строительных работ. Одно из условий прохождения аттестации - наличие сертификатов соответствия и системы производственного контроля на строительные работы.

Квалификационные аттестаты, выданные специалистам, осуществляющим деятельность в области строительства, до вступления в силу Указа № 26, действительны до окончания срока их действия (п.30 Указа № 26).

* Абзац 3 подп.1.1 п.1 Указа № 26.

Заказчику, застройщику объектов строительства первого-четвертого классов сложности необходимо иметь в штате с 1 апреля 2014 г. руководителя (управляющего) проекта по возведению, реконструкции, реставрации объекта строительства.

При этом с 1 января 2015 г. на должность руководителя (управляющего) проекта может быть назначено только лицо, имеющее соответствующий аттестат.

В случае невозможности назначения такого руководителя (управляющего) проекта из числа своих работников заказчик, застройщик обязаны привлекать инженерную организацию (инженера).

* Подпункт 8.1 п.8 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 15.09.1998 № 1450 (далее - Правила № 1450).

Для заказчика введено дополнительное условие, позволяющее заключить договор строительного подряда, - наличие документов, подтверждающих право на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством (в данном случае это аттестаты соответствия организации-заказчика и квалификационные аттестаты специалистов).

* Постановление Совета Министров РБ от 21.03.2014 № 252 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства».

Утвержден Перечень видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющих), при осуществлении которой получение аттестата является обязательным. В частности, данный перечень включает такие виды деятельности, как: разработка предпроектной (предынвестиционной) документации, выполнение функций заказчика, застройщика, оказание инженерных услуг в строительстве.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 февраля 2018 г. вышеназванный перечень изложен в новой редакции на основании постановления Совета Министров РБ от 23.02.2018 № 148.

 

Также утверждены:

- Положение об аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений;

- Положение об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений.

Министерству архитектуры и строительства РБ (далее - Минстройархитектуры) делегированы полномочия на утверждение перечня специалистов, подлежащих аттестации, и критериев их допуска к аттестации, определение и утверждение квалификационных требований, предъявляемых к аттестуемым юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

* Постановление Минстройархитектуры РБ от 02.05.2014 № 25 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений».

Постановлением утверждены квалификационные требования, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для получения аттестатов соответствия первой-четвертой категории, классы сложности объектов строительства и (или) отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), работы по обследованию зданий и сооружений, право на строительство и (или) осуществление которых предоставляют указанные аттестаты соответствия.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 апреля 2018 г. квалификационные требования изложены в новой редакции постановлением Минстройархитектуры РБ от 23.03.2018 № 15.

 

В частности, в приложении 1 приведены утвержденные постановлением квалификационные требования, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим (выполняющим):

- инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений первого-четвертого классов сложности (п.1);

- разработку предпроектной (предынвестиционной) документации (п.2);

- функции генерального проектировщика (п.3);

- разработку разделов проектной документации для объектов строительства первого-четвертого классов сложности (п.4);

- функции заказчика, застройщика, оказание инженерных услуг в области строительства зданий и сооружений первого-четвертого классов сложности (п.5);

- градостроительную деятельность (п.6);

- функции генерального подрядчика (п.7);

- строительство объектов первого-четвертого классов сложности (п.8);

- обследование зданий и сооружений первого-четвертого классов сложности (п.9).

* Постановление Минстройархитектуры РБ от 26.03.2014 № 15 «О некоторых вопросах аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений».

Утвержден перечень подлежащих аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 13 апреля 2018 г. перечень № 15 изложен в новой редакции постановлением Минстройархитектуры РБ от 23.03.2018 № 16.

 

Обратите внимание!

На сайте РУП «Белстройцентр» можно ознакомиться с:

1) перечнем квалификационных аттестатов (см. http://rcuk.bsc.by/att_search);

2) реестром аттестатов соответствия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (см. http://att.bsc.by/reestr).

Обеспечение исполнения подрядчиком обязательств по устранению результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества

* Подпункт 1.14 п.1 Указа № 26.

Независимо от источника финансирования и класса сложности объекта строительства подрядчик обязан предоставить заказчику, застройщику обеспечение исполнения своих обязательств по устранению результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства жилищного, социально-культурного, коммунально-бытового назначения в любой из трех форм:

- резервирование денежных средств в размере 1,5 % стоимости строительных (специальных, монтажных) работ;

- банковская гарантия;

- страхование ответственности.

Использование зарезервированных средств возможно при отсутствии в период гарантийного срока эксплуатации объекта ненадлежащего качества в результате выполненных строительных, специальных, монтажных работ, а также в случае принятия решения о прекращении деятельности подрядчика, наличия иных обстоятельств, исключающих его деятельность.

* Положение о порядке резервирования подрядчиком средств для обеспечения устранения результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства, их учета, расходования, в том числе перечисления в местный бюджет, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 01.04.2014 № 299.

За пользование денежными средствами, зарезервированными на специальном счете, банком, небанковской кредитно-финансовой организацией уплачиваются проценты по ставке не ниже средней ставки по срочным вкладам (депозитам) юридических лиц, сложившейся в банке, небанковской кредитно-финансовой организации в соответствующих периодах начисления процентов.

При отсутствии строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества в период гарантийного срока эксплуатации объекта подрядчик вправе использовать по собственному усмотрению:

- по истечении 1 года эксплуатации объекта - 50 % от суммы зарезервированных средств;

- по истечении 2 лет эксплуатации объекта - 30 % от суммы зарезервированных средств;

- по окончании гарантийного срока эксплуатации объекта - остаток зарезервированных средств и начисленные по ним проценты.

* Пункт 10 Правил № 1450.

Добавлено десятое существенное условие для договора строительного подряда - форма обеспечения исполнения подрядчиком обязательств по устранению результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства жилищного, социально-культурного, коммунально-бытового назначения, в соответствии с законодательством.

Классификация объектов строительства по классам сложности

* Государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 2331-2014 «Здания и сооружения. Классификация. Основные положения» (http://www.tnpa.by/KartochkaDoc.php?UrlRN=312406&UrlIDGLOBAL=431430), утвержденный постановлением Госстандарта РБ от 14.02.2014 № 7.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 апреля 2016 г. следует руководствоваться СТБ 2331-2015 «Здания и сооружения. Классификация. Основные положения», утвержденным постановлением Госстандарта РБ от 07.10.2015 № 47.

 

Категория «уровни ответственности зданий и сооружений» уступила место понятию «классы сложности».

Классификацию зданий и сооружений применяют для определения необходимости осуществления административных процедур, стадийности проектирования и строительства, определения состава проекта и необходимости выполнения специальных расчетов, проведения государственных экспертиз, процедур подтверждения соответствия, аттестации и аккредитации.

Основанием для определения класса сложности являются:

- технические характеристики зданий и сооружений (высота, объем, площадь, вместимость, протяженность и др.);

- функциональное назначение объекта строительства;

- его технико-экономические характеристики;

- прогнозируемые экономические, социальные и (или) экологические последствия при аварии на объекте и др.

Согласно нормам СТБ 2331-2014 здания и сооружения подразделяются на пять классов сложности.

Классификация по уровням ответственности сохраняется и подлежит непосредственному использованию при проектировании объектов строительства.

Основанием для принятия решения по отнесению объекта строительства к определенному классу сложности являются технические характеристики (высота, объем, площадь, вместимость, протяженность здания или сооружения и др.), а не виды работ в строительстве, выполняемых на этих объектах.

Наименьшее количество ограничений установлено для объектов пятого класса сложности.

* Постановление Совета Министров РБ от 01.04.2014 № 301 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 июля 2009 г. № 1001 и подпункта 2.5 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 2011 г. № 68».

Произведена замена по тексту понятий «уровни ответственности» на «классы сложности», «I и II уровень ответственности» на «первый-четвертый класс сложности», «III уровень ответственности» на «пятый класс сложности» в следующих нормативных правовых актах:

- перечень объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 19.10.2006 № 1387 (подп.1.4 п.1);

- Положение о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 08.10.2008 № 1476 (подп.1.8 п.1).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 января 2017 г. постановлением Совета Министров РБ от 30.09.2016 № 791 утверждено новое Положение о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации);

 

- технический регламент Республики Беларусь «Здания и сооружения. Строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY), утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 31.12.2009 № 1748 (подп.1.9 п.1).

Проектирование

Предпроектная (предынвестиционная) документация

* Подпункты 1.1, 1.2 п.1 Указа № 26.

Заказчик, застройщик обязан до разработки проектной документации на возведение, реконструкцию и реставрацию объектов строительства первого-четвертого классов сложности (за исключением возведения объектов строительства по типовым или рекомендованным для повторного применения проектам), разрабатывать и утверждать предпроектную (предынвестиционную) документацию, включая обоснование инвестиций и задание на проектирование).

Предпроектная (предынвестиционная) документация до принятия Указа № 26 являлась одной из стадий разработки проектной документации, но не была обязательной.

Состав предпроектной (предынвестиционной) документации для объектов строительства в зависимости от их функционального назначения, а также порядок ее разработки и утверждения заказчиком (застройщиком) определяются Минстройархитектуры.

Стадийность проектирования

* Подпункт 1.5 п.1 Указа № 26.

Проектирование объектов может осуществляться в одну (разработка архитектурного проекта) либо в две (разработка архитектурного и строительного проекта) стадии. При этом предоставляется право заказчику, застройщику самостоятельно определять необходимость разработки проектной документации в одну или в две стадии с указанием своего решения по указанному вопросу в задании на проектирование.

* Технический кодекс установившейся практики ТКП 45-1.02-295-2014 «Строительство. Проектная документация. Состав и содержание», утвержденный приказом Минстройархитектуры РБ от 27.03.2014 № 85.

Параллельное проектирование и строительство объектов

* Подпункт 1.9 п.1 Указа № 26.

Введен запрет на параллельное проектирование и строительство объектов, за исключением случаев, установленных Президентом РБ.

Договор подряда на проектные и изыскательские работы

* Правила заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 01.04.2014 № 297.

Постановление принято во исполнение абзаца 3 подп.28.1 п.28 Указа № 26.

Правилами определено, что договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством является основным документом, регулирующим взаимоотношения заказчика и подрядчика при разработке предпроектной (предынвестиционной), проектной документации и (или) выполнении изыскательских работ, и (или) осуществлении авторского надзора за строительством.

Определены существенные условия договора, права и обязанности сторон при исполнении договора, сроки выполнения работ по договору, порядок расчетов за результаты работы, порядок сдачи и приемки выполненных работ, порядок внесения изменений в договор и его расторжения, ответственность заказчика и подрядчика при неисполнении договора.

Дополнительная административная ответственность

* Пункты 4-14, п.15 Указа № 26.

Введены дополнительные составы административных правонарушений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, а также определяются органы, правомочные составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях.

Пункты 4-15 Указа № 26 действуют до вступления в силу закона Республики Беларусь о внесении соответствующих дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 апреля 2016 г. пп.4-15 Указа № 26 утратили силу в связи со вступлением в силу Закона РБ от 04.01.2016 № 351-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях». С указанной даты следует руководствоваться ст.21.6, 21.20-21.25 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Долевое строительство жилья

Справочно

О правовом регулировании строительства жилья и коммерческой недвижимости см. также пособие «Долевое строительство».

Защита прав дольщика при долевом строительстве жилья

* Пункт 22 Указа № 26.

Внесены изменения в Указ Президента РБ от 06.06.2013 № 263 «О долевом строительстве объектов в Республике Беларусь» (далее - Указ № 263), согласно которым опубликование проектной декларации допускается только при возведении застройщиком объекта строительства (его части) за счет собственных (привлеченных) средств (кроме привлеченных средств дольщиков), направленных в сумме, составляющей не менее 15 % от его стоимости, определенной в проектной документации. Применение формы типового договора создания объекта долевого строительства, утвержденной Указом № 263, теперь обязательно при долевом строительстве жилья как с оказанием государственной поддержки, так и при коммерческом строительстве.

* Указом Президента РБ от 22.04.2014 № 174 «О мерах по завершению строительства жилого дома» (далее - Указ № 174) дополнен п.3 Указа № 263, в соответствии с которым областные и Минский городской исполнительные комитеты вправе при неисполнении (нарушении) застройщиком обязательств по созданию объекта строительства осуществить замену застройщика в случаях и порядке, установленных Советом Министров РБ. Новый застройщик по объекту строительства не несет ответственности по обязательствам прежнего застройщика.

Пунктами 1 и 2 Указа № 174 в целях защиты интересов граждан и завершения строительства жилой части седьмой-десятой секций объекта «Многоквартирный жилой дом № 10 по генплану по ул.Притыцкого в комплексе с многоярусной автостоянкой» принято решение завершить до 31 декабря 2014 г. строительство данного объекта. Заказчиком (застройщиком) по строительству данного жилого дома определено государственное производственное объединение «Минскстрой».

Порядок компенсации заказчиками, застройщиками стоимости жилых помещений, предназначенных для переселения, местному бюджету

* Подпункт 1.18 п.1 Указа № 26.

Определен порядок компенсации заказчиками, застройщиками местному бюджету стоимости жилых помещений, предназначенных для переселения граждан из жилых домов, подлежащих сносу в связи с предоставлением земельных участков под жилищное строительство.

* Постановление Совета Министров РБ от 30.01.2014 № 84 «О внесении изменений и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 марта 2007 г. № 407».

Утверждена новая редакция Положения о порядке компенсации заказчиками, застройщиками жилых домов местному бюджету стоимости жилых помещений, предназначенных для переселения граждан из жилых домов, подлежащих сносу в связи с предоставлением земельных участков под жилищное строительство, а также о порядке расчета усредненного показателя такой компенсации.

Развитие городов-спутников

* Указ Президента РБ от 07.05.2014 № 214 «О развитии городов-спутников».

Пунктом 1 Указа установлено, что городам областного или районного подчинения, поселкам городского типа, расположенным на расстоянии не более 60 км от г.Минска или областного центра, по решению Президента РБ может быть придан статус города-спутника.

При придании статуса города-спутника городу областного или районного подчинения, поселку городского типа в таком населенном пункте Минским городским и областными исполнительными комитетами обеспечиваются:

- строительство жилья для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в г.Минске, областном центре;

- формирование единой с г.Минском, областным центром социальной, производственной и транспортной инфраструктуры;

- регулярное транспортное сообщение городским транспортом г.Минска, областного центра в соответствии с графиком его работы.

Пунктом 2 Указа статус города-спутника г.Минска придан городам Дзержинску, Заславлю, Логойску, Смолевичи, Фаниполю, г.п.Руденск. Городу Жабинке придан статус города-спутника г.Бреста, г.Скиделю - статус города-спутника г.Гродно.

Иные изменения в строительной сфере

Предоставление банковской гарантии при получении целевого аванса

* Подпункт 1.13 п.1 Указа № 26.

При предоставлении целевых авансов по объектам, финансируемым с привлечением бюджетных средств, введена возможность включения в договор строительного подряда оговорки о необходимости обеспечения возврата не использованного подрядчиком или использованного им не по назначению целевого аванса в виде банковской гарантии на сумму не менее суммы целевого аванса.

Исключение представителя органа государственного пожарного надзора из состава приемочной комиссии

* Подпункт 1.15 п.1 Указа № 26.

При приемке в эксплуатацию объектов строительства представители органа государственного пожарного надзора в состав приемочных комиссий не включаются. Соответствие таких объектов проектной документации, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности подтверждается органами государственного пожарного надзора путем выдачи в пределах их компетенции заключения.

Согласование технических нормативных правовых актов с Министерством архитектуры и строительства

* Подпункт 1.19 п.1 Указа № 26.

В целях координации действий органов государственного управления при разработке и принятии технических нормативных правовых актов, используемых в строительной деятельности, в т.ч. норм и правил пожарной и промышленной безопасности, санитарных норм и правил, гигиенических нормативов, государственных стандартов, устанавливающих требования к материалам, относящимся к объектам стандартизации в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, устанавливается обязательность их согласования с Минстройархитектуры.

В соответствии с подп.28.4 п.28 Указа № 26 дано поручение Совету Министров РБ обеспечить в течение 2014-2015 гг. пересмотр технических нормативных правовых актов, которые были приняты без согласования с Минстройархитектуры.

Расширение функций и прав Министерства архитектуры и строительства

* Пункт 2 Указа № 26.

На Минстройархитектуры дополнительно возлагаются функции заказчика по разработке градостроительных проектов общего планирования (государственной схемы комплексной территориальной организации Республики Беларусь, схем комплексной территориальной организации областей, районов, генеральных планов областных центров, генеральных планов городов областного подчинения и городов-спутников, кроме городов-спутников г.Минска), градостроительных проектов специального планирования на республиканском уровне, градостроительных проектов детального планирования территорий особого государственного регулирования.

* Пункт 3 Указа № 26.

Министерству архитектуры и строительства предоставлено право давать республиканским органам государственного управления, областным, Минскому городскому исполнительным комитетам, иным государственным организациям обязательные для исполнения письменные указания по вопросам архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, относящимся к компетенции Минстройархитектуры.

Разработка последовательности действий при осуществлении инвестиционного проекта в строительстве

* Альбом схем, определяющих последовательность действий при осуществлении инвестиционного проекта в строительстве, раскрывающих основные стадии этого процесса (от инвестиционного замысла до введения в эксплуатацию построенного объекта и его государственной регистрации) и установленные законодательством требования (условия, административные процедуры), соблюдение которых обязательно при прохождении этих стадий», утвержден постановлением коллегии Минстройархитектуры РБ от 20.03.2014 № 17.

Схемы разработаны и утверждены во исполнение п.26 Указа № 26 для практического руководства при осуществлении инвестиционного процесса в строительстве в Республике Беларусь.

Альбом схем состоит из:

- общей схемы последовательности действий участников инвестиционного процесса в строительстве;

- дополнительных схем (1-10), связанных с общей схемой перекрестными ссылками, детализирующими порядок и последовательность выполнения отдельных этапов инвестиционного проекта в строительстве;

- актуальной справочной информации (перечней А-Д);

- ссылок на действующее законодательство, регулирующее условие и порядок осуществления действий в процессе реализации инвестиционного проекта.

С текстом можно ознакомиться здесь (http://www.mas.by/ru/ykaz26_ru/).

Аналитические материалы

А.Петрушина, начальник управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности». Повышены требования к осуществлению архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Аттестация организаций и специалистов в области строительства.

 

Т.Званкович, руководитель юридической службы государственного производственного объединения «Минскстрой»

Правовое регулирование аттестации в строительстве.

Новое в законодательстве о передаче объектов инженерной инфраструктуры.

Комментарий к распоряжению Премьер-министра Республики Беларусь от 20.09.2014 № 270р «О заселении граждан в построенные многоквартирные жилые дома». О сроке заселения многоквартирных жилых домов.

 

О.Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 297 «Об утверждении Правил заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством». Новый порядок заключения и исполнения договоров.

 

Л.Лисица, управляющий партнер юридического бюро Лисицы Лилии / ООО «Правовой стандарт» / ООО «Аудиторский и бухгалтерский стандарт», старший преподаватель частного учреждения образования «БИП - Институт правоведения»

Аттестация соответствия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства: общие требования.

Аттестация соответствия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства: квалификационные требования и порядок прохождения.

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности». Нововведения в архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Условия гарантийного удержания в договоре строительного подряда.

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 301 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 июля 2009 г. № 1001 и подпункта 2.5 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 2011 г. № 68». Изменения в строительной деятельности.

С наступлением сроков, установленных пунктом 32 Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности», осуществление видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющих), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений без аттестата соответствия, когда его наличие является обязательным, запрещается либо устанавливается дата, с которой можно получать аттестаты соответствия на данные виды работ для соответствующих зданий сложности?

 

А.Дарьин, руководитель практики строительства и недвижимости адвокатского бюро «Ревера Консалтинг Групп Лтд»

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности». Изменение правового регулирования строительной деятельности.

Новое в аттестации деятельности в области строительства.

 

А.Анискевич, юрист практики строительства и недвижимости общества с ограниченной ответственностью «Ревера Консалтинг Групп»

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 301 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 июля 2009 г. № 1001 и подпункта 2.5 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 2011 г. № 687». Новое в осуществлении строительной деятельности.

 

Т.Бакаева, юрист

Договор строительного подряда (с комментариями).

 

С.Емельянов, главный специалист сметно-договорного отдела

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности». Новые требования для организаций, осуществляющих архитектурную, градостроительную и строительную деятельность.

 

В.Белокопытов, главный специалист отдела проблем эффективности прокурорского надзора, совершенствования правоприменительной практики и законодательства государственного учреждения «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь», В.Филиппенков, главный специалист отдела криминологической экспертизы проектов правовых актов и информационно-аналитического обеспечения криминологических исследований государственного учреждения «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь»

О некоторых направлениях совершенствования законодательства о строительстве в связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности».

 

Ю.Прокопенко, юрист Revera Consulting Group

Исковое заявление о прекращении нарушения исключительного права на товарный знак (пример).

 

И.Пантелеева, инженер-проектировщик

Договор на осуществление авторского надзора за строительством объекта (пример).

Перечень вопросов, решаемых работниками авторского надзора (приложение к договору на осуществление авторского надзора за строительством объекта) (пример).

План-график авторского надзора по объекту (приложение к договору на осуществление авторского надзора за строительством объекта) (пример).

Перечень ответственных конструкций и основных видов скрытых работ, подлежащих промежуточной приемке с участием авторского надзора (приложение к договору на осуществление авторского надзора за строительством объекта) (пример).

Составляем договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ с 1 апреля 2014 года.

Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (пример).

Справочные материалы

Перечень видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющих), при осуществлении которой получение аттестата является обязательным.

Квалификационные требования, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для получения аттестатов соответствия первой-четвертой категории, классы сложности объектов строительства и (или) отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), работы по обследованию зданий и сооружений, право на строительство и (или) осуществление которых предоставляют указанные аттестаты соответствия.

Перечень подлежащих аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, критерии их допуска к аттестации по ее специализациям.

Перечень функций заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта по возведению, реконструкции, капитальному ремонту, реставрации и благоустройству объекта строительства.

Заявление о проведении аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений.

Заявление о получении аттестата соответствия.

Сведения о составе и профессиональной квалификации руководящих работников, специалистов и рабочих, работающих по основному месту работы.

Сведения о наличии находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или на ином законном основании основных средств, необходимых для выполнения деятельности в области строительства, на право осуществления которой будет выдаваться аттестат соответствия.

 

22.05.2014

 

Елена Ильницкая, юрист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»

 

Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»