Капитальный ремонт: как организовать и оформить (до 23.07.2024)
Обратите внимание! В подборке приведена информация по организации и проведению капитального ремонта согласно законодательству, действующему до 23 июля 2024 г. С указанной даты вступает в силу Строительный кодекс, который заменит собой часть действующих НПА, другая часть НПА претерпит изменения. Аналитическая редакция Правовой платформы «Бизнес-Инфо» подготовит новую подборку по капитальному ремонту согласно изменениям. |
Виды работ и услуг, относящиеся к строительной деятельности, определяются на основании:
1) проектной документации, разрабатываемой на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта, снос;
2) СП 1.04.01-2021 «Ремонт и модернизация зданий и сооружений», утв. постановлением Минстройархитектуры от 22.12.2021 № 106.
Решение о начале строительной деятельности при капитальном ремонте принимается путем издания локального правового акта, как правило, приказа, субъекта хозяйствования (письмо Минстройархитектуры от 01.08.2018 № 02-1-01/9734 «Об информировании»
Из подборки вы узнаете:
1. Что такое капитальный ремонт
Капитальный ремонт объекта строительства - совокупность работ, включая строительно-монтажные, пусконаладочные, и мероприятий по восстановлению утраченных в процессе эксплуатации технических, эксплуатационных и потребительских качеств объекта строительства, осуществляемых путем восстановления (усиления), улучшения и (или) замены отдельных конструкций, деталей, инженерно-технического оборудования объекта строительства, выполняемых в том числе с применением новых материалов и технологий (абз.17 ст.1 Закона от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»
С 23 июля 2024 г. вступает в силу Строительный кодекс и утрачивает силу Закон от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь».
О нововведениях кодекса см. здесь.
Единый порядок отнесения работ к видам строительной деятельности, наименования объектов строительства всеми субъектами строительной деятельности на стадиях разработки предпроектной, проектной документации, а также подготовки и выдачи разрешительной документации содержит Инструкция о порядке определения вида строительной деятельности и наименования объекта строительства, утв. постановлением Минстройархитектуры от 30.06.2022 № 66.
Дополнительно по теме • Перечень видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности, утратил силу 7 января 2024 года. Разбираемся, чем руководствоваться. |
2. Какие виды работ можно отнести к капитальному ремонту зданий и сооружений
Перечень основных видов работ, выполняемых при капитальном ремонте зданий и сооружений, приведен в приложении Б к СП 1.04.01-2021.
Перечень основных видов работ, выполняемых при капитальном ремонте зданий и сооружений |
1) Восстановление и усиление несущих конструкций зданий и сооружений. 2) Усиление основания под фундаменты. 3) Восстановление гидроизоляции фундаментов здания. 4) Усиление фундаментов под оборудование. 5) Восстановление или усиление простенков, перемычек, карнизов. 6) Защита от шума и вибрации. 7) Утепление (устранение сырости и продуваемости) фасадов зданий с доведением сопротивления теплопередаче наружных ограждающих конструкций до нормативного значения, установленного ТНПА для капитального ремонта, утепление вентиляционных шахт, чердачных перекрытий и совмещенных кровель. 8) Усиление или замена перегородок. 9) Замена перекрытий и покрытий. 10) Замена кровли. 11) Замена пола с изменением его конструкции. 12) Устройство козырьков над входами в здания и над балконами верхних этажей. 13) Ремонт и восстановление несущей способности балконов и лоджий. 14) Замена и усиление лестничных маршей. 15) Замена и устройство пожарных лестниц. 16) Замена неисправных внутренних и наружных инженерных систем зданий и сооружений. 17) Замена газопроводов и газового оборудования, установка счетчиков газа. 18) Замена лифтов и систем диспетчерского контроля за работой лифтов. 19) Ремонт или замена установок автоматического пожаротушения, систем пожарной сигнализации, передачи извещений о пожаре, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, противодымной вентиляции и внутреннего противопожарного водопровода. 20) Ремонт существующих элементов благоустройства, восстановление озеленения на придомовой территории, установка малых архитектурных форм взамен демонтированных. 21) Работы, выполняемые при текущем ремонте, сопутствующие капитальному ремонту, в том числе восстановление отделки вспомогательных, жилых и (или) подсобных помещений жилых домов в местах, нарушенных при производстве работ по капитальному ремонту |
Дополнительно по теме • Как определить необходимость замены труб инженерных сетей. • Меняем старые окна и двери на новые: какой это вид работ. • Замена сети электрооборудования: определяем вид работ и нужные для их проведения документы. |
3. Нужна ли разрешительная документация на капитальный ремонт зданий и сооружений
Работы по капитальному ремонту не требуют получения разрешительной документации.
Субъекты хозяйствования при осуществлении экономической деятельности в сфере строительства выполняют строительные работы при капитальном ремонте на основании проектной документации без получения разрешительной документации, выдаваемой местными исполнительными и распорядительными органами. Субъект хозяйствования вправе приступить к выполнению работ при капитальном ремонте со дня, следующего за днем направления уведомления о проведении таких работ в органы государственного строительного надзора. Капитальный ремонт объектов осуществляют собственники объектов либо с их письменного согласия субъекты хозяйствования, у которых объекты находятся на ином вещном праве или на основании гражданско-правового договора. Для выполнения таких работ не требуется наличие аттестата соответствия заказчика (абз.2 подп.4.4 п.4 Декрета от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»).
При этом до начала возобновления производства работ при капитальном ремонте при наличии идентификационного номера объекта капитального строительства, зарегистрированного в ИС «Единый реестр объектов капитального строительства», и положительного заключения государственной экспертизы по проектной документации (в случаях, когда государственная экспертиза проектной документации не является обязательной, - при наличии идентификационного номера объекта капитального строительства, зарегистрированного в ИС «Единый реестр объектов капитального строительства», и утвержденной проектной документации на строительство объектов) юрлица и ИП направляют в орган госстройнадзора уведомление о начале производства СМР (п.3 Положения о порядке направления уведомлений о производстве строительно-монтажных работ, утв. постановлением Совмина от 08.05.2018 № 343).
Положение об информационной системе «Единый реестр объектов капитального строительства» утв. постановлением Совмина от 19.06.2023 № 394.
Дополнительно по теме • При выполнении каких строительных работ не надо получать разрешительную документацию с 23 июля 2024 года. Комментарий к Строительному кодексу. • Реестр объектов капитального строительства: когда и как подавать сведения. |
4. Какая ПСД оформляется
Капитальный ремонт осуществляется на основе утвержденной предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка является обязательной, и проектной документации, в том числе сметы (сметной документации) (п.6 ст.51 Закона № 300-З).
Состав и содержание проектной документации на капитальный ремонт устанавливают СН 1.02.02-2023 «Состав и содержание проектной документации», утв. постановлением Минстройархитектуры от 09.06.2023 № 57.
Порядок определения сметной стоимости строительства объекта и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении устанавливает Инструкция о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утв. постановлением Минстройархитектуры от 19.04.2023 № 39).
Нормативы расхода ресурсов в зависимости от органов (организаций), их утверждающих, подразделяются на:
• общереспубликанские;
• ведомственные;
• производственные (п.4 Положения о порядке утверждения нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утв. постановлением Совмина от 18.11.2011 № 1553).
Общереспубликанские и ведомственные нормативы расхода ресурсов являются обязательными при составлении сметной документации и определении сметной стоимости строительства объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов).
В случае отсутствия общереспубликанских и ведомственных нормативов расхода ресурсов при составлении сметной документации на строительство объектов, указанных выше, могут применяться производственные нормативы расхода ресурсов (чч.1, 3 п.7 Положения № 1553).
По объектам, финансируемым из иных источников, заказчик (застройщик) самостоятельно определяет и устанавливает в задании на проектирование, какие нормативы расхода ресурсов (общереспубликанские, ведомственные или производственные) применяются при составлении сметной документации (ч.2 п.7 Положения № 1553).
Дополнительно по теме • Составление локальной сметы в соответствии с Инструкцией № 39. • В проект внесены изменения: нужно ли заказчику его переутверждать. Формы документов • Приказ об утверждении проектной документации по объекту (капитальный ремонт за счет бюджетных средств) (с комментариями). • Приказ об утверждении проектной документации по объекту (капитальный ремонт за счет собственных (внебюджетных) средств) (с комментариями). • Приказ об утверждении предпроектной (предынвестиционной) документации в форме задания на проектирование (капитальный ремонт объекта за счет бюджетных средств) (с комментариями). |
5. Государственная экспертиза ПСД на капитальный ремонт
Работы по капитальному ремонту выполняются на основании проектной документации, прошедшей государственную экспертизу. После получения положительного заключения государственной экспертизы проектная документация на капитальный ремонт подлежит утверждению (ч.1 п.40 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утв. постановлением Совмина от 08.10.2008 № 1476).
Порядок проведения государственной экспертизы установлен Положением о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утв. постановлением Совмина от 30.09.2016 № 791).
Кроме этого, проектная документация на капитальный ремонт подлежит согласованию с территориальными подразделениями архитектуры и строительства в соответствии с подп.3.14.1 п.3 Единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утв. постановлением Совмина от 24.09.2021 № 548.
После получения положительных заключений государственных экспертиз проектная документация утверждается заказчиком (письмо № 02-1-01/9734).
Дополнительно по теме • Проведение государственной экспертизы проектной документации: ответы на вопросы сообщества «Бизнес-Инфо». • Повторное прохождение госэкспертизы проектной документации: когда это нужно. |
6. Нужен ли аттестат соответствия на работы по капитальному ремонту
Наличия аттестата соответствия на выполнение функций заказчика при капитальном ремонте не требуется. Аттестат нужен только на выполнение функций заказчика при возведении, реконструкции, реставрации, благоустройстве объектов строительства, относимых к первому - четвертому классам сложности (п.8 перечня отдельных видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющих) (приложение 1 к Положению об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утв. постановлением Совмина от 21.03.2014 № 252).
Юридические лица могут либо самостоятельно выполнять функции заказчика, застройщика в строительной деятельности, либо заключить договор с организацией, имеющей аттестат соответствия на оказание инженерных услуг.
При этом в функции заказчика входят в том числе обязанности по осуществлению контроля и технического надзора за выполнением работ по договору строительного подряда самостоятельно или путем заключения договора с инженером (инженерной организацией) (абз.10 п.4 Инструкции об осуществлении деятельности заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта, утв. постановлением Минстройархитектуры от 04.02.2014 № 4).
Подрядчик обязан получить аттестат соответствия, если:
1) ремонтируемое здание (сооружение) первого - четвертого классов сложности;
2) выполняются работы, указанные в п.7 Перечня № 252.
Обратите внимание! С 23 июля 2024 г. существенно меняется порядок аттестации юрлиц и ИП, занятых в строительной деятельности. Подробнее о том: • как изменились требования к получению аттестата на выполнение СМР с 23 июля 2024 г., см. здесь; • что изменится в аттестации генподрядчиков с 23 июля 2024 г., см. здесь; • что изменится в аттестации заказчиков с 23 июля 2024 г., см. здесь. |
7. Какие процедуры закупки нужно провести при капитальном ремонте
7.1. Бюджетное финансирование
Закупка (работ, услуг) при капитальном ремонте при его финансировании с привлечением полностью или частично бюджетных и приравненных к ним средств осуществляется в соответствии с требованиями Закона от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)».
Исходя из позиции МАРТ, именно получатель бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов является заказчиком в государственных закупках и должен осуществлять приобретение товаров (работ, услуг) за счет таких средств в соответствии с требованиями Закона № 419-З (письмо МАРТ от 24.06.2021 № 14-01-10/1598 К «О закупках для строительства»).
Дополнительно по теме • Процедуры государственных закупок: изменения с 31 марта 2024 года. Комментарий к постановлению Совмина от 12.03.2024 № 169. • Нужен капремонт крыши: как определить, какую процедуру закупки проводить. |
7.2. Финансирование за счет собственных средств
Закупка (работ, услуг) при капитальном ремонте, финансируемом без привлечения бюджетных и приравненных к ним средств, осуществляется в соответствии с требованиями:
• Декрета № 7;
Субъекты хозяйствования (юридические лица и индивидуальные предприниматели) при осуществлении экономической деятельности в сфере строительства не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совмина, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совмина, облисполкомов и Минского горисполкома, а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений) (абз.35 подп.4.4 п.4 Декрета № 7).
При проведении закупок при строительстве объектов за счет иных источников (собственных средств заказчика) порядок проведения процедур закупок не регламентирован;
• письма Минстройархитектуры от 26.03.2018 № 04-3-01/3918 «О разъяснении».
Министерство архитектуры и строительства разъяснило, что закупка товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, финансируемых за счет собственных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляется на основании локальных правовых актов, утвержденных руководителями данных субъектов хозяйствования. При этом стоит понимать, что данное разъяснение носит рекомендательный характер, тем самым разработка положения о проведении закупок в строительстве за счет собственных средств не является обязанностью заказчика.
Дополнительно по теме • Положение о закупках товаров (работ, услуг) за счет собственных средств заказчика, в том числе при строительстве объектов (с комментарием и примерами). |
8. Как формируется цена работ по капитальному ремонту
Цена по договору строительного подряда на капитальный ремонт - это цена подрядных работ, определяемая по результатам выбора заказчиком подрядчика, то есть неизменная договорная (контрактная) цена (абз.5 п.2 Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на выполнение подрядных работ, утв. постановлением № 1553).
Цена подрядных работ, выбранная заказчиком, является неизменной до завершения выполнения работ, за исключением случаев ее корректировки по причине изменения: | ||||
налогового законодательства в части установления и (или) отмены налогов и отчислений в доходы соответствующих бюджетов, которые влияют на формирование неизменной цены, изменения налоговых ставок и объектов налогообложения, установления и (или) отмены налоговых льгот | ||||
прогнозных индексов | ||||
НПА в сфере ценообразования в строительстве | ||||
проектной, в том числе сметной, документации по причине обнаружения недостатков технического и (или) счетного характера, а также в случае уточнения обстоятельств, которые невозможно было предусмотреть при ее разработке | ||||
|
сроков выполнения подрядных работ, предусмотренных договором, при: - нарушении заказчиком установленного договором порядка расчетов, графика платежей; - выявлении в ходе строительства дополнительных работ, влияющих на своевременное исполнение подрядчиком своих договорных обязательств; - изменении даты начала выполнения подрядных работ и приостановления строительства (выполнения подрядных работ) на срок не более 3 месяцев по обстоятельствам, не зависящим от сторон или зависящим от заказчика |
Справочно На период с 1 сентября 2021 г. по 31 декабря 2025 г. предусмотрено создание республиканского, областных и Минского городского внебюджетных фондов развития строительной отрасли (п.1 Указа от 06.07.2021 № 259 «О создании фондов развития строительной отрасли»). Формирование фондов развития строительной отрасли осуществляется за счет отчислений в размере 1 % от стоимости строительных работ, выполненных подрядными организациями (за исключением организаций, зарегистрированных в качестве резидентов свободных (особых) экономических зон) собственными силами в отчетном месяце по объектам строительства, по которым в сводном сметном расчете стоимости строительства, в неизменной договорной (контрактной) цене на строительство объекта предусмотрены денежные средства на указанные отчисления (п.2 Положения о порядке формирования и использования денежных средств фондов развития строительной отрасли, утв. Указом № 259). Отчисления в фонд развития строительной отрасли для включения в сметную стоимость строительства определяются от итога граф 3-6 гл.1-8 и от суммы средств, предусмотренных подп.30.1-30.5, 30.7 и 30.8 гл.9 сводного сметного расчета. Рассчитанная сумма отчислений в фонды развития строительной отрасли включается в графы 8 и 9 гл.9 сводного сметного расчета. Сумма отчислений в фонды развития строительной отрасли для включения в сметную стоимость строительства и в неизменную договорную (контрактную) цену определяется по формуле: база для расчета отчислений × 1 : 99 (письмо Минстройархитектуры от 15.10.2021 № 10-1-33/13228). |
Дополнительно по теме • Отчисление 1 % стоимости работ в фонд развития стройотрасли по Указу № 259: ответы на вопросы сообщества «Бизнес-Инфо». • Дополнительные подрядные работы. Какие работы к ним относятся, как их оформить и оплатить: ответы на вопросы сообщества «Бизнес-Инфо». • Новая редакция Положения № 1553: как формировать цену на СМР с 20 мая 2023 года. • Формируем неизменную цену на выполнение подрядных работ (СМР): ответы на вопросы сообщества «Бизнес-Инфо». • Корректируем неизменную договорную (контрактную) цену подрядных работ: ответы на вопросы сообщества «Бизнес-Инфо». |
9. Какие условия включаются в договор подряда на капитальный ремонт
Работы по капитальному ремонту выполняются подрядными организациями на основании договоров подряда, заключенных в соответствии с Правилами заключения и исполнения договоров строительного подряда, утв. постановлением Совмина от 15.09.1998 № 1450).
Физлица по договору строительного подряда могут выполнять только штукатурные, малярные, стекольные работы, работы по устройству покрытий пола и облицовке стен, оклеивание стен обоями, кладку (ремонт) печей и каминов (п.2 Указа от 18.04.2019 № 151 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь», который вступил в силу 24 апреля 2019 г. и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2019 г.). При этом данные работы могут выполняться физлицом по заказам организаций и индивидуальных предпринимателей.
К существенным условиям договора относятся: |
- предмет договора (наименование и местонахождение объекта, виды строительных работ, подлежащих выполнению, и их объемы); |
- указание на выполнение строительных работ собственными силами подрядчика либо с привлечением субподрядчиков; |
- сроки (число, месяц и год) начала и завершения строительства объекта (выполнения строительных работ). По согласованию сторон могут быть предусмотрены также сроки начала и завершения отдельных видов (этапов) строительных работ (промежуточные сроки); |
- договорная (контрактная) цена или способ ее определения; |
- порядок и сроки представления проектной документации, ее содержание и состав, количество представляемых экземпляров; |
- порядок расчетов за выполненные строительные работы; |
- источники и объемы финансирования по каждому из источников, в том числе с выделением суммы обязательств на текущий финансовый год; |
- ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств; |
- обязанности заказчика и подрядчика при исполнении договора; |
- форма обеспечения исполнения подрядчиком обязательств по устранению результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства жилищного, социально-культурного, коммунально-бытового назначения, в соответствии с законодательством (п.10 Правил № 1450). |
Кроме перечисленных существенных условий каждая сторона вправе внести предложения о включении в договор других условий.
Подробнее о порядке заключения договоров строительного подряда см. здесь. |
Пример договора субподряда на капитальный ремонт • Договор субподряда на выполнение капитального ремонта. |
Дополнительно по теме • Как установить, изменить условия договора строительного подряда, если источник финансирования - бюджет: ответы на вопросы сообщества «Бизнес-Инфо». • Неустойка (пеня) по договору строительного подряда: ответы на вопросы сообщества «Бизнес-Инфо». • Заказчик отказывается продлевать сроки строительства: что делать подрядчику? • Гарантийные обязательства подрядчика по устранению результата СМР ненадлежащего качества. • Претензия о необходимости выполнения работ и уплаты неустойки за несвоевременное выполнение строительных работ, финансируемых за счет бюджета (с комментариями). • Примерная форма искового заявления о взыскании суммы основного долга, неустойки, процентов по договору строительного подряда (с комментариями). |
10. Какие авансы предусмотрены при капитальном ремонте
При бюджетном финансировании предоставление целевых авансов на приобретение материальных ресурсов при осуществлении строительных работ осуществляется согласно приложению к Правилам № 1450, если такие авансы предусмотрены условиями договора строительного подряда и графиком платежей, на срок до 4 месяцев.
Общая сумма целевого аванса подлежит зачету в течение 4 месяцев с даты получения целевого аванса в счет оплаты выполненных работ.
Целевые авансы на приобретение материальных ресурсов при проведении текущего ремонта подрядным способом не предоставляются (п.11 Инструкции о порядке оплаты расходов при осуществлении архитектурной и строительной деятельности за счет средств республиканского бюджета, местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, а также за счет государственных внебюджетных фондов, утв. постановлением Минфина от 17.12.2001 № 120).
Конкретные размеры авансов (процент авансирования), сроки и порядок их перечисления, необходимость обеспечения возврата не использованного подрядчиком или использованного им не по назначению целевого аванса в виде банковской гарантии на сумму не менее суммы целевого аванса определяются в договоре с учетом характера объекта, условий строительства и других факторов.
Целевые авансы согласно приложению к Правилам № 1450 могут выплачиваться на: | ||||
арматурная сталь и металлопрокат для сборных и монолитных железобетонных изделий и конструкций | ||||
запорная арматура | ||||
кабельная продукция | ||||
материальные ресурсы, закупаемые по внешнеторговым контрактам | ||||
|
материальные ресурсы, поставка которых зависит от сезонности выполнения работ (битум, гравий, грунт, песок, цемент, щебень, в том числе используемые для производства бетонных и асфальтобетонных смесей, тротуарная плитка, борт) | |||
металлоконструкции, изготовление и поставка которых требуют продолжительного времени (более 30 дней) | ||||
нестандартные строительные конструкции, изготовление которых производится по индивидуальным заказам | ||||
|
оборудование, комплектующие и материалы для устройства наружных и внутренних инженерных систем (системы отопления и вентиляции, кондиционирования, теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водопровода, канализации, автоматизации технологических процессов, связи, радио и телевидения, видеонаблюдения, охранной и пожарной сигнализации, контроля и управления доступа, электроосвещения, технологические системы) | |||
предварительно-изолированная продукция (трубы, соединительные детали, фитинги, тройники, арматура) | ||||
пускорегулирующая аппаратура | ||||
распределительные шкафы | ||||
фасадные системы | ||||
элементы воздушных линий | ||||
В заявке на выделение целевого аванса подрядчик указывает наименование, количество, стоимость, а также поставщика (изготовителя) материальных ресурсов. Заказчик вправе с согласия подрядчика перечислять авансы непосредственно изготовителям материальных ресурсов, если с ними подрядчиком заключены соответствующие договоры, за исключением объектов, финансируемых с привлечением бюджетных средств.
Полученные бюджетные средства в виде целевых авансов должны быть отработаны в течение 4 месяцев с даты их получения.
Неиспользованные или использованные подрядчиком не по назначению целевые авансы подлежат возврату заказчику по его требованию с уплатой процентов за пользование чужими денежными средствами (пп.56, 58 Правил № 1450).
Текущие авансы на выполнение строительных работ перечисляются подрядчику в размере, установленном договором, но не превышающем 70 процентов стоимости строительных работ, планируемых к выполнению в расчетном месяце, за вычетом суммы целевого аванса на материальные ресурсы, включаемые в договорную цену подрядных работ, предусмотренного к освоению в этом месяце.
Предоставление текущего аванса на выполнение строительных работ, планируемых к выполнению в расчетном месяце, осуществляется при предъявлении в органы казначейства справки о стоимости выполненных работ и затратах за период, предшествующий месяцу, в котором осуществляется перечисление текущего аванса.
При невыполнении подрядчиком работ в объеме, предусмотренном графиком платежей, в течение двух месяцев подряд дальнейшее предоставление текущих и целевых авансов по договору строительного подряда приостанавливается до представления заказчиком в органы казначейства документов, подтверждающих выполнение полного объема работ, предусмотренного графиком платежей.
Авансы, выданные в соответствии с графиком платежей, не переносятся на другой расчетный период (за исключением случаев досрочного зачета авансов), а также не уменьшается объем работ по графику платежей в месяцы, на которые ранее был выдан аванс.
Заказчики предусматривают в договорах строительного подряда условие о том, что текущий аванс на выполнение строительных работ, полученный подрядчиком в расчетном месяце, независимо от даты его перечисления считается полученным своевременно и вычитается из стоимости выполненных работ при расчете суммы, подлежащей оплате по справке о стоимости выполненных работ и затратах. В случае несогласия подрядчика с фактическим сроком получения текущего аванса денежные средства подлежат возврату на счета органов казначейства по учету средств соответствующих бюджетов в течение трех рабочих дней с момента их зачисления на его текущий (расчетный) банковский счет (п.10 Инструкции № 120).
При невыполнении графика производства работ по вине подрядчика сумма отработанного текущего аванса определяется как произведение стоимости фактически выполненных строительных работ в расчетном месяце за вычетом суммы отработанного целевого аванса на установленный процент авансирования. Сумма неотработанного текущего аванса, определяемая как разница между суммой текущего аванса, фактически полученного подрядчиком для выполнения строительных работ в расчетном месяце, и суммой отработанного текущего аванса, признается чужими денежными средствами, неправомерно удерживаемыми подрядчиком. Подрядчик за пользование чужими денежными средствами уплачивает в бюджет, из которого осуществляется финансирование строительных работ, проценты, начисленные на сумму неотработанного текущего аванса, в размере ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день подписания заказчиком акта сдачи-приемки работ, выполненных в расчетном месяце, на который выдавался текущий аванс.
Период пользования чужими денежными средствами определяется с даты получения текущего аванса до даты подписания заказчиком акта сдачи-приемки работ, в счет оплаты которого зачитывается неотработанный текущий аванс. Зачет подлежащей уплате суммы процентов за пользование чужими денежными средствами в счет оплаты выполненных строительных работ не допускается.
Обратите внимание! Зачет подлежащей уплате суммы процентов за пользование чужими денежными средствами в счет оплаты выполненных строительных работ не допускается. |
Текущий аванс считается полностью отработанным, если строительные работы, предусмотренные графиком производства работ, выполнены в полном объеме (п.57 Правил № 1450).
Обратите внимание! По объектам, финансируемым без привлечения бюджетных средств, по соглашению сторон могут определяться иные размеры авансов, направления и порядок их использования (ч.1 п.59 Правил № 1450). |
Дополнительно по теме • Исковое заявление о взыскании суммы пени и процентов по договору строительного подряда, финансируемого за счет собственных средств заказчика (с комментариями). |
11. Как рассчитываться за выполненные работы по капитальному ремонту
За расчетный период в договоре может быть принят месяц либо иной период, необходимый для выполнения видов (этапов) строительных работ. Для объектов, по которым одним из источников финансирования являются бюджетные средства, за расчетный период принимается месяц, если иное не установлено специальным НПА.
Основанием для расчетов за выполненные строительные работы является подписанная уполномоченными представителями заказчика и подрядчика справка о стоимости выполненных работ и затратах, составленная на основании акта сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ.
При расчетах за выполненные работы по капитальному ремонту, сметная стоимость которых определена с применением НРР, а в договоре установлена неизменная цена, оформляются:
• акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ формы С-2б (п.10 Инструкции о порядке применения актов сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ, первичных учетных документов, оформленных при выполнении строительных работ за пределами Республики Беларусь, утв. постановлением Минстройархитектуры от 20.07.2018 № 29);
• справка о стоимости выполненных работ формы С-3а.
Заказчик обязан не позднее 5 рабочих дней рассмотреть представленные подрядчиком документы, заверить их подписью. При несогласии с данными, отраженными в представленных документах, заказчик возвращает их с мотивированным отказом в письменной форме в указанный срок. В этом случае подрядчик обеспечивает предъявление заказчику документов для оплаты стоимости выполненных строительных работ в той части, которая не оспаривается сторонами, а остальная часть подлежит оплате после урегулирования разногласий (пп.54-55 Правил № 1450).
Стоимость дополнительных работ формируется в размере сметной стоимости этих работ, определенной на дату разработки проектной, в том числе сметной, документации с учетом прогнозного индекса месяца выполнения этих работ.
Размер прогнозных индексов нужных вам периодов см. здесь. |
В графиках производства работ и платежей стоимость допработ указывается отдельной строкой (п.15 Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на выполнение подрядных работ, утв. постановлением Совмина № 1553).
При срыве по вине подрядчика срока выполнения строительных работ по капитальному ремонту, установленного договором, работы, выполненные после указанного срока, оплачиваются по ценам, действовавшим на установленную договором дату их завершения, если иное не установлено договором (ч.1 п.61 Правил № 1450).
Подробнее обо всех нюансах при включении в оплату стоимости СМР см. здесь. |
Дополнительно по теме • Подписание актов сдачи-приемки выполненных строительно-монтажных работ: алгоритм действий. • Надо ли подрядчику учитывать коэффициент на стесненность при расчете общехозяйственных, общепроизводственных расходов и плановой прибыли. • У заказчика претензии к качеству работ подрядчика: что делать с актом выполненных работ. • Срок выполнения строительных работ давно истек, подрядчик предъявляет акт выполненных работ: что делать заказчику? • Строительно-монтажные работы оформлены актом выполненных работ произвольной формы: разбираемся в последствиях. |
Если вам нужно рассчитать сумму неустойки (пени) в случае нарушения договорных обязательств как заказчиком так и подрядчиком, воспользуйтесь калькулятором. |
12. Нужен ли технический надзор при капитальном ремонте
Заказчик организует осуществление технического надзора за капитальном ремонтом в соответствии с требованиями Инструкции о порядке осуществления технического надзора за строительством, утв. постановлением Минстройархитектуры от 04.08.2020 № 40).
Инструкция № 40 устанавливает порядок осуществления технического надзора за строительством, включающего в себя надзор за соответствием строительных работ, утвержденной проектной документации (п.1). При этом строительные работы это работы, выполняемые в том числе и при ремонте (абз.4 п.2 Инструкции № 40). Тем самым технический надзор при капитальном ремонте осуществляется.
Виды технического надзора по Перечню № 252, осуществляются заказчиком, застройщиком, инженером (инженерной организацией) при наличии соответствующих аттестатов соответствия.
Дополнительно по теме • Технический надзор за строительно-монтажными работами. Кто и как осуществляет, что он в себя включает: ответы на вопросы сообщества «Бизнес-Инфо». |
13. Как принять в эксплуатацию, какой гарантийный срок устанавливается
Объекты капитального ремонта независимо от источников финансирования подлежат приемке в эксплуатацию приемочными комиссиями в соответствии с Положением о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утв. постановлением Совмина от 06.06.2011 № 716).
Организация приемки в эксплуатацию объекта возлагается на застройщика (в случае заключения договора строительного подряда - на заказчика) и производится за его счет, если иное не предусмотрено договором строительного подряда (п.12 Положения № 716).
Подрядчик в письменной форме уведомляет заказчика о дате завершения строительства объекта в сроки, позволяющие заказчику своевременно назначить приемочную комиссию, а также сообщить данные о представителях подрядчика, участвующих в работе комиссии (ч.1 п.15 Положения № 716).
Приемочные комиссии назначаются заказчиком, застройщиком либо уполномоченной ими организацией путем принятия соответствующего решения (приказа, постановления, распоряжения), в котором указываются состав приемочной комиссии, ее председатель, назначаемый из числа ее членов, устанавливаются даты начала и окончания работы комиссии.
Приемочные комиссии назначаются не позднее 30 дней до начала приемки в эксплуатацию объекта, а по объектам, нормативные сроки продолжительности строительства которых составляют менее 30 дней, - не менее чем за 15 дней (пп.16, 17 Положения № 716).
Перечень документов, представляемых приемочной комиссии подрядчиком (в случае заключения договора строительного подряда), приведен в приложении 10 к постановлению Минстройархитектуры от 06.12.2018 № 40).
Перечень документов, представляемых приемочной комиссии застройщиком (заказчиком - в случае заключения договора строительного подряда), приведен в приложении 11 к постановлению № 40.
С 7 января 2023 г. заказчик (застройщик) при приемке в эксплуатацию объекта должен представить приемочной комиссии справку о размере денежных средств на формирование республиканского, областных и Минского городского внебюджетных фондов развития строительной отрасли, включенных заказчиком (застройщиком) в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов, в неизменную договорную (контрактную) цену на строительство объекта и перечисленных на соответствующие текущие (расчетные) банковские счета главных управлений Минфина по областям и г. Минску (постановление Минстройархитектуры от 20.12.2022 № 111).
Форма акта приемки в эксплуатацию объекта строительства, в том числе очередей строительства, пусковых комплексов, законченного капитальным ремонтом, приведена в приложении 3 к постановлению № 40.
При передаче заказчику объекта подрядчик оформляет гарантийный паспорт объекта по форме, уст. в приложении 9 к постановлению № 40.
На принятые в эксплуатацию объекты после капитального ремонта, являющиеся предметом договора, устанавливается гарантийный срок не менее 5 лет, за исключением технологического, инженерного, сантехнического, электротехнического и другого оборудования, материалов и изделий, использованных для строительства объектов (выполнения строительных работ), гарантийный срок на которые устанавливается законодательством или изготовителем (п.66 Правил № 1450).
Исчисление гарантийного срока начинается со дня утверждения в установленном порядке акта приемки объекта в эксплуатацию.
Дополнительно по теме • В результате СМР залито помещение: что сделать подрядчику, чтобы не нести ответственности. • При каких условиях подрядчик не обязан проводить гарантийный ремонт. • Алгоритм действий заказчика, если подрядчик не устраняет дефекты в своей работе. • Заказчик выявил дефекты в строительных работах, но не составил дефектный акт: разбираемся в последствиях. • Сдача в эксплуатацию системы пожарной сигнализации. |
Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»