


Материал помещен в архив
СТРОИТЕЛЬСТВО: НОВАЦИИ 2014 ГОДА
14 января 2014 г. Президентом РБ подписан Указ № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее - Указ № 26). В нем содержится большое количество нововведений, существенно затрагивающих интересы субъектов хозяйствования, осуществляющих архитектурную, градостроительную и строительную деятельность.
В целях реализации Указа № 26 Совету Министров РБ до 1 апреля 2014 г. было поручено утвердить ряд новых нормативных правовых актов и привести утвержденные нормативные правовые акты в соответствие с Указом № 26.
Предлагаемое пособие поможет сориентироваться в новых требованиях, установленных законодательством в сфере строительства.
Нормативное регулирование
Предпроектная (предынвестиционная) документация
Указом № 26 предусмотрен новый этап разработки документации на строительство объектов: это предпроектная (предынвестиционная) документация, которая разрабатывается заказчиком (застройщиком) до разработки проектной документации на возведение, реконструкцию и реставрацию объектов строительства первого-четвертого классов сложности, за исключением возведения объектов по типовым или рекомендованным для повторного применения проектам (абзац 2 подп.1.1 п.1).
В состав такой документации будут входить обоснование инвестиций и задание на проектирование, в которых определяются необходимость, техническая возможность, оценка воздействия на окружающую среду (в случаях, предусмотренных законодательством о государственной экологической экспертизе), экономическая целесообразность осуществления инвестиций в возведение, реконструкцию и реставрацию объектов строительства, требования к земельному участку (при возведении, реконструкции объектов), варианты объемно-планировочных и технологических решений, сведения об инженерных нагрузках, а также источники и объемы финансирования, расчеты по определению эффективности осуществления инвестиций, социальных, экологических и других последствий возведения, реконструкции, реставрации и эксплуатации объектов строительства.
Заказчиками, застройщиками предпроектная (предынвестиционная) документация разрабатывается и утверждается в форме задания на проектирование в случаях:
- проведения капитального ремонта и благоустройства объектов строительства первого-четвертого классов сложности;
- возведения, реконструкции, капитального ремонта, реставрации и благоустройства объектов строительства пятого класса сложности;
- возведения объектов строительства по типовым или рекомендованным для повторного применения проектам.
Состав предпроектной (предынвестиционной) документации для объектов строительства в зависимости от их функционального назначения, порядок ее разработки и утверждения заказчиком, застройщиком должны быть определены Министерством архитектуры и строительства РБ (далее - Минстройархитектуры).
Затраты на строительство, в том числе проектирование, объектов распределительной инженерной и транспортной инфраструктуры к предоставленному земельному участку
* Положение о порядке возмещения лицом, которому предоставлен земельный участок, затрат на строительство, в том числе проектирование, объектов распределительной инженерной и транспортной инфраструктуры к такому земельному участку, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 01.04.2014 № 298.
Возмещение затрат на строительство, в т.ч. проектирование, объектов распределительной инженерной и транспортной инфраструктуры к земельному участку производится лицом, которому в соответствии с законодательством предоставлен земельный участок, при возведении многоквартирных жилых домов, одноквартирных, блокированных жилых домов в районах (кварталах) индивидуальной жилой застройки, возведении иных объектов на территории застройки.
Возмещение затрат производится путем перечисления средств в доход бюджета, из средств которого осуществлялось финансирование строительства, в т.ч. проектирования, объектов инфраструктуры.
Перечисление средств в счет возмещения затрат лицом, которому предоставлен земельный участок, производится поэтапно или единовременно в течение срока строительства объекта строительства, установленного в проектной документации (но не позднее дня утверждения акта приемки объекта строительства в эксплуатацию), с учетом индексации.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 18 февраля 2015 г. перечисление средств в счет возмещения затрат лицом, которому предоставлен земельный участок, производится до начала строительства либо в течение срока строительства объекта строительства, установленного в проектной документации. Сроки перечисления указанных средств, а также порядок перечисления (поэтапно или единовременно) устанавливаются городскими, районными исполнительными комитетами (п.9 Положения № 298 с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров РБ от 13.02.2015 № 101). |
Разрешительная документация на строительство
* Положение о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 20.02.2007 № 223.
В состав разрешительной документации в случае, когда земельный участок для строительства объекта не предоставлен и при его предоставлении не требуется предварительного согласования места его размещения, включен градостроительный паспорт земельного участка (абзац 7 подп.4.3 п.4 Положения).
Градостроительный паспорт земельного участка должен будет составляться по форме, утверждаемой Минстройархитектуры. На сегодняшний день форма паспорта все еще не утверждена.
Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (ведения авторского надзора за строительством)
* Правила заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 01.04.2014 № 297.
Данное постановление вступило в силу 1 апреля 2014 г.
Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством является основным документом, регулирующим взаимоотношения заказчика и подрядчика при разработке предпроектной (предынвестиционной), проектной документации и (или) выполнении изыскательских работ, и (или) осуществлении авторского надзора за строительством.
В приложениях к Правилам приведены формы:
- календарного плана к договору;
- протокола согласования договорной (контрактной) цены;
- накладной на передачу результатов работ.
Изменения и дополнения в порядок определения стоимости объектов, сметная документация на строительство которых составляется с применением нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении
* Указ Президента РБ от 11.08.2011 № 361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» (далее - Указ № 361).
С 1 апреля 2014 г. вступили в силу изменения и дополнения, внесенные Указом № 26 в Указ № 361, согласно которым изменился подход к определению сметной стоимости строительства.
Так, в случае если период с даты начала разработки сметной документации до даты начала строительства (выполнения строительных, специальных, монтажных работ), указанной заказчиком, застройщиком в задании на проектирование, не превышает 6 месяцев, для отражения в сметной документации изменения стоимости строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) в указанный период, а также в период нормативного срока строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) до его (их) завершения используются прогнозные индексы цен в строительстве, утверждаемые Министерством экономики РБ. В иных случаях сметная стоимость строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) подлежит корректировке в порядке, определенном Советом Министров РБ.
На основании сметной документации заказчиком, застройщиком в порядке, установленном законодательством, определяется подрядчик, цена предложения которого является неизменной договорной (контрактной) ценой на строительство объекта (выполнение строительных, специальных, монтажных работ). Случаи, при которых допускается корректировка неизменной договорной (контрактной) цены, устанавливаются Советом Министров РБ (подп.1.1 п.1 Указа № 361).
Государственная экспертиза проектной документации
С 1 апреля 2014 г. от процедуры государственной экспертизы освобождается проектная документация на строительство объектов, относимых к пятому классу сложности, за исключением проектной документации на объекты, финансируемые полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства РБ, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства РБ и областных, Минского городского исполнительных комитетов (п.13 Положения о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 08.10.2008 № 1476).
Формирование неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов
* Постановление Совета Министров РБ от 30.01.2014 № 85 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 ноября 2011 г. № 1553» (далее - постановление № 85).
* Постановление Совета Министров РБ от 01.04.2014 № 301 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 июля 2009 г. № 1001 и подпункта 2.5 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 2011 г. № 687» (далее - постановление № 301).
* Положение о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов (в том числе этапов работ по строительству), утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 18.11.2011 № 1553 (далее - Положение № 1553).
Рассмотрим основные изменения и дополнения в Положение № 1553, вступившие в силу с 1 апреля 2014 г. и связанные с изменениями существовавшего порядка формирования неизменных договорных (контрактных) цен.
Не допускается выделение в проектной документации этапов работ с выполнением проектных работ на следующий этап при одновременном выполнении работ по строительству объекта на текущем этапе, т.е. параллельное проектирование и строительство объекта, за исключением случаев, установленных Президентом РБ (подп.1.9 п.1 Указа № 26).
Постановлением № 85 исключена возможность формирования неизменных договорных (контрактных) цен на этапы работ. Однако при этом предусмотрена возможность их формирования не только на дату начала строительства объекта, но и на дату начала выполнения отдельных видов работ (строительных, специальных, монтажных).
В связи с исключением возможности формирования цен на этапы работ по строительству, формы ведомости объемов работ и расхода ресурсов и графика строительства (производства работ), графика платежей при строительстве (выполнении работ) приведены в соответствующий вид.
Ранее в п.3 Положения № 1553 было установлено, что цена заказчика формируется на основании проектной, в т.ч. сметной, документации, утвержденной в установленном порядке, и является предельной. Постановлением № 85 снято данное ограничение.
Постановлением № 301 предусмотрено, что в случае, если период с даты начала разработки сметной документации до даты фактического начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) составляет:
1) от 6 до 12 месяцев - цена заказчика пересчитывается на фактическую дату начала строительства этого объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) путем применения индексов цен в строительстве с даты начала разработки сметной документации до даты фактического начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) с последующим применением прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых Министерством экономики РБ, в пределах нормативного срока строительства объекта в соответствии с календарным планом строительства;
2) более 12 месяцев - сметная документация по заданию заказчика подлежит пересчету с применением цен и тарифов на дату фактического начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) с повторным прохождением государственной экспертизы в установленном порядке (п.3 Положения № 1553).
Приемка в эксплуатацию объектов строительства
* Положение о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 06.06.2011 № 716.
Из состава приемочных комиссий по приемке в эксплуатацию объектов, законченных строительством, по процедуре, установленной Положением, исключены органы государственного пожарного надзора.
Перечень функций заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта по возведению, реконструкции, капитальному ремонту, реставрации и благоустройству объекта строительства. Порядок осуществления деятельности заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта
* Постановление Минстройархитектуры РБ от 04.02.2014 № 4 «Об установлении перечня функций заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта по возведению, реконструкции, капитальному ремонту, реставрации и благоустройству объекта строительства и утверждении Инструкции о порядке осуществления деятельности заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта».
Порядок осуществления деятельности заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта по возведению, реконструкции, капитальному ремонту, реставрации и благоустройству объекта строительства определен соответствующей Инструкцией, утвержденной постановлением.
Постановлением установлен также перечень функций заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта по возведению, реконструкции, капитальному ремонту, реставрации и благоустройству объекта строительства.
Обязанность подрядчика по предоставлению обеспечения исполнения своих обязательств
* Положение о порядке резервирования подрядчиком средств для обеспечения устранения результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства, их учета, расходования, в том числе перечисления в местный бюджет, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 01.04.2014 № 299.
С 1 апреля 2014 г. введено требование о том, что в случае строительства (возведения, реконструкции, капитального ремонта, реставрации и благоустройства объекта строительства) подрядчик обязан предоставить заказчику, застройщику обеспечение исполнения своих обязательств по устранению результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства жилищного, социально-культурного, коммунально-бытового назначения, в одной из следующих форм:
- зарезервировать на специальном счете на период действия гарантийного срока эксплуатации объекта средства в размере 1,5 % стоимости выполненных на объекте строительных, специальных, монтажных работ;
- предоставить банковскую гарантию;
- заключить договор страхования ответственности по договору за неисполнение либо ненадлежащее исполнение таких обязательств на период действия гарантийного срока эксплуатации объекта. При этом страховые взносы по данному виду страхования не включаются подрядчиком в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.
Таким образом, Указом № 26 введен новый способ обеспечения исполнения обязательств (по отношению к способам обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных в главе 23 Гражданского кодекса РБ) - резервирование денежных средств.
Зарезервированные средства имеют целевое назначение и используются подрядчиком на оплату стоимости работ по устранению результата работ ненадлежащего качества в период гарантийного срока эксплуатации объекта.
Основанием для использования подрядчиком зарезервированных средств являются бухгалтерская справка о фактических затратах подрядчика на проведение работ по устранению результата работ ненадлежащего качества, составленная в произвольной форме с учетом принятой в организации учетной политики, и дефектный акт на гарантийный ремонт, составленный по форме, утверждаемой Минстройархитектуры.
При отсутствии строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества в период гарантийного срока эксплуатации объекта подрядчик вправе использовать по собственному усмотрению:
- по истечении 1 года эксплуатации объекта - 50 % от суммы зарезервированных средств;
- по истечении 2 лет эксплуатации объекта - 30 % от суммы зарезервированных средств;
- по окончании гарантийного срока эксплуатации объекта - остаток зарезервированных средств и начисленные по ним проценты.
Отсутствие результата работ ненадлежащего качества подтверждается справкой, подписанной уполномоченными представителями заказчика, застройщика, собственника (владельца) принятого в эксплуатацию объекта и подрядчика.
Классы сложности
* Государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 2331-2014 «Здания и сооружения. Классификация. Основные положения», утвержденный постановлением Госстандарта РБ от 14.02.2014 № 7 (http://tnpa.by/KartochkaDoc.php?UrlRN=312406&UrlIDGLOBAL=431430).
![]() |
Справочно Государственный стандарт СТБ 2331-2014 принят взамен предварительного государственного стандарта Республики Беларусь СТБ П 2331-2013 «Классификация зданий и сооружений. Основные положения», утвержденного постановлением Госстандарта РБ от 30.08.2013 № 45. |
Государственный стандарт СТБ 2331-2014 распространяется на здания и сооружения различного назначения, устанавливает основные положения их классификации по классам сложности и предназначен для определения сложности работ при осуществлении архитектурной и строительной деятельности.
Основанием для принятия решения по отнесению объекта строительства к определенному классу сложности служат технические характеристики (высота, объем, площадь, вместимость, протяженность здания или сооружения и др.).
Классы сложности зданий и сооружений по СТБ 2331-2014 | |
Класс сложности | Вид сооружений (объекты) |
Объекты первого класса сложности (К-1) | 1. Высотные здания. 2. Большепролетные здания и сооружения с пролетами свыше 100 м. 3. Производственные здания и сооружения площадью свыше 20 000 кв.м (за исключением указанных в пп.5.2.5 и 5.3.3 СТБ 2331-2014). 4. Здания и сооружения, на которых используются, хранятся и транспортируются взрывчатые и взрывоопасные продукты, высокотоксичные и сильнодействующие ядовитые вещества в количествах согласно Закону РБ от 10.01.2000 № 363-З «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». 5. Здания и сооружения атомной энергетики. 6. Здания и сооружения тепловой энергетики мощностью выше 50 МВт. 7. Здания и сооружения метрополитенов. 8. Сооружения аэродромов, здания и сооружения аэропортов. 9. Здания и сооружения железнодорожных линий не ниже первой категории по строительным нормам Республики Беларусь СНБ 3.03.01-98 «Железные дороги колеи 1 520 мм», утвержденным приказом Минстройархитектуры РБ от 07.04.1998 № 141, в т.ч. железнодорожные тоннели и коммуникации, станционные здания, сооружения и устройства. 10. Тоннели. 11. Мачты и башни высотой свыше 100 м. 12. Дымовые трубы высотой свыше 200 м. 13. Постоянные основные гидротехнические сооружения первого, второго и третьего классов по техническому кодексу установившейся практики ТКП 45-3.04-169-2009 (02250) «Гидротехнические сооружения. Строительные нормы проектирования», утвержденному и введенному в действие приказом Минстройархитектуры РБ от 30.12.2009 № 447 (http://tnpa.by/KartochkaDoc.php?UrlRN=247108&UrlIDGLOBAL=344755), за исключением указанных в п.5.3.19 СТБ 2331-2014). 14. Резервуары нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа общей вместимостью свыше 10 000 куб.м. 15. Подземные хранилища нефти, нефтепродуктов и газа (за исключением указанных в пп.5.3.18, 5.3.22 СТБ 2331-2014). 16. Магистральные трубопроводы нефти, газа и нефтепродуктов. 17. Мосты длиной свыше 100 м; автодорожные и городские мосты длиной до 100 м, но пролетами свыше 60 м. 18. Линии электропередачи напряжением 330 кВ и выше. 19. Здания и сооружения подстанций напряжением 330 кВ и выше. 20. Опоры и фундаменты опор высотой более 100 м специальных переходов воздушных линий электропередачи через инженерные сооружения и судоходные реки. 21. Здания и сооружения объектов горнодобывающей и перерабатывающей промышленности. 22. Здания и сооружения объектов производства минеральных удобрений и других химических производств. 23. Здания и сооружения, для проектирования и строительства которых требуется разработка специальных технических условий |
Объекты второго класса сложности (К-2) | 1. Здания повышенной этажности (к зданиям повышенной этажности относятся не относящиеся к высотным здания высотой более 30 м). 2. Здания с массовым пребыванием людей (за исключением указанных в пп.5.3.15 и 5.4.6 СТБ 2331-2014). 3. Большепролетные здания и сооружения с пролетами от 36 до 100 м. 4. Производственные здания и сооружения площадью свыше 10 000 до 20 000 кв.м (за исключением указанных в п.5.3.3 СТБ 2331-2014). 5. Складские здания и сооружения площадью свыше 40 000 кв.м. 6. Здания и сооружения по хранению и переработке зерна, кроме сооружений зерноочистительно-сушильных комплексов. 7. Здания и сооружения животноводческих комплексов выращивания крупного рогатого скота, доращивания и откорма молодняка - на 6 тыс. и более скотомест. 8. Здания и сооружения животноводческих комплексов выращивания свиней - на 54 тыс. и более голов. 9. Здания и сооружения птицеводческих комплексов по производству яиц - на 300 тыс. голов и более; по производству мяса птицы - на 6 млн. и более бройлеров, 500 тыс. и более утят и индюшат. 10. Здания и сооружения тепловой энергетики мощностью свыше 5 до 50 МВт. 11. Мосты длиной свыше 25 до 100 м. 12. Мачты, башни и т.п. высотой свыше 30 до 100 м. 13. Дымовые трубы высотой свыше 30 до 200 м. 14. Гидротехнические сооружения (за исключением указанных в пп.5.1.13 и 5.3.19 СТБ 2331-2014). 15. Здания и сооружения подстанций напряжением от 35 до 220 кВ. 16. Линии электропередачи напряжением от 35 до 220 кВ. 17. Опоры и фундаменты опор высотой до 100 м специальных переходов воздушных линий электропередачи через инженерные сооружения и судоходные реки. 18. Автомобильные дороги категорий I-а, I-б, I-в по техническому кодексу установившейся практики ТКП 45-3.03-19-2006 (02250) «Автомобильные дороги. Нормы проектирования», утвержденному приказом Минстройархитектуры РБ от 26.01.2006 № 19 (http://tnpa.by/KartochkaDoc.php?UrlRN=169698&UrlIDGLOBAL=208882), и сооружения на них, улицы населенных пунктов категорий М, А по техническому кодексу установившейся практики ТКП 45-3.03-227-2010 (02250) «Улицы населенных пунктов. Строительные нормы проектирования», утвержденному приказом Минстройархитектуры РБ от 17.12.2010 № 485 (http://tnpa.by/KartochkaDoc.php?UrlRN=258666&UrlIDGLOBAL=356354). 19. Резервуары нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа общей вместимостью до 10 000 куб.м. 20. Здания и сооружения магистральной инженерной инфраструктуры (за исключением указанных в п.5.1.16 СТБ 2331-2014). 21. Скважины нефти и газа. 22. Здания и сооружения объектов сбора, транспорта, подготовки нефти, газа и воды нефтяных месторождений. 23. Здания школ и учебных корпусов школ-интернатов вместимостью свыше 1 000 учащихся. 24. Здания спальных корпусов школ-интернатов и интернатов при школах вместимостью свыше 800 мест. 25. Здания и сооружения, которые по техническим характеристикам не могут быть отнесены к классу сложности К-1 |
Объекты третьего класса сложности (К-3) | 1. Здания и сооружения различного назначения высотой свыше 15 до 30 м. 2. Производственные здания и сооружения площадью свыше 5 000 до 10 000 кв.м (за исключением указанных в п.5.3.3 СТБ 2331-2014). 3. Складские здания и сооружения площадью свыше 5 000 до 40 000 кв.м. 4. Сооружения зерноочистительно-сушильных комплексов. 5. Здания и сооружения животноводческих комплексов по производству молока. 6. Здания и сооружения животноводческих комплексов выращивания крупного рогатого скота, доращивания и откорма молодняка, свиноводческие, птицеводческие (за исключением указанных в пп.5.2.7-5.2.9 СТБ 2331-2014), а также овцеводческие, козоводческие, коневодческие, звероводческие и кролиководческие. 7. Здания и сооружения тепличных комбинатов и теплиц площадью свыше 1 га. 8. Здания детских дошкольных учреждений вместимостью свыше 50 мест. 9. Здания школ и учебных корпусов школ-интернатов вместимостью свыше 200 до 1 000 учащихся. 10. Здания учебных корпусов средних специальных и высших учебных заведений, которые по техническим характеристикам не могут быть отнесены к классу сложности К-1 или К-2. 11. Здания спальных корпусов школ-интернатов и интернатов при школах вместимостью до 800 мест. 12. Здания домов престарелых и инвалидов. 13. Здания лечебных и амбулаторно-поликлинических учреждений, которые по техническим характеристикам не могут быть отнесены к классу сложности К-1 или К-2. 14. Здания и сооружения музеев и выставок, которые по техническим характеристикам не могут быть отнесены к классу сложности К-1 или К-2. 15. Здания торговых объектов торговой площадью свыше 1 000 до 5 000 кв.м. 16. Культовые здания и сооружения, которые по техническим характеристикам не могут быть отнесены к классу сложности К-1 или К-2. 17. Автомобильные дороги и сооружения на них, улицы населенных пунктов (за исключением указанных в пп.5.2.18, 5.4.12, 5.5.14 СТБ 2331-2014). 18. Здания и сооружения автозаправочных станций, в т.ч. в состав которых входят объекты сопутствующего сервиса (объекты торговли и общественного питания, пункты постоя, станции технического обслуживания, мойки, охраняемые стоянки и т.п.). 19. Мелиоративные системы и сооружения, сооружения полносистемных прудовых рыбоводных хозяйств, рыбоводных индустриальных комплексов. 20. Здания и сооружения распределительной инженерной инфраструктуры. 21. Здания и сооружения тепловой энергетики мощностью до 5 МВт. 22. Резервуары нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа (расходные склады) в составе котельных, дизельных и др. 23. Здания и сооружения распределительных пунктов напряжением от 6 до 10 кВ, трансформаторных подстанций напряжением от 6 до 10/0,4 кВ. 24. Линии электропередачи напряжением от 0,4 до 10 кВ. 25. Здания гаражей-стоянок автомобилей (за исключением указанных в пп.5.4.9 и 5.5.10 СТБ 2331-2014), в т.ч. многоэтажные, подземные и механизированные, которые по техническим характеристикам не могут быть отнесены к классу сложности К-1 или К-2. 26. Здания и сооружения, которые по техническим характеристикам не могут быть отнесены к классу сложности К-2 |
Объекты четвертого класса сложности (К-4) | 1. Здания и сооружения различного назначения высотой до 15 м (за исключением указанных в п.5.5.1 СТБ 2331-2014). 2. Производственные здания и сооружения площадью до 5 000 кв.м (за исключением указанных в п.5.4.3 СТБ 2331-2014). 3. Складские здания и сооружения площадью до 5 000 кв.м (за исключением указанных в п.5.5.12 СТБ 2331-2014). 4. Здания и сооружения тепличных комбинатов и теплиц площадью до 1 га. 5. Сооружения ветроэнергетических и гелиоэнергетических установок. 6. Здания торговых объектов торговой площадью до 1 000 кв.м. 7. Здания детских дошкольных учреждений вместимостью до 50 мест. 8. Здания школ и учебных корпусов школ-интернатов вместимостью до 200 учащихся. 9. Здания одноэтажных надземных гаражей-стоянок боксового типа без подвала, с выездами непосредственно наружу, вместимостью свыше 100 автомобилей. 10. Сооружения стоянок вместимостью свыше 100 автомобилей. 11. Многоквартирные и блокированные жилые дома, которые по техническим характеристикам не могут быть отнесены к более высокому классу. 12. Лесные дороги. 13. Здания и сооружения, которые по техническим характеристикам не могут быть отнесены к классу сложности К-3 |
Объекты пятого класса сложности (К-5) | 1. Одноквартирные жилые дома высотой до 7 м. 2. Временные здания и сооружения. 3. Сооружения сезонного и вспомогательного назначения, навесы, ограждения и т.п. 4. Павильоны, киоски торгового и вспомогательного назначения комплектного заводского изготовления площадью до 50 кв.м. 5. Мобильные (инвентарные) здания или сооружения. 6. Садовые домики, хозяйственные постройки на приусадебных, садовых и дачных участках. 7. Временные линии электроснабжения и связи, включая опоры линий электропередачи, связи и наружного освещения. 8. Отдельно стоящие здания и сооружения подсобного и вспомогательного назначения сельскохозяйственных агропромышленных комплексов. 9. Сооружения, предназначенные для размещения наружной рекламы. 10. Здания одноэтажных надземных гаражей-стоянок боксового типа без подвала, с выездами непосредственно наружу, вместимостью до 100 автомобилей. 11. Сооружения стоянок вместимостью до 100 автомобилей. 12. Здания и сооружения складов без процессов сортировки и упаковки площадью до 200 кв.м. 13. Здания и сооружения объектов агроэкотуризма первой и второй категорий по техническому кодексу установившейся практики «Здания и помещения организаций отдыха и туризма. Правила проектирования» (ТКП 45-3.02-191-2010 (02250)), утвержденному приказом Минстройархитектуры РБ от 03.05.2010 № 141 (http://www.tnpa.by/KartochkaDoc.php?UrlRN=249768&UrlIDGLOBAL=347423). 14. Временные и сезонные дороги. 15. Здания и сооружения, которые по техническим характеристикам не могут быть отнесены к классу сложности К-4 |
Аттестация организаций и их специалистов
* Постановление Совета Министров РБ от 21.03.2014 № 252 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства» (далее - постановление № 252).
* Постановление Минстройархитектуры РБ от 26.03.2014 № 15 «О некоторых вопросах аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений» (далее - постановление № 15).
Для решения проблемы недопущения на рынок строительных услуг недобросовестных участников необходима аттестация как самих организаций, так и специалистов этих организаций. В этих целях Указом № 26 определено, что отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие) по перечню, определяемому Советом Министров РБ, а также работы по обследованию зданий и сооружений осуществляются юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) при наличии аттестатов соответствия, выдаваемых в порядке, установленном Советом Министров РБ.
Для реализации названной нормы Указа № 26 принято постановление № 252, которым утверждены:
- Положение об аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений;
- Положение об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений.
В целях реализации положений постановления № 252 Минстройархитектуры постановлением № 15 определило перечень подлежащих аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, а также критерии их допуска к аттестации.
Постановлением № 15 утверждена форма заявления о проведении аттестации названных выше руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей.
Проводимый при аттестации квалификационный экзамен состоит из:
1) компьютерного тестирования и собеседования - для руководителей и специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, претендующих на получение квалификационных аттестатов по специализации аттестации «специалист по обследованию зданий и сооружений (строительные конструкции)», «главный геодезист», «ведущий геодезист (геодезист)»;
2) компьютерного тестирования - для руководителей, специалистов, претендующих на получение квалификационных аттестатов по другим специализациям аттестации.
Определен пороговый критерий для положительной оценки компьютерного тестирования. Он составляет не менее 85 % правильных ответов от общего количества содержащихся в тесте вопросов.
* Постановление Минстройархитектуры РБ от 02.05.2014 № 25 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений».
Постановлением установлены:
квалификационные требования, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для получения аттестатов соответствия первой-четвертой категории, классы сложности объектов строительства и (или) отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), работы по обследованию зданий и сооружений, право на строительство и (или) осуществление которых предоставляют указанные аттестаты соответствия;
форма заявления о получении аттестата соответствия;
форма сведений о составе и профессиональной квалификации руководящих работников, специалистов и рабочих, работающих по основному месту работы;
форма сведений о наличии находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или на ином законном основании основных средств, необходимых для выполнения деятельности в области строительства, на право осуществления которой будет выдаваться аттестат соответствия;
форма описи документов, представленных юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, обратившимся в уполномоченную организацию с заявлением о получении аттестата соответствия.
![]() |
Обратите внимание! В соответствии с п.32 Указа № 26 наличие аттестата соответствия обязательно при строительстве объектов: первого класса сложности - с 1 апреля 2014 г.; второго класса сложности - с 1 июля 2014 г.; третьего класса сложности - с 1 октября 2014 г.; четвертого класса сложности - с 1 января 2015 г. Квалификационные аттестаты, выданные до 1 января 2015 г. специалистам, осуществляющим деятельность в области строительства, будут действовать до окончания срока их действия. |
Долевое строительство
* Указ Президента РБ от 06.06.2013 № 263 «О долевом строительстве объектов в Республике Беларусь».
В данный Указ Указом № 26 внесено дополнение о том, что опубликование проектной декларации допускается только при возведении застройщиком объекта строительства (его части) за счет собственных (привлеченных) средств (кроме привлеченных средств дольщиков), направленных в сумме, составляющей не менее 15 % от его стоимости, определенной в проектной документации.
Данная норма направлена на защиту граждан от недобросовестных застройщиков.
![]() |
Обратите внимание! Альбом схем, определяющих последовательность действий при осуществлении инвестиционного проекта в строительстве, раскрывающих основные стадии этого процесса (от инвестиционного замысла до введения в эксплуатацию построенного объекта и его государственной регистрации) и установленные законодательством требования (условия, административные процедуры), соблюдение которых обязательно при прохождении этих стадий, и постоянно актуализировать указанные схемы с учетом изменяемых требований законодательства размещен на сайте Минстройархитектуры (http://www.mas.by/ru/ykaz26_ru/). |
Аналитические материалы
А.Петрушина, начальник управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь
Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности». Повышены требования к осуществлению архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Аттестация организаций и специалистов в области строительства.
З.Шлег, заместитель начальника управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь
Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 299 «Об утверждении Положения о порядке резервирования подрядчиком средств для обеспечения устранения результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства, их учета, расходования, в том числе перечисления в местный бюджет». Порядок резервирования и использования денежных средств.
О.Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь
Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 297 «Об утверждении Правил заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством». Новый порядок заключения и исполнения договоров.
И.Каминская, ведущий инженер производственно-технического отдела
Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 301 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 июля 2009 г. № 1001 и подпункта 2.5 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 2011 г. № 687». Приведение нормативных правовых актов в строительстве в соответствие с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности».
В соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 осуществление видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющих), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений без аттестата соответствия, когда его наличие является обязательным, запрещается. Распространяются ли требования данного Указа относительно наличия аттестата соответствия на объект четвертого класса сложности, работы на котором выполняются хозяйственным способом?
И.Пантелеева, инженер-проектировщик
Авторский надзор за строительством с 1 апреля 2014 года.
Договор на осуществление авторского надзора за строительством объекта (с 1 апреля 2014 года) (пример).
Составляем договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ с 1 апреля 2014 года.
Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (с 1 апреля 2014 года) (пример).
Ю.Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь
Требуется ли субподрядной организации как юридическому лицу прохождение аттестации для выполнения строительных работ по договору субподряда?
С.Емельянов, главный специалист сметно-договорного отдела
Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности». Новые требования для организаций, осуществляющих архитектурную, градостроительную и строительную деятельность.
Изменения и дополнения в порядок определения стоимости объектов, сметная документация на строительство которых составляется с применением нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении.
Л.Лисица, управляющий партнер юридического бюро Лисицы Лилии / ООО «Правовой стандарт» / ООО «Аудиторский и бухгалтерский стандарт», старший преподаватель частного учреждения образования «БИП - Институт правоведения»
Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности». Нововведения в архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 301 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 июля 2009 г. № 1001 и подпункта 2.5 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 2011 г. № 68». Изменения в строительной деятельности.
Условия гарантийного удержания в договоре строительного подряда.
С наступлением сроков, установленных пунктом 32 Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности», осуществление видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющих), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений без аттестата соответствия, когда его наличие является обязательным, запрещается либо устанавливается дата, с которой можно получать аттестаты соответствия на данные виды работ для соответствующих зданий сложности?
Если торги по объекту строительства проведены до 1 июля 2014 года, а начало строительства запланировано после указанной даты, победителю торгов к моменту начала строительства необходимо получить аттестат соответствия. Вправе ли подрядчик приступать к строительству объекта в случае неполучения аттестата соответствия или заказчику необходимо снова проводить торги для выбора подрядчика?
А.Дарьин, руководитель практики строительства и недвижимости адвокатского бюро «Ревера Консалтинг Групп Лтд»
Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности». Изменение правового регулирования строительной деятельности.
В.Белокопытов, главный специалист отдела проблем эффективности прокурорского надзора, совершенствования правоприменительной практики и законодательства государственного учреждения «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь», В.Филиппенков, главный специалист отдела криминологической экспертизы проектов правовых актов и информационно-аналитического обеспечения криминологических исследований государственного учреждения «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь»
О некоторых направлениях совершенствования законодательства о строительстве в связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности».
А.Анискевич, юрист практики строительства и недвижимости общества с ограниченной ответственностью «Ревера Консалтинг Групп»
Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 301 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 июля 2009 г. № 1001 и подпункта 2.5 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 2011 г. № 687». Новое в осуществлении строительной деятельности.
В.Радионова, ведущий инженер управления экономического анализа и методологии ценообразования в строительстве республиканского унитарного предприятия «Республиканский научно-технический центр по ценообразованию в строительстве»
Является ли дата, указанная в сводном сметном расчете стоимости строительства, датой начала разработки сметной документации?
О каких индексах цен на строительно-монтажные работы идет речь в части второй пункта 3 Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553, и применяются ли они только при формировании цены заказчика?
Заключен договор строительного субподряда по объекту, финансирование строительства которого осуществляется с привлечением бюджетных средств. В результате итоговая сумма выполненных работ превысила неизменную (договорную) цену. Как поступить в данной ситуации, если превышение произошло не по вине субподрядчика, а по вине генерального подрядчика, который не предоставил фронт работ?
В подпункте 7.1 пункта 7 Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553, указано, что при расчете цены подрядчика ресурсным методом может применяться коэффициент, учитывающий компенсацию рисков, обусловленных различными непредвиденными обстоятельствами. Какие именно затраты подрядчик может включить в расчет коэффициента? Какой максимальный коэффициент может применить подрядчик?
Т.Бакаева, адвокат
Договор строительного подряда (с комментариями).
23.05.2014
Лилия Дулебо, специалист по сметному делу, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»
Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»