Пособие от 19.08.2013
Автор: Дегтяренко Т.

Закупки товаров (работ, услуг)


 

Материал помещен в архив

 

ЗАКУПКИ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ)

Законодательство Республики Беларусь закупки товаров (работ, услуг) рассматривает в контексте государственных закупок и закупок за счет собственных средств. Общим для них является предмет - товары (работы, услуги), которые приобретаются для удовлетворения определенных потребностей. Различия же между ними строятся по субъектному составу, источнику финансирования закупок и в целом по правовому регулированию соответствующих отношений.

Так, государственные закупки - это приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств.

Закупки за счет собственных средств - закупки товаров (работ, услуг), за исключением государственных закупок, осуществляемые республиканскими унитарными предприятиями, государственными органами, государственными объединениями, иными юридическими лицами, имущество которых находится в республиканской собственности, либо хозяйственными обществами, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, за исключением коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

 

Справочно

Анализ данных централизованной государственной статистической отчетности о государственных закупках товаров (работ, услуг) см. http://www.mintorg.gov.by/index.php?option=com_content&task=view&id=1673&Itemid=693.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ

Нормативное регулирование

* Закон РБ от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон № 419-З).

В Законе № 419-З определены основные термины, компетенция государственных органов в области государственных закупок, а также заказчиков и организаторов процедур государственных закупок, виды процедур государственных закупок и условия их применения, порядок организации и проведения всех видов процедур закупок, а также порядок обжалования.

Выделяют следующие виды процедур государственных закупок:

- открытый конкурс;

- закрытый конкурс;

- электронный аукцион;

- процедура запроса ценовых предложений;

- процедура закупки из одного источника;

- биржевые торги.

Действие Закона № 419-З не распространяется на государственные закупки, если процедуры государственных закупок начаты или договоры заключены до вступления в силу настоящего Закона (процедура государственной закупки считается начатой со дня принятия решения заказчика о ее проведении). Такие государственные закупки завершаются в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу Закона № 419-З.

* Постановление Совета Министров РБ от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)».

Принято во исполнение Закона № 419-З. Постановлением определено, что официальным сайтом в Интернете, созданным для размещения на нем информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках, является сайт http://www.icetrade.by. Оператор официального сайта - информационное республиканское унитарное предприятие «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен».

Постановлением определены размер и условия применения преференциальной поправки, а также утверждены:

Положение о комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений;

Положение о порядке размещения информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках на официальном сайте;

Положение о порядке аккредитации на электронной торговой площадке;

перечень товаров (работ, услуг), государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов;

перечень товаров (работ, услуг), процедуры государственных закупок которых проводятся с участием субъектов малого и среднего предпринимательства;

перечень товаров (работ, услуг), в государственных закупках которых имеется ежедневная и (или) еженедельная потребность;

перечень вооружения и военной техники, государственные закупки которых осуществляются с применением процедуры закупки из одного источника;

перечень товаров, государственные закупки которых осуществляются с применением биржевых торгов открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа».

* Указ Президента РБ от 29.12.2012 № 576 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)».

Указом установлено, что уполномоченным государственным органом по осуществлению государственных закупок является Министерство торговли РБ (далее - Минторг).

 

Справочно

Функции уполномоченного государственного органа по осуществлению государственных закупок до 1 июля 2013 г. выполняло Министерство экономики РБ (далее - Минэкономики).

 

При централизации государственных закупок государственным органом (организацией) для заказчиков, находящихся в подчинении (входящих в состав, систему) этого государственного органа (организации) либо акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности и переданы в его управление, а также для самого государственного органа (организации) определяется организатор при централизации государственных закупок из числа:

- подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций либо организаций, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности и переданы ему в управление;

- иных организаций по согласованию с государственным органом (организацией), в подчинении (составе, системе) которого находятся такие организации либо в управление которого переданы находящиеся в государственной собственности акции (доли в уставных фондах) этих организаций (с их согласия).

Государственный орган (организация) может выступать организатором при централизации государственных закупок.

* Постановление Минторга РБ от 26.06.2013 № 14 «Об утверждении примерных форм документов по процедурам государственных закупок».

В качестве рекомендуемых утверждены примерные формы документов по процедурам государственных закупок:

- приглашение к участию в открытом конкурсе (электронном аукционе) из одного лота;

- приглашение к участию в открытом конкурсе (электронном аукционе) из нескольких лотов;

- приглашение к участию в запросе ценовых предложений из одного лота;

- приглашение к участию в запросе ценовых предложений из нескольких лотов;

- приглашение к участию в закрытом конкурсе (запросе ценовых предложений);

- журнал (лист) регистрации потенциальных участников процедуры запроса ценовых предложений, сделавших заявку и (или) получивших запрос ценовых предложений;

- журнал (лист) регистрации предложений, поступивших на процедуру запроса ценовых предложений;

- уведомление о внесении изменений и (или) дополнений в конкурсные документы;

- уведомление о внесении изменений и (или) дополнений в запрос ценовых предложений;

- уведомление о продлении окончательного срока представления предложений на конкурс;

- уведомление о приведении предложения в соответствие с требованиями конкурсных документов;

- уведомление о необходимости исправления арифметических ошибок в предложении, поступившем на конкурс;

- изменения (дополнения) в приглашение к участию в конкурсе (электронном аукционе, процедуре запроса ценовых предложений);

- уведомление об отклонении предложения, поступившего на процедуру государственной закупки;

- уведомление о выборе поставщика (подрядчика, исполнителя) по процедуре государственной закупки;

- уведомление участника, выбранного поставщиком (подрядчиком, исполнителем), об акцепте его предложения по процедуре государственной закупки;

- уведомление о результате процедуры государственной закупки;

- протокол заседания комиссии по вопросу открытия предложений, поступивших на процедуру государственной закупки;

- протокол заседания комиссии по вопросу рассмотрения предложений (проведения оценки данных участников, оценки предложений, выбора поставщика (подрядчика, исполнителя)), поступивших на процедуру государственной закупки;

- протокол заседания комиссии по вопросу рассмотрения первых разделов предложений, поступивших на электронный аукцион;

- протокол заседания комиссии по вопросу подведения итогов электронного аукциона;

- сообщение о результате процедуры государственной закупки, состоящей из одного лота;

- сообщение о результате процедуры государственной закупки, состоящей из нескольких лотов;

- запрос ценовых предложений;

- справка о проведении процедуры государственной закупки;

- справка о проведении процедуры государственной закупки из одного источника;

- объявление об отмене конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений;

- конкурсные документы к открытому конкурсу;

- конкурсные документы к закрытому конкурсу;

- аукционные документы.

 

Справочно

Ранее указанные формы были утверждены постановлением Минэкономики РБ от 22.12.2012 № 119 «Об утверждении примерных форм документов по процедурам государственных закупок и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь» (утратило силу постановлением Минэкономики РБ от 02.08.2013 № 57).

 

* Постановление Минторга РБ от 26.06.2013 № 13 «О формировании и ведении списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок».

Утверждены:

- Инструкция о порядке формирования и ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок;

- заявление о включении в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок (приложение к Инструкции).

 

Обратите внимание!

С 1 июля 2013 г. список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, формирует Минторг как уполномоченный орган по осуществлению государственных закупок. До указанной даты данную функцию исполняло Минэкономики на основании соответствующей Инструкции о порядке формирования и ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 22.12.2012 № 115. Порядок формирования и ведения указанного списка не изменился.

 

* Инструкция о порядке согласования Министерством торговли Республики Беларусь проведения заказчиком (организатором) процедуры закупки из одного источника при осуществлении государственных закупок, утвержденная постановлением Минторга РБ от 26.06.2013 № 11.

Инструкция определяет порядок согласования Минторгом проведения заказчиком (организатором) процедуры закупки из одного источника при осуществлении государственных закупок в соответствии с абзацем 4 п.2 ст.26 Закона № 419-З.

* Инструкция о порядке рассмотрения Министерством торговли Республики Беларусь жалоб при осуществлении государственных закупок, утвержденная постановлением Минторга РБ от 26.06.2013 № 12.

Инструкция определяет порядок рассмотрения Минторгом жалоб на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, оператора официального сайта при осуществлении государственных закупок, подаваемых участниками либо иными юридическими или физическими лицами, в т.ч. индивидуальными предпринимателями, в случае нарушения их прав и законных интересов.

 

Обратите внимание!

В связи с передачей с 1 июля 2013 г. функций уполномоченного органа Минторгу жалобы на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, оператора официального сайта при осуществлении государственных закупок рассматривает Минторг. Ранее порядок рассмотрения жалоб при проведении государственных закупок регулировался соответствующей Инструкцией, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 22.12.2012 № 116. Однако по сути порядок рассмотрения жалоб не изменился.

 

* Методические рекомендации по оценке конкурсных предложений и выбору наилучшего предложения и поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь, утвержденные заместителем Министра экономики РБ 20 июня 2007 г.

Методические рекомендации предназначены для использования их в работе государственными заказчиками - получателями средств республиканского и местных бюджетов, а также иными заказчиками (организаторами, уполномоченными организациями) при осуществлении государственных закупок, позволяют получить интегральную оценку стоимостных и иных критериев конкурсных предложений и на основе этого выбрать поставщика (подрядчика, исполнителя).

Приведены 2 метода оценки предложений - балльный метод и метод ценовой оценки.

Рекомендации содержат примеры балльной оценки конкурсных предложений участников (приложение 1) и ценовой оценки конкурсных предложений участников (приложение 2).

* Указ Президента РБ от 16.01.2002 № 40 «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений».

Ответственность при осуществлении государственных закупок установлена подп.2.1 п.2 Указа, а также ст.11.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, п.2 ст.136, п.3 ст.137, п.2 ст.138 Бюджетного кодекса РБ.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 января 2014 г. подп.2.1 п.2 Указа № 40 на основании Указа Президента РБ от 16.01.2014 № 39 утратил силу.

 

* Указ Президента РБ от 17.11.2008 № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь» (далее - Указ № 618).

До 1 января 2013 г. (дата вступления в силу Закона № 419-З) был основным нормативным правовым актом, регулирующим осуществление государственных закупок.

* Инструкция о порядке оплаты денежных обязательств получателей бюджетных средств, утвержденная постановлением Минфина РБ от 29.06.2000 № 66.

Определяет порядок оплаты через территориальные органы государственного казначейства денежных обязательств получателей бюджетных средств при осуществлении государственных закупок товаров (работ, услуг) и направлена на усиление контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.

* Соглашение о государственных (муниципальных) закупках от 09.12.2010 (далее - Соглашение).

Возрастающий объем экономического сотрудничества и торговых связей стран - участниц таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации требует гармонизации законодательства сторон в различных сферах. Не являются исключением и экономические отношения, действующие в области государственных закупок. По этой причине для обеспечения согласованной государственной политики в сфере государственных закупок правительства стран - участниц таможенного союза 9 декабря 2010 г. заключили данное Соглашение. Республика Беларусь ратифицировала его Законом РБ от 28.12.2010 № 211-З.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2015 г. Соглашение и Закон № 211-З утратили силу в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

 

Во исполнение Соглашения был принят Закон № 419-З.

* Постановление Минторга РБ от 10.01.2013 № 2 «О некоторых вопросах организации государственных закупок товаров».

Государственное торгово-производственное объединение «Белресурсы» определено в качестве одного из организаторов проведения процедур государственных закупок.

Утверждена Инструкция о порядке взаимодействия заказчиков с государственным торгово-производственным объединением «Белресурсы» при проведении процедур государственных закупок товаров.

* Письмо Минэкономики РБ от 16.08.2013 № 31-11/7444 «О признании утратившими силу некоторых писем Министерства экономики по вопросам применения законодательства о закупках товаров (работ, услуг)».

В связи с изменениями с 1 января 2013 г. в законодательстве о государственных закупках, инвентаризацией писем и разъяснений Министерства экономики по вопросам закупок товаров (работ, услуг), передачей функций уполномоченного государственного органа по государственным закупкам и разъяснений по вопросам, связанным с применением законодательства о закупках (в т.ч. за счет собственных средств), Министерству торговли признаны утратившим силу 10 писем Минэкономики.

* Письмо Минторга РБ от 02.07.2013 № 08-01-05/528к «О вопросах применения преференциальной поправки».

* Разъяснение Минторга РБ от 26.08.2013 № 08-01-05/464к «О порядке применения преференциальной поправки и документах, подтверждающих право на ее применение».

Данными документами разъяснен порядок применения преференциальной поправки при проведении конкурсов, электронных аукционов, процедур запроса ценовых предложений.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 11 апреля 2016 г. следует руководствоваться письмом Минторга РБ от 11.04.2016 № 14-07/926 К «О порядке применения преференциальной поправки и документах, подтверждающих право на ее применение».

Аналитические материалы

Комментарии и пособия

М.Бенсман, управляющий партнер Адвокатского бюро «Кунцевич, Бенсман и партнеры»

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Новое в законодательстве о государственных закупках.

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Развитие законодательства о государственных закупках.

Обжалование нарушений прав и законных интересов лиц, участвующих в процедурах государственных закупок.

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 26.06.2013 № 543 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 778». Изменения в порядке проведения государственных закупок.

 

О.Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Ю.Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Договор на государственную закупку.

Особенности обжалования при осуществлении государственных закупок.

 

А.Богатко, юрист, управляющий партнер общества с ограниченной ответственностью «Инжиниринговая компания «МАиС» и общества с ограниченной ответственностью «Аудиторская компания «МАиС», заместитель директора общества с дополнительной ответственностью «ИПМ-Консалт центр права»

Организатор государственных закупок.

 

А.Богатко, юрист, управляющий партнер общества с ограниченной ответственностью «Инжиниринговая компания «МАиС» и общества с ограниченной ответственностью «Аудиторская компания «МАиС», заместитель директора общества с дополнительной ответственностью «ИПМ-Консалт центр права», А.Богатко, старший преподаватель филиала государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет» в г.Минске

Памятка по проведению государственных закупок.

Процедура закупки из одного источника: общая схема организации, проведения, оформления.

 

Ю.Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 26.06.2013 № 543 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 778». Изменения в регулировании государственных закупок.

Участие в процедурах государственных закупок субъектов малого и среднего предпринимательства.

Некоторые аспекты договора на государственную закупку.

Алгоритмы

О.Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Ю.Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Алгоритм юридических действий при проведении государственных закупок по процедуре открытого конкурса.

Алгоритм юридических действий при проведении государственных закупок по процедуре запроса ценовых предложений.

Алгоритм юридических действий при проведении государственных закупок по процедуре закупки из одного источника.

Алгоритм юридических действий при проведении государственных закупок способом электронного аукциона.

Вопросы и ответы

Ю.Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Участник процедуры государственных закупок обратился с жалобой в Министерство торговли Республики Беларусь. Какие действия должен предпринять заказчик?

В отношении субъекта хозяйствования (участник процедуры государственных закупок), обжалующего в Министерство торговли Республики Беларусь, уполномоченный орган по государственным закупкам, действия заказчика процедуры государственных закупок, комиссией Министерства торговли Республики Беларусь принято решение о признании жалобы необоснованной. Можно ли обжаловать данное решение, каков порядок обжалования?

Заказчиком организован открытый конкурс как процедура государственных закупок, информация о котором размещена на официальном сайте http://www.icetrade.by. Обязаны ли участники иметь электронную цифровую подпись для целей подписания электронных документов - конкурсных предложений?

Между сторонами заключен договор на государственную закупку. Вправе ли суд уменьшить размер пени, установленный на основании Указа Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 № 359 «Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь»?

Государственному органу необходимо закупить ряд товаров (работ, услуг). Всегда ли требуется проведение процедур государственных закупок?

Заказчиком при проведении открытого конкурса как процедуры государственных закупок установлен факт включения одного из участников в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. Может ли заказчик на этом основании отклонить предложение такого участника?

Может ли участником в процедуре государственных закупок и заказчиком при их проведении выступать филиал?

Требуется ли размещение на официальном сайте в сети Интернет, созданном для размещения на нем информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках, сведений о договорах на государственную закупку, заключенных по результатам проведения процедуры закупки из одного источника?

В каких случаях допускается проведение процедуры закупки из одного источника при признании процедуры закупки - запроса ценовых предложений - несостоявшейся?

Организацией принято решение о проведении государственной закупки из одного источника. Может ли договор, заключаемый по результатам проведения процедуры закупки из одного источника, предусматривать условие об обеспечении исполнения договора?

Принято решение о проведении государственной закупки из одного источника. Требуется ли составление справки о процедуре государственной закупки по результатам ее проведения?

В каком порядке создается комиссия для проведения процедур государственных закупок, если проводится закупка из одного источника?

Необходимы ли маркетинговые исследования для проведения закупки из одного источника? Какие последствия могут наступить при непроведении маркетинговых исследований?

Принято решение о проведении государственной закупки из одного источника. Может ли участник процедуры закупки из одного источника отказаться от заключения договора?

Организацией принято решение о проведении государственной закупки из одного источника. Требуется ли размещение соответствующей информации на сайте заказчика?

Допускает ли действующее законодательство участие уполномоченной организации в организации процедур государственных закупок?

Субъект хозяйствования намерен принять участие в процедуре государственных закупок (конкурсе). Может ли он использовать информацию рекламного характера в документах конкурсного предложения?

Допускается ли изменение участниками содержания проекта договора, предлагаемого для заключения при проведении процедур государственных закупок?

Допускается ли указание в договоре на государственную закупку условия о том, что приемка товаров по количеству и качеству будет осуществляться на основании Положения о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.09.2008 № 1290?

На каком основании осуществляется включение в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, и исключение из него?

 

М.Бенсман, управляющий партнер адвокатского бюро «Кунцевич, Бенсман и партнеры»

По результатам процедуры государственной закупки, проведенной заказчиком в 2012 году, был заключен договор на оказание услуг по модернизации оборудования. Выполнение услуг в течение 2012 года оказалось невозможным. Вправе ли заказчик заключить с исполнителем дополнительное соглашение о переносе периода оказания услуг на 2013 год или необходимо расторгнуть договор и провести новую процедуру закупки на основании Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»?

Вправе ли организация провести государственную закупку товара ориентировочной стоимостью 800 базовых величин посредством процедуры запроса ценовых предложений в случае, если приобретаемый товар включен в перечень товаров (работ, услуг), государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов, или в перечень товаров, государственные закупки которых осуществляются с применением биржевых торгов открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа»?

Какие виды процедур закупок следует включать в годовой план государственных закупок? Нужно ли включать в годовой план государственных закупок процедуры закупки из одного источника?

Организации выделены бюджетные средства на закупку однородных товаров на сумму, превышающую 1 000 базовых величин. В соответствии с законодательством такая закупка должна проводиться путем открытого конкурса. Однако организации не требуется сразу весь объем закупаемого товара. Вправе ли организация разделить данную закупку поквартально? Какая процедура закупки должна применяться при проведении квартальных закупок?

Формы документов

А.Богатко, юрист, управляющий партнер общества с ограниченной ответственностью «Инжиниринговая компания «МАиС» и общества с ограниченной ответственностью «Аудиторская компания «МАиС», заместитель директора общества с дополнительной ответственностью «ИПМ-Консалт центр права», А.Богатко, старший преподаватель филиала государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет» в г.Минске

Регламент работы конкурсной комиссии по организации и проведению процедур государственных закупок.

Приказ о создании конкурсной комиссии для организации и проведения государственных закупок.

Протокол заседания конкурсной комиссии при проведении государственных закупок.

 

М.Бенсман, управляющий партнер адвокатского бюро «Кунцевич, Бенсман и партнеры»

Жалоба на действия (заказчика (организатора), комиссии, членов комиссии, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, оператора официального сайта) при проведении процедуры государственной закупки.

ЗАКУПКИ ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Нормативное регулирование

* Постановление Совета Министров РБ от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее - постановление № 229).

 

Справочно

Собственными средствами организаций, осуществляющих соответствующие закупки, являются средства, полученные от источников иных, нежели республиканский и местный бюджеты, государственные целевые бюджетные фонды, государственные внебюджетные и инновационные фонды.

 

Постановлением № 229 установлены общие требования к осуществлению процедур закупок товаров (работ, услуг) (за исключением государственных закупок), проводимых республиканскими унитарными предприятиями, государственными органами, государственными объединениями, иными юридическими лицами, имущество которых находится в республиканской собственности, либо хозяйственными обществами, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, за исключением коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

Подпунктом 2.1 п.2 постановления № 229 определено, что закупки за счет собственных средств осуществляются с применением конкурсов, электронных аукционов и других видов конкурентных процедур закупок, а также процедуры закупки из одного источника.

Виды таких процедур, а также условия их применения и проведения, требования к заключению и исполнению договоров на закупки, а также иные положения, связанные с осуществлением закупок за счет собственных средств, определяются организациями в порядке осуществления закупок за счет собственных средств с учетом требований, содержащихся в подп.2.2-2.13 п.2 постановления № 229.

Республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Совету Министров РБ, иные государственные органы (организации), государственные объединения с учетом специфики осуществления деятельности организаций, как и ранее, вправе определять для находящихся в их подчинении (входящих в состав, систему) организаций особенности осуществления закупок за счет собственных средств (подп.2.13 п.2 постановления № 229) (см., например, приказ Минстройархитектуры РБ от 11.04.2012 № 118 «О некоторых вопросах закупок за счет собственных средств», приказ Минздрава РБ от 01.02.2013 № 111 «О некоторых вопросах проведения закупок фармацевтическими организациями за счет собственных средств»).

На основании п.51 постановления № 229 принято решение Минского горсовета от 23.11.2012 № 275, которым утверждена Инструкция о порядке осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств. Данная Инструкция определяет порядок осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств унитарными предприятиями, государственными объединениями, иными юридическими лицами, имущество которых находится в коммунальной собственности г.Минска.

Пунктом 4 постановления № 229 Минторгу предоставлено право разъяснять вопросы применения настоящего постановления.

 

Справочно

До 1 июля 2013 г. право разъяснения вопросов применения постановления № 229 относилось к компетенции Минэкономики.

 

Определен перечень товаров (работ, услуг), на закупки которых за счет собственных средств действие постановления № 229 не распространяется (приложение 1 к постановлению № 229).

* Письмо Минэкономики РБ от 16.08.2013 № 31-11/7444 «О признании утратившими силу некоторых писем Министерства экономики по вопросам применения законодательства о закупках товаров (работ, услуг)».

В связи с изменениями с 1 января 2013 г. в законодательстве о государственных закупках, инвентаризацией писем и разъяснений Министерства экономики по вопросам закупок товаров (работ, услуг), передачей функций уполномоченного государственного органа по государственным закупкам и разъяснений по вопросам, связанным с применением законодательства о закупках (в т.ч. за счет собственных средств), Министерству торговли признаны утратившим силу 10 писем Минэкономики.

Аналитические материалы

Комментарии и пособия

Ю.Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 26.06.2013 № 542 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 2004 г. № 714 и от 15 марта 2012 г. № 229». Изменения в регулировании закупок за счет собственных средств.

Комментарий к постановлению Министерства экономики Республики Беларусь от 12.06.2012 № 50 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования и ведения Реестра поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам». Недобросовестные поставщики не смогут участвовать в закупках за счет собственных средств в течение года.

Организатор процедуры закупок за счет собственных средств отказывается от заключения договора на закупку: разбираем ситуацию.

 

О.Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Ю.Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств». Закупки за счет собственных средств: новый этап правовой регламентации.

 

М.Бенсман, управляющий партнер адвокатского бюро «Кунцевич, Бенсман и партнеры»

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 26.06.2013 № 542 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 2004 г. № 714 и от 15 марта 2012 г. № 229». Изменение порядка проведения закупок за счет собственных средств организаций.

 

А.Богатко, заместитель директора общества с дополнительной ответственностью «ИПМ-Консалт центр права»

Ежегодная отчетность по закупкам за счет собственных средств.

 

Е.Цыбин, заместитель начальника отдела контроля и ревизий открытого акционерного общества «МАЗ»

Практические советы по проведению закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств.

Алгоритм

О.Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Ю.Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Алгоритм юридических действий при проведении закупок за счет собственных средств.

Вопросы и ответы

Ю.Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Организация инициировала проведение конкурентной процедуры закупок, осуществляемых за счет собственных средств. Допускается ли отмена процедуры без оценки предложений участников и без выбора победителя? Могут ли участники потребовать возмещения убытков при отмене процедуры?

Может ли Министерство торговли Республики Беларусь рассматривать жалобы субъектов хозяйствования на действия организатора процедур закупок за счет собственных средств?

Между сторонами заключен договор на закупку по результатам проведения процедуры закупки за счет собственных средств. Требуется ли определить в нем досудебный порядок урегулирования споров?

Государственному органу необходимо закупить ряд товаров (работ, услуг). Всегда ли требуется проведение процедур государственных закупок?

Обязательно ли производителям товаров (работ, услуг), включенным в Регистр производителей товаров (работ, услуг) и их сбытовых организаций (официальных торговых представителей), участвовать в процедурах закупок за счет собственных средств?

Организация проводит конкурс как процедуру закупок за счет собственных средств. Допускается ли участие в конкурсе индивидуального предпринимателя, одновременно являющегося руководителем данной организации?

Организация расположена на территории сельской местности, где осуществляет производственную деятельность. Необходимо ли соблюдать требования законодательства о закупках за счет собственных средств при выборе такой организацией поставщиков (подрядчиков)?

В каких случаях средства организации квалифицируются как собственные средства для целей проведения закупок?

Правомерно ли при проведении закупок за счет собственных средств предусмотреть в порядке проведения закупок, который разработан и утвержден в организации, условие о том, что организация-заказчик вправе в любое время до момента выбора поставщика отменить процедуру закупки?

В организации утвержден и действует порядок осуществления закупок за счет собственных средств, в котором отсутствует раздел, касающийся обжалования действий (бездействия) членов комиссии, решений комиссии, и установлено правило о том, что договор на закупку подлежит заключению не позднее дня, следующего за днем выбора поставщика. Правомерны ли подобные условия порядка осуществления закупок за счет собственных средств?

Необходимо ли при проведении процедур закупок за счет собственных средств участие экспертов в оценке предложений участников конкурентных процедур закупок?

Необходимо ли согласовывать с вышестоящим органом приобретение импортных товаров по результатам конкурса как процедуры закупок за счет собственных средств?

При участии Республики Беларусь создано совместное общество с ограниченной ответственностью (доля республики - 35 % от сформированного уставного фонда). Распространяется ли на такое юридическое лицо действие постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств»?

 

О.Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Ю.Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Какие последствия для организации - победителя электронного аукциона, проводимого в качестве процедуры закупок за счет собственных средств, может повлечь ее отказ от заключения договора на закупки?

Предусмотрена ли действующим законодательством необходимость предоставления обеспечения исполнения обязательств участниками конкурентных процедур закупок за счет собственных средств?

 

М.Бенсман, управляющий партнер адвокатского бюро «Кунцевич, Бенсман и партнеры»

Вправе ли заказчик при проведении закупки за счет собственных средств допустить к участию в процедуре организацию, включенную в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок?

 

А.Богатко, юрист, управляющий партнер общества с ограниченной ответственностью «Инжиниринговая компания «МАиС» и общества с ограниченной ответственностью «Аудиторская компания «МАиС», заместитель директора общества с дополнительной ответственностью «ИПМ-Консалт центр права»

Организация «В» объявлена победителем по результатам аукциона и готова произвести за свой счет и поставить товар организации «А», но организация «А» отказывается заключать договор и в полном объеме заказ выкупать не хочет. Какая ответственность предусмотрена для организации «А»? Имеет ли она право не выкупать заказ в полном объеме?

Формы документов

М.Бенсман, управляющий партнер Адвокатского бюро «Кунцевич, Бенсман и партнеры»

Жалоба на действия заказчика (организатора, комиссии, членов комиссии) при проведении процедуры закупки за счет собственных средств.

Документация о закупке товаров (работ, услуг) за счет собственных средств.

 

А.Богатко, заместитель директора общества с дополнительной ответственностью «ИПМ-Консалт центр права»

Порядок закупок за счет собственных средств.

ЗАКУПКИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Нормативное регулирование

Закупки за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов

Вступление в силу с 1 января 2013 г. Закона № 419-З повлекло за собой приведение в соответствие с ним иных нормативных правовых актов, в т.ч. и в области строительства.

Так, государственные закупки в строительстве с этой даты регулируются Законом № 419-З и соответствующими нормативными актами, принятыми в развитие данного Закона (см. раздел «Государственные закупки. Нормативное регулирование»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В целях дальнейшего развития конкуренции в строительстве и обеспечения снижения его стоимости Президент РБ 31 декабря 2013 г. подписал Указ № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве».

Указом установлено, что при строительстве:
• закупки работ, услуг осуществляются путем проведения подрядных торгов либо переговоров;
• закупки товаров осуществляются путем проведения торгов на закупку товаров при строительстве либо переговоров.
Определено, что при проведении процедур закупок при строительстве законодательство о государственных закупках товаров (работ, услуг) не применяется до 1 января 2016 г.
Также установлено, что проведение подрядных торгов является обязательным при заключении договоров о строительстве объектов, в т.ч. их возведении, реконструкции, капитальном ремонте, реставрации, благоустройстве, сносе (далее - строительство объектов), за исключением случаев, предусмотренных в подп.1.6 п.1 Указа, и иных случаев, определенных Президентом РБ, финансирование строительства которых осуществляется за счет:
• средств республиканского и (или) местных бюджетов (полностью или частично), в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства РБ, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства РБ, областных и Минского городского исполнительных комитетов,  - при стоимости строительства объектов 6 000 базовых величин и более;
• иных источников, в т.ч. средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, - при стоимости строительства объектов 100 000 базовых величин и более.
Требования Указа не применяются при строительстве объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов. При строительстве таких объектов заказчик вправе самостоятельно определять подлежащие применению процедуры закупок товаров (работ, услуг) или осуществлять закупки без применения указанных процедур.
Приведенные положения Указа вступили в силу с 1 января 2014 г.
Действие Указа не распространяется на закупки товаров (работ, услуг) при строительстве, если процедуры таких закупок начаты или договоры о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) заключены до 1 января 2014 г. Процедура закупки товаров (работ, услуг) считается начатой со дня принятия решения заказчика о ее проведении. Проведение процедур таких закупок и исполнение договоров осуществляются в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 января 2014 г.
Указ Президента РБ от 07.02.2005 № 58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения указа Президента Республики Беларусь» признан утратившим силу.

 

* Закон РБ от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Закон № 300-З).

В случаях государственных закупок выбор подрядчиков для заключения договоров строительного подряда осуществляется в соответствии с законодательством о государственных закупках (часть третья п.1 ст.57 Закона № 300-З).

Закупки за счет иных источников (в том числе собственных средств)

* Закон № 300-З.

В целях выбора подрядчиков для заключения договоров строительного подряда проведение подрядных торгов является обязательным в случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь.

Порядок организации и проведения подрядных торгов, за исключением государственных закупок, определяется Советом Министров РБ (части первая-вторая п.1 ст.57 Закона № 300-З).

* Указ Президента РБ от 07.02.2005 № 58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения указа Президента Республики Беларусь» (далее - Указ № 58).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2014 г. Указ № 58 утратил силу в связи с принятием Указа Президента РБ от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве».

 

Указ № 58 регулирует закупки в строительстве за счет собственных средств организаций.

Указом № 58 установлено, что проведение подрядных торгов, если иное не установлено Президентом РБ, является обязательным при заключении договоров на строительство объектов, в т.ч. возведение, реконструкцию, ремонт, реставрацию, благоустройство объектов, снос, консервацию не завершенных строительством объектов, включая выполнение организационно-технических мероприятий, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ (далее - строительство объектов), финансируемых за счет:

- внешних государственных займов, внешних займов, привлекаемых под гарантии Правительства РБ, и кредитов банков Республики Беларусь, выдаваемых под гарантии Правительства РБ, - при стоимости строительства объекта 3 000 базовых величин и более;

- иных источников, за исключением объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, а также полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов, - при стоимости строительства объекта 50 000 базовых величин и более.

Выбор подрядчиков на строительство объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, закупки товаров и услуг за счет указанных средств при строительстве объектов осуществляются в соответствии с Законом № 419-З.

* Постановление Совета Министров РБ от 03.03.2005 № 235 (далее - постановление № 235), которым утверждены:

Положение о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов.

Положение о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 февраля 2014 г. вместо вышеназванного Положения следует руководствоваться Положением о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 31.01.2014 № 88.

 

Пунктом 4 Указа Президента РБ от 29.12.2012 № 576 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)», которым в т.ч. были внесены изменения в Указ № 58, Совету Министров РБ было поручено привести акты законодательства в соответствие с данным Указом в срок до 1 января 2013 г. Однако на сегодняшний день данные о внесении изменений в постановление № 235 отсутствуют. Таким образом, необходимо применять нормы указанного постановления в части, не противоречащей законодательству.

* Письмо Минэкономики РБ от 27.03.2013 № 30-03/2429 «О применении Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» при строительстве объектов».

Разъяснено, что при строительстве объектов, финансируемых за счет бюджетных средств, генеральный подрядчик (субподрядчик) и иные участники строительства (кроме заказчика, финансируемого из бюджета), проводят (как и ранее) процедуры выбора контрагентов (подрядные торги и др.), предусмотренные Указом № 58 и постановлением № 235, а не на основании Закона № 419-З.

 

19.08.2013

 

Татьяна Дегтяренко, юрист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»

 

Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»