


Материал помещен в архив


ВСЁ ПО ОДНОЙ ТЕМЕ.
ПРОЦЕДУРЫ ЗАКУПОК ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ОБЪЕКТОВ
Аналитические материалы в предлагаемой подборке содержат подробный анализ процедур закупок в строительстве. В подборке вы найдете любые ответы на указанную тему.
1. Закупка с привлечением бюджетных и приравненных к ним средств до 1 января 2019 г. Общая характеристика процедур закупок. Определяемся с видом процедуры
![]() |
Обратите внимание! В случае осуществления закупок в строительстве за счет собственных средств организации требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве, установленные законодательством, не применяются с 26 февраля 2018 г. (подп.4.4 п.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства», далее - Декрет № 7). С 1 июля 2019 г. вступает в силу Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», которым установлено правовое регулирование сферы закупок товаров (работ, услуг) при строительстве с привлечением полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома. В основу Указа № 223 был положен Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее - Указ № 380). Закупка товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, финансируемых за счет собственных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляется на основании локальных нормативных правовых актов, утвержденных руководителями данных субъектов хозяйствования (письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.03.2018 № 04-3-01/3918 «О разъяснении»). |
Под закупкой товаров при строительстве понимают приобретение товаров, осуществляемое на основании проектной документации либо дефектного акта на выполнение работ по текущему ремонту, в соответствии с которыми определяются перечень и количество (объем) товаров, необходимых для строительства, а также технологического оборудования на основании предпроектной (предынвестиционной) документации, если разработка такой документации предусмотрена законодательными актами.
С 1 января 2017 г. проведение закупки в строительстве регулируют:
• Указ № 380;
• Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение № 88).
![]() |
Обратите внимание! С 1 января 2017 г. Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» не действует. С 1 января 2017 г. не применяется и законодательство о государственных закупках при бюджетном финансировании приобретения товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, действовавшее с 1 января 2016 г. по 1 января 2017 г. Исключение - централизованные государственные закупки медицинских изделий, проводимые в порядке, определенном законодательством о государственных закупках. |
Закупки работ, услуг, товаров при строительстве, финансируемом за счет бюджетных средств, осуществляются с учетом требований Указа № 380 путем проведения подрядных торгов, переговоров, торгов на закупку товаров при строительстве (торгов) либо биржевых торгов (подп.1.1, 1.2 п.1 Указа № 380).
Установлены определения вышеназванных процедур:
подрядные торги - форма размещения заказов на строительство объектов, выполнение работ, оказание услуг при строительстве объектов, предусматривающая выбор подрядчика или исполнителя на основе конкурса;
переговоры - форма размещения заказов на строительство объектов, закупку товаров (выполнение работ, оказание услуг) при строительстве объектов, предусматривающая определение подрядчика, исполнителя или поставщика, предложение которого удовлетворяет требованиям и условиям, изложенным в документации для переговоров;
торги - форма размещения заказов на закупку товаров при строительстве объектов, предусматривающая выбор поставщика на основе конкурса (абзацы 15, 16, 24 п.2 Положения № 88);
биржевые торги - процедура заключения биржевых сделок (абзац 10 ст.1 Закона Республики Беларусь от 05.01.2009 № 10-З «О товарных биржах»).
Для сферы строительства, финансируемого за счет бюджетных средств, установлено четыре вида процедур по выбору подрядчика, субподрядчика, поставщика:
1) подрядные торги;
2) торги на закупку товаров при строительстве;
3) биржевые торги;
4) переговоры.
Виды процедур (бюджетное финансирование) в зависимости от выбора подрядчика, субподрядчика, проектировщика, поставщика
подрядные торги |
биржевые торги |
|||||||||||
|
|
|||||||||||
Если выбираем подрядчика, субподрядчика, проектировщика, то проводим |
Если выбираем поставщика, то проводим |
|
торги | |||||||||
|
|
|||||||||||
переговоры |
переговоры |
Последовательность действий по выбору вида необходимой процедуры
в случаях, установленных подп.1.8 п.1 Указа № 380 | |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
подрядчика (субподрядчика), поставщика без проведения какой-либо процедуры | |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
ОПРЕДЕЛЯЕМ (ВЫБИРАЕМ): | |||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
подрядчика (субподрядчика) посредством проведения |
|||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||
подрядных торгов |
переговоров |
||||||||||||||||||
▼ | |||||||||||||||||||
обязательны в случаях, предусмотренных в подп.1.4 п.1 Указа № 380 |
поставщика посредством проведения | ||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||
торгов |
биржевых торгов | ||||||||||||||||||
не обязательны в случаях, предусмотренных в подп.1.6 п.1 Указа № 380 |
поставщика посредством проведения по выбору заказчика | ||||||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||||
Заказчик на свой выбор проводит либо подрядные торги, либо переговоры |
переговоров |
торгов |
биржевых торгов | ||||||||||||||||
Не проводить процедуру закупки при финансировании за счет бюджетных средств вообще нельзя (кроме случаев, указанных в подп.1.8 п.1 Указа № 380), а стоимость закупаемых работ товаров влияет только на вид необходимой к проведению процедуры.
Если подрядные торги обязательны, то обязательно проведение подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве, биржевых торгов при размещении заказов на |
|
- разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами; - выполнение проектных и изыскательских работ; - закупку товаров, если стоимость каждого их вида составляет 3 000 БВ и более; - оказание инженерных услуг, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ, если стоимость каждого их вида составляет 3 000 БВ и более | |||
Если подрядные торги обязательны, то проводятся переговоры при размещении заказов на |
|
- закупку товаров, если стоимость каждого их вида составляет до 3 000 БВ; - оказание инженерных услуг, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ, если стоимость каждого их вида составляет до 3 000 БВ | |||
Подрядные торги не обязательны, но проводятся переговоры при размещении заказов на |
|
- разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами; - выполнение проектных и изыскательских работ; - закупку товаров; - оказание инженерных услуг, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ |
![]() |
Обратите внимание! Требования Указа № 380 не применяются при осуществлении закупок товаров (работ, услуг): 1) без использования средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома; 2) для аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений) (подп.1.11 п.1 Указа № 380). |
Дополнительно по теме:
О совершенствовании регулирования отношений в области закупок товаров за счет собственных средств. Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 03.04.2017 № 247.
С 1 января 2017 года порядок организации и проведения процедур закупок при строительстве изменился. Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2016 № 1108.
Изменение предмета заказа в ходе проведения переговоров: анализируем возможные варианты.
Применение преференциальной поправки при закупках в строительстве с 1 января 2017 года.
Когда приобретение товаров для строительства (биржевой товар, сумма более 3 000 базовых величин) должно быть осуществлено на бирже в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве»?
Требуется ли составление справки о проведенных процедурах закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов (переговоров), если финансирование осуществляется с привлечением бюджетных средств?
Организации необходимо приобрести отопительные котлы для строительства объектов за счет кредитных средств, выданных под гарантии местного исполкома (стоимость строительства объекта порядка 300 тыс. бел. руб.). Требуется ли проведение процедур закупок? Допускается ли приобретение котлов иностранного производства или необходимо производить закупку котлов только белорусского производства?
Организация (подрядчик) получает заказ на выполнение строительных работ от бюджетной организации и заключает договор (неизменная договорная (контрактная) цена) с учетом закупки строительных материалов. Будет ли подрядчик получателем бюджетных средств, если материалы он закупает за собственные средства? Может ли подрядчик производить закупку необходимых материалов по конкретному договору частями или все материалы должны закупаться единовременно у одного поставщика?
Есть ли право у организации, не имеющей аттестата соответствия заказчика, осуществлять закупку работ (услуг) в строительстве согласно законодательству о закупках? Деятельность организации непосредственно не связана со строительством. Если такого права нет, как ей проводить закупку в строительстве?
Учреждение образования проводит работы по технической модернизации пожарной сигнализации в здании, находящемся в его оперативном управлении, за счет средств бюджета. Для этого проводятся соответствующие процедуры закупок. Необходим ли учреждению образования аттестат соответствия для выполнения функций заказчика при проведении процедур закупок работ по разработке проектной документации на работы по технической модернизации и непосредственно подрядных работ?
Согласно подп.4.4 п.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» процедуру закупки при строительстве за собственные средства проводить больше не нужно?
Учреждение - бюджетная организация, которая, оказывая платные услуги, имеет в распоряжении собственные средства. Согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» с 2018 года заказчик освобождается от проведения процедур закупок в строительстве в случае осуществления закупок за счет собственных средств без привлечения бюджетных ассигнований. Означает ли это, что с 2018 года учреждению за счет собственных средств не требуется проведение процедуры закупки при строительстве?
Как заказчик должен выбирать проектировщика для заключения договора подряда на выполнение проектных работ?
Финансирование строительства бюджетное. По каким правилам создается конкурсная комиссия для проведения процедур закупок при строительстве?
Заказчиком проведена закупка работ для строительства в январе по законодательству о государственных закупках (проведен открытый конкурс как процедура государственных закупок). Требуется ли проведение повторной процедуры в соответствии с законодательством о закупках в строительстве?
Каковы особенности участия в процедурах закупок при строительстве организаций, в которых штатная численность инвалидов составляет более 50 %?
Распространяются ли на организации частной формы собственности без доли государства в уставном фонде нормы Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве»?
Изменился ли правовой статус конкурсной комиссии с 1 января 2017 г., создаваемой при закупках в строительстве?
В случае привлечения заказчиком инженера (инженерной организации) к комплексному управлению строительной деятельностью инженер (инженерная организация) размещает заказ на строительство объекта, закупки товаров (работ, услуг) путем проведения подрядных торгов (торгов) или переговоров в соответствии с законодательством о проведении процедур закупок при строительстве. Означает ли это, что заказчик в случае привлечения инженерной организации для комплексного управления строительной деятельностью не вправе проводить процедуру закупок самостоятельно?
2. Подрядные торги
2.1. Что такое подрядные торги и что нужно о них знать
Подрядные торги - форма размещения заказов на строительство объектов, выполнение работ, оказание услуг при строительстве объектов, предусматривающая выбор подрядчика или исполнителя на основе конкурса (абзац 16 п.2 Положения № 88).
Подрядные торги (за исключением строительства объектов «под ключ») организуются при обязательном наличии у их организатора: | ||||||||||||
|
|
|||||||||||
разрешительной документации на строительство объектов, выданной в установленном законодательством порядке | проектной, в том числе сметной, документации на строительство объектов (архитектурного проекта - по решению заказчика, застройщика при разработке проектной документации в две стадии), прошедшей (прошедшего) государственную экспертизу и утвержденной (утвержденного) в установленном порядке |
|
кроме случаев, когда условиями подрядных торгов предусматривается разработка проектной документации подрядчиком или в соответствии с нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, ее разработка не является обязательной |
Подрядные торги на строительство объектов «под ключ» организуются при наличии у их организатора разрешительной документации на строительство объектов, выданной в установленном законодательством порядке.
Если при строительстве объектов, в том числе их ремонте, разработка проектной документации в соответствии с законодательством не является обязательной, то организатор подрядных торгов должен иметь предусмотренные законодательством документы для достоверного определения участниками объемов подлежащих выполнению работ и их стоимости (п.25 Положения № 88).
Организатор подрядных торгов - инвестор, застройщик, заказчик, подрядчик либо инженер (инженерная организация), осуществляющий (осуществляющая) размещение соответствующего заказа на подрядных торгах (торгах, переговорах) (абзац 14 п.2 Положения № 88).
Подрядные торги (торги) проводятся в форме открытого или закрытого конкурса (п.6 Положения № 88).
При размещении каких заказов проводится закрытый конкурс, установлено в части первой п.7 Положения № 88.
Конкурсная комиссия по проведению подрядных торгов - постоянный или временный орган, создаваемый организатором подрядных торгов (торгов, переговоров) для их проведения и определения победителя (абзац 8 п.2 Положения № 88).
Порядок создания, работы конкурсной комиссии и ее состав установлены в п.13 Положения № 88.
Создается организатором в количестве не менее пяти человек | Ее руководитель - председатель | Ее персональный состав формируется организатором и руководителем | Председатель, заместитель (заместители) председателя и секретарь конкурсной комиссии назначаются при утверждении ее персонального состава | ||||||||||||||
▲ | ▲ | ▲ | ▲ | ||||||||||||||
Осуществляет свою деятельность до момента заключения договора по результатам проведения подрядных торгов |
|
Конкурсная комиссия по проведению подрядных торгов |
|
Председатель, заместитель (заместители) председателя и секретарь конкурсной комиссии назначаются при утверждении ее персонального состава | |||||||||||||
▼ | ▼ | ▼ | |||||||||||||||
Создается в качестве временного органа для размещения заказов в рамках строительства одного объекта или для постоянной работы | В состав ее включаются работники организатора, в число которых входят юрист и специалисты по предмету заказа, а также при необходимости - работники соответствующего профиля других организаций и государственного органа, в подчинении которых находится организатор | Порядок ее работы, включая функциональные обязанности каждого ее члена, определяется Положением № 88 и регламентом конкурсной комиссии, утверждаемым ее председателем или руководителем организатора подрядных торгов |
Конкурсная документация - комплект документов, содержащих исходную информацию о технических, коммерческих, организационных и иных характеристиках предмета заказа, а также об условиях и процедуре проведения подрядных торгов (торгов) (абзац 7 п.2 Положения № 88).
Конкурсная документация разрабатывается и утверждается до размещения (публикации) извещения о проведении подрядных торгов и (или) направления приглашений.
Конкурсная документация должна содержать сведения, сгруппированные в следующие разделы:
• «Предмет заказа»;
• «Проектная документация»;
• «Условия проведения подрядных торгов»;
• «Порядок представления участником конкурсного предложения»;
• «Условия заключения договора»;
• «Обязательства организатора подрядных торгов»
Какую информацию должен содержать каждый из вышеперечисленных разделов, установлено в пп.28-34 Положения № 88.
Участник - лицо, принимающее участие в подрядных торгах на строительство объектов, закупку товаров (выполнение работ, оказание услуг) и представившее свои предквалификационные документы и конкурсное предложение (предложение для переговоров) по предмету заказа (абзац 26 п.2 Положения № 88).
Конкурсное обеспечение - обеспечение исполнения обязательств по участию в подрядных торгах (торгах) и заключению по результатам их проведения договора в виде перечисления организатору подрядных торгов (торгов) денежных средств, поручительства, банковской гарантии и иных форм обеспечения исполнения обязательств (абзац 9 п.2 Положения № 88).
Информация о внесении при необходимости конкурсного обеспечения, размере и сроках его предоставления должна содержаться среди прочего в разделе «Условия проведения подрядных торгов» конкурсной документации.
Частями второй-пятой подп.31.3 п.31 Положения № 88 установлены следующие нормы по конкурсному обеспечению:
Не возвращается в случаях: - отказа участника, признанного победителем подрядных торгов, от заключения договора; - непредоставления заказчику (организатору подрядных торгов) обеспечения исполнения договора или предоставления такого обеспечения с нарушением условий его предоставления, если такая обязанность установлена в соответствии с условиями конкурсной документации; - изменения или отзыва участником конкурсного предложения после истечения срока окончания представления предквалификационных документов и конкурсных предложений | |||||||||||
|
|||||||||||
Его размер не может превышать 5 % цены заказа |
|
Конкурсное обеспечение |
|
Срок его действия не может быть меньше срока действия конкурсных предложений | |||||||
Возвращается победителю подрядных торгов в течение 3 рабочих дней с даты заключения договора |
|
|
Предоставляется одновременно с конкурсным предложением участника | ||||||||
|
|||||||||||
Возвращается предоставившему его участнику не позднее 4 рабочих дней со дня: - отмены процедуры проведения подрядных торгов; - отзыва участником конкурсного предложения до истечения срока его действия, если такой отзыв допускается в соответствии с конкурсной документацией; - отзыва участником конкурсного предложения до окончания установленного организатором подрядных торгов срока подачи предквалификационных документов и конкурсных предложений; - отказа участнику в дальнейшем участии в подрядных торгах по результатам проведения предварительного квалификационного отбора участников; - признания подрядных торгов несостоявшимися; - непризнания участника победителем подрядных торгов |
Конкурсное предложение - комплект документов по объявленным подрядным торгам, подготовленный участником в соответствии с конкурсной документацией (абзац 10 п.2 Положения № 88).
Конкурсное предложение участника должно содержать:
• сопроводительное письмо, подтверждающее принятие условий, выдвинутых организатором подрядных торгов, и согласие участника на подписание договора, а также содержащее сведения об отсутствии у участника задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней;
• обоснование и расчет цены предложения участника с указанием метода ее определения;
• график производства работ;
• график платежей, за исключением случаев единовременной оплаты;
• предложения о внесении изменений и (или) дополнений (если таковые имеются) в представленный организатором подрядных торгов проект договора, если в разделе «Условия проведения подрядных торгов» организатором подрядных торгов предусмотрена возможность внесения изменений и (или) дополнений в проект соответствующего договора;
• сведения о системе контроля качества (при необходимости);
• сведения об участнике, документально подтверждающие его организационные и финансовые возможности выполнения обязательств, предусмотренных организатором подрядных торгов в конкурсной документации;
• иные документы, предусмотренные организатором подрядных торгов в конкурсной документации (часть вторая п.32 Положения № 88).
2.2. Случаи, когда проведение подрядных торгов обязательно, не обязательно (можно провести переговоры)
Проведение подрядных торгов в соответствии с Положением № 88 является обязательным при заключении договоров о строительстве объектов в случаях, установленных актами Президента Республики Беларусь (п.3 Положения № 88).
Случаи обязательного и не обязательного проведения подрядных торгов установлены в подп.1.4, 1.6, 1.7 п.1 Указа № 380.
Следует помнить, что цена заказа - это стартовая цена строительства объектов, товаров (работ, услуг), предложенная организатором подрядных торгов на дату принятия решения об их проведении (абзац 27 п.2 Положения № 88).
2.3. Что такое преференциальная поправка и когда ее можно применить
При проведении подрядных торгов (торгов, переговоров) для предоставления преимущества при сравнении применяется преференциальная поправка в виде уменьшения цены предложения в размере:
• 15 % - в случае предложения участником товаров (работ, услуг), происходящих из Республики Беларусь и стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
• 25 % - в случае предложения участником товаров собственного производства организаций, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности работников.
О своем праве на применение преференциальной поправки участник должен указать в конкурсном предложении, предложении для переговоров, приложив соответствующие документы.
Преференциальная поправка не применяется в отношении товаров (работ, услуг), являющихся предметом заказа, в случае подачи предложений только участниками, имеющими право на применение преференциальной поправки (п.9 Положения № 88).
2.4. Алгоритм действий по проведению подрядных торгов
Шаг 1 | |
Принятие решения о размещении заказа на основе подрядных торгов | |
▼ | |
Шаг 2 | |
Назначение лица, ответственного за проведение подрядных торгов, создание конкурсной комиссии и определение полномочий ее членов | |
▼ | |
Шаг 3 | |
Разработка документации для предварительного квалификационного отбора участников и конкурсной документации, представление данной документации участникам | |
▼ | |
Шаг 4 | |
Размещение (опубликование) извещения о проведении подрядных торгов и (или) направление приглашений участникам | |
▼ | |
Шаг 5 | |
Размещение информации о результатах проведения подрядных торгов в форме открытого конкурса | |
▼ | |
Шаг 6 | |
Заключение соответствующего договора по результатам проведения подрядных торгов |
Дополнительно по теме:
Особенности организации и проведения подрядных торгов, торгов с 16 августа 2015 года. Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30.07.2015 № 650.
Конкурсная документация при закупках в строительстве с 16 августа 2015 года. Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30.07.2015 № 650.
Может ли организатор подрядных торгов изменить состав постоянной конкурсной комиссии, созданной для проведения подрядных торгов, при проведении конкретных подрядных торгов?
Установлены ли сроки для выполнения функций членов конкурсной комиссии, созданной для проведения подрядных торгов?
Проект дополнен новыми видами строительных работ. Нужно ли проводить новую процедуру закупок по выбору подрядчика?
Имеет ли право заказчик выставлять на подрядные торги (переговоры) сметную документацию с понижающими коэффициентами к заработной плате?
Отклонение предложения участника подрядных торгов при строительстве: анализируем основания.
Подрядные торги или переговоры нужно провести заказчику для заключения договора на обследование строительных конструкций (обследование зданий).
Выбирается подрядчик для выполнения строительных работ за счет бюджетных средств. Для этого проводятся подрядные торги. Можно ли в документации установить требования о недопуске к торгам тех участников, которые не допускаются к участию в процедурах государственных закупок?
Нужно ли проводить повторные подрядные торги при строительстве, если первые проведенные торги признаны несостоявшимися?
Существуют ли ограничения или пределы по снижению цены при участии в закупке предпроектных работ?
Для выбора подрядчика в строительстве проводятся подрядные торги. Нужно ли размещать в открытом доступе протокол открытия предложений?
Для выбора подрядчика на строительство проводятся подрядные торги. При утверждении протокола заседания конкурсной комиссии о результатах проведения предварительного квалификационного отбора участников руководитель организатора выявил нарушения законодательства. Какие действия руководитель организатора должен предпринять?
Финансирование строительства бюджетное. Для выбора подрядной организации проводятся подрядные торги. Можно ли применить снижение цены в ходе проведения подрядных торгов?
В соответствии с подп.31.3 п.31 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88, при проведении подрядных торгов участник вправе указать в своем конкурсном предложении процент снижения цены по отношению к цене заказа, но не более 15 % от стартовой цены, с приложением соответствующих расчетов и обоснований. Что означает формулировка «не более 15 %»: 15 или 14,99 %?
Есть ли нарушение, если организация выигрывает подрядные торги, переговоры, применяя в своем предложении понижающий коэффициент, равный 0, к общехозяйственным и общепроизводственным расходам, плановой прибыли?
Допускается ли внесение изменений в конкурсную документацию при проведении подрядных торгов при строительстве?
Участник подрядных торгов получил от организатора извещение о том, что его предложение отклонено. Должен ли организатор составлять протокол отклонения и должны ли сведения об отклонении предложений иных участников содержаться в протоколе о выборе победителя?
Участник подрядных торгов получил от организатора извещение о том, что его предложение отклонено. По какому основанию можно обжаловать отклонение и кому: в конкурсную комиссию или самому организатору?
Проведены подрядные торги. Один из участников обратился в конкурсную комиссию с жалобой, но ответ, полученный по результатам ее рассмотрения, его не устроил. Поэтому он обратился к организатору подрядных торгов по результатам выбора победителя, однако ответом руководителя организатора участник также не удовлетворен. В каком порядке можно еще обжаловать условия проведения процедуры, которая, по мнению участника, проведена с нарушением законодательства?
Организатор при проведении подрядных торгов разместил извещение об их проведении. К установленной в извещении дате окончания приема предложений подано конкурсное предложение с предквалификационными документами только одним участником. Каковы действия организатора в этом случае?
Процедура подрядных торгов признана несостоявшейся. Каковы действия организатора в данной ситуации и что требуется для проведения переговоров?
Вправе ли организатор подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве) в регламенте (положении) работы конкурсной комиссии установить процедуру голосования членов комиссии при выборе победителя процедуры закупки путем открытого голосования либо путем тайного голосования?
При расчете цены предложения применили к стоимости эксплуатации машин и механизмов понижающий коэффициент 0,7, а к зарплате машинистов - не применили. Данное предложение организатор отклонил со следующим обоснованием: коэффициент 0,7 должен был быть применен не только к стоимости эксплуатации машин и механизмов, но и к зарплате машинистов. Правильно ли это?
Организация формирует для заказчика цену предложения подрядчика на пусконаладочные работы. В смете всего одна расценка. Можно ли применить понижающий коэффициент к самой расценке? Если нет, то как в этой ситуации следует поступить?
Организатором в извещении о проведении подрядных торгов в строительстве указано, что в подрядных торгах не могут участвовать участники одного холдинга. Правомерно ли такое условие?
Какие требования установлены для размещения сведений о результате подрядных торгов?
Организатор подрядных торгов в конкурсной документации предусмотрел условие, согласно которому по инициативе организатора проводится процедура улучшения предложений. Допустимо ли такое условие?
При проведении подрядных торгов один из участников предложил цену, которая намного ниже цен других участников и рыночной цены. Каковы действия конкурсной комиссии в данном случае?
Какие требования установлены для выбора процедуры закупок при приобретении проектных работ?
Заключен договор строительного подряда и по нему исполняются обязательства. Можно ли на данном этапе заказчику отменить результаты процедуры выбора подрядчика (подрядные торги), проведенной организатором?
Обязателен ли сертификат соответствия системы управления предприятия требованиям СТБ ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования» для допуска к участию в подрядных торгах? Допустимо ли представить иной (международный) сертификат?
При проведении процедуры подрядных торгов организатор установил требование о предоставлении конкурсного обеспечения участниками в ходе проведения процедуры до истечения срока для подготовки и подачи предложений. Правомерно ли это?
При проведении подрядных торгов при закупке строительных работ установлены критерии оценки предложений участников - цена и условия оплаты. Может ли при оценке предложений организатор дополнить указанные критерии еще одним?
Необходимо ли при проведении подрядных торгов в строительстве их участникам заявлять о применении преференциальной поправки? Необходимо ли организатору в конкурсной документации и документации для переговоров указывать порядок применения преференциальной поправки?
На каком основании применяется преференциальная поправка при проведении подрядных торгов в строительстве? Какими документами подтверждается применение данной поправки?
Должен ли организатор подрядных торгов в строительстве размещать в открытом доступе протокол о результатах предквалификационного отбора участников и представлять информацию из протокола участникам?
При проведении организатором (государственное объединение) подрядных торгов одним из участников является юридическое лицо - участник государственного объединения. Правомерно ли такое участие?
Допускается ли проведение подрядных торгов и переговоров в строительстве по лотам?
Организатор процедур закупок в строительстве при проведении предварительного квалификационного отбора установил участникам требование в виде наличия опыта работы на определенной территории (местности). Правомерно ли такое требование?
Возможно ли создание комиссии для проведения подрядных торгов в строительстве на закупку как работ, так и товаров для строительства?
На каком основании строятся отношения между заказчиками и привлеченными для организации подрядных торгов их дочерними организациями?
Имеет ли право организатор подрядных торгов после заключения договора строительного подряда с победителем подрядных торгов изменить источник финансирования с государственного внебюджетного фонда на бюджетное финансирование?
Может ли организатор подрядных торгов как процедуры закупок в строительстве установить требование к участникам подрядных торгов, связанное с наличием опыта работы по предмету заказа?
Каким должен быть срок действия предложений участников подрядных торгов и может ли он быть равным сроку исполнения обязательств по договору строительного подряда?
Можно ли при проведении подрядных торгов (торгов) в строительстве в документе, утверждающем состав конкурсной комиссии, указать, что в случае отсутствия какого-либо из ее членов его права и обязанности переходят лицу, его замещающему (без указания конкретного лица)?
Может ли состав конкурсной комиссии при проведении подрядных торгов (торгов) в строительстве быть сформирован не из работников организатора подрядных торгов (торгов), а за счет привлечения услуг внешних специалистов (аутсорсинга) или работников вышестоящей (или подчиненной) организации?
В каком порядке могут предоставляться альтернативные предложения в подрядных торгах? Какие требования установлены к альтернативным предложениям?
Правомерно ли требование организатора подрядных торгов об обязательном страховании строительных рисков?
Предусмотрены ли действующим законодательством основания для отказа от проведения процедуры подрядных торгов?
С какого момента при закупке работ в строительстве процедура подрядных торгов считается начатой?
Могут ли участники подрядных торгов просить разъяснения конкурсной документации у заказчика, организовавшего подрядные торги, в ходе проведения заседания конкурсной комиссии и вносить соответствующие разъяснениям изменения?
Организатором по результатам проведения процедуры подрядных торгов по выбору подрядной организации определен победитель, которому предложено заключить договор строительного подряда. Может ли подрядчик отказаться от заключения договора?
Может ли участник отозвать свое конкурсное предложение во время предквалификационного отбора при проведении открытого конкурса как формы размещения заказа на выполнение работ в строительстве?
Строительная организация в ходе проведения подрядных торгов отказалась от заключения договора строительного подряда в связи с тем, что заказчик в окончательный вариант договора внес условия, которых не было в проекте договора в составе конкурсной документации. Какие последствия предусмотрены для строительной организации в данном случае?
Может ли участник подрядных торгов в строительстве предложить организатору свои условия договора строительного подряда?
2.5. Проведение подрядных торгов как процедуры выбора субподрядной организации
Подрядчик имеет право привлекать субподрядчиков для выполнения отдельных видов строительных работ, если это предусмотрено договором (абзац 4 п.28 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450).
Субподрядчик - лицо, заключившее с генеральным подрядчиком договор о выполнении отдельных видов строительных работ (абзац 22 п.2 Положения № 88).
Подрядные торги по выбору субподрядных организаций проводятся в случае, если необходимость их проведения установлена в соответствии с договором подряда, заключенным заказчиком с генеральным подрядчиком, а также по решению генерального подрядчика (п.52 Положения № 88).
Дополнительно по теме:
Должен ли субподрядчик, выбранный генеральным подрядчиком по результатам подрядных торгов, осуществлять закупку товаров для строительства объекта?
2.6. Проведение подрядных торгов как процедуры выбора организации для осуществления технического надзора, оказания инженерных услуг
Заказчик может провести процедуру подрядных торгов на оказание инженерных услуг, технического надзора и выбрать (аналогично выбору подрядной организации - см. разделы 2.1-2.4 данного материала) аттестованную инженерную организацию на управление строительством либо организацию, имеющую право осуществлять технический надзор за строительством.
Дополнительно по теме:
Чем руководствоваться учреждению при выборе инженерной организации, которая будет проводить процедуру закупки при строительстве?
По выбору инженерной организации проводятся подрядные торги. Предложение для участия в подрядных торгах подано участником, который является дочерним унитарным предприятием организатора. Правомерно ли такое участие?
3. Торги на закупку товаров
3.1. Что такое торги и что нужно о них знать
Торги - форма размещения заказов на закупку товаров при строительстве объектов, предусматривающая выбор поставщика на основе конкурса (абзац 24 п.2 Положения № 88).
Форма торгов: открытый (общее правило) или закрытый конкурс.
![]() |
Справочно Торги в форме закрытого конкурса проводятся при размещении заказов по: • объектам специального назначения; • взрывоопасным объектам строительства, находящимся на территории организаций и связанным с непрерывным производственным циклом; • объектам строительства (включая проектирование), связанным с обеспечением безопасности движения поездов, развитием и эксплуатацией железнодорожного транспорта (автоматизация с механизацией сортировочных горок, устройство железнодорожной автоматики, электрификация участков железной дороги, переустройство и ремонт железнодорожных путей); • объектам строительства, связанным с обеспечением энергетической безопасности экономики и жизнедеятельности населения на действующих энергетических объектах; • объектам, строительство которых осуществляется в военных целях; • объектам строительства, связанным с обеспечением национальной безопасности Республики Беларусь, осуществлением оперативно-розыскной деятельности; • объектам строительства, связанным с обеспечением государственных органов и иных организаций президентской, правительственной, оперативной и другими видами специальной связи, Национальной сетью передачи шифрованной информации «Атлас-Беларусь»; • объектам строительства, относящимся к производствам нефтеперерабатывающей, нефтедобывающей, нефтехимической и химической промышленности; • объектам строительства в рамках реализации инвестиционных проектов, финансируемым с привлечением внешних государственных займов и внешних займов, привлекаемых под гарантии Правительства Республики Беларусь, если международным договором, межбанковским соглашением, индивидуальным кредитным соглашением либо иным документом, содержащим условия кредитования и (при необходимости) обязательства Правительства Республики Беларусь по этим займам, предусматривается данный порядок выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) и приобретения товаров (работ, услуг) (часть первая п.7 Положения № 88). |
Торги в форме закрытого конкурса проводятся в порядке, предусмотренном Положением № 88 для проведения торгов в форме открытого конкурса, с учетом следующих особенностей:
• извещение о проведении торгов в форме закрытого конкурса и сообщение о результатах таких торгов не размещаются (не публикуются);
• организатор торгов самостоятельно определяет перечень участников, которые могут выполнить соответствующий заказ, и направляет им приглашения на участие в торгах в форме закрытого конкурса (форма приглашения приведена в приложении 5 к Положению № 88).
При этом по следующим объектам особенности порядка организации и проведения подрядных торгов определяются локальными нормативными правовыми актами государственных органов, а также иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, которые являются организаторами таких торгов, либо государственных органов, а также иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, в подчинении которых находятся организаторы торгов:
• объекты, строительство которых осуществляется в военных целях;
• объекты строительства, связанные с обеспечением национальной безопасности Республики Беларусь, осуществлением оперативно-розыскной деятельности;
• объекты строительства, связанные с обеспечением государственных органов и иных организаций президентской, правительственной, оперативной и другими видами специальной связи, Национальной сетью передачи шифрованной информации «Атлас-Беларусь»;
• объекты строительства, относящиеся к производствам нефтеперерабатывающей, нефтедобывающей, нефтехимической и химической промышленности (п.781 Положения № 88).
Начало торгов: момент принятия решения об их проведении.
Окончание торгов: приемка объекта, товаров в порядке, предусмотренном Положением № 88.
Субъектный состав процедуры торгов:
1) организатор: инвестор, застройщик, заказчик, подрядчик либо инженер (инженерная организация), осуществляющий (осуществляющая) размещение соответствующего заказа на торгах;
2) конкурсная комиссия: создается организатором для организации и проведения торгов; состав не менее пяти человек (персональный состав конкурсной комиссии формируется организатором торгов и утверждается его руководителем). Она действует на основании Положения № 88 и регламента конкурсной комиссии. Конкурсной комиссией руководит ее председатель.
При необходимости по решению государственного органа (организации) персональный состав конкурсной комиссии, формируемый подчиненной ему (входящей в его состав (систему)) организацией, может согласовываться с таким органом (организацией) (часть шестая п.13 Положения № 88).
В состав конкурсной комиссии включаются работники организатора торгов, в число которых входят юрист и специалисты по предмету заказа, а также при необходимости - работники соответствующего профиля других организаций и государственного органа (организации), в подчинении которых находится (в состав (систему) которых входит) организатор торгов (при наличии согласия такого государственного органа (организации)) (часть седьмая п.13 Положения № 88).
Председатель, заместитель (заместители) председателя и секретарь конкурсной комиссии назначаются при утверждении ее персонального состава.
Период деятельности конкурсной комиссии: до момента заключения договора по результатам проведения торгов.
Решение о создании временной конкурсной комиссии принимается по результатам принятия решения о размещении заказа на основе торгов до размещения (публикации) извещения о проведении торгов и (или) направления приглашений участникам.
Порядок работы конкурсной комиссии, включая функциональные обязанности каждого ее члена, определяется Положением № 88 и регламентом конкурсной комиссии, утверждаемым ее председателем или руководителем организатора торгов.
Дочерние унитарные предприятия коммунальных унитарных предприятий по капитальному строительству областных и Минского городского исполнительных комитетов вправе передать учредившим их предприятиям свои функции по организации и проведению процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов (п.142 Положения № 88);
3) участники: лица, принимающие участие в торгах и представившие свои предквалификационные документы и конкурсное предложение по предмету заказа. Участниками исходя из предмета заказа могут выступать поставщики.
Участники для участия в торгах:
• приобретают (получают) у организатора торгов конкурсную документацию, документацию для предварительного квалификационного отбора участников;
• разрабатывают предквалификационные документы и конкурсные предложения, соответствующие условиям предварительного квалификационного отбора участников и торгов, и направляют организатору торгов в установленный им срок предквалификационные документы в электронном виде (на электронном носителе информации с невозможностью модифицирования информации) и конкурсные предложения на бумажном носителе в отдельных конвертах и (или) в форме электронного документа на электронном носителе информации (если это установлено в конкурсной документации);
• присутствуют на заседаниях конкурсной комиссии в порядке, предусмотренном организатором торгов;
• совершают иные действия, предусмотренные Положением № 88 и конкурсной документацией (часть вторая п.15 Положения № 88);
4) приглашенные специалисты и другие лица без права голоса при принятии решений, не включенные в состав конкурсной комиссии.
В частности, при размещении заказов за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, в работе конкурсной комиссии могут принимать участие члены Межведомственной комиссии по проведению процедур закупок при строительстве, а также работники Комитета государственного контроля Республики Беларусь, инспекции Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь (с их согласия) (п.16 Положения № 88);
5) оператор официального сайта информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в глобальной компьютерной сети Интернет (информационная система «Тендеры»).
3.2. Случаи, когда проведение торгов обязательно
1. Проводятся, когда их проведение обязательно. Так, при строительстве объектов с обязательным проведением подрядных торгов (в случаях, предусмотренных подп.1.4 п.1 Указа № 380) обязательно также проведение торгов, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, в случае размещения необходимых для строительства объектов заказов на закупку товаров стоимостью каждого их вида 3 000 БВ и более (абзац 4 части первой подп.1.5 п.1 Указа № 380).
При этом закупкой товаров при строительстве считается приобретение товаров, осуществляемое на основании проектной документации либо дефектного акта на выполнение работ по текущему ремонту, в соответствии с которыми определяются перечень и количество (объем) товаров, необходимых для строительства, а также технологического оборудования на основании предпроектной (предынвестиционной) документации, если разработка такой документации предусмотрена законодательными актами (подстрочное примечание к подп.1.2 п.1 Указа № 380).
2. По усмотрению заказчика могут быть проведены в случаях, когда торги, проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или отказался от заключения договора.
3. По усмотрению заказчика торги могут быть проведены в случаях, предусмотренных в подп.1.6 п.1 Указа № 380, когда проведение торгов не является обязательным.
3.3. Что такое преференциальная поправка и когда ее можно применить
Преференциальная поправка: при проведении подрядных торгов (торгов, переговоров) для предоставления преимущества при сравнении применяется преференциальная поправка в виде уменьшения цены предложения в размере:
• 15 % - в случае предложения участником товаров (работ, услуг), происходящих из Республики Беларусь и стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
• 25 % - в случае предложения участником товаров собственного производства организаций, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности работников (часть первая п.9 Положения № 88).
Наряду с этим с 16 августа 2015 г. действует норма, допускающая в ходе процедуры закупки товаров (работ, услуг) при строительстве изменение объема (количества) закупки товаров (работ, услуг), но не более чем на 10 %, если это предусмотрено условиями проведения процедуры закупки (п.91 Положения № 88).
3.4. Централизованный порядок проведения торгов (деление по лотам)
При закупке однородных товаров при строительстве объектов организатор торгов может размещать заказы в централизованном порядке для нескольких строящихся объектов (в конкурсной документации указываются однородные товары, необходимые для строительства каждого объекта).
Организатор подрядных торгов (торгов) вправе проводить подрядные торги (торги) одновременно по нескольким лотам. В этом случае конкурсная документация разрабатывается по каждому из лотов.
Если в торгах по отдельному лоту принимал участие один участник, то они признаются несостоявшимися только в отношении этого лота. Торги на объект строительства считаются проведенными в случае, если выбран победитель по каждому из лотов (п.39 Положения № 88).
3.5. Алгоритм действий по проведению торгов
Шаг 1 | |
Принятие организатором торгов (его руководителем) решения о размещении заказа на основе торгов | |
▼ | |
Шаг 2 | |
Назначение лица, ответственного за проведение торгов, создание конкурсной комиссии и определение полномочий ее членов | |
▼ | |
Шаг 3 | |
Обеспечение разработки документации для предварительного квалификационного отбора участников и конкурсной документации, утверждение и представление данной документации участникам в установленном организатором порядке | |
▼ | |
Шаг 4 | |
Размещение (опубликование) извещения о проведении торгов и (или) направление приглашения участникам | |
▼ | |
Шаг 5 | |
Размещение информации о результатах проведения торгов в форме открытого конкурса | |
▼ | |
Шаг 6 | |
Заключение соответствующего договора по результатам проведения торгов |
Дополнительно по теме:
Капитальный ремонт хозяйственным способом. Как закупить оборудование?
Функции конкурсной комиссии при проведении закупок товаров (работ, услуг) в строительстве.
За счет бюджетных средств закупаются товары для строительства путем проведения торгов. Специфичность приобретаемых товаров состоит в том, что их техническое обслуживание не может быть осуществлено. Каким требованиям должна отвечать конкурсная документация при проведении процедуры?
Допускается ли внесение изменений в конкурсную документацию при проведении торгов на закупку товаров при строительстве после размещения извещения на сайте в информационной системе «Тендеры»?
По результатам торгов на закупку товаров при строительстве определен поставщик и с ним заключен договор. После заключения договора у покупателя отпала необходимость в приобретении такого товара. Может ли покупатель (организатор торгов) отменить процедуру?
Допускается ли организатору торгов в конкурсной документации требовать от участников представления сертификата продукции собственного производства?
Можно ли обжаловать решение организатора при проведении им закрытых торгов по выбору подрядчика в строительстве?
Как проводить предварительный квалификационный отбор и необходимо ли учитывать принцип «соответствует / не соответствует» при проведении торгов на закупку товаров при строительстве?
Организатор проводит торги на закупку товаров при строительстве. Для проведения предквалификационного отбора участников необходимо представить сертификат соответствия требованиям ISO 9001. Правомерно ли требование? И если да, то кто должен представить такой сертификат?
Организатор проводит закупку товаров в строительстве по процедуре торгов. Может ли он предъявлять требования к производителю товаров (его финансовому положению), если участником процедуры является не производитель товаров?
Дочернему унитарному предприятию коммунального унитарного предприятия по капитальному строительству областного исполнительного комитета переданы полномочия по проведению процедуры закупок товаров для строительства нескольких объектов. Может ли организатор в данном случае однородные товары для нескольких объектов закупить в рамках одной процедуры?
Имеет ли право организатор торгов после заключения договора поставки с победителем торгов на закупку товаров при строительстве изменить источник финансирования по договору (финансирование из государственного внебюджетного фонда на бюджетное)?
Может ли подрядчик закупить оборудование для строительства объекта?
3.6. Закупка на биржевых торгах
Можно ли при строительстве производить закупку товаров, не включенных в перечень товаров, сделки с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключать на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.06.2004 № 714, посредством проведения биржевых торгов?
4. Проведение переговоров
4.1. Что такое переговоры и что нужно о них знать
Переговоры - форма размещения заказов на строительство объектов, закупку товаров (выполнение работ, оказание услуг) при строительстве объектов, предусматривающая определение подрядчика, исполнителя или поставщика, предложение которого удовлетворяет требованиям и условиям, изложенным в документации для переговоров (абзац 15 п.2 Положения № 88).
Участники процедуры переговоров:
• организатор переговоров: инвестор, застройщик, заказчик, подрядчик либо инженер (инженерная организация), осуществляющий (осуществляющая) размещение соответствующего заказа на переговорах;
• собственно участник (участники): лицо, принимающее участие в переговорах на строительство объектов, закупку товаров (выполнение работ, оказание услуг) и представившее свои предквалификационные документы (при необходимости, если проводится предварительный квалификационный отбор) и (или) предложение для переговоров по предмету заказа.
![]() |
Обратите внимание! Законодатель указывает на участие в переговорах организатора переговоров и участника (участников) (п.62 Положения № 88). Иными словами, допускается участие как одного участника в переговорах, так и нескольких. Наряду с этим законодателем определено также, что при отсутствии конкуренции на рынке товаров конкурсная комиссия (ответственное лицо за проведение переговоров) должна (должно) представлять руководителю организатора переговоров письменное обоснование, устанавливающее причину направления приглашения одному поставщику (абзац 4 п.63 Положения № 88); |
• оператор официального сайта информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в сети Интернет (информационная система «Тендеры»), если организатор переговоров при необходимости размещает извещение о проведении переговоров в информационной системе «Тендеры».
4.2. Случаи когда можно проводить переговоры
а) когда проведение подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве, биржевых торгов не является обязательным (подп.1.6, 1.7 п.1 Указа № 380);
б) если проведение подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве, переговоров), биржевых торгов при размещении заказов, необходимых для строительства объектов, не является обязательным, инвестор, застройщик, заказчик, подрядчик, инженер (инженерная организация) вправе назначить и провести их (п.8 Положения № 88).
При проведении переговоров для предоставления преимущества при сравнении применяется преференциальная поправка в виде уменьшения цены предложения в размере:
• 15 % - в случае предложения участником товаров (работ, услуг), происходящих из Республики Беларусь и стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
• 25 % - в случае предложения участником товаров собственного производства организаций, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности работников (часть первая п.9 Положения № 88).
4.3. Алгоритм действий по проведению переговоров
Шаг 1 | |
Принятие организатором решения (приказ, распоряжение или другой документ) о размещении соответствующего заказа на основе переговоров, дате проведения переговоров, порядке извещения участника (участников) об их проведении | |
▼ | |
Шаг 2 | |
Формирование организатором комиссии (назначение ответственного лица за проведение переговоров) | |
▼ | |
Шаг 3 | |
Разработка организатором документации для переговоров, проекта соответствующего договора и при необходимости документации для предварительного квалификационного отбора участников | |
▼ | |
Шаг 4 | |
Определение перечня приглашаемых участников, направление им приглашения для участия в переговорах и (или) размещение извещения о проведении переговоров | |
▼ | |
Шаг 5 | |
Представление участникам документации для переговоров, которая утверждается руководителем организатора переговоров, и при необходимости документации для предварительного квалификационного отбора участников | |
▼ | |
Шаг 6 | |
Организация и проведение переговоров | |
▼ | |
Шаг 7 | |
Оценка представленных участниками предложений для переговоров и принятие решения о результатах проведения переговоров | |
▼ | |
Шаг 8 | |
Оформление по результатам проведения переговоров протокола и извещение участников в письменной форме о результатах их проведения | |
▼ | |
Шаг 9 | |
Заключение соответствующего договора по результатам проведения переговоров |
Дополнительно по теме:
Выявлены дополнительные работы по договору на выполнение проектных и изыскательских работ. Как изменить договор.
Бюджетная организация по результатам переговоров в строительстве выбрала инженерную организацию и заключила с ней договор об оказании инженерных услуг. В связи с ненадлежащим исполнением инженерной организацией обязательств договор расторгнут. Нужно ли бюджетной организации проводить повторную процедуру переговоров?
Проводится процедура переговоров по выбору подрядчика в строительстве, финансируемом за счет бюджетных средств. Может ли заказчик установить требование о том, что к переговорам не допускаются субъекты, включенные в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок?
Для выбора поставщика в строительстве проводятся переговоры. Нужно ли размещать в открытом доступе протокол по результатам процедуры переговоров?
Обязательно ли проведение подрядных торгов при строительстве для определения проектной организации при том, что стоимость строительства объекта не превышает 6 000 базовых величин?
В ходе процедуры переговоров в строительстве организатор принял решение о проведении процедуры улучшения предложений. Может ли участник снизить только цену, не улучшая иные условия?
В ходе процедуры переговоров в строительстве организатор принял решение о проведении процедуры улучшения предложений. Может ли участник повысить цену, но улучшить иные условия?
Допустимо ли победителем переговоров выбрать подрядную организацию, у которой нет сертификата системы качества (СТБ ISO 9001), хотя его наличие предусмотрено документацией для переговоров (подрядчик прислал гарантийное письмо, в котором сообщил, что находится в процессе получения данного сертификата)?
Заказчиком при проведении переговоров в строительстве установлено требование об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов в бюджет на 1-е число месяца, предшествующего дню подачи предложения. Каким образом осуществляется проверка таких сведений?
Для проведения переговоров организатором создана конкурсная комиссия. В день рассмотрения предложений участников для заседания комиссии нет кворума. Каковы действия организатора?
Допускается ли подача альтернативных предложений в процедуре переговоров при строительстве за счет бюджетных средств?
В переговорах победила организация, сформировавшая цену на весь объем работ, а заказчик прислал проект договора на часть работ. Разбираемся в ситуации
Проводится процедура переговоров по размещению заказа для выбора инженерной организации. Требуется ли в документации для переговоров указывать, что в переговорах не могут принимать участие лица, включенные в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере?
В ходе проведения переговоров в строительстве организатор установил, что в смете содержится ошибочная информация (указано большее количество окон, чем требуется по факту), которая может повлиять на предложение участника и его цену. Что предпринять организатору?
Проводится процедура переговоров по размещению заказа для выбора инженерной организации. Можно ли в документации для переговоров требовать от участника документы о его финансовом положении?
Процедура переговоров признана несостоявшейся ввиду того, что не было подано ни одной заявки. После этого заказчик случайно нашел организацию, которая согласна выполнить необходимые работы. Нужно ли снова проводить процедуру переговоров либо достаточно просто оформления протокола? Если необходимо проводить переговоры повторно, то можно ли направить приглашение только одному участнику, обосновав это тем, что процедура не состоялась из-за отсутствия предложений?
Установлены ли законодательством основания для признания переговоров как процедуры закупок при строительстве несостоявшимися?
Должен ли организатор при проведении переговоров при строительстве определять победителем участника с наименьшей ценой предложения?
В учреждении здравоохранения проведена процедура переговоров по текущему ремонту. Процедура осуществлялась за счет средств местного бюджета. Приглашения для участия в процедуре переговоров направлены четырем субъектам. В установленный срок было представлено только одно предложение, которое полностью соответствовало документации для переговоров. Каковы действия организатора?
Организация проводит процедуру переговоров. Участники данной процедуры представили свои предложения, но ни одно из них не соответствует требованиям документации для переговоров. Что предпринять организатору?
Победитель процедуры переговоров отказался от заключения договора строительного подряда. Что предпринять организатору?
Допускается ли в техническом задании на закупку при проведении переговоров указывать конкретные модели закупаемого оборудования?
При проведении переговоров организатор установил требования о том, что участники должны представлять предложения в бумажной форме, но детально не указал требования о том, необходимо ли их прошить, сброшюровать и т. п. Как в таком случае необходимо представлять предложения?
При проведении переговоров организатор потребовал представления документов, подтверждающих опыт работы по объектам, аналогичным предмету заказа. Допустимо ли такое требование?
Можно ли обжаловать решение заказчика при проведении им переговоров в строительстве? Установлены ли сроки для заключения договора по результатам переговоров?
В адрес организатора переговоров не поступило ни одного предложения. Что делать в такой ситуации?
Допускается ли такое ограничение участия в процедуре переговоров, как неустойчивое финансовое положение участника, выражающееся, к примеру, в наличии задолженности по платежам в бюджет на дату подачи предложения участника?
Договор заключен по результатам процедуры закупок в строительстве. Нужно ли проводить переговоры как процедуру закупок при заключении дополнительного соглашения к такому договору?
Организатор представил участнику смету для участия в переговорах, в ней к расценкам применен коэффициент 1,2 на стесненность. Может ли участник для снижения цены убрать этот коэффициент?
Требуется ли проведение исследований конъюнктуры рынка для закупки товаров для строительства путем проведения переговоров?
Организатор процедуры переговоров в строительстве не указал в документации для переговоров критерии оценки предложений участников. Правомерно ли это и допускается ли проведение переговоров без установления таких критериев оценки предложений?
Для выбора подрядчика проводится процедура переговоров. Может ли подрядная организация для повышения конкурентоспособности своего конкурсного предложения применить уровень общехозяйственных и общепроизводственных расходов и плановой прибыли ниже предельных норм?
Предусмотрены ли законодательством о закупках при строительстве какие-либо правила для описания товаров, если проводится процедура переговоров?
Требуется ли организатору переговоров при закупке работ при строительстве устанавливать в документации для переговоров квалификационные требования к участникам, если предварительный квалификационный отбор участников не проводится?
При проведении переговоров одна подрядная организация предложила цену, которая намного ниже цен других участников и рыночной цены. Может ли конкурсная комиссия отклонить такое предложение?
Проводятся переговоры по выбору поставщика в строительстве. Поступило только одно предложение со стоимостью, превышающей стоимость в документации для переговоров. Можно ли считать процедуру переговоров состоявшейся?
Допускается ли направление по электронной почте приглашения к участию в переговорах - процедуре закупок при строительстве?
Какие минимальный и максимальный сроки установлены для проведения переговоров в строительстве и какой формат представления информации предусмотрен для документации для переговоров и предложений участников?
Должен ли организатор переговоров размещать информацию в информационной системе «Тендеры» и обязательно ли проводить процедуру улучшения предложений при проведении переговоров?
Может ли организатор переговоров при закупке строительных работ устанавливать в документации для переговоров требование к участникам о представлении аттестатов соответствия на необходимый организатору вид работ?
Потенциальным подрядчикам от организатора направлены приглашения для участия в переговорах. Каковы действия организатора, если предложение поступило только от одного подрядчика?
Организатором проводится процедура переговоров, в ходе которой отпала потребность в приобретаемых товарах. Каковы действия организатора?
Может ли организатор переговоров по закупке строительных работ, когда не проводится предквалификационный отбор, потребовать от участников представления аттестатов соответствия?
Должны ли участники переговоров присутствовать в ходе их проведения в месте нахождения организатора? Если путем проведения переговоров работы приобретаются для филиалов организатора, вправе ли организатор сам провести их?
Организатор переговоров направил приглашения участникам переговоров, а от них не поступило никакого письменного ответа (об отказе либо о согласии на участие). Должен ли организатор требовать письменные ответы на приглашение от участников, которым они были направлены, при определении победителя?
В каком порядке и какой форме представляются конкурсные предложения участниками при проведении переговоров с 1 января 2017 г.?
Можно ли провести одну процедуру переговоров для закупки работ (услуг) по нескольким лотам?
При проведении переговоров в документации для переговоров установлено требование к участникам о наличии опыта работы. Правомерно ли такое требование с учетом того, что предварительный квалификационный отбор участников организатором не проводится?
Можно ли признать несостоявшейся процедуру переговоров в строительстве?
Какие действия должен совершить организатор переговоров, в случае если участниками представлены предложения для переговоров, не соответствующие требованиям, установленным в документации для переговоров?
Заказчик для выбора подрядчика проводит переговоры с каждым участником индивидуально. Участник настаивает на обеспечении конфиденциальности информации, которая обсуждается в ходе переговоров, и требует заключения соответствующего соглашения. Не противоречит ли требование участника действующему законодательству?
В случае если в ходе переговоров как процедуры закупок работ в строительстве снижается цена предложения участника, должен ли участник обосновать такое снижение цены?
5. Закупки при финансировании строительства за счет средств иностранных инвесторов
Распространяются ли нормы Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» на порядок закупок товаров (работ, услуг) для строительства, приобретаемых при реализации инвестиционного проекта на основании инвестиционного договора?
6. Правонарушения, возникновение спорных ситуаций при организации и проведении подрядных торгов (торгов, переговоров)
Как минимизировать риски нарушения законодательства при проведении закупок в строительстве.
Требования конкурсных документов не позволили подготовить участнику корректное конкурсное предложение, предложить к поставке предмет заказа и принять участие в торгах.
Можно ли обжаловать решение организатора при проведении им закрытых торгов по выбору подрядчика в строительстве?
Может ли участник процедуры подрядных торгов обжаловать состав конкурсной комиссии?
На предприятии создана постоянно действующая комиссия по проведению подрядных торгов (торгов, переговоров), председатель которой - главный инженер предприятия. Директор предприятия как заказчик выступает организатором подрядных торгов и на основании доверенности поручает главному инженеру утверждение конкурсной документации и протоколов на проведение закупки. Противоречит ли законодательству подписание конкурсных документов председателем конкурсной комиссии с последующим утверждением данных документов им же?
Договор строительного подряда заключен с победителем проведенных подрядных торгов. В ходе исполнения договора подрядчик предложил заказчику внести корректировки в ПСД и заменить часть строительных материалов на более эффективные собственного производства. Возможно ли это?
От участника процедуры переговоров поступила жалоба на то, что организатором не проведена процедура улучшения предложений в нарушение законодательства. Правомерны ли доводы участника?
В каком порядке обжалуется отстранение участника от участия в подрядных торгах при строительстве?
Строительная организация в ходе проведения подрядных торгов отказалась от заключения договора строительного подряда в связи с тем, что заказчик в окончательный вариант договора внес условия, которых не было в проекте договора в составе конкурсной документации. Какие последствия предусмотрены для строительной организации в данном случае?
7. Формы документов (приложения 1-5 к Положению № 88)
Протокол заседания конкурсной комиссии по открытию предквалификационных документов.
Протокол заседания конкурсной комиссии о результатах проведения предварительного квалификационного отбора участников.
Протокол заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с конкурсными предложениями.
Протокол заседания конкурсной комиссии по выбору победителя подрядных торгов (торгов).
Приглашение на участие в подрядных торгах (торгах) в форме закрытого конкурса.
8. Примеры форм документов
Приказ о размещении заказа на основе переговоров.
Приказ о размещении заказа на основе переговоров (пример).
Приказ о создании конкурсной комиссии (пример).
Протокол заседания конкурсной комиссии по выбору победителя переговоров по объекту «Капитальный ремонт административного здания» (пример).
Протокол заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с предложениями для переговоров по объекту «Капитальный ремонт административного здания» (пример).
Уведомление о проведении процедуры снижения цены заказа в переговорах по объекту «Капитальный ремонт административного здания» (пример).
Протокол заседания конкурсной комиссии по рассмотрению и изучению предложений по объекту «Капитальный ремонт административного здания» (пример).
Документация для предварительного квалификационного отбора участников по выбору подрядчика при проведении подрядных торгов в форме открытого конкурса.
Документация на переговоры по выбору подрядчика на строительство объекта.
Конкурсная документация по выбору подрядчика на строительство объекта.
Письмо-заявка на предварительный квалификационный отбор в рамках переговоров.
Приказ о признании утратившим силу приказа «О создании конкурсной комиссии» (по объекту «Реконструкция административного здания») (пример).
Приказ о внесении изменений в приказ «О создании конкурсной комиссии» (по объекту «Реконструкция административного здания») (пример).
Протокол заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с предложениями для переговоров (с заявлениями и замечаниями, сделанными участниками в ходе составления протокола, и уведомлением участника о необходимости привести предложение в соответствие с требованиями документации для переговоров) (по объекту «Реконструкция административного здания») (пример).
Протокол заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с предквалификационными документами (по объекту «Реконструкция административного здания») (пример).
Протокол заседания конкурсной комиссии о результатах проведения предварительного квалификационного отбора участников (по объекту «Реконструкция административного здания») (пример).
Протокол заседания конкурсной комиссии (с подведением результатов проведения переговоров и извещением участников об этих результатах в письменной форме) (по объекту «Реконструкция административного здания») (пример).
9. Закупка без привлечения бюджетных и приравненных к ним средств с 26 февраля 2018 г.
С 26 февраля 2018 г. вступил в силу абзац 35 подп.4.4 п.4 Декрета № 7, которым установлено, что субъекты хозяйствования (юридические лица и индивидуальные предприниматели) при осуществлении экономической деятельности в сфере строительства не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома (далее - бюджетные средства), а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений).
Таким образом, после вступления в силу Декрета № 7 необходимость проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, а следовательно, применения Указа № 380 сохраняется лишь при проведении данных закупок за счет бюджетных средств. При проведении закупок при строительстве объектов из иных источников порядок проведения процедур закупок не регламентирован.
На основании вышеизложенного Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь разъяснило, что закупка товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, финансируемых за счет собственных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляется на основании локальных нормативных правовых актов, утвержденных руководителями данных субъектов хозяйствования.
Дополнительно по теме:
Что изменится в сфере строительства в 2018 году. Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства».
Возможность дочернего предприятия участвовать в процедуре закупки по выбору подрядной организации.
Ограничение конкуренции в локальном акте, определяющем порядок закупок в строительстве за счет собственных средств: разбираем ситуацию.
Выбор подрядчика без проведения процедур закупок, обязательны ли требования по наличию аттестата.
Организация - резидент Республики Беларусь за счет собственных средств осуществляет инвестиции на территории Республики Беларусь по инвестиционному договору, заключенному в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь». В рамках договора реализуется инвестиционный проект по строительству объекта стоимостью более 100 000 БВ. Какую из процедур закупок в строительстве инвестору выбрать при определении подрядчика для этого проекта?
Организация планирует за счет собственных средств осуществить текущий ремонт. Для ремонта нужны строительные материалы, закупить которые изначально планировалось посредством проведения переговоров в соответствии с Положением о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов. Изучив рынок поставщиков, заказчик решил, что проводить переговоры нецелесообразно. Может ли заказчик текущего ремонта приобрести необходимые стройматериалы без проведения переговоров?
Организацией осуществляется закупка для текущего ремонта за счет собственных средств по процедуре переговоров в соответствии с Положением о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов. Один из потенциальных участников обратился к организации с жалобой, в которой указал, что процедура проводится необоснованно в отсутствие оснований в связи с действием норм Декрета № 7. Правомерны ли доводы потенциального участника?
Необходимо ли разрабатывать локальный нормативный правовой акт, например положение, для регламентации проведения процедур закупок при строительстве за счет собственных средств, в частности для установления стоимостных пороговых значений при проведении той или иной процедуры закупки?
Открытое акционерное общество (доля государства более 50 %) за счет собственных средств проводит модернизацию цеха. Какую процедуру нужно провести ОАО по закупке оборудования для модернизации цеха?
Необходимо ли заказчику при проведении капитального ремонта по объекту «Установка приборов учета электроэнергии к кофе-автомату» заключать договор с инженерной организацией по комплексному управлению строительной деятельностью с учетом норм Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»? Источник финансирования объекта - внебюджетные средства.
Заказчик определил подрядчика для выполнения строительных работ при финансировании за счет собственных средств и без проведения процедуры подрядных торгов и переговоров. В ходе исполнения договора возникла необходимость выполнения дополнительных работ. Действует ли ограничение по изменению предмета договора в пределах 10 %?
Подрядчик выполняет строительные работы с привлечением субподрядчиков. Работы финансируются за счет собственных средств заказчика, то есть без привлечения бюджетных средств. Обязан ли такой подрядчик проводить процедуры закупок при строительстве для выбора субподрядчиков?
Заказчику требуется выбрать подрядную организацию для строительства объекта. Нужно ли руководствоваться нормами постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2014 № 683 «Об утверждении перечня объектов Белорусской энергетической системы, по которым предоставлено право осуществлять строительство без проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве и процедур государственных закупок», если финансирование строительства - собственные небюджетные средства?
Организация осуществляет закупки при строительстве за счет собственных средств на основании Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88. Применяются ли правила о преференциальной поправке в таком случае?
Организация осуществляет закупки при строительстве за счет собственных средств, но на основании Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88. При применении правил о преференциальной поправке каким образом определять страны, которым предоставлен национальный режим?
Предприятию за собственные средства необходимо произвести текущий частичный (до 40 %) ремонт кровли. Может ли предприятие привлечь к этим работам, оформив договор подряда, штатных работников предприятия (двух, один из которых имеет диплом кровельщика), не являющихся ИП, работают на предприятии - рабочий, электрик? Работы будут производиться в свободное от работы время. Если можно, то сколько раз в год? Если нет, то кто имеет право на выполнение таких работ? На каких условиях? Обязательно ли проведение процедур?
Организация осуществляет закупки при строительстве за счет собственных средств, применяя свой порядок закупок. Можно ли в нем предусмотреть правила о размещении приглашений и документации по проводимым процедурам, а также сообщений о результатах проведения процедур в информационной системе «Тендеры»?
Обязана ли организация при закупках товаров (работ, услуг) для строительства за счет собственных средств руководствоваться нормами законодательства о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве?
Согласно подп.4.4 п.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» процедуру закупки при строительстве за собственные средства проводить больше не нужно?
Учреждение - бюджетная организация, которая, оказывая платные услуги, имеет в распоряжении собственные средства. Согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» с 2018 года заказчик освобождается от проведения процедур закупок в строительстве в случае осуществления закупок за счет собственных средств без привлечения бюджетных ассигнований. Означает ли это, что с 2018 года учреждению за счет собственных средств не требуется проведение процедуры закупки при строительстве?
10. Закупка с привлечением бюджетных и приравненных к ним средств с 1 января 2019 г.
Указ № 380 закончил срок своего действия (часть третья п.6 Указа № 380), и с 1 января 2019 г. основной критерий, дающий право субъектам хозяйствования не применять установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве, это источник финансирования.
Если приобретение товаров (работ, услуг) при строительстве производится получателями бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, то необходимо руководствоваться общими правилами законодательства о государственных закупках (Закон Республики Беларусь от 13.07.2016 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»), путем проведения открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений, биржевых торгов либо процедуры закупки из одного источника, если иное не будет установлено Президентом Республики Беларусь.
Государственным органом, уполномоченным на ведение политики в области государственных закупок, является Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 01.02.2019 № 04-3-05/1611).
С 1 июля 2019 г. вступает в силу Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», которым установлено правовое регулирование сферы закупок товаров (работ, услуг) при строительстве с привлечением полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома.
В основу Указа № 223 был положен Указ № 380.
Дополнительно по теме:
Закупки товаров (работ, услуг) при строительстве с 1 января 2019 года: чем руководствоваться?
Аварийно-восстановительный ремонт с 1 января 2019 года: требования к закупкам товаров (работ, услуг).
На выполнение работ по капитальному ремонту разработана проектная документация. Финансирование бюджетное. Проектно-сметная документация прошла экспертизу и передана заказчику в 2015 году. В 2019 году заказчик решил ее откорректировать - выделить пусковые комплексы. Должен ли заказчик проводить процедуру закупки на выбор подрядчика (проектировщика), который откорректирует ПСД?
Бюджетная организация в 2019 году планирует осуществить текущий ремонт за счет выделенных бюджетных средств на сумму 14 000 базовых величин. Правомерно ли будет проводить процедуру государственной закупки из одного источника у определенных категорий субъектов, а именно приобретать товары (работы, услуги) собственного производства у организаций (в случае непривлечения соисполнителей), в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности работников?
Организация за счет бюджетных средств приобретает товары и работы для строительства объекта в соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» и Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88. Допустимо ли их применение после наступления 2019 года?
01.06.2019
Материал подготовлен аналитической редакцией АПС «Бизнес-Инфо»
Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»